Особенности воспитания детей в многодетной семье

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванова А. А., Кувалдина Е. А. Особенности воспитания детей в многодетной семье // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2816–2820. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86594.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению особенностей воспитания детей в многодетной семье. В статье проанализированы и наглядно представлены результаты исследования на выявление степени родительского отношения и проявления заботы к детям в многодетных и однодетных семьях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Иванова Анна Алексеевна,студент 3 курса Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. КировIvanova.Annyshka@yandex.ru

Кувалдина Елена Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировped_zamdek@vshu.kirov.ru

Особенности воспитания детей в многодетной семье

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению особенностей воспитаниядетей в многодетной семье. В статье проанализированы

и наглядно представлены результаты исследования на выявление степени родительского отношения и проявления заботы к детям в многодетных и однодетных семьях.

Ключевые слова:современная семья, виды и типы современных семей, многодетная семья, взаимоотношения детей и родителей.

Семья является важнойсредой обучения и развития личности, а также главным институтом воспитания, отвечающим за воссозданиеопределенного образа жизни. Современная семья имеетряд особенностей. В первую очередь онасущественно отличается от семьи прошлых времен не только экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоциональнопсихологических функций. Супружеским парам все труднее решить вопрос о том, сколько же детей должно быть в семье, чтобы семья была понастоящему полной, полноценной, счастливой. Сложная социальная ситуация в стране, неуверенность в завтрашнем дне убеждают молодые семьи, что большое количество детей влечет за собой большие проблемы, поэтому большинство молодых супругов не стремятся к созданию многодетной семьи.Следует отметить, что в зависимости от того, в какой семье воспитывается ребенок, строятся его отношение к окружающим людям, формируются взгляды. И здесь состав семьи играет немаловажную роль. Есть предположение, что ребенок из многодетной семьи получает далеко не самое плохое воспитание, в силу того, что он находится под присмотром старших братьев (сестер). Взрослые не могут уделить внимания всем свои детям в равной доле, но они стараются дать им хорошее воспитание [1].Одним из главныхусловий положительногоразвития и функционирования семьи являются взаимоотношения в семье, основанные на обоюдном доверии, и психологической совместимости. Уровень взаимоотношений в семье определяют такие компоненты как понимание, уважение, поддержка.Виды и типы современных семей можно разделить по следующим критериям:I.По размеру семьи –учитывается количество ее членов.II.По типу семьи:1)нуклеарная семья –содержит одну брачную пару с детьми.2)сложная семья –состоит из брачной пары, детей и родственников –бабушек, дедушек, сестер, братьев и т.д. Такая семья может включать в себя несколько родственных брачных пар, которые объединились для упрощения ведения домашнего хозяйства.III.неполная семья –состоит из детей и только одного родителя или из брачной пары без детей [2].IV.По количеству детей:1)инфетильные, бездетные семьи (семьи, в которых женщина не может забеременеть или не беременеют по медицинским показателям, но искренне хотят детей. Встречаются пары, живущие исключительно друг для друга, не готовые делить друг друга с кемто еще, они часто принципиально не заводят детей –не хотят обременять себя лишними заботами и ответственностью);

2)однодетная семья (рост семей с одним ребенком частично связан с кризисными ситуациями в обществе и отсутствием необходимой помощи семьям, в том числе со сложностями устройства детей в детские дошкольные учреждения, поэтому семья ограничивается одним ребенком);3)малодетные семьи –количество детей недостаточно для обеспечения естественного прироста, не более 2 детей;4)среднедетные семьи –достаточное количество для прироста и возникновения динамики, 34 ребенка;5)многодетные семьи –намного больше, чем требуется для обеспечения естественного прироста, 5 и более детей.V.По форме брака:1)моногамная семья –состоит из двух партнеров, в этой семье нет места третьему. Это союз только двух любящих людей, которые вдвоём готовы воспитывать своих детей. Именно в моногамной семье есть все предпосылки для воспитания детей в нормальных условиях.2)полигамная семья –один из партнеров имеет несколько брачных обязательств. Различают полигинию (брак мужчины с несколькими женщинами) и полиандрию (брак женщины с несколькими мужчинами).VI.По полу супругов:1)разнополая семья;2)однополая семья –двое женщин или мужчин, занимающихся совместным воспитанием детей.VII.По месту положения человека:1)родительская –семья наших родителей.2)репродуктивная –семья, создаваемая человеком.VIII.В зависимости от места проживания:1)патрилокальная –семья, живущая на одной территории с родителями мужа;2)патрилокальная –семья, живущая на одной территории с родителями жены;3)пеолокальная –семья, проживающая отдельно от родителей.Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:1.Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурноидеологическими позициями, традициями семьи) [3]. Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных мало обеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.2.Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже –отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, ноих членам присуще ощущение неполной семьи.Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуальнопсихической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3 –7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно [4].Процесс воспитания ребенка в многодетной семье вызывает немало сложностей. Если рассматривать с одной стороны, то в такой семье у детей прививается умение считаться с интересами других; ни у кого из детей нет почвы для формирования эгоизма; появляется больше возможностей для общения, заботы о младших; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям. Дети, воспитывающиеся в такой семье, более подготовлены к супружеской жизни, они легче преодолевают семейные конфликты.Сложности в многодетной семье всетаки есть: наблюдается неодинаковая привязанность к детям, родители меньше проявляют внимания каждому. Мама не может одновременно уложить спать малыша, при этом почитать на ночь книжку с пятилетним сыном и одновременно поговорить по душам с дочкойподростком. Мама все же постарается найти минутку, чтобы провести ее с каждым конкретным ребенком или со всеми вместе, но дети не получат того внимания, которое получил бы один ребенок в семье.Длястарших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству [5]. Они стремятсяк превосходству над своими младшими братьями и сестрами, которое порождает излишнюю уверенность в себе и эгоизм. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и не достаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы, проблема трудоустройства родителей. Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее доходов, выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50% таких семей, работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда потребностей, что является в современных условиях непозволительной роскошью. Уровень материальной обеспеченности семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социальноэкономического потенциала семей показал, что большинство многодетных семей живет ниже порога бедности.Положительные моменты воспитания детей в многодетной семье все же есть. Дети старшего возраста помогают родителям, пока их родители заняты: они играют с младшими, помогают им с учебой, помогают одеваться, гуляют с братом или сестрой. Дети, воспитывающиеся в многодетной семье, обладают более мобильной психикой, устойчивее к стрессам и лучше адаптируются в любом коллективе. Исследователи, сравнив несколько типов семей, определили, что в многодетной семье у ребенка больше шансов вырасти социально адаптированным человеком, этому есть объяснение, все дело в том, что с ранних лет ребенок видит в своем окружении, помимо своих родителей, своих братьев (сестер). Дети общаются, получают социальный опыт, взаимодействуютпри совместной игре –все это способствует тому, что ребенок общителен и открыт, готов сотрудничать и получать новые знания. Формирование чувства ответственности возрастает у старших детей в многодетной семье. В то время, пока мама занята своими делами, присматривает за детьми ее старший ребенок, она знает, что он ответственно отнесется к нему, потому что у родителей изза большого объема работы очень мало времени, чтобы быть с детьми. Зачастую в многодетной семье дети более подготовлены к браку и самостоятельности. Они уже с детства умеют преодолевать различные межличностные конфликты и не имеют какиелибо завышенные требования. Дети умеют идти на компромисс. Споры случаются и важно принять правильную сторону, разобраться в инциденте, постараться сохранить добрые отношения, потому роднее брата и сестры просто нет.Существуют и минусы воспитания детей в многодетной семье.Состояние здоровья детей и уход за ними в таких семьях могут быть недостаточны. Если заболевает один ребенок, то следом за ниммогут заболеть и остальные. Маме сложно уследить за чистотой в доме. Дети сталкиваются с различными микробами, подхватывают вирусные инфекции.Когда появляется третий ребенок в семье, у старших детей может быть ревность, возникают конкурентные отношения меду детьми. Они же уже знают, что мама не только моя, а «наша», «теперь нас у мамы трое». У детей, воспитывающихся в многодетнойсемье, может быть занижена самооценка. Они воспринимают себя как часть большого коллектива и мало задумываются о ценности своего «я».У ребенка нет уединения. Нет возможности остаться наедине со своими делами и мыслями, всегда рядом находятся ктото из братьев (сестер), не подумать в тишине, не остаться в одиночестве. Однако, несмотря на все это, многодетная семья –это социальный институт, который приносит богатую, духовно живущую личность. Многодетная семья –разнообразие характеров, которые,тем не менее,остаются близкими, родственными, вплетаются друг в друга. Следует также отметить, что решающее влияние многодетной семьи на личность ребенка объясняется специфическими особенностями этого воспитательного института. К существенным особенностям семейноговоспитания следует отнести следующие:Вопервых, семейному воспитанию в многодетной семье свойственна непрерывность, продолжительность и многообразие влияния на детей людей разного пола и возраста (братья, сестры). Семья –это первая, «стартовая» группа, в которую попадает ребёнок, самая длительная по времени существования и самая значимая для ребёнка микро средовая ситуация, что обусловливает и своеобразие процесса воспитания личности в ней.

Втретьих, многодетная семья –основа естественного воспитания.Семейные отношения в такой семье базируются на интимности и эмоциональности. Эмоциональная насыщенность взаимоотношений взрослых и детей в многодетной семье есть важнейший фактор, формирующий эмоционально –мотивационную среду детей,их отношение к жизни,людям.Важное место в этих интимноэмоциональных отношениях занимает родительская любовь и ласка к детям. Родительскую любовь никакой другой любовью заменить нельзя. Вчетвёртых, многодетная семья представляет собой неповторимость микросреды, индивидуальность родителей накладывает неизгладимый отпечаток на духовный, нравственный облик, взгляды, интересы, потребности ребенка. Впятых, педагогическая позиция родителей имеет скрытый характер. В многодетной семье ребенокне будет чувствовать себя педагогическим объектом, здесь он является равноправным членом коллектива. Взаимная любовь и забота, взаимная ответственность и требовательность друг к другу, поддержка ребенка в сложных жизненных ситуациях, подлинно духовный контакт многодетной семьи –характерные черты семейного коллектива. В нем нет разграничения его членов на воспитателей и воспитанников, в нем осуществляется взаимное воспитательное воздействие, дети признаютсясоавторами, соорганизаторами воспитательного процесса. Вшестых, многодетная семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора, и опыта.Вседьмых, в семейном воспитании детейпреобладает дело, а не слово. В многодетной семье есть все условия для включения ребенка в различные виды деятельности: трудовую, физическую, эстетическую и т.д. Это очень важно, так как именно в этих видах деятельности развивается, формируется и воспитывается личность. Влияние многодетной семьи на ребенка можетбыть, как положительным, так и отрицательным. Все зависит от типа от наличия или отсутствия в ней тех или иных условий, необходимых для правильного воспитания Мы проводили исследование, в которомприняли участие 20 семей: 10 многодетных семей и 10 однодетных семей. Для проведения диагностики мы воспользовались следующими методиками: «Моя забота о ребенке» [6] и «Тестопросник родительского отношения (ОРО), разработанный А. Я. Варга, В. В. Столиным[7]. Наше исследование было направлено на то, чтобы выявить степень родительского отношения и проявления заботы к детям, проживающих в разных семьях.Тест «Мера заботы о ребенке» содержит 15 утверждений. Родителям следовало проанализировать вопросы, выставить свой балл по заданной шкале. Результаты получились следующие: многие родители заняли верную позицию в воспитании своих детей (80% многодетные семьи; 70% однодетные семьи) по данному уровню. Они набрали от 2540 баллов, это говорит о том, что их дети получают достаточно внимания и заботы, при этом имеют возможность проявлять независимость и взрослость. Высокий уровень (40 баллов и выше) наблюдается и в многодетных (10%), так и в однодетных (20%) семьях. Это говорит о том, что усилия взрослых направленына то, чтобы интересы ребенка были надежно защищены. Ребенок личностно зависит от родителя, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.Меньше 25 баллов показали родители многодетной семьи (10%), а ответы родителей однодетной семьи составили 20 %. Это говорит о том, чтовзрослые мало уделяют внимания вопросам воспитания своего ребенка. Они больше сосредоточены на проблемах, связанных с работой или на трудностях, касающихся супружеских взаимоотношений. Эти данные отображены на рис. 1.

Рис. 1. Результаты теста «Мера заботы о ребенке»

В методике «Тестопросник родительского отношения (ОРО)» следовало ответить на вопросы и выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет». Анализируя результаты теста среди многодетных семей, можно выделить следующие: высокие показатели родительского отношения у многодетных родителей из данной выборки получены по шкале: принятие/отвержение (68%), то есть родители любят ребенка таким, какой он есть. Взрослые уважают индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Они стремятся проводить много времени вместе с ним, одобряют его интересы и планы. Высокие баллы у многодетных семей получены по шкале кооперация (61%) –это означает, что взрослые проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть на равных с ребенком. Также высокие баллы получены по шкале симбиоз (58%). Данная шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так –родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Низкие баллы у многодетных семей получены по шкале контроль (48%). Контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Низкие баллы также получены по переменной маленький неудачник (38%), родители данной выборки не склонны инфантилизировать своего ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Эти данные отображены на диаграмме (Рис. 2).

Рис. 2. Среднее значение показателей родительского отношения

в многодетной семье

Анализируя результаты по данному тесту среди однодетных семей, можно выделить следующее: высокие оценки, полученные по шкале принятие/отвержение (64%), говорят о том, что у взрослых выражено положительное отношение к ребенку. Родители принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы.Высокие баллы получены по шкале симбиоз (62%). Данная шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Высокие баллы получены по шкале гиперсоциализация, данная шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка (57%). При высоком балле по этой шкале в отношении родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Взрослый требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родители пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Средние баллы получены по шкале кооперация (51%) –это означает, что данный показатель на среднем уровне. Взрослые проявляют интерес к тому, что интересует ребенка, оценивают способности ребенка, стараются быть на равных с ребенком. Низкие баллы поучены по переменной маленький неудачник (31%). Родители данной выборки не склонны инфантилизировать своего ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Данные наглядно представлены на диаграмме (Рис. 3).

Рис. 3. Среднее значение показателей родительского отношения в однодетной семье

В ходе исследования было доказано, что дети, которые воспитываются в многодетных семьях, получают хорошее воспитание. Семья проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, оценивает его способности, поощряет самостоятельность и инициативу. По сравнению с детьми, которые воспитываются в однодетных семьях, у детей из многодетных семей развита такая форма сотрудничества, как кооперация. Это говорит о том, что у ребенка наблюдается наличие таких качеств, как: дружелюбие, взаимопомощь, поддержка, понимание, забота к ближнему, терпеливость, толерантность. Следует отметить, что уровень контроля за ребенком в этих семьях на низком уровне. Это не совсем хороший показатель, но если старшие братья (сестры) присмотрят за ребенком, позанимаются с ним, пока родители заняты делами по дому или находятся на работе, то проблем с нарушением дисциплины и порядка в доме не будет. Но независимо в многодетной или однодетной семье воспитывается ребенок, все зависит от уровня воспитания в этой семье, от непосредственной работы ребенка с родителями. Важно не забывать родителям о своих детях, уделять и должное внимание, дать качественные знания, которые пригодятся им, когда они покинут отчий дом. Поэтому, если в многодетной семье удается построить правильные доверительные отношения между родителями и ребенком, то сформируется правильный человек –личность, который хорошо социализируется к условиям жизни в обществе.

Ссылки на источники1.Аседова Э. М. Многодетная семья и ее проблемы / Современные проблемы культуры и воспитания. Выпуск 2. [Текст] / Под ред. З. М. Магомедовой. –Махачкала: ДГПУ, 2005. –338 с.2.Мудрик А.В. Социализация человека [Текст] / Издво Академия, –М., 2004. –304 с.3.Бабанский Ю. К. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Ю. К. Бабанского,—2е изд., доп. и перераб. –М., Просвещение, 1988. –479с.4.Баданина А. Когда нужно начинать воспитывать детей [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.goodhouse.ru/

свободный.15.03.20155.Ворунова Я.Я у мамы не один. Как избежать ревности между детьми [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.goodhouse.ru/

свободный 15.03.20156.Тест Мера заботы о ребенке [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://inna.21413s14.edusite.ru/

свободный. 15.03.20157.Методика диагностикиродительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.psylist.net/praktikum/

свободный. 15.03.2015