Роль городского актива в социально-экономическом развитии территорий

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шевелева А. Е. Роль городского актива в социально-экономическом развитии территорий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3351–3355. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86707.htm.
Аннотация. В данной работе внимание уделено проблемам развития региональных территориальных систем на уровне такого механизма, как движение городского актива, с выходом на студенческую среду. Рассматривается развитие города за счет отдельных субъектов, объединений субъектов. Важнейший субъект развития города – выявление активных горожан, носителей новых смыслов совместной деятельности. Рассматривается возможность для университетов наладить связь и обменяться опытом через взаимодействие молодежных студенческих объединений посредством взаимного сотрудничества. Подобран материал по развитию идей в данной сфере, подробно рассмотрена работа конкретных деятелей, предложены идеи по развитию данной темы в области студенчества.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шевелева Анна Евгеньевна,Студент бакалавр УрФУ именипервогоПрезидента России Б.Н.Ельцина, г.Екатеринбургanchytka_Sh@mail.ru

Научный руководитель –Степанова Наталья Романовна,к.т.н., доцент УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, г.Екатеринбург

Роль городского актива в социальноэкономическом развитии территорий

Аннотация.В данной работе внимание уделено проблемам развития региональных территориальных систем на уровне такого механизма, как движение городского актива с выходом на студенческую среду. Рассматривается развитие города за счет отдельных субъектов, объединений субъектов.Важнейший субъект развития города –выявление активных горожан, носителей новых смыслов совместной деятельности.Рассматривается возможность для университетов наладить связь и обменяться опытом через взаимодействие молодежных студенческих объединений посредством взаимного сотрудничества.Подобран материал по развитию идей в данной сфере, подробно рассмотрена работа конкретных деятелей, предложены идеи по развитию данной темы в области студенчества.Ключевые слова:урбанизация, городской актив, городское сообщество, студенческая среда, студенческий актив.

С давних времен город считается центром интеллектуальной деятельности, культуры, торговли, науки, производства, прочей деятельности, иными словами город можно назвать точкой экономического роста. Города растут, и в будущем продолжат укрупняться. Здесь следует упомянуть о возникающих проблемах. Будущее, которого мы хотим для всех, предполагает сокращение/отсутствие возникающих проблем путем поступательного развития и роста, более эффективного использования ресурсов, улучшения инфраструктуры, внедрения инноваций, создания комфортной экологической среды и развития культурных проектов. Крайне важным является развитие самосознания у населения, повышение уровня его интеллекта, при помощи образования, науки, спорта (например, город Екатеринбург всегда являлся одним из культурных,научных, спортивных центров). На сегодняшний день в городах мира развиваются различные социальные группы, такие как гражданские и городские активисты и локальные сообщества. Вышеперечисленные активно включаются в формирование городской среды и в процессы самоуправления. Благодаря местным сообществам стали реализовываться и многие социокультурные проекты как при поддержке властей, так и силами непосредственно горожан. Важным аспектом является так же привлечение инициативной молодежи, студентов в процессы развития городов. [1]Внимание настоящей работы обращено к проблеме образования, развития, объединения городских сообществ с привлечением активных студентов и студенческих организаций, для движения городов вперед в абсолютно разных аспектах.Здесь предоставляется возможность говорить об актуальности и запросе на городские изменения.При рассмотрении проблемы внимание было обращено на сеть Центров Прикладной Урбанистики. Сеть соединяет команды из разных городов для обмена различной информацией, а также для обмена данными, экспертным мнением и иными инструментамиразвития. Сеть –это горизонтальная структура, соединяющая команды из разных городов для сбора/обмена данными/кейсами/ экспертами, для внедрениятехнологий городского развития.Координаторами сети являются Зуев С.Э., Мурунов С.А.[2]Целью сети является работа с данными о городах и работа с совместными проектами по развитию города с включением различных субъектов: власть, бизнес, сообщества и прочих.Фраза из контекста «Мы не знаем свои города, совсем. Не знаем кто и чем в них занимается, о чем мечтает, не догадываемся, кто в городе счастлив, а кто нет. Что происходит на окраинах, а что в центре с памятниками, старыми красивыми домами, почему в парках скучно, а в новостройках некуда поставить машину вечером, почему 11классники уезжают, а подростки считают событием открытие Макдональдса, а не День Города или 9 мая. Мы не знаем есть ли в городе дизайнеры и поэты, гениальные инженеры и писатели. Мы не знаем зачем мы в этом городе остались, на что надеемсяи почему любим. С другой стороны в каждом городе появляются неравнодушные горожане, активные бизнесмены, адекватные чиновники, которые пытаются кто в одиночку, а кто сообществом/ командой чтото изменить/когото вовлечь, чтото сохранить или придумать. Именно активные субъекты городского развития сейчас нуждаются в друг друге/инструментах/ параметрах/ресурсах/поддержке.»[3]Сеть Центров Прикладной Урбанистики ориентированана работу горизонтальных связей, представляет город в виде системы.Основой развития центра принято считать существующее в городе креативное пространство или университетский кампус или отдел стратегического развития администрации. Происходит интеграцияв локальную сеть города и взаимодействие с партнерами, чьи ценности и задачи совпадают с ЦПУ.

Выделяют цели и задачи Центра прикладной урбанистики:

1.Инфраструктурное развитие территорий,предусматривает обеспечение использования территории значительным количеством людей2.Объемнопланировочные решения в формировании новых пространств города 3.Разработка стратегий развития города, субъектов городской жизни4.Поддержка новых субъектов, развивающих локальные территории города и поддерживающих порядок5.Продуцирование новых субъектов, развивающих город6.Выявление и развитие точек роста города7.Исследование существующих субъектов города8.Обеспечение взаимосвязи между органами исполнительной власти и другими субъектами города9.Формирование информационной среды города, установление горизонтальных связей10.Использование уже готовых к использованию методик. [4]

Структурируем основные предлагаемые составляющие, это –аналитический датчик, проектное бюро и школа прикладной урбанистики. Более подробная информация отражена в таблице 1 [3,4].

Таблица 1

Составляющие ЦПУСоставАналитический датчик (сбор и обработка данных,разработка методологий, оформление кейсов)Все этапы информационной работы с городскими данными от сбора до обработки, мониторинга и формирования новых параметров по собственным методам ЦПУ

Внесение данных в общую для сети базу данных/карту

Формальные/неформальные городские сообщества

Локальные бренды

Культурный бизнес

Карта событий

Карта общественных пространств

Проектное бюро(реализация локальных проектов городского развития)Реализация локальных проектов городского развития

Конвертация компетенций и уникальных данных в конечный продукт

Координация организации сложных проектных групп. Привлечение компетенции и ресурсов экспертов из других ЦПУ.

Примеры проектов: Разработка концепций перезагрузки ДК/библиотек/ музеев Разработка и реализация концепция творческих пространств Разработка и реализация общественных пространств (парки/скверы/дворы/набережные) Разработка и проведение событий Создание ассоциаций/сетей/сообществ Разработка стратегий развития разного уровня для разных субъектов (город/района/компания/ВУЗ)

Школа прикладной урбанистики(обучение на реальных проектах, передача компетенций)Обучение на реальных проектах

Обучение активных групп профессионалов на примере конкретных локальных кейсов

Сотрудничество с местной администрацией и бизнесом, обладающих ресурсами.

В по мнению автора настоящей работы, по аналогии с ЦПУ должна рассматриваться возможность вовлечения студенчества в развитие территорий посредством взаимодействия между вузами, обмена мнениями и опытом, информацией, идеями, совместного ведения проектов и их реализацией (все вышеперечисленное на уровне взаимодействия между вузами).Взаимодействие вузов может осуществляться как на уровне крупных вузов разных городовРоссии, так и на внутригородском уровне. В каждом отдельно взятомвузе речь идет о создании штаба, где и будут находиться заинтересованные люди: лидер, преподаватели, работники вуза, исамое главное –активные студенты, способные предложить свежую идею.

Говоря об интеграции, она должнапроходить внескольких ключах.

Интеграция(отлат.integratio—«соединение»)—процесс объединения частей в целое. В зависимости от контекста может подразумеваться:

1.Интеграция данных—объединение данных, находящихся в различных источниках и предоставление данных пользователям.2.Социальная интеграция—процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными социальными объектами.[5,6]Предложенные автором настоящей работыинструменты и механизмы взаимодействия в студенческой среде[6]Таблица 2

МеханизмИнструментИнформированиеОтчеты, разделы корпоративного сайта, информационные письма

Обмен мнениями (диалог)Переговоры, консультации, общественные слушания, круглые столы

Выявление интересов и мнений заинтересованных сторонОпросы, анкетирование, интернетблоги, другое интерактивное пространство

Участие в мероприятиях, проводимых сторонамиДоклады, участие в дискуссиях,проведение форумов, конференций

Экспертные обсужденияКомитеты и рабочие группы

Совместная деятельностьПрограммы, проекты, акции, мероприятия, выработка общих позиций по существенным вопросам

В рамках предлагаемойавтором настоящей работыпрограммы студенческого взаимодействиямежду ВУЗами предполагается:Тесное взаимодействие студентов с преподавателями, обучениекомплексного принятия участияв развитии территорий, предлагая свои идеи и проекты.Речь идет не просто о обсуждении идей, но иработой над концепциями развития проектов, в которые бы вошел сбор и анализ исходных данных, будь то оценкапотенциала территории, тесное общение с местными городскими субъектами; формированиенаправления развития территории;экономический расчёт, разработка мастерплана и подготовка к его реализации; обсуждение проекта и его деталей; внесение исправлений. Так же предусматривается обмен полученной информацией между вузами

партнерами, ведение совместных проектов.Основная задача мероприятия –выявить и собрать идеи, используя профессиональные инструменты, предложить территориямуспешные устойчивые проекты развития. Курировать деятельность должны преподавателии специалисты, имеющие компетенции в областитерриториального планирования.К слову, похожая по целям программа организована и носит название «Новые лидеры территориального развития». В роли миссии выступает создание нового образовательного вектора, которая объединит студентов, экспертов ипрактиков всовместной работе над проектами ипрограммами территориального развития врегионах РФ. Речь идет о подготовке нового поколения,способногоэффективно работать нагоризонтальном уровне, применяя проектный метод итворческий подход для решенияреальных территориальных задач. Однако, данная программа не бесплатна и предусматривает наличие диплома о высшем образовании и/или опыта работы в сфере государственного и муниципального управления, планирования, развития территорий, девелопмента, в общественных организациях и движениях, что является серьезной преградой к извлечению потенциально новых идей от субъектов, не имеющих вышеперечисленных возможностей.Программа «Новые лидеры территориального развития» разработана в Московской архитектурной школе МАРШ и Центре программ MPA Института государственной службы и управления Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,включает лекции и практические занятияпо следующимнаправлениям:основы городского и территориального планирования;концепция и принципы устойчивого развития территорий;государственное и муниципальное управление;регионоведение и государственная политика в области развития территорий;местные сообщества и способы их вовлечения в развитие территорий;механизмы государственночастного партнерства;основы проектного менеджмента, бюджетирования и инвестиционного анализа;культура и искусство как катализатор изменения среды;лидерство и работа в команде и др.[7].Говоря о взаимодействии студенчества следует обратиться к конкретному примеру, речь в котором пойдет о визите руководителей студенческих объединений СанктПетербургского политехнического университета Петра Великого в Уральский федеральный университет (УрФУ). Состоявшаяся в УрФУ встреча считаетсяотличнойвозможностьюдля университетов наладить связь и обменяться опытом через взаимодействие молодежных студенческих объединений.В течении встречи представители студенческих организаций обсудили большое количество вопросов и договорились поддерживать связи вразличных сферах деятельности: науке, спорте, студенческом управлении, творчестве.По словам командира Штаба студенческих отрядов СПбПУ Николая Снегирева:«Такое взаимодействие между университетами –путем общения на уровне студенческого актива, когда студенты одного вуза едут в другой, общаются и обмениваются опытом с коллегами, затем возвращаются, чтото привозят и привносят нового в свой родной университет, –это, на мой взгляд, очень ценно»[8].Так же примером взаимодействия в области студенчества может являться международный форум Winter F.R.E.S.H., проводимый в разных городах на базе заинтересованных университетов. Целью является создание условий для развития академической мобильности, разработки и организации совместных проектов, укрепления межрегиональных и международных связей между студенческими организациями технических вузов стран ШОС.Ставятся такие задачи, как: повышение качества образования в вузах;развитие студенческого самоуправления;развитие студентов в культурном плане;обмен опытом.Целевой группой выступают студенты вузов, не имеющие академических задолженностей, добившиеся успеха в какой –либо области: наука, здоровый образ жизни, творчество, студенческое самоуправление. Последний на сегодняшнийденьWinter F.R.E.S.H. 2016 проводится в г. Красноярск[9].Таким образом, совместная деятельность, достижение целей общимиусилиями влечет за собой формирование стабильных развивающихся сообществ. Налаживание сети по развитию территорийна базе университетов–это отличная возможность наладить связь и обменяться опытом через взаимодействие молодежных студенческих объединений.На обсуждение могут быть вынесены самые различные вопросы, например, какие проекты городских активистов способствуют изменению облика города; как меняется позиционирование города при появлении активных местных сообществ и многие другие вопросы.

Ссылки на источники1.Щукин А. Люди, имеющие право на город // Эксперт. –2015. –№ 16. –С. 6266.2.Центр прикладной урбанитики (сеть) [Электронный ресурс]. –URL: https://vk.com/urbanapp Дата обращения [17.02.2016].

3.Святослав Мурунов«Концепция: сеть Центров Прикладной Урбанистики» [Электронный ресурс]. –URL: http://www.msses.ru/download/mediateka/%D0%A6%D0%9F%D0%A3.pdf с34Дата обращения [17.02.2016].4.Artpotпроектная мастерская[Электронный ресурс]. –URL: http://artpot.ru/ru/portfolio/see/263/ [дата обращения: 17.02.2016].5.Википедия [Электронный ресурс]. –URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F Дата обращения [17.02.2016].6.Макарова С.В., Степанова Н.Р. Социальная ответственность –важнейший фактор устойчивости развития организации и общества в целом // Фундаментальные исследования. –2014. –№ 5. –С. 10751079. –URL: http://www.fundamentalresearch.ru/pdf/2014/55/34048.pdf[дата обращения: 17.02.2016].7.Портал Новые лидеры территориального развития [Электронный ресурс]. –URL: http://www.nltr.education/ru/programsДата обращения [17.02.2016].8.САЙТ САНКТПЕТЕРБУРГСКОГОПОЛИТЕХНИЧЕСКОГОУНИВЕРСИТЕТАПЕТРА ВЕЛИКОГО [Электронный ресурс]. –URL: http://5100.spbstu.ru/studencheskiyaktivpolitehasvizitomvurfu/Дата обращения [17.02.2016].9.Официальная группа проекта "Winter F.R.E.S.H." [Электронный ресурс]. –URL: https://vk.com/f.r.e.s.h.krsk Дата обращения [17.02.2016].