Применение комплексной методики оценки финансового состояния в целях повышения эффективности управления организациями
Выпуск:
ART 86653
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ющенко
А.
А.,
Ющенко
Д.
Н. Применение комплексной методики оценки финансового состояния в целях повышения эффективности управления организациями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
3091–3095. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86653.htm.
Аннотация. Применение системной комплексной методики оценки финансового состояния в целях повышения эффективности управления организациями, независимо от организационной формы, в том числе предприятий малого бизнеса, экономически оправданно. Методика комплексного анализа имеет многоцелевое направление, которое определяется интересами всевозможных пользователей анализа. При дополненном прогнозировании направлений развития она поможет в своевременной корректировке управленческих решений, в перераспределении финансовых потоков и ресурсов, в разработке комплекса стратегических планов. Только комплексный анализ позволяет проводить исследование и оценку деятельности предприятия по наиболее полному перечню показателей, характеризующих все (или многие) аспекты экономических процессов финансово-хозяйственной деятельности компании в целом.
Ключевые слова:
финансовый анализ, повышение эффективности управления, экономические показатели, методики анализа
Текст статьи
Ющенко Анастасия Александровна,Магистрант кафедры «экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля», ФГБОУ ВПО «Омский Государственный Аграрный Университет им. П.А. Столыпина», г. Омскuvnastja@mail.ru
Ющенко Денис Николаевич,Магистрант кафедры «Менеджмента», ФГБОУ ВПО «Омский Государственный Аграрный Университет им. П.А. Столыпина», г. Омскandenisna@mail.ru
Применение комплексной методики оценки финансового состояния
вцелях повышения эффективности управленияорганизациями
Аннотация. Применение системной комплексной методики оценкиhфинансового состоянияв целях повышения эффективностиуправленияорганизациями, независимо от организационной формы, в том числе предприятий малого бизнеса, экономически оправданно. Методика комплексного анализа имеет многоцелевое направление, которое определяется интересами всевозможных пользователей анализа. При дополненном прогнозировании направлений развития поможет в своевременной корректировке управленческих решений, в перераспределении финансовых потоков и ресурсов, в разработке комплекса стратегических планов.Только комплексный анализ позволяет проводить исследование и оценку деятельности предприятия по наиболее полному перечню показателей, характеризующих все (или многие) аспекты экономических процессов финансовохозяйственной деятельности компании в целом.Ключевые слова: финансовый анализ, повышение эффективностиуправления, экономические показатели, методики анализа.
Эффективное управление организациями зависит от умения правильно анализировать их деятельность. Для выбора эффективных управленческих решений, необходимо проводитьанализ хозяйственной деятельностипредприятия, одной из важнейших составляющих которого является финансовый анализ. Финансовый анализ можно представить, как процесс оценкипрошлого и текущего финансового положения,и также фактических результатов функционирования компании.К основополагающейцели финансового анализа относится своевременное определение, выявление и устранение недостатков в деятельности хозяйствующего субъекта и изыскание резервов для улучшения финансовыхи нефинансовых показателей, увеличение его платежеспособности, разработке и принятии управленческих стратегий, которые направлены на увеличение эффективности функционирования организации.
Но необходимо подчеркнуть, чтоглавная цель финансового анализа прогноз будущего состояния.С его помощью можно определить, насколько правильно организация ведет свой бизнес, поскольку основная цель финансовых специалистов –максимально повысить стоимость фирмы, ее акций. Используя методы экономического анализа, строятся ориентиры на дальнейшую работу деятельности предприятия.Актуальность исследуемой темы заключается в том, что без грамотного проведения анализа финансовогоgсостоянияgпредприятияdи обнаруженияфакторов, которые влияют на деятельностькомпании, не представляется невозможным увеличить прибыль и рентабельность. Необходимостьпроведения финансового анализа на предприятии трудно переоценить, так как от его проведения зависят перспективы конкурентоспособности хозяйствующего субъекта,его место на финансовых рынках.Но следует отметить недостаточную освещенность вопросов по данной теме в литературе в связи с изменением экономической ситуации, а также отсутствием единой методикиdанализаdфинансовыхdрезультатов экономического субъекта.В современной экономической литературе не описано какойто общей, единой методики для проведения финансового анализа. Экономисты широко используют различныеметоды и методики, применяя разнообразные показатели, и критерии. Но общим признаком всех применяемых экономистами инструментов, который объединяет весь наборпоказателейфинансового анализа является их базирование на сравнении и соотношении результатов и используемых ресурсов, которые необходимы для того, чтобы достигнуть эти результаты.Методикам осуществления анализаgфинансовогоdсостояния, постоянно уделяется пристальное внимание ученых –экономистов, к ним можно отнести: М.И. М.А. Вахрушину, Л.В. Донцову,В.В. Ковалева, Н.П. Любушину, В.Г. Дьякову,Г.В. Савицкую, А.Д. Шереметаи др.При этом можно констатировать существование различий при определении и выделении блоков и показателей (групп коэффициентов) для осуществления расчета выбранных показателей и анализа финансового состояния предприятий. Кроме того, наблюдается различные подходык проведению финансового анализа.Одна группа авторов предпочитает и предлагает упрощенный вариантпроведения финансового анализа в компании, при этом, рассматриваяв качестве отдельных направлений структурный анализ активных и пассивных операций,оценку ликвидности, платежеспособности, финансовойgустойчивостии рентабельности. Другие авторы рассматривают изменение денежных потоков и выявление резервов для функционирования предприятия.Представляет интерес для изучения методика финансового анализа, предложенная экономистом Г.А.Савицкой.Согласно данной методике,предметом анализа выступает причинноследственная связь экономических процессов и явлений, изучение и анализ которых приведет к быстромуопределению причин трансформацииосновных показателей хозяйственного функционирования фирмы. Засчет определения влияющихфакторов, можно определитьоптимальные параметры, которые являются эффективными для предприятия (нужная прибыль при имеющихся ресурсах, безубыточныйобъемпродажи, запасфинансовой устойчивости, себестоимостьпродукции при различных сценариях развития производственных ситуаций).Методика, предложенная ЛюбушинымН.П. и ДьяковойВ.Г., направлена на раннее выявление и ликвидациюнедостатков финансовой составляющей деятельности предприятия, позволяет определить резервыдля совершенствованияфинансовойдеятельности компании, увеличить ликвидностьиего платежеспособность.
В основу методики заложен расчет финансовых коэффициентов [1].Экономисты представляют коэффициентныйфинансовый анализ, как исследованиеи оценку финансовой отчетности при применении некоторых, выбранныхфинансовых показателей. К основной цели коэффициентного анализа относиться оценка предприятияпо выбраннымбазовым коэффициентам, позволяющим судить ее финансовом состояниипредприятия. Существенные показатели, характеризующие финансовое состояние компании, можно объединить в группы:1) показатели ликвидности;2) показатели платежеспособности;
3) показателиоборачиваемости средств (деловой активности);4) коэффициенты рентабельности.Показатели ликвидности отображают возможность компании вовремя оплачиватьсвою краткосрочную задолженность, при мобилизации ликвидных активов.Анализ ликвидности баланса выполняется с использованием двух подходов–имущественного и функционального.Если к финансовому результату относится прибыль, то представляет интерес рассматривать, какие факторы имеют значительное влияние на нее.То есть необходимо проводить факторный анализ. Факторный анализbанализbвлияния отдельных факторов на динамику результативного показателя (например, прибыли).Сущность факторного анализа заключается в последовательной замене каждого отчётного показателя базисным, приэтом, все остальные показатели не изменяются. Данная замена помогаетопределить влияние каждого фактора на результат. Среди методик проведения анализаbфинансовогоbсостояния предприятия, можно выделить методику А. Д. Шеремета, который предлагает анализировать прибыль и рентабельность продукции по этапам [3]:1.Этап. Формирование показателей, выражающих финансовый результат хозяйствующего субъекта. Можно выделитьтакие показатели, как валовую прибыль, прибыль, полученную от продаж, прибыль от другой деятельности, общую бухгалтерскую прибыль, от обычной деятельности, чистую прибыль (нераспределенную).2.Этап. Предварительный анализ предполагает проведение оценки абсолютных показателей прибыли, относительных показателей (например, отношение прибыли и выручкиот продажи).3.Этап. Необходимо провести углубленный анализ,применяяисследование влияния на объем прибыли и рентабельности продаж разнообразных факторов, подразделяющихся на внешние и внутренние. 4.Этап.Необходимо проанализировать влияние инфляции на финансовые показатели от реализации товара.5.Этап. Провести анализ по качеству прибыли, что является–обобщенной характеристикой строения источников образования прибыли.6.Этап. Проведение анализарентабельности активов хозяйствующего субъекта.7.Этап. Проведение маржинального анализа прибыли.Методика, предложенная Н. Н. Селезневой, включает вертикальный и горизонтальный анализ чистой прибыли, расчет коэффициента капитализации, темпа устойчивого роста собственного капитала, коэффициента потребления прибыли [2].Анализ методик проведения известных авторов, показал, что они похожи по многим позициям, так как разработаны для одной цели для обнаружения и устранения изъянов в финансовой деятельности организации.Представляется более точным и актуальным системныйкомплексный подходк анализу финансового положения компании, который предусматривает применение содержательной и всесторонней методикианализа, которая учитываетспецифику всехсфер деятельности организации.Такая методика анализа может быть дополненаматематическими моделями, расчетом вероятности банкротства, а также учетом неформальных показателей деятельности предприятия.Особенно это актуально для малых предприятий, на которых наблюдается более низкая ликвидность, посравнению с крупными компаниями, за счет того, что на малых предприятиях сравнительно меньшее количество денежных средств вложено в запасы и дебиторскую задолженность и также наблюдаются высокие текущие обязательства. Кроме риска ликвидности на предприятиях малого бизнеса имеют достаточно высокий предпринимательский и финансовый риски. В связи с чем коэффициентный анализ,проведенный на малом предприятии может показывать большую степень недостоверности, в данном случает просто необходим дополнительный расчет банкротства и применение прогнозных математических моделей. Таким образом, необходимо использовать все существующие методы оценки финансового состояния индивидуального предпринимателя в комплексе, при этом важно использование прогноза финансового результата, спомощью регрессивных моделей, который позволяет представить наиболее адекватные управленческиерешения для снижения риска банкротства на предприятии.Но необходимо отметить, что практическое применение моделей расчета вероятности банкротства, которые разработаны зарубежными экономистами, не подходят к отечественным предприятиям. В моделяхоценки банкротства, разработанные отечественными экономистами, закладываются данные только бухгалтерской отчетности, при этом не учитывается этап жизненного цикла организации, не прогнозируется будущее состояние. Поэтому необходим индивидуальный подход выбора модели для каждого предприятия в целях более точного прогноза.В современных условиях хозяйствования, при различных организационных формах, специализации предприятий, необходимо применение такого системного анализа, который включает в себя не только оценку финансовой составляющей деятельности, но учитывает и математическиемодели, процессывнешней среды бизнеса, качественные показатели.Комплексные методы анализа бесспорно более трудоемки, но они позволяют не только повысить достоверность получаемых результатов, но и глубоко исследовать скрытые причины и следствия изучаемых явлений, а,следовательно, повысить эффективность антикризисного управления коммерческими организациями.Применениекомплексногосистемного подхода приоценке финансового положения компании,независимо от организационной формы, в том числе предприятий малого бизнеса, экономически оправданно. Методика комплексного анализа имеет многоцелевое направление, которое определяется интересами всевозможныхпользователей анализа. При дополненном прогнозировании направлений развития поможет в своевременной корректировкеуправленческих решений, в перераспределении финансовых потокови ресурсов,в разработке комплекса стратегических планов.Только комплексный анализ позволяет проводить исследование и оценку эффективности функционирования предприятия по наиболее полному перечню показателей, характеризующих все (или многие) аспекты экономических процессов, которые происходят в финансовохозяйственной деятельности предприятия.При этом, необходимо постоянно корректировать состав показателей в зависимости от изменений во внешних и внутренних условиях функционирования предприятия. Управление на основе комплексного анализа не сводится только к задаче разработки показателей деятельности: их система должна стать основой повседневного управления и контроля, рассчитанной на постоянные изменения среды.
Ссылки на источники 1.ЛюбушинН. П.,Экономический анализ: учебник/ Н. П. Любушин/. 3е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИДАНА, 2012. 324 с.
2.СелезневаН.Н.,Финансовый анализ./ Н.Н. Селезнева /
М.: ЮНИТИДАНА, 2012. 124 с.3. Шеремет А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. 2e изд., перераб. и доп. М.: НИЦ ИнфраМ, 2013. 208 с.
Ющенко Денис Николаевич,Магистрант кафедры «Менеджмента», ФГБОУ ВПО «Омский Государственный Аграрный Университет им. П.А. Столыпина», г. Омскandenisna@mail.ru
Применение комплексной методики оценки финансового состояния
вцелях повышения эффективности управленияорганизациями
Аннотация. Применение системной комплексной методики оценкиhфинансового состоянияв целях повышения эффективностиуправленияорганизациями, независимо от организационной формы, в том числе предприятий малого бизнеса, экономически оправданно. Методика комплексного анализа имеет многоцелевое направление, которое определяется интересами всевозможных пользователей анализа. При дополненном прогнозировании направлений развития поможет в своевременной корректировке управленческих решений, в перераспределении финансовых потоков и ресурсов, в разработке комплекса стратегических планов.Только комплексный анализ позволяет проводить исследование и оценку деятельности предприятия по наиболее полному перечню показателей, характеризующих все (или многие) аспекты экономических процессов финансовохозяйственной деятельности компании в целом.Ключевые слова: финансовый анализ, повышение эффективностиуправления, экономические показатели, методики анализа.
Эффективное управление организациями зависит от умения правильно анализировать их деятельность. Для выбора эффективных управленческих решений, необходимо проводитьанализ хозяйственной деятельностипредприятия, одной из важнейших составляющих которого является финансовый анализ. Финансовый анализ можно представить, как процесс оценкипрошлого и текущего финансового положения,и также фактических результатов функционирования компании.К основополагающейцели финансового анализа относится своевременное определение, выявление и устранение недостатков в деятельности хозяйствующего субъекта и изыскание резервов для улучшения финансовыхи нефинансовых показателей, увеличение его платежеспособности, разработке и принятии управленческих стратегий, которые направлены на увеличение эффективности функционирования организации.
Но необходимо подчеркнуть, чтоглавная цель финансового анализа прогноз будущего состояния.С его помощью можно определить, насколько правильно организация ведет свой бизнес, поскольку основная цель финансовых специалистов –максимально повысить стоимость фирмы, ее акций. Используя методы экономического анализа, строятся ориентиры на дальнейшую работу деятельности предприятия.Актуальность исследуемой темы заключается в том, что без грамотного проведения анализа финансовогоgсостоянияgпредприятияdи обнаруженияфакторов, которые влияют на деятельностькомпании, не представляется невозможным увеличить прибыль и рентабельность. Необходимостьпроведения финансового анализа на предприятии трудно переоценить, так как от его проведения зависят перспективы конкурентоспособности хозяйствующего субъекта,его место на финансовых рынках.Но следует отметить недостаточную освещенность вопросов по данной теме в литературе в связи с изменением экономической ситуации, а также отсутствием единой методикиdанализаdфинансовыхdрезультатов экономического субъекта.В современной экономической литературе не описано какойто общей, единой методики для проведения финансового анализа. Экономисты широко используют различныеметоды и методики, применяя разнообразные показатели, и критерии. Но общим признаком всех применяемых экономистами инструментов, который объединяет весь наборпоказателейфинансового анализа является их базирование на сравнении и соотношении результатов и используемых ресурсов, которые необходимы для того, чтобы достигнуть эти результаты.Методикам осуществления анализаgфинансовогоdсостояния, постоянно уделяется пристальное внимание ученых –экономистов, к ним можно отнести: М.И. М.А. Вахрушину, Л.В. Донцову,В.В. Ковалева, Н.П. Любушину, В.Г. Дьякову,Г.В. Савицкую, А.Д. Шереметаи др.При этом можно констатировать существование различий при определении и выделении блоков и показателей (групп коэффициентов) для осуществления расчета выбранных показателей и анализа финансового состояния предприятий. Кроме того, наблюдается различные подходык проведению финансового анализа.Одна группа авторов предпочитает и предлагает упрощенный вариантпроведения финансового анализа в компании, при этом, рассматриваяв качестве отдельных направлений структурный анализ активных и пассивных операций,оценку ликвидности, платежеспособности, финансовойgустойчивостии рентабельности. Другие авторы рассматривают изменение денежных потоков и выявление резервов для функционирования предприятия.Представляет интерес для изучения методика финансового анализа, предложенная экономистом Г.А.Савицкой.Согласно данной методике,предметом анализа выступает причинноследственная связь экономических процессов и явлений, изучение и анализ которых приведет к быстромуопределению причин трансформацииосновных показателей хозяйственного функционирования фирмы. Засчет определения влияющихфакторов, можно определитьоптимальные параметры, которые являются эффективными для предприятия (нужная прибыль при имеющихся ресурсах, безубыточныйобъемпродажи, запасфинансовой устойчивости, себестоимостьпродукции при различных сценариях развития производственных ситуаций).Методика, предложенная ЛюбушинымН.П. и ДьяковойВ.Г., направлена на раннее выявление и ликвидациюнедостатков финансовой составляющей деятельности предприятия, позволяет определить резервыдля совершенствованияфинансовойдеятельности компании, увеличить ликвидностьиего платежеспособность.
В основу методики заложен расчет финансовых коэффициентов [1].Экономисты представляют коэффициентныйфинансовый анализ, как исследованиеи оценку финансовой отчетности при применении некоторых, выбранныхфинансовых показателей. К основной цели коэффициентного анализа относиться оценка предприятияпо выбраннымбазовым коэффициентам, позволяющим судить ее финансовом состояниипредприятия. Существенные показатели, характеризующие финансовое состояние компании, можно объединить в группы:1) показатели ликвидности;2) показатели платежеспособности;
3) показателиоборачиваемости средств (деловой активности);4) коэффициенты рентабельности.Показатели ликвидности отображают возможность компании вовремя оплачиватьсвою краткосрочную задолженность, при мобилизации ликвидных активов.Анализ ликвидности баланса выполняется с использованием двух подходов–имущественного и функционального.Если к финансовому результату относится прибыль, то представляет интерес рассматривать, какие факторы имеют значительное влияние на нее.То есть необходимо проводить факторный анализ. Факторный анализbанализbвлияния отдельных факторов на динамику результативного показателя (например, прибыли).Сущность факторного анализа заключается в последовательной замене каждого отчётного показателя базисным, приэтом, все остальные показатели не изменяются. Данная замена помогаетопределить влияние каждого фактора на результат. Среди методик проведения анализаbфинансовогоbсостояния предприятия, можно выделить методику А. Д. Шеремета, который предлагает анализировать прибыль и рентабельность продукции по этапам [3]:1.Этап. Формирование показателей, выражающих финансовый результат хозяйствующего субъекта. Можно выделитьтакие показатели, как валовую прибыль, прибыль, полученную от продаж, прибыль от другой деятельности, общую бухгалтерскую прибыль, от обычной деятельности, чистую прибыль (нераспределенную).2.Этап. Предварительный анализ предполагает проведение оценки абсолютных показателей прибыли, относительных показателей (например, отношение прибыли и выручкиот продажи).3.Этап. Необходимо провести углубленный анализ,применяяисследование влияния на объем прибыли и рентабельности продаж разнообразных факторов, подразделяющихся на внешние и внутренние. 4.Этап.Необходимо проанализировать влияние инфляции на финансовые показатели от реализации товара.5.Этап. Провести анализ по качеству прибыли, что является–обобщенной характеристикой строения источников образования прибыли.6.Этап. Проведение анализарентабельности активов хозяйствующего субъекта.7.Этап. Проведение маржинального анализа прибыли.Методика, предложенная Н. Н. Селезневой, включает вертикальный и горизонтальный анализ чистой прибыли, расчет коэффициента капитализации, темпа устойчивого роста собственного капитала, коэффициента потребления прибыли [2].Анализ методик проведения известных авторов, показал, что они похожи по многим позициям, так как разработаны для одной цели для обнаружения и устранения изъянов в финансовой деятельности организации.Представляется более точным и актуальным системныйкомплексный подходк анализу финансового положения компании, который предусматривает применение содержательной и всесторонней методикианализа, которая учитываетспецифику всехсфер деятельности организации.Такая методика анализа может быть дополненаматематическими моделями, расчетом вероятности банкротства, а также учетом неформальных показателей деятельности предприятия.Особенно это актуально для малых предприятий, на которых наблюдается более низкая ликвидность, посравнению с крупными компаниями, за счет того, что на малых предприятиях сравнительно меньшее количество денежных средств вложено в запасы и дебиторскую задолженность и также наблюдаются высокие текущие обязательства. Кроме риска ликвидности на предприятиях малого бизнеса имеют достаточно высокий предпринимательский и финансовый риски. В связи с чем коэффициентный анализ,проведенный на малом предприятии может показывать большую степень недостоверности, в данном случает просто необходим дополнительный расчет банкротства и применение прогнозных математических моделей. Таким образом, необходимо использовать все существующие методы оценки финансового состояния индивидуального предпринимателя в комплексе, при этом важно использование прогноза финансового результата, спомощью регрессивных моделей, который позволяет представить наиболее адекватные управленческиерешения для снижения риска банкротства на предприятии.Но необходимо отметить, что практическое применение моделей расчета вероятности банкротства, которые разработаны зарубежными экономистами, не подходят к отечественным предприятиям. В моделяхоценки банкротства, разработанные отечественными экономистами, закладываются данные только бухгалтерской отчетности, при этом не учитывается этап жизненного цикла организации, не прогнозируется будущее состояние. Поэтому необходим индивидуальный подход выбора модели для каждого предприятия в целях более точного прогноза.В современных условиях хозяйствования, при различных организационных формах, специализации предприятий, необходимо применение такого системного анализа, который включает в себя не только оценку финансовой составляющей деятельности, но учитывает и математическиемодели, процессывнешней среды бизнеса, качественные показатели.Комплексные методы анализа бесспорно более трудоемки, но они позволяют не только повысить достоверность получаемых результатов, но и глубоко исследовать скрытые причины и следствия изучаемых явлений, а,следовательно, повысить эффективность антикризисного управления коммерческими организациями.Применениекомплексногосистемного подхода приоценке финансового положения компании,независимо от организационной формы, в том числе предприятий малого бизнеса, экономически оправданно. Методика комплексного анализа имеет многоцелевое направление, которое определяется интересами всевозможныхпользователей анализа. При дополненном прогнозировании направлений развития поможет в своевременной корректировкеуправленческих решений, в перераспределении финансовых потокови ресурсов,в разработке комплекса стратегических планов.Только комплексный анализ позволяет проводить исследование и оценку эффективности функционирования предприятия по наиболее полному перечню показателей, характеризующих все (или многие) аспекты экономических процессов, которые происходят в финансовохозяйственной деятельности предприятия.При этом, необходимо постоянно корректировать состав показателей в зависимости от изменений во внешних и внутренних условиях функционирования предприятия. Управление на основе комплексного анализа не сводится только к задаче разработки показателей деятельности: их система должна стать основой повседневного управления и контроля, рассчитанной на постоянные изменения среды.
Ссылки на источники 1.ЛюбушинН. П.,Экономический анализ: учебник/ Н. П. Любушин/. 3е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИДАНА, 2012. 324 с.
2.СелезневаН.Н.,Финансовый анализ./ Н.Н. Селезнева /
М.: ЮНИТИДАНА, 2012. 124 с.3. Шеремет А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. 2e изд., перераб. и доп. М.: НИЦ ИнфраМ, 2013. 208 с.