Совершенствование стратегии достижения конкурентного преимущества и развития производства на предприятии молочной промышленности Саратовской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бобрышева А. А. Совершенствование стратегии достижения конкурентного преимущества и развития производства на предприятии молочной промышленности Саратовской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3276–3280. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86691.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам стратегического управления и финансового планирования на предприятиях сферы АПК. Автор предлагает также в рамках стратегии достижения конкурентного преимущества и развития производства на предприятии по переработке молока внедрение программы автоматизированного управления и бюджетирования. Приведен расчет экономической эффективности и планируемые показатели финансовых результатов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бобрышева Алиса Алексеевна,Студентка 3 курса факультета экономики и менеджментаФГБОУ ВО «Саратовский государственный агарный университет», г.Саратовalisa.bobrysheva@yandex.ru

Научный руководитель ‬Юркова Марина Сергеевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВО «Саратовский государственный агарный университет имени Н.И. Вавилова», г.Саратовmarinamss@mail.ru

Совершенствование стратегии достижения конкурентного преимущества

и развития производства на предприятии молочной промышленности Саратовской области

Аннотация.Статья посвящена вопросам стратегического управления и финансового планирования на предприятиях сферы АПК.Автор предлагает также в рамках стратегии достижения конкурентного преимущества и развития производства на предприятии по переработке молока внедрение программы автоматизированного управления и бюджетирования.Приведен расчет экономической эффективности и планируемые показатели финансовых результатов.Ключевые слова: стратегическое управление, анализ конкурентной среды предприятия, конкурентные преимущества, молочная промышленность,финансовая устойчивость предприятия, программа автоматизированного управления и бюджетирования, экономическая эффективность.

Стратегическое управление (стратегический менеджмент) ‬деятельность по стратегическому управлению, связанная с постановкой целейи задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые дают возможность ей добиться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям.Сегодня, в условиях рыночной экономики, становится очевидным, что предприятия и компании для выживания и сохранения долгосрочной конкурентоспособности должны постоянно корректировать свою деятельность с учетом требований быстро меняющейся окружающей среды. Новые условия ведения бизнеса предполагают постоянную готовность к переменам. Цель нашего исследованиясостоит в том, чтобы проанализировать возможность применения на конкретном предприятии агропромышленного комплекса концепции стратегического управления и разработать инновационный комплекс мероприятий в соответствии с экономической характеристикой и конкурентоспособностью данного предприятия. В качестве примера нами выбрано предприятие ОАО «Саратовский молочный комбинат».Актуальность выбора темы определяется тем, что на сегодняшний день стратегия ‬это основополагающий стержень в управлении предприятием, которая должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия. В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации предприятия должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которое позволяло бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. ОАО «Саратовский молочный комбинат» по праву занимает лидирующие позиции среди перерабатывающих предприятий пищевой индустрии Саратовской области. ОАО «Саратовский молочный комбинат» является крупнейшим перерабатывающим предприятием пищевой индустрии в Саратовской области.Предприятие занимаетсяпереработкоймолока, производствомиреализацией молочной продукции. На территории молочного комбината располагаются: производственный корпус, склады №1 и №2, котельная, компрессорная, ремонтные мастерские, медицинский пункт, гаражи, автомойка и другие строения. Рядом с основной площадкой с северной, западной и южной стороны расположены промышленные предприятия Агропромсоюза, с северовосточной стороны примыкают гаражи, с восточной стороны располагается жилая многоэтажная застройка. Санитарнозащитная зона соответствует требованиям СН24571 и составляет 50 м[10].В настоящее время богатый ассортимент продукции комбината (практически весь спектр молочной продукции) пользуются большим спросом не только у жителей области, но и далеко за ее пределами. Большое внимание уделяется расширению линейки высококачественных натуральных молочных продуктов, повышению их питательной и вкусовой ценности.Ассортимент выпускаемой продукции ОАО «Саратовский молочный комбинат» составляется начальником производства ОАО «Саратовский молочный комбинат», согласовывается с главным санитарным врачом РЦ ГСЭН по Саратовской области и утверждается генеральным директором. В таблице 1 представлены основные показатели деятельности ОАО «Саратовский молочный комбинат»Таблица 1 Основные показатели деятельности ОАО «Саратовский молочный комбинат» за 20122014 гг.

Показатели2012 г.2013 г.2014 г.Отклонение 2014 г. к 2012 г. (%)Производственные показатели



Произведено, т. молочной продукции 923,00923,00856,4592,7Среднегодовая численность работников, чел. 367415484131,8в том числе занятых в производстве 207,00207,00207,00

Экономические показатели



Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.633796914338961350151,6Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.616861888988856264138,8Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.15492437729654710,4Прибыль (убыток) до налогообложения, т.р.81458778557568,4Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.45449753277661,09Уровень рентабельности, %0,250,278,53400

Анализ таблицы 1 позволяет сделать следующие выводы, что производство молочной продукции в ОАО «Саратовский молочный комбинат» в 2014 году снизилось по сравнению с 2012 г. и составило 856,45 тонн, что соответствует 92,7% от 2014 года. Выручка от продажи выросла на 151,6% и составила 961350 тыс. руб., что можно объяснить ростом цен на продовольственную продукцию и среднем темпом инфляции. Также по тем же причинам увеличилась и себестоимость продукции на 138,8%. Прибыль от продаж увеличилась на 4710,4% и составила 72965 тыс. руб. Основной признак предприятия ‬наличие в его собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества[13].

Именно оно обеспечивает материальнотехническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность. Без определенного имущества не могут осуществлять свою деятельность ни крупные, ни малые предприятия, ни индивидуальные предприниматели. Основные фонды являются наиболее значимой составной частью имущества предприятия и его внеоборотных активов[9].В таблице 2 рассмотрены состав и структура основных фондов ОАО «Саратовский молочный комбинат».Таблица 2 Состав и структура основных фондов

ОАО «Саратовский молочный комбинат»

Наименование2013 г.2014 г.Отклонениет.р.%т.р.%т.р.%Здания4828315,485632513,31804285,9Сооружения и передаточные устройства135094,32207894,917280113,6Машины и оборудования22642472,4631843375,292009103,7Транспортные средства207406,63226815,3519410,80Производственный и хозяйственный инвентарь1580,055470,12389240Земельные участки и объекты природопользования290,009290,006066,6Итого:312472100423173100109661135,4

По данным таблицы 2 можносделатьвывод, что большую часть основных фондов занимают машины‬47,37%, за последние годы их доля в общем количестве основных фондов увеличилась на 2,74%. Также большую часть составляют сооружения и передаточные устройства ‬4,91% (20789 тыс. руб. на 2014 г.), за последний год их доля увеличилась, что объясняется расширением производства и освоением новых участков деятельности. Доля транспортных средств составляет 5,35%, что на 1,28% меньше по сравнению с 2013 г. в связи с износом и списанием автотранспортных средств. Общая стоимость основных средств за исследуемые 2 года увеличилась на 109661 тыс.руб.В таблице 3 приведены основные показатели финансово ‬хозяйственной деятельности ОАО «Саратовский молочный комбинат».





Таблица 3Основные показатели финансово ‬хозяйственной деятельности ОАО «Саратовский молочный комбинат»

Финансовоэкономические показатели деятельности общества характеризуется увеличением прибыльности, о чем свидетельствует динамика вышеперечисленных показателей. Так, доход от уставной деятельности за 2014 г. увеличился на 47012 тыс. руб. Прибыль (убыток) от хозяйственной деятельности уменьшился в 2014 г. на 3203 тыс. руб., что в процентах составило 63,5%. Если коротко охарактеризовать финансовые и производственные показатели, то в прошедшем году темп расходов, понесенных предприятием в рамках уставной деятельности выросли, а темп роста прибыльности снизился. На экономическую ситуацию в компании повлияли внешние факторы, связанные с нестабильной ситуацией за рубежом, что привело к росту Евро и отразилось на заключенных контрактах. В настоящее время завершается проведение мероприятий по расширения предприятия путем реконструкции основных фондов.Состояние компании зависит от того, насколько успешно она способна реагировать на различные воздействия извне. Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболеесущественные на конкретный период времени факторы. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями компании позволяет решать возникающие проблемы[11].При решении разного уровня задач необходимо также четко представлять, поддаются ли критические факторы контролю со стороны компании. Являются ли они внутренними или внешними, поддающимися изменениям усилиями компании или это внешние события, на которые компания влиять не в состоянии.[5]

Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании можно назвать SWOTанализ (СВОТанализ).





№п.п.Наименование показателяЕд. изм.За 2014 годЗа 2013 годВ % к 2013году1 Доход от уставной деятельноститыс. руб.961350914338105,142Расходы, понесенные предприятием в рамках уставной деятельноститыс. руб.88838591190197,43Прибыль (убыток) от уставной деятельноститыс. руб.729652437299,414Прочие доходытыс. руб.5041529391171,55Прочие расходытыс. руб.11780523050511,086Прибыль (убыток) от хозяйственной деятельноститыс. руб.5575877863,57Чистые активытыс. руб.4889246116106,028Уставный капиталтыс. руб.19506195061009Нераспределенная прибыльтыс. руб.1471311937123,3Таблица 4SWOTанализ ОАО «Саратовский молочный комбинат»

Угрозы для предприятия являются сходными с угрозами для всех предприятия на рынке молочной продукции. Таким образом, по результатам комплексного анализа текущей стратегии предприятия, можно выделить следующие основные направления его развития, направленные на усиление конкурентной позиции предприятия на рынке и, соответственно, на увеличение доли рынка ОАО «Саратовский молочный комбинат»: максимальное покрытие рынка; расширение ассортимента; проведение рекламной кампании; формирование лояльности потребителей.Для оценки анализа в отрасли необходимо провести анализ структуры и масштабов конкуренции в отрасли, на основе предложенной М. Портером модели анализа конкуренции. Привлекательность и прибыльность отрасли во многом определяются структурой и масштабами конкуренции, которые, по М. Портеру, определяются рядом составляющих конкуренцией между существующими фирмами, влиянием поставщиков, влиянием покупателей, влиянием товаровзаменителей и спецификой барьеров входа в отрасль. [6]Сильная конкуренция обычно приводит к снижению прибыльности и привлекательности отрасли. Чем сильнее воздействие перечисленных факторов, тем более ограниченными становятся возможности каждого предприятия для установлениявысоких цен и получения прибыли. Поэтому основная задача SWOTВозможностиРасширение дистрибуторской сети;Расширение сырьевой базы;Техническая модернизация;Расширение ассортимента;Продвижение на региональных рынках;Увеличение производственных мощностей;Диверсификация производства.УгрозыCнижение платежеспособного спроса со стороны населения на продукцию;Рост конкуренции в отрасли;Высокий уровень инфляции может привести к снижению рентабельности деятельности компаний;

Сильные стороныОтсутствие консервантов в производимой молочной продукции;Использование молока только высшего качества;Доступная цена;Стабильные связи с поставщиками молока;Высокое качество продукции;Своя сеть фирменных магазинов.Выход на региональные рынки, расширение ассортимента и увеличение продаж (реклама, покрытие рынка и др.)Формирование лояльности покупателей к продукции завода, разработка линейки продукциипремиумкласса, постоянное подтверждение натуральности и качества своей продукцииСлабые стороныВысокая себестоимость и как следствие более высокая цена продукции, чем у конкурентов;Низкая рекламная активность;Относительно небольшой ассортимент продукции;Недостаточное распространение продукции по торговым сетям;Производство в основном традиционной молочной продукции.Снижение издержек производства, максимальное покрытие рынка, расширение ассортимента, рекламная компания.Снижение издержек, формирование лояльности покупателей, которые не уйдут к конкурентам;В случае роста уровня цен на упаковочные материалы, поставляемые ограниченным количеством крупнейших поставщиков, предприятие может столкнуться со снижением рентабельности производства.предприятия заключается в том, чтобы найти такую сферу деятельности, где была бы обеспечена защитаот действия этих конкурентов [7].Первоначально мы рассмотрим влияние отдельных факторов на структуру и масштабы конкуренции на рынке. Для этого построим таблицу 5«Бальная оценка влияния отдельных факторов на структуру и масштабы конкуренции на рынке». Сильная конкуренция обычно приводит к снижению прибыльностии привлекательности отрасли. Чем сильнее воздействие перечисленных факторов, тем более ограниченными становятся возможности каждого предприятия для установления высоких цен и получения прибыли.

Анализ уровня конкуренции в молочной отрасли по модели «5 сил конкуренции» Майкла Портерапроводился путем анализа пяти внешних сил:рыночной властью поставщиков;рыночной властью покупателей:властью существующих конкурентов;угрозой появления новых конкурентов;угрозой появления товаровсубститутов[8].Анализ составляющих элементов (детерминант) этих сил позволяет определить «узкие места» проекта, чтобы максимально эффективно приложить усилия к укреплению его устойчивости и ослаблению позиций конкурентов. Проводился в два этапа:1. Присвоение количественных показателей детерминантам пяти сил методом экспертной оценки.2.Анализ сильных и слабых сторон текущей конкурентной ситуации, а также возможных компенсационных мероприятий.[12]Таблица 5Бальная оценка влияния отдельных факторов на структуру и масштабы конкуренции на рынке

Факторы, влияющие на структуру и масштабы конкуренции на рынкеБаллыДетерминанты рыночной власти поставщиков5Детерминанты рыночной власти покупателей7Входные барьеры 3Детерминанты степени угрозы товаровзаменителей2Детерминанты соперничества8Рис. 1 Оценка влияния пяти сил конкуренции М.Портера на ОАО «Саратовский молочный комбинат»

По результатам первого этапа были получены следующие экспертные оценки значений детерминант (0 ‬наихудшее значение, 6 ‬наилучшее значение) (см. таблицу 1. Для каждой силы рассчитано среднее арифметическое значение ее детерминант и выведен общий индекс рыночной силы как среднее арифметическое значение всех сил (01очень низкий; 1,12,5 низкий; 2,63,5 ‬средний; 3,65 высокий;56 ‬очень высокий)[3].

На основе выше предложенного анализа конкуренции по М.Портеру, можно сказать, что основное влияние на ОАО «Саратовский молочный комбинат» оказывают три фактора (покупатели, поставщики и соперничество с основными конкурентами).Оставшиеся же два фактора входные и товарызаменители) оказывают незначительное воздействие на конкуренцию на рынке. Поэтому предприятию особое внимание необходимо уделить трем факторам, оказывающим наибольшее влияние на деятельность ОАО «Саратовский молочный комбинат».

Для оценки конкуренции в отрасли необходимо построить карту стратегических групп, для этого необходимо выделить наших конкурентов.У предприятия на рынке есть конкуренты: ООО «Молочный завод АТТИКС»; ОАО «Маслодел»; ОАО «Молочные продукты»;ОАО «Молочный комбинат Энгельсский».

Рис.2. Карта стратегических групп основных конкурентов ОАО «Саратовский молочный комбинат»

Анализируя данные рисунка 2, можно сделать вывод, что самым опасным конкурентом ОАО «Саратовский молочный комбинат» является «Молочный комбинат Энгельсский».Сетевая модель реализации стратегии выглядит следующим образом:



Рис. 3. Сетевая модель ОАО «Саратовский молочный комбинат»

0‬принятие решения о покупке программы (3 дня)



1‬поиск программ для покупки (5 дней)



2‬оценка автоматизированных программ (3 дня)



3 ‬обращение к консультантам в вопросе выбора программы (6 дней)

4 ‬выбор наилучшей программы (2 дня)



5 ‬приобретение выбранной программы (2 дня)



6 ‬обучения персонала, знакомство с программой (8 дней)

7 ‬внедрение программы на предприятие (2 дня)



8 ‬контроль за внедрением программы (3 дня)



Анализируя сетевойграфикна рисунке 3, можно сказать, что критическим (наиболее продолжительным) является путь: 0134678.Продолжительность такого пути равна: 5+6+2+8+2+3=26 дней.Путь: 0124578 имеет продолжительность 5+3+2+5+2+3=20 дней, он на 6 дней короче критического пути.Срыв любого события на критическом пути (на рисунке он показан линией с тенью) ведет к срыву всего комплекса работ.

Экономический эффект и эффективность от внедрения предложенных мероприятий рассчитываются по следующим формулам. Эффект предлагаемого мероприятия определяется по формуле:01

2456738Э = П ‬З,

где Э ‬эффект;П ‬прибыль;З ‬затраты.Эффективность предлагаемого мероприятия: Эф = Э/ЗМы предлагаем ввести на предприятии программу автоматизированного управления и бюджетирования. Автоматизация бухгалтерского учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации по всем разделам учета начиная от сбора первичных учетных данных до получения бухгалтерской отчетности. Современная вычислительная техника обеспечивает автоматизацию полного комплекса учетных задач, создает возможность автоматизации процессов сбора, регистрации первичной информации и передачи ее по каналам связи (илидругими способами) в персональный компьютер (ПК). Все это ведет к созданию автоматизированных рабочих мест бухгалтеров, включающих использование персональных компьютеров и другой периферийной техники (сканеры, принтеры и др.)[1].При автоматизированной форме учета для организации комплексной системы обработки информации по всем разделам и счетам бухгалтерского учета:

используются персональные компьютерыи другие технические средства; используются универсальная документация и машиночитаемые носители информации;

применяется система классификаторов; сохраняется принцип двойной записи; автоматизируются логические операции по ведению учета; применяются системы регистров, определенной последовательности их изготовления и способов записи;

хранение первичной информации и регистров применяется с использованием возможности запросного режима[4].Автоматизация бухгалтерского учета объективная необходимость. Работа бухгалтера все больше становится творческой, и внедрение компьютерных технологий повышает эффективность, беря на себя, кроме всего прочего, всю рутинную работу. Однако автоматизация вызывает необходимость построения технологии решения бухгалтерских задач с учетом ряда следующих требований:

ограничение допуска к первичной и систематизированной информации путем введения паролей (ключей секретности) и недопущения несанкционированного доступа;

сохранности учетной информации на необходимый срок;

диалогового (запросного) режима работы пользователей с вычислительными техническими средствами;

возможности выдачи информации фрагментно, т. е. в любом сочетании, удобном для пользователя;

возможности принудительного ввода данных для оперативного управления и обеспечения при этом автоматического контроля за выполнением управленческих решений.Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что все предприятия обязаны вести бухгалтерский учет своего имущества и хозяйственных процессов в обобщенном денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения. Но при этом следует отметить, что предприятию при организации и осуществлении бухгалтерского учета разрешается:

вносить в рекомендуемые Минфином России регистры бухгалтерского учета и методы его ведения изменения исходя из конкретных условий хозяйствования при соблюдении общих методологических принципов;

устанавливать формы организации бухгалтерской работы;

разрабатывать систему внутрипроизводственного учета и контроля;

вводить отчетность, необходимую предприятю.Таблица 6 Экономический эффект от проекта ОАО «Саратовский молочный комбинат»

Показатели2014ПроектПроект в % к 2014 г.,%Выручка, тыс.руб.961350972886,2101,2Себестоимость, тыс.руб.856264813450,895Прибыль, тыс.руб.72965159436218,5Уровень рентабельности, %8,519,5229,4

По данным таблицы 6можно сделать вывод, что выручка ОАО «Саратовский молочный комбинат» увеличится на 101,2%. Прибыль предприятия от данного проекта составит 86471 тыс.руб., что в процентах составит 218,5%. Также увеличится уровень рентабельности с 8,5% до 19,5%.В заключение можно сказать, что на сегодняшний день ОАО «Саратовский молочный комбинат» − одно из устойчивых и стабильно работающих предприятий региона.В структуре акционерного общества производственные цеха, фирменная торговая сеть, собственный специализированныйавтотранспорт. В настоящее время в ассортименте вырабатываемой продукции являются молоко, кефир, ряженка, снежок марок «Молочный Гость» и «Добрая Буренка», сывороточный напиток марки «Фруктовый гость».Молочные изделия комбината пользуется спросом не только в Саратовской области, но и в соседних регионах. Подтверждением этому являются награды крупнейших выставок и конкурсов.МиссиюОАО «Саратовский молочный комбинат» можно сформулировать как удовлетворение потребностей населения Российской Федерации в здоровом образе жизни и качественных продуктов питания, создавая продукты на основе натурального молока, делая это лучше других. Что же касается ОАО «Саратовский молочный комбинат», то стратегией достижения конкурентного преимущества и развития производства является, по нашему мнению, внедрение программу автоматизированного управления и бюджетирования.

Ссылки на источники1.Бухгалтерская отчетность организации" /В. Д. Новодворский, Л. В. Пономарева, М.: Дело, 2013 г.2.Воротников И. «Ресурсосберегающий менеджмент в АПК» //Экономика сельского хозяйства, № 1, 2012 г.3.Гиляровская А.Т. Анализ формирования финансовых результатов как инструмент оценки доходности и рентабельности деятельности организации. // Журнал “Современный бухучёт”. № 7, 2012. с. 4. 4.Глухова М.И., Юркова М.С. Мировая экономика: учеб. пособие / М. И. Глухова, М. С. Юркова. ‬М.: издво «РИОР», 2004.113 С.5.Григорьева О.Л. Формирование конкурентных преимуществ системы потребительских кооперативов агропромышленного комплекса: Автореф. дис. … канд. экон. наук. Саратов, 20066.Ибраева Д.Н., Юркова М.С., Лиховцова Е.А. Усиление позиций товаропроизводителей в условиях присоединения России к ВТО за счет повышения конкурентоспособности продукции и ее качества в АПК Саратовской области (часть 1)[Текст] / Д.Н. Ибраева, М.С. Юркова, Е.А. Лиховцова // Аграрный научный журнал. 2014.№8. С. 7276.7.Ибраева Д.Н., Юркова М.С., Лиховцова Е.А. Усиление позиций товаропроизводителей в условиях присоединения России к ВТО за счет повышения конкурентоспособности продукции и ее качества в АПК Саратовской области (часть 2)[Текст] /Д.Н. Ибраева, М.С. Юркова, Е.А. Лиховцова// Аграрный научный журнал. 2014.№9. С. 8.Iurkova M.S., Sadovnikova E.V. The main tendencies of the development of Russian agrarian sector and the effect of state policy on investment sphere in agriculture// Agriculture and Forestry. 2015. Т. 61.№1. С. 4150.9.Оценка финансового состояния и управление кредиторской задолженностью на сельскохозяйственных предприятиях: монография / Андреев К.Л., Алайкина Л.Н., Андреев В.И., Григорьева О.Л., Новикова Н.А., Уколова Н.В., Носов В.В., Дедюрин А.В., Котар О.К., Исаева Т.А., Ищенко Е.А. ‬Саратов: Буква, 2014. 10.Юркова М.С., Лиховцова Е.А. Оптимизация развития животноводства на основе инвестиций[Текст] /М.С. Юркова, Е.А. Лиховцова / Актуальные проблемы современной науки: Сборник статей Международной научнопрактической конференции: в 4 частях. Под редакцией А.А. Сукиасян.2013. С. 278284.11.Юркова М.С. Стратегия повышения эффективности управления молочнопродуктовым подкомплексом АПК региона [Текст] / М.С. Юркова ‬автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. Саратов, 2004.12.Юркова М.С. Стратегия повышения эффективности управления молочнопродуктовым подкомплексом АПК региона [Текст] / М.С. Юркова диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Поволжский научноисследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса. Саратов, 2004. С.18813.Юркова М.С. Повышение конкурентоспособности российского АПК в условия кризиса[Текст] /М.С. Юркова// Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы: сборник статей IX Всероссийской научнопрактической конференции. Под редакцией И.Л. Воротникова. Саратов, 2015. С. 369371.