Показатели и методики диагностики психологического здоровья дошкольников с нарушением зрения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лебедев А. П. Показатели и методики диагностики психологического здоровья дошкольников с нарушением зрения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3241–3245. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86684.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме психологического здоровья детей дошкольного возраста, рассматривается специфика показателей психологического здоровья и выбора методик для их диагностики. Приводятся результаты исследования трёх показателей психологического здоровья среди дошкольников с нарушением зрения и с нормативным развитием.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лебедев Александр Петрович,Студент 4 курса Костромского Государственного Университета им. Н.А.Некрасова, кафедра специальной педагогики и психологии, Костромаmr.alexandrlebedev@mail.ru

Показатели и методики диагностики психологическогоздоровьядошкольников с нарушением зрения

Аннотация.Статья посвящена проблеме психологического здоровья детей дошкольного возраста, рассматривается специфика показателей психологического здоровья и выбора методик для их диагностики.Приводятся результаты исследования трёх показателей психологического здоровья среди дошкольников с нарушением зрения и с нормативным развитием.Ключевые слова:психологическое здоровье, показатели, методики диагностики, дошкольники с нарушением зрения.

В настоящее время положение о необходимости всестороннего развития и укрепления здоровья дошкольников является общепринятым. Приходится признать, что такая сложная область, как психологическое здоровье дошкольников на данном этапе крайне мало разработана как теоретически, так и практически –на данный момент не создано эффективных методов диагностики, коррекции и профилактики психологического здоровья. Это в двойне справедливо в отношении психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Проблема психологического здоровья как части полноценного функционирования человека зародилась в теориях личности начала 20 века, и получила своё развитие в трудах психологов гуманистического направления (К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Развивая эту тему, разные исследователи использовали разные определения полноценного функционирования. Среди них «Psychologicalhealth», «Selfactualization» Гуманистическое направление и д.р.; «Mentalhealth» (психическое здоровье) –ВОЗ [5] и др.; «Psychologicalwellbeing» (психологическое благополучие) Кэрол Рифф (RyffC.) [11] и др.; Кроме того используются такие термины как «MentalWellness», «EmotionalWellness», «Emotionalwellbeing» и др.В отечественной психологии наряду с психологическимздоровьем используются такие термины как психическое здоровье, личностное, социальное, ментальное, нравственное, эмоциональное здоровье; психологическое, социальное, душевное и духовное благополучие; психологическая зрелость, самоактуализация, личностный рост и др.Тем не менее, из всех вышеперечисленных терминов данное исследование отдаёт предпочтение «психологическому здоровью». «Психологическое здоровье» выполняет интегративную функцию, являясь более широким понятием, заключает в себе и личностное и социальное, и эмоциональное здоровье. Также и упомянутые виды благополучия можно отнести в более широкую сферу здоровья.Для эффективной диагностики психологического здоровья необходимо следовать определённым правилам выбора показателей психологического здоровья и методик для их исследования. На данный момент крайне мало создано методик, направленных на диагностику психологического здоровья, особенно у детей дошкольного возраста. Это приводит к необходимости использовать неспецифические методики, изначально направленные на диагностику других психологических конструктов, однако интегративная природа психологического здоровья облегчает эту задачу и делает возможным использование методик не направленных изначально на диагностику психологического здоровья.Оригинальные подходы к выбору показателей психологического здоровья и методик для их изучения можно найти в исследованиях А.В. Козлова [1,2], М.В. Хватовой [6,7,8], В.А. Куковской, И.А Урбанович [3], Ж.А. Левшуновой [4], О.В. Хухлаевой [9,10].В данном исследовании психологического здоровья дошкольников использовались следующие показатели: социальная адаптация, эмоциональное благополучие, саморегуляция. Эти показатели были выбраны, как наиболее подходящие для изучения психологического здоровья дошкольников.Исследование проводилось с декабря 2014 по декабрь 2015 года на базе детских садов №44 и №36г.Кострома. В исследовании принимали участие 26ребёнка подготовительной группы, из них 12детейиз общеобразовательной группы и 14детейиз группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. В общей выборке участвовали 13мальчиков и 13девочек. В выборке детей с нарушением зрения участвовали 7мальчика и 7девочек. Средний возраст составляет 6 лет 6 месяцев.Исследовались такие показатели как: социальная адаптация, эмоциональное благополучие и саморегуляция. Для исследования социальной адаптации применялись следующие методики: модифицированная карта наблюдений Д. Стотта (Т.В. Дорожевец), методика «Дерево» (автор Д. Лампен, в адаптации Л.Д. Пономаренко), опросник «Сильные стороны трудности» (автор Р. Гудман, в адаптации Е.Р. Слободской). В исследовании эмоционального благополучия использовалась методика«Домики» (автор О.А. Орехова). Для исследования саморегуляции была применена методика "Шкала рейтингаСтреляу". Также использовалась методика «Лист оценивания психологического здоровья ребёнка педагогом».На основе результатов методики «Лист оценивания психологического здоровья ребёнка педагогом»(О.В. Хухлаева)выборка была разделена на три группы: группа здоровья(n=10), группа риска(n=6), группа нарушенияпсихологическогоздоровья(n=10). С помощью остальных методик диагностического блока была дана качественная характеристика психологического здоровья детей данных групп, а также описана специфика психологического здоровья детей с нарушением зрения.Для установления различий по результатам методики «Лист оценивания психологического здоровья педагогом» использовался U–критерий Манна –Уитни. Итоговые результаты методикипоказывают более высокий уровень психологического здоровья среди детей с нормативным развитием, чем у детейс нарушением зрения (U= 45,5, p≤0.05).

Используя модификациюметодики О.В. Хухлаевой

«Лист оценивания психологического здоровьяребёнка педагогом» Е.В. Куфтяк, были выделены вопросы отражающие состояние эмоциональной, личностной и социальной сферы.В личностной сфере результаты детей с нормативным развитием были лучше, чем у детей с нарушением зрения (U= 40, p≤0.05).В социальной сфере дети с нормативным развитием также были более успешны, чем их сверстники с нарушением зрения (U= 40,5, p≤0.05).В эмоциональной сфере значимых различий зафиксировано не было.У детей с нарушением зрения наблюдаются трудности в личностной и социальной сферах, которые, скорее всего, вызваны влиянием нарушения зрения на их социальное и личностное развитие. В результате это оказывает негативное влияние на их общее состояние психологического здоровья. Дети данной группыслабо устойчивы к нарушениям психологического здоровья.Большинство детей с нарушением зрения попали в группу риска и нарушения психологического здоровья, чтотак жеговорит о негативном влиянии нарушения зрения на психологическое здоровье детей дошкольного возраста.Между группами психологического здоровьябыли получены значимые различия (табл. 1).Исходя из этого, можно сделать вывод, что в данные группы отнесены дети, которые действительно отличаются по уровню сохранности психологического здоровья, в группу здоровья отнесены дети с наиболее сохранным психологическим здоровьем.Схожие результаты получены при сравнении личностной, социальной и эмоциональной сфер психологического здоровья в данных группах.Таблица 1Общие результаты листа оценивания психологического здоровья

Группа здоровья(n=10)Группа риска(n=6)Группа риска(n=6)U=0.5,р≤0,01

Группа Нарушения здоровья(n=10)U=0,р≤0,01U=0.5,р≤0,01

Согласно модифицированной карте наблюдений Д. Стотта дети из группы нарушения психологического здоровья более инфантильны, нежели их сверстники из группысохранногопсихологического здоровья (U=22,р≤0,05).Методика ССТ показывает, что у дошкольников с нарушением зрения ярко выражены, по сравнению со сверстниками с нормативным развитием, такие симптомокомплексы как просоциальное поведение (U=39,р≤0,05), гиперактивность (U=28,р≤0,01), эмоциональные проблемы(U=17,р≤0,01), проблемы со сверстниками (U=12,р≤0,01) проблемы с поведением (U=7.5,р≤0,01).Гиперактивность детей связана с трудностями саморегуляции и управления своим поведением,которые характерны для части детей, имеющих нарушения психологического здоровья. Эмоциональные проблемы также являются частью симптоматики нарушения психологического здоровья.Проблемы со сверстниками и с поведением можно назвать частью более общей проблемы социальной адаптации. Это скорее последствия, в которых проявляются дисбаланс в личностной, эмоциональной сфере, и возможности регуляции своего поведения.Результаты методики «Дерево» отражены в таблице 2. У детей с нормативным развитиемв реальномположенииболее выражены, по сравнению с детьми с нарушением зрения, такие установки, как «установка на преодоление препятствий», «Отстранённость, замкнутость, тревожность», и «завышенная самооценка, установка на лидерство».У детей с нарушением зрения в реальной позиции более выражена, по сравнению с детьми с нормативным развитием была позиция «комфортное состояние, нормальная адаптация». В идеальном положении у детей с нормативным развитием более ярко, относительно детей с нарушением зрения, были выражены следующие позиции: «отстранённость, замкнутость, тревожность», «устойчивость положения», «мотивация на развлечение». У детей с нарушением зрения более ярко в данной позиции проявились такие установки как «установка на преодоление препятствий», «завышенная самооценка, установка на лидерство», «поддержка другого».

Таблица 2Предпочтение детей в выборе своего положения:реального и идеального, %Положение Характеристика позицииДети с нормативным развитием(n=12)Дети с нарушением зрения(n=15)



Реальное положениеУстановка на преодоление препятствий3320Общительность, дружеская поддержка00Устойчивость положения1212Мотивация на развлечение1212Отстранённость, замкнутость, тревожность257Комфортное состояние, нормальное адаптация833Завышенная самооценка, установка на лидерство257Поддержка другого1212Потребность в поддержке окружающих00



Идеальное положениеУстановка на преодоление препятствий1733Общительность, дружеская поддержка1720Устойчивость положения80Мотивация на развлечение170Отстранённость, замкнутость, тревожность2514Комфортное состояние, нормальное адаптация87Завышенная самооценка, установка на лидерство07Поддержка другого013Потребность в поддержке окружающих1212

Методика «Домики» выявляет следующие особенности эмоциональной сферыдетей исследуемых групп: у половины дошкольников с нарушением зрения преобладает отрицательное эмоциональное состояние.У дошкольников с нормативным развитием преобладает нормальное эмоциональное состояние.

У значительной части детей с нарушением зрения зафиксировано компенсируемое состояние усталости, также среди них есть дети с перевозбуждением, в отличии от детей с нормативным развитием, у которых преобладало состояние оптимальной работоспособности.

Методика «Шкала рейтинга Стреляу»говорит о лучших показателях саморегуляции среди детей с нормативным развитием, нежели среди детей с нарушением зрения (U = 38, р≤0,05).У детей с нарушением зрения замечены трудности в таких сферах как реакция на удачи и неудачи, степень инициативности в работе с кемто, отношение к выполнению заданий, требующих значительные усилия, выполнении независимых, ответственных функций.

Выводы

Результаты исследования говорят о том, что показатели психологического здоровья дошкольников с нарушением в целом ниже, чем показатели дошкольников группы условной нормы. Из этого следует, что нарушение зрения является фактором риска нарушения психологического здоровья. Механизмы данного процесса требуют изучения.

Ссылки на источники1. Козлов А.В. Методика диагностики психологического здоровья // Перспективы науки и образования. 2014. № 6 (12). С. 1101172. Козлов А.В. Структура психологического здоровья: психосемантический подход // Вестник Харьковского национального университета. 2011. № 937. С. 1301333. Куковская В.А., Урбанович И.А. и др. Критерии и методы оценки психологического здоровья детей дошкольного возраста // успехи современного естествознания. №10. 20084. Левшунова Ж.А. Взаимосвязь эмоциональной устойчивости и психологического благополучия у старшеклассников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. №3425. Психическое здоровье. Информационный бюллетень №220. Август 2014 // [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения [сайт]. URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs220/ru/ (дата обращения 18.10.15)6. Хватова М.В. Психологические факторы развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодёжи // Вестник ТГУ. 2011. №8 (100). С. 131137] с. 132.7. Хватова М.В., Дьячкова Е.С. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов // Психологическая наука и образование. 2006. №3. С. 72888. Хватова М.В., Трунов А.Ю. Эмоциональная рефлексия и эффективная ориентация во времени как показатели психологического здоровья (на примере работников локомотивных бригад) // Вестник тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. №1.С. 1561639. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 176 с.10. Хухлаева О.В. Классификация нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс] //Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №5. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n5/Khuhlaeva.shtml (дата обращения: 11.11.2014)11. Ryff C.D. Psychological wellbeing // Encyclopedia of gerontology: age, aging, and the aged. Vol. 2. SanDiego, –1996