К вопросу о диагностике виктимного поведения в группах подростков с задержкой психического развития

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гусева А. В. К вопросу о диагностике виктимного поведения в группах подростков с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3271–3275. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86690.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена одному из мало разработанных вопросов коррекционной психологии и специальной педагогики – изучению проявлений виктимного поведения у подростков с задержкой психического развития. В условиях инклюзивного образования данная категория детей может представлять группу риска с точки зрения возможностей школьной травли со стороны сверстников и негативно сказываться на их дальнейшей социализации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гусева Алина Вадимовна, Магистрант 1 года обучения, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, СанктПетербургstereolover@inbox.ru

К вопросу о диагностике виктимного поведения в группах подростков с задержкой психического развития

Аннотация.Данная статья

посвящена одному из мало разработанныхвопросов коррекционной психологиии специальной педагогики–изучениюпроявлений виктимного поведения у подростков с задержкой психического развития поведения. В условиях инклюзивного образования данная категория детей может представлять группу риска с точки зрения возможностей школьной травлисо стороны сверстников и негативно сказываться на их дальнейшей социализации.Ключевые слова:буллинг, виктимность, виктимное поведение,диагностика, задержка психического развития, подростки, инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья.

Данное исследованиеобусловленоособой значимостью актуализации «человеческих ресурсов» современного российского общества. На фоне происходящих в современном мире социокультурных изменений, роста социальной напряженности отмечается ослабление адаптационного потенциала человека, что проявляется в расширении спектра социальнострессовых расстройств, распространении асоциальных форм поведения личности. Это обусловливает повышенный интерес исследователей кизучению факторов дезадаптации личности. В последнее время особое внимание уделяется феномену виктимности. Термин «виктимность»был введёнв 70х годах XXвекаоснователем советской виктимологии Л. В. Франком, который определял виктимность, как реализованную преступным актом «предрасположенность» стать при конкретных обстоятельствах жертвой преступления или, подругому, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима[1].В целом, в современных исследованиях виктимность рассматриваетсякак отклонения в поведении, психологии личности, социальной общности и как отклонение определённых социокультурных характеристик индивидуального и группового сознания в целом(И. Г. МалкинаПых, 2006, Ю. А. Клейберг, 2001)[1,2].

В данном исследовании виктимность или виктимное поведение рассматривается как устойчивая личностная особенность, обусловленная особым сочетанием индивидуальнотипологических, характерологических детерминант, взаимодействующих с внешними факторами, не всегда связанными с ситуациями насилия, но способствующими виктимной активности, находящей воплощение в ролевом виктимном поведении (игровой или социальной ролях жертвы).Расширением понятия виктимности является понятие виктимизации, которое означает процесс или результат повышения уровня виктимности лица и общества. Реализация процесса виктимизации как подвижного и динамичного явления в большинстве своем оказываются обусловленной взаимодействием различных составных компонентов. Условиями виктимизации могут быть разнообразные явления объективного и субъективного характера, которые наращивают степень виктимности, существенно облегчают возможность возникновения конфликтов, нагнетают расширение виктимогенной ситуации. Необходимо заметить, что факторы и условия виктимизации человека проявляются как на массовом (политические, социальноэкономические, культурноинформационные), так и на индивидуально –групповом уровнях (Вишневецкий К. В.)[3].В рамках изучения виктимного поведения особое внимание в исследованиях уделяется проблеме виктимного поведения детей подросткового возраста, которое, как отмечают исследователи,может быть обусловлено не только их психофизическими качествами, но и повышенным риском стать жертвами неблагоприятных внешних обстоятельств и социального окружения.Виктимное поведение подростков рассматривается как многофакторныйфеномен, который заключается как в нарушении произвольной регуляции поведения, реализации неэффективных стратегий в ситуациях преступных посягательств, так и в наследственности и неблагоприятных условиях воспитания (Андронникова О.О., А. В. Мудрик)[4,5].В коррекционной психологии и педагогике особая значимость изучения виктимного поведения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и подростков с задержкой психического развития обусловлены реформированием системы образования,реализациейпрактики инклюзивного образования. Реализация инклюзивного образования является основанием риска возникновения дисгармонии в сфере общения и межличностных отношений детей и подростков с проблемами в развитии. Как отмечает Е. С. Фоминых [6]одним из самых высоковиктимных статусов в России признаются дети с ОВЗ, в связи с чем в условиях инклюзии данная категория детей может оказаться в неблагоприятныхусловияхразвития социальных и поведенческих качеств. По мнению М. Б. Лига образование детей и подростков с ОВЗ как главное условие их самостоятельной и независимой жизни, является той сферой, в которой резко выражен дисбаланс между негативными внешними воздействиями и способностью преодолевать различные риски, угрозы, опасности [7].Повышенная уязвимость подростков с ОВЗможет обусловливать реальную и потенциальную предрасположенность становиться «жертвами социализации» (МудрикА.В.)Еще Л.С. Выготский указывал на то, что специфика развития при дефекте обусловливается не столько самим дефектом, сколько его социальными последствиями, проявляющимися в перестройке системы социального взаимодействия, снижении социальной позиции. «Социальный вывих» определяет особую психологическую позицию, характеризуемую как чувство малоценности, через которое преломляется процесс развития инвалида [8].Наличие дефектов физического и психического развития могут создавать риск социальной дезадаптации, нарушать возможность поддержания баланса между негативными внешними воздействиями и способностью преодолевать различные риски, угрозы, опасности. Очевидно, что подростки с задержкой психического развития(далее ЗПР)имеют высокий рискпроявлений виктимизации, они могут выступать в роли жертвы, подчиняясь правилам и указаниям доминирующих личностей в коллективе. По данным исследований,для подростков с ЗПР характерна личностная незрелость, несформированность волевых установок, недостаточнаякритичность, низкая познавательная активность, преобладаниеинфантильных реакций имитации, отрывочность представлений об окружающем и др. Специалисты отмечаютзначительное ослабление «социальных возможностей»,замедленный темп формирования системы социальных отношений, представлений и знаний о них,низкую потребность в общении, сочетающуюся с дезадаптивными формами взаимодействия —отчуждением, избеганием или конфликтом у подростков с ЗПР[9].Таким образом, можно предположить, подростки с задержкойпсихического развития в силу изменения динамики их развития, неустойчивости и незрелости эмоциональной сферы, трудностей в социализации могут быть подвержены влиянию буллинга (bullying в переводе с английского языка «травля»).Буллинг определяется какдлительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации[6]. Иными словами это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах [10].В силу особенностей общения подростков с задержкой психического развития, соответствие ролям буллингструктуры может усугубиться. В частности, возрастёт численность тех, кто будет подчиняться так называемым лидерам («агрессорам) и будет занимать позицию «жертвы», а именно «виктима»(от термина «виктимность»). По мнению Е. В. Руденского «виктим» это социально дефицитарная личность, которая вынуждена подчиняться противоположной позиции в буллинге. Вместе с тем он может стать сторонним наблюдателем действий преследования, так как они в большей степени характеризуются межличностной пассивностью, вследствие чего нарастает их бессилие, самооценка заметно снижается [11].Целью нашего исследования явилось эмпирическое изучениеособенностей проявленийвиктимности в группах подростков с задержкой психического развития.Для изучения склонности к виктимному поведениюиспользовались следующие методики: методика исследования склонности к виктимному поведению О.О. Андронникова, котораяпозволяет измерить предрасположенность подростков к реализации различных форм виктимного поведения [4], опросник «Школьная травля» Ken Rigby and Phillip Slee, направленного на выявление и установок основных ролей буллингструктуры [12].Исследование проводилось на базеСпециального государственного образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат №18» г. Екатеринбурга. В эксперименте принимали участие 21 подросток в возрасте от 13 до 16 лет, учащиеся 78го класса.Результатыисследованияпосредством опросника О. О. Андронниковой «Склонностьк виктимному поведению» показаличто, все испытуемые отличаются высоким уровнем показателей виктимного поведения, выходя как за верхние границы нормы, а так и за нижние.Как показали результаты исследования наиболее высокие показатели у испытуемых отмечаются по шкале «склонность к гиперсоциальному поведению»: высокий уровеньданной тенденции поведенияпреобладает у 40% (8 чел.). Для этих подростков свойственно жертвенное поведение, социально одобряемое и зачастую ожидаемое. Как отмечает автор данной методики такое поведение может создавать риск того, что на них могут обращать пристальное внимание «агрессоры», при этом не осознаваяпоследствий своих действий или не придавать им значения, надеясь, что все обойдется.По шкале опросника «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» у 30% подростков (6 чел.) выявлены высокие показатели. Данная тенденция поведения характеризуется жертвенностью, которая связана с активным поведением человека, провоцирующим ситуацию виктимности своей просьбой или обращением. По шкалам «склонность к зависимому и беспомощному поведению» и «реализованная виктимность» высокиепоказателиу 25% (5 чел.) подростков, что характеризует их как лиц, не оказывающихсопротивления, противодействия по различным причинам. Также могут иметь установку на беспомощность.Также могут иметь установку на беспомощность. Нежелание делать чтото самому, без помощи других. Такие испытуемые вероятней всего имеют низкую самооценку.По таким шкаламкак «агрессивное поведение» и «склонность к некритичному поведению» у подростков с ЗПР показатели в пределах нормативных показателей по данному тесту, есть подростки, у которых показатели ниже нормативных значений, что может свидетельствовать о пассивности личности,наличии тенденции к виктимизации.Анализ результатов диагностики с помощью опросника «Школьная травля»по Ken Rigby and Phillip Sleeпоказал, что в школьных коллективахбольший процент учащихся –52%

занимают позицию «жертвы», которая характеризуется конформным типом личности, недоразвитостью социальных навыков. Таким подросткам также свойственно преобладание агрессивного поведения в ответ на защиту от воздействия окружающей среды, они лишены настойчивости, не умеют демонстрировать уверенность и отстаивать ее. Остальные 38% занимают позицию «агрессора» и оставшиеся 2% позицию наблюдателей.Таким образом, полученные эмпирические данные свидетельствуют о том,что предельные значения (выше и ниже нормы) в группеподростков с ЗПР проявились в тех шкалах, которые максимально приближеныи соответствуют проявлениямвиктимного поведения. Выявленные тенденции могут свидетельствовать осуществующемрискевозникновения виктимного поведения в исследуемых группах испытуемых.

При этом, результаты корреляционного анализа (коэффициент Спирмена) показал наличие статистически значимыхсвязей показателей двух шкал по методике склонности к виктимному поведению О. О. Андронниковой.Так, выявлены взаимосвязи между показателями по шкале «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» (методика О. О. Андронниковой) и показателем позиция«жертва»(p≥ 0,01), показателем шкалы«склонность к гиперсоциальному поведению» и позицией «жертва» (p≥ 0,01).Таким образом, результаты проведенного нами исследования показали наличие у подростков с ЗПР склонности к виктимному поведению, чтообуславливает

необходимость профилактики виктимизации их личности, коррекции неконструктивных форм поведения, которые могут создавать риск для детей с ЗПРстановится жертвами буллинга.Обучение ребенка с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования предполагает не только учет особенностей его психофизизического развития, актуальных возможностей, но и создание благоприятной образовательной среды, обеспечивающей развитие его личности, успешную социальную адаптацию. Особое внимание следует уделять формированию у подростков чувствасобственного достоинства и положительногосамоотношения, позитивного отношения к другим людям, принятие других людей, способности к самостоятельному принятию решений, способностипреодоления негативных эмоциональных переживаний (страх, негативизм, агрессия и др.). При грамотно составленной и своевременной профилактике можно будет избежать виктимизации как личности, так и коллектива подростков с задержкой психического развития.

Ссылки на источники1.МалкинаПых, И. Г. Психология поведения жертвы. / И. Г. МалкинаПых. –М.: Издво Эксмо, 2006. –1008 с: ил. –(Справочник практического психолога).2.Клейберг, Ю. Психология девиантного поведения./ Ю. Клейберг. М.: Изд. Творческий центр, 2011. –160 с.3.Варчук Т.В., Вишневецкий К.В. Виктимология. Изд.: ЮНИТИДАНА, Закон и право; 2008 –191с.4.Андронникова, О.О. Тест склонности к виктимному поведению. // Развитие гуманитарного образования в Сибири / О.О. Андроникова. Сб. науч. тр: В 2 ч. Новосибирск: НГИ, 2004. Вып. 9.4. 1. –99 с.5.Мудрик, А. В. Социальная педагогика. / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия». –2005. –200 с.6.ФоминыхЕ.С. Жизненные ценности как психологические индикаторы виктимности студентов с ограниченными возможностями здоровья.Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук Выпуск № 22 / 20147.Лига, М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности Текст.: монография / М.Б. Лига; под ред. проф. М.В. Константинова. М.: Гардарики, 2006. 223 с.8.Выготский, Л. С. Основы дефектологии. / Л. С. Выготский. М.: Лань, СПб, 2003. –654 с.9.Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р. Д. Тригер. –М.: Питер, СПб, 2008. –192 с.10.Лейн Дэвид, А. Детская и подростковая психотерапия / Под ред.Д.Лейна, Э.Миллера; Пер.с англ.Н.А.Мухиной. —СПб : Питер, 2001. —438 с.11.Руденский, Е. В. Культурогенетическая концепция социальнопедагогической виктимологии личности подростка. / Е. В. Руденский –М. :Издательство НГПУ, Новосибирск, 2009. –160 с12.Растимешин, Д. Буллинг и как с ним бороться / Д. Растимешин // Семья и школа. —2005. —№12. —С.14.