Анализ автомобильных дорог регионального и федерального значения и туристской инфраструктуры для всесезонного автомобильного маршрута «Тюмень – Большой Сочи»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Габдрахманов Р. Р. Анализ автомобильных дорог регионального и федерального значения и туристской инфраструктуры для всесезонного автомобильного маршрута «Тюмень – Большой Сочи» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2721–2725. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86575.htm.
Аннотация. В статье автором проводится анализ автомобильных дорог регионального и федерального значения, а также туристской инфраструктуры для планируемого всесезонного автомобильного маршрута «Тюмень – Большой Сочи». Дается характеристика дорог, сведенная в таблицу. Обосновывается необходимость развития внутреннего автотуризма. Туристский кластер «Большой Сочи», на взгляд автора, всегда будет востребован не только для российских, но и для иностранных туристов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Габдрахманов Руслан Рафаильевич,студент, Тюменский государственный университет, г. Тюменьruslan_09.1994@mail.ru

Анализ автомобильных дорог регионального и федерального значения и туристской инфраструктуры

для всесезонного автомобильного маршрута «Тюмень –Большой Сочи»

Аннотация.Встатье автором проводится анализ автомобильных дорог регионального и федерального значения, а также туристской инфраструктуры для планируемого всесезонногоавтомобильного маршрута «Тюмень –Большой Сочи».Разбив трассу на участки, дается характеристика дорог, сведенная в таблицу. Обосновываетсянеобходимость развития внутреннего автотуризма. Туристский кластер «Большое Сочи», на взгляд автора, всегда будет востребован не только для российских, но и для иностранных туристов.Ключевые слова:региональные автодороги, федеральные автодороги, инфраструктура, автотуристский кластер, всесезонный автомобильный маршрут, олимпийский парк Сочи.

В последние годы геополитическая ситуация на мировой арене меняется не в самую лучшую сторону. Экономический кризис в Российской Федерации иего последствия для индустрии туризма можно трактовать поразному. В любом случае эти условия вынуждают туристский бизнес буквально с трудом удерживаться на плаву. Последние годы принесли туристской отрасли России небывалое количество трудностей, с которыми придется бороться еще не один год.Падение объемов продаж в выездном туризме, падение прибыли крупных игроков туристского рынка, вынуждают предприятия заниматься внутренними направлениями что является несомненным плюсом для развития внутреннего и въездного туризма. В этих тяжелых условиях прогнозыдля их развития стали более оптимистичны. В 2016 году отрасль туризма переживает более глубокий кризис нежели в 2015. В январе этого года путешествовать на новогодние праздники отправилось на 2,8 млн. россиян меньше, чем в том же 2015 году [2].Закрытие таких крупных направлений как Египет и Турция, вынуждает россиян все чаще отправляться в путешествия по родной стране. На данный момент состояние дорог в России и в регионах в целом нельзя назвать удручающим, хотя есть и исключения. Ожидается, что в ближайшие годы состояние автомобильных дорог в условиях существующего кризиса будет улучшаться. Благодаря нововведениямсо стороны государствавпоследние годы. Необходимо отметить внедренную в 2015 году системувзимания платы «Платон»созданнуюдля того чтобы обеспечить взимание платы с автомобилей свыше 12тонн за счет возмещения вреда, который наносится дорожному покрытию за счет большого веса автомобиля. Собранные средстваиз Федерального бюджета будут направлены на строительство и ремонт автомобильных дорог, а также на улучшение дорожно–транспортной инфраструктуры. Так или иначе можно уловить связь этой системы с увеличением транспортногопотока по территории страны. Благодаря этому проекту, государство позволит себе достичь программы «Развитие транспортной системы России (2010 —2020 годы)» и подпрограммы–«Автомобильные дороги», гораздо быстрее и со значительным снижением нагрузки на государственный бюджет, а также добиться улучшения состояния федеральных дорог [5].Такие принятые меры безусловно повлияют на организацию автомобильного движения между регионами тем самым способствуя развитию внутреннего туризма в России. На этапе планирования своего путешествия автотурист должен учитывать такие факторы, как комфорт путешествия, стоимость, возможность остановки в пути, условия проживания и питания, скорость продвижения по трассе, состояние дорожного полотна автотрассы и др. [3, с. 237].Анализируя автомобильные дороги и инфраструктуру для автомобильных поездок с целью туризма, правильней всегопользоваться таким определением как «автотуристский»кластер. Это определение используется в Федеральной целевой программе «Развитие туризма вРоссийской федерации (20112018годы)».Автотуристские кластеры состоят из элементов инфраструктуры, которые необходимы для обеспечения полного комплекса услуг,оказываемых для автомобильного туризма. Они включают в себя: придорожные гостиницы, кемпинги, парковки для легкового и пассажирского транспорта, кафе и рестораны, автосервисы, магазины придорожной торговли, автозаправочные комплексы и т.д. [6].Маршрут «Тюмень –Большой Сочи»включает в себя поездку по дорогам региональногои федерального значения. Маршрут от начальной точки отправления и до конечного пункта пребывания составляет приблизительно ~3100 км. Отправляясь в дорогу,конечно хочется быть уведомленным о ее состояниии наличии на ней средств для рекреации.Основной существующей проблемой, влияющей на стабильное функционирование автотуристского кластера,является ее слабое развитие, а точнее средств размещения и многих других второстепенных услуг оказываемых придорожным сервисом. Далеко не каждый регион может создать благоприятные условия для ведения коммерческой деятельностив этой сфере. Трудность получения разрешительных документов на аренду земли, строительствопомещений, подъездов к дороге, парковок и т.д. вынуждают отказаться предпринимателей от задуманного. Данные проблемы требуют большого количествавремени и инвестиционныхсредств которых у малого и среднего бизнеса просто нет. Поэтому важнейшим фактором определяющим будущее автотуристских кластеров является существенная (реальная) поддержка государства в области предпринимательства в целом и туризма в частности.Маршрут при выезде из Тюмени проходит по дорогам регионального значения (Р254, Р329, Р354, Р330)до города Челябинска(Рис. 1, Табл.).

Рис 1. Федеральная трасса М5, «Москва Челябинск» в сети федеральных дорог [8].Трассы регионального значения «Тюмень –Челябинск ( )

ТаблицаНитка всесезонного автомобильного маршрута «Тюмень –Большой Сочи»№ участкаНаименованиетрассыУчасток маршрутаПротяженность в кмВремяпути1Р254, Р329, Р354, Р330Тюмень –Челябинск(через Шадринск).415,65 ч 47 мин2М5 «Урал»Челябинск Сызрань99512 ч 32 мин3Р228, А260, М4 «Дон»Сызрань –КаменскШахтинский1020 12 ч 58 мин4М4 «Дон»КаменскШахтинский –Джубга5177 ч 35 мин5А147 (до 31.12.2017 г. допустимо называть М27)

Джубга Сочи

171,81

3 ч 35 минПримечание: Общая протяженностьоколо 3100 км;примерноевремя пути: 1 день 16 ч 57 мин;Р –трасса регионального значения, М –федеральная трасса.Источник: составлено автором на основе сайта http://www.dlinaputi.ru/.

Говоря об общем состоянии дорог, можно отметить, что на разных участках дорога значительноотличается друг от друга по качеству. Качество дорог напрямую зависит от ряда административных и экономических факторов того или иного региона. Автотуристские кластеры на дорогах такого уровня расположены в основном вдоль населенных пунктов, сервис и простые санитарные нормы в таких заведениях оставляют желать лучшего. Зачастую государственные органы, регулирующие и контролирующие работу подобных заведений, просто не берут их во внимание, ввиду их отдаленного месторасположения. Улучшение сервиса год за годом происходит только в виду высокой конкуренции среди предпринимателей.Трасса М5 «Урал»трасса федерального значения.Она начинается в городе Москва, от МКАД(Московской кольцевой автодороги), проходит черезгородаТюменьЧелябинсккРязань, Пенза, Самара, Уфа, и заканчивается в Челябинске(Рис. 1). Ее протяженность составляет ~1900км, из которых отрезок дороги «ЧелябинскСызрань» (протяженность ~ 995 км.) входит в маршрут следования ТюменьСочи [7].Трасса была приспособлена для движения в 30е годы прошлого векаот «Москвы до Рязани», а в 1965 году движение транспорта было запущено и до Челябинска. Эта трасса одна из старейших автодорог России, и в то жевремя одна из самых аварийных. Работы по реконструкции ведутся на разных участках дороги и состояние ее в целом, вызывает у большинства водителей отрицательные эмоции.С туристскими кластерами на трассе федерального значения проблем практическинет, хотя можно внести улучшения. Назначительно небольшом расстоянии друг от друга (в среднем 4060 км)располагаются пункты питаниянекоторые из них имеют парковочные места, охраняемые стоянки, средства размещения,магазины,автозаправочные станции (АЗС) идругие услуги необходимые в дороге. С точки зрения кластерного подхода дорогаМ5 «Урал»является достаточно оживленной, т.к. это одна из основных крупных транспортных артерий России. Трассы регионального значения от Сызрани (Р228, А260) до трассы М4«Дон»характеризуются улучшенным дорожным покрытием, но значительно загруженной автомобильным движением. По достаточно плотному транспортному потоку можно говорить и об обширном рекреационном кластере.Проблем сразмещениеми отдыхом на этом участке дорогине возникнет. Трасса М4 «Дон», с отрезком «КаменскШахтинский –Джубга»~517 км.Дорога на этом расстоянии отличается хорошим дорожным покрытием.Общая протяженность федеральной автомобильной дороги М4 «Дон»составляет 1543 км. Находясь на выгодном экономикогеографическом положении и пересечении важных транспортных артерий, она обладает большим социальноэкономическим потенциалом. Проходящий туристский поток, вынуждает конкурентов бороться за каждого посетителя между собой путем качественного предоставления услуг,к которым привыкли российские туристы,отдыхающие за границей за последние десятилетия.

Отрезок дороги А147 «Джубга –Сочи»дорога находится в самом благоприятномсостояниидля путешествия по маршруту. В период подготовки «Олимпиады 2014» в дорогу были вложены большие инвестиции,в результате которых она подверглась качественномуобустройству иремонту. Благодаря большому количеству туристов приезжающих на отдых, здесь сформировался крупный автотуристский кластер не только в населенных пунктах, но и между ними.Туристский поток движущийся с разных точек страны всегда будет востребован на этом маршруте. Туристская индустрия обладает огромной материальной базой, что является несомненным плюсом для ее развития.В санкционный период —этошанс для российских предприятий занять нишу бизнеса для развития внутреннего туризма. Перспективыавтотуристских кластеров на территории России –это возможность выйти на рынокобслуживаниябольшого потока транзитных туристов. Для местных жителей это хорошая альтернатива для развития малого и среднего бизнеса в трудных экономических условиях.Не секрет что Сочи за последние годы становиться претендентом не только на самый продвинутый с точки зрения туризма курортный город, но и на то чтобы стать одним из самых больших центров для событийного туризма. Агломерация города и его окрестностей представлена не только уникальным сочетанием моря, гор, природных достопримечательностей, но и современных объектов инфраструктуры,использующихся для организации и проведения различных по своему масштабу мероприятий. Основным проверенным источником для получения информации о проводимых мероприятиях различного уровня является сайт администрации города Сочи [1].На сайте вынайдете всю интересующуюбазумероприятий,проводимых в городе.На сегодняшний день самымибольшими центрами для рекреации являются объектыОлимпийскогопарка(Рис. 2): «Фишт», который считается самым грандиозным сооружением и на котором проходила церемония открытия и закрытия Олимпийских игр(Рис. 3)[9].

Рис. 2.Вид на «Олимпийский парк»[4]

Рис. 3.Олимпийский стадион «Фишт»

Стадион «Большой ледовый дворец» в настоящее время используется для проведения хоккейных мероприятий (Рис. 4). Спортивный комплекс «Айсберг», использующийся для проведения конькобежных соревнований и фигурного катания(Рис. 5). Стадион «Шайба» в котором сейчас располагается детский спортивнооздоровительный центр(Рис. 6). Крытый спортивный комплекс «АдлерАрена» переоборудован под теннисную академию(Рис. 7).«Ледяной куб» используется для проведения соревнований по керлингу(Рис. 8).

Рис. 4.Ледовый дворец «Большой»

Рис. 5.Спортивный комплекс «Айсберг»

Рис. 6.Спортивный комплекс «Шайба»

Рис.7.Комплекс «АдлерАрена»

Рис 8. Спортивный комплекс «Ледяной куб»

Необходимо отметить что большой поток туристов приезжает в Сочи на мероприятие этапов гонки «Формулы1», который проводится в России на трассе «Сочиавтодром» в Олимпийском парке с 2014 года, спустя после длительного периода проведения гонок еще в дореволюционный период. Все эти объекты очень востребованы среди гостей города, они притягивают массу людей на свои мероприятия.Говоря об отдыхе в Сочи в целом нельзя не сказать о многообразии горнолыжных курортов. На любой вкус и кошелек турист сможет найти то что ему действительно подходит. К наиболее интересным с точки зрения спорта и отдыха можно отнести туристические базы курортного поселка Красная Поляна. Большое количество горнолыжных трасс от любительской до экстремальной сложности расположены в этом районе. На сегодняшний день Красная Поляна один из самых развивающихся перспективных горных курортов России.Подводя итоги можно обозначить и то что маршрут не характеризуется какимлибо временем года или сезонностью, но необходимо отметить что самыми благоприятными условиями для отдыха являются летние и зимние месяцы. В летнее время на курортах «Большого Сочи»востребован и популярен пляжный отдых, а на зимний период приходится самый пик разнообразных горнолыжных развлечений. Огромный туристский кластер,доставшийся этим местам после проведения «Олимпиады 2014» всегда будет востребован нетолько для российских, но и дляиностранных туристов,которых в последнее время в стране становится в разы больше.

Ссылки на источники1.Администрация города Сочи –Календарь мероприятий на 2016 год. URL: www.sochiadm.ru/kalendarmeropriyatiy/tekushchiemeropriyatiya/(дата обращения:14.02.2016).2.КоммерсантъДеньги Путешествие кризисклассом. URL: http://romir.ru/press/2629_25.01.2016/(дата обращения: 14.02.2016).3.Кусков А.С. Транспортное обеспечении в туризме: учебник / А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. –М.: КНОРУС, 2008. –368 с.4.Олимпийский парк Сочи: жизнь после Олимпиады. URL: http://resortsochi.com/16 (дата обращения:15.02.2016).5.О системе взимания платы. URL: http://platon.ru/ru/about/(дата обращения:14.02.2016).6.Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. N 644 "Офедеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 2018 годы)»(с изменениями и дополнениями). URL:http://base.garant.ru/55171986/(дата обращения:14.02.2016).7.Расстояние от Тюмени до Сочи.URL: https://www.avtodispetcher.ru/distance/?from=%D0%A2%D1%8E%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8C&to=%D0%A1%D0%BE%D1%87%D0%B8(дата обращения:14.02. 2016).

8.Урал (автодорога).URL: http://wikipedia.org/wiki/Урал_(автодорога)Урал_(автодорога)#(дата обращения:14.02.2016).9.6 главных объектов Олимпийского парка в Сочи. URL:https://localway.ru/krasnaya_polyana/guide/214 (дата обращения: 15.02.2016).