Народные промыслы как ресурс для развития культурно-познавательного туризма на территории Брянской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Борсук А. А. Народные промыслы как ресурс для развития культурно-познавательного туризма на территории Брянской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2726–2730. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86576.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются ресурсы развития подвидов культурно-познавательного туризма: культурно-событийного и культурно-этнографического. В ходе исследования составлена карта-схема их размещения и территориального сочетания в Брянской области.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ПодвойскаяАнастасияАлександровна,Аспирант,ФГБОУВПО«БрянскийгосударственныйуниверситетимениакадемикаИ.Г.Петровского»,Брянскn.podwoiskaya@yandex.ru

Народныепромыслыкакресурс для развития культурнопознавательного туризма на территорииБрянскойобласти

Аннотация.Встатьерассматриваютсяресурсыразвитияподвидов культурнопознавательноготуризма:культурнособытийногоикультурноэтнографического. В ходе исследования составлена картасхема их размещения и территориального сочетания в Брянской области.Ключевыеслова:традиционнаякультура,культурноенаследие,фестиваль,народныепромыслы,народныймастер,обряд,туристскаядеятельность,Брянскаяобласть.

Внастоящеевремяактуальность сохранения,развитияивозрождениятрадиционнойнароднойкультурыне вызывает сомнений.«Стабильностьиблагосостояниеобществаигосударстванемыслимобез«культурноговыживания»,основойкоторогоявляетсясамобытнаякультурамногонациональнойРоссии. … Важнейшаячастьисторическойпамяти,определяющаясамобытностьлюбогонарода,заключенаименновкультуре.Культурасильнаименнотрадициями,именнопамятьюопрошлом»[1].

Понятие«традиционнаянароднаякультура»используетсядляобозначениямногогранныхформнародноготворчества,сложившихсявтечениеэтническогоразвития[2].Общественныйибытовойуклад,знаниежизнииприроды,культыиверованиянашлисвоеотражениевискусстве.Внароднойкультуреитворчествевоплощенымировосприятие,идеалыимечтынарода,егопоэтическаяфантазия,мирмыслей,чувств,переживаний,грезыосправедливостиисчастье.Основанноенаопытемногихпоколений,народноетворчествоотличаетсяглубинойхудожественногоотображениядействительности,правдивостьюобразов,силойтворческогообобщения

ВXXI веке культура,традициииобычаитрансформируются в фактор социальноэкономического развития страны через культурнопознавательный туризм. Потенциал развития культурнопознавательного туризма в России обусловлен ее многонациональным составом, огромной протяженностью приграничной территории, где формируются так называемые «перекрестки» культур. Одной из таких территорий является Брянская область, расположенная на стыке трех государств, трех славянских народов.Туризм относительно новая, но при этом стремительно развивающаяся сфера экономики. Она многогранна и охватывает различные аспекты жизни, что обуславливает наличие всевозможных разновидностей туризма и множества подходов к ихклассификации.

Согласнопринятойв Россиинациональнойклассификациивыделяют следующиевидытуризма:внутренний,выездной,социальныйисамодеятельный.Каждыйвидвключает подвиды:познавательный,профессиональноделовой,оздоровительный,спортивный,экологическийидр.[3].

Внастоящеевремяна российском туристическом рынке наиболеестабильным,перспективнымивостребованнымявляетсякультурнопознавательныйтуризм, отличающийся сложной структурой взависимостиотобъекта,представляющеготуристическийинтерес. Подвидами культурнопознавательного туризма являются:культурноисторический,культурнособытийный,культурнорелигиозный,культурноархеологический,культурноэтнографический,культурноэтнический,культурноантропологический икультурноэкологический[4].В качестве объекта данного исследования рассматривается культурное прошлое Брянской области –народные промыслы, обряды, праздники. Цель исследования –проанализировать предпосылки развития культурнособытийного и культурноэтнографического туризма на территории Брянской области.Натерриторииобластирасполагаютсяпамятникиисторииикультурыкакфедерального,такирегиональногозначения.ВспискеисторическихгородовРоссии,которыесохранилиархитектурныепамятники,градостроительныеансамблиикомплексы,являющиесядостояниемнациональнойкультуры,значатсясразудесятьгородовитрисельскихпоселенияБрянскойобласти–городаБрянск,Дятьково,Карачев,Клинцы,Мглин,Новозыбков,Почеп,Севск,Стародуб,Трубчевск,селаОвстуг,Вщиж,КрасныйРог[5].Предпосылкиразвитиякультурнособытийноготуризма.Брянщина –край глубоких и самобытных культурноисторических традиций. История культуры Брянского края –часть историиГосударства Российского. Брянская область граничит с Белоруссией и Украиной, поэтому неразрывно связана с процессамистановления славянского этноса. За свою многовековую историю, будучи приграничной областью, Брянщина остро пережила переломные этапы в истории государства, которые, безусловно, отразились и на развитии традиционной народной культуры. Самобытностьславянскойнароднойкультурыотражается в проводимыхна территории областинапротяжениимногихлетнеповторимыхпосвоемусодержаниюинаполнениюпраздниках:Межрегиональныйпраздникславянскойписьменностиинародноготворчества«НаземлеБояна»(Трубчевск),МеждународныймолодежныйфестивальславянскихнародовуМонументаДружбынаграницеБелоруссии,России,Украины«Славянскоеединство»(к сожалению, с 2014г. все больше проявляются барьерные функции границы с Украиной),Межрегиональныйпраздник«Севскаячастушка»иконкурс«Играй,гармонь»вг.Севск,Всероссийскийпраздникпоэзии,посвященныйтворчествуФ.И.Тютчева«Родникпоэзиитвоей...»,с.Овстуг,Жуковскийрайон,ПраздникИванаКупалавпансионате«Салынь»,д.НоваяСалынь,Дубровскийрайон,Яблочныйимедовыйспасвпансионате«Салынь»,д.НоваяСалынь,Дубровскийрайон,Свенскаяярмарка,г.Брянск,Всероссийскийпраздникпоэзии«Серебрянаялира»,посвященныйтворчествуА.К.Толстого,с.КрасныйРог,Почепскийрайон.ЯркимукрашениемподобныхпраздниковифестивалейявляютсянародныеколлективыБрянщины–лауреатымногихпрестижныхмеждународныхивсероссийскихфестивалейиконкурсов:

ансамбльнародноймузыки«Ватага»(г.Брянск);народныйансамбльтанца«Калинка»(г.Новозыбков);народнойфольклорныйансамбль«Макоша»,сохраняющийтрадицииуникальногоДорожовскогохора(г.Брянск);народныйансамбльрусскойпесни«Дрема»(г.Трубчевск);народныйказачийансамбль«Дубравушка»(г.Стародуб);народныйфольклорныйансамбль«Дебряночка»(г.Брянск);детскийфольклорныйансамбль«Калинушка»(Новозыбковскийрайон);,

детскийансамбль«Лукошко»(г.Брянск);народныйфольклорныйсемейныйансамбль«Горошины»(Жуковскийрайон)имногиедругие.

Всеговобластиработают178любительскихразножанровыхколлективов,имеющихзвание«Народный».Срединихвыделяютсянародныеансамблипесни,хоровые,фольклорные,хореографические,вокальноэстрадныеитеатральныеколлективы,театрымод,оркестрынародныхидуховыхинструментов,эстрадноджазовыеоркестры,студиидекоративноприкладногоискусстваицирковыестудии[6].

Предпосылкиразвитиякультурноэтнографическоготуризмавыражены развитием традиционных ремесел и фольклора. Ремесла.Богатаиразнообразнаисториянародныхпромысловнашегокрая.ВконцеХвеканаБрянщинезародилсяобычайукрашатьсвоижилищарезнымдеревяннымкружевом.Декоративнойрезьбойобычнопокрывалисьдеталивнешнейповерхностидома:срубы,наличникиокон,ставни,крыльцо.ЭтачудеснаятрадицияживаисегоднявомногихрайонахБрянскойобласти.Завораживающекрасивымдеревяннымкружевомналичников,вузорыкотороговплетаютсяизображенияживотныхиптиц,особенно славитсягородЗлынка.ВХIХ–началеXXвеказдесьработалудивительныйталантливыймастеррезчикФ.П.Силин,делокоторогосегодняпродолжаютпотомки.ВселеВерещакиНовозыбковскогорайоназародилосьзнаменитоеверещакскоеткачество.Егоорнаментпотканизачастуювызываеттежечувства,чтоинародныепесни.Повторрисунка,цветоваягармония,геометрическийузорсвидетельствуютоглубокойсвязиремесласфольклором.Этасвязьпрослеживаетсяивсамихназванияхузоров:«восьмироги»,«зорьки»,«копытки»ит.д.ТрадицииверещакскоготкачествасегодняпродолжаютсявНовозыбковскойдетскойхудожественнойшколеподруководствомТатьяныЕвгеньевныСиволап—мастерахудожественныхпромысловБрянскойобласти.

МноговековнаБрянщинегончарномуделуистолькоже—производствуглинянойигрушки.Игрушкавглубокойдревностибыланепростосредствомдлязабавы,асимволомсолнца,земли,воды,плодородия.Изготовлениесвистулекбылосвязаносверойвмагическуюсилусвиста,считалось,чтоонотгоняетнечистуюсилу.Самаятрадиционная,архаичнаяигрушкадошладонаспрактическинеизменнойизглубиндревности.ТакиеизделияможноувидетьвдеревняхСинийКолодецНовозыбковскогоиЛайковкеМглинскогорайонов.Онивыполненыбезизлишнейдетализации,монолитныистатичны,лишеныинамёканавычурность,но торжественныитаинственны.ИсториясохранилаименаискусныхумельцевгончаровконцаХIХвекаЛаврентияЖгули.ЕфимаЛисовского,ФролаМалышева.СегоднязамечательнуютрадициюуспешнопродолжаетнародныймастерРоссиииБрянскойобластиАлександрВладимировичХомрачёв[7].ПомимостаринныхуникальныхпромысловБрянскойобласти:верещакскоготкачества;мглинскойглинянойигрушки;дубровскойчернолощенойкерамики;валянияваленоквнастоящеевремяактивноразвиваютсятакиепромыслыкак:карачевскаяёлочнаяигрушка:журиничскаяросписьподереву;дятьковскийхрусталь.

Дятьковскийхрустальныйзавод–одноизстарейшихпредприятийРоссии,сохранившеетрадицииискусныхмастеровхрустальщиков.Завод, основанный в 1790 году известными Русскими промышленниками Мальцовыми, продолжает традиции художественного стеклоделия. Многочисленныенаградыотечественныхизарубежныхвыставок,правоизображатьГербРоссийскойимперии,поставкилучшейпродукциидлясервировкипарадныхзаловцарскихдворцов–таковыславныестраницыпрошлого.СегоднязаводявляетсяединственнымвРоссиипопроизводствухрусталя,пользующегосяпопулярностьювРоссииизарубежом.ДятьковскимимастерамихрустальщикамибылизготовленединственныйвмирехрустальныйиконостасдляХрамавчестьиконыБожьейматери«Неопалимаякупина»вг.Дятьково.

Напротяжениимногихвековсчитается,чтоглавнойвизиткойрусскогонародаявляетсяматрешка.Изготовлениемматрешки,атакжерасписныхложек,вазнаБрянщинеужеболее30летзанимаетсяпредприятие«Брянскиесувениры».ТалантливыемастераработаютвтрадиционномстилеПалехаиХохломы,украшаютяркимиузорамиирисункамикадушкидлямеда,наборыдляухииспеций,раскладныестолы,стульяикреслакачалки.Вперечнепродукциипредприятиятакжеизделияиздереваипробки,соломкииматериаловдляплетения,деревянныестатуэткииукрашенияиздерева,мозаикииинкрустированногодерева,шкатулки,футлярыдляювелирныхизделийилиножей.Производствомгончарной,швейнойпродукциииелочныхукрашенийвБрянскойобластизанимается«Интерьерпромысел»,которыйведетсвоюисториюсдовоенной(1932г.)промысловойкооперативнойартели.Новогодниеукрашенияполностьюизготавливаютсявручную.ПродукциякропотливоготрудакарачевскихмастеровстеклодувовихудожниковрадуетвНовогодниеиРождественскиепраздникиидетейивзрослыхповсейРоссииизаграницей[8].ИздревленаземляхБрянскойобластитрудилисьумелыемастера–полозоплетению,льноткачеству,погончарномуделуиобъемнойчеканкепометаллу,глинянойигрушкеирезьбеподереву,вышивкеиткачеству,керамикеиметаллопластике.Многиеизнихудостоенызвания«НародногомастераБрянскойобласти». Звание«НародногомастераРоссии»присвоеноЛюдмилеГеоргиевнеСилаковой–признанномулидерувжанрехудожественнойвышивкинаБрянщине;МаржанатМагамедгаджиевнеГамидовой–призеруилауреатумножестваВсероссийскихиобластныхвыставокпоковроткачеству;АлександруВладимировичуХомрачеву–продолжателюделапосохранениютрадиционнойглинянойМглинскойигрушке;ТатьянеИвановнеКоролевой–председателюженскогоклубаремесел«Параскева»(лоскутноешитьеирусскаятряпичнаякукла)приБрянскоммузеебратьевС.П.иА.П.Ткачевых[9].Именноблагодаряимсовременнаямглинскаяглинянаяигрушка,новозыбковскиерушники,вышитаякартинаизвестнынетолькодалекозапределамиобласти,ноизапределамистраны.

Фольклор.НаБрянщинебережносохраняетсясельскаятрадиционнаянароднаякультура,таккакименнодеревниявляютсяместомжизниистинныхносителейнародныхтрадиций.Где,еслиневдеревняхиселахрождались«сценарии»традиционныхобрядовипраздников.

ВкаждомуголкеБрянскогокрая–своиобрядыисвоипрестольныепраздники;дажеширокоизвестнаяСвятаяТроицавездеотмечаетсяпоразному

спеснями,присловьямиидействами,свойственнымиопределеннойместности.ВТрубчевскомрайонеежегоднопроводитсяуникальныйпраздник«Дрема».ОбрядвожденияДремывдеревнеСагутьевонастолькодревен,чтониктоинезнаетточно,когдаонзародился.

ВСуражскомрайонетрадиционноотмечаетсяпраздник«Бервень».ОнприходитсявденьВознесенияГосподня.Обрядовоедействосовершаетсянаржаномполеисимволизируетпросьбыобогатомурожаеиполныхзакромахвбудущемгоду.

ВКарачевскомрайонепопуляреноченькрасивый,интересныйинеобычныйобряд«АграфенаКупальница».Этопраздниксоединениядвухпротивоположныхстихий—ОгняиВоды.Онсопровождаетсякупаниемвозере,разжиганиемкостровипоискамизаветногоцветкапапоротника,который,попреданию,приноситсчастье.Смельчакипрыгаютчерезкостёр,девушкиводятхороводыиставятзажжённыесвечинакаравай,чтобыузнатьсвоюсудьбу.

ТрадиционныйпраздникКомаричскогорайона,вкоторомпринимаютучастиетворческиеколлективыизрайоновБрянскойобласти,гостиизрегионовРоссиииУкраины,–«Троицкиехороводы».ЭтоглавныйобластнойТроицкийпраздник.Вэтотденьукрашаютлентамиберезу,пускаютвенкиповоде,совершаютобрядгостевания.Всельскихподворьяхв присутствии гостейварятуху,пекутблины,жарятяичницу.Впраздникеучаствуютфольклорныеколлективысовсейобласти.ВсёлахЯловкеиУвельеКрасногорскогорайонанаВознесениеГосподне(сороковойденьпослеПасхн)традиционносовершаетсяобряд«УшестяСтрела».Считается, чтоэтимжителиотводятотсвоегоселагрозы,пожары,аотсебя–бедыинесчастья.Такжепраздник«Стрелы»проводитсявГордеевском(с.ПетроваБуда)иНовозыбковском(с.Верещаки,Вихолка,КатичииСтарыеБобовичи)районахобласти [7].Молодоепоколениенетолькознакомитсяснароднымитрадициями,узнаетисториюсвоеймалойРодины,ноиактивноучаствуетвтрадиционныхобрядовыхдействах.

Нонетолькосувенирнаяпродукция,обрядыипраздникимогутсоставлятьинтересдляорганизациитуризмаипривлечениямолодежи.Отличаетсяотсовременнойжизниипростойбытрусскогонародапрошлоговека.Нетолькодети,ноимногиелюдисреднеговозрастанепомнятжизниисконнорусскогонарода,вособенностижизнидеревенской.НаБрянщинеестьвозможностьсозданияэтнографическойдеревни.ОтправнойточкойдляэтогоможетстатьнеобычныймузейвНовозыбковскомрайоне.Вдоме,сданномпочернобыльскойпрограмме,воссозданантураждеревенскойжизниначалапрошлоговека.Идеясоздатьмузей–русскуюизбувозниклаусотрудниковМанюковскогоДомакультуры.ЭкспонатыдляДомакрестьянскогобытасобиралинескольколет.Посетителямэтогодоманепросторасскажут,какжилинашипредкиещестолетназад,нообязательнопредложатсамимокунутьсявтунепростуюжизньскеросиновымилампами,люльками,печками,льнянымирубахами.Вдомеможноприготовитьобедвнастоящейрусскойпечке,накоромыслепринестиводыизколодца,погладитьутюгомнауглях,покачатьлюльку.Летомнаогородерядомсдомомпланируетсяпосадитьовощи,чтобыуприехавшихгорожанбылавозможностьпрополотьгрядки,собратьурожай.Кромеэтого,впланахсотрудниковмузеясделатьмастерскуюкузнеца,гончара.

Через развитие народных промыслов Брянская область и г. Брянск не только сможет привлечь молодёжь, обеспечить её занятость и досуг, но и повысить культурный уровень горожан, поддержать и сохранить народные традиции, обеспечивая при этом связь поколений. Изученные туристические объектыможнорассматривать как ресурсы для развития конкретных подвидов культурнопознавательного туризма, выделяемых с учетом туристического интереса. Краткие обобщенные результаты исследования представлены в таблице 1.Таблица 1Ресурсы для развития культурнособытийного и культурноэтнографического туризма в Брянской области

Подвид культурнопознавательного туризмаТуристский интересОбъекты туризма на территории Брянской областиКультурнособытийныйИнтерес к старинным традиционным или современным постановочным культурным мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в нихМежрегиональный праздник славянской письменности и народного творчества «На земле Бояна», Международный молодежный фестиваль славянских народов у Монумента Дружбы на границе Белоруссии, России, Украины «Славянское единство», Межрегиональный праздник «Севская частушка» и конкурс «Играй, гармонь», Всероссийский праздник поэзии, посвященный творчеству Ф.И. Тютчева «Родник поэзии твоей...» и др.КультурноэтнографическийИнтерес к культуре этноса (народа или народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчествуРемесла: верещакское ткачество; мглинская глиняная игрушка; дубровская чернолощеная керамика; валяние валенок карачевская ёлочная игрушка: журиничская роспись по дереву; дятьковский хрусталь.Фольклор: праздники «Дрема», «Бервень», «Троицкие хороводы», обряды «Аграфена Купальница», «УшестяСтрела» и др.

Картографирование ресурсов культурнособытийного и культурноэтнографического туризма завершает первый этап исследования и формирует информационную базу для анализа размещения,территориального сочетания ресурсов и направлений развития культурнопознавательного туризма.

Рисунок 1 –Картасхема «Ресурсы культурнособытийного и культурноэтнографического туризма Брянской области»

Освоение туристскорекреационного потенциала области будет способствовать формированию нового образаБрянской области, котораятрадиционно ассоциируется с промышленносельскохозяйственной деятельностью. Однако туристический сектор экономикиможно рассматривать как фактор сбалансированногоразвития на региональном уровне.

Ссылки на источники1. Доклад о государственной поддержке традиционной народной культуры в Российской Федерации/Рабочая группа Государственного совета Российской Федерации по вопросу о государственной поддержке традиционной народной культуры в Российской Федерации. М.: Госсовет Российской Федерации. Декабрь, 2006.2. Возрождение городов через культуру [Текст] / Ч.Лэндри, Л.Грин, Ф.Матарассо, Ф.Бьянчини; Инт "Открытое общество"(Фонд Сороса). СПб: Нотабене, 2000. 86с, с.173. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. М.: Нолидж, 1996. –С. 112.4. Мошняга Е.В. Международный культурный туризм как фактор межкультурной коммуникации // Научные труды Московского гуманитарного университета. М. 2005. Выпуск 55. С.1281475. Департамент культуры Брянской области: официальный сайт. –URL:http://kultura32.ru/ –[Дата обращения 10.02.2016].6. Брянский областной методический центр «Народное творчество»: официальный сайт. –URL: http://www.nartwor.ru. –[Дата обращения 04.02.2016]7. Традиционная народная культура Брянской области. –URL:http://www.nartwor.ru/izdanie/73izdany/1397narodnayaculture. –[Дата обращения 04.02.2016].8. Народнохудожественные промыслы официальный сайт. –URL:http://kultura32.ru/turizm/potentsialbryanshchiny/narodnokhudozhes. –[Дата обращения 04.02.2016].9. Народные мастера Брянской области. –URL:http://www.nartwor.ru/tvorchestvo/master. –[Дата обращения 04.02.2016].