Проблемы взаимодействия цены и конкуренции

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Паевская А. А. Проблемы взаимодействия цены и конкуренции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3416–3420. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86721.htm.
Аннотация. Статья представляет собой совокупность теоретических и методологических положений, отражающих сущность и содержание современных процессов ценообразования и конкуренции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи


Паевская Анна Александровна,студентка ЧОУ ВО «Южный институт менеджмента», г. Краснодарpaevskaya.anna@mail.ru

Проблемы взаимодействия цены и конкуренции

Аннотация.Статья представляет собой совокупность теоретических и методологических положений, отражающих сущность и содержание современных процессов ценообразования и конкуренции.Ключевые слова:конкуренция, цена, теория конкуренции, конкурентоспособность.

Конкуренция выступает особой чертой, выявляющей достоинства рыночной экономики над экономикой с централизованным планированием. Для того,чтобы предприятие продолжало существовать в среде современного рынка, крайненеобходимо появление конкурентоспособных товаров.В различных статьях, работах, о конкуренции пишут довольно таки немало, в каждой из нихвстречаются прочие представления этого понятия.В литературе, посвященной проблемам конкуренции, выдвигают три подхода к объяснению конкуренции.Первый подход объясняет конкуренциюкак состязательность на рынке[7].Приведённый подход характерен обычно для отечественных экономистов, ознакомлявшихся с конкуренцией теоретически.Взгляд второго подхода на конкуренцию представляет собой неотделимый элемент рыночного механизма, с помощью которого приходят в равновесие предложение и спрос на рынке[5].Данный подход присущ классической экономической теории.Третий подход объясняетконкуренцию как критерий, который показывает тип отраслевого рынка[9].Такой подход опирается на современную теориюрынка и носит ярко выраженный характер, позволяющий производитькритерии и подходы, сохраняющие вмешательство государства в конкуренцию рынка.Применительно к экономике принято говорить о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, они лимитируют вероятность одностороннего влияния конкурента на среду обращения товаров[6].Выделяют 3 важных аспекта конкуренции:

степень состязательности на рынке;

саморегулирующий элемент рыночного механизма;

критерий, определяющий тип отраслевого рынка.

В согласии с закономРФ от 26.07.2006 №135ФЗ (ред. от 04.06.2014г.) «О защите конкуренции», сказано о том, что конкуренцияопределяется как соперничество хозяйствующих субъектов, где каждый из них не вправе влиять на совместные условия обращения товаров на товарном рынке[4].Под конкуренциейследует пониматьборьбу между субъектами экономической деятельности за приобретение наивысшего результата. Теория конкуренции нашла свое отражение в трудах зарубежных авторов Адама Смита, Давида Рикардо, Джона Мейнарда Кейнса, Фрэнка Найта и других. Так же не могли не внести свой вклад в несовершенную конкуренцию такие учёные как Эдвард Чемберлин, Антуан Огюст. А. Смит считал, что в конкуренцииесть воплощение мотивацииэкономического поведения людей в рыночной системе. По его мнению,так какрынокэто система, для избеганиянегативных последствий, государству не стоило вмешиваться в сферу свободной конкуренции. Д. Рикардо и другие экономисты классического направления развили идеи ценового

регулирования рынка в результате свободного соперничества между продавцами и покупателями. Представитель неоклассического направления А. Маршалл дополнил поведенческую трактовку конкуренции, связав ее с проблемой редкости ресурсов. Маршалл считал, что механизм совершенной конкуренции обеспечивает экономический рост. При данном подходе, получившем развитие в теориях несовершенной конкуренции, происходит смещение акцента с борьбы покупателей и продавцов на анализ структуры рынка. Опираясь на долю воздействия субъектов над рынком, выдвигают 4 модели рыночной экономики: олигополия, монополия, совершенная и монополистическая конкуренция.Еще один подход к определению сущности конкуренции рассматривает роль, которую она играет в экономике. Например, Й. Шумпетер связал ее с процессом нововведений и функцией предпринимательства. Нововведения дают шанс влиять на спрос, создание цен и издержек, а не только воздействуют на изменение продукции и технологии. Такая конкуренция, стимулируемая погоней к повышениюприбыли, взяла себе наименование «эффективная», благодаря качеству продукта и достижениям в издержках производства.

Сторонник либеральной экономики и свободного рынка Фридрих Август фон Хайек считал, что конкуренция есть порядокоткрытия отсутствующего знания в обществеотаких фактах как технологические возможности, потребительские предпочтения, институты, инвестициии так далее, которые без обращения к ней оставались бы никому не известными[3]. Следовательно,конкуренция играет огромную роль в хорошо сформировавшихся экономических системах как исследовательский процесс, в направлении которого идёт нахождение возможностей людьми при достижении успеха. Так же перед нами предстаёт основатель безупречной модели совершенной конкуренции Д. Рикардо. Автор отвёл своё внимание к функциям системы в долговременной перспективе в целях её описания. Разобравшись с условиями, Д. Рикардо полагает, что для них весомымпредставляет для себя того, что под влиянием предложения и спроса между субъектами формируются цены. В случае, если участники рынка откланяются от активной деятельности, они приобретают информацию об объёмах производства, ценах. Принятие решений для фирмыв главной степени основывается на качественноценовых матрицах, уменьшающих реализации продукции и затраты производства[6]. Благодаря теоретическому абстрагированию Рикардо смог объяснить свои долговременные предположения, ему удалось найти решение проблемы роста в среде совершенной конкуренции, а так же теории распределения и ценностей. Главным в его учении стал «закон рынков», при абсолютной занятости утверждающий направление равновесного состояния. Таким образом,в XIXвеке экономисты опирались на концепцию свободного рынка, где возникала конкурентная борьба между продавцами и покупателями. Проблема соответствия монополизма и конкуренции была основной из проблем экономической теории ХХ века, которые, по нашему мнению, не следует противопоставлять. Важным, если не решающим фактором стала деятельность холдинговых компаний, трестов, картелей, синдикатов и т.д.

Несмотря на то, что теорий конкуренции было достаточное количество из их состава можно выделить такую немало важную теорию как марксистскую.Фридрих Энгельсобъяснял конкуренцию как широкое проявление войны между людьми в нынешнем обществе[7].Карл Маркссчитал, чтона отличие между издержками производства и стоимостью товара опирается закон капиталистической конкуренции. Он распознал межотраслевуюи внутриотраслевую формы капиталистической конкуренции.



Такие работы как «Экономическая теория несовершенной конкуренции» и «Теория монополистической конкуренции», авторами которых являются Дж. Робинсон и Э. Чемберлин, сделали вывод о начале неценовых форм конкуренции, а так же в среде монополии о характере ценообразования. Данные произведения соединяют довольно серьёзное понимание действия рыночного механизма и анализа, при всём своём отличии между ними.

Каждый из представленных подходов учитывает те или иные аспекты понятия конкуренции.Но необходимо заметить, что под влиянием различных факторов на рынок, возникает конкурентная среда.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:1.Конкуренция играет важную роль в экономике. Она выступает своеобразным решающим механизмом рынка, позволяет ускорить введение инноваций и научнотехнический процесс, благодаря ей происходит падение цен и затрат производства, так же позволяет более полно удовлетворять потребности населения. 2.Конкуренция наряду с положительными имеет и отрицательные стороны: обуславливает разделение субъектов хозяйствования, способствует монополизации рынка, чтообъективно подрывает её конкурентные начала и дух предпринимательства, повышает нестабильность рынкав экономике.Данные минусы должны сглаживаться посредством проведения соответствующей государственной политики.3.Теория конкуренции нашла свое отражение в работах российских и зарубежных теоретиков, объясняющих с разных точек зрения ее суть и значение для экономики различных стран.Какова же роль фирмы в изменении цены? Для фирмыочень важным является учёт предполагаемых реакций свзгляда фирмконкурентов на её ценовые действия. Их реакцияидёт мгновенно, в том случае, если конкурентов значительное количество, покупатели ознакомлены о ситуации на рынке, а товары не отличаются друг от друга. Ценыизображают гибкий, тонкий инструмент и вместе с этим для управления экономикой сильный рычаг, но их вероятность влияния на уровень жизни, экономику, довольно маленькая, чем надежды, лежащие на ценовом механизме и ценах людей. В ценовом механизмеотличают и подчёркивают две взаимодействующие части. Следует различать и выделять две взаимодействующие части. Вопервых, ценообразование как порядок установления, образование новых цен и поправка нынешних, вовторых, цены, их структура, виды, динамика преобразования и величина.В связи с этим, ценообразование и цены, в главной степени, и есть ценовой механизм.В нынешней среде, когда фирмы с довольно высокой технологией в борьбе с конкурентами пользуются инновациями, информационные технологии помогают передавать сведения по всему миру, а покупатели оказываются решительнее, цена выступает главнымфакторомвборьбе с конкурентами.Борьбой между фирмами за объём с определённым лимитом спроса потребителей является рыночная конкуренция, которая ведётся фирмами на открытых им сегментах рынка.

Имеются некоторые средства ведения конкуренции. Выделяется несколькометодов ведения конкуренции. Ценовая конкуренция получила своё название, потому что протекалаблагодаря маневрированию ценам[1]. Цены можно ускоренно изменять в сторону понижения или повышения, они являются гибким инструментом маркетинга. Данная конкуренция намеривает продавать товары по наиболее низкой цене в отличие от конкурентов.



Если фирме начать предлагать товар по более низкой цене в соотнесение с конкурентами, то на предприятии необходимо использование новейших технологий, благодаря которым могло бы производиться большое количество продукции в наименьший промежуток времени, расходоваться как можно меньше, имеющихся ресурсов, что обеспечило бы сокращение затрат на производство продукции.Для того, чтобы не произошло наступление морального износа, незаменимым здесь будет своевременное восстановление активной части главных фондов. Снижению в структуре издержек на товары и освобождению рабочей силы помогают автоматизация производства и комплексная механизация.Организация логистики на предприятииочередной фактор, позволяющий снижатьзатраты на продукцию, а так же,скорее всего, снижать цены на неё.Конкуренция вырабатывается более жёсткая, таким образом успех предприятий, не занимающихся практической деятельностью управления и построения неплохо налаженной цепочкой поставок стоит на грани. Продуктивно построенная цепь доставляет движение материалов, минимизирующих возникновение неважных активов, например, ненужные запасы готовой продукции на складе. Когда речь идёто ценовой конкуренции нельзя неотметить, что для покупателя важно знать полные затраты на приобретение продукции, то естьценутовара,в которую входят затраты на эксплуатацию нужного изделия и продажная цена.Введение нового товара с усовершенствованными потребительскими качествамии незначительное повешение цены свойственно скрытой ценовой конкуренции.

Неценовая конкуренция предполагает качественное обслуживание покупателей, грамотное продвижение товара, упаковку, условия и сроки поставки, что даёт возможность фирме повысить продажи при текущей цене. Главными методами неценовой конкуренции в основном считаются рекламирование товара, предложение дополнительных услуг, гарантий, увеличение ассортимента товара, повышение его качества.Неценовая конкуренция –достаточно смелый толчок для упорного улучшения производства. Товаропроизводитель, чтобы,не разорившись, победить конкуренцию на рынке, обязан технически улучшать своё производство, выпускать как можно больше новых товаров, стараясь повысить их качество.

По нашему мнению, при неценовой конкуренции, конечно, на первом плане должны быть качество товара, уровень обслуживания, престижность и другие факторы, но и роль ценыздесьне уменьшается.

Рыночное соперничествопо своим результатам имеет отличие

от количества его участников. В связи с этим самостоятельная конкуренция в силах изменить цены лишь некоторых продавцов. Конкуренция вызывает движение общей рыночной цены,являясь важной в государственном масштабе. Покупатели и продавцы оказываются малозначимымисобственниками, это и есть особенность свободной конкуренции.Следовательно, установить данную для всех цену и овладеть рыночным пространством, в одиночку не в силах никто. В связи с этим при установлении цены в условиях индивидуальной конкуренциисуществует несколько правил[2]:

владельцы товаров должны учитывать уровень равновесной цены как нормативлогично объяснённого хозяйствования.В том случае, если продавец поднял цену продукцию, Если продавец установил очень высокую цену на свою продукцию, превышающую равновесный уровень, произойдёт столкновение с застоем продукции, оставшейся без реализации.Тогдаспустя некоторый промежуток времени будет необходимым снизить цену, в ином случае даже придётся продавать товар по такой цене, которая устроит покупателя. Аэтосвязано с непредсказуемыми убытками;



для того, что товаропроизводитель произошёл равновесную цену, он стремится к более низкому расходу ресурсов на изделияи старается создатьтовары по более низкой цене, чем предыдущие. Хотя он продаёт товары по цене, идентичной для всех.

Таким образом,появляется дополнительная прибыль, представляющая собой различие между индивидуальной и равновесной ценой.

при увеличении состязания конкуренты используют метод ценовой конкуренции. Применение демпинга, т.е. продажа продукции по наименьшим ценам, происходит в том случае, когда в бюджете достаточно средств.Закон конкуренции в масштабе национальной конкуренции это закон, в результате которого появляется процесс для повышения качества продукции, понижения его средней цены[8]. Так же закон конкуренции есть выталкивание дорогой и с низким качеством продукции. Считают, что в борьбе на рынке участвуют лишь отдельные продажи товаров. Но действительным оказывается то, что на бурной арене рынка идёт война между ними.При этом у продавцов возникает желание к выгодным продажам и стремление к переманиванию у своих конкурентов покупателей. Одновременно с этим, интерес покупателей, заключается в том, чтобы приобрести продукты и избавиться от конкурентов, претендующих на данный товар. Главное противостояние проходит между продавцами и покупателями, которые находятся на различных местахв соотношении уровня цены. Одни идут на всё, чтобы продать свой товар по высокой цене, другие хотят купить изделия подешевле и получить помощь.Длятогочтобы с полной отдачей происходило воздействие сопернических сил на цену рынка,необходима крайне немалая критическая масса покупателей и продавцов[9].В таком случае, по нашему мнению, в роли значительной силы, предстаёт национальная конкуренция, направляющая работу всех агентов рынка по источникам,насчёт которых они даже не догадываются.Выделяют три явления, накоторые воздействует конкуренция:1)Воздействие на цены, предлагаемые на рынке.2)Устранение нестабильного соотнесения предложения и спроса в пределах национального рынка.3)Приведение к точке равновесия рыночную цену. В состояниимонополии предложениязначение политики цен достаточно большое. Монополисты в силах сами устанавливать цены, они могут не учитывать ответную реакцию иных производителей. А главным он должен воспринимать реакцию покупателей на ценовой уровень. При установлении цены, чем меньше покупателей, тем больше увеличиваетсямонопольная власть, аот большого количества покупателей его товара власть над ценой становится слабой. Ввиду того, что монополиста привлекает общий доход, а не доход с определённой продукции, дляегоувеличения он может заниматься ценовойдискриминацией. Назначением различных цен на идентичную услугу или продукт является ценовая дискриминация, вместе с тем имеютсяразличия в ценах, не связанные с издержками.

В состоянии олигополии предложения значение политики цен значительно,потому что предприятия имеют немалую степень для контроля над рынком. При таком типе рынка возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но обычно не очень действительными являются ценовые методы борьбы. Между предприятиямипроисходит взаимодействие.В случае снижения цены, одного из конкурентов, остальные обязаны отвечать соответствующе, иначе может возникнуть огромная потеря покупателей и дохода. Затраты на производство товаров за счёт эффекта масштаба понизятся, если производить продукцию будут большие предприятия. Объяснение ценовой политики в отрасли происходит путём изменения цены, лидирующим конкурентом в производстве. Остальные вынуждены подчиняться ей. При это ценовая конкуренция

теряет силы.Данная ситуация характеризует олигополию. Монополист должен следить за реакцией конкурентов и потребителей, когда изменяет цены и объёмы производства. При повышении цен конкурентов, фирме следует сохранить неизменными цены и тем самым заманить к себе покупателей. Чтобы испортить ситуацию конкурентов на рынке, когда они снизят свои цены, фирме необходимо на более большую величину снизить цены. Ещё как вариантом является улучшение качества товара, его рекламирование в борьбе между олигополистами за покупателей.Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:1.В экономической литературе принято разделять конкуренцию на: ценовуюинеценовую. Ценовая конкуренция предлагает свободную рыночную борьбу, когда даже одинаковые товары рекомендовались по различным ценам на рынке. В нынешнем обществе ценовая конкуренция потеряла такой смысл в лучшую сторону неценовых методов конкурентного соперничества, основанного на системе качества товара.2.На политику ценообразования предприятий влияет тип рынка товара. На рынке совершенной конкуренции цена на товары и услуги формируется самим рынком. В условиях монополистической конкуренции цены устанавливаются самим монополистом, который вправе не учитывать чьито мнения. При олигополистическом типе рынка возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция.

Ссылки на источники1.Гладких

Д.

Государственное

регулирование

экономики

при

помощи

ценообразующихфакторов //

Экономика

и

жизнь.



2010.





1.



С.

4752.2. Лабзунов П. П. Управление ценами и затратами в современной экономике. –М.:Книжный мир, 2013. –С. 188.3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА, 2009. С. 276.4. О защите конкуренции: офиц. текст: Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135ФЗ (ред. от 04.06.2014) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».5. Папава В. Рыночная экономика: Учебник. Том 1, часть 1. –М.: Соминтек, 2010.6.Самойлович В. Г. Экономика предприятия / В. Г. Самойлович, Е. К. Телушкина. –М.: Академия, 2012. –224 с.7. Шеремет А. Д. Экономика предприятия: изд. 3. –М.: ИНФРАМ, 2010. –С. 120.8. ШвандарК.В.Международная конкурентоспособность: трансформация понятия, критерии оценки, практические результаты // Вестник московского университета. 2008. №2.

С. 127135.9. Яковлева Ю. А. Роль конкуренции в рыночной экономике // Молодой ученый. 2014. №3. С. 610613