Интернет-зависимость среди подростков как психолого-педагогическая проблема

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коптелова Н. И. Интернет-зависимость среди подростков как психолого-педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3101–3105. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86655.htm.
Аннотация. В статье дается понятие интернет-зависимости. Изучаются работы исследователей, занимающихся данной проблемой. Анализируются виды интернет-зависимости, в особенности такой вид, как хакерство. Проводится экспериментальное исследование на выявление интернет-зависимости, на выявление подростков, занимающихся хакерством.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Коптелова Наталья Ивановна,Студентка Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимирagibalova.sweta2013@yandex.ru

Интернетзависимость среди подростков как психологопедагогическая проблема

Аннотация.В статьедаетсяпонятие интернет зависимости. Изучаются исследователи, занимающиеся данной проблемой. Анализируются виды интернет –зависимости, в особенности такой вид как «хакерство». Проводиться экспериментальное исследование на выявление интернет –зависимости, на выявление подростков занимающихся «хакерством».Ключевые слова:Интернет –зависимость, подросток, «хакерство».

В наше время активно развиваются информационные технологии, обеспечивающие возможность эффективной реализации информационных, технических, общественных, психологических целей и задач, поставленных перед обществом. В то же время информационные технологии таят в себе опасность.Актуальность исследования феномена Интернет

зависимости определяется постоянным увеличением числа пользователей Интернета. Статистика 2014 года показывает, что 3738% аудитории российского Интернета составляют именно лица молодого возраста (от 12 до 24 лет), при этом отмечается, что количество молодежи в Интернете растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп. Проблему интернет –зависимости изучали как отечественные, так и зарубежные исследователи. Среди зарубежных исследователей необходимо отметить К. Янга (США); Дж. Сулера (США); Дж. Грохола(США); С. Стерна (США); Дж. МорэйханМартина (США).Среди отечественныхисследователей отмечаются работы В.А. Буровой, В.И. Есаулова, Ц.П. Короленко, А. Л. Венгер, Ю. Д. Бабаева, К. Янга, Н. И. Алтухова, К. Ю. Галкина, которые изучали интернет зависимость подростков.Термин "Интернетзависимость" предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете. В психологических словарях Интернет зависимость определяют как, психическоерасстройство, навязчивое желание подключиться к Интернетуи болезненная неспособность вовремя отключиться от него. Субъект может попасть под влияние интернет –среды, особенно если его психика ещё не до конца сформирована. К группе риска, в первую очередь, относятся подростки [1, с 56].Как известно, подросток это развивающаяся личность. В этом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека[4, с. 34].Российские психологии, такие как: Г.В. Солдатова, О.С. Гостимская, Р.Д. Снежневская определиликруг потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета. Среди них: потребность в автономии и самостоятельности; потребность в самореализации и признании; удовлетворение социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательнаяпотребность.[5, с. 57].Л.Н. Юрьева выделяет следующие признаки интернет –зависимости у подростков:—увеличение интервала времени, проводимого за компьютером;—снижение успеваемостившколе;—потеря интересакпроисходящему вокруг;—нарушения сна;—часты резкие перепады настроения;—неадекватное поведениевответ напредложение выключитькомпьютер –вплоть доскандала [6, с.67].Современные ученые, выделяют следующие виды интернет зависимостиу подростков: 1.Хакерство –это создание системы защиты информации, осуществление работы с программнымобеспечением, распространение программных продуктов в сети, которые пользователи могут безвозмездно копировать и использовать. 2. Коммуникативная деятельность в Интернете –постоянная потребность в общение через различные социальные сети.3. Геймерство–самая распространенная форма интернетзависимости. Интернет богат изобилием разнообразных компьютерных игр в свободном для пользователя доступе. Преобладание игромании связано с увлекательностью игр, их динамичностью, отсутствием необходимости особых навыков в работе на персональным компьютере[2, с 25].Более подробно мы бы хотели остановиться на таком виде как «хакерство». Данные статистики за 2009 год показывают, что лишь 7% подростковподвержены данному виду интернет –зависимости. Мы можем предположить, что хакерство в подростковой среде практически не распространялось, так как требовало высокого профессионализма в сфере программирования. На сегодняшнийдень данные статистики увеличились до 37 %. Для более углубленного изучения такого вида интернет зависимости, мы решили, среди подростков 13 –14 лет провести исследованиев МБОУ «СОШ» №2 г. Судогды.Для выявления общей интернет зависимости среди подростков в МБОУ «СОШ» №2 г. Судогды было проведено исследованиесреди учащихся 8«А» и 8 «В» классов в количестве 45человек(25 девочек и 25 мальчиков).Тестирование обнаружило, что всего лишь 6% опрошенных подростков не имеют «интернет–зависимости» (рис. 1).

Рис. 1. Результаты выявления интернет зависимости по модифицированному тесту опроснику Кимберли Янга, переведённым на русский язык и адаптированный В. Лоскутовой.

После выявления общей интернет –зависимости среди учащихсяэтих классов, нами было проведенораспределение интернет –зависимости по половым Средняя степень интернет зависимости (13 %)Не имеется интернет зависимость (6 %)Низкая степень интернет зависимости (10 %)Высокая степень интернет зависмости (67 %)признакам. Было выявлено, что мальчикибольше подвержены интернет –зависимости,чем девочки. Это обуславливается тем, что у них больше, развиты конкурентность, соревновательные мотивы, стремление кпервенству(рис.2).



Рис. 2. Результаты распределения интернет –зависимости среди подростков по половому признаку

После выявления общей интернет зависимости ученикам задавался вопрос: «Пробовали ли вы себя в роли хакеров?». В свою очередь, 23% молодых людей, участвующих в исследовании, признались, что пытались хотя бы один раз взломать интернет пейджеры для обмена мгновенными сообщениями своих друзей или их персональные данные в различных социальных сетях, 20% подростков подтвердили, что рассылали компрометирующие фотографии друзей через Интернет или публиковали их в Сети без их согласия. Исследование также выявило значительное количество подростков (17%), которые заявили о том, что имеют хорошие технические знания и могутнайти в Интернете инструменты для осуществления хакерской деятельности. При этом 12% из них заявили, что уже использовали их как минимум один раз. На вопрос почему, 9% ответили, что "ради любопытства". Все больше подростков начинают заниматься компьютерным мошенничеством, предупреждают специалисты по сетевой безопасности.По их словам, в интернете появились сообщества и форумы, на которых их участники обмениваются вредоносными программами, а иногда и украденной информацией. Некоторые ищут вирусы, позволяющие проникать в социальные сети, которые очень популярны среди молодежи. Другие потом пытаются использовать данные о пользователях, полученные ими из этих сетей.Для выявления среди своего ребенка «хакера» достаточно ответить для себя на несколько вопросов:1)Находил ли я на компьютере программы, которые не устанавливал?2)Просил ли мой ребенок карту с наибольшей памятью?3)Стал ли он спорить?4)Наблюдаю ли я в нем неприветливость?5)Сколько времени мой ребенок проводит за компьютером?6)Читает ли мой ребенок руководство для «хакеров»? и тд.Мальчики (53%)Девочки (37%)Итак, нами было выявлено, что подростки в наибольшей степени подвержены интернет –зависимости и всё больше пробуют себя в роли «хакеров». В связи с этим необходимо регулировать время нахождения ребенка перед монитором, при этом родителям следует контролировать содержание его досуга в интернете. Большое влияние имеет личный пример взрослых. Следует грамотно планировать свободное время семьи: больше проводить времени вместе на природе, организовать досуг подростка (занятия в кружках, срепетиторам), уделять больше времени учебе.

Ссылки на источнки1.Ахрямкина Т. А. Зависимое поведение: теория и практика. —Самара: СФ МГП, 2008. —96 с. 2.Войскунский, А. Е. Исследования Интернета в психологии / М. И. Семенов. —М. —Интернет и российскоеобщество. —2002. —573 с. —ISBN 5–876–86–9483.Иванов М. С. Психология зависимости: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. —Минск: Харвест, 2004. —345 с. 4.Попов В.А. Иллюзии и реалии в современной отечественной педагогике (полемические заметки) // Педагогика. –2005. №6. С. 108111.5.Снежневская Р. Д. Мир подростка. —М.: Педагогика, 1989. —345 с.6.Юрьева,Л.Н., Больбот, Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика [Текст]: монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Бальбот. Днепропетровск: Пороги, 2006. 196 с.