Использование сказок Е. А. Пермяка для обучения пересказу детей 5–6 лет

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шушляева К. Н., Савинова С. В. Использование сказок Е. А. Пермяка для обучения пересказу детей 5–6 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3216–3220. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86679.htm.
Аннотация. В статье раскрывается понятие «пересказывание» с точки зрения нескольких ученых. Проведен сравнительный анализ сказок Е. А. Пермяка на соответствие требованиям к отбору художественной литературы для пересказа детей, и выделена наиболее подходящая по требованиям сказка. Предложены несколько методов и структура занятия, рекомендуемая педагогам для обучения пересказу детей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шушляева Кристина Николаевна,Студент, ФГБОУ ВО ©Вятский государственный гуманитарный университетª, г.Кировkristina.shushlyaeva.00@mail.ru

Научный руководитель –Савинова Светлана Васильевна,Кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО ©Вятский государственный гуманитарный университетª, г. Кировssavv@yandex.ru

Использование сказок Е. А. Пермяка для обучения пересказу детей 5–6 лет

Аннотация.В статье раскрывается понятие ©пересказываниеªс точки зрения нескольких ученых. Проведен сравнительный анализ сказок Е. П. Пермяка на соответствие требованиям к отбору художественной литературы для пересказа детей и выделена наиболее подходящая по требованиям сказка. Предложено несколько методов и структура занятия, рекомендуемаяпедагогам для обучения пересказу детей. Ключевые слова:пересказ, сказка, приемы.

В дошкольном возрасте большое место отводится развитию у ребенка связной монологической речи.Пересказ литературных произведений развивает речевые навыки ребенка, способствует обогащению словаря, формирует у ребенка ©чувство языкаª, то есть способность оценивать правильность речи в соответствии с принятыми языковыми нормами. Большое значение также имеет воспитание у ребенка таких положительных качеств как доброта, отзывчивость, сопереживание, чуткость, сострадание.В старшем дошкольном возрасте выделены следующие задачи обучения детей пересказу: учить детей самостоятельному пересказываниюнебольших произведений без помощи вопросов воспитателя; излагать содержание произведения выразительно, близко к тексту, использовать авторские слова и выражения.В толковом словаре В.И.Даля понятие ©пересказываниеª изложено как повторение чужих изложений, не добавляя своего [1].М.М.Алексеева, В.И.Яшинарассматривают пересказ как устное воспроизведение осмысленного литературного текста[2].Д.Н.Ушаковопределил, что пересказом может быть изложение какоголибо текста, выраженное в письменной или в устной форме [3].Таким образом,пересказывание –этоизложение содержания какоголибо текста, передача сюжета, с использованием литературного языка, добавляя или недобавляя собственного мнения по данному произведению.Выделяютразные виды пересказа:1.Подробный пересказ (его ещё называют пересказ близко к тексту). Используя этот вид пересказа, ребенок пытается воспроизвести содержание текста как можно ближе к оригиналу, не добавляя своего.2.Краткий или сжатый. Пересказывая произведение, дети пытаются донести только основные моменты содержания произведения.3.Выборочный пересказ. Его отличием является наличие определенной узкой темы, по которой проходит пересказ. Например, можно пересказать описание внешнего вида отдельного героя, особенности поведения и другое.4.Творческий пересказ можно поделить на 3 вида: пересказ с перестройкой текста (возможно использование заменывремени глаголов), с изменением лицарассказчика (например, если в произведении автор пишет ©Я расскажу…ª, то при таком пересказе ребёнок должен сказать ©Автор хочет рассказать…ª), с творческими дополнениями (например, дети вместе с педагогом придумывают другую развязку сказки)[2, с. 289].

Оценивая качество пересказа детей, можно руководствоваться несколькими требованиями: 1.Осмысленность, то есть понимание смысла произведения, его главной мысли;2.Полнота передачипроизведения, то есть отсутствиев пересказе значительных отрезков, которые важны для передачи смысла произведения;3.Последовательность и связность пересказа: передача материала логична, смысловые отрезки находятся в определенном порядке;4.Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.5.Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз: ребенок не делит текст на несвязные отрезки, переход между действиями продуман, владение материалом дает возможностькачественно выполнить пересказ.6.Культура поведения во время пересказа. Ребенок не должен отвлекаться на посторонние предметы, умеет придерживаться спокойной позы на протяжении всего пересказа.7.Выразительность и фонетическая правильность речи: ребенок может интонационно донести до слушателя разные чувства, испытываемые героями,не допуская ошибки в произнесении звуков, слов; отчётливость произношениясделает пересказ более ярким, интересным для слушателей [4].Таким образом, требования, предъявляемые детьми для правильного пересказа, дают возможность педагогам не только оценить качество пересказа, но и обратить внимание на развитие речи ребенка, его звуковой составляющей, грамматической стороны речи, а также уровнем развития связной речи ребенка.В программе ©Радугаªрекомендованысказки Е.А.Пермяка для обучения детей пересказыванию, но названия произведений отсутствуют [5]В связи с этим мы проведем анализ нескольких сказок Е.А.Пермяка и выявим, какая из них наиболее подходит требованиям, предъявляемым к отбору произведений для пересказа дошкольников. Требования рассмотрим, исходя из разработок М.М.Алексеевой,В.И.Яшиной [2,с. 288].

Таблица 1Анализсказок Е.А.Пермяка на соответствие требованиям отбора произведений для пересказа

ТребованиеНазвание сказки©Волшебные краскиª©Хитрый коврикª©СвечкаªДоступность содержанияВсказке рассматривается использование красок мальчиком и присутствует немного волшебства. Процесс рисования красками дошкольникам хорошо знаком, они с удовольствием прослушают посвященную этой деятельности сказку. А элемент волшебства усилит интерес детейВ сказке рассматривается бытовой случай: девочка Машагуляла на улице иужалилась о Крапиву. Диалог девочки с Крапивой написан доступным для детей языкомсказка строится на диалоге Старого Подсвечника и Тараканао том, что жизнь должна быть насыщенной, яркой

Присутствие знакомых В сказке известным героем является Дед Мороз, Крапиваявляется знакомым персонажем, Знакомый геройТаракан, который героеввыполняющий функцию дарителя. Дедушка Мороз поощряет детей, которые проявляют доброту в отношении к сверстникам, родителям, окружающим, тем самым подчеркивает важность развития у них такого качества как доброта.функция ее –обжигать волосками на листьяхбоится света Свечи, показывает свою беззаботность в жизниНаличие воспитательной ценностиСказка учит детей проявлять старательность, трудолюбие, усердие в выполнении какоголибо задания для себя или окружающих. Только тот, кто трудится и старается, может добиться положительного результата. Дети должны усвоить то, что нужно быть не только добрым, но и нужно еще многое уметь и знатьСказкаучит детей тому, чтобы они видели в каждом человеке его роль, важность для окружающих.Не бывает бесполезных людей. Возможно, такой воспитательный аспект будет непонятен ребенку дошкольного возрастаСказка учит тому, что нужно нести в свою жизньи жизнь других много света и радости, чтобы о нас помнилиНаличие четкой композиционной линииДед Мороз дарит ©волшебные краскиª самому доброму мальчику, тот рисует ими платок для бабушки, платье для мамы, охотничье ружье для папы, глаза для слепого и большую школу для своих друзей. Но никто не мог воспользоваться подарками доброго мальчика, потому что они были нарисованы не красиво. Мальчик расстроился неудаче, но не упал духом, он принялся исправлять свои ошибки. И только настойчивость, целеустремленность ребенка смогла исправить сложившуюся ситуациюДевочкаужалилась о Крапиву. Затем выполняла ее поручения для того, чтобы ©ума разума набратьсяª и изменить свое мнение о бесполезности существования крапивыСвеча погасла, диалог Старого Подсвечника и Таракана наталкивают на мысль задуматься о смысле жизниДоступность по объемуПрочтение сказки у педагога займет не более 5 минут Прочтение сказки у педагога займет не более 3 минутПрочтение займетне более2 минут

Таким образом, анализ нескольких сказок Е.А.Пермяка на соответствие требованиям отбора произведений для пересказа показал, чтонаиболее полно и понятно находят свое отражение требования в сказке ©Волшебные краскиª. В этой сказке присутствует геройволшебник, приносящий подарки добрым детям; прослеживается последовательность в действиях героев; объем содержания произведения наиболее оптимальный по сравнению с другими сказками; моральный опыт детей обогащается за счет подробного описания действий мальчика после неудачи. Эта сказка учит детей не сдаваться, если чтото не получается. В связи с тем, что в дошкольном возрасте у детей происходит становление речи, которое нередко сопровождается неудачами в первичной постановке звуков, то эта сказка поможет им справиться с возникшими трудностями.Не смотря на то, что пересказ считается достаточно легкой речевой деятельностью, так как ребенок воспроизводит уже готовое содержание произведения. Легкость ее относительна, потому что дети сталкиваются с трудностью правильной передачи смысла готового произведения. Поэтому, обучая детей пересказу, нужно руководствоваться некоторыми методическими приемами. Рассмотримиспользование этих приемовна примере сказки Е.А.Пермяка ©Волшебные краскиª1.Чтение воспитателем сказки с последующей беседой о ней;Беседа проводится с целью выяснения правильности осмысления ребенком содержания произведения. Содержание беседы выдержано в определенной последовательности, чтобы детям было легче запомнить содержание произведения. Беседу можно начать с вопросов, на определение знаний ребенка о героях произведения. В данном случае о сказочном волшебнике:

Ты знаешь кто такой Дед Мороз?Почему у него такое имя?

Как он выглядит?

Во чтоодет?

Где он живет?

Что делает волшебник в новогоднюю ночь?Затем можно перейти к вопросам по сюжету сказки:

Что подарил Дед Мороз мальчику?

Почему волшебник подари подарок именно этому мальчику?

Что такое ©добротаª?

Почему краски называются ©волшебнымиª?

Что делал мальчик, чтобы научиться красиворисовать?

Как тысчитаешь, какие качества помогли мальчику научиться рисовать?Можно привлечь детей к языку произведения:

Как вы понимаете слова автора ©безутешно плакалª?Почему автор использовал эти слова в тексте?

Почему автор называет ноги лошади ©проволочнымиª?2.Чтениеили рассказывание наизустьсказки педагогом, а затем повторение наиболее важных фраз хором;3.Пересказ произведения по цепочке: каждый ребенок пересказывает определенный отрывок 4.Пересказ произведения, при котором педагог начинает предложение, а ребенок заканчивает;Например, ©Один раз в сто лет…ª, ©Эти краски Дед Мороз…ª, ©Мальчик нарисовал бабушке …ª, ©Мальчик рисовал…ª5.Воспроизведение текста сказки детьми с подсказкой слов (Дед Мороз, краски, мальчик, нарисовал, бабушка, мама и другие) воспитателем или наводящими вопросами (Как и почему Дед Мороз дарил детям краски? Почему краски называли волшебными? Что чувствовал мальчик, когда научился рисовать?), при этом дети используют в речи только литературный язык;6.Оценка педагогом услышанного пересказа ребенкас последующим исправлением недочетов. При оценке пересказа ребенка педагог обращает внимание на полнотуизложения, выделяет самостоятельность, использование различных интонаций и темпа речи.Воспитатель может использовать похвалу, выделяя положительные стороны пересказа ребенка, также отметив некоторые недостатки, если они присутствуют.7.Привлечение других детей к оценке. Дети оценивают рассказы, отмечая, например, отчетливо ли сказаны фразы, выразительно ли пересказывали, полно ли раскрыто содержание произведения, передана ли главная мысль сказки и т.д.

8.Использование плана пересказа. Для того, чтобы создать план, нужно предложить детям вопросы, показывающие отдельные смысловые отрывки произведения, а затем план формируется в виде указаний:

Сначала расскажите, почему Деду Морозу бывает трудно выбрать ребенка, которому он подарит краски?

Затем расскажите, что делал мальчик с ©волшебными краскамиª?

Не забудьте рассказать о том, как мальчик добился того, что начал радовать людей своими картинами?9.Использование в качестве дополнительного средства иллюстраций ксказкеОни помогутвспомнить детям последовательность сюжета. К сказке ©Волшебные краскиª представлены две иллюстрации. На первой изображен мальчик в момент неудачи, а на второй –он уже научился рисовать и дарить людям добро через рисунок.Можно использовать иллюстрации, схожие по тематике с изучаемым произведением.

10.Использование пространственной модели в качестве плана для пересказа. Модель состоит из несколько рисунков, связанных между собой последовательно по ходу сюжета. Эти рисунки выполняются детьми самостоятельно.Например, на отдельных картинках могут быть изображены Дед Мороз, ©волшебные краскиª, ©мальчик с краскамиª, ©рисунки мальчикаª, ©мальчик расстроилсяª, ©новая коробка с краскамиª, ©мальчик рисует картиныª, ©люди улыбаютсяª; можно использовать не только реалистичные, но и символические изображения, например, с помощью геометрических фигур[6].11.Использование указаний:

Подумайте, с чего вы начнете свой рассказ?

Вспомните и представьте главных героев сказки

Подумайте, как вы будете рассказывать

Итак, обучая детей пересказу, прежде всего, можно использовать вышеизложенные приемы. При пересказе развивается умение слушатьи понимать литературный текст, обогащается речь детей, улучшается ее структура, развиваются выразительность речи, ясностьчеткостьпроизношения. Занятиепо пересказу сказки ©Волшебные краскиª может иметь следующую структуру:Вводная часть.

Ее целью является подготовитьдетей к восприятию произведения, заинтересовать, воспитателем создается определенный настрой на восприятие сказки.Детям дают учебную задачу: научиться перерабатывать текст, чтобы научиться правильно говорить. Здесь может помочь рассматривание иллюстраций и картин, также можно использовать загадки, небольшие стихотворения.Основнаячасть.

Первичное чтение художественного произведения без установки на запоминание. Педагог рассказывает сказку, интонационно выделяя диалогидействующих лиц, помогаядетям тем самымопределить свое отношение к событиям сказки, к действующим героям. Беседа по содержанию произведения. Задавая дошкольникам вопросы по только что прочитанному, педагог помогает им не только вспомнить, но и осмыслить текст. Беседа закрепляет полноту восприятия ребенкомлитературного произведения.Повторное чтение произведения с установкой на запоминание.Пересказ сказки детьми, используяхудожественные слова текста. В случае неудачной замены ребенком того или иного слова, воспитатель использует подсказ.Заключительная часть занятия. На этом этапе целесообразноиспользовать игрудраматизациюдетей.В зависимости от уровня умений детей, от того, известно ли это произведение детям или нет, построение занятияможет меняться. Таким образом,обучая детей пересказу художественных произведений, а главным образом сказок, нужно строить занятие согласно структуре, которая облегчает не только восприятие детям сказки, но и помогает воспитателям добиться поставленной цели занятия.Таким образом, сказки являются действенным средством воспитания и развития ребенка.Пересказ положительно влияет на связность детской речи. Дети усваивают образцы литературного языка, способы описания предметов и явлений, появляется интерес к языку, формируется художественный вкус, упражняются в выразительностиречи. Умение пересказывать произведение дети приобретают благодаря систематическим занятиям по пересказу сказок и других произведений. Сказки помогают ребенку осознать целостность сюжета, развивают выразительность речи, дают возможность использовать художественный язык. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинают с чуткостью относиться к настроению близких и окружающих их людей. Это является основой воспитания отзывчивого, честного,умеющего сопереживать человека.

Ссылка на источники1.

Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.–СПб.:Тип. М.О.Вольфа, 18631866. (1 т.)–396 с.2.АлексееваМ.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. –М.:Изд. центр ©Академияª, 1998. –399с.3. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова / Под ред. Д.Н.Ушакова. –М.: Гос. инт ©Сов. энцикл.ª; ОГИЗ; Гос. издво иностр. и нац. слов., 19351940. (4 т.)4. КоротковаЭ.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. –М.: Просвещение, 1982.–174с.5.Радуга: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (проект) /С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, Е.А. Екжанова. –М., 2014. –232 с.6. АлексееваМ.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. –М.: Изд. центр ©Академияª, 1998. –399с.5. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. –М.: Просвещение, 1984. –223 с.

7. ПермякЕ.А. Дедушкина копилка. –М.: Изд.дом ©Молодая гвардияª,1964. –121 с.