Роль эмоционально-логического мышления в профессиональной подготовке студентов технических специальностей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Потемкин А. Н., Никитин Д. Е. Роль эмоционально-логического мышления в профессиональной подготовке студентов технических специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2876–2880. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86606.htm.
Аннотация. В условиях быстрого устаревания знаний возникла необходимость пересмотра традиционной концепции образования, которая в большей степени должна быть ориентированна не столько на формирование комплекса знаний, умений и навыков, сколько на общее развитие обучающихся. Предлагается вести профессионально-ориентированное проблемное обучение с опорой на эмоционально-логическое мышление при широком использовании современных компьютерных технологий обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Потемкин Алексей Николаевич,доцент ФГБОУ ВО "Пензенский государственный технологический университет", ПензГТУpan580@yandex.ru

Никитин Дмитрий Евгеньевич,студент факультета Промышленных технологий ФГБОУ ВО "Пензенский государственный технологический университет", ПензГТУ, Пензаvip.volkov1994@mail.ru

Роль эмоциональнологического мышления

впрофессиональной подготовке студентов технических специальностей

Аннотация.В условиях быстрого устаревания знаний, возникла необходимостьпересмотратрадиционнойконцепцииобразования, которая в большей степени должна быть ориентированна не столько на формирование комплекса знаний, умений и навыков, сколько на общее развитие обучающихся. Предлагается вести профессиональноориентированное проблемное обучение с опорой на эмоциональнологическое мышление при широком использовании современных компьютерных технологий обучения.Ключевые слова:эмоциональнологическое мышление, профессиональноориентированноепроблемное обучение, взаимодействие полушарий головного мозга, компьютерные технологии обучения.

При реализации учебного процессав ВУЗе, в той или иной степени, используютсятакие педагогическиетехнологии[1, 2]как: развивающее обучение;проблемное обучение;модульное обучение;концентрированное обучение;дифференциальное обучение;активное (комплексное) обучение,основанное на моделировании предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. Несмотря насущественные отличия, все они нацелены на передачу известных знаний,т.е. направленына эффективное наполнение мозга. Нопростое увеличение суммы знаний путемзапоминанияинформации не равнозначно развитию интеллекта.Умение правильно воспроизводить то, чему человека научили и умение решать проблемы самостоятельно, силой собственногоинтеллекта–принципиально разные умения. Мозг“хорошо наполненный” и “хорошо натренированный” на решение разнообразных проблемных ситуаций,далеко не одно и то же.Важнонаучить мыслить.Напомним[3],что левая часть головного мозга играет основную роль в аналитическом, абстрактном мышлении, отвечает за управление логикой и словесный обмен информацией, а правая его часть отвечает за образное мышление, эмоциональное и интуитивное восприятие и познание мира, за ориентацию человека в пространстве. Полноценное же человеческое сознание основанона активной работе обоих полушарий мозга.Если процесс обучения условно поделить на два этапа, то на первом из них происходит наполнение мозга информацией, а на втором идет активный поиск решения предложенной учебной проблемы при взаимодействии полушарий мозга на основе синхронизации аналитического (логического) и образного (эмоционального) мышления.При традиционном обучении, как правило, работаюттолько центры памяти и речи расположенные в левом полушарии мозга. Зрительная информация во время чтения, в том числе смониторакомпьютера, поступает и анализируется так же левым (аналитическим) полушарием. Эмоциональная сфера правого полушария, при этом, в работу практически не включается.Еще однаособенностьтрадиционногообучениясостоит в том, что изучаютсяотдельныеучебные дисциплины и обучающийся выполняетпоиск решения учебной проблемы преимущественно в рамках только одной изучаемой дисциплины. Однакотакой подходпротиворечит научному, аналитическому подходу к реальности, когда разные качества и свойства объекта исследуются разными науками и в пределах каждой из них используются свои методыисследования.Изучение же каждой учебной дисциплины в отдельности, не способствует формированию у обучающегося целостного восприятия осваиваемой специальности, тормозитсяпрофессиональноестановлениюличности.Необходимо развивать симультанное мышление [3, 4], то есть умение рассмотреть учебную проблему с разных сторон, используя знания по различным наукам. Обычно симультанное мышление развивается при изучении обобщающих дисциплин, опирающихся на большое количество предшествующих предметов. Однако начинать формировать и развивать егоследует ужена начальномэтапе обучения.Обратим внимание и еще на одну особенность традиционногоподходак изучениютаких классических общетехнических дисциплин как теоретическая механика, сопротивление материалов, теория механизмов и машин и т.п.При изучении учебного материала студентыимеют дело с идеальными,реально несуществующими, объектами, построенными на представлении, что всякая деталь является совокупностью правильных геометрических тел, а ееплоскости абсолютно прямолинейныиимеют идеально гладкие поверхности. Идеология формообразования в этих классических дисциплинах строится с учетомобъемнонапряженного состояния материала. В результате проектируют изделия по идеальным законам классических теорий, а выходят из строя они по причинам, которые не учитываются в классических методиках расчетов.В частности, прочность и надежность работы отдельных деталей, механизмов и машин в целом во многом определяется еще до конца не изученными физическими, химическими и механическими процессами, возникающими при взаимодействии поверхностных слоев контактирующих тел с их реальными микронеровностями, следами и узорами от обработки, а также их влиянием на характер трения между сопрягаемыми поверхностями деталей [5].Таким образом, традиционная идеология проектирования сегодня уже не дает положительных результатов, тормозит развитие у обучающихся полноценного мышления, необходимого для успешной профессиональной деятельности. Всовременных условиях, при резком возрастании скоростей и передаваемых нагрузок, с изменением характера нагружения узлов и деталей, требуется рассмотрение классических теорий на основе установления новых междисциплинарных связей,выявления ранее не определенных закономерностей.

Переход от традиционного чисто логического познания мира к более полноценному эмоциональнологическому методу исследования требуетсерьезногопересмотратрадиционной системы образования,использованияиной методологии обучения. Становится актуальнымпрофессиональноориентированное проблемное обучение с опорой на симультанноемышление на основеразвитых междисциплинарныхсвязейприактивном использованиикомпьютерных систем моделирования ипроектирования[3, 4, 6, 7].Реализация данного подхода, применительно к комплексу общетехнических дисциплин, уже показала свои положительные результаты, значительно ускоряя познавательный процесс, повышая его эффективность [3, 4].

Далее остановимся на некоторых особенностях организации учебного процесса в техническом ВУЗев современных условиях.Особую значимость здесь приобретают компьютерныетехнологииобучения[3, 4, 8]. Использование мультимедиа, анимаций, звуковых и цветовых эффектов при изучении технических дисциплин дает возможность существенно повысить наглядность, информативность и доступность учебного материала. В процессе обучения одновременно задействуется как аналитическая, таки эмоциональная сферы

“синхронизируется” логическое и образное мышление обучающегося, используется полноценное человеческое сознание.Поскольку графические средства представления информации, при использовании компьютерных технологий обучения,призваны вызывать определенные процессы мышления, опирающиеся на образы, то оформление их должно быть тщательно продумано не только с учетом содержания, но и с точки зрения компоновки графической информации, а также психологического механизма усвоения изучаемого материала.Для повышения наглядности и доступности для понимания учебного материала, уменьшения количества ошибок от неоднозначного понимания учебного материала, весьма важно обеспечить фотореалистичность изображения(обеспечить максимально реалистичное“качество картинки” на мониторе компьютера). Это обстоятельство особо значимо, когда речь идет об изучении технических дисциплин, таких как технологические станки и оборудование, режущий инструмент, детали машин и основы конструирования, теоретическая механика, сопротивление материалов, теория механизмов и машин и т.п.При разработке мультимедийных учебных пособий по таким дисциплинам используют графические средства, позволяющие создавать трехмерные анимированные модели, имеющие наибольшую схожесть с реально существующими объектами, путем тщательногоподбора цвкта,выбора текстур, настройкиосвещения, теней и т.д. [3, 4].При такой организации учебной процессаоблегчается переход от традиционного, чисто логического способа мышления, когдаработают только центры памяти и речи, а эмоциональная сфера “молчит”, к мышлению эмоциональнологическому, повышается эффективность индивидуальной работы обучающегося, усиливается его роль в самообучении и саморазвитии.Пример представления учебного материала в видемультимедийного учебного пособия представлен на рисунке 1.При самостоятельном обучении хорошо зарекомендовала себя форма компьютерных тестов [3, 4, 8, 9, 10, 11], позволяющая не просто сэкономить время и избавить обучающихся от чисто механической, рутинной работы, но и,опять же, активизировать эмоциональнологическое мышление.Напомним [4, 8, 11], что при составлении тестовых заданий по техническим дисциплинам используются четыре формы тестов (закрытая, открытая, установление правильного соответствия, установление правильного порядка) с опорой на абстрактное и словесное мышление. Так, открытая форма теста [4, 9] имеет вид неполного утверждения, в котором отсутствует один элемент, и тестируемый подставляет ключевое слово (допустимо словосочетание, состоящее не более чем из двух слов). В тестах закрытой формы [4, 10] основная часть задания формируется в форме утверждения, которое обращается в частичное или ложное высказывание после подстановки одного из ответов, в основном, словесных. В тестовых заданиях на установление соответствия [4] нужно выбрать из двух приведенных множеств истинные пары. Испытуемый должен связать каждый элемент первой группы с одним или несколькими элементами из второй. Множества имеют, в основном, словесное выражение. В тестовых заданиях на установление правильной последовательности [4] нужно определить порядок следования предложенных объектов (символов, слов, формул, рисунков). Дано множество неупорядоченных элементов, необходимо установить порядок между ними, то есть правильно воспроизвести полученные знания, а, по сути, пересказать с единственно правильной расстановкой слов, символов, формул в решенной учебной проблеме [4].При решении компьютерных тестов по техническим дисциплинам, предложенных обучающемуся в виде профессиональноориентированных учебных проблем, необходимо чтобы он, вопервых, мог сформулировать для себя проблему в понятиях, терминахиопределениях соответствующих егобудущей профессиональной деятельности, и затем обработать информацию, проявив умение применять знания, полученные при изучении предыдущих дисциплин. Здесь важно умение обучающегося устанавливать междисциплинарные связи. Знания, в этом случае, приобретаются уже не столько усилиями памяти, сколько усилиями мысли.Тесты могут быть составлены в виде проблемных ситуаций, предполагающих выбор альтернативных ответов или возможность дать формулировку ответов. Следует обратить внимание на необходимость того, чтобы вопросы тестов имели связь с практической деятельностью обучающегося в его будущей профессии, вырабатывали у него профессиональные навыки. Важна направленность не просто на знание вербальных оборотов, которые обучающийся должен усвоить, а на конкретные действия в соответствии с его будущей профессией.Так при одном из методов проведения профессиональноориентированного тестирования, индивидуальные ошибки обучающегося группируются компьютером по разделам и на экране монитора представляются сведенияпо плохо усвоенным ранее учебным материалам. При другом методе, после неправильного ответа на проблемный тест, на экране монитора появляются разъяснения по решению проблемы с использованием профессиональных терминологий и понятий. При таком подходе тестирование несет уже не только и не столько функцию контроля уровня знаний, сколько функцию контрольнообучающую, “воспитывающую” итренирующую мозг [3, 4]. А это в будущем залог успешной профессиональной деятельности.При обучающем тестировании по комплексу общетехнических дисциплин укрепляются междисциплинарные связи, выявляются соотношения между знанием по тому или иному предмету и способностью его применения в контексте рассматриваемой учебной проблемы.Напомним, что помимо содержательной стороны тестовых заданий, нельзя забывать и об их соответствующем визуальном оформлении на мониторе компьютера, которое, как и в случае с мультимедийнымиучебнымипособиями(рисунок 1), должно активизироватьработукак логического, так и эмоциональногомышления.

а)

б)

Рисунок 1 Пример представления учебного материала в виде мультимедийного учебного пособия:а –особенности деформированиявала при кручении, б –напряженное состояние материала вала при кручении.

Сцелью быстрого вхождения в профессиональное информационное поле, предлагаемые к решению учебные проблемы и классические учебные объекты проектирования должны быть заменены на реальные (не учебные) объекты проектирования с учетом специальности обучающегося, его практической деятельности в будущей профессии[12, 13, 14]. Проведение практических занятий, выполнение расчетнографических работикурсовое проектирование необходимопроводитьс использованием передовых систем автоматизированного проектирования, реально используемых в условиях действующего производства [12, 14], а обработку экспериментальных данных выполнятьс использованием современных методикрасчета, и программных средств, имеющих встроенные модулипредставления результатовв графическом виде [13, 14, 15, 16].В этой связи уместно напомнить об уже имеющемся опыте реализации проблемноориентированного подхода к обучению в сфере технического образования. Так в ряде технических вузах самостоятельная работа при выполнении индивидуальных и групповых проектов уже реализуется на основе междисциплинарногоподхода. Длительность таких проектов обычно составляет один семестр и опирается на комплекс изучаемых в данном семестре учебных дисциплин. Подобный подход показал свою эффективность и при организации учебного процесса в виде сквозного проектирования (сквозного дипломного проектирования), которое объединяет все изучаемые учебные дисциплины и направляет их на решение комплексной проблемы выполняемой поэтапно курс за курсом на протяжении всего периода обучения.Таким образом, в условиях быстрого устаревания знаний, приоритетным должно стать не столько формированиекомплекса знаний, умений и навыков, сколько общееразвитиеобучающихся, овладениеэффективными методами самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, его самообучениеи саморазвитие. В этой связи весьма актуальным представляется переход к реализации учебного процессапутем создания информационной образовательной среды приширокомиспользованиисовременных информационных технологий, реализующих учебнометодическую поддержку учебного процесса и позволяющихсформировать полноценную систему обучения на основе эмоциональнологического и симультанного мышления.

Реализацияданного подхода поспособствует способностиобучающегося самостоятельно “добывать” знания, его умениюгруппировать и концентрировать их в контексте решаемой проблемы. Организация учебного процесса по техническим дисциплинам с использованием современных компьютерных технологий обученияисистем автоматизированного проектирования, замена учебныхзаданий реальными, взятыми из действующего производства,позволит обогатить опыт инженерного творчества, получить навыки исследовательской работы, развить у обучающихся профессиональную сообразительность, закрепитьумение постоянно быть в курсе развития и совершенствования техники и технологий.

Ссылки на источники1.Моисеев,В.Б. Непрерывное образование в условиях многоуровневого технического вуза // Профессиональное образование.–М.: Столица. 2013.–№8. –С. 1316.2.Моисеев,В.Б. Организация учебного процесса при использовании технологий дистанционного обучения // Информатика и образование. 2002.–№12.–С. 68.3. Потемкин,А.Н. Использование интерактивных учебных пособий в условиях непрерывного профессионального образования/А.Н.Потемкин, А.С. Викулов, Б.В.Романовский // Научнометодический электронный журнал Концепт. –2013. –Т. 4. –С. 15961600.4. Потемкин,А.Н. Особенности преподавания специальных технических дисциплин в условиях современного высшего профессионального образования/ А.Н. Потемкин, А.С. Викулов, А.В. Крупнова // Научнометодический электронный журнал Концепт. –2014. –Т. 20. –С. 28762880.5. Потемкин,А.Н. К вопросу о повышении фреттингостойкости резьбовых соединений в условиях циклического нагружения/А.Н.Потемкин, Н.Б. Романовская // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. –2015.–№ 2(24). –С. 122126.6. Смогунов,В.В. Компьютерные технологии моделирования: учебное пособие /В.В. Смогунов, В.Ю. Зайцев. –Пенза:Пенз. гос. унт. –2003.–84 с.7. Трилисский,В.О. Компьютерное моделирование технологического оборудования: учебное пособие /В.О. Трилисский, В.В. Голубовский, Ю.В. Истомина. –Пенза:Пенз. гос. унт. –2009.–122 с.8.Таранцева,К.Р. Структура теории образовательного тестирования /К.Р. Таранцева, В.Б. Моисеев, Л.Г. Пятирублевый //XXIвек: Итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. –Пенза: ПензГТУ. –2012. –№ 4 (8).–С. 153–158.9. Моисеев,В.Б. Статистический подход к принятию решений по результатам тестированиядля тестов открытой формы / В.Б. Моисеев, В.В. Усманов, К.Р. Таранцева, Л.Г. Пятирублевый // Открытое образование. –2001. –№ 1.10. Пятирублевый,Л.Г. Статистический подход к принятию решений по результатам тестирования (для тестов закрытой формы) / Л.Г. Пятирублевый, К.Р. Таранцева, В.Б. Моисеев // Открытое образование. –2001. –№ 4. –С. 37.11. Таранцева,К.Р. Информационнодидактические основы образовательного тестирования/ К.Р. Таранцева, Л.Г. Пятирублевый, В.Б. Моисеев // XXIвек: Итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. –Пенза: ПензГТУ.–2012. –№ 3 (7).–С. 180190.12. Потемкин,А.Н. Использование современных компьютерных технологий при обучении студентов машиностроительных специальностей/А.Н.Потемкин, А.В. Лагутова, С.Г. Кузнецов // Современные информационные технологии. –Пенза: ПГТА.–2006.–№ 4. –С. 8688.13. Потемкин,А.Н. Применение систем автоматизированного проектирования при анализе конструкций клиновых задвижек/ А.Н. Потемкин, А.В. Лагутова, А.В.Донцов // Современные информационные технологии. –Пенза: ПГТА.–2005.–№ 2. –С. 133134.14. Потемкин,А.Н. Использование систем автоматизированного проектирования для расчета групповых резьбовых соединений/А.Н.Потемкин, А.В. Лагутова // Современные информационные технологии. –Пенза: ПГТА.–2004.–№ 2. –С. 8586.15. Коновалов,В.В. Основынаучных исследований: учебное пособие /В.В. Ляндебурский, В.В. Коновалов, А.В. Баженов. –Пенза.–2011.–248 с.16. Коновалов,В.В. Аналитическое определение параметров лопастных смесителей для турбулентного перемешивания сухих смесей /В.В. Коновалов, А.В. Чупшев, В.П. Терюшков, Г.В. Шабурова// Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. –Ульяновск.–2012.–№ 1. –С. 135.