О хронотопе рассказов Татьяны Толстой
Выпуск:
ART 86683
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Янкаускас
Е.
С. О хронотопе рассказов Татьяны Толстой // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
3236–3240. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86683.htm.
Аннотация. В статье анализируются образы пространства и времени в малой прозе Татьяны Толстой и особенности хронотопа ее рассказов. Большое внимание уделяется взаимоотношениям пространственно-временных образов в ее рассказах. В статье определены варианты функционирования моделей хронотопа в текстах рассказов и основные сложности в их определении.
Похожие статьи
Текст статьи
Янкаускас Елена Сергеевна,соискатель кафедры всемирной литературы Луганского государственного университета им.Тараса Шевченко, г.Луганскulzula@mail.ru
О хронотоперассказовТатьяны Толстой
Аннотация.В статье анализируются образы пространства и времени в малой прозе Татьяны Толстой и особенности хронотопа ее рассказов. Большое внимание уделяется взаимоотношениям пространственновременных образов в ее рассказах. В статье определены варианты функционирования моделей хронотопа в текстах рассказов и основные сложностив их определении.Ключевые слова:время, пространство, хронотоп, женская проза, конкретный образ, абстрактный образ.
Рассказы Татьяны Толстой –яркое и заметное явление в литературе конца XXначала XXI столетий. Понятные темы и проблемы, поднятые автором, тонкая ирония на разных уровнях текста, изысканные метафоры, умелое сочетание пространственновременных образов и ©вневременныеª герои –отличительные особенности ее прозы, которыене позволяют остатьсяравнодушнымк ее произведениям. человека(героя), и сюжет. Ученый отмечал, что ведущим в понятии хронотопа является категория времени, поскольку это ©преимущественная реализация времени в пространствеª[1; 399].Существует, по мнению Бахтина, только один хронотоп, в котором время отходит на второй план. Это хронотоп средневековых символических романоввидений. Современная литература далека от канонов средневекового романа, однако ©выключениеª времени здесь также нередко. Действие как будто происходит вне времени. Особенно это заметно в литературе женской. Быт и бытие героинь (героев) находятся в настолько сложных отношениях, что часто непонятно, где автор говорито вечном, а где –о насущном (для его героев). Г. А. Пушкарь считает, что хронотоп составляет основу женской гендерной картины мира. Более того, ссылаясь на статью Е.Гощило, она говорит о том, что в 1980х годах появились новые хронотопы, символизирующие деградацию большого стиля. И хотя о локальных хронотопах, которые подчиняются главным в произведении, и о том, что каждый мотив в произведении может иметь свой хронотоп, говорил еще М.Бахтин, именно этот факт и делает задачу выявления хронотопов в современной женской прозе совсем нелегкой.Однако, прежде чем анализировать хронотопы в малой прозе Татьяны Толстой, необходимо обозначиться с пространственновременными образами в её рассказах. Пространственные образы можно условно поделить на конкретныеи абстрактные, некоторые из которых, в свою очередь, соотносятся между собой, являясь конкретным выражением абстрактного понятия(например, конкретный образ дачи наблюдаем через призму воспоминания персонажа).К конкретнымотносим город, квартира, дача, больница, дорога (кольцевая), лес (сад), диван (кровать). Абстрактныеобразы, характерные для произведений автора, –круг (встречается как в названии сборника, рассказа, так и в некоторых других образах), пространства памяти, Мечты, сна, фантазии.Время в рассказах представлено как прямым указанием на время суток или периоды жизни человека, так и косвенными указаниями на течение времени (©Я ждалаждала…ª, ©когда знак Зодиака менялся на Скорпиона…ª, ©Жил человек –и нет егоª и т.д.). Время в рассказах Татьяны Толстой жестокое, беспощадное, но как будто живое и мудрое существо. Более того, она убеждена, что этот факт не требует подтверждений: ©… Ада Адольфовна не оченьто разговорчива, ну и, кроме того, как уже говорилось, время!Время все съелоª [6; 5]. Особенно часто такая трактовка наблюдается в рассказах, где главными героинями выступают пожилые женщины, но и в других рассказах время (особенно связанное со сменой дня и ночи) ©оживаетª с помощью олицетворения: ©… ночь дует в спящее лицо…[6; 388 ], ©… утро прыщет в окно;… захлопнулись воротаночного царстваª [6; 140]. Названия рассказов, в которых содержитсянамек на время (суток, года, жизни и т.д.) скорее указывают на мироощущение их героев: для Алексея Петровича вся его жизнь –ночь. ©У Алексея Петровича свой мир –в голове, настоящий. Там все можно. А этот, снаружи –дурной, неправильныйª. [6;144]В рассказе ©Сомнамбула в туманеª также превалирует ночное, темное видение мира. Сомнамбулизм –это третья форма гипноза, особое психическое состояние человека, при котором он может двигаться, находясь при этом в состоянии сна. По мнению автора, в таком состоянии находится большинство людей. Они идут как бы по инерции, не понимая и не видя на самом деле, куда и зачем они идут. Образ ночи, заложенный в само понятие ©сомнамбулаª, усиливается образом тумана, который еще больше препятствует четкому видению предметов и форм.Ночь для Татьяны Толстой время особенное. Она скрывает все и в то же время позволяет существовать параллельному миру теней, которые так напоминают её герои (©есть человек –и нет егоª).Не случайно именно это время суток вынесено в название одногоиз её рассказов и дало название целому сборнику. Еще одна стихия очень часто упоминается автором ночью. Это ветер: ©По ночам Ленинград продувает весна. Ветер речной, ветер садовый, ветер каменный сталкиваются, взвихриваются и, соединившись в могучем напоре, несутся в пустых желобах улиц, разбивают в ночном звоне стекла чердаков, вздымают бессильные рукава белья, сохнущего между стропил…ª[6;189]; ©Ночью поднимается ветер, пролетает над бушующим пустынным озером, и набрав водяной пыли и гула безлюдных просторов, срывает с крыши железный лист и, прогромыхав им, швыряет в садª [6; 210]; ©… и ветхое её жилище развеет ночной ветерª [6; 224]. Ветер уникальное сочетание пространства и времени в одном образе. Особенно четко это видно на первом примере: тут образ города (пространства) создается тремя ветрами –речным (Нева), садовым (парки и приусадебные участки жителей),каменным (стены городских домов). В то же время ветер – стихия очень стремительная, она часто приносит перемены, что само по себе уже больше соотносится с понятием времени. Автор, таким образом, использует образ ветра длясмены настроения в рассказе или как способ соединения прошлого и настоящего: ©… Женечка говорит: ©Вот помню…ª […] и Женечкины слова перебиваются ветром; я вижу, как шевелятся её губы, как тянется её наивный любящий взгляд; ветер подхватываетЖенечку, и звездами сыплются с неба годы, и, упав в жадную землю, прорастают чертополохом, лебедой и пыреем…ª [6; 216]. Однако рядом со значением ©переменыª, которое часто ассоциируется с ветром, стоит упомянуть и об оттенке безвозвратности таких перемен, а отсюда и безысходности: ©…неправда, никто не приедет, некому приехать, её больше нет, она стала тенью, и ветхое её жилище развеет ночной ветерª [6;224]. Образ земли уТатьяны Толстой как таковой отсутствует. Вместо него есть образы, которые можно отнести к пространственным и которые расположены на земле и связаны с её функцией плодородности. Это образы дома (дачи), сада (леса), дороги (незначительно). Стихия огня тоже упоминается вскользь (в названиях рассказов ©Пламень небесныйª, ©Огонь и пыльª, а также с чисто практической целью –освещать в темноте). Стихия воды находит свое отражение и в таких инвариантах как дождь, река, озеро. У Татьяны Толстой стихия воды в разных её проявлениях часто сопровождает неприятные события или связана с ними: в озере по слухам якобы утонула девочка, гроза шла в момент смерти де душкив рассказе©Свидание с птицейª, во сне Наташе из рассказа ©Вышел месяц из туманаª не удается в очередной раз понять чтотоглавное и ©глухая вода сомкнулась…ª [6;159].Действие в рассказах Татьяны Толстой часто происходит в жилых помещениях или какимто образом привязано к ним (квартиры, чащекоммунальные, дача, больница). Это не только пространство, на котором происходит действие многих рассказов, это еще и способ характеристики персонажей и наличие собственного жилья часто превозносит его владельца над другими людьми. Среди пространственных образов в рассказах Татьяны Толстой заметное место занимают дача и сад. Эти образы объединяют рассказы о детстве: ©Самая любимаяª, ©На золотом крыльце сидели…ª, ©Свидание с птицейª, а также рассказ ©Пламень небесныйª и, как правило, сосуществуют вместе. Как вариант, вместо сада может упоминаться лес (©Пламень небесныйª). М.С.Галина в статье ©Деструктивные начала в женской прозеª указывает на то, что сад встречается в женской прозе гораздо чаще, чем лес, хотя наравне с водой считается символом потустороннего мира. ©Возможно, причина в том, что лес по сути своей не является женским символом –удаление в лес и последующее возвращение во многих культурах использовалось именно для мужской инициации; […]Сад, пространство не столько окультуренное, сколько плодоносящее, кажется в этом смысле женственней и безопасней он, как и вода, является призрачным убежищем от невыносимого настоящего … ª[3;178].Принимая во внимание образы пространства и времени, вернемся к особенностям хронотопа в рассказах Татьяны Толстой. М. Бахтинсчитал, что и временне,и пространственные отношения всегда эмоционально, ценностно окрашены.Одним из главных хронотопов можно назватьхронотоп города (чаще всего–Петербурга). Хронотопы квартиры, дачи сада могут быть вспомогательными, а могут быть также главными, если картина мира ограничивается этими образами. Наглядным примером этому может быть рассказ ©Сомнамбула в туманеª, где жизнь главного героя ограничивается не просто квартирой (своей или любовницы), а сужается до одного дивана, с которого он может видеть карту мира, висящую у него над головой. Так же и объективная реальность детей ограничивается территорией дачных участков, своих и соседских (©Свидание с птицейª, ©Самая любимаяª, ©На золотом крыльце сиделиª).Помимо реальных хронотопов города, квартиры и т.п. можно говорить и о хронотопах сна, памяти, которые идут ©параллельноª с ними, имея свои пространственные и временные образы (часто та же квартира, но в другое время).
Будучи реальной (для них самих) частью жизни героев, пространство сна или воспоминаний в объективной реальности рассказчика воплощается в конкретный предмет, связывающий два эти мира (например, письма и альбом с фотографиями Шуры (©Милая Шураª), эмалевый голубокброшь Сони (©Соняª), шапка, спасшая жизнь мальчику Сергею во время войны ©Спи спокойно, сынокª). Такое внимание к деталям, наделение вещей особым смыслом является одной из отличительных черт прозы Татьяны Толстой и еще больше стирают грани между этими двумя реальностями. Выводы Отобразить взаимоотношения основных пространственновременных образов рассказов Татьяны Толстой можно в следующих схемах: 1.
время повествования герой из ©настоящегоª обращается к ©прошломуª при помощи своих воспоминаний, а потом снова возвращается в ©настоящееª: ©Кругª, ©Милая Шураª, ©Самая любимаяª, ©Спи спокойно, сынокª. 2. В некоторых рассказах время ©условноª настоящее;т.е.показаны ситуации из жизни героев, которые происходят в ихнастоящем, поэтому воспринимаются читателем также в настоящем; часто рассказ является историей жизнигероев, описанной также в настоящем времени: ©Петерсª, ©Ночьª, ©Огонь и пыльª. Сюда же можно отнести и автобиографические рассказы, в которых переданыпереживания автора в определенный момент жизни.
3. Группа рассказов,в которых есть ключевое событие, делящее жизнь героев на периоды.
©Белый листª (событие операция);©Соняª (событие –письморозыгрыш); ©Река Оккервильª (встреча с певицей Верой Васильевной); ©Охота на мамонтаª (встреча с мужчиной); ©Поэт и музаª (встреча с мужчиной).Татьяна Толстая широко использует пространственновременные возможности воспоминаний и мечты: при помощи первого приема персонажи отправляются в прошлое, при помощи второго –в будущее. Еще один вариант узнавания о прошлом –©справкаªот рассказчика. Будущее время (событие) предполагается читателем из того, что рассказчик уже знает или о чем мечтает (синтетическое время в рассказах).Сон –еще одна форма реальности для героев Толстой. В целом,затруднения в определениях особенностей хронотопав творчестве Татьяны Толстойвозникаютпрежде всего, изза отношенийавторрассказчикперсонаж,посколькудалеконевсегдаавтор является рассказчиком, от имени которого ведется повествование. В связи с этим появляются авторские отступления, которые принимают форму ©потока сознанияª, деформируют общую сюжетную линию ©сбиваютª, если таковая имеется, и значительно усложняют рассмотрение хронотопа.
Ссылки на источники1. Бахтин М. М.. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике.// БахтинМ.М. Вопросы литературы и эстетики. —М.: Худож. лит., 1975. —С.234407.
2. БеззубцевКондаков А. Наш человек в коммуналке.// Урал. –2005, № 10. –с. 231243. 3. Галина М. С. Деструктивные начала в женской прозе.// Общественные науки и современность. № 5, 2005. –с.173181.
ДО
ПОСЛЕ4. Кубрякова Е.С. Категоризация мира: пространство и время (вступительное слово) /Е.С. Кубрякова. // Категоризация мира: пространство и время : материалы науч. конференции. М.: ДиалогМГУ, 1997(1). С. 314. 5. Пушкарь Г. А. Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект (на материале рассказов Т.Толстой, Л.Петрушевской, Л.Улицкой). // Диссертацияна соискание ученой степени кандидата филологических наук. –Ставрополь, 2007. –234 с. 6. Толстая Т. Н. Ночь. –М.: Эксмо, 2007. –416 с.
О хронотоперассказовТатьяны Толстой
Аннотация.В статье анализируются образы пространства и времени в малой прозе Татьяны Толстой и особенности хронотопа ее рассказов. Большое внимание уделяется взаимоотношениям пространственновременных образов в ее рассказах. В статье определены варианты функционирования моделей хронотопа в текстах рассказов и основные сложностив их определении.Ключевые слова:время, пространство, хронотоп, женская проза, конкретный образ, абстрактный образ.
Рассказы Татьяны Толстой –яркое и заметное явление в литературе конца XXначала XXI столетий. Понятные темы и проблемы, поднятые автором, тонкая ирония на разных уровнях текста, изысканные метафоры, умелое сочетание пространственновременных образов и ©вневременныеª герои –отличительные особенности ее прозы, которыене позволяют остатьсяравнодушнымк ее произведениям. человека(героя), и сюжет. Ученый отмечал, что ведущим в понятии хронотопа является категория времени, поскольку это ©преимущественная реализация времени в пространствеª[1; 399].Существует, по мнению Бахтина, только один хронотоп, в котором время отходит на второй план. Это хронотоп средневековых символических романоввидений. Современная литература далека от канонов средневекового романа, однако ©выключениеª времени здесь также нередко. Действие как будто происходит вне времени. Особенно это заметно в литературе женской. Быт и бытие героинь (героев) находятся в настолько сложных отношениях, что часто непонятно, где автор говорито вечном, а где –о насущном (для его героев). Г. А. Пушкарь считает, что хронотоп составляет основу женской гендерной картины мира. Более того, ссылаясь на статью Е.Гощило, она говорит о том, что в 1980х годах появились новые хронотопы, символизирующие деградацию большого стиля. И хотя о локальных хронотопах, которые подчиняются главным в произведении, и о том, что каждый мотив в произведении может иметь свой хронотоп, говорил еще М.Бахтин, именно этот факт и делает задачу выявления хронотопов в современной женской прозе совсем нелегкой.Однако, прежде чем анализировать хронотопы в малой прозе Татьяны Толстой, необходимо обозначиться с пространственновременными образами в её рассказах. Пространственные образы можно условно поделить на конкретныеи абстрактные, некоторые из которых, в свою очередь, соотносятся между собой, являясь конкретным выражением абстрактного понятия(например, конкретный образ дачи наблюдаем через призму воспоминания персонажа).К конкретнымотносим город, квартира, дача, больница, дорога (кольцевая), лес (сад), диван (кровать). Абстрактныеобразы, характерные для произведений автора, –круг (встречается как в названии сборника, рассказа, так и в некоторых других образах), пространства памяти, Мечты, сна, фантазии.Время в рассказах представлено как прямым указанием на время суток или периоды жизни человека, так и косвенными указаниями на течение времени (©Я ждалаждала…ª, ©когда знак Зодиака менялся на Скорпиона…ª, ©Жил человек –и нет егоª и т.д.). Время в рассказах Татьяны Толстой жестокое, беспощадное, но как будто живое и мудрое существо. Более того, она убеждена, что этот факт не требует подтверждений: ©… Ада Адольфовна не оченьто разговорчива, ну и, кроме того, как уже говорилось, время!Время все съелоª [6; 5]. Особенно часто такая трактовка наблюдается в рассказах, где главными героинями выступают пожилые женщины, но и в других рассказах время (особенно связанное со сменой дня и ночи) ©оживаетª с помощью олицетворения: ©… ночь дует в спящее лицо…[6; 388 ], ©… утро прыщет в окно;… захлопнулись воротаночного царстваª [6; 140]. Названия рассказов, в которых содержитсянамек на время (суток, года, жизни и т.д.) скорее указывают на мироощущение их героев: для Алексея Петровича вся его жизнь –ночь. ©У Алексея Петровича свой мир –в голове, настоящий. Там все можно. А этот, снаружи –дурной, неправильныйª. [6;144]В рассказе ©Сомнамбула в туманеª также превалирует ночное, темное видение мира. Сомнамбулизм –это третья форма гипноза, особое психическое состояние человека, при котором он может двигаться, находясь при этом в состоянии сна. По мнению автора, в таком состоянии находится большинство людей. Они идут как бы по инерции, не понимая и не видя на самом деле, куда и зачем они идут. Образ ночи, заложенный в само понятие ©сомнамбулаª, усиливается образом тумана, который еще больше препятствует четкому видению предметов и форм.Ночь для Татьяны Толстой время особенное. Она скрывает все и в то же время позволяет существовать параллельному миру теней, которые так напоминают её герои (©есть человек –и нет егоª).Не случайно именно это время суток вынесено в название одногоиз её рассказов и дало название целому сборнику. Еще одна стихия очень часто упоминается автором ночью. Это ветер: ©По ночам Ленинград продувает весна. Ветер речной, ветер садовый, ветер каменный сталкиваются, взвихриваются и, соединившись в могучем напоре, несутся в пустых желобах улиц, разбивают в ночном звоне стекла чердаков, вздымают бессильные рукава белья, сохнущего между стропил…ª[6;189]; ©Ночью поднимается ветер, пролетает над бушующим пустынным озером, и набрав водяной пыли и гула безлюдных просторов, срывает с крыши железный лист и, прогромыхав им, швыряет в садª [6; 210]; ©… и ветхое её жилище развеет ночной ветерª [6; 224]. Ветер уникальное сочетание пространства и времени в одном образе. Особенно четко это видно на первом примере: тут образ города (пространства) создается тремя ветрами –речным (Нева), садовым (парки и приусадебные участки жителей),каменным (стены городских домов). В то же время ветер – стихия очень стремительная, она часто приносит перемены, что само по себе уже больше соотносится с понятием времени. Автор, таким образом, использует образ ветра длясмены настроения в рассказе или как способ соединения прошлого и настоящего: ©… Женечка говорит: ©Вот помню…ª […] и Женечкины слова перебиваются ветром; я вижу, как шевелятся её губы, как тянется её наивный любящий взгляд; ветер подхватываетЖенечку, и звездами сыплются с неба годы, и, упав в жадную землю, прорастают чертополохом, лебедой и пыреем…ª [6; 216]. Однако рядом со значением ©переменыª, которое часто ассоциируется с ветром, стоит упомянуть и об оттенке безвозвратности таких перемен, а отсюда и безысходности: ©…неправда, никто не приедет, некому приехать, её больше нет, она стала тенью, и ветхое её жилище развеет ночной ветерª [6;224]. Образ земли уТатьяны Толстой как таковой отсутствует. Вместо него есть образы, которые можно отнести к пространственным и которые расположены на земле и связаны с её функцией плодородности. Это образы дома (дачи), сада (леса), дороги (незначительно). Стихия огня тоже упоминается вскользь (в названиях рассказов ©Пламень небесныйª, ©Огонь и пыльª, а также с чисто практической целью –освещать в темноте). Стихия воды находит свое отражение и в таких инвариантах как дождь, река, озеро. У Татьяны Толстой стихия воды в разных её проявлениях часто сопровождает неприятные события или связана с ними: в озере по слухам якобы утонула девочка, гроза шла в момент смерти де душкив рассказе©Свидание с птицейª, во сне Наташе из рассказа ©Вышел месяц из туманаª не удается в очередной раз понять чтотоглавное и ©глухая вода сомкнулась…ª [6;159].Действие в рассказах Татьяны Толстой часто происходит в жилых помещениях или какимто образом привязано к ним (квартиры, чащекоммунальные, дача, больница). Это не только пространство, на котором происходит действие многих рассказов, это еще и способ характеристики персонажей и наличие собственного жилья часто превозносит его владельца над другими людьми. Среди пространственных образов в рассказах Татьяны Толстой заметное место занимают дача и сад. Эти образы объединяют рассказы о детстве: ©Самая любимаяª, ©На золотом крыльце сидели…ª, ©Свидание с птицейª, а также рассказ ©Пламень небесныйª и, как правило, сосуществуют вместе. Как вариант, вместо сада может упоминаться лес (©Пламень небесныйª). М.С.Галина в статье ©Деструктивные начала в женской прозеª указывает на то, что сад встречается в женской прозе гораздо чаще, чем лес, хотя наравне с водой считается символом потустороннего мира. ©Возможно, причина в том, что лес по сути своей не является женским символом –удаление в лес и последующее возвращение во многих культурах использовалось именно для мужской инициации; […]Сад, пространство не столько окультуренное, сколько плодоносящее, кажется в этом смысле женственней и безопасней он, как и вода, является призрачным убежищем от невыносимого настоящего … ª[3;178].Принимая во внимание образы пространства и времени, вернемся к особенностям хронотопа в рассказах Татьяны Толстой. М. Бахтинсчитал, что и временне,и пространственные отношения всегда эмоционально, ценностно окрашены.Одним из главных хронотопов можно назватьхронотоп города (чаще всего–Петербурга). Хронотопы квартиры, дачи сада могут быть вспомогательными, а могут быть также главными, если картина мира ограничивается этими образами. Наглядным примером этому может быть рассказ ©Сомнамбула в туманеª, где жизнь главного героя ограничивается не просто квартирой (своей или любовницы), а сужается до одного дивана, с которого он может видеть карту мира, висящую у него над головой. Так же и объективная реальность детей ограничивается территорией дачных участков, своих и соседских (©Свидание с птицейª, ©Самая любимаяª, ©На золотом крыльце сиделиª).Помимо реальных хронотопов города, квартиры и т.п. можно говорить и о хронотопах сна, памяти, которые идут ©параллельноª с ними, имея свои пространственные и временные образы (часто та же квартира, но в другое время).
Будучи реальной (для них самих) частью жизни героев, пространство сна или воспоминаний в объективной реальности рассказчика воплощается в конкретный предмет, связывающий два эти мира (например, письма и альбом с фотографиями Шуры (©Милая Шураª), эмалевый голубокброшь Сони (©Соняª), шапка, спасшая жизнь мальчику Сергею во время войны ©Спи спокойно, сынокª). Такое внимание к деталям, наделение вещей особым смыслом является одной из отличительных черт прозы Татьяны Толстой и еще больше стирают грани между этими двумя реальностями. Выводы Отобразить взаимоотношения основных пространственновременных образов рассказов Татьяны Толстой можно в следующих схемах: 1.
время повествования герой из ©настоящегоª обращается к ©прошломуª при помощи своих воспоминаний, а потом снова возвращается в ©настоящееª: ©Кругª, ©Милая Шураª, ©Самая любимаяª, ©Спи спокойно, сынокª. 2. В некоторых рассказах время ©условноª настоящее;т.е.показаны ситуации из жизни героев, которые происходят в ихнастоящем, поэтому воспринимаются читателем также в настоящем; часто рассказ является историей жизнигероев, описанной также в настоящем времени: ©Петерсª, ©Ночьª, ©Огонь и пыльª. Сюда же можно отнести и автобиографические рассказы, в которых переданыпереживания автора в определенный момент жизни.
3. Группа рассказов,в которых есть ключевое событие, делящее жизнь героев на периоды.
©Белый листª (событие операция);©Соняª (событие –письморозыгрыш); ©Река Оккервильª (встреча с певицей Верой Васильевной); ©Охота на мамонтаª (встреча с мужчиной); ©Поэт и музаª (встреча с мужчиной).Татьяна Толстая широко использует пространственновременные возможности воспоминаний и мечты: при помощи первого приема персонажи отправляются в прошлое, при помощи второго –в будущее. Еще один вариант узнавания о прошлом –©справкаªот рассказчика. Будущее время (событие) предполагается читателем из того, что рассказчик уже знает или о чем мечтает (синтетическое время в рассказах).Сон –еще одна форма реальности для героев Толстой. В целом,затруднения в определениях особенностей хронотопав творчестве Татьяны Толстойвозникаютпрежде всего, изза отношенийавторрассказчикперсонаж,посколькудалеконевсегдаавтор является рассказчиком, от имени которого ведется повествование. В связи с этим появляются авторские отступления, которые принимают форму ©потока сознанияª, деформируют общую сюжетную линию ©сбиваютª, если таковая имеется, и значительно усложняют рассмотрение хронотопа.
Ссылки на источники1. Бахтин М. М.. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике.// БахтинМ.М. Вопросы литературы и эстетики. —М.: Худож. лит., 1975. —С.234407.
2. БеззубцевКондаков А. Наш человек в коммуналке.// Урал. –2005, № 10. –с. 231243. 3. Галина М. С. Деструктивные начала в женской прозе.// Общественные науки и современность. № 5, 2005. –с.173181.
ДО
ПОСЛЕ4. Кубрякова Е.С. Категоризация мира: пространство и время (вступительное слово) /Е.С. Кубрякова. // Категоризация мира: пространство и время : материалы науч. конференции. М.: ДиалогМГУ, 1997(1). С. 314. 5. Пушкарь Г. А. Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект (на материале рассказов Т.Толстой, Л.Петрушевской, Л.Улицкой). // Диссертацияна соискание ученой степени кандидата филологических наук. –Ставрополь, 2007. –234 с. 6. Толстая Т. Н. Ночь. –М.: Эксмо, 2007. –416 с.