Социально-экономические проблемы и социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Копылова А. С. Социально-экономические проблемы и социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2811–2815. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86593.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам социально-экономической политики Российской Федерации и Краснодарского края, свидетельствует об общих тенденциях положительного изменения в сфере защиты и социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Копылова Анна Сергеевна,4 курс,направление Государственное и муниципальное управление, филиалФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»в г.Тихорецке, г.Тихорецкanna.anna.kopylova@mail.ru

Научный руководитель –Кузнецова Ирина Васильевна,доцент кафедры экономики и менеджмента, кандидат экономических наук, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г.Тихорецкkuznirina@yandex.ru

Социальноэкономические проблемыи социальная политика

в отношениидетейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Аннотация.Статья посвящена вопросам социальноэкономическойполитики Российской Федерации и Краснодарского края, свидетельствует об общих тенденциях положительного изменения в сфере защиты и социальной помощи детямсиротами детям, оставшимся без попечения родителей.Ключевые слова:опека, попечительство, социальный сирота,социальноэкономические проблемы,патронаж, социальная поддержка.

Система социального обслуживания населения имеет важное значение в реализации государственной социальной политики по защите прав и интересов детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Последнее десятилетие связано сростом экономической и политической самостоятельности, разграничением полномочий федерального, регионального и муниципального уровней власти в полицентрической системе управления Российской Федерации в ходе рыночных реформ усилилась дифференциация социальноэкономического положения,как регионов,так и отдельных муниципальных образований. Обострилось множество противоречий экономического и социального развития, это привело к серьезным социальным проблемам[1].Снижение уровня жизни и нравственных устоев значительно повлиялона благополучие семьи.При этом больше всего пострадалсамый незащищенный слой общества –дети.На сегодняшний день в нашей стране более 850 тысяч детей оставлены без попечения родителей. И это только официальные данные, на самом деле беспризорных несовершеннолетних еще больше.В государстве и в любом обществе всегда будут дети, которые по какимлибо причинам остались без попечения родителей. В этом случае заботу о таких детях берет на себя государство. В настоящее время в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота и социальная сирота.Детисироты –это дети, не достигшие возраста совершеннолетия, у которых умерли обо или единственный родитель.Социальный сирота –это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по какимто причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Причиныпризнания ребенка, как оставшимся без попечительства родителей:

лишение родительских правили ограничение их в родительских правах; признание родителей безвестно отсутствующими;признание недееспособными или ограниченно дееспособными; нахождение родителей в лечебных учреждениях; нахождение родителей в местах нахождения под стражей; уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их интересов; отказ родителей от своих детей.В случае если ребенок попадает в одну из перечисленных категорий, то государство автоматически берет на себя заботы, связанные с устройством его судьбы. Решение проблем связанных с обеспечением благополучия детей всегда являлосьприоритетной задачей демократического общества.Для того, чтобы обеспечить ребенку безопасность, государство определяет его в специализированные учреждения –детские дома и интернаты. В настоящее время большую роль в обеспечении детям достойного образа жизни играют следующие формы: 1)опека –форма заботы, которая устанавливается над малолетними (до 14 лет) и гражданами (вследствие психологического заболевания);2)попечительство –форма заботы о не полностью дееспособных граждан в возрасте 14 до 18 лет, а также о гражданах ограниченных вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами;3)патронаж –форма попечительства, предусматривающая регулярное оказание помощи совершеннолетнему дееспособному лицу по состоянию здоровья;4)приемная семья –форма устройства детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, на основе договора передачи ребенка (детей) между органами опеки и попечительства, приемными родителями (супругами или отдельными гражданами) желающими взять детей на воспитание в семью. В настоящее время социальное сиротство сократилось, если сравнивать с 90ми годами прошлого столетия, но это совсем не значит, что проблема решена.За пять лет число детских домов, домов ребенка и других подобных учреждений сократилось почти на треть. Что касается общего числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их за пять лет стало меньше на 200 тысяч. Желающих усыновить ребенка среди россиян с каждым годом все больше. За этот же период очередь выросла более чем в два раза. По данным на начала этого года, взять детей на воспитание хотели более 24 тысяч семей, из них около 12,5 тысяч были нацелены на усыновление.

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право наособую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства[2, 3].Социальная защищенность населения Кубани является одним из важнейших индикаторов социальноэкономического развития края каквнутри страны, так и на международном уровне. Данный индикатор должен обеспечиваться необходимым объёмом и качеством предоставляемых услуг. В связи с этим, деятельность органов исполнительной власти Краснодарского края должна быть направлена на формирование среды, комфортной и доброжелательной для детей. Социальная политика в отношении детейсирот основывается на положенияхФедеральногозаконаот 21декабря 1996 года N° 159ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральногозаконаот 24 апреля 2008 года №48ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральным законом от 24 июля 1998 года №124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», постановлениеПравительства РФ от 18 мая 2009 года №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», ЗаконаКраснодарского края от 29 декабря 2007 года №1372КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае государственными полномочиями Краснодарского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»[4].

По каждому рассмотрению на заседании общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае вопросов, принимаются решения, реализация которых контролируется. Все решения своевременно доводятся до глав администрации, органов исполнительной власти, руководителей власти, учреждений, организаций.Как следует из анализа содержания деятельности комиссии, основные решаемые проблемы касаются формирования системы призрения, материальнотехнического обеспечения жизни и сохранения здоровья детей [4].Таким образом, система работы с детьмисиротами в Краснодарском крае соответствует уровню, достигнутому в России, ноиодновременно страдает теми же недостатками.

Отмечается, что ухудшение социальноэкономического и жизненного уровня населения отрицательно влияет на семью. Социальная несостоятельность родителей или одного родителя, аморальный образ жизни, рост алкоголизации приводит к увеличению детей, находящихся в социально опасном положении[6].По данным на 2015год в Краснодарском крае проживалоболее1,0 млн. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации(более290 тыс. человек (29%)), в том числе: в социально опасном положении 6,6 тыс. человек или 0,6% (в Российской Федерации 489,5 тыс. детей или 1,7%), детиинвалиды свыше 16 тыс. человек или 1,6% (в Российской Федерации 587 тыс. детей или 2,0%). Среди детейинвалидов, проживающих в интернатных учреждениях края: 74,8% детейинвалидов находится в интернатных учреждениях системы образования (детских домах и школахинтернатах), 21% в домахинтернатах социальной защиты населения, 4,2% учреждениях системы здравоохранения (домах ребенка). Указанные группы детей нуждаются, в первую очередь, в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество[4].

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детейсирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детейсирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.Сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в банке данных Краснодарского края о детях, оставшихся без попечения родителей, представленына рисунке 1.

Рисунок 1 Динамика количествадетейсирот и детей, оставшихся без попечения родителейв Краснодарском крае310025002111190917611266851562050010001500200025003000350020082009201020112012201320142015Число детей сирот, оставшихся без попечения родителей, чел.ГодыПо состоянию на 1 января 2016 года в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на учете состоит 562 ребенка.Почти половина детей находится в домахинтернатах для умственноотсталых детей (269 чел. или 47,9%). В детских домах находится 97 чел.(17,3%),в ПУ, техникумах, институтах

79 чел.(14,1%);школахинтернатах: 47 чел.(8,4%). В домах ребенка проживает 63 чел. (11,2%)[4].Анализируядинамику,представленнуюна рисунке 1можно сказать, что в среднем количество детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае снижается на 30% ежегодно.

Уменьшению социального сиротства во многом способствует повышение уровня жизни. Динамика численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума представлена на рисунке 2[5].Как мы видим, количество людей проживающих за чертой бедности уменьшается.

Рисунок 2–Динамика численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума[5]Проблемы детей автоматически возникают изза проблемвозникающих у молодых родителей. Сегодня у молодых семей существует огромное количество вопросов –это жилищные, финансовые, трудовые, социальнопсихологические и др. проблемы. Главная проблема, с которой сталкиваются молодожены и молодые люди, желающие создать семью –это жилищная. Отсутствие собственного жилья, его не благоустроенность (непригодность для жизни), сказываются на внутрисемейном климате, душевном состоянии членов молодой семьи.Поэтому помощь в решении семейных проблем, улучшение качества жизни положительно отразиться на положении детей. Перспективным не только для края, но и для всей России решение проблем в воспитании и социального развития детейсирот, является передача их на воспитание в приемные семьи. Приёмная семья –это вид опеки, но при этой форме приемные родители (опекуны) получают от государства ежемесячное вознаграждение за свой труд по воспитанию детей. Поэтому приемную семью часто называют возмездной опекой. Роль приемных родителей включает в себя несколько взаимосвязанных функций: проявление заботы и внимания к ребенку; создание доброжелательной атмосферы, 49,346,132,936,532,530,534,341,642,34035,629,325,225,421,618,81918,417,717,915,415,516,1010203040506019921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн. чел.Годыспособствующей выходу ребенка из стресса, переживаемого изза разлуки с биологическими родителями, замещение настоящих родителей.Все эти функции могут быть выражены по разному, в зависимости от возраста, места размещения и т.д.Воспитание в приемной семье более целесообразно, еслионо осуществляется в полной семье, о воспитывают оба супруга. Однако и одинокий человек, обычно женщина, может заменить осиротевшему ребенку семью, и дать ему все необходимое в жизни.Любовь, внимание, участие приемных родителей в жизни ребенка позволяют ему избавиться от вредных привычек и улучшить свое поведение. Среди опрошенных 61.9% приемных родителей отметили, что заметно улучшилось поведение ребенка в приемной семье; 32% родителей отметили, что поведение приемного ребенка несколько улучшилось, никто из опрошенных не ответил,что поведение ребенка сталохуже в семье[6].Защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, возлагается Кодексом на органы опеки и попечительства и включает следующие обязанности: выявление детей, оставшихся без попечения родителей, их учёт; устройство таких детей; осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.Детисироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети находящиеся под опекой, не имеющие законного жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех типов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.Дополнительные гарантии прав детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.Таким образом, основными причинами, способствующими распространениюсиротства являются: социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, слабость нравственных устоев семей, рост числа детей, рождающихся вне брака. Государственная политика направлена на улучшение социализации детейсирот, их материального обеспечения, условий для воспитания, обучения и жизнеустройства.

Ссылки на источники1. Кузнецова И.В. Стратегическое управление социальной сферой в муниципальном образовании// Теория и практика общественного развития. 2014. №4. С. 214216.2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // СПС «КонсультантПлюс».

3. Конвенция о правах ребенка Генеральной ассамблеи ООН 20.11.1989 г.4.Официальный сайт Министерства труда и социального развития Краснодарского края// Электронный ресурс / режим доступа:http://www.sznkuban.ru/5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Электронный ресурс / режим доступа: http://www.gks.ru.6. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие.–М.: Академия, 2013.160с.