Моделирование процесса психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания государственных служащих

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гинц Н. Н., Гумерова Л. Р. Моделирование процесса психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания государственных служащих // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2926–2930. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86618.htm.
Аннотация. В статье рассматривается феномен эмоционального выгорания, представлены дерево целей и модель психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания государственных служащих.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гумерова Лидия Расулевна, магистрант2 курса факультета психологии, магистерская программа «Психология безопасности личности», ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск, психолог Ок и РЛС «ФКУ УК ГУФСИН России по Челябинской области».magasumova_l@mail.ru

Гинц Наталья Николаевна,магистрант 2 курса факультета психологии, магистерская программа «Психология безопасности личности», ФГБОУ ВПО «Челябинский государственныйпедагогический университет», г. Челябинск, педагог дополнительного образования ГБУ ДО «Дом юношеского технического творчества Челябинской области».gnn.2008@list.ru

Моделирование процесса психологопедагогической коррекции эмоционального выгорания государственных служащих

Аннотация.Встатье рассматривается феномен эмоционального выгорания, представленыдерево целей и модель психологопедагогической коррекции эмоционального выгорания государственных служащих.Ключевые слова: эмоциональное выгорание, дерево целей, познавательная модель, прагматическая модель, инструментальная модель

В условиях развития социального и правового государства большая ответственность ложиться на такие социальноправовые институты, как судебная система и уголовноисполнительная система.Решение сотрудниками судебной системы и сотрудниками уголовноисполнительной системы (далее —государственными служащими) важных общегосударственных задач: *для сотрудников аппарата суда при разрешении судами споров и рассмотрении дел являются обеспечение и защита: прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц и иных объединений;

прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, ее субъектов, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;*для сотрудников уголовноисполнительной системы:

сопровождения задержанных и заключенных под стражу лиц к месту назначения в установленном порядке,

обеспечивать своевременное доставление конвоируемых лиц, их надежную охрану в пути следования, предупреждать и пресекать попытки конвоируемых к побегу, членовредительству, нападение на конвой значительно усложняются в связи с продолжающимся процессом формирования правового государства, нестабильностью социальноэкономического состояния общества, что в свою очередь, создает условия постоянной повышенной психоэмоциональной напряженности в деятельности, необходимости адекватного реагирования в условиях дефицита времени, провоцирует возникновение разочарования в профессии, проявлении профессиональной деформации, невротических реакций, разного вида соматических заболеваний и т. п.В последнее время у сотрудников государственной службы всё чаще проявляются характерные признаки эмоционального выгорания: чувство усталости, эмоциональное перенасыщение контактами с коллегами по работе и субъектами профессиональной деятельности, циничность, раздражительность, эмоциональная отстраненность, пренебрежительное отношения к своей работе, снижение мотивации к деятельности, обезличивании, соматические нарушения и. т.п. Под эмоциональным выгоранием понимается комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью[1]. Поэтому в настоящее время существует необходимость рассмотрения здоровья сотрудников государственной службы, в том числе психического, как одной из важнейших составляющих служебной деятельности.[2].

Несмотря на немалое количество работ, посвященных изучению отдельных форм профессиональных деформаций у сотрудников УИС (B.C.Медведев, Б.Д. Новиков, В.В. Лебедев, С.П. Безносов, С.Е. Борисова, Е.Г.Лунина, И.М. Долматова,), практически полностью отсутствуют работы, посвящённые изучению профессиональных деформаций у сотрудников аппарат суда, следствием чего является дефицит научного знания о сущностях и механизмах данного явления и отсутствие надежных, эффективных методик его профилактики и коррекции[3].

Поэтому, актуальным представляется организация и проведение специального научного исследования, направленного на изучение «выгорания» у государственных служащих, а также мер по предупреждению и устранению этого феномена.[4].Теоретической основой изучения эмоционального выгорания сотрудников УИС и сотрудников аппаратов судов общей юрисдикции являются исследование общих закономерностей профессионального развития и измерения личности, отдельных ее свойств и психических состояний в ходе деятельности, факторов, составляющихиндивидуальные различия в моторной, когнитивной и эмоциональных сферах, которые влекут за собой различия поведения. [5,6].

Педагогическое моделирование (создание модели) –это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. [4].

Дерево целей –это структурированный иерархический перечень целей организации, вкотором цели более низкого уровня подчинены и служат для достижения целей более высокого уровня.Дерево целей–это графическое изображение связи между целями и средствами их достижения, построенное по принципу дедуктивной логики и с применением эвристических процедур [15].Дерево целей позволяет представить полную картину взаимосвязей будущих событий вплоть до получения перечня конкретных задач, и получить информацию об их относительной важности. Оно обеспечивает работу по доведению целей до непосредственных исполнителей путем построения соответствия между организационной структурой управления и структурой целей.

На основании выше сказанного, графически представим «дерево целей»:





Генеральная цель











Рисунок 1–Дерево целей психологопедагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС

Генеральная цель: теоретическое обоснование и реализация программы психологопедагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС1. Теоретически обосновать проблему изучения эмоционального выгорания сотрудников государственной службы.1.1. Раскрыть понятие «эмоциональное выгорание» в психолого–педагогической литературе.1.2. Особенности коррекции эмоционального выгорания сотрудников государственной службы.1.3. Модель психологопедагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников государственной службы.2. Организация и проведение исследования психологопедагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников государственной службы.2.1. Этапы, методы и методики исследования.2.2. Характеристика выборки и результатов констатирующего эксперимента.

3. Экспериментальная работа по психологопедагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников государственной службы.3.1 Организация программы психологопедагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников государственной службы.3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента3.3 Психолого–педагогические рекомендации по коррекции эмоционального выгорания сотрудников государственной службы.На основе целеполагания разработаем модель психологопедагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников государственной службы. Теоретическое обоснование психолого–педагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников государственной службы можно представить в виде психологопедагогической модели, что поможет отобразить четко и понятливо суть и сложность данной темы. Термин «модель» широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений. Под «моделью» понимается такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект–оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте–оригинале.Цель 1Цель 1.1Цель 1.2Цель 1.3Цель 2Цель 3.1Цель 3Цель 3.2Цель 2.1Цель 2.2Цель 3.3Любая модель строится и исследуется при определенных допущениях, гипотезах. Модель –результат отображения одной структуры на другую. В качестве модели может рассматриваться и программно–проектная документация. А одна из главных задач использования модели –это оценка качества и результатов деятельности моделируемой системы до запуска функционирования системы в реальных условиях.В науке понятие «модель» зачастую вкладывается не однозначный смысл, и поэтомусоздать единую общепринятую классификацию видов моделей представляется весьма затруднительным. Классификацию моделей можно проводить по различным основаниям (общим для данного класса моделей существенным признакам). В качестве существенных или классификационных признаков могут служить: цели моделирования, средства моделирования, объекты моделирования, уровни (глубина) моделирования, масштабы моделирования и др. Модель –искусственно созданное явление (предмет, процесс, ситуация), аналогичное естественному явлению, научное изучение которого затруднено или невозможно [42, с. 36]. Педагогическоемоделирование (создание модели) –это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. Понятие моделирование означает исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. Для осуществления психологопедагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудниковгосударственной службы необходимо создание и реализация определенной модели: общей, типовой, индивидуальной. Цель программы: изучить и представить в виде модели психологопедагогическую коррекцию эмоционального выгорания государственных служащих. Задачи: 1. Изучить эмоциональное выгорание государственных служащих в психологопедагогической литературе; 2. Выделить элементы модели, дать им характеристику; 3. Выявить функции каждого элемента модели; 4. Выяснить внутреннюю организации. Е.К. Любова считает принятым, что моделирование –это метод исследования объектов познания на их моделях. Модель в переводе с французского означает мера, образец, норма; в логике и методологии науки –аналог, схема, структура, знаковая система определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуальнотеоретических образований. Само понятие «модель», отмечает профессор В.И. Долгова, приобрело общенаучный характер и обозначает в широком смысле «мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая отображает или воспроизводит объект исследования (природный или социальный) и способна замещать его так, что её изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [14, с.33].

Этот аналог служит для хранения и расширения знания об оригинале, конструировании оригинала, преобразования или управления им. Первоначально моделирование в научных изысканиях строилось на описании категорий «процесс» и «структура», исследователи стремились к тому, чтобы конструируемая ими модель максимально была приближена к реальности. Этот подход был особенно распространен в XVII –XVIII веках для описания простых механических объектов. С учетом выше изложенного рассмотрим модель психологопедагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников государственной службы.

Цель: Коррекция эмоционального выгорания государственных служащих.

























Рисунок 2–Модель психологопедагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников государственной службы.

Диагностический блок включает в себя систему мероприятий, позволяющих выявить уровень эмоционального выгорания государственных служащих. Цель –провести диагностику с помощью методик: «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко; «Опросник на «выгорание» MBI С. Maslach&S.E.Jackson», адаптированный Н.Е. Водопьяновой; Определение психического выгорания А. А. Рукавишников. Формирующий блок разрабатывается на основе результатов первичной психологической диагностики. Создание и реализация программы психологоЭмоциональное выгораниеЭмоциональное истощениеДеперсонализацияРедукция личных достиженийКритерии коррекции эмоционального выгоранияУлучшение самочувствияСнижение числа конфликтовПозитивное общениеОптимизмПродуктивность профессиональной деятельностиСодержание работы по коррекции эмоционального выгоранияСоздание алгоритмов деятельности при решении проблемУсвоение наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условийАнализ объектов, осуществление сравнения, установление аналогийПсихологопедагогическая коррекция эмоционального выгорания сотрудников

государственной службыОбеспечение эмоционального благополучияСнижение уровня конфликтности и агрессивностиДиагностический блокФормирующий блокАналитический блокРезультат: улучшение показателей эмоционального выгоранияпедагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников государственной службы. Цели: 1. создание условий, способствующих коррекции эмоционального выгорания; 2. передача психологических знаний о эмоциональном выгорании, его причинах испособах преодоления; 3. развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения; 4. формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом. Аналитический блок или блок проверки эффективности коррекционных мероприятий. Цель: проведение повторной диагностики по методикам, анализ и обработка результатов с помощью ТКритерий Вилкоксона. Вывод: разработка мероприятий психологопедагогической коррекции эмоционального выгорания является важной и перспективной для сохранения кадрового потенциала уголовноисполнительной системы. Риск «выгорания» может быть уменьшен путем инновационных превращений внутренней среды организации, обучения сотрудников ведения здорового образа жизни, навыкам эффективного делового общения и копингу, стратегиям поведения в конфликтных ситуациях, повышению стрессоустойчивости, особенно следует заметить техники релаксации и когнитивного переструктурирования для снижения уровня психологического стресса. Беспокойство о каждом сотруднике, о его здоровье может не только приостановить процесс «выгорания», но и превратить его на производительное «горение без затухания».

Ссылки на источники1. Ленгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / Ленгле А. // Вопросы психологи. —2008. —№ 2 ст.3–16

2. Савина Н.Г. Психическое здоровье: проблема сохранения в образовательном процессе // Монография Образовательноинновационные технологии: теория и практика: монография / [И.Г. Савина и др.]; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. –Книга 7: Гл. 8 –Воронеж: ВГПУ, 2010. –С. 122136.3. Савина Н.Г. Реакция человека на возникающие жизненные ситуации как гуманистическая проблема. // Монография Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография / [Н.Г. Савина и др.]; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. –Книга 37. –Москва: Наука: информ; Воронеж : ВГПУ, 2012 –228 с. С. 5166

4. Ермохина Н.Г. Стрессоустойчивость и конфликтоустойчивость специалиста как проблема современной профессиональной подготовки // «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования». –Челябинск: Изд –во «Образование», ч. VI . 2004. –Стр. 74 –78.5. Ермохина Н.Г. Саморегуляция поступков личности: основы теории. Учебное пособие. Орск: Издво ОГТИ (филиал ОГУ), 2006. –110 с.

6. Ермохина Н.Г. Конструктивное разрешение конфликтов. Учебное пособие. Орск: Издво ОГТИ (филиал ОГУ), 2005. –130 с.

7. Ермохина Н.Г. Педагогические направления деятельности социального работника с лицами девиантного поведения. Тексты лекций / Н. Г. Ермохина; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Челяб. гос. унт". Челябинск, 2005. –83 с.

8. Слюсар И. М. Разработка общих основ психогигиены профессиональной деятельности сотрудников ОВД в контексте психопрофилактической работы в ОВД Украины / Социальнопсихологическое обеспечение правоохранительной деятельности: теоретические и прикладные аспекты: материалы II научнопрактической. конф. (Харьков, 19 февр. 2010 г.) / МВД Украины, Харьк. нац. унт внутр. дел, Учебнонауч. инт психологии, менеджмента, социальных и информационных технологий, Каф.прикладной психологии. —Х.: ХНУВД, 2010. —332 с.9. Юрьева Л. Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: Формирование, профилактика, коррекция. —К. —Сфера, 2004. —272с.10. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. —СПб.: Питер. 2006. —607 с.

11. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. —3е изд., доп., перераб. —М.: Физкультура и спорт, 1987. —64с.

12. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. —СПб.: Питер, 2009. —336с.

13. Ермохина Н.Г. Социальные чувства как ценность внутреннего мира человека. // «Теория и практика управления процессом адаптации к профессиональной деятельности»: МатериалыВсероссийской научно –методической конференции. –Орск: Изд –во ОГТИ, 1999. –С. 8 –9.

14. Савина Н.Г. Внутриличностныеконфликты: Учебнометодическое пособие для студентов вуза по направлению «Психологопедагогическое образование» / Н.Г. Савина. Челябинск: Издво ЧГПУ, 2012 г.

15. Ермохина Н.Г. Возрастная психология. Учебнометодическое пособие для студентов факультетапсихологии ЧГПУ заочного отделения. Челябинск: Издво «Образование», 2004. –68 с.16. Савина Н.Г. Диагностика межличностных отношений. Учебнометодическое пособие для студентов вуза. / Н.Г. Савина. —Челябинск: ЧГПУ, 2015. –28 с.

17. Савина Н.Г. Психология девиантного поведения. Учебнометодическое пособие для студентов вуза. / Н.Г. Савина. —Челябинск: ЧГПУ, 2015. –30 с.