Ремесленное ученичество в Санкт-Петербурге по воспоминаниям Георгия Никифоровича Акатова

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Воронина П. Ремесленное ученичество в Санкт-Петербурге по воспоминаниям Георгия Никифоровича Акатова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3036–3040. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86642.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты повседневной жизни учащихся ремесленных мастерских Санкт-Петербурга во второй половине XIX – начале XX в. на основе рукописи крестьянина из заонежской деревни Г. Н. Акатова. В своих воспоминаниях он подробно описал условия быта, особенности питания и материального обеспечения, проведение свободного от работы времени.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Воронина Полина Сергеевна,студентка первого года обучения магистратуры кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений «Единая Европа —от идеи античной империи до Европейского Союза», Института истории, политических и социальных наук ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г.Петрозаводск voronina.polina2013@yandex.ru

Ремесленное ученичество в СанктПетербурге по воспоминаниям Георгия НикифоровичаАкатова

Аннотация.Встатье рассмотрены основные аспекты повседневной жизни учащихся ремесленных мастерских СанктПетербурга во второй половине XIX начале XX в. на основе рукописи крестьянина из заонежской деревни Г.Н. Акатова.В своих воспоминаниях он подробно описал условия быта, особенности питания и материального обеспечения, проведение свободного от работы времени. Ключевые слова: ремесленное ученичество, Олонецкая губерния, повседневная жизнь, рукопись, крестьянство, СанктПетербург

Педагог Константин Ушинский, описывая учеников ремесленной мастерской, в конце XIX в. писал: «бледные, худые, перепачканные мальчуганы, которых народ прозвал халатниками, вероятно потому, что синий полосатый халат, один и тот же летом и зимой, составлял почти весь костюм, дополняемый слабыми признаками рубахи и парою недоношенных калош на босу ногу»[1]

Основываясь на архивных документах, официальных отчетах и воспоминаниях очевидцев, исследователи отмечают

запущенность системы, повсеместные нарушения прав ребенка, которые в итоге приводили к слому личности. К началу ХХ в. стало понятно, что дискредитировавшая себя система ремесленного ученичества нуждалась в основательном реформировании. [2]

Но давайте посмотрим,как охарактеризовалбы свое пребываниев учениках тот, кто был внутри системы.Один из таких примеров –«жизнь в мальчиках» крестьянина из заонежской деревни Георгия Никифоровича Акатова, о которой можно судить по сохранившимся воспоминаниям.Впервые наличность Акатова обратил внимание краевед Виктор Анатольевич Карелин. Благодаря его стараниям воспоминания Акатова были введены в научный оборот. [3] Воспоминания представляют собой две амбарные книги. Одна из них исписана полностью, вторая –только начата. Общий суммарный объем рукописного текста –205 страниц. Хронологически воспоминания охватывают период с начала ХХ столетия по 1918й год.[4]Доктор филологических наук Вячеслав Анатольевич Кошелев в предисловии к сборнику крестьянских воспоминаний XVIII первой половины XIX века выделилособенности, присущие крестьянским мемуарам. Первая –этопривязка к местности. «Подавляющее большинство крестьянмемуаристов, –отмечает В.А. Кошелев, —это выходцы из тех «великорусских» земель, которые некогда составляли северовосток исторической Руси: Ярославская, Владимирская, Костромская, Вологодская, Архангельская, Нижегородская губернии. Почти не осталось воспоминаний «южных» и «западных» крестьян —даже и из тех мест, что были некогда средоточием Киевской Руси»[5].

Вторая особенность заключается в том, что крестьянемемуаристы чаще всего неохотно писали о своей обыденной жизни. В мемуарах они делали уклон на «необычное»,нехарактерное для них, считая крестьянские будни скучными и неинтересными [6]. В этом плане мемуары Акатова выглядят уникальными. Автор, являясь уроженцем Олонецкой губернии, обращает пристальное внимание на обыденные эпизоды крестьянской жизни, переплетая их с выбивающимися из повседневной канвы [7].Георгий Никифорович Акатов родился в 1898г.в деревне Кокориностров в большой крестьянской семье. После окончания обучения в школе его вместе с братом Александром отправилив СанктПетербург для «житья в мальчиках». Сам Акатов, начиная рассказ об этом времени, характеризует его так: «начиналась моя новая жизнь»[8]. Ольга Павловна Илюха отмечает, что доставкой детей в Петербург занимались специальные купцы, которые «собирали малолетних детей у бедняков» и стремились отдать их хозяину мастерской, который больше заплатит за привезенный живой товар. Извозчиков не беспокоили те условия, в которых оказывался чужой ребенок. Ему была важна прибыль[9].Из воспоминаний Акатова,напротив, становится понятно, что на службу дети попадали не к случайным людям. Владельцы ремесленных мастерских, магазинов и лавок были либо хорошими знакомыми родителей мальчиков, либо родственниками. Так,купец, в дом к которому был доставлен автор —владелец магазина верхней одежды Николай Дмитриевич Горохов, был женат на Лидии Харламовой, дочери уроженца деревни Кокориностров. У Харламова в деревне оставалась мать,и именно он оказал посильную помощь погорельцам, которые лишились домов после пожара, о чем тоже подробно рассказано в изучаемых нами воспоминаниях.Ирина Владимировна Синова в статье, посвященной повседневнойжизнидетей трудящегося населения СанктПетербурга во второй половине XIX –начале XX вв.приводит данные комиссии по надзору за положением малолетних работников и работниц в торговопромышленных и ремесленных заведениях СанктПетербурга,созданной в 1896 г.: «в большинстве мастерских пища малолетних частью недостаточна, а частью неудовлетворительна по качеству[10].То же самое касалось и внешнего вида ученика: «бельё, одежда и обувь находится на них в самом дурном виде, который мы можем постоянно наблюдать при появлении ученика на улице, а постелей ученики почти не имеют вовсе и валяются на голых досках и т.п., подостлав себе под бок какоенибудь тряпьё, наполненное мириадами насекомых[11]. В то время как согласно оценке Акатова,одевал хозяин мальчиковнеплохо: младшим полагались «курточки со стоячим воротничком, брюки на выпуск. Летом —ботинки, зимой подбрючные мягкие сапоги, такназываемые смазные сапоги …Зимой —короткие тужурки ватные с воротником. А старшим от службы 3х лет давали тужурки с отложным воротником[12].

Особенно убедительно контрастирует с традиционнымпредставлением об условиях жизни в мальчиках описание автором обеспечения их обувью. Посколькуздание обувного магазина тверского купца Богданова принадлежалоГорохову, он поставил следующее условие: «сколько бы ребята в числе от 10 до 12 человек не носили обуви в год, Богданов обязан был учеников обувать: летом ботинки, зимой сапоги смазные»[13]. Важным условием договоренности было и то, чтоб «подметки подбивать только раз, и чтоб никаких заплаток сверху не делать, никаких зашиваний, если сверху в ботинке получалась дырка»[14]. За обеспечение мальчиков неограниченным количеством обуви Богданов был освобожден от уплаты аренды, а воспитанники Горохова, по воспоминаниям Акатова, «старались рвать сапог как можно больше, ведь хочется получить новые ботинки» [15].

Если говорить про питание, то Георгий Никифорович оценивал его как отменное. «В смысле обеда и ужина кормили очень хорошо. А по воскресеньям или праздникам отменно: и пироги, и пирожки с сагой, с мясом, с вареньем и вдоволь»[16]. На завтрак каждый получал то, что хотел,«а один [мальчик—П. В.] шел в булочную на Вознесенской, где согласно записке накладывали в корзинку все то, кто что заказал еще с вечера и [в] 20минут седьмого уже у каждого стакана была положена порция, чего он сам заказал»[17]. Подчеркиваемое исследователем И. В. Синовой отсутствие у учеников свободного времени, которым они могли бы самостоятельно распоряжаться[18], также не находит подтверждения в воспоминаниях Акатова. Георгий Никифорович отмечал, что,несмотря на строгую дисциплинуи насыщенный рабочий день, и у мальчиков, и у приказчиков было свободное время.После работы приказчики обязаны были быть дома в 8—9 вечера, в воскресенье разрешалось возвращаться к 22.00. Мальчикам в воскресенье было позволено гулятьдо 8 вечера летом и до 5 зимой»[19]. И уж совершенно неожиданным в контексте современных представлений о тяжести и беспросветности жизни в мальчиках предстает та часть воспоминаний, где Акатов свидетельствует, что Горохов заботился и о духовной составляющей воспитания: «для ребят и приказчиков было куплено много музыкальных инструментов, кто на чем хотел играть, тот на том и учился. Были куплены две гармошкитрехрядки, три гитары, три мандолины, пять балалаек, бубны, словом, можно было составить оркестр. Молодых обучали играть старшие и надо сказать, что играли все, кто на чем. Когда собирались гости, тогда на часок вызывали всех играющих к себе в гостиную и тут оркестр выполнял русские народные песни, ранее хорошо разученные. По окончанию концерта приказчикам давали по стакану коньяка, а мальчикам –лимонад и мармелад»[20]. Зачастую к Егору Акатову хозяева Гороховы относились как к собственному ребенку: брали на дачу, гдеон проводил время с детьми хозяина, катаясь на лодке и осваивая велосипед[21]. Весной и осенью Горохов брал Егора с собой на охоту и даже позволял мыть недавно купленную машину[22].Сам Акатов связывает такое трепетное отношение к нему, особенно со стороны супруги Горохова Лидии, с тем, что они были из одной деревни[23].

Однако при всей лояльности системы воспитанияза нарушения дисциплины следовали довольно суровые, а порой и жестокие наказания. За испачканные брюки клиента Акатов был довольно жестоко избит Гороховым: «он на меня зверем: ах, подлец! Ты верно на колбасе ехал! Как даст мне по морде да кулаком, у меня так два зуба в рот и выпали. Полный рот крови, и выплюнуть не смею…» [24]. Но более суровое наказание последовало за драку: Егор былсосланиз магазинав портновскую мастерскую, где условия жизни разительно отличались. «Работники в мастерской были исключительные пьяницы, обедали все на столе, а спали тут же на верстаках на голых, а в головах вместо подушки болван—вспоминал автор, —

А мальчишкам место спанья под верстаком —

во всяком хламе, где обрезки материалов и ваты. Вылезешь после спанья изпод верстака будто черт какой. Тут в этой среде я и за собой не стал следить. Неделями не мылся, глаза коекак раскопаешь, и на работу» [25]. К счастью для Егора продлилась такая ссылка недолго. О.П. Илюха приводит слова С.Лосева, который описал подростка, возвращающегося из Питера в родную деревню: пестрые брюки, котелoк, красные перчатки. Также мог присутствовать зонтик и надушенный розовый носовой платок[26]. Подобное описание находим и у Акатова, которого за прилежное поведение и хорошую работу Горохов отпустил домой раньше срока, дав с собой «меховое пальто, каракулевую шапку, костюм новый, ботинки с галошами, фетровые боты, шапку пыжиковую, часы карманные, воротнички, галстуки, белье, ну, словом, все, и 50 рублей денег»

[27]. При этом он был еще награжден и деньгами, так как смог отдать отцу 40 рублей. Неудивительно, что тот «был на десятом небе от радости»[28]. Таким образом, существовавшаясистема ремесленных мастерских, хотя и была далеко не совершенной и нуждалась в коренном реформировании, но и в ней можно было встретить примеры гуманного отношения к воспитанникам. Несмотря на строгую регламентацию и зависимость от хозяев, условия, в которых оказался автор воспоминаний,были значительно лучше, чем принято считать в историографии. Возможно, это являлось большимисключением из общепринятой системы, но тем важнее, что анализируемые нами воспоминания сохранились и готовятся в настоящее время к опубликованию в научном электронном журнале CARELiCAПетрозаводского государственного университета.

Ссылки на источники1. УшинскийК. Д. Необходимость ремесленных школ в столицах / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений.Педагогические статьи 18621870 гг. – Москва ; Ленинград : Издательство Академии педагогических наук, 1948. –Т.3. –С. 589. 2. Илюха О. П. Котя, котя, продай дитя... / Ольга Илюха // Родина. –2004. –N 11. –С. 79 –82.; Синова И. В. Ремесленное ученичествов СанктПетербурге во второй половине XIX –начале XX вв.: дискурс повседневной жизни // Труды Карельского научного центра РАН. –2013. –№ 4. –Серия «Гуманитарные исследования». Выпуск 4. –С. 68–73.3.Карелин В. А. Георгий Никифорович Акатов еще одно имя в краеведческой истории края / Карелин В. А. // Краеведческие чтения: материалы IX научной конференции (1213 февраля 2015 г.), [г. Петрозаводск] / Петрозаводск : Национальная библиотека Республики Карелия. С. 205 –210.–Режим доступа:Cайт "Национальная библиотека Республики Карелия", свободный –[Дата обращения 18.02.2016]. 4. Акатов Г.Н. Воспоминания // Семейный архив Акатовых. Кондопога. Республика Карелия. –205 с. 5. Кошелев В. А. Предисловие. Повесть о том, как один мужик… // Воспоминания русских крестьян XVIII —первой половины XIX века. —Москва: Новое лит. обозрение, 2006. —С. 10. 6. Там же. С.10 –11. 7. Акатов Г.Н. Указ. соч. 8. Там же. С. 100. 9. Илюха О. П. Указ. соч. С.79 –80. 10. Синова И.В. Повседневная жизнь детей трудящегося населения СанктПетербурга во второй половине XIX –начале XX вв. // Общество. Среда. Развитие. –2013. –№ 1. –С. 208. 11. Там же. С. 208. 12. Акатов Г. Н. Указ. соч. С. 114. 13. Там же. С.114 –115.14. Там же. С.115. 15. Там же. С.115.16. Там же. С. 121.17. Там же. С. 121. 18. Синова И.В. Ремесленное ученичество в СанктПетербурге… С. 72. 19. Акатов Г. Н. Указ. соч. С. 120. 20. Там же. С. 120. 21. Там же. С. 122.22. Там же. С. 129 –131.23. Там же. С. 120. 24. Там же. С. 138. 25. Там же. С. 140. 26. Илюха О. П. Указ. соч. С. 82. 27. Акатов Г. Н. Указ. соч. С. 147. 28. Тамже. С. 147.