Репрезентация социального театра как формы социальной работы с молодежью в социальных сетях
Выпуск:
ART 86692
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Савосина
Е.
А. Репрезентация социального театра как формы социальной работы с молодежью в социальных сетях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
3281–3285. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86692.htm.
Аннотация. В статье рассматривается социальный театр как творческая форма социальной работы с молодежью. Отражены основные этапы реализации социального театра, представлены результаты исследования, посвященного анализу репрезентации социального театра в социальных сетях. Даны рекомендации по реализации социального театра для специалистов по социальной работе с молодежью.
Ключевые слова:
репрезентация, социальные сети, творческая форма, социальная работа с молодежью, социальный театр
Текст статьи
Савосина Елена Александровна,магистрант 1 курса направления подготовки «социальная работа с разными группаминаселения» кафедры теории и технологии социальной работы,ФГАОУ ВО «Самарский государственный аэрокосмический университетимени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)», г. Самараlenasavosina@yandex.ru
Репрезентациясоциального театракак формы социальной работы с молодежьюв социальных сетях
Аннотация. В статье рассматривается социальный театр как творческая форма социальной работы с молодежью. Отражены основные этапы реализациисоциального театра, представлены результатыисследования, посвященного анализурепрезентации социального театра в социальных сетях. Даны рекомендации по реализации социального театра для специалистов по социальной работе с молодежью.Ключевые слова: репрезентация, творческая форма, социальная работа с молодежью, социальные сети, социальный театр.
Возникновение ряда социальных проблем в молодежнойсреде ведет к необходимости внедрения в практику новых форм социальной работы с молодежью.В связи с этим, отечественные исследователи (Е.В.Белоусова, Л.В. Вандышева и др.)[1;2]отводят особую роль творческим формам социальной работы с молодежью, так как они способствуют развитию социальных навыков, освоению новых социальных ролей, проявлению новых качеств личности.Такие формы наиболее эффективны, так как в этом случае молодежь выступает как субъект.Среди творческих форм социальной работы с молодежью наибольший интерес для нас представляетсоциальный театр. И.И. Кузнецов определяет социальный театр как вид театра, освещающий злободневные явления через любые выразительные средства и сценические приемы [3].К особенностям реализации социального театра в рамках социальной работы с молодежью относят: –применение театральной методики «равный –равному» –совокупностиметодов и форм работы, основанных на принципе «равный–равному». Согласно данному принципу,участники социальных театров принадлежат к той же социальной группе, что и целевая аудитория, т.е. –молодежь. Этоспособствует установлению взаимопонимания и доверия между участниками, формированиюмотивации и навыков, способствующих развитию осознанного, ответственного и безопасного поведения,
–проведение мастер –классов по актерскому мастерству,тренингов по профилактике девиантного поведения,–выбор актуальнойтемы спектакля, в соответствии с местом и целевой аудиторией,–импровизационный характер спектакля,–донесение до зрителей послания –мысли, с которой они уходят после спектакля,–прерывание спектакля на кульминационном моменте,–проведение фасилитации –управляемой беседысо зрителем в конце спектакля, и др. Результаты исследования, проведенногонами ранее, говорят о том, чтоспектакли социальных театров затрагивают следующие темы:ВИЧ –инфекция, ранняя беременность, наркомания, табакокурение, суицидальное поведение,интернет–зависимость,и другие темы.Таким образом, социальный театр способствует профилактике девиантного поведения молодежи, развитиютворческого потенциала и активизации ресурсов молодежи, привлекает молодежь к обсуждению актуальных социальных проблем, а также обеспечивает интересный досуг.Основой нашего социологического анализа стали репрезентации(представления)социального театра в одной из самых популярных социальных сетей среди молодежи –Instagram.Для исследования мы отобрали 162 публикациис хэштегом «социальный театр»(#социальныйтеатр), которые находятся в открытом доступе.Публикации представляют собой фотографии, которыесопровождаются комментариями участников и зрителей социального театра. Проведенное нами исследование –пилотажное и будет продолжено в рамках дальнейшего обучения.Выделимопределенные этапы в реализации социального театра, которые представлены в публикациях:обучающие тренинги, репетиции, показы спектаклей, фестивали социальных театров (конкурсы, форумы и др.).
Наибольшее количество публикаций отражает 1 этап –обучающие тренинги. Высокие показатели количества публикаций совпадают с открытием молодежных социальных театров–этапом проведения тренингов.Публикации данного этапа отражают вовлеченность участников в процесс, взаимодействие, заинтересованность, активность, ярко выраженные эмоции и жестикуляцию. Комментарии к публикациям участников социального театра говорят о том, что молодежь заинтересована в такой форме деятельности: «Я тоже к вам хочу… делать все эти прикольные штуки»,«Круто».Отметим,чтоэтаппроведения тренинговиграет главную роль в процессе реализации социального театра. От того, насколько успешно пройдут тренинги (в т.ч. на командообразование), зависит заинтересованность и сплоченность участников социального театра. На данном этапе специалистам по социальной работе с молодежью (далее –специалисты) необходимо способствовать развитию творческих способностей участников, так как они непрофессиональные актеры. Помимо этого, специалистам необходимо учитывать особенности молодежи (активность, стремление выделяться, объединяться в группы, и др.).Следующим этапом в реализации социального театра являются репетиции.Публикации на данном этапе немногочисленны. Этоможно объяснить тем, что участники внимательно относятся к репетициям.В представленных публикациях присутствуетсцена для репетиций, участники обсуждают актуальные для них социальные проблемы и выбирают тему для постановки. Комментарии участников к публикациям на этапе репетиций следующие: «Настраиваются на работу», «Готовимся к премьере»,«Жизнь –театр. Театр–маленькая жизнь», «Репетируем. Скоро выступление»,«Выпускаем творчество наружу».Такие публикацииобозначают принадлежность участников социального театра к творческому процессу. На репетициях специалистам необходимо придерживаться предпочтения участников социального театра в выборе темы спектакля, готовить интересные и качественные спектакли, а также учитывать особенности целевой аудитории.
Большинство публикаций посвящено этапупоказа спектаклей. В них отражены основные моментыспектаклей, беседа со зрителями.Публикации данного этапасопровождаются наибольшим количеством комментариев. Они носят позитивный характер,эмоционально окрашены, отражают отношение молодежи к социальному театру: «Крутые! Мы хотим вас пригласить», «Ребята,спасибо Вам за великое множество осознаний и реализаций!», «Сегодня побывали в социальном театре,спасибо за приглашение, были рады поучаствовать в дискуссии», «Вы шикарные!», «Вы прекрасные».
Кроме того, в публикациях присутствуют ободряющие комментарии участников социального театра, что показывает их сплоченность, доброжелательность: «Мы большие умнички», «Ребята, мы молодцы!!! Я вас люблю!»,«Мои хорошие, поздравляю!!! Такие молодцы!».
В процессе организации спектаклей социальных театров специалистам необходимо расширять аудиторию социального театра: проводить спектакли на открытых площадках, в образовательных учреждениях, организовывать гастроли в другие населенные пункты.Кульминационнымэтапомреализации социального театра являетсяучастие в фестиваляхсоциальных театров. Участие в фестивалях сопровождается обменом опыта между участниками социальных театров. В публикациях отражены интересные моменты фестивалей: мастер –классы, спектакли, дискуссии ифестивали различного уровня: от городского до международного. Творческие программы фестивалей оригинальны и разнообразны. В комментариях к публикациям зрителиозвучивают свои ожидания от предстоящего фестиваля и эмоции:«Прошёл второй спектакль, впереди ещё много интересного».
Отметим, что в рамках фестивалейсоциальных театров специалистам рекомендуется применять новые и интересные формы популяризации социального театра (флешмобы, мастер –классы известных личностей, и др.), организовывать творческие встречи для участникови зрителей социальных театров.Вбольшинстве публикацийучастников социального театраприсутствует символика(логотип, футболкис названием социального театра), что показывает принадлежность копределенномусоциальному театру.Кроме хэштега «социальный театр», участники ставят собственный хэштег с названиемсоциального театра, что позволяет определить их активность, проследитьза деятельностью определенного социального театра.Публикации отражают и неформальное общение участников социального театра. В публикациях ребята обнимаются, сидят в неформальных позах, находятся в движении, демонстрируют положительные эмоции(улыбки, смех). Данные публикации сопровождаются комментариями:«Спасибо, что вы есть», «Вечер с моими героями».Кроме того, публикации отражают достижения социальных театров (участие в конкурсах, форумах, фестивалях, и др.). Участники рассказываюто своих успехах, ожидая признаниясо стороны друзей, коллег.Одним из способов распространения информации о социальном театре, приглашения молодежи на спектаклии кастингиявляется анонсированиев социальных сетях. Из общего числа публикаций можно выделить афиши спектаклей.Отметим, что наибольшее внимание привлекает единообразный простой дизайн афиш, соответствующий единому стилюсоциального театра.Анализ публикаций позволил нам сделать следующие выводы: участниками социального театра является молодежь и молодые специалисты, что характеризует социальный театр как творческую форму социальной работы с молодежью.На основе анализа репрезентации социального театра всоциальной сети Instagram, мы выявили следующие характеристики участниковсоциального театра: непрофессиональныеактеры, неравнодушныек социальным проблемам молодежи; заинтересованныев получении новой информации; склонныек коллективной работе; социальноактивные; творческие; позитивные; инициативные.В настоящее время доступным средствоминформирования молодежи о деятельности социального театратакжеявляется социальная сеть «В Контакте».В рамках социологического анализа рассмотрим репрезентации социального театра в группахСоциального театра «Чайник» (г. Казань)и Социального театра «На грани» (г. Пермь)в социальной сети «В Контакте».В группе Социального театра «Чайник» (г.Казань) представлены фотографии с тренингов, репетиций, спектаклей.Кроме того, присутствуют анонсы выступлений, видеозаписиспектаклей данного социального театра. Специалисты, реализующие социальный театр как форму социальной работы с молодежью, могут ознакомиться со спектаклями на примере данных видеозаписей.Отличительной особенностью Социального театра «Чайник»является то, что информация в группе постоянно обновляется, стиль подачи информации носит неформальный характер, чтопривлекает внимание, вызывает интересмолодежи.Материалы, представленные в группе Социальноготеатра«На грани» (г.Пермь) вызывают интерес.Здесьразмещены фотографии с репетиций, спектаклей, тренингов, видеозаписей спектаклей, присутствуют анонсы выступлений, объявление о кастингах.Особенное внимание привлекает наличие в группе ссылок на репортажи о спектаклях данного социального театра, на статьи об их театре в средствах массовой информации. Отметим, что для каждого спектакля создана отдельная страница,где можно найти интервью с участниками социального театра, в которыхони рассказываюто себе, своих ролях и о социальных проблемах молодежи, которые поднимаются в спектаклях. Благодаря этому, можно узнать всех участников социального театра, что позволяет зрителям быть ближе к социальному театру.Численность участников каждой из групп социальных театров в социальной сети «В Контакте» не более 200 человек, что свидетельствует о том, что необходимо популяризировать социальный театр среди молодежи.Специалистам, реализующим социальный театр как творческую форму социальной работы с молодежью необходимо внедрять новые интересные формы репрезентации социального театра в социальных сетях. Одной из таких форм могут стать видео –блоги участников социального театра, где участники будут публиковать собственные впечатления о социальном театре.Распространение информации о социальном театре с использованием популярных среди молодежи социальных сетей наиболее эффективно, так информация доступна, содержательна и интересна. Особенностью каждого социального театра является форма подачи информации. Таким образом, репрезентации социальных театров в социальных сетях позволяют нам создать первое впечатление о социальном театре, охарактеризоватьегодеятельность, в соответствии с этапами реализации, сформировать портрет участников социального театра. Анализ репрезентации социального театра в социальных сетях позволяет сделать вывод о том, что социальный театр является эффективной творческойформой социальной работы с молодежью, так как выступает местом для интересного досуга молодежи, освоения новых социальных ролей, приобретения социальных навыков, раскрытия творческих способностей, формирования новых качеств личности.
Ссылки на источники1.Белоусова Е.В. Креативные технологии в развитии творческой самореализации студентов (на примере профессиональной подготовки будущих социальных работников) // Отечественный журнал социальной работы. –2013. –№ 3. –С. 8090.2.Вандышева Л.В. Формирование готовности будущих специалистов социальной работы к волонтерской деятельности. –Самара: Издательство «Самарский университет», 2007. –С. 1014.3.Кузнецов И.И. Сравнительный анализ драматического (классического) спектакля и спектакля по методике «равный –равному» / Социальный театр –новые возможности профилактики. –Киров, НОУ «Центр социальнопсихологической помощи детям, подросткам и молодежи», 2013. –С. 2124.
Репрезентациясоциального театракак формы социальной работы с молодежьюв социальных сетях
Аннотация. В статье рассматривается социальный театр как творческая форма социальной работы с молодежью. Отражены основные этапы реализациисоциального театра, представлены результатыисследования, посвященного анализурепрезентации социального театра в социальных сетях. Даны рекомендации по реализации социального театра для специалистов по социальной работе с молодежью.Ключевые слова: репрезентация, творческая форма, социальная работа с молодежью, социальные сети, социальный театр.
Возникновение ряда социальных проблем в молодежнойсреде ведет к необходимости внедрения в практику новых форм социальной работы с молодежью.В связи с этим, отечественные исследователи (Е.В.Белоусова, Л.В. Вандышева и др.)[1;2]отводят особую роль творческим формам социальной работы с молодежью, так как они способствуют развитию социальных навыков, освоению новых социальных ролей, проявлению новых качеств личности.Такие формы наиболее эффективны, так как в этом случае молодежь выступает как субъект.Среди творческих форм социальной работы с молодежью наибольший интерес для нас представляетсоциальный театр. И.И. Кузнецов определяет социальный театр как вид театра, освещающий злободневные явления через любые выразительные средства и сценические приемы [3].К особенностям реализации социального театра в рамках социальной работы с молодежью относят: –применение театральной методики «равный –равному» –совокупностиметодов и форм работы, основанных на принципе «равный–равному». Согласно данному принципу,участники социальных театров принадлежат к той же социальной группе, что и целевая аудитория, т.е. –молодежь. Этоспособствует установлению взаимопонимания и доверия между участниками, формированиюмотивации и навыков, способствующих развитию осознанного, ответственного и безопасного поведения,
–проведение мастер –классов по актерскому мастерству,тренингов по профилактике девиантного поведения,–выбор актуальнойтемы спектакля, в соответствии с местом и целевой аудиторией,–импровизационный характер спектакля,–донесение до зрителей послания –мысли, с которой они уходят после спектакля,–прерывание спектакля на кульминационном моменте,–проведение фасилитации –управляемой беседысо зрителем в конце спектакля, и др. Результаты исследования, проведенногонами ранее, говорят о том, чтоспектакли социальных театров затрагивают следующие темы:ВИЧ –инфекция, ранняя беременность, наркомания, табакокурение, суицидальное поведение,интернет–зависимость,и другие темы.Таким образом, социальный театр способствует профилактике девиантного поведения молодежи, развитиютворческого потенциала и активизации ресурсов молодежи, привлекает молодежь к обсуждению актуальных социальных проблем, а также обеспечивает интересный досуг.Основой нашего социологического анализа стали репрезентации(представления)социального театра в одной из самых популярных социальных сетей среди молодежи –Instagram.Для исследования мы отобрали 162 публикациис хэштегом «социальный театр»(#социальныйтеатр), которые находятся в открытом доступе.Публикации представляют собой фотографии, которыесопровождаются комментариями участников и зрителей социального театра. Проведенное нами исследование –пилотажное и будет продолжено в рамках дальнейшего обучения.Выделимопределенные этапы в реализации социального театра, которые представлены в публикациях:обучающие тренинги, репетиции, показы спектаклей, фестивали социальных театров (конкурсы, форумы и др.).
Наибольшее количество публикаций отражает 1 этап –обучающие тренинги. Высокие показатели количества публикаций совпадают с открытием молодежных социальных театров–этапом проведения тренингов.Публикации данного этапа отражают вовлеченность участников в процесс, взаимодействие, заинтересованность, активность, ярко выраженные эмоции и жестикуляцию. Комментарии к публикациям участников социального театра говорят о том, что молодежь заинтересована в такой форме деятельности: «Я тоже к вам хочу… делать все эти прикольные штуки»,«Круто».Отметим,чтоэтаппроведения тренинговиграет главную роль в процессе реализации социального театра. От того, насколько успешно пройдут тренинги (в т.ч. на командообразование), зависит заинтересованность и сплоченность участников социального театра. На данном этапе специалистам по социальной работе с молодежью (далее –специалисты) необходимо способствовать развитию творческих способностей участников, так как они непрофессиональные актеры. Помимо этого, специалистам необходимо учитывать особенности молодежи (активность, стремление выделяться, объединяться в группы, и др.).Следующим этапом в реализации социального театра являются репетиции.Публикации на данном этапе немногочисленны. Этоможно объяснить тем, что участники внимательно относятся к репетициям.В представленных публикациях присутствуетсцена для репетиций, участники обсуждают актуальные для них социальные проблемы и выбирают тему для постановки. Комментарии участников к публикациям на этапе репетиций следующие: «Настраиваются на работу», «Готовимся к премьере»,«Жизнь –театр. Театр–маленькая жизнь», «Репетируем. Скоро выступление»,«Выпускаем творчество наружу».Такие публикацииобозначают принадлежность участников социального театра к творческому процессу. На репетициях специалистам необходимо придерживаться предпочтения участников социального театра в выборе темы спектакля, готовить интересные и качественные спектакли, а также учитывать особенности целевой аудитории.
Большинство публикаций посвящено этапупоказа спектаклей. В них отражены основные моментыспектаклей, беседа со зрителями.Публикации данного этапасопровождаются наибольшим количеством комментариев. Они носят позитивный характер,эмоционально окрашены, отражают отношение молодежи к социальному театру: «Крутые! Мы хотим вас пригласить», «Ребята,спасибо Вам за великое множество осознаний и реализаций!», «Сегодня побывали в социальном театре,спасибо за приглашение, были рады поучаствовать в дискуссии», «Вы шикарные!», «Вы прекрасные».
Кроме того, в публикациях присутствуют ободряющие комментарии участников социального театра, что показывает их сплоченность, доброжелательность: «Мы большие умнички», «Ребята, мы молодцы!!! Я вас люблю!»,«Мои хорошие, поздравляю!!! Такие молодцы!».
В процессе организации спектаклей социальных театров специалистам необходимо расширять аудиторию социального театра: проводить спектакли на открытых площадках, в образовательных учреждениях, организовывать гастроли в другие населенные пункты.Кульминационнымэтапомреализации социального театра являетсяучастие в фестиваляхсоциальных театров. Участие в фестивалях сопровождается обменом опыта между участниками социальных театров. В публикациях отражены интересные моменты фестивалей: мастер –классы, спектакли, дискуссии ифестивали различного уровня: от городского до международного. Творческие программы фестивалей оригинальны и разнообразны. В комментариях к публикациям зрителиозвучивают свои ожидания от предстоящего фестиваля и эмоции:«Прошёл второй спектакль, впереди ещё много интересного».
Отметим, что в рамках фестивалейсоциальных театров специалистам рекомендуется применять новые и интересные формы популяризации социального театра (флешмобы, мастер –классы известных личностей, и др.), организовывать творческие встречи для участникови зрителей социальных театров.Вбольшинстве публикацийучастников социального театраприсутствует символика(логотип, футболкис названием социального театра), что показывает принадлежность копределенномусоциальному театру.Кроме хэштега «социальный театр», участники ставят собственный хэштег с названиемсоциального театра, что позволяет определить их активность, проследитьза деятельностью определенного социального театра.Публикации отражают и неформальное общение участников социального театра. В публикациях ребята обнимаются, сидят в неформальных позах, находятся в движении, демонстрируют положительные эмоции(улыбки, смех). Данные публикации сопровождаются комментариями:«Спасибо, что вы есть», «Вечер с моими героями».Кроме того, публикации отражают достижения социальных театров (участие в конкурсах, форумах, фестивалях, и др.). Участники рассказываюто своих успехах, ожидая признаниясо стороны друзей, коллег.Одним из способов распространения информации о социальном театре, приглашения молодежи на спектаклии кастингиявляется анонсированиев социальных сетях. Из общего числа публикаций можно выделить афиши спектаклей.Отметим, что наибольшее внимание привлекает единообразный простой дизайн афиш, соответствующий единому стилюсоциального театра.Анализ публикаций позволил нам сделать следующие выводы: участниками социального театра является молодежь и молодые специалисты, что характеризует социальный театр как творческую форму социальной работы с молодежью.На основе анализа репрезентации социального театра всоциальной сети Instagram, мы выявили следующие характеристики участниковсоциального театра: непрофессиональныеактеры, неравнодушныек социальным проблемам молодежи; заинтересованныев получении новой информации; склонныек коллективной работе; социальноактивные; творческие; позитивные; инициативные.В настоящее время доступным средствоминформирования молодежи о деятельности социального театратакжеявляется социальная сеть «В Контакте».В рамках социологического анализа рассмотрим репрезентации социального театра в группахСоциального театра «Чайник» (г. Казань)и Социального театра «На грани» (г. Пермь)в социальной сети «В Контакте».В группе Социального театра «Чайник» (г.Казань) представлены фотографии с тренингов, репетиций, спектаклей.Кроме того, присутствуют анонсы выступлений, видеозаписиспектаклей данного социального театра. Специалисты, реализующие социальный театр как форму социальной работы с молодежью, могут ознакомиться со спектаклями на примере данных видеозаписей.Отличительной особенностью Социального театра «Чайник»является то, что информация в группе постоянно обновляется, стиль подачи информации носит неформальный характер, чтопривлекает внимание, вызывает интересмолодежи.Материалы, представленные в группе Социальноготеатра«На грани» (г.Пермь) вызывают интерес.Здесьразмещены фотографии с репетиций, спектаклей, тренингов, видеозаписей спектаклей, присутствуют анонсы выступлений, объявление о кастингах.Особенное внимание привлекает наличие в группе ссылок на репортажи о спектаклях данного социального театра, на статьи об их театре в средствах массовой информации. Отметим, что для каждого спектакля создана отдельная страница,где можно найти интервью с участниками социального театра, в которыхони рассказываюто себе, своих ролях и о социальных проблемах молодежи, которые поднимаются в спектаклях. Благодаря этому, можно узнать всех участников социального театра, что позволяет зрителям быть ближе к социальному театру.Численность участников каждой из групп социальных театров в социальной сети «В Контакте» не более 200 человек, что свидетельствует о том, что необходимо популяризировать социальный театр среди молодежи.Специалистам, реализующим социальный театр как творческую форму социальной работы с молодежью необходимо внедрять новые интересные формы репрезентации социального театра в социальных сетях. Одной из таких форм могут стать видео –блоги участников социального театра, где участники будут публиковать собственные впечатления о социальном театре.Распространение информации о социальном театре с использованием популярных среди молодежи социальных сетей наиболее эффективно, так информация доступна, содержательна и интересна. Особенностью каждого социального театра является форма подачи информации. Таким образом, репрезентации социальных театров в социальных сетях позволяют нам создать первое впечатление о социальном театре, охарактеризоватьегодеятельность, в соответствии с этапами реализации, сформировать портрет участников социального театра. Анализ репрезентации социального театра в социальных сетях позволяет сделать вывод о том, что социальный театр является эффективной творческойформой социальной работы с молодежью, так как выступает местом для интересного досуга молодежи, освоения новых социальных ролей, приобретения социальных навыков, раскрытия творческих способностей, формирования новых качеств личности.
Ссылки на источники1.Белоусова Е.В. Креативные технологии в развитии творческой самореализации студентов (на примере профессиональной подготовки будущих социальных работников) // Отечественный журнал социальной работы. –2013. –№ 3. –С. 8090.2.Вандышева Л.В. Формирование готовности будущих специалистов социальной работы к волонтерской деятельности. –Самара: Издательство «Самарский университет», 2007. –С. 1014.3.Кузнецов И.И. Сравнительный анализ драматического (классического) спектакля и спектакля по методике «равный –равному» / Социальный театр –новые возможности профилактики. –Киров, НОУ «Центр социальнопсихологической помощи детям, подросткам и молодежи», 2013. –С. 2124.