Повседневная жизнь студентов ДВГУ во второй половине 1950-х гг.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зайцев Р. М. Повседневная жизнь студентов ДВГУ во второй половине 1950-х гг. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2791–2795. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86589.htm.
Аннотация. Статья посвящена повседневной жизни студентов Дальневосточного государственного университета, обучавшихся во второй половине 1950-х гг., воссозданная методом устной истории. Реконструируется жизнь студенчества на основе интервью, взятых у бывших студентов университета.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зайцев Роман Михайлович,Магистрант 2 курса, дальневосточный федеральный университет, г.ВладивостокZr91@mail.ru

Повседневная жизнь студентов ДВГУ во второй половине 1950х гг.

Аннотация. Статья посвящена повседневной жизни студентов Дальневосточного государственного университета обучавшихся во второй половине 1950х гг.воссозданная методом устной истории. Реконструируется жизнь студенчества на основе интервью взятых у бывших студентов университета.Ключевые слова:Высшее образование, ДВГУ, ДВФУ, Дальний Восток, история повседневности

Изучая историю развития высшего образования на Дальнем Востоке, мы используем различные виды источников, позволяющих нам узнать об организации учебновоспитательного процесса, материальной базе, о направлениях и профилях подготовки. Но эти источники не дают нам «увидеть» самого главного обитателя учебного заведения –студента. Мы считаем, что студенты это «кровь»учебного заведения, и во многомот них зависит становление и развитие вуза. В своей статье мы рассматриваем жизнь студентовочников, которые обучались в переломный для историиДальневосточного федерального университета(ДВФУ)момент –преобразования Владивостокского педагогического института в Дальневосточный государственный университет (ДВГУ)в августе 1956 г. Методологической базой нашего исследования является устная история, основополагающими принципами которой являются следующие принципы исторического исследования: «история изнутри», «история снизу вверх», «человек в истории», «история в человеке»[1].

П.Томпсон пишет: «С помощью устной истории мы узнаем людей такими, какими они сами представляют себя, мы видим вещи (конкретные предметы, события, места) через внутреннее мировосприятие каждого человека как непосредственного участника исторического процесса» [2]В основе методов устной истории лежит «технология опроса» или «технология расспроса». Но отличительным методом устной истории является именно метод интервью, сам исследовательский процесс называется интервьюированием [3]. Нами были проинтервьюированы выпускники Дальневосточного Государственного Университета 1960 и 1961 г. выпускаЗайцева Нина Петровна ставшая преподавателемматематики в Дальневосточном энергетическом колледже и Храмцова Алла Трофимовна занимавшая должность заместителя директора Приморского музея им. Арсеньева г. Владивосток. Вопросы, заданные опрашиваемым,состояли из трех блоков: 1. Вопросы об учебе 2. Вопросы о быте студентов 3. Вопросы о свободном времени. Нам удалось обработать полученные ответы и на их основе воссоздать дух студенческой жизни тех лет. Рассказать,как учились, чем жили, как отдыхали студенты ДВГУ 1950х гг. Многие вещи, озвученные выпускниками, могут послужить отличным примером для нынешних студентов и, несмотря на разницу в возрасте, современной молодежи есть чему поучиться у их предшественников. 3 сентября 1956 года на торжественной линейке, посвященной началу нового учебного года, ректор Владивостокского педагогического института, Григорий Семенович Куцый, объявилсобравшимся радостное известие об образовании Дальневосточного государственного университета. Эта новость, по воспоминаниям студентов, была принята очень тепло и радостно.И хотя в то времяматериальная база университета была слабой, начиналась новая жизнь и вуза,и его студентов. [4]Прошло всего 10 лет после Великой Отечественной войны, страна жила очень бедно, многие люди испытывали материальные трудности. О поступлении в высшие учебные заведениямечтали лишь немногие. Традиционно это былиабитуриенты из городов, т.к. для них не было проблемы с жильем и их семьи были более обеспеченные.Выходцам из сельской местности было труднее, т.к. до 1956 года обучение в старших классах и вузах было платноеи получить егонемногие.[5]Отбирали абитуриентов очень серьезно.В первую очередь при поступлении очень многое зависело от самого абитуриентаи уровня его подготовки. Большим преимуществом пользовались медалисты, они зачислялись вне конкурса. За то время, что шли экзамены, будущая группа успевала сформироваться, как коллектив, и сдружиться. Интересно, что, по мнению выпускников, качество подготовки абитуриентов из края была лучше, чем жителей городов.С первого курса учебная нагрузка на студентов была очень серьезной, учеба в среднем занимала 6 дней в неделю и не меньше трех пар в день. Только с четвертого курса, когда появлялись курсовые работы, аудиторная нагрузка несколько уменьшалась.[4]Так же, как и сегодня, два раза в год студенты выходили на сессию. В первую очередь нас заинтересовало, как часто по ее итогам отчисляли студентов. Студентов отчисляли не часто, хотя старались не все. Студенты, которые относились к учебе безответственно, встречались с кураторами учебных групп, старостами или комсоргами, которыеделали все возможное, чтобы студент исправлялся и взялся за ум.[4]Меры воздействия были разные: писали письма родителям или вызывали их в вуз, проводили воспитательные беседы и др. Но если все эти меры не имели успеха, студентов не тянули с курса на курс, к этому вопросу подходили жестко.[5]

Обычно к учёбе относились ответственно, ведь, помимо оценок за семестр, по окончании вуза их ждало распределение, а работа часто мотивировала лучше, чем любые нравоучения. Комиссия распределяла студентов, ориентируясь на баллы, поэтому это было хорошим стимулом, чтобы старательно учиться, также учитывались многие факторы, например, замужество, наличие детей и т.д. Многие городские ребята боялись, что попадут в далёкое село, и часто скрывались от распределения. Те студенты, которые приезжали из районов, часто уезжали довольные своим местом работы. А те, кто всетаки из городских попадал в село, отработав положенный срок, возвращались обратно в город.[5]Скореевсего сегодняшний студент, попав на экзамен 1950х годов, растерялся бы. Преподаватели спрашивали строго и ответственно и, что самое главное, сами студенты не рассчитывали на «халяву», они знали, что нужно сдать своим умом. Были и те, кто зубрил все в последнюю ночь перед экзаменами. Пользовались студенты и шпаргалками, но за их использование можно было сразу вылететь с экзамена, поэтому старались их делать очень искусно. [5] И еще нами была замечена интересная особенность: студенты 1950х не полагались на разнообразные приметы. Это воспринималось, какпережитки прошлого, студенты делали упор на свои знания в первую очередь. Хотя некоторые традиции знали, например, про пятак под пятку,но, например, любимую многими современнымистудентами традицию «халява приди», студенты не знали. Объясняютвсе это просто они были активные атеисты и не верили в это. [4]Из особых систем поощрения, опрошенные выпускники, вспомнили, что были стипендии разного уровня, кроме того бывало, что студентов награждали поездками по обмену в Китай. [4]Студенческий быт в те годы был непростым, особенно для приезжих. Мест в общежитиях постоянно не хватало. Если студент терял место в общежитии и перед ним стоял выбор учиться ижить на съёмной комнате гдето в городе или уйти из университета,часто студент из сельской местности прекращал обучение.Многим студентам, особенно первокурсникам с медалью, устроить свой быт помогал лично ректор ДВГУ Григорий Семенович Куцый. Он старался помочь тем студентам, которые приходили к нему со своими житейскими проблемами, и оставил о себе хорошую память. Что же представляли из себя общежития? ДВГУ перешли общежития от Владивостокского педагогического института, которые, по нынешним меркам, располагаются в самом центре города. Из нихсегодня сохранилось зданиеобщежитие по адресу ул. Фонтанная 21а. Как говорили, это здание было конюшней.В комнатена 12 человек не было окна на улицу, только небольшое окошко над дверью в коридор и в самом коридоре. Все пять лет удобства только на улице. Еще в общежитии была кухнябытовка, в которой студенты успевали иготовиться к занятиям, и варитьсебе еду. Мылись в бане раз в неделю, но грязными себя не ощущали. Студенческая жизнь настолько была насыщенной, что бытовые проблемы не воспринимались, как чтото ужасное.[4,5]Отношения между жильцами были дружелюбные. Ссор не было. Жили студенты коммуной. Каждый день выбирали коммунара, который отвечал за готовку и порядок, и каждый жилец специализировался на своем блюде. Такая форма ведения хозяйства, облегчало материальное положение. Получая стипендию 22 рубля:15 руб уходило на нужды коммуны,т.е. 50 копеек в день, а оставшиеся семь рублей уходили на карманные расходы (театр, кино, канцелярию). [4] Питались просто. На ул. Колхозной был хлебный магазин, открывался он в 7 часов и к этому времени дежурный бежал в него и покупал белый хлеб или булочки, на кухне кипятил чай. Дежурный также покупал масло, но часто денег не хватало, тогда он покупал красную икру, т.к. она была дешевле масла, но коммунары не одобряли этой экономии, т.к. считали, что с маслом завтрак сытнее. На обед варили, кто что мог: каши, супы, а на ужин пирожок или,как это часто случалось,–ничего, так как засиживались в библиотеке и не успевали поесть. [5]Когда студенты не могли поесть дома, они ходили в студенческие столовые. Интересно, что студенты ДВГУ часто ходили в столовую Дальрыбвтуза на центральной площади. В столовой на завтрак брали пирожок и чай, на обед первое или второе и компот. Получая стипендию, ходили в кондитерскую на ул. Ленинская за пирожными.[4]Библиотека работала до 10 часов вечераи, не желая идти в свое скучное общежитие, студенты сидели в библиотеке с обеда и до закрытия. Готовились к парам, писали конспекты, а вечером смотрели журналы «Крокодил» и др. Когда отправлялись домой, магазины уже были закрыты, поэтому приходили и проверяли, не осталось ли хоть кусочка хлеба в буфете.[5]

Самой большой бытовой проблемой была одежда. Хоть во Владивостоке были барахолки и магазины, но цены были для студентов неподъёмные, а в магазинах еще и очереди. Приходилось рассчитывать на помощь родственников, но это могло подпортить жизнь студенту. Если увидели, что ты одеваешься не по средствам, то могли и лишить общежития. У одной из наших собеседниц была такая ситуация. Ей помогала старшая сестра, а изза того, что ее одежда выглядела модно, ее хотели выселить из общежития. [5]Не забывали, конечно же, студенты и об отдыхе. Очень часто проходили студенческие мероприятия «капустники», собрания, беседы и лекции, вечера самодеятельности и танцы. Они проходили в здании на Океанском проспекте, где сейчас находиться музей ДВФУ. Интересный момент, что в этом здании на первом этаже жили преподаватели, а в 1956 году, когда в ДВГУ открыли медицинский факультет, то в подвале появился морг, и студентымедики часто пугали остальных студентов своими экспонатами.[4]Свободное от учебы время студенты проводили в бибилотеках: читальный зал университета, Горьковская библиотека, Политпросс (Дом партийного просвещения) становились местами постоянного обитания студентов. А также посещали театр, кино. С этим не было проблем, они могли себе позволить сходить в эти заведения. В театр на балконе билет стоил 30 копеек, почти все спектакли смотрели. В кино билет стоил 20 копеек. А на хронику 10 копеек, где, несмотря на название, часто показывали интересные документальные фильмы. У студентов даже была песня, в которой они упоминали все свои развлечения: Мне б сходить в кино, Мне поесть бы, но Даже в хронику Нет ни рубля[4]Часто студенты встречали у себя гостей с соседнего общежития или сами ходили к соседям из ДВПИ. Их общежитие было на 25лет Октября, ныне улица Алеутская. Однажды в общежитие пришли мальчики, общались, и тут в разговоре один из них нецензурно выразился (ныне такое и за ругательство сложно принять), но сразу весь коллектив замер, тишина гробовая, и до него дошло, что он «ляпнул», этот парень вскочил, выбежал из комнаты и больше никогда не приходил. Девушки были более требовательны к поведению парней, и тогда парни не позволяли себе вести себя как попало. [4,5]В теплое время года группы часто договаривались и ходили на пикники на спортивной набережной, где гуляли и общались. Выезжали также на природу. Любимым местом была, не застроенная в те годы, бухтаТихая. Чтобы добраться до Тихой, нужно было на трамвае доехать до Луговой, а оттуда пешком до бухты, это и сегодня путь не совсем близкий. С собой брали бутерброды и напитки, самое главное это то, что такие походы были без алкоголя. Зимой выезжали на станции Санаторную и Океанскую. Летом студенты также проводили время вместе, они выезжали в колхозы. Иногда на студенческих вечерах позволяли себе вольности: при преподавателях пели песни на стихи Есенина, тем самым, показывая свою смелость.[5]Незабываемое первое впечатление оставлял в сердцах студентов г. Владивосток. Приезжая в первый учебный год, все иногородние поражались великолепием осеннего города и морем. На улицах стояли продавцы крабов и предлагали горожанам приобрести вареных крабов на развес, они былибольшие и недорогие, часто можно было увидеть по городу людей несущих крабов, а так как они держали их за клешню, складывалось впечатление, что люди их выгуливают. А вот зимой город выглядел удручающе, в это время город отапливался углем, и снег был черный от пепла. [5]А еще абсолютно не было страха ходить по ночам. Город был полон военных патрулей и, идя за курсантом, студентки не боялись нечего.[5]

Несмотря на все трудности, которые возникали в жизни студентов, они продолжали творить и работать на благо своей Родины. И может быть сегодня в наше непростое время нынешним студентам стоит использовать тот опыт, который несмотря ни на что, приобретали наши коллеги, студенты 1950х годов, и также ответственно, как и они, относиться к нашему будущему.

Ссылки на источники1.Щеглова Т.К. Устная история: учебное пособие. Барнаул, АлтГПА, 2011. –

2. Томпсон П.Голос прошлого: устная история / пер. с англ. М. Л. Коробочкин, Е. М. Криштов, Г. П. Буляблин; ред. Е. И. Солдаткина. М.: Весь Мир, 2003. 3. Щеглова Т.К. Устная история: учебное пособие. Барнаул, АлтГПА, 2011. 4. Личный архив Зайцева Р.М. / Зайцева Нина Петровна. дата интервью 29.01.20165. Личный архив Зайцева Р.М. / Храмцова Алла Трофимовна. дата интервью 30.01.2016