Возрастные особенности перцепции представителей других социальных общностей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ефимова В. В. Возрастные особенности перцепции представителей других социальных общностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3386–3390. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86714.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу возрастных особенностей восприятия других людей, в ней представлены выявленные стереотипы восприятия представителей других национальностей, рас.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ефимова Виктория Витальевна,студентка 3 курса Смоленского государственного университета, филологического факультета, направления подготовки: " Английский язык и методика его преподавания", г.СмоленскVika79517171716@yandex.ru

Возрастные особенностиперцепции представителей других социальных общностей

Аннотация. Статья посвящена анализу возрастных особенностей восприятия других людей, в ней представлены выявленныестереотипы восприятия представителей других национальностей, рас.Ключевые слова: перцепция, межличностная коммуникация, социальная среда, национальность, возраст.

Актуальность проблемыВ настоящее время острой является проблема межкультурных коммуникаций. К сожалению, в 21 веке приобрел новую силу взрыв национальной нетерпимости, который нашелотражение в националистических партиях и профашистских молодежных группировках. Примеры тому многочисленны: ситуация на братской нам Украине, выступления экстремистских мусульманских организаций во всем мире, поджоги и демонстрации в Париже, митинги с девизом «Германия для немцев», растущее неприятие волны эмигрантов из Средней Азии в России и другие.К тому же, Европа, столкнувшаяся с волной мигрантов, сегодня уже не способна «переварить» такое количество представителей другой культуры без угрозы потери своей национальной, культурной идентичности. Проблема толерантности теперь не видится столь ясной и прямолинейной как ранее.Перед странами мира стоит насущная задача найти границы разумности в степени терпимости и открытости к представителям иных социальных общностей и не скатиться к неприятию и агрессии. Всовременном мире существует тенденция к интеграции стран в разных областях: экономике, культуре, политике, образовании, которая вызываетнеобходимость народов находить общий язык, грамотно и бесконфликтно выстраивать международную коммуникацию. Это положение требует от наукиисследований, позволяющих лучше понять закономерности восприятия людьми друг друга, рекомендаций по формированию конструктивной толерантности в межнациональных отношениях.Исследования по психологии общения, выявляющие закономерности и характеристики восприятия людьми друг друга,способны помочь обществу в решении этой проблемы. Наше исследование посвящено проблеме изучения перцептивной стороны общения.Объект: перцептивная сторона общения вмежличностной коммуникации.Предмет: особенности восприятия людей других национальностей различными возрастными группами.Цель:определениестепени значимостии особенностей внешних характеристик, влияющихна восприятие представителей иных социальных общностей различными возрастными группами россиян.Методы исследования: были подобраны 10 фотопортретовлюдей разных национальностейи предложены для восприятия респондентам, с целью описания последними своего восприятиячеловека на фотографии, а также составленыанкеты на выявление особенностей возрастной перцепцииреспондентов.В исследовании приняли участие:1) 6 класс "Г" общеобразовательной школы № 2 с углубленным изучением отдельных предметов города Вязьма(20 человек);2) студенты 2 курса филологического факультета направления подготовки «Английский язык и методика его преподавания» Смоленского государственного университета(20 человек).Перцепция(отлат.perceptio)познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Каждому человеку свойственно поразному воспринимать те или иные предметы и явления. На этот процесс могут влиять различные факторы, такие как профессиональная деятельность, гендерные особенности, возраст, окружающая среда и условия, в которых находится человек.Накапливаемые факты, проясняющие все новые взаимозависимости характеристик человека, когда он выступает одновременно как объект и субъект познания других людей и как объект и субъект общения и воздействия на других и со стороны других, дают все больше основании для выделения психологии познания людьми друг друга в относительно самостоятельную область научного исследования. Бесспорно, формирование образов людей и формирование понятий о личностных качествах подчиняются тем же законам, покоторым развертывается формирование у человека образа предмета или обобщенного о нем знания. Но поскольку в этом случае в качестве объекта познания выступает человек, а не предмет, не вещь, познаниеего приобретает новые черты. Он отражается в образах и понятиях, которые возникают у познающих его людей, не только своими пространственновременными характеристиками и даже не только как лицо определенного физического склада, пола, возраста, но и непременно как личность, т. е. как член социальной общности, как индивид, обладающий какимто характером, способностями, конкретно проявляющимися у него и в том, что он делает, и в том, что он говорит, и в том, что он познает.Образы и понятия, которые формируются у людей друг о друге, несяинформацию об объективных характеристиках каждого участника деятельности и о его возможностях, позволяют им вести себя в соответствии с отмечаемыми ими у другого человека свойствами и целесообразно планировать свое поведение. Таким образом, названные формы отражения выполняют важнейшуюфункцию при объединении людей они являются регулятором общения.Особое внимание этим вопросам уделяли ученые А. Бодалев[2] , Б. Ананьев[1], О.Соловьева[3]и многие другие. Познание и взаимноевоздействие людей друг на друга обязательный элемент любой совместной деятельности, от того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности.Отражение человеком других людей нельзя рассматривать как нечто статичное, раз навсегда данное. Развитие индивида,как субъекта познания других людей,проходит много фаз и этапов, которым соответствуют и глубокие изменения в структуре индивидуального сознания. Мысли, чувства и поведение человека по отношению к другим людямсвидетельствуют об общем развитии личности. Поэтому отражение одного человека другим может развертываться на различных уровнях. На разных возрастныхступенях содержание, конкретное соотношение и характер взаимодействия труда, познания, общения и производных от них видов деятельности, в которые включается человек, неодинаковы. Соответственно неодинаковы на каждом из этапов и результаты совокупного и индивидуального воздействия всех этих видов деятельности на формирование человека не только как субъекта познания в целом, но и как субъекта познания других людей в частности. На всех ступенях формирования человека как личности уровень воспитанности субъектавлияет на характер поведения и отношения к нему окружающих, а стало быть, и на характер впечатлений, которые накапливаются у субъекта от общения с людьми.Таких общих знанийо людях у каждого человека постепенно накапливается все больше. И всякий раз, когда один человек воспринимает другого, происходит сопоставление признаков, присущих воспринимаемому человеку, с образцамиобобщениями, которые имеются в опыте воспринимающего.Восприятие человека человеком развивается вместе с развитием самого воспринимающего, с формированием у него потребностей в общении, познании и в труде.

Для определения возрастных особенностей восприятия других людей и выявления стереотипов восприятия представителей других национальностей нами было проведено исследование.20 школьникам и 20 студентам для восприятия предлагался подготовленный блок фотографий,и ставилась задача описать человека на фото. Затем каждомунужно было ответить на вопросы анкеты:1. На что в первую очередь вы обращаете внимание при знакомстве с человеком:а) лицо;

б) жестикуляция;в) одежда;г) национальность;д) голос.2. Как вы считаете, ошибочно ли первое мнение о человеке:а) да, всегда;б) иногда;в) никогда.3.На что вы опираетесь, оценивая человека (расставьте приоритеты, пронумеровав указанные ниже показатели):а) его внешность;б) его национальность;в) его положение в обществе;г) характер ваших взаимоотношений;д) поведение;е) речь;ж) общественное мнение о нем;з) оценка его значимыми для вас людьми;4.Проранжируйте особенности облика человекаот самойважной до самой незначительной:а) одежда;б) жесты;в) голос;г) глаза;д) национальность;е) фигура;ж) походка;з) прическа.5. Продолжите высказывание:" Самая говорящая деталь внешности человека для меня ...., потому что..."

Данные по каждой из 10 фотографий:

1. На фотографии изображена маленькая девочка славянской внешности;элементы одежды, занятие девочки не указывают на какиелибо индивидуальные признаки. Самыми значимыми категориями для ее восприятия стали пол и возраст (пол отмечен 33 раза; возраст –30 раз). Детский возраст вызвал положительные эмоции у реципиентов: при описании использовались прилагательные с положительной коннотацией. Как самая выразительная особенность внешности наэтом фото отмечались глаза (упоминались при описании 22 раза). Какиелибо прогностические суждения в ее отношении не делались, ситуация не домысливалась реципиентами, описания уложились в рамки визуально воспринимаемого. 2.На данном снимке представлена девочка лет восьми, темнокожая, предположительно из Индии. Девочка одета в белую рубашку с цветным галстуком. Она находится в школе, среди других учеников, которые видны на заднем плане. Волосы девочки аккуратно заплетены. Кажется, что она заинтересована чемто. Национальность девочки ярко выражена, поэтому реципиенты часто указывали это(20 раз), но негативных высказываний не последовало, так как представители данного народа нам не встречаются в повседневной жизни часто, а толерантными легче быть на расстоянии. Также отмечали глаза(21 раз), так как взгляду девочки необычный, притягивающий. Отмечался также пол(29 раз).Вид деятельности девочки очевиден,ноэтот факт не принимался во внимание, поскольку для многих глаза оказались более ярким элементом внешности. 3.Здесь изображена девочка, приблизительно 12 лет, темноволосая, кареглазая. Очевидно то, что она принадлежит к какомуто племени. У нее имеются национальный головной убор, кольца на шее и рисункисимволы на щеках. Люди отметили национальность(22 раза) и отнеслись к девочке с сочувствием, посколькуей приходится носить кольца, чтобы вытянуть шею. Это отличительная черта тайского народа, за проступки девушкам снимают кольца и они погибают. Возможно, именно поэтому многие посчитали, что девочка очень грустная. Также люди говорили о губах(13 раз), у девочки они пухлые и ярковыраженные,и отмечали волосы(27 раз), но скорее их больше привлекал головной убор.

4.Девушка на этой фотографии обладает азиатской внешностью, у нее узкие глаза и массивный, ярковыраженный подбородок. Девушка одета в розовый, строгий костюм, скорее всего она работает в офисе или собирается на деловую встречу. Реципиенты часто обозначали национальность(19 раз), потому что она легко прочитывается, но эмоции эта девушка вызывала неоднозначные. Отмечались и ее волосы(27 раз), на фотоони не уложены, у нее нет прически, из этого многие делали вывод, что она неаккуратная. Отмечали так же подбородок и ухмылку на лице.Люди пытались отметить ее недостатки.Те, у кого девушка вызвала положительные эмоции, говорили об ее одежде иороде деятельности.5.На фото представлена обаятельная девушка 28 лет. Ее головной убор (берет) указывает на то, что она француженка. Улыбка девушки бросается в глаза, поэтому опрашиваемые часто на нее указывали (30 раз). Также люди стремились приписать ей такие профессии, как актриса или художница. Это происходило изза имеющегося стереотипа: такой головной убор и шарфик на шее свойственно носить художникам и другим творческим личностям. В основном девушка вызывала только положительные эмоции.6. Здесь изображена девушка славянской внешности, светловолосая и кареглазая. У нее ярко выражены брови, волосы аккуратно заплетены. Она одета в алую спортивную кофту. Взгляд девушки устремлен в сторону, она, очевидно, наблюдает за какимто спортивным мероприятием, которое ее занимает. Поскольку она не отличается от окружающихся нас людей и вполне могла бы встретиться в повседневной жизни, то национальность девушки не называли, этот признак для этой фотографии не был отличительным. Респонденты в основном сосредоточились на описании ее возможного рода деятельности (указали 26 раз), поскольку видно, что девушка увлекается спортом и, возможно, сама является спортсменкой. 7.На данной фотографии изображен мужчина, ему около 40 лет, черноволосый, с густыми бровями и массивным носом. Он одет в спецодежду синего цвета и на груди виднеется бейдж с указанием его рода деятельности. Он работает грузчиком в какомто супермаркете. Взгляд у мужчины серьезный. Опрашиваемые обозначали национальностьне так часто(12 раз), потому что имбыло неприятно говорить об этом. Много раз упоминался нос (25 раз), потому что он бросается в глаза, а также очевидный род деятельности (16 раз). Мужчина в большинстве случаев вызывал антипатию, поскольку люди менее толерантны к тем народам, которые их окружают в повседневной жизни, которые у них на виду. Еще прослеживается негативное влияние низкого социального статусамужчины на мнение о нем.8. На фото представлен американец, ему около пятидесятилет. Он тучный,седоволосый,одет просто, в футболку невзрачного цвета. Он изображен на фоне моря. Как и свойственно представителям данной национальности, он широко улыбается.Многие(20 человек)сразу определяли его национальность. В основном акцент здесь делали на его фигуре (24 раза), говоря о том, что занятия спортом ему не по душе. В основном к мужчине отнеслись позитивно, он притягивалсвоей внешностью, несколько человек сказали, что хотели бы с ним поговорить. Ещеему приписывали такие характерные особенности, как наличие большой семьи идомика у моря. Здесь сработал стереотип. По мнению многих,американцы стремятся к своей мечте, которая заключается у них в семье, своем доме и достатке.9.На данной фотографииизображен солидный мужчина, ему около 45 лет. Он одет в деловой костюм, на руке у него дорогие часы. Он сидит в кожаном кресле. Очевидно, что мужчина занимает руководящую должность или занимается политикой. Он опирается подбородком на руки. У него серьезный или даже злой взгляд. Глаза голубые, волосы русые. Некоторые из опрошенных указывали на его характер (13 раз), так как он прочитывается по позе и по взгляду, видно, что мужчина властный. Также отмечали род деятельности (18 раз). Изза высокого статуса этот человек у многих вызывал восхищение. Статус накладывает на личность стереотипделового, серьезного человека, внешность теряет актуальность, поэтому практически не было описания деталей внешности, зато большинство респондентовуказывали на высокое материальное положение человека.10. Здесь представлен еврейский юноша. У него высокий головной убор шляпа, одет в черный строгий костюм. Также его характерной особенностью является прическа, пейсы. Взгляд юноши направлен в сторону, он явно чемто напуган. Возможно, он направляется на какоето серьезное мероприятие. Эта фотография вызвала неоднозначную реакцию, были затруднения при описании. Школьникивообще не выявляли национальность юноши, взрослые если выявляли, то старались обойти характер, просто описывая внешние особенности. Описываливолосы(у него на фото пейсы, многие не осведомлены, что они так называются), губы, потому что эти черты выделятся больше всего. Они не хотелипоказаться антисемитами, поэтому они осторожничали, боялись выразить свое мнение по отношению к еврейской нации.Для некоторых трудным показалось определить пол молодого человека,так как евреи носят пейсы. Прозвучали такие вопросы: « Что это за косички?», « Это девочка или мальчик?». Здесь мы видим несоответствие костюма и кос, возможно,поэтому были трудности при описании этого молодого человекаАнализируя данные ответов погруппе студентов, мы можем сказать, что наиболее привлекательным сталофото3, на котором изображена девушка в экзотическомнациональном костюме, с кольцами на шее, с рисунками на лице. Эта фотография получила наиболее развернутые описания у частников эксперимента, включившие 372 слова.Менее всего внимание привлекли фото 5 и 4 (по ним даны самые короткие и неэмоциональные описания).Можно сделать вывод, что люди на этих фото вызывали или безразличие, или просто озадаченность.Возможно, по отношению с другими фотографиями, эти оказались менее яркими и интересными. Но фото номер 5 не вызвало отрицательных эмоций, говорили о том, что девушка обворожительная, счастливая, улыбчивая.Описывая людей на фотографиях, студентыдовольно часто говорили о национальности (103раза) иуказывалипол(70раз), редкоописывали улыбку(28раз) и упоминали уши(9раз). Можно отметить, что ответы на вопросы анкеты, так же как в группе школьников, невсегда совпадали с их описаниями фото(в 13 случаях из 20). Так, в анкетеони отмечали как самуюзначимую деталь внешности глаза, но в описаниях людей на фото они не обращали на эту деталь внимания. Можно предположить,что люди отвечали на вопросы анкеты в соответствии с установками, которыесложились в межличностной среде. Их истоки, скорее всего, в литературе, русской классической литературес ее традицией описывать глаза героев, как важную характеристику их личности («зеркало души»). В реальной же практике такой художественной чуткости в восприятии другого человека реципиентам не достает, зато признаки национальные воспринимаются и оцениваются первыми.

Наибольший интерес у школьников вызвало фото номер 1 (всего про нее было сказано 130 слов).Возможно, потому что это фото они описывали первым. Наименьший интерес вызвало фото номер 5(110слов). Также реципиентов привлекли фото 2,3 и 4(128,129 и 125 слов), так как на фото изображены интересные представители других народов, на фото они увидели различные особенности этих народов, которые им показались привлекательными. Фото номер 10 у многих вызвало озадаченность, возможно,потому что у школьников этого возраста отсутствует представление о еврейской нации, у мальчика на фото есть пейсы, а поскольку они незнают традицийэтого народа,им было трудно чтото сказать об этой фотографии.Ответы на вопросы анкеты не всегда совпадали с описаниями фотографийи в группе школьников(в 13 случаях из 20). Школьники практически не обращали вниманияна национальность(указали 23 раза), так как на данном этапе развития им важны другие особенности, на основекоторых они выстраивают свое отношение к человеку. Часто указывали пол(47раз) и возраст(72 раза), также много описывали волосы(67) и глаза(55).Дети более всего обращали внимание на возраст, так как возраст и пол собеседника для них –ориентир для выстраивания уровня и характера контакта, сигнал, задающий свод правил для поведения в общении.Группа школьников нередко приписывала черты характера людям на фотографиях (36 раз). Были случаи, когда дети (3 человека) рассуждали из какой семьи человек, определяли, есть ли у него семья. Это означает, что для них это важная характеристика для восприятия человека. Также выявилась следующая тенденция

школьникиотмечалигипотетические черты характера, изображенных на фотографиях людей. Подросткиактивноучатся завнешностью увидетьхарактер, предположить особенности поведения человека, сформировать отношениек нему, на основе увиденного. Они уже накапливаютсвой собственный опыт, ранееже действовали на основе того, что им говорили их родители, другие значимые взрослые.Представляется, что на основании полученных данных можносделать следующие выводы:1.Чаще всего респондентыпри описании людей, изображенных на фото, указывали их пол и возраст, следовательно, эти категории являются наиболее значимыми при первичномвосприятии незнакомого человека.2.Подростки приписывали людям на фото некоторые черты характера, эта возрастная категорияучится за внешностью видеть характер, осваивает прогностические мыслительные операции. Студенческому возрасту это оказалосьнесвойственно, эта группа участников опроса оказалась в своих суждениях более осторожна, поскольку студенты уже сталкивались с ситуациями, когда внешность была обманчива, они знают, что их прогнозы могут оказаться неверными.3. Люди не акцентируют внимание на национальности незнакомого человека только в том случае, если сами к ней принадлежат. 4. К детям других национальностей относятся позитивнее, чем ковзрослымпредставителям других социальных общностей. 5. Участвовавшие в опросе девушкистудентки при восприятии на фото лиц мужского пола обращали внимание на элементы, несущие информацию об их материальном достатке, социальном статусе и семейном положении. 6. Негативное оценочное восприятие касалось чаще всеготех иностранцев, которые нередко находятся рядом(представители Средней Азии, Кавказа и другие), с представителями нации которых был негативный опыт общения лично или у коголибо из знакомых, о ком есть негативная информация в средствах массовой информации. А вот тех, кто существует гдето потенциально (полинезийцы, индейцыи другие.) воспринимают индифферентноили положительно. То естьлегко быть толерантным в теории, потенциально, а не тогда, когда повседневная практика требует этого.

7. На степень толерантности восприятия оказывает влияние социальный статус незнакомца. Например,максимальное количество негативных эмоций вызвала фотография человека, в котором увидели бедного выходца из бывших среднеазиатских советских республик («возможно, что этот человек продавец шаурмы на вокзале в Москве», «лицо егоне обременено интеллектом», «лицо доброжелательное, но кустистость повышена», «у него нет паспорта», «у него 7 детей и 4 жены, но он их бросил и работает таксистом»). В человеке европейской внешности с дорогими часами на руке, изображенном на фоне дорогойобстановки, предположили ум,честолюбие, основательность, а девушки еще и некоторые добродетели.7. Если у человека на фото необычное лицо, то описывают его, а если нет никаких выразительных черт в лице, описывают другие атрибуты–одежду, возрастные особенности, детали окружающей среды и прочее.8. Подростки меньше внимания обращают на национальность незнакомого человека, чем студенты.

Ссылки на источники1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М.:Академияпедагогических наук РСФСР.1960.2.Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Московский университет.1982.3.Соловьева О.В.Обратная связь в межличностном общении.М.:МГУ.1992.