Организационные и экономические аспекты внедрения дистанционного образования на промышленных предприятиях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пигарева А. С. Организационные и экономические аспекты внедрения дистанционного образования на промышленных предприятиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3181–3185. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86672.htm.
Аннотация. В данной статье дана оценка необходимости постоянного повышения кадров промышленного предприятия. Представлены способы осуществления обучения персонала. Дано определение дистанционному обучению, рассмотрены его достоинства и недостатки. Представлены основные этапы и возможные проблемы, с которыми может столкнуться предприятие при внедрении системы дистанционного обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пигарева Анастасия Сергеевна,магистрант 1 курса, ФГБОУ ВПО «Брянский государственный технический университет», г.Брянскnastya_pigareva15@mail.ru

Организационные и экономическиеаспекты внедрения

дистанционного образованияна промышленных предприятиях

Аннотация.В данной статье дана оценка необходимости постоянного повышения кадров промышленного предприятия. Представлены способы осуществления обучения персонала. Дано определение дистанционному обучению, рассмотрены его достоинства и недостатки. Представлены основные этапы и возможные проблемы, с которыми может столкнуться предприятие при внедрении системы дистанционного обучения.Ключевые слова:дистанционное обучение, промышленный персонал, информационнообразовательная среда, электронные курсы.

В последнее время наблюдается тенденция постоянного усложнение содержания, повышения ответственности и напряженности труда сотрудниковпо промышленной безопасности, что неизбежно приводит в необходимости поиска новых экспрессных методов и средств обученияи аттестации специалистов в данной области[1].Сегодняшнее состояние системы образования в России характеризуется диспропорциями между предложением образовательных услуг и потребностями общества и развивающегося рынка труда как по объему, так и по структуре этих услуг, а также недофинансированием образования.Традиционная система мало ориентирована на постоянное обновление профессиональных знаний в течение всей жизни. В связи с этим остро стоит проблема профессионального образования людей, не имеющих возможности посещать учебные учреждения изза занятости и территориальной удаленности.Благополучие любого промышленного предприятия состоит из множества факторов, главным из которых являются высококвалифицированные сотрудники. Поэтому ведущие промышленные предприятия немало времени и средств затрачивают не только на подбор кадров, но и на корпоративное обучение промышленного персонала, т.к. эффективнее воспитать собственного высококвалифицированного профессионала, нежели принимать специалиста за пределами организации. Это позволяет оставаться конкурентоспособной на рынке товаров и услуг.

Целью повышения квалификации работников является обновление их теоретических и практических знаний в соответствии с потребностями организации на данный период времени.Одним из способов осуществления обучения персонала является направление специалистов и руководителей на теоретические и проблемные семинары по научнотехническим, технологическим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона. Проводитсяобучение специалистов в образовательных учреждениях повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности. Однако, учебная программа может быть достаточно длительной, в связи с этим руководству предприятия придется передавать должностные обязанности обучающегося другому работнику, таким образом оплачивать не только затраты на обучение, но и осуществлять выплату средней заработной платы за двоих работников[2]. В связи с развитием интернета доступным ивостребованным становится дистанционное обучение. Актуальность темы дистанционного обучения промышленного персонала содержатся в результатах социального прогресса, ранее локализованные в пределах технологий, а на данный момент концентрируются в информационной области. Наступила эпоха информатики. Исходя из того, что профессиональные знания устаревают очень стремительно, необходимо их непрерывно совершенствовать. Дистанционное обучение позволяет создать системы многочисленного постоянного самообучения, глобального взаимообмен информацией, свободно от временных и территориальных поясов.Информационнообразовательная среда представляет собой системноорганизованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратнопрограммного и организационнометодического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Чаще всего, использования систем дистанционного обучения позволяет компаниям значительно экономить бюджет на обучение сотрудников, но в некоторых случаяхэффективность использования системы дистанционного обучения (СДО)будет крайне мала, и не окупит средств, затраченных на её внедрение и поддержание работоспособности.Назначения дистанционной формы обучения:1. высокопрофессиональная подготовка и переподготовкакадров;2. повышение квалификации кадров;3. подготовка к аттестации персонала;4.подготовка кадров к поступлению в учебные учреждения специализированного профиля;5. усиленноеизучение новых технологий,программи т.д.;6. дополнительноефакультативное образование по потребностям и интересам.Дистанционная форма обучения имеет серьезные преимущества–это:

возможность обучающегося работать по индивидуальному плану и регулировать свой темп изучения материала;

простота и удобство модернизации программ обучения с учетом последних достижений науки и техники и быстро меняющейся нормативноправовой базы;

возможность получения консультаций, чтение лекций и аттестации обучаемых с использованием программ, позволяющих обучающимся общаться с преподавателем в режиме реального времени, используя интернет. К недостаткам дистанционного обучения на этапе развертывания можно отнести относительную дороговизну необходимого для учебного процесса технического оснащения: подготовки специальных программ обучения; создание программного обеспечения процесса; высокие требования к стабильности работы интернета и трудности изза отсутствия непосредственного контакта с преподавателем [1].Представим основные слагаемые при внедрении дистанционного обучения (Рис.1):

Рис. 1Слагаемые системы дистанционного обучения

Как правило, при внедрении системы дистанционного обучения того или иного уровня основываются на уже существующей инфраструктуре, включающей наличие той или иной технической базы. Поэтому крайне важно определить, что же является предметом внедрения с точки зрения обучения.Сегодня существует большое количество различных готовых программноаппаратных комплексов, схожих по функциям и параметрам. Именно с выбора программного продукта (или же его разработки «с чистого листа») и начинается процесс внедрения СДО на предприятии. Далее процесс проходит следующие этапы:1.Принятие административных и кадровых решений (формирование рабочей группы, разработка регламентирующих документов и т.д.).2.Пробный запуск системы ДО и тестовое включение.3.Настройка системы, продвижение системы.4.Запуск в «промышленную эксплуатацию».Бюджет системы дистанционного обучения условно можно разделить на две части. Первая определяет начальные вложения в развертывание системы дистанционного обучения (включая затраты на техническую часть, программное обеспечение, разработку самих учебных курсов). Вторая —затраты на сопровождение курсов (амортизация оборудования, зарплата преподавателей и пр.) В зависимости от сложности задачи, которая определяется предметом внедрения, порядковые значения бюджетов для начальных вложений будут существенно различаться.К важным аспектам, связанным с бюджетом, следует отнести как внедрение СДО, так и конкретное «наполнение» системы учебными курсами. В этом случае следует рассмотреть вопрос, кто будет авторами курсов —свои преподаватели (тогда следует дополнительно оплачивать работы по созданию качественного содержания учебного курса) или преподаватели со стороны (в этом случае речь идет фактически о покупке курсов). В обоих случаях компания несет материальные убытки: в первом случае организация можетпотерять деньги за счет временных потерь своих сотрудников, которые приведут к сокращению выполнения ими их основных обязанностей, а во втором случае данные затраты высоки за счет необходимости в постоянных консультациях сторонних организаций, проводящих внедрение системы. Таким образом, разработка и производство качественных учебных материалов для интерактивного использования чрезвычайно трудоемкий и дорогостоящий процесс[4].Также в случае недостаточной оснащенности могут возникнуть и другие проблемы,которые также приведут к росту затрат. Опишем эти проблемы (Табл.1).Таблица 1Проблемы внедрения системы дистанционного образования

Проблема внедрения СДОВозможные затратыТехническое оснащениеПриобретение оборудования, необходимого для функционирования СДОПотребность в квалифицированном персоналеПоиск квалифицированного персонала (прием на работу в компанию или аутсорсинг), способного реализовать внедрение и эксплуатацию СДОМетодические материалыВременные затраты сотрудников на подготовку методической документации или же материальные затраты на приобретение готовой документации при покупке ПОСопровождение системыЗатраты на восстановление системы в случае сбоевОбучение персоналаОбучение работе с системой

Мы видим, что внедрение системы дистанционного обучения –это достаточно дорогостоящее, требующее наличия высококвалифицированных специалистов мероприятие.Дистанционное образование на предприятии создается для усиления заинтересованности в повышении отдачи от работающих нанем сотрудников.Для поддержания работоспособности персонала необходимо регулярно проводить мониторинг ситуаций в организации, продвигать уже работающий персонал, планировать обучение персонала и карьеру работников.Дистанционное образование обладает некоторыми особенностями, обусловленными дидактическими свойствами компьютерных телекоммуникаций:возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой играфической).хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д.возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи[3].возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через Интернет, работы с этой информацией.возможность организации электронных курсов, электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудиоконференций и видеоконференций, охвата больших масс обучающихся при наличии мультимедиапроекторов и презентационного оборудования[2].Система дистанционного обучения позволяет решить следующие основные задачи:1.Преподнесение знаний.Дистанционное обучение эффективно справляется с оперативнымдонесением информации и знанийдо промышленного персонала. При этом ДО сохраняет контроль за учебнымпроцессом и зауспеваемостьюпромышленного персонала.2.Выработка мастерства.ИТспециалисты разработалитренажеры на которых промышленный персонал учатся правильно применять свои знания, мастерство и реагировать на нестандартные ситуации. В случае ошибочных действий тренажер указывает на ошибки и представляет возможность исправить свои действия или подскажетправильность действий.3.Увеличение числа участниковдистанционногообучения.4.Оптимизация затратна обучение, позволяет исключить затраты на транспорт и командировочные для обучающихся сотрудников и приезжих лекторов. СДО может основываться как на независимой программнойразработке, так и на модуле, входящем в состав целой системы управления обучением (Learning Management System –LMS), которая представляет собой семейство программных продуктов, куда входят разные модули, предназначенные для управления развитием и обучением работников[3].6. Тестировать промышленный персонал для подтвержденияаттестацииилисертификации, повышения или перевода. 7. Осуществление конкурсного подбора, а в дальнейшем и отбора на руководящие должности. ДО позволяет сформировать базу спецкурсов и специальныхтестов, которые обязан пройти претендент на занимаемою должность. Данный способ отбора позволит повысить качество подбора и отбора.Таким образом,система дистанционного обученияв пределахвнутрикорпоративного обучения дозволяет быстро и результативно обучать промышленный персонал организации, чувствительно дляпредприятия экономитьвремя и средства. Вследствие внедрения ДО на промышленных предприятиях отдел кадров получает возможностьболееоптимизированного и наглядного исполнения обучения промышленного персонала, а менеджер организации получает возможность более эффективнои результативноуправлять развитием сотрудников.Данная система дозволяет сотруднику промышленных предприятий учиться на протяжении всей профессиональной деятельности, без отрыва от производства, без командировок и отпусков, совмещая обучение с основной профессиональной деятельностью, не меняя свой привычный ритм жизни.Таким образом, для наиболее эффективной и своевременной подготовки и переподготовки кадров в промышленной сфере целесообразно в той или иной степени включать в учебный процесс элементы дистанционного обучения[2]. При этом нужно понимать, что разработка элементов дистанционного обучения –трудоемкий процесс, требующий как серьезных технических ресурсов, так и слаженной работы специалистов –разработчиков курса, среди которых помимо специалиста в той области, по которой разрабатывается курс, должны присутствовать специалисты в области методики преподавания и информационных технологий.

Ссылки на источники1.Суворова Т.Н. Электронные образовательные ресурсы как компонент современной информационнообразовательной среды // Информатика и образование: журнал, 2013 , №3 —с. 53571.2.Царев В. И. Преимущества дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2010. —№ 4.3.Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. Пособиедля студ.высш.пед.учеб.заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева; Под ред. Е.С.Полат. –М.: Издательский центр «Академия», 2014.416 c.4.Андреев А.А., Фокина В.Н. Непрерывное образование и дистанционное обучение // Труды СГУ. Вып. 87: Гуманитарные науки. Психология и социология образования. М., 2005.