Конкурентоспособность городов в условиях экологических изменений
Выпуск:
ART 86680
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Новикова
А.
В.,
Массарова
К.
Р. Конкурентоспособность городов в условиях экологических изменений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
3221–3225. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86680.htm.
Аннотация. Конкурентоспособность продукции является одним из важнейших факторов состояния экономики, промышленной политики и экологического менеджмента предприятий. При это важно соблюдать экологическую безопасность, целью которой является приведение деятельности предприятия к нормальным природоохранным условиям. В статье рассматривается экологический критерий производства продукции в Российской Федерации.
Ключевые слова:
конкурентоспособность, экологический фактор, экологическое состояние, экопроизводство, качество продукции
Текст статьи
Новикова Анастасия Владимировна,Студентка ФГБОУ ВПО «Брянский Государственный Технический Университет», г. Брянскnasty779@mail.ru
Массарова Кристина Романовна,Студентка ФГБОУ ВПО «Брянский Государственный Технический Университет», г. Брянскmassarova1997@mail.ru
Конкурентоспособность городов в условиях экологических изменений
Аннотация. Конкурентоспособность продукции являетсяодним из важнейших факторовсостояния экономики, промышленной политики и экологического менеджмента предприятий.При это важно соблюдать экологическую безопасность, целью которой является приведение деятельности предприятия к нормальным природоохранным условиям. В статье рассматривается экологический критерий производства продукции в Российской Федерации.Ключевые слова: экологический фактор, конкурентоспособность, экологическое состояние, экопроизводство, качество продукции.
Основной материалПод воздействием рыночнотехнократических факторов и техногенных модернизаций между техногенным социумом, техносферой и биосферой складываются динамичные взаимосвязи, потоки веществ, энергии и информации, которые составляют основные особенности эпохи современного информационнотехногенного развития. [1]Структурная модификация российского общества на рубеже XXXXI вв. проходит в условиях обострения глобальных проблем человечества, среди которых особое место занимает экологическая проблема, предопределившая необходимость разработки механизмов устойчивого развития на локальном, национальном и надгосударственном уровнях.Осознание бедственных последствий нарушения равновесия естественных и природноантропогенных факторов под влиянием перманентного внешнего воздействия человека стало предпосылкой формирования рынка экологических товаров и услуг, что вызвало развитие экологического предпринимательства, внедрение принципов рационального природопользования во всех сферах экономической деятельности, возникновение спроса на продукцию экологически ответственных производителей.[2]В настоящее время важным критерием оценки конкурентоспособности товара является не только функциональные, техникоэкономические, но и экологические факторы. Для производителя, целью которого является повышение конкурентоспособности, важным фактором является изучение и анализ экологических показателей на протяжении всего жизненного цикла товара. Конкурентоспособность товара по экологическим показателям является важным фактором влияния на общую конкурентоспособность. Потребитель готов платить больше за товар, который имеет высокие экологические стандарты.[3]На данный момент экологическое состояние 15% территории России не соответствует нормативам. Это связано с сосредоточением основной части населения, производственных мощностей и наиболее продуктивных сельскохозяйственных угодий. Анализ экологической ситуации в Российской Федерации за последние годы свидетельствует о том, что экологическая обстановка на наиболее экономически развитых территориях остается неблагополучной, а загрязнение природной среды –достаточно высоким. По поручению главы Минприроды России был составлен экологический рейтинг городов России за 2015 год. Целью данного рейтинга являлось стимулирование управлений, ориентированных на экологическое развитие городов, прозрачности и подотчетности природоохранной деятельности. В рейтинге участвуют города федерального значения и столицы всех субъектов РФ, и дополнительно 9 крупных городов, а всего были отмечены 94 города. Для оценки экологического состояния городов были использованы следующие критерии: воздушная среда, водопотребление и качество энергии, обращение с отходами, использование территорий, транспорт, энергопотребление и управление воздействием на окружающую среду. Максимально возможный балл рейтинга равен 7, однако ни один из городов не получил и 6. Лидирующие позиции заняли Москва, ГорноАлтайск, Краснодар, Воронеж и Пермь. При этом по показателям качества воздушной среды первое место занял Салехард, по уровню обращения с отходами –Астрахань, а по качеству воды –Магадан. Замыкают общий рейтинг Нефтеюганск, Керчь, Ставрополь, Сарапул и Петрозаводск. Как пояснил заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ, последние места традиционно занимают города, не представившие достаточно данных о состоянии окружающей среды. В целом, по городам наблюдаются средние показатели состояния природной среды, а также с транспортом, использованием городских территорий и энергопотреблением, что должно стимулировать к лучшему результату.В настоящее времяважным критерием оценки конкурентоспособности товара является не только функциональные, техникоэкономические, но и экологические факторы. Для производителя, целью которого является повышение конкурентоспособности, важным фактором является изучение и анализ экологических показателей на протяжении всего жизненного цикла товара. Конкурентоспособность товара по экологическим критериям является важным показателем влияния на общую конкурентоспособность. Потребитель готов платить больше за товар, который имеет высокие экологические стандарты.Обычнопокупатели покупаюттот товар, который в наибольшей степени соответствует потребительским качествампо сравнению с другими. Поэтому степень удовлетворенности товаром аналогичноформируетсяиз совокупности мнений отдельныхпокупателей и складываетсяеще до появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла продуктадо момента утилизации. В этот моменти происходит острая конкурентная борьба за потребителя.Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром.В минувшиедва десятилетия международныйрынок экологически чистых товаров активноразвивается и становится популярной альтернативой использованиювредных и экологически опасныхпродуктов.Главные предпосылкиэтого явления скрываютсяв следующем:1) экологические пищевые кризисы последнего десятилетия и повышение недоверия покупателей к обычным продуктам(птичий и свиной грипп);2) социальные беспокойствапо поводу вреда генномодифицированных ингредиентов, содержащихся в продуктах питания.Правительства развитых стран стремительноподдерживают экопроизводство, так как оно оказывает влияние на укреплениевнутреннего рынка, повышениеэкспорта и помогает разрешитьэкономические и экологические проблемы.Сутьв том, что экологическое производствоусиленнонаправлено на уменьшениеущерба, наносимогоприроде его деятельностью. И это не просто слова. Во многих развитыхзападноевропейских странах разработаны и применяютсяточныекритерии, с помощью которыхразличные производства могутсчитаться органическими. За соблюдением этих критериев строго следят, причем это делает и государство, и независимые учреждения, которые проводят сертификационную экспертизу.Каждому предприятию, находящемусяна территории России, согласно законодательству, для реализациисобственнойдеятельности необходиморазработать целую систему инженернотехнической документации. В ней организации следует конкретноопределитьмаксимально возможноеи временно согласованное количество выбросов, сбросов и лимитов размещения отходов. По этим данным расцениваетсяэкологическая безопасность на предприятии, влияниемощностей на гидросферу, атмосферу и окружающую среду в общем.[4]В связи с тем, чтоввод в эксплуатациютехнологий производства экологичных товаров связано с высокой степенью затрат, прохождением определеннойсертификации и экспертиз, разработкойсистемы качества, то себестоимость таких товаров значительновыше, чем обычных аналогов. Вследствие решения данной проблемы становитсяприоритетнойготовность потребителей платить более высокую цену за такие товары. И на самом деле, итогиисследований, проведенных в 15 странах мира компанией «TGI Global», выявили, что образоваласьчастьпотребителей, которые готовы покупать экологичные товары с учетом повышения цен.Структура сектора экономики, по оценкам экспертов, такова: около 17,6% приходится на реализациютоваров и услуг по природоохранной деятельности; около 32,56% приходится натовары и услуги, произведенные с применениемвозобновляемых источников энергии, и 49,85% данногосектораэто товары и услуги, которые основываются на технологиях, дающихвозможностьснижать потреблениеуглеродсодержащих материалов, ископаемого топлива и уменьшить выбросы парниковых газов.Для того, чтобы выявить категориипотребительских товаров, наиболее востребованныес точки зрения ростаих экологичностибыло осуществленоисследование среди граждан, потенциально относящихся к группе экологически заинтересованных потребителей жителей крупных городовв возрасте 18 лет и более. Исследования были проведены в бизнесшколах и университетах Москвы, Екатеринбурга,Барнаула. В результате анкетирования было получено 255 мнений.В итоге был сформирован рейтинг самыхперспективных групп товаров с точки зрения повышения их экологичности.Первые позиции занимают товары для детей и продукты питания, их показатели важности усиления экологичности превышают 90%. Далее следуют парфюмернокосметические товары, транспортные средства, одежда и обувь, их показатель составляет 69%. Бытовые приборы и мебель имеют наименьший показатель важностименее 60%.Таким образом, показатели качества и безопасности продукции взаимосвязаны. Качество и экологическая чистота товараопределяютединую категорию конкурентоспособности продукции, хотя деятельность по их обеспечению при разработке, производстве и эксплуатации осуществляетсяодновременно.Поэтому, происходящий в России переход к рынку вынуждает иначеоценитьпроблему качества и конкурентоспособности продукции. Если не сегодня, то завтра развитый конкурентный рынокначнетдиктовать степеньи динамику развития качества продукции.[5]
В связи с этим перед производителями продукции появляютсязадачи планирования и управления качеством, учета расходов, выбора наиболееэкономичного варианта достижения поставленногоуровня и самого благоприятногоспособа организации процесса обеспечения качества. Все эти вопросымогут благополучнорешаться толькопри едином подходе к понятию качества, способов и методов его измерения. Такой подход может быть обеспечен лишь через внедрение системы стандартов качества на предприятии.
Ссылки на источники1.Дергачева Е.А. Техногенность в глобализации социума и биосферы // Современные исследования социальных проблем: электрон. журн. 2012. №5 (13); URL: http://sisp.nkras.ru/eru/issues/2012/5/dergacheva.pdf(1 п.л.).[Дата обращения: 02.02.2016].2. Ваганов, П.А. Экологические риски / П.А. Ваганов. М.: Просвещение; Издание 2е, 2012. 168 c.3. Ефремова, О. С. Система управления охраной труда в организациях. Практическое пособие / О.С. Ефремова. М.: Альфапресс, 2015. 352 c.4. Э.В. Минько, А.Э. Минько. Менеджмент качества. –СПб.: Питер, 2012. –272 с.5. Н.И. Дунченко, М.Д. Магомедов, А.В. Рыбин. Управление качеством в отраслях пищевой промышленности. –М.: Дашков и Ко, 2013. –212 с.
Массарова Кристина Романовна,Студентка ФГБОУ ВПО «Брянский Государственный Технический Университет», г. Брянскmassarova1997@mail.ru
Конкурентоспособность городов в условиях экологических изменений
Аннотация. Конкурентоспособность продукции являетсяодним из важнейших факторовсостояния экономики, промышленной политики и экологического менеджмента предприятий.При это важно соблюдать экологическую безопасность, целью которой является приведение деятельности предприятия к нормальным природоохранным условиям. В статье рассматривается экологический критерий производства продукции в Российской Федерации.Ключевые слова: экологический фактор, конкурентоспособность, экологическое состояние, экопроизводство, качество продукции.
Основной материалПод воздействием рыночнотехнократических факторов и техногенных модернизаций между техногенным социумом, техносферой и биосферой складываются динамичные взаимосвязи, потоки веществ, энергии и информации, которые составляют основные особенности эпохи современного информационнотехногенного развития. [1]Структурная модификация российского общества на рубеже XXXXI вв. проходит в условиях обострения глобальных проблем человечества, среди которых особое место занимает экологическая проблема, предопределившая необходимость разработки механизмов устойчивого развития на локальном, национальном и надгосударственном уровнях.Осознание бедственных последствий нарушения равновесия естественных и природноантропогенных факторов под влиянием перманентного внешнего воздействия человека стало предпосылкой формирования рынка экологических товаров и услуг, что вызвало развитие экологического предпринимательства, внедрение принципов рационального природопользования во всех сферах экономической деятельности, возникновение спроса на продукцию экологически ответственных производителей.[2]В настоящее время важным критерием оценки конкурентоспособности товара является не только функциональные, техникоэкономические, но и экологические факторы. Для производителя, целью которого является повышение конкурентоспособности, важным фактором является изучение и анализ экологических показателей на протяжении всего жизненного цикла товара. Конкурентоспособность товара по экологическим показателям является важным фактором влияния на общую конкурентоспособность. Потребитель готов платить больше за товар, который имеет высокие экологические стандарты.[3]На данный момент экологическое состояние 15% территории России не соответствует нормативам. Это связано с сосредоточением основной части населения, производственных мощностей и наиболее продуктивных сельскохозяйственных угодий. Анализ экологической ситуации в Российской Федерации за последние годы свидетельствует о том, что экологическая обстановка на наиболее экономически развитых территориях остается неблагополучной, а загрязнение природной среды –достаточно высоким. По поручению главы Минприроды России был составлен экологический рейтинг городов России за 2015 год. Целью данного рейтинга являлось стимулирование управлений, ориентированных на экологическое развитие городов, прозрачности и подотчетности природоохранной деятельности. В рейтинге участвуют города федерального значения и столицы всех субъектов РФ, и дополнительно 9 крупных городов, а всего были отмечены 94 города. Для оценки экологического состояния городов были использованы следующие критерии: воздушная среда, водопотребление и качество энергии, обращение с отходами, использование территорий, транспорт, энергопотребление и управление воздействием на окружающую среду. Максимально возможный балл рейтинга равен 7, однако ни один из городов не получил и 6. Лидирующие позиции заняли Москва, ГорноАлтайск, Краснодар, Воронеж и Пермь. При этом по показателям качества воздушной среды первое место занял Салехард, по уровню обращения с отходами –Астрахань, а по качеству воды –Магадан. Замыкают общий рейтинг Нефтеюганск, Керчь, Ставрополь, Сарапул и Петрозаводск. Как пояснил заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ, последние места традиционно занимают города, не представившие достаточно данных о состоянии окружающей среды. В целом, по городам наблюдаются средние показатели состояния природной среды, а также с транспортом, использованием городских территорий и энергопотреблением, что должно стимулировать к лучшему результату.В настоящее времяважным критерием оценки конкурентоспособности товара является не только функциональные, техникоэкономические, но и экологические факторы. Для производителя, целью которого является повышение конкурентоспособности, важным фактором является изучение и анализ экологических показателей на протяжении всего жизненного цикла товара. Конкурентоспособность товара по экологическим критериям является важным показателем влияния на общую конкурентоспособность. Потребитель готов платить больше за товар, который имеет высокие экологические стандарты.Обычнопокупатели покупаюттот товар, который в наибольшей степени соответствует потребительским качествампо сравнению с другими. Поэтому степень удовлетворенности товаром аналогичноформируетсяиз совокупности мнений отдельныхпокупателей и складываетсяеще до появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла продуктадо момента утилизации. В этот моменти происходит острая конкурентная борьба за потребителя.Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром.В минувшиедва десятилетия международныйрынок экологически чистых товаров активноразвивается и становится популярной альтернативой использованиювредных и экологически опасныхпродуктов.Главные предпосылкиэтого явления скрываютсяв следующем:1) экологические пищевые кризисы последнего десятилетия и повышение недоверия покупателей к обычным продуктам(птичий и свиной грипп);2) социальные беспокойствапо поводу вреда генномодифицированных ингредиентов, содержащихся в продуктах питания.Правительства развитых стран стремительноподдерживают экопроизводство, так как оно оказывает влияние на укреплениевнутреннего рынка, повышениеэкспорта и помогает разрешитьэкономические и экологические проблемы.Сутьв том, что экологическое производствоусиленнонаправлено на уменьшениеущерба, наносимогоприроде его деятельностью. И это не просто слова. Во многих развитыхзападноевропейских странах разработаны и применяютсяточныекритерии, с помощью которыхразличные производства могутсчитаться органическими. За соблюдением этих критериев строго следят, причем это делает и государство, и независимые учреждения, которые проводят сертификационную экспертизу.Каждому предприятию, находящемусяна территории России, согласно законодательству, для реализациисобственнойдеятельности необходиморазработать целую систему инженернотехнической документации. В ней организации следует конкретноопределитьмаксимально возможноеи временно согласованное количество выбросов, сбросов и лимитов размещения отходов. По этим данным расцениваетсяэкологическая безопасность на предприятии, влияниемощностей на гидросферу, атмосферу и окружающую среду в общем.[4]В связи с тем, чтоввод в эксплуатациютехнологий производства экологичных товаров связано с высокой степенью затрат, прохождением определеннойсертификации и экспертиз, разработкойсистемы качества, то себестоимость таких товаров значительновыше, чем обычных аналогов. Вследствие решения данной проблемы становитсяприоритетнойготовность потребителей платить более высокую цену за такие товары. И на самом деле, итогиисследований, проведенных в 15 странах мира компанией «TGI Global», выявили, что образоваласьчастьпотребителей, которые готовы покупать экологичные товары с учетом повышения цен.Структура сектора экономики, по оценкам экспертов, такова: около 17,6% приходится на реализациютоваров и услуг по природоохранной деятельности; около 32,56% приходится натовары и услуги, произведенные с применениемвозобновляемых источников энергии, и 49,85% данногосектораэто товары и услуги, которые основываются на технологиях, дающихвозможностьснижать потреблениеуглеродсодержащих материалов, ископаемого топлива и уменьшить выбросы парниковых газов.Для того, чтобы выявить категориипотребительских товаров, наиболее востребованныес точки зрения ростаих экологичностибыло осуществленоисследование среди граждан, потенциально относящихся к группе экологически заинтересованных потребителей жителей крупных городовв возрасте 18 лет и более. Исследования были проведены в бизнесшколах и университетах Москвы, Екатеринбурга,Барнаула. В результате анкетирования было получено 255 мнений.В итоге был сформирован рейтинг самыхперспективных групп товаров с точки зрения повышения их экологичности.Первые позиции занимают товары для детей и продукты питания, их показатели важности усиления экологичности превышают 90%. Далее следуют парфюмернокосметические товары, транспортные средства, одежда и обувь, их показатель составляет 69%. Бытовые приборы и мебель имеют наименьший показатель важностименее 60%.Таким образом, показатели качества и безопасности продукции взаимосвязаны. Качество и экологическая чистота товараопределяютединую категорию конкурентоспособности продукции, хотя деятельность по их обеспечению при разработке, производстве и эксплуатации осуществляетсяодновременно.Поэтому, происходящий в России переход к рынку вынуждает иначеоценитьпроблему качества и конкурентоспособности продукции. Если не сегодня, то завтра развитый конкурентный рынокначнетдиктовать степеньи динамику развития качества продукции.[5]
В связи с этим перед производителями продукции появляютсязадачи планирования и управления качеством, учета расходов, выбора наиболееэкономичного варианта достижения поставленногоуровня и самого благоприятногоспособа организации процесса обеспечения качества. Все эти вопросымогут благополучнорешаться толькопри едином подходе к понятию качества, способов и методов его измерения. Такой подход может быть обеспечен лишь через внедрение системы стандартов качества на предприятии.
Ссылки на источники1.Дергачева Е.А. Техногенность в глобализации социума и биосферы // Современные исследования социальных проблем: электрон. журн. 2012. №5 (13); URL: http://sisp.nkras.ru/eru/issues/2012/5/dergacheva.pdf(1 п.л.).[Дата обращения: 02.02.2016].2. Ваганов, П.А. Экологические риски / П.А. Ваганов. М.: Просвещение; Издание 2е, 2012. 168 c.3. Ефремова, О. С. Система управления охраной труда в организациях. Практическое пособие / О.С. Ефремова. М.: Альфапресс, 2015. 352 c.4. Э.В. Минько, А.Э. Минько. Менеджмент качества. –СПб.: Питер, 2012. –272 с.5. Н.И. Дунченко, М.Д. Магомедов, А.В. Рыбин. Управление качеством в отраслях пищевой промышленности. –М.: Дашков и Ко, 2013. –212 с.