Влияние СМИ на формирование русского языка
Выпуск:
ART 86586
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Капусникова
М.
Р.,
Носкова
Н.
А. Влияние СМИ на формирование русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
2776–2780. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86586.htm.
Аннотация. Язык – это история народа, путь цивилизации и культуры от истоков до наших дней. Сейчас многие обеспокоены тем, что к началу XXI века мы разучились нормально говорить и писать по-русски. Язык – это душа народа. По своей природе он не может не отражать того, что происходит с человеком и вокруг человека. Огрубление языка, явное его оскудение, снижение тональности общения– все это свидетельствует о нашей духовной и нравственной деградации. В настоящее время невозможно не осознавать влияние СМИ, особенно электронных, на формирование современного образа жизни и на язык. Именно в средствах информации происходит изменение языковой нормы русского языка.
Текст статьи
Капусникова Маргарита Романовна,Студент, НФ МГЭИ, Новороссийск
Носкова Нина Алексеевна,Кандидат культурологии, зав. кафедрой международных отношений и лингвистики, Московский гуманитарноэкономический институт Новороссийский филиал, Новороссийск
Влияние СМИ на формирование русского языка
Не страшно под пулями мертвыми лечь,Не горько остаться без крова, –И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово.Свободным и сильным тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасемНавеки!
Аннотация.Язык –это история народа, путь цивилизации и культуры от истоков до наших дней. Сейчас многие обеспокоены тем, что к началу XXI века мы разучились нормально говорить и писать порусски.Языкэто душа народа. По своей природе он не может не отражать того, что происходит с человеком и вокруг человека. Огрубление языка, явное его оскудение, снижение тональности общения все это свидетельствует о нашей духовной и нравственной деградации. В настоящее время невозможно не осознавать влияние СМИ, особенно электронных, на формирование современного образа жизни и на язык.Именно в средствах информации происходят изменения языковой нормы русского языка.Ключевые слова:средства массовой информации, газеты, печатные издания, телевидиние, журналы
Язык –это история народа, путь цивилизации и культуры от истоков до наших дней.Сейчас многие обеспокоены тем, что к началу XXI века мы разучились нормально говорить и писать порусски.
Русский язык как фундаментальная основа русской цивилизации и культуры много раз в истории России подвергался всякого рода атакам. Еще Фонвизин высмеивал засорение русского языка всякого рода французскими словечками. Реформы Петра привнесли в язык массу иностранных слов уже немецкого происхождения. XIX век прошел под знаменем внедрения французского языка в быт русской аристократии. Но все эти веяния не имели серьезных последствий и глобального воздействия на сам русский язык. В настоящее время мы наблюдаем беспрецедентное коверканье, искажение и огрубление русского языка в СМИ, сети Интернет и, как следствие, в речи наших сограждан.
Сегодня же, в период информационных и психологических войн, русский язык и наша национальная самобытность вновь оказываются под угрозой разрушения и искажения.Состояниерусскойязыковойкультурыволнуетсегоднямногих.Обэтомговорятипишутпедагогиижурналисты,писатели,ученые
языковеды,специалисты
все,комудорогинебезразличенроднойязык.В настоящее время невозможно не осознавать влияние СМИ, особенно электронных (радио и телевидения), на формирование современного образа жизни и на язык. По данным исследований в последние десятилетия 70—80% массовой социальной информации потребители получают по каналам радиои телевещания и лишь 20—30% —через печатные периодические издания. Электронные СМИ на рубеже XX и XXIвеков получили возможность во всех возрастных слоях миллионных масс людей формировать языковые нормы [1].Качество информационныхтехнологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ, о степени свободы СМИ от общества, власти и государства (особенно государства, претендующего на демократический статус) приобретает особое значение. Средства массовой информации, взятые как целое и являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, несут в себе различные социальнополитические роли, имеющие особую общественную значимость. Это могут быть роли организатора, патриота, объединителя, консолидатора общества, его просветителя. Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль [2].Существует три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов —отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свою долю функций в развитии патриотической культуры населения [3].Особого внимания заслуживает телевидение, являющееся сегодня для большинства россиян основным источником, как информации, так и развлечений. Благодаря доступности аудитория телевидения в разы больше аудитории сети Интернет. Поэтому особая ответственность лежит именно на телевидении. К сожалению, наши ведущие, политики, артисты и прочие ©героиª телеэфиров не осознают всей ответственности за свои слова и речевое поведение, не понимают, что многие люди (причем не только молодые) видят в них пример для подражания. И мы ежедневно вынуждены наблюдать, как коверкается, искажается, огрубляется наш язык. Именно на телевидении с культурой речи сегодня происходит нечто немыслимое. Постоянно с экранов ТВ мы слышим огромное количество жаргонизмов, просторечной, бранной и даже ненормативной лексики [1].Языкэтодушанарода.Посвоейприродеоннеможетнеотражатьтого,чтопроисходитсчеловекомивокругчеловека.Огрублениеязыка,явноеегооскудение,снижениетональностиобщения
всеэтосвидетельствуетонашейдуховнойинравственнойдеградации.КаксправедливозамечаетакадемикВ.Костомаров,оченьчасто©инициаторамиболеесвободногообращениясязыкомвыступаютсейчас...достаточнограмотныелюди
журналистыииныепрофессионалыпераª.Аведьискусственноенасаждениесредствамимассовойинформации©американизмовª,навязываниерусскойречииноязычногоритма,мелодики,фразовогоударения,нарочитоеупотребление©крепкогословцаª
всеэтонетакбезобидно,какпоройкажется,посколькуведеткизменениюнациональногообразамира,традиционныхречемыслительныхпроцессов,стереотиповобщественногоповедения,присущихтем,длякогорусскийязыкявляетсяродным.Особоебеспокойствовызываетфактнегативноговлияниясовременныхсредствмассовойинформациинамолодоепоколение.Ведьименномолодежь,являясь
объектомисубъектомразвития,носителемрусскогоязыкаикультурыречи,непроизвольновпитываютвсебявсё,чтоеёокружает.
СМИвлияетнетольконаграмотностьнаселения,ноинаповедениелюдей.Насилие,агрессия,разрушения,отсутствиедуховныхлидеров,нецензурныевыражения
вовсемэтомСМИиграетнепоследнююроль.Именновсредствахинформациипроисходятизмененияязыковойнормырусскогоязыка.Соднойстороны,массовыекоммуникацииобогащаютязык,держатнасвкурсесобытий.
Сдругойжестороны,мыотступаемотнормречи,используемжаргонизмы(©кайфª,©тусовкаª,©крышапоехалаªидр),варваризмы(например,©блёфвместоблефªит.д.)
ииноязычныеслова(©эксклюзивныйª,©харизмаª,©прайслистª,©тинейджерª,©секьюритиªимногиедругие).Нашязыквустахмолодыхлюдейстановитсянекорректнымибезграмотным[1].
Исследуя язык средств массовой информации: газет, журналов, телевидения, радио, можно выделить следующие факты нарушений норм литературного языка, которые носят регулярный массовый характер:
на телевидении и радио наблюдаются постоянные нарушения норм произношения слов, как самими ведущими программ, так и героями этих программ, а также политиками, артистами и др.
на радио и молодежных каналах телевидения (MTV, МУЗТВ и др.) и других каналах в программах, где целевая аудитория молодежь и подростки, огромное количество заимствованной лексики из английского языка (его американского варианта), особенно большое количество слов, связанных с модой (тренд, лук, принт и т.д.) и современной музыкой (хит, демо, трек, саунд и т.д.);
во всех средствах массовой информации постоянное употребление жаргонной, просторечной, в том числе бранной и даже ненормативной лексики[4].Если раньше СМИ служили примером уровня речевой культуры, способствовали его повышению, то в настоящее время СМИ в большей степени способствуют его деградации: речь многих дикторов развлекательных, а иногда и аналитических программ неправильно построена, загрязнена словамипаразитами, словом, налицо все признаки ухудшения уровня речевой культуры самих дикторов. А так как телевидение, радио и пресса –уже неотъемлемые спутники большинства людей, то и речь последних тоже стала ухудшаться.СМИ в большей степени устанавливают нормы языка и коммуникации, в этой связи они наиболее ответственны за соответствие этих норм лучшим культурным традициям. Периодическая печать, которая является самой традиционной разновидностью СМИ, продолжает оставаться и поныне сильнейшим средством массовой информации, имеющим достаточный потенциал воздействия не только на читателя, но и на различные стороны жизни общества. ВнастоящеевремяречьнаселенияРоссиисталасерьезноотклонятьсяотрамокклассическогорусскогоязыка.ВданнойработеясобираюсьоценитьвлияниеСМИнауровеньречевойкультурынаселения.Чтобыпонять,чтодумаетмолодежьоСМИиеевлияниинаформированиерусскогоязыка,мыпровелисоциальныйопрос.Всеговопросеприняло100человек.ПомнениюстудентовНовороссийскогофилиалаМосковскогоГуманитарноЭкономическогоИнститутаСМИвлияетнаречьчеловекаследующимобразом:
40%опрошенныхстудентовуверенывнегативномвлияниисредствмассовойинформациинанашуречь,таккаквсовременноммиренетжёсткогоконтролянадэтойсферой,поэтомувречилюдейвСМИпрослеживаютсяречевыеошибки,словапаразитыит.д.
32%опрошенныхсчитают,чтоСМИположительновлияютнаречьчеловека,обогащаютнашуречьновымисловами;
20%немогутдатьоднозначныйответ,считая,чторазныеСМИоказываютразноевлияниеначеловека;
8%считают,чтоСМИнеоказываютникакоговлияниянаречьчеловека.РусскийязыквСМИ–одинизважнейшихпоказателейречинателевидении,радиоит.д.Поройвэфиреслучаютсятакиеситуации,какзабывчивостьсловилиупотреблениежаргонизмов,чтоозначаетнизкоевладениерусскойречью.Алюдиориентируютсянато,чтоговорятвэфире,считая,чтотаречьправильная.Рассматривая любое периодическое издание, читатель довольно часто начинает ознакомление с газетой с заголовков, именно по этой причине содержащие их фразы выделены графически и читающий замечает их раньше, чем другие речевые обороты. Существует огромное количество средств речевой выразительности, при помощи которых журналист пытается привлечь внимание читателя, экспериментируя с языком и расставляя логические акценты.ОднаизразновидностейСМИ
печать,котораяисейчасостаетсяоднимизважнейшихносителем
массовойинформации,обладаязначительнымвлияниемначитателянетолькоречью,ноиязыковымисредствами.
ВСССРсуществовалимолодежныеиздания,ноихосновнойцельюбылообразованиечитателей.ПослераспадаСССРпоявилосьмножествомолодежныхизданий,основнымитемамикоторыхявляютсямузыка,мода,спорт,светскаяжизнь.Освещениеэтихтемпроизводитсясиспользованиемсвоеобразнойлексики,котораяизменяетвесьобразжурнала.Читателижурналаначинаютобщатьсянаязыкежурнала.Такжесуществуетситуация,вкоторойжурналначинаетиспользоватьлексикупредполагаемойаудиториидлятого,чтобысделатьматериалболеедоступным,болеепритягательным.Стоитотметить,потребителямиосновноймассымолодежныхжурналовявляютсядевушки,анаюношейрассчитаноченьмаленькийкругпечатнойпродукции.Периодика,предназначеннаядлямужскойчастиаудитории,ориентировананамужчинввозрастеот18лет.Сейчасобразовательнаяфункциямолодежнойпрессыпочтиполостьюутраченаинасменуейпришларазвлекающаяиинформирующая [6, с.100102]. Уженапервойстраницеподростковогожурнала©Бравоªчитаем:©жертваглавнойтусовщицымираª,©мотоциклгламурнорозовогоцветаª.Далеенастраницахэтогожурналатоиделопоявляютсясловечкимолодежногосленга:бухло,угарнаявечеруха,готвечерина,тусануть,фанатеть,трэш. Возьмемещедвамолодежныхжурнала,читателямикоторогоявляютсядевушки–©ELLEGIRLªи©YES!ª.Здесьлексикаотличаетсянаправленностьюначитательниц–шоппинг,подаркивкассу,апгрейд(слово,котороепреждеупотреблялосьисключительновкомпьютернойлексике,получилораспространениесредимолодежи),суперкреатив,замутить,правильнаябарышня,мейк,лавстори,милитаринашивки,отпетаяфанатка[6]. Теперьобратимсяк©Новойгазетеª.Спецификаречиэтойгазетызаключаетсявбольшомколичествепрофессиональнойлексики:капитализация,отраслеваяспецифика,краеваяпрокуратура,основныеотраслиэкономики.Этоужелексиканесовременныхподростков,асерьезныхполитиковиэкономистов. Следовательно,влияниеизданиянаречьтогоилииногослояобществазависитотнацеленностиматериаланаопределеннуювозрастнуюкатегорию. Чтобыоценитьнасколькограмотноизложенматериалвпечатныхизданиях,япроанализировалатакиегазеты,как©Аргументыифактыª,©Комсомольскаяправдаª.Ивоткакиеошибкияобнаружила:Грамматическиеошибки:1.©Отом,чтопобедуодержит©ЕдинаяРоссияª,уменядажесомнениянебылоª
©Втом,чтопобедуодержит©ЕдинаяРоссияª,уменядажесомнениянебылоª(нарушенаграмматическаясвязьмеждусловами(управление)отомсомнениянебыло.Сомнение(вчем?)вправдивости,правоте,успехе).2.©Отфондакрасныхпартизановдонашихднейª
©Отфондакрасныхпартизанª(выбрананеправильнаяграмматическаяформасловапартизаны.Вродительномпадежемножественногочисласуществительноепартизаныимеетнулевоеокончаниеª.3.©Детипостарше,особенновлетнийпериод,страдаютотсутствиемспортивныхплощадок–футбольных,волейбольных,теннисныхит.д.ª
©Детистрадаютот(изза)отсутствияплощадок…ª(Ошибкавуправлении:страдаютотсутствиемплощадок:Страдать.1)Испытыватьстрадание.Страдать(отчего?)отболи.2)Чем?Иметькакуюнибудьболезнь.Страдать(чем?)головнымиболями.Страдатьсамомнением(перен.).3)Подвергатьсячемунибудьнеприятному,терпетьущерб,уронотчегонибудь.Посевыстрадают(отчего?)отсорняков.4.©…атесумеютимираспорядитьсянапользужителейª
©…атесумеютраспорядитьсявпользужителей(напользужителям)ª(Распорядитьсянапользужителей:нарушенаграмматическаясвязьмеждусловами(управление).Впользу(кого?чего?),винтересахкогонибудь,всоответствиисчьиминибудьвыгодами.Напользу(кому?чему?)людям.
5.©Служазакону–служимнародуª
©исполняязакон,служимнародуª(служа–деепричастиянесовершенноговиданеобразуютсяотглаголовсосновойнастоящеговременинашипящийсогласный.Такженежелателенповтороднокоренныхслов:служа,служим. Речевыеошибки:1.©НавопросыпоэтойтемеответилдепутатЗаконодательногособранияКрасноярскогокраяАлександрСимановский,ПОСЕТИВШИЙСВИЗИТОМКодинскиБолтуриноª
©НавопросыпоэтойтемеответилдепутатЗаконодательногособранияКрасноярскогокраяАлександрСимановский,ПОБЫВАВШИЙСВИЗИТОМвКодинскеиБолтуриноª(посетившийсвизитом–плеоназм.Визит(фр.visite)–посещение,преимущественноофициальное.Например:прибытьсвизитом.Сделатьилинанестивизиткомунибудь;ктомужеглаголпосетитьнеупотребляетсяссуществительнымвформетворительногопадежа.2.©Ееулыбкупилавсястранаª
©Еёулыбкойлюбовалисьвсеª(неудачнаяметафораулыбкупилавызываетсмысловуюнеясность).3.©ЗачемКиевугазовыйраздрайсМосквой?ª
©ЗачемКиевуконфликтоватьсМосквойпоповодугаза?ª(неуместноеиспользованиесловараздрай.Раздрай(разговорное)
шумный,скандальныйразбродво
мнениях,вповедении.Словораздрайнесовсемуместновданномтексте,таккакречьидетобэкономическихиполитическихотношенияхмеждуРоссиейиУкраиной.4.©ФинансовымспонсоромнашихвстречвыступаетУправлениесоциальнойзащитынаселениярайонаª
©НашимспонсоромявляетсяУправлениесоциальнойзащитынаселениярайонаª.Вданномпредложениинаблюдаетсяречеваяизбыточность,употреблениелишнихслов:финансовымспонсором.Спонсор(англ.sponsorлат.spondere–ручаться,гарантировать)
лицоилиорганизация,финансирующиепроведениекакоголибомероприятия,сооружениеобъекта.5.Проанализируемзаголовокстатьи:©Русскийбизнес–жлобскийпонатуреª.Взаголовкенеуместноиспользованостилистическисниженноеслово.Жлоб(просторечное,презрительное)–скряга,скупец.Словоупотребленосцельюпривлечениявниманиячитателейкпоставленнойпроблеме,однакоэтонежелательно.Помоемумнениюзаголовокдолженбытьследующим:
©Русскийбизнеспреступныйª.
В наше время Интернетстал очень популярен, студенты достаточно много времени проводят в этой ©глобальной паутинеª.
Ничтотакневлияетнаречь,какэтаглобальнаясеть.Воттутсвободыпредостаточно!Вместотого,чтобыиспользоватьегопонадобности,например:скачиваниекниг,рефератов,поисккакойлибоважнойинформации–люди,побольшейчастимолодоепоколение,чащевсегопосещаютсайтыдлявзрослых,чатыидругие,поройсовсемненужныестраницы,закладки,©чатятсяª,
играютвonlineигры.Поройзайдешьнасайт,например©Вконтактеª(даженазваниенаписаноснарушениеморфографическихнорм)иудивляешься,какинасколькомогутбытьбезграмотнылюди.Сразувглазабросается:©Приффетикисоныфкоª,©яснª,©спсª,©фигнякакаятоª,©ппцª,©агоньª,©атывконтрурубешься?ª,©мненравитьсяªит.п.Читаяэто,уменявголовевозникаетвопрос:неужеличеловексчитает,чтоможетспокойнописатьбезграмотно,думая,чтониктонеузнает,ктоэто,таккакегоневидно?Илиондумает,чтоэтозвучиткрутоилимодно?Никогдабынеподумала,чтобудетмоданабезграмотностьиотвратительнуюречь!
Читаешьлитературныепроизведенияивидишь,какписателивладеютрусскимязыком,называютего©волшебнымª…Интересно,чтобыонисказали,увидев,какпишутсейчас?Неужелилюдямсовсемнаплеватьнакультуруречи?Стыдно,товарищи,стыдно…Мытакпортимречь,вродебывводимновыеслова,автожевремязабываемограмотности,оправильномпроизношении,обударениииправильномпостроениипредложений[7].Развитие СМИ, характер и темпы их роста, процесс их преобразования в условиях перехода страны к рыночной экономике и демократизация политического строя в Российской Федерации следует рассматривать как причину влияния на процесс формированияязыка электронных СМИ, так как эти потрясения оказали прямое воздействие на процесс деформирования языка.Язык СМИ играет главную роль не только в распространении русского языка, но и в повышении грамотности населения. Хотя отмечены определённые положительные результаты работы СМИ по формированию уважительного отношения к русскому языку, в печати продолжают встречаться массы ошибок, а с экранов телевизоров нередко звучит далеко не образцовый русский язык. Если учитывать отношение молодёжи к телевидению, которое, к сожалению, для многих является единственнымисточникомпросвещения, оно должно быть образцомречи.Появление в прямом эфире спонтанной устной речи обусловлено отменой цензуры. Демократизация СМИ в конце 90х годов прошлого столетия спровоцировала участие в публичном общении лиц, имеющих различное образование и,соответственно,уровень речевой культуры.В СССР существовала жесткая корректура и цензура. Каждый диктор в обязательном порядке обращался к словарям в затруднительных случаяхпроизношения, словоупотребления и т.д., чего, к сожалению, нельзя сказать сегодня о современных телеведущих, судя по нарушениям канонов литературного языка,допускаемымиими.Необходимо, чтобы язык героев ©прямого эфираª занимал то место, которое всегда занимал язык героев в русской классической литературе: он не считался образцом для подражания, а лишь характеризовал персонажей. Именно при существовании выше перечисленной культуры можно достичь этой цели. Более того, крайне важно, чтобы профессиональное умение говорить на русском языке с использованием всего его лексического богатства стало определяющим в вопросах профессиональной пригодности творческих работников СМИ.В результате многочисленных опросов, проведения диагностических срезов по практическомуиспользованию языковых средств в 2009—2014гг. была отмечена тенденция к ухудшению культуры населения в целом (а молодёжи —особенно!) И первостепенную роль в разрушении и пренебрежении языком являются, как ни странно, СМИ, чьим изначальным назначением было обучать и информировать аудиторию[7].Язык СМИ способствует интенсивному расширению словаря разговорной лексики за счёт иноязычных заимствований, жаргонизмов, просторечных, разговорносниженных единиц речи, приводит к ослаблению строгости норм письма и произношения, размывает границы между функциональными стилями. Как писал В.Г.Костомаров, современные СМИ, преодолевая традиционные границы функциональных стилей, стремятся максимально приблизиться к уровню среднего обывателя, потребителя массовой культуры, стараются говорить на его языке. А так как мыслительный уровень средней языковой личности во многом формируется именно через СМИ, именно они составляют наиболее авторитетную речевую среду обитания для многих носителей языка [8, с.52]. Чтение газет, слушание радио, просмотр телепередач и Интернета –вот те сферы речевой деятельности, в которой задаются ©эталоныª, ©нормыª, ©эстетикаª для массового носителя языка. Зачастую современный человек видит мир глазами СМИ. СМИ начинают претендовать на нормотворческую роль в русской языковой культуре, т.е. ту роль, которая традиционно принадлежала классической художественной литературе.Проведяисследование,я
убедиласьвтом,чтовбольшейстепениСМИнегативновлияютнаречьчеловека,вчастностишкольниковистудентов.Иззанеграмотнойречидикторов,журналистов,телеведущихмысамиговоримнеправильно. Намойвзгляд, ©противоядиемªтакойситуацииможетбыть©сознательнаяработапоповышениюкультурыречиªчеловека.Еслилюди,особенноработающиевСМИ, будутпоказыватьпримерчистой,грамотнойречи,любвикчтениюхорошейлитературы,мысможемпротивостоятьнегативномувлияниюСМИнасознаниеобщества.Именно родной язык обеспечивает для каждого соотечественника возможность понять другого и быть понятым, приобщиться к исторической судьбенарода, испытать эстетическое наслаждение от культуры владения речью. Для этого требуется сохранять этот великий дар, память народа о достигнутом.Откаждогоизнасзависитвтойилииноймерездоровьеобщейязыковойсреды,которуюмыхотимсохранитьдляновыхпоколенийвчистотеисвежести.Мощь,мудростьикрасотарусскогословаоткрываетсявовсейсвоейширотетолькопередчеловекомпросвещеннымизнающим.В целях усиленияроли федеральных, региональных, муниципальных СМИ в процессе формирования русского языкаи гражданской идентичности мнойпредлагаются следующие меры:
определение государственного и муниципального социального заказа на пропаганду русского языкав средствах массовой информации различных уровней и видов;
стимулирование соперничества изданий за чистоту публикаций, развитие стремления у прессы эффективно освещать и пропагандировать русский языкза счет подачи российскому обществу объективной информации, формирующей культуру речи.©Берегитеженашпрекрасныйрусскийязык,этотклад,этодостояние,переданноенамнашимипредшественниками...Обращайтесьпочтительносэтиммогущественныморудием...ª(И.С.Тургенев).
Ссылки на источники1.http://ksrok.ru/news/akcija_quot_chistoe_slovo_quot_t_arsjutina_quot_vlijanie_smi_na_razvitie_sovremennogo_russkogo_jazyka_quot/201206192122.PR–технологиив информационном обществе: Материалы IVВсероссийской научнопрактической конференции. Часть IСанктПетербург, 2007г. СПб.: Издательство СПбГПУ.2007. –с.41.3.ЧичановскийА.А. ©Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможность, поиск, ответственностьª. М.: Политиздат, 2007. –С.105.4.http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoetvorchestvo/2013/09/22/vliyaniesminanashurech5.http://referatwork.ru/refs/source/ref2727.html6.http://www.stihi.ru/2013/05/12/59657.Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики.М.:Гардарики,20058.Шарандин А. Л. Культура речи на рубеже 2021 веков. Тамбов, 2005
Носкова Нина Алексеевна,Кандидат культурологии, зав. кафедрой международных отношений и лингвистики, Московский гуманитарноэкономический институт Новороссийский филиал, Новороссийск
Влияние СМИ на формирование русского языка
Не страшно под пулями мертвыми лечь,Не горько остаться без крова, –И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово.Свободным и сильным тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасемНавеки!
Аннотация.Язык –это история народа, путь цивилизации и культуры от истоков до наших дней. Сейчас многие обеспокоены тем, что к началу XXI века мы разучились нормально говорить и писать порусски.Языкэто душа народа. По своей природе он не может не отражать того, что происходит с человеком и вокруг человека. Огрубление языка, явное его оскудение, снижение тональности общения все это свидетельствует о нашей духовной и нравственной деградации. В настоящее время невозможно не осознавать влияние СМИ, особенно электронных, на формирование современного образа жизни и на язык.Именно в средствах информации происходят изменения языковой нормы русского языка.Ключевые слова:средства массовой информации, газеты, печатные издания, телевидиние, журналы
Язык –это история народа, путь цивилизации и культуры от истоков до наших дней.Сейчас многие обеспокоены тем, что к началу XXI века мы разучились нормально говорить и писать порусски.
Русский язык как фундаментальная основа русской цивилизации и культуры много раз в истории России подвергался всякого рода атакам. Еще Фонвизин высмеивал засорение русского языка всякого рода французскими словечками. Реформы Петра привнесли в язык массу иностранных слов уже немецкого происхождения. XIX век прошел под знаменем внедрения французского языка в быт русской аристократии. Но все эти веяния не имели серьезных последствий и глобального воздействия на сам русский язык. В настоящее время мы наблюдаем беспрецедентное коверканье, искажение и огрубление русского языка в СМИ, сети Интернет и, как следствие, в речи наших сограждан.
Сегодня же, в период информационных и психологических войн, русский язык и наша национальная самобытность вновь оказываются под угрозой разрушения и искажения.Состояниерусскойязыковойкультурыволнуетсегоднямногих.Обэтомговорятипишутпедагогиижурналисты,писатели,ученые
языковеды,специалисты
все,комудорогинебезразличенроднойязык.В настоящее время невозможно не осознавать влияние СМИ, особенно электронных (радио и телевидения), на формирование современного образа жизни и на язык. По данным исследований в последние десятилетия 70—80% массовой социальной информации потребители получают по каналам радиои телевещания и лишь 20—30% —через печатные периодические издания. Электронные СМИ на рубеже XX и XXIвеков получили возможность во всех возрастных слоях миллионных масс людей формировать языковые нормы [1].Качество информационныхтехнологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ, о степени свободы СМИ от общества, власти и государства (особенно государства, претендующего на демократический статус) приобретает особое значение. Средства массовой информации, взятые как целое и являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, несут в себе различные социальнополитические роли, имеющие особую общественную значимость. Это могут быть роли организатора, патриота, объединителя, консолидатора общества, его просветителя. Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль [2].Существует три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов —отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свою долю функций в развитии патриотической культуры населения [3].Особого внимания заслуживает телевидение, являющееся сегодня для большинства россиян основным источником, как информации, так и развлечений. Благодаря доступности аудитория телевидения в разы больше аудитории сети Интернет. Поэтому особая ответственность лежит именно на телевидении. К сожалению, наши ведущие, политики, артисты и прочие ©героиª телеэфиров не осознают всей ответственности за свои слова и речевое поведение, не понимают, что многие люди (причем не только молодые) видят в них пример для подражания. И мы ежедневно вынуждены наблюдать, как коверкается, искажается, огрубляется наш язык. Именно на телевидении с культурой речи сегодня происходит нечто немыслимое. Постоянно с экранов ТВ мы слышим огромное количество жаргонизмов, просторечной, бранной и даже ненормативной лексики [1].Языкэтодушанарода.Посвоейприродеоннеможетнеотражатьтого,чтопроисходитсчеловекомивокругчеловека.Огрублениеязыка,явноеегооскудение,снижениетональностиобщения
всеэтосвидетельствуетонашейдуховнойинравственнойдеградации.КаксправедливозамечаетакадемикВ.Костомаров,оченьчасто©инициаторамиболеесвободногообращениясязыкомвыступаютсейчас...достаточнограмотныелюди
журналистыииныепрофессионалыпераª.Аведьискусственноенасаждениесредствамимассовойинформации©американизмовª,навязываниерусскойречииноязычногоритма,мелодики,фразовогоударения,нарочитоеупотребление©крепкогословцаª
всеэтонетакбезобидно,какпоройкажется,посколькуведеткизменениюнациональногообразамира,традиционныхречемыслительныхпроцессов,стереотиповобщественногоповедения,присущихтем,длякогорусскийязыкявляетсяродным.Особоебеспокойствовызываетфактнегативноговлияниясовременныхсредствмассовойинформациинамолодоепоколение.Ведьименномолодежь,являясь
объектомисубъектомразвития,носителемрусскогоязыкаикультурыречи,непроизвольновпитываютвсебявсё,чтоеёокружает.
СМИвлияетнетольконаграмотностьнаселения,ноинаповедениелюдей.Насилие,агрессия,разрушения,отсутствиедуховныхлидеров,нецензурныевыражения
вовсемэтомСМИиграетнепоследнююроль.Именновсредствахинформациипроисходятизмененияязыковойнормырусскогоязыка.Соднойстороны,массовыекоммуникацииобогащаютязык,держатнасвкурсесобытий.
Сдругойжестороны,мыотступаемотнормречи,используемжаргонизмы(©кайфª,©тусовкаª,©крышапоехалаªидр),варваризмы(например,©блёфвместоблефªит.д.)
ииноязычныеслова(©эксклюзивныйª,©харизмаª,©прайслистª,©тинейджерª,©секьюритиªимногиедругие).Нашязыквустахмолодыхлюдейстановитсянекорректнымибезграмотным[1].
Исследуя язык средств массовой информации: газет, журналов, телевидения, радио, можно выделить следующие факты нарушений норм литературного языка, которые носят регулярный массовый характер:
на телевидении и радио наблюдаются постоянные нарушения норм произношения слов, как самими ведущими программ, так и героями этих программ, а также политиками, артистами и др.
на радио и молодежных каналах телевидения (MTV, МУЗТВ и др.) и других каналах в программах, где целевая аудитория молодежь и подростки, огромное количество заимствованной лексики из английского языка (его американского варианта), особенно большое количество слов, связанных с модой (тренд, лук, принт и т.д.) и современной музыкой (хит, демо, трек, саунд и т.д.);
во всех средствах массовой информации постоянное употребление жаргонной, просторечной, в том числе бранной и даже ненормативной лексики[4].Если раньше СМИ служили примером уровня речевой культуры, способствовали его повышению, то в настоящее время СМИ в большей степени способствуют его деградации: речь многих дикторов развлекательных, а иногда и аналитических программ неправильно построена, загрязнена словамипаразитами, словом, налицо все признаки ухудшения уровня речевой культуры самих дикторов. А так как телевидение, радио и пресса –уже неотъемлемые спутники большинства людей, то и речь последних тоже стала ухудшаться.СМИ в большей степени устанавливают нормы языка и коммуникации, в этой связи они наиболее ответственны за соответствие этих норм лучшим культурным традициям. Периодическая печать, которая является самой традиционной разновидностью СМИ, продолжает оставаться и поныне сильнейшим средством массовой информации, имеющим достаточный потенциал воздействия не только на читателя, но и на различные стороны жизни общества. ВнастоящеевремяречьнаселенияРоссиисталасерьезноотклонятьсяотрамокклассическогорусскогоязыка.ВданнойработеясобираюсьоценитьвлияниеСМИнауровеньречевойкультурынаселения.Чтобыпонять,чтодумаетмолодежьоСМИиеевлияниинаформированиерусскогоязыка,мыпровелисоциальныйопрос.Всеговопросеприняло100человек.ПомнениюстудентовНовороссийскогофилиалаМосковскогоГуманитарноЭкономическогоИнститутаСМИвлияетнаречьчеловекаследующимобразом:
40%опрошенныхстудентовуверенывнегативномвлияниисредствмассовойинформациинанашуречь,таккаквсовременноммиренетжёсткогоконтролянадэтойсферой,поэтомувречилюдейвСМИпрослеживаютсяречевыеошибки,словапаразитыит.д.
32%опрошенныхсчитают,чтоСМИположительновлияютнаречьчеловека,обогащаютнашуречьновымисловами;
20%немогутдатьоднозначныйответ,считая,чторазныеСМИоказываютразноевлияниеначеловека;
8%считают,чтоСМИнеоказываютникакоговлияниянаречьчеловека.РусскийязыквСМИ–одинизважнейшихпоказателейречинателевидении,радиоит.д.Поройвэфиреслучаютсятакиеситуации,какзабывчивостьсловилиупотреблениежаргонизмов,чтоозначаетнизкоевладениерусскойречью.Алюдиориентируютсянато,чтоговорятвэфире,считая,чтотаречьправильная.Рассматривая любое периодическое издание, читатель довольно часто начинает ознакомление с газетой с заголовков, именно по этой причине содержащие их фразы выделены графически и читающий замечает их раньше, чем другие речевые обороты. Существует огромное количество средств речевой выразительности, при помощи которых журналист пытается привлечь внимание читателя, экспериментируя с языком и расставляя логические акценты.ОднаизразновидностейСМИ
печать,котораяисейчасостаетсяоднимизважнейшихносителем
массовойинформации,обладаязначительнымвлияниемначитателянетолькоречью,ноиязыковымисредствами.
ВСССРсуществовалимолодежныеиздания,ноихосновнойцельюбылообразованиечитателей.ПослераспадаСССРпоявилосьмножествомолодежныхизданий,основнымитемамикоторыхявляютсямузыка,мода,спорт,светскаяжизнь.Освещениеэтихтемпроизводитсясиспользованиемсвоеобразнойлексики,котораяизменяетвесьобразжурнала.Читателижурналаначинаютобщатьсянаязыкежурнала.Такжесуществуетситуация,вкоторойжурналначинаетиспользоватьлексикупредполагаемойаудиториидлятого,чтобысделатьматериалболеедоступным,болеепритягательным.Стоитотметить,потребителямиосновноймассымолодежныхжурналовявляютсядевушки,анаюношейрассчитаноченьмаленькийкругпечатнойпродукции.Периодика,предназначеннаядлямужскойчастиаудитории,ориентировананамужчинввозрастеот18лет.Сейчасобразовательнаяфункциямолодежнойпрессыпочтиполостьюутраченаинасменуейпришларазвлекающаяиинформирующая [6, с.100102]. Уженапервойстраницеподростковогожурнала©Бравоªчитаем:©жертваглавнойтусовщицымираª,©мотоциклгламурнорозовогоцветаª.Далеенастраницахэтогожурналатоиделопоявляютсясловечкимолодежногосленга:бухло,угарнаявечеруха,готвечерина,тусануть,фанатеть,трэш. Возьмемещедвамолодежныхжурнала,читателямикоторогоявляютсядевушки–©ELLEGIRLªи©YES!ª.Здесьлексикаотличаетсянаправленностьюначитательниц–шоппинг,подаркивкассу,апгрейд(слово,котороепреждеупотреблялосьисключительновкомпьютернойлексике,получилораспространениесредимолодежи),суперкреатив,замутить,правильнаябарышня,мейк,лавстори,милитаринашивки,отпетаяфанатка[6]. Теперьобратимсяк©Новойгазетеª.Спецификаречиэтойгазетызаключаетсявбольшомколичествепрофессиональнойлексики:капитализация,отраслеваяспецифика,краеваяпрокуратура,основныеотраслиэкономики.Этоужелексиканесовременныхподростков,асерьезныхполитиковиэкономистов. Следовательно,влияниеизданиянаречьтогоилииногослояобществазависитотнацеленностиматериаланаопределеннуювозрастнуюкатегорию. Чтобыоценитьнасколькограмотноизложенматериалвпечатныхизданиях,япроанализировалатакиегазеты,как©Аргументыифактыª,©Комсомольскаяправдаª.Ивоткакиеошибкияобнаружила:Грамматическиеошибки:1.©Отом,чтопобедуодержит©ЕдинаяРоссияª,уменядажесомнениянебылоª
©Втом,чтопобедуодержит©ЕдинаяРоссияª,уменядажесомнениянебылоª(нарушенаграмматическаясвязьмеждусловами(управление)отомсомнениянебыло.Сомнение(вчем?)вправдивости,правоте,успехе).2.©Отфондакрасныхпартизановдонашихднейª
©Отфондакрасныхпартизанª(выбрананеправильнаяграмматическаяформасловапартизаны.Вродительномпадежемножественногочисласуществительноепартизаныимеетнулевоеокончаниеª.3.©Детипостарше,особенновлетнийпериод,страдаютотсутствиемспортивныхплощадок–футбольных,волейбольных,теннисныхит.д.ª
©Детистрадаютот(изза)отсутствияплощадок…ª(Ошибкавуправлении:страдаютотсутствиемплощадок:Страдать.1)Испытыватьстрадание.Страдать(отчего?)отболи.2)Чем?Иметькакуюнибудьболезнь.Страдать(чем?)головнымиболями.Страдатьсамомнением(перен.).3)Подвергатьсячемунибудьнеприятному,терпетьущерб,уронотчегонибудь.Посевыстрадают(отчего?)отсорняков.4.©…атесумеютимираспорядитьсянапользужителейª
©…атесумеютраспорядитьсявпользужителей(напользужителям)ª(Распорядитьсянапользужителей:нарушенаграмматическаясвязьмеждусловами(управление).Впользу(кого?чего?),винтересахкогонибудь,всоответствиисчьиминибудьвыгодами.Напользу(кому?чему?)людям.
5.©Служазакону–служимнародуª
©исполняязакон,служимнародуª(служа–деепричастиянесовершенноговиданеобразуютсяотглаголовсосновойнастоящеговременинашипящийсогласный.Такженежелателенповтороднокоренныхслов:служа,служим. Речевыеошибки:1.©НавопросыпоэтойтемеответилдепутатЗаконодательногособранияКрасноярскогокраяАлександрСимановский,ПОСЕТИВШИЙСВИЗИТОМКодинскиБолтуриноª
©НавопросыпоэтойтемеответилдепутатЗаконодательногособранияКрасноярскогокраяАлександрСимановский,ПОБЫВАВШИЙСВИЗИТОМвКодинскеиБолтуриноª(посетившийсвизитом–плеоназм.Визит(фр.visite)–посещение,преимущественноофициальное.Например:прибытьсвизитом.Сделатьилинанестивизиткомунибудь;ктомужеглаголпосетитьнеупотребляетсяссуществительнымвформетворительногопадежа.2.©Ееулыбкупилавсястранаª
©Еёулыбкойлюбовалисьвсеª(неудачнаяметафораулыбкупилавызываетсмысловуюнеясность).3.©ЗачемКиевугазовыйраздрайсМосквой?ª
©ЗачемКиевуконфликтоватьсМосквойпоповодугаза?ª(неуместноеиспользованиесловараздрай.Раздрай(разговорное)
шумный,скандальныйразбродво
мнениях,вповедении.Словораздрайнесовсемуместновданномтексте,таккакречьидетобэкономическихиполитическихотношенияхмеждуРоссиейиУкраиной.4.©ФинансовымспонсоромнашихвстречвыступаетУправлениесоциальнойзащитынаселениярайонаª
©НашимспонсоромявляетсяУправлениесоциальнойзащитынаселениярайонаª.Вданномпредложениинаблюдаетсяречеваяизбыточность,употреблениелишнихслов:финансовымспонсором.Спонсор(англ.sponsorлат.spondere–ручаться,гарантировать)
лицоилиорганизация,финансирующиепроведениекакоголибомероприятия,сооружениеобъекта.5.Проанализируемзаголовокстатьи:©Русскийбизнес–жлобскийпонатуреª.Взаголовкенеуместноиспользованостилистическисниженноеслово.Жлоб(просторечное,презрительное)–скряга,скупец.Словоупотребленосцельюпривлечениявниманиячитателейкпоставленнойпроблеме,однакоэтонежелательно.Помоемумнениюзаголовокдолженбытьследующим:
©Русскийбизнеспреступныйª.
В наше время Интернетстал очень популярен, студенты достаточно много времени проводят в этой ©глобальной паутинеª.
Ничтотакневлияетнаречь,какэтаглобальнаясеть.Воттутсвободыпредостаточно!Вместотого,чтобыиспользоватьегопонадобности,например:скачиваниекниг,рефератов,поисккакойлибоважнойинформации–люди,побольшейчастимолодоепоколение,чащевсегопосещаютсайтыдлявзрослых,чатыидругие,поройсовсемненужныестраницы,закладки,©чатятсяª,
играютвonlineигры.Поройзайдешьнасайт,например©Вконтактеª(даженазваниенаписаноснарушениеморфографическихнорм)иудивляешься,какинасколькомогутбытьбезграмотнылюди.Сразувглазабросается:©Приффетикисоныфкоª,©яснª,©спсª,©фигнякакаятоª,©ппцª,©агоньª,©атывконтрурубешься?ª,©мненравитьсяªит.п.Читаяэто,уменявголовевозникаетвопрос:неужеличеловексчитает,чтоможетспокойнописатьбезграмотно,думая,чтониктонеузнает,ктоэто,таккакегоневидно?Илиондумает,чтоэтозвучиткрутоилимодно?Никогдабынеподумала,чтобудетмоданабезграмотностьиотвратительнуюречь!
Читаешьлитературныепроизведенияивидишь,какписателивладеютрусскимязыком,называютего©волшебнымª…Интересно,чтобыонисказали,увидев,какпишутсейчас?Неужелилюдямсовсемнаплеватьнакультуруречи?Стыдно,товарищи,стыдно…Мытакпортимречь,вродебывводимновыеслова,автожевремязабываемограмотности,оправильномпроизношении,обударениииправильномпостроениипредложений[7].Развитие СМИ, характер и темпы их роста, процесс их преобразования в условиях перехода страны к рыночной экономике и демократизация политического строя в Российской Федерации следует рассматривать как причину влияния на процесс формированияязыка электронных СМИ, так как эти потрясения оказали прямое воздействие на процесс деформирования языка.Язык СМИ играет главную роль не только в распространении русского языка, но и в повышении грамотности населения. Хотя отмечены определённые положительные результаты работы СМИ по формированию уважительного отношения к русскому языку, в печати продолжают встречаться массы ошибок, а с экранов телевизоров нередко звучит далеко не образцовый русский язык. Если учитывать отношение молодёжи к телевидению, которое, к сожалению, для многих является единственнымисточникомпросвещения, оно должно быть образцомречи.Появление в прямом эфире спонтанной устной речи обусловлено отменой цензуры. Демократизация СМИ в конце 90х годов прошлого столетия спровоцировала участие в публичном общении лиц, имеющих различное образование и,соответственно,уровень речевой культуры.В СССР существовала жесткая корректура и цензура. Каждый диктор в обязательном порядке обращался к словарям в затруднительных случаяхпроизношения, словоупотребления и т.д., чего, к сожалению, нельзя сказать сегодня о современных телеведущих, судя по нарушениям канонов литературного языка,допускаемымиими.Необходимо, чтобы язык героев ©прямого эфираª занимал то место, которое всегда занимал язык героев в русской классической литературе: он не считался образцом для подражания, а лишь характеризовал персонажей. Именно при существовании выше перечисленной культуры можно достичь этой цели. Более того, крайне важно, чтобы профессиональное умение говорить на русском языке с использованием всего его лексического богатства стало определяющим в вопросах профессиональной пригодности творческих работников СМИ.В результате многочисленных опросов, проведения диагностических срезов по практическомуиспользованию языковых средств в 2009—2014гг. была отмечена тенденция к ухудшению культуры населения в целом (а молодёжи —особенно!) И первостепенную роль в разрушении и пренебрежении языком являются, как ни странно, СМИ, чьим изначальным назначением было обучать и информировать аудиторию[7].Язык СМИ способствует интенсивному расширению словаря разговорной лексики за счёт иноязычных заимствований, жаргонизмов, просторечных, разговорносниженных единиц речи, приводит к ослаблению строгости норм письма и произношения, размывает границы между функциональными стилями. Как писал В.Г.Костомаров, современные СМИ, преодолевая традиционные границы функциональных стилей, стремятся максимально приблизиться к уровню среднего обывателя, потребителя массовой культуры, стараются говорить на его языке. А так как мыслительный уровень средней языковой личности во многом формируется именно через СМИ, именно они составляют наиболее авторитетную речевую среду обитания для многих носителей языка [8, с.52]. Чтение газет, слушание радио, просмотр телепередач и Интернета –вот те сферы речевой деятельности, в которой задаются ©эталоныª, ©нормыª, ©эстетикаª для массового носителя языка. Зачастую современный человек видит мир глазами СМИ. СМИ начинают претендовать на нормотворческую роль в русской языковой культуре, т.е. ту роль, которая традиционно принадлежала классической художественной литературе.Проведяисследование,я
убедиласьвтом,чтовбольшейстепениСМИнегативновлияютнаречьчеловека,вчастностишкольниковистудентов.Иззанеграмотнойречидикторов,журналистов,телеведущихмысамиговоримнеправильно. Намойвзгляд, ©противоядиемªтакойситуацииможетбыть©сознательнаяработапоповышениюкультурыречиªчеловека.Еслилюди,особенноработающиевСМИ, будутпоказыватьпримерчистой,грамотнойречи,любвикчтениюхорошейлитературы,мысможемпротивостоятьнегативномувлияниюСМИнасознаниеобщества.Именно родной язык обеспечивает для каждого соотечественника возможность понять другого и быть понятым, приобщиться к исторической судьбенарода, испытать эстетическое наслаждение от культуры владения речью. Для этого требуется сохранять этот великий дар, память народа о достигнутом.Откаждогоизнасзависитвтойилииноймерездоровьеобщейязыковойсреды,которуюмыхотимсохранитьдляновыхпоколенийвчистотеисвежести.Мощь,мудростьикрасотарусскогословаоткрываетсявовсейсвоейширотетолькопередчеловекомпросвещеннымизнающим.В целях усиленияроли федеральных, региональных, муниципальных СМИ в процессе формирования русского языкаи гражданской идентичности мнойпредлагаются следующие меры:
определение государственного и муниципального социального заказа на пропаганду русского языкав средствах массовой информации различных уровней и видов;
стимулирование соперничества изданий за чистоту публикаций, развитие стремления у прессы эффективно освещать и пропагандировать русский языкза счет подачи российскому обществу объективной информации, формирующей культуру речи.©Берегитеженашпрекрасныйрусскийязык,этотклад,этодостояние,переданноенамнашимипредшественниками...Обращайтесьпочтительносэтиммогущественныморудием...ª(И.С.Тургенев).
Ссылки на источники1.http://ksrok.ru/news/akcija_quot_chistoe_slovo_quot_t_arsjutina_quot_vlijanie_smi_na_razvitie_sovremennogo_russkogo_jazyka_quot/201206192122.PR–технологиив информационном обществе: Материалы IVВсероссийской научнопрактической конференции. Часть IСанктПетербург, 2007г. СПб.: Издательство СПбГПУ.2007. –с.41.3.ЧичановскийА.А. ©Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможность, поиск, ответственностьª. М.: Политиздат, 2007. –С.105.4.http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoetvorchestvo/2013/09/22/vliyaniesminanashurech5.http://referatwork.ru/refs/source/ref2727.html6.http://www.stihi.ru/2013/05/12/59657.Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики.М.:Гардарики,20058.Шарандин А. Л. Культура речи на рубеже 2021 веков. Тамбов, 2005