Перспективы развития автотранспорта под влиянием экономического и экологического факторов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дрябжинский О. Е., Гапоненко А. В. Перспективы развития автотранспорта под влиянием экономического и экологического факторов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2771–2775. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86585.htm.
Аннотация. В данной статье представлена информация о возможных направлениях развития автомобильной промышленности и, как следствие, о потенциальных последствиях воздействия автотранспорта на окружающую среду. В основании каждого сценария развития заложена цена на топливо и решение таких вопросов, как степень воздействия автомобилей на компоненты городских экосистем и человека. Также в статье представлена корреляция динамики цены на нефть за последние 100 лет и тенденций развития автомобильной промышленности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дрябжинский Олег Евгеньевич,Аспирант первого курса, РГСУ, г.Москваelectric11234@gmail.com

ГапоненкоАльбина Вячеславовна,к.п.н, доцент, Российский Государственный Социальный Университет, г.Москваgaponenko69@mail.ru

Перспективы развития автотранспорта под влиянием экономического и экологического факторов

Аннотация.В данной статье представлена информация о возможных направлениях развитияавтомобильной промышленностии, как следствие, о потенциальных последствиях воздействия автотранспорта на окружающую среду. В основании каждого сценария развития заложена цена на топливоирешение таких вопросов как степень воздействия автомобилейна компоненты городских экосистеми человека. Также в статье представлена корреляция динамики цены на нефть за последние 100лети тенденций развития автомобильной промышленности. Ключевые слова:автомобильный транспорт, нефть, экология, двигатель внутреннего сгорания, электрокар, шумовое загрязнение, параллельная застройка, токсичные продукты сгорания.

Автомобильный транспорт –это символ прогресса человечества, символ интеллектуального превосходства человека как вида над другими живыми организмами планеты. Машины помогают решать разнообразные задачи, реализовывать самые невероятные идеи. Автотранспорт пересталвосприниматься как средство. Личный автомобиль воспринимаетсямногимилюдьмикакмикросреда,и дажечастьчеловека. Однако автотранспорт несёт в себе угрозу для здоровья людейиизменяет показателиокружающей среды. Сложившаяся ситуация усугубляется тем фактом, что население планеты экспоненциально возрастает, следовательно,растёт потребность в автомашинах, необходимых для обслуживания человечества(личный и общественный транспорт).Соответственно, усиливается его негативное влияниена компоненты экосистем: атмосферу, почву, воду, биоту. Чтобы рассмотретьвозможныесценарииразвитияобщественного и личного транспортаи его влияния на экосистемы, необходимо проанализировать как изменялась автомобильная промышленностьв прошлом. Стоит отметить, что на становление автомобилей будущего будутвлиять два основных фактора:в первую очередь

экономический фактор. В то же время,ухудшающаяся экологическая обстановка подтолкнётпроизводителей к разработке и выпускуэкологичного транспорта. Изначальносамоходные машины использовали энергию пара для движения. Затем появились машины на бензине, газе,электричестве. Первый в мире транспорт, использующий бензин,сконструировалив1870 году.Изобретатель Зигфрид Маркусустановил на простой тележке жидкостный двигатель внутреннего сгорания(ДВС), что сделало его первым человеком, использовавшим транспортное средство на бензине.

Рисунок 1 Первый в мире транспорт с бензиновым двигателем. «Первая машина Маркуса», 1870 год

Впервыепроизводство автомобилей было основано в Германии Карлом Бенцом. Автомобиль Бэнца (1885 г.) является первым серийным автомобилем с двигателем внутреннего сгорания. Обратим внимание, что паровые, электрические и бензиновые двигатели конкурировали десятилетия, однако в 1910х бензиновые стали доминирующими. Выбор в пользу данного типа двигателя был обоснованным. Одним из главных аргументов являлась цена топлива, цена нефти, которая на данном этапе истории была близкак нулю. Так, с 1861 года по 1920 цена на нефть колебалась от почти нулевых значений до 12 долларов. В 1920 году зафиксирована ценав 3 доллара, затем резкий скачек до 11,58 долларов в 1974 году[1].

Рисунок 2 –цена на нефть с 1900 по 2014 год

Таким образом,эксплуатациябольших и тяжёлых машинпо критерию потребляемого горючего была не стользатратной, как сейчас.Появление больших, топливозатратныхамериканских машин являлосьследствиемдешёвой нефти.Отметим, что как только нефть начала дорожать, в Америкеувеличились продажи компактных автомобилей.

В 1979 году цена на нефть возрослав два раза: с 14 до 31 доллара за баррель. В 1986 году падение в 2 раза: с 27 долларов за баррель до 14. В 2004 году скачок на 10 долларов: с 28 до 38 долларов. Рост цены продолжился до 2008года, затем спад и снова рост до 2014 года, когда цена на нефть достигла 100 долларов.Чтоже касается причин такой ценовой динамики, тоони проиллюстрированы в таблице.Таблица 1.Причиныдинамики цены на нефть

ГодыЦеныПричины19301960$12 за баррельЭпоха фиксированнойценына нефть. Международный нефтяной картель был источником, состоящимиз—5 американских и 2 европейских компаний, державших под контролем 80–90% мировой добычи нефти.19601970$3 за баррельОснована ОПЕК. От действий организации стали зависеть цены на нефть, перспективы отрасли. Нефть постепенно переходит под национальный контроль развивающихся стран19701974$11,5 за баррельЭкономические: потребности странэкспортеров и девальвация доллара.Геополитические: нефтяное эмбарго 1973 года, арабоизраильская война.

1979–1980до $40 за баррельНефтяной кризис 1979 года,начало ираноиракской войны,снятие с конца 1980 годов госконтроля за ценами на нефть внутри США,введение СССР войск в Афганистан.19902000от $10 до $30, а в среднем $1520 за баррельЭра низких цен на нефть.Двукратное, вне квот ОПЕК увеличение добычи нефти Саудовской Аравией в 1986 году, начало коллапса нефтяных цен.Цены на нефть стали формироваться с учетом усиленного потребления нефтепродукции.В России в 198590 годы начало перестройки и распад СССР.20012003$25 за баррельПосле событий 11 сентября цена сырой нефти резко упала.В условиях данной политической обстановки ОПЕК решила задержать дополнительное сокращение квот20042005$40 за баррельРезервные производственные мощности добычи нефти опустились ниже 1 млн. б/с.Резервной мощности в миллион баррелей в сутки недостаточно, чтобы компенсировать нарушения поставок почти любого из производителей ОПЕК.2008$140147 за баррельс последующим падением до $30 за баррельНачало финансового кризиса, ОПЕК сокращает квоты на 4,2 млн баррелей в день.Война США в Ираке.Наступивший мировой экономический кризис изменил приоритеты и обострил проблемы в энергетике, троекратное падение цен на нефть за короткий период времени.Спрос на нефть резко упал, что привело к появлению на рынке избытков нефти и дальнейшему падению цен на нефть.2011

$115 за баррель

«Арабская весна»,война в Ливии,прекращение поставок нефти на мировые рынки, быстрое развитие экономики Китая.2014

$100 за баррель

Рост производства нефти в США,снижение прогнозов по спросу на нефть, замедление экономического роста в Китае.

20152016$3040 за баррельУвеличение добычи сланцевой нефти в Америке

Таким образом, на протяжении 20го века преимущественно использовались бензиновые двигатели, что определялось ценой топлива. Машины на электричестве тоже создавались, в том числе вСССР, однако признания не получили. Их главными проблемами являлсянебольшой запас хода и длительность работы зарядки аккумулятора машины. Бензиновые двигатели продолжали устанавливать на автомобили, не смотря на растущие цены на нефть, однако, этот факт заставил производителей сосредоточитьсяв направлении экономии горючего.Один из способов основан на изменении веса автомобиля. Снижение веса автомобиля способствует уменьшению количества потребляемого топлива. Кроме того, чем меньше машинапотребляет горючего, тем меньший ущерб она наносит окружающей среде.Последствий влияния автотранспорта на компоненты биосферынесколько.Больше всего страдает атмосфера.Относительно глобального негативного влияния автотранспорта на климатсуществуют различные мнения.Например,усиление парникового эффекта и последующее потепление рассматривается либо как следствие антропогенной деятельности с непосредственным влиянием автотранспорта на этот процесс, либо как природный процесс, посколькупроцессы на планете цикличны и глобальное потепление, наблюдаемое сегодняявляется, возможно,одним из них. Стоит отметить, что ледяной покров на нашей планете образовывался и исчезал на протяжении истории нашей планеты.Люди живут в эпоху заканчивающегося ледникового периода, переходят в межледниковую эпоху. Человек адаптировался к условиям завершающегося ледникового периода, по этой причине межледниковая эпоха воспринимается как отклонение от нормы.Что же касается влияния автотранспорта на экологию города и здоровье человека, то в данном случае негативное воздействие очевидно. Загрязнение атмосферы передвижными источниками автотранспорта происходит в большей степени отработавшими газами через выпускную систему автомобильного двигателя, а также, в меньшей степени, картерными газами через систему вентиляции картера двигателя и углеводородными испарениями бензина из системы питания двигателя (бака, карбюратора, фильтров, трубопроводов) при заправке и в процессе эксплуатации. Отработавшие газы автомобилей с карбюраторными двигателями в числе наиболее токсичных компонентов содержат оксид углерода, оксиды азотаи углеводороды, а газы дизельных двигателей оксиды азота, углеводороды, сажу и сернистые соединения. Один автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 т кислорода [2].Рассмотрим основные загрязняющие вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей,и их влияние на компоненты природной среды подробнее.Оксид углерода (CO) способен «жить» в атмосфере от 2 до 42 месяцев. Максимальноразовая предельно допустимая концентрация (ПДК)этого вещества в населённых пунктах составляет от 3 мг/м3(Российская Федерация)до10 мг/м3за 8 часов воздействия(в США). Он способен вызывать обмороки, так как, замещая кислород, вступает в реакцию с гемоглобином крови, воздействует на нервную систему. Степень поражения организма может существенно различаться в зависимости от времени воздействия и концентрации CO в воздухе. При прекращении вдоха, связанный гемоглобином CO постепенно выделяется, и кровь здорового человека очищается от оксида углерода на 50% каждые 34 часа. Основное проявление воздействия CO на центральную нервную систему заключается в изменении цветовой и световойчувствительности глаз. Это может привести к возрастанию вероятности аварий [3].Над автомагистралями и на прилегающих территориях в атмосфере встречаютсяNOХи NO2. Максимальноразовая концентрация оксидов азота в атмосфере населённых пунктов

0,085 мг/м3. Оксид азота(II)является неустойчивым компонентом, который окисляется до NO2в течение от 0,5 –3 до 100 часов, что зависит от его концентрации в воздухе. Токсичность NO2в 7 раз превышает токсичность NO. При концентрации 15 мг/м3NO2на организм человека действует как острый раздражитель. При концентрации 200300 мг/м3может вызвать отёк лёгких. Оксиды азота образуют азотную кислоту, реагируя с атмосферной влагой. Азотная кислота попадает с осадками на почву, в водоёмы, на живые организмы и вызывает изменение микроорганизмов почвы,уничтожение растительности, коррозию металлов и т.д. Оксиды азота представляют наибольшую опасность как активный компонент при образовании фотохимического смога [3].Содержащаяся в отработавших газах сажа обладает большей токсичностью, чем обычная пыль, так как канцерогенные вещества адсорбируются на поверхности частиц сажи. Автомобильный выхлоп становится видимым при концентрации сажи 130 мг/м3. Размеры частиц составляют 0,19 –0,54 мкм в диаметре и способны достигать альвеол лёгких, откладываться в носовых пазухах, трахеях или бронхах [3].Негативное воздействие двигателей внутреннего сгоранияпроявляется также в шумовом загрязнении. Под шумом двигателя внутреннего сгорания понимается акустическое излучение, производимое им при работе. Возникающий на проезжей части магистрали шум, способен распространяется не только на примагистральную территорию, но и вглубь жилой застройки[4].Ущерб, причиняемый слуху сильным шумом, зависит от спектра звуковых колебанийиот характера их изменения. Однако стоит отметить, что в значительной степени опасность возможной потери слуха изза шума зависит от индивидуальных особенностей человека. Некоторые люди могут потерять слух даже после кратковременного воздействия шума сравнительно умеренной интенсивности. Другие же могут осуществлять работу при сильном шуме почти всю свою жизнь без какойлибо заметной утраты слуха. Важно отметить, что постоянное воздействие сильного шума, которое осуществляетсяв городе, может повлиять отрицательно не только на слух, но ивызвать другие вредные последствия.Это может быть головокружение, головная боль, повышенная усталость, «звон в ушах»[5].Одна из главных проблем высокого уровня шума в городах заключается в том, что человек не может в этих условиях нормально отдохнуть после тяжёлого трудового дня. Это приводит к тому, что утомление, естественно развивающееся в процессе работы, не только не исчезает, но ипостепенно переходит в переутомление хронического характера. Оно способствует развитию ряда заболеваний, к таким относится гипертоническая болезнь, различные расстройствацентральной нервной системы[6].Подводя итог выше сказанному можно сделать вывод, что автотранспорт на бензиновых и дизельных двигателях оказывает негативное воздействие на человека и экологию города. Люди, проживающие вблизи автодороги, находятся в зоне постоянного и сильного воздействия двигателей внутреннего сгорания. Данная ситуация усугубляется, при условии расположения жилого дома непосредственно рядом с автодорогой,наличием параллельной застройки и регулируемых перекрёстковпод окнами дома, затруднённым движением автотранспорта в «часы пик». Наличие перекрёстка способствует уменьшению скорости потока машина,следовательно,увеличивается степень шума двигателя и количество выброса вредных веществ, так как расход топлива на первой скорости выше. Резко возрастает шум от двигателя в момент его запуска и прогревания (до 10 дБ). Движение автомобиля на первой скорости (до 40 км/ч) способно вызывать излишний расход топлива, при этом шум двигателя в 2 раза превышает шум, который создается им на второй скорости. Резкое торможение автомобиля, особенно при движении на большой скорости, так же вызывает значительный шум. Шум заметно снижается в том случае, если скорость движениягасится за счёт торможения двигателем до момента включения ножного тормоза. За последнее время средний уровень шума, производимый транспортом, увеличился на 1214 дБ [4].Проанализировав выше сказанное, приходим к выводу, что возможно несколько путей развития автомобильного транспорта. Вариант кардинального изменения автотранспорта основывается на отказе от ДВС в пользу альтернативных видов двигателей.Отказ от данного типа двигателя будет способствоватьуменьшениювреда, наносимогоокружающей среде. Двигатели, работающие на электричестве, не выбрасывают в атмосферу продукты сгорания углеводородов. Кроме того,процесс работы двигателя на электричестве заметно тише. Что же касается таких недостатков как запас хода и долгая зарядка, то данные проблемы решаются уже сегодня, а способы решения совершенствуются. В качестве примера можно привести автомобиль марки «Тесла», чья дальность действия составляет 350400 километров, а полная зарядка машины составляет 45 минут, при этом мощность машины «Тесла модель SP85D» составляет 700 л.с.[7]. Данные показатели значительно превосходят показатели ранних электрокаров.Исходя из данных позиций приходим к выводу, что этотпуть развития автотранспорта возможен, целесообразен и положителен для природы. Однако, не стоит забывать, что для создания батареи электромобиля необходим никель. Процесс добычи и очистки никеля наносит значительный ущерб природной среде, превосходящий ущерб, наносимый автомобилемс двигателем внутреннего сгорания в городе. Важным моментом является процесс утилизации отработанных батарей, оказывающих губительное для окружающей среды воздействие.Кроме того,электроэнергия поступает отэлектростанций, чьё влияние на экологию весьма значительно.Цельный металлический никель –не опасен для живых организмов. Пыль, пары никеля и его соединений –токсичны. Никель –канцерогенное вещество. ПДКмр никеля –0,001 мг/м3. Никель –вещество 2 класса опасности. Общим качеством для всех видов никельсодержащихаэрозолей в пирометаллургических производствах является высокая степень дисперсности взвешенной в воздухе пыли (размеры частиц менее 1 мкм) и связанные с этим глубина проникновения в дыхательные пути, интенсивность воздействия на организм. Никель –вещество общетоксического действия. Помимо общетоксических эффектов хроническая интоксикация приводит к возникновению заболеваний носоглотки, легких, появлению злокачественных новообразований и аллергическим поражениям в виде дерматитов и экзем. Поступление никеля в организм в природных условиях происходит, главным образом, с продуктами питания и питьевой водой. Кроме того, никель поступает в организм с атмосферным воздухом, через кожу –при контактах с никелированными предметами обихода [8].Сомнительным с финансовой точки зрения представляется мероприятие по ликвидации производства машин с ДВС и переоснащение производства под создание электрокаров. Данное мероприятие может не окупиться, более того завод рискует обанкротиться. Необходимы серьёзные финансовые вложения для переоснащения завода, к тому же цена электрокараили же гибридазаметно выше бензиновой машины того же класса. Уменьшение цены не представляется возможным, так как каждый готовый продукт должен компенсировать вложенные в него затраты. На данный момент удешевить производство электрокаров, гибридовнельзя.

В качестве примера можно упомянуть ценовые показатели автомобилей MITSUBISHIOUTLANDERи MITSUBISHIOUTLANDERPHEV, их цены от 1 199000 руб. и от 2 499000 руб.соответственно. Стоит отметить, что модели машины практически идентичны, однако цена OUTLANDERPHEVвыше в 2 раза по причине использования на данной модели электродвигателей. Основная концепция электровнедорожника, предлагаемая MitsubishiMotors, позволяетавтомобилю работать в режиме электромобиля с нулевыми выбросами и высокой производительностью. Однако автомобиль не зависит полностью от аккумуляторной батареи. Бензиновый двигатель также обеспечивает тяговую мощность и вырабатывает электроэнергию, что исключает необходимость во внешнем зарядном оборудовании. Передние и задние электродвигатели в сочетании с установленной под полом салона аккумуляторной батареей большой емкости обеспечивают впечатляющий запас хода в режиме электромобиля и быстрый разгон, присущий электродвигателям[9].Значительное воздействие на вектор развития автотранспорта, как уже упоминалось, оказываетстоимость нефти. Проанализировав данные по нефти за последние 100 лет, приходим к выводу, что вероятность низкой цены на нефть в долгосрочной перспективе довольно высока. Этомуможет способствоватьтаяние ледников, в связи с чембудет открыт доступ у новым нефтяным запасам. С низкими ценами на нефть производство и эксплуатация электрокаров будет убыточной. Предположим, что произойдёт переход всего автомобильного транспорта на электродвигатели.В данном случае обанкротится большая часть компаний по добыче нефти. Оставшиеся, чьи затраты на добычу минимальны, могут длительно удерживать низкиецены на горючее. Автомобили с ДВС появятся снова, так как их эксплуатация дешевле и производство будет более прибыльными. Цены на электроэнергию могут вырасти на фоне полного перехода на двигатели, работающие от электричества. Может возникнутьнехватка энергии. При этом условии необходимо строительство новых тепловых и атомных станций по производству энергии.Таким образом, переход автомобильной промышленности на двигатели, работающие на электричестве, является крайне затратным и с высокой долей вероятности не рентабельным. Вариант кардинального изменения автотранспорта полностью теряет свою актуальность, приусловии, что усиление парникового эффекта является природным процессом. В данном случае потребность в кардинальном изменении отсутствует.Другой вариант –это постепенная модернизация ДВС. Данный тип развития основывается на усовершенствовании бензиновых и дизельных двигателей, не предполагает резкого переоснащения предприятий. Экономически целесообразным представляется данный путь развития автопромышленности особенно при низкой цене на нефть. Негативное влияние ДВС на человека и окружающую среду будет редуцировано, однако это будет происходить на протяжении продолжительного времени. Говорить о положительном изменении ситуации можно только в случае, когда загрязнениебудет компенсироваться гомеостатическими возможностями природных экосистем.Необходимо учитывать, что при условии разработки нового экологичного типа ДВС нужно время на то, чтобы данный двигатель был установлен на автомобили, чьё число будет большим по сравнению с другими транспортными средствами. Иными словами пока такой тип ДВС не заполнит рынок, ждать изменения экологической ситуации в лучшую сторону не стоит. Всё же, в перспективе данная стратегия развития автотранспорта с последующеймодернизацией ДВС позволит снизить их негативное влияние на экологию города и здоровье человека.

Мероприятия, необходимые для усовершенствования ДВСи снижения негативного воздействия ДВС сводятся к следующему: 1) снижение выбросов СО2, 2) топливная экономичность, 3) снижение шума двигателей, 4)градостроительные мероприятия.Возможных путей уменьшения выбросов СО2, образующихся в следствие антропогенной деятельности,несколько. Одним из таких путей является уменьшение количества сжигаемого углеводородного топлива, т.е. повышения топливной экономичности теплоэнергетических устройств и тепловых двигателей. Так же возможно использование топлив с малым содержанием углерода, к примеру, спирты и эфиры, сжатый и сжиженный газы. Широкую огласку получают двигатели, использующие в качестве энергии водород, и другие источники альтернативной энергии, ядерная и атомная энергия[6].Необходимо подчеркнуть, что сконструировать абсолютно бесшумный двигатель невозможно, так же как невозможно построение вечного двигателя. Постановка задачи о конструировании двигателей внутреннего сгорания, которые бы обладали минимально возможным акустическим излучением, представляется более выполнимой.Виброизоляции, вибропоглощения, звукоизоляции и звукопоглощения должны быть рассмотрены в первую очередь для практической реализации поставленной задачи. К снижению степени шума двигателей может привести совокупное использование этих методов и средств. Стоит добавить, что необходимо использование такой организации конструкции и рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания, которые смогли бы обеспечить минимальное акустическое излучение[6].Через детали двигателя всегда происходит передача звуковой энергии от источника ее возникновения до элементов, которые ее излучают. Средства, которые применяются в двигателях внутреннего сгорания для снижения уровня звуковой вибрации, способны воздействовать на количество излучаемой энергии несколькими путями: вопервых, препятствуя распространению энергии колебательного движения по конструкции (виброизоляция), вовторых, поглощая энергию колебательного движения на пути ее распространения (вибропоглощение) [6].Под звукоизоляцией понимается снижение уровня шума, поступающего к приемнику, вследствие отражения звуковых волн от препятствий на пути передачи. Звукоизолирующий эффект возникает всегда при прохождении звуковой волны через границу раздела двух разных сред. Чем больше энергия отражения волн, тем меньше энергия прошедших и, следовательно, тем больше звукоизолирующая способность границы раздела сред. Чем большая часть звуковой энергии поглощается преградой, тем больше ее звукопоглощающая способность [10]. Возможность добиться максимального снижения шума двигателей внутреннего сгорания существует. Это возможно в том случае если будут приняты некоторыерешения в процессе разработки двигателя. Внекоторых случаяхцелесообразноприменять разнообразные экраны, капоты и капсулы. Зачастую установка таких экранов связана созначительными дополнительными затратами как в процессе производства, так и в эксплуатации, а в ряде случаев может ухудшиться топливная экономичность. Следовательно, их использование целесообразнов том случае, если конструкция двигателя обеспечивает минимальное акустическое излучение и соответствует оптимальным акустическим показателям[6].Снизить эффект шума от дороги можно не только за счёт снижения шума двигателей. Для большего снижения негативного воздействия необходимо применять и градостроительные мероприятия, обеспечивающие защиту населения от шума. К ним относятся: применение акустически непрозрачных экранов, таких как откос, стена, зданияэкраны; увеличение расстояния между источником шума и защищаемым объектом; создание специальных полос озеленения, способствующих защите от шума; использование различных приёмов планировки, рационального размещения микрорайонов. Помимо этого, к градостроительным мероприятиям относится рациональная застройка магистральных улиц, максимальное озеленение территории микрорайонов, разделительных полос[6].Если застройка на обочине дороги необходима, наиболее целесообразна застройка свободного типа, защищённая от стороны улицы зелёными насаждениями и экранирующими зданиями временного пребывания людей, магазинами, столовыми,ресторанами. Очень важно не допускать параллельной застройки, так как это ведёт к резонансу и усилению шумового эффекта[6].В заключении хотелось бы подчеркнуть, что переход автомобильной промышленности на производство электрокаров в конечном итоге можетусилить негативное воздействии автомобилей на окружающую среду. Так же это повлечётза собой серьёзные экономические последствия для нефтяного сектора. Модернизация ДВС в перспективе будет способствоватьулучшению экологии города и отразиться на нефтяной отрасли менее существенно. Будущее автотранспорта,очевидно,будет связано с уменьшением веса автомобиля, как в случае электрокаров, так и новых бензиновых машин. Использование железа в производстве машин будет снижаться в пользу лёгких материалов, позволяющих облегчить машину. Для электрокаров это возможность ехать на большее расстояние без дозарядки, а для бензиновых машин экономить топливо и снизить количество выбросов в атмосферу.

Ссылки на источники1.Droplak.ru[Электронный ресурс] –URL: http://droplak.ru/?p=4909–[Дата обращения: 06.02.2016]2.Промышленная экология [Электронный ресурс] –URL: http://ekologyprom.ru/uchebnikpopromyshlennojekologii/146specifikavliyaniyavidovtransportana.html–[Дата обращения: 12.04.2015] 3.Луканин В.Н., Шатров М.Г., Камфер Г.М. и др. Теплотехника. Под ред. Луканина В.Н. –2е изд., перераб. –М.: Высш. Шк., 2000. –671 с. 4.Промышленная экология (Лесото) Сайт посвящен промышленной и природной экологии. А также природным катаклизмам [Электронный ресурс] –URL: http://promecologi.ru/?p=2293–[Дата обращения: 18.04.2015] 5.Дрябжинский О.Е. Негативное воздействия автотранспорта. Проблема шумового загрязнения // Агентство Перспективных Научных Исследований. Современные тенденции развития науки и технологий. –2015. –№8, часть4 (ноябрь)–ISSN 241308696.ДрябжинскийО.Е., ГапонекоА.В. Экологическая оценка, влияние автотранспорта на придорожную территорию. Характеристика и подробный анализ –LAMBERT AcademicPublishing, 2015. –61 с.)7.JANTITUS M. WILLEBRAND. Der Tesla ist das innovativste Auto [Электронныйресурс] –URL:http://ps.welt.de/2015/07/07/derteslaistdasinnovativsteauto/–[Датаобращения: 08.01.2016]8.Загрязняющие вещества 2 класса опасности [Электронный ресурс] –URL: http://www.chelpogoda.ru/pages/608.php–[Дата обращения: 06.02.2016]9.MITSUBISHIMOTORS[Электронный ресурс] –URL: (http://www.mitsubishimotors.ru/auto/outlanderphev/–[Дата обращения: 10.02.2016]10.Луканин В.Н., Морозов К.А. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 1. Теория рабочих процессов. –М.: Высш. Шк.1995., –368 с.