Концепт «семья» в языковой картине мира современных школьников (по данным ассоциативного эксперимента)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гармаш И. В., Голубева И. В. Концепт «семья» в языковой картине мира современных школьников (по данным ассоциативного эксперимента) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2846–2850. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86600.htm.
Аннотация. Статья посвящена выяснению специфики детской языковой картины мира на материале базового концепта «семья». Исследование выполнено на основе проведенного ассоциативного эксперимента. В качестве респондентов выступили школьники начальных классов и выпускники школы. Полученные в ходе ассоциативного эксперимента данные были проанализированы и сопоставлены при помощи критерия χ2-Пирсона.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Голубева Ирина Валериевна,доктор филологических наук, профессор,Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического института (РИНХ)», г.Таганрогgolubevairinaa@gmail.com

Гармаш Ирина Владимировна,магистрант, Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического института (РИНХ)», г.Таганрогirisha2393@mail.ru

Концепт «семья» в языковой картине мира современных школьников (по данным ассоциативного эксперимента)

Аннотация.Статья посвящена выяснению специфики детской языковой картины мира на материале базового концепта «семья». Исследование выполнено на основе проведенного ассоциативного эксперимента. В качестве респондентов выступили школьники начальных классов и выпускники школы. Полученные в ходе ассоциативного эксперимента данные были проанализированы и сопоставлены при помощи критерия χ2Пирсона.Ключевые слова:языковая картина мира, концепт, ассоциативный эксперимент, статистическое исследование.Современные лингвистические исследования (труды Ю.Д.Апресяна, Н.Д.Арутюновой, Т.В.Булыгиной, Е.С.Кубряковой, И.Б.Левонтиной, П.В.Чеснокова, А.Д.Шмелева и других ученых) характеризуются пристальным вниманием к проблемам языковой картины мира, под которой в самом общем виде принято понимать «исторически сложившуюся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженную в языке совокупность образов, понятий, стереотипов и символов, представляющие собой знания определенного народа об окружающем мире, которые на уровне сознания хранятся в виде концептов» [1].В связи с активным развитием антрополингвистики в целом и лингвистики детской речи (онтолингвистики) в частностиученые выдвинули гипотезу о существовании особой детской языковой картины мира. В работах исследователей встречаются различные термины для ее наименования: «детская языковая картина мира», «языковая картина мира ребенка», «детскоемиросознание» и др. И хотя разработка этого феномена еще только начата, лингвисты солидарны в том, что детская языковая картина мира «отражает при помощи единиц языка определенный способ восприятия, постижения, осмысления окружающего мира, в соответствии с возрастом и опытом ребенка. Овладевая языком, ребенок усваивает традиции и ценности национальной культуры, формирует собственный взгляд на мир» [2].Это усвоение культуры и формирование особого взгляда на мир и на себя в этом мире осуществляется через освоение базовых концептов, в том числе и концепта «семья». В силу того, что концепт «семья» обладает особой социальнокультурной значимостью, он уже становился предметом специальных лингвистических исследований. В этой связи особо стоит отметить кандидатские диссертации Е.В.Добровольской (2005),Н.Н.Рухленко (2005), М.В.Матвеевой (2007), Н.Н.Занегиной (2011), Д.В.Жигулиной(2015), посвященные концепту «семья», его структуре и принципам его описания. Однако к реализации концепта «семья» в детской языковой картине мира внимание исследователей покапривлекалось недостаточно, и отсутствуют работы сопоставительного характера, посвященные реализации этого концепта в речи детей разных возрастных групп.Под семьейпонимается: 1) группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей. 2) перен. Объединение людей, сплоченных общими интересами (высок.). Дружная школьная семья. Студенческая семья.3) Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки, детенышей, а также обособленная группа некоторых животных, растений или грибов одного вида. С. медведей. С. бобров. С. берез. С. груздей[3]. Концепт «семья» обладает сложной структурой. Одни исследователи говорят о модели этого концепта, включая в нее когнитивные классификаторы кровного родства (отец, сын, племянник и др.), некровного родства (кум, зять, тестьи др.) и социальнохозяйственного объединения (домочадцы, слуги, гувернантки и др.), другие ‬понимают под семьей совокупность живущих вместе родственников (семья ‬дом) или совокупность кровных родственников (семья ‬родные), связанных различными межличностными отношениями.Пока единой непротиворечивой модели концепта «семья» еще не построено, но ученые сходятся во мнении, что «в обыденном сознании современных русских концепт «семья» обладает положительной коннотацией» [4].С целью выяснения специфики представленности концепта«семья» в детской языковой картине мира нами был проведен ассоциативный эксперимент среди младших школьников и выпускников школ г.Таганрога. В нем приняли участие 267 учеников начальных классов и 162 старшеклассника школ № 4, 27, 33, 34. Ассоциативный эксперимент помогает выявить актуальное содержание концепта, описать его интерпретационное поле и проверить все выделенные при исследовании логическими методами компоненты и слои концепта на их бытийность ‬реальное присутствие в сознании народа [5].Анализ данных ассоциативного эксперимента, проведенного среди детей младшего школьного возраста, уже был представлен нами ранее [6]. В данной статье предметом нашего внимания будет сопоставление данных, полученных как реакции на словостимул «семья» от учеников начальных классов и старшеклассников.Для сопоставления частот использования в ассоциативном эксперименте разных категорий младшими и старшими школьниками воспользуемся методами статистической обработки данных.Исключим из рассмотрения те категории, которые встречаются только в ответах младших школьников или только в ответах старших школьников. Категории, встречающиеся в ответах обеих групп, внесем в таблицу 1 в колонку «Категории». Частоту, с которой они встречаются в выборке младших школьников, внесем в колонку 2 и обозначим ее fэ МШ. Частоту, с которой этикатегориивстречаются в выборке старших школьников, внесем в колонку 3 и обозначим ее fэ СШ.Для проведения статистического анализавоспользуемся критерием �2−Пирсона, который отвечаетна вопрос о том, с одинаковой ли частотой встречаются разные значения признака в двух эмпирических распределениях.Выдвинем статистические гипотезы:�0: Эмпирическое распределение частот встречаемости категорий в выборке младших школьников не отличается от эмпирического распределения частот встречаемости категорий в выборке старших школьников. �1: Эмпирическое распределение частот встречаемости категорий в выборке младших школьников отличается от эмпирического распределения частот встречаемости категорий в выборке старших школьников.Выполним операции, соответствующие алгоритмурасчета критерия �2−Пирсона, и внесем полученные данные в колонки таблицы 1.Рассчитанное эмпирическое значение критерия �2−Пирсонаравно 904,2. Сопоставим его с критическимизначениями, определив степень свободы по формуле: υ=(k−1)∗(c−1),где �‬количество разрядов признака, а с‬количество сравниваемых распределений.В нашем случае �=36, для которого критические значения �2(0,05)=51,0и значения �2(0,01)=58,6. В нашем случае эмпирическое значение критерия превышает критическое �2(0,01)=58,6, поэтому принимается гипотеза �1о том, что эмпирическое распределение частот встречаемости категорий в выборке младших школьников отличается от эмпирического распределения частот встречаемости категорий в выборке старших школьников.Таблица 1.Категорииfэ МШfэ. СШfэ МШ+fэ СШfт МШfт. СШfэ МШfт МШfэ СШfт СШ(fэ МШfт МШ)2(fэ СШfт СШ)2(fэ МШfт МШ)2/fт МШ(fэ СШfт СШ)2/fт СШБабушка19214206128,577,563,563,54034,54034,531,452,0Благополучие881610,06,02,02,03,93,90,40,7Близкие5111610,06,05,05,024,824,82,54,1Брат1152013584,250,830,830,8948,7948,711,318,7Взаимопонимание10485836,221,826,226,2685,1685,118,931,4Воспитание87159,45,61,41,41,81,80,20,3Дедушка18010190118,571,561,561,53781,83781,831,952,9Дети8334125,615,417,617,6308,8308,812,120,0Доброта30275735,621,45,65,630,830,80,91,4Доверие6182415,09,09,09,080,480,45,48,9Дом6768251,130,945,145,12037,92037,939,866,0Дружба60298955,533,54,54,520,220,20,40,6Жизнь7111811,26,84,24,217,917,91,62,6Забота5687345,527,540,540,51642,71642,736,159,8Защита6121811,26,85,25,227,327,32,44,0Ласка510159,45,64,44,419,019,02,03,4Любовь158118276172,1103,914,114,1200,0200,01,21,9Мама22040260162,297,857,857,83345,23345,220,634,2Нежность2463,72,31,71,73,03,00,81,3Ответственность1674,42,63,43,411,311,32,64,3Отношение3585,03,02,02,04,04,00,81,3Папа20538243151,691,453,453,42855,92855,918,831,2Поддержка11637446,227,835,235,21235,81235,826,844,4Помощь4343823,714,319,719,7388,1388,116,427,1Понимание4303421,212,817,217,2296,0296,014,023,1Работа3585,03,02,02,04,04,00,81,3Радость53399257,434,64,44,419,219,20,30,6Родители16213723,113,97,17,150,150,12,23,6Родные15102515,69,40,60,60,40,40,00,0Родственники411159,45,65,45,428,728,73,15,1Сестра40206037,422,62,62,66,66,60,20,3Смех65116,94,10,90,90,70,70,10,2Счастье18851239149,189,938,938,91516,01516,010,216,9Тепло6424829,918,123,923,9573,0573,019,131,7Традиции4141811,26,87,27,252,252,24,77,7Уважение19163521,813,22,82,88,08,00,40,6Честность84127,54,50,50,50,30,30,00,1∑16219782599





∑=904,2Приведем категории, которые встречаются только в ответах младших школьников или только в ответах старших школьников (таблица 2).Таблица 2.Младшие школьникиСтаршеклассникиКатегорииЧастотаКатегорииЧастотаВеселье43Вкусная еда11Вежливость4Взаимопомощь17Гармония3Взаимоуважение5Дочь4Внимание7Дружелюбие5Время4Дядя20Единство4Класс2Искренность4Кошка8Мир3Крестный (ая)11Ненависть2Лучшие друзья2Обиды2Милое сердце7Общество2Мир8Опора9Мужество2Отдых5Надежда2Очаг13Подарки2Ошибка3Позитив3Развод4Родина2Разногласия5Собака5Свадьба6Сочувствие3Ссора11Сын7Терпение3Тетя18Уют37Улыбки9

Учитель3

Храбрость2

Чувства2



Исходя из полученных данных, следует признать, что концепт «семья» хорошо освоен уже младшими школьниками. В реакциях детей почти отсутствуют такие, которые не относятся к анализируемому концепту (мужество, храбрость). У старшеклассников таких реакций не встретилось вообще. Центральную часть концепта у младших школьников занимают названия членов семьи (мама, папа, бабушка, брати др.). У старшеклассников, наряду с такими реакциями, в ядро концепта включаютсяреакции любовь, счастье.В члены семьи дети включили и домашних питомцев (кошка, собака), подобные реакции у старшеклассников отсутствуют.Уже младшим школьникам, кроме названий конкретных членов семьи, доступны и обобщения (близкие, родные, родственники).В семейную сферу ученики начальных классов включили и слова класс, учитель. Это, видимо, объясняется тем, что ведущей деятельностью в этот возрастной период является деятельность учения, учитель приобретает в глазах ребенка высокий статус, пользуется авторитетом, и сказывается влияние традиционной установки: «Школа ‬второй дом», «Класс ‬вторая семья». Таким образом, детьми осваивается не только прямое, но и переносное значение слова «семья».Обращает на себя внимание, что среди словреакций старшеклассников встретилось слово «общество», что, видимо, можно объяснить влиянием клише: «Семья ‬ячейка общества».Кроме названных выше реакций, представляющих собой конкретные имена существительные, присутствуют (и даже преобладают ‬их около 53% от всех ответов учащихся начальных классов и 58% от всех ответов старшеклассников) реакции, представляющие собой абстрактные имена существительные, что также, на наш взгляд, свидетельствует о хорошей освоенности изучаемого концепта детьми. Среди абстрактных существительных ведущую роль играют существительные, называющие чувства (ласка, нежность, радостьи т.д.), хотя встречаются и существительные других лексикотематических групп (помощь, смехи др.).Еще одним аргументом в пользу освоенности концепта «семья»может служить и то обстоятельство, что в перечне реакций присутствует и такая, которая основана на контекстуальных антонимических отношениях: семья‬работа. От детей младшего школьного возраста не было получено на словостимул «семья» отрицательных реакций. Подавляющее большинство словреакций обладают ярко выраженной положительной коннотацией, что говорит о сформированности ценностного компонента концепта «семья».Кроме того, в силу возраста у учащихся начальных классов еще мало жизненного опыта, их обычно стараются оберегать от негативных сторон семейной жизни. У старшеклассников же на словостимул «семья» были получены реакции ненависть, обиды, развод, разногласия, ссора.Дальнейшие исследования в избранном направлении могут быть, на наш взгляд, связаны с проведением подобных ассоциативных экспериментов с носителями языка других возрастных групп (дошкольников, взрослых), что позволит расширить и углубить представление о детской языковой картине мира и специфике реализации в ней концепта «семья».

Ссылки на источники1.Бондаренко С.В., Гончарова Н.В. Культурная и языковая картины мира в культурной антропологии// Концепт и культура: материалы IIIмежд. науч. конф. ‬Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. ‬С. 37.2.Сальникова В.В. Лексический компонент языковой картины мира ребенка: динамический аспект (на материале русских автобиографических повестей о детстве). Автореф. дисс. … докт. филол. наук. ‬Уфа, 2015. ‬С. 16.3.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. ‬М.: Азбуковник, 1999. ‬944 ‬С.711.4.Харузина Ю.В., Чибисова О.В. Родственные отношения в практике научного анализа // Гуманитарные научные исследования. 2015.№ 11 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2015/11/12976(дата обращения: 12.11.2015).5.Стернин И.А., Попова З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике. ‬Воронеж: Истоки, 2003. ‬С. 92. 6.Гармаш И.В. Концепт «семья» в детской языковой картине мира (по даннымассоциативного эксперимента)//Вестник Таганрогского института имени А.П.Чехова,2016.URL: http://files.tgpi.ru/nauka/vestnik/2016/1/Vestnik_TI_2016_1.pdf