Статистический анализ занятости и безработицы в Пермском крае

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Елена С. П. Статистический анализ занятости и безработицы в Пермском крае // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3466–3470. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86731.htm.
Аннотация. Тема работы достаточно актуальная в современном обществе. Ни в одной стране мира ситуация не сложится так, чтобы все экономически активное население было занято. Государство может помогать своему народу и не допускать, чтоб у большей части населения отсутствовало место работы. Заработная плата является одним из главных источников дохода, увеличение которого влечет за собой увеличение национального дохода.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пестушкина Елена Сергеевна, студент гр. 14Уп(ба)УПО, II курс Научный руководитель: В.Б. Кузнецова, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»,г. Оренбургpestushkina1996@mail.ru

Статистический анализзанятости и безработицы в Пермском крае

Аннотация.Тема работы достаточно актуальная в современном обществе. Ни в одной стране мира, ситуация не сложится так, чтобы все экономически активное население было занято. Государство может помогать своему народу и не допускать, чтоб у большей части населения отсутствовало место работы. Заработная плата является одним из главных источников дохода, увеличение которого влечет за собой увеличение национального дохода.Ключевые слова:безработица, рынок труда

Тема работы достаточно актуальная в современном обществе. Ни в одной стране мира, ситуация не сложится так, чтобы все экономически активное население было занято. Государство может помогать своему народу и не допускать, чтоб у большей части населения отсутствовало место работы. Заработная плата является одним из главных источников дохода, увеличение которого влечет за собой увеличение национального дохода.Безработица —социальноэкономическое явление, выступающее как отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей части экономически активного населения, способной и желающей трудиться.Безработица –это социальноэкономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее [11, c.303]. К безработным относятся лица в трудоспособном возрасте, которые в рассматриваемый период:

заняты поиском работы

не имели места работы;

обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия или работодателю, использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

были готовы приступить к работе.Безработица оказывает свое влияние на человека, группу лиц или общество, как в негативной, так и с позитивной стороны. Безусловно, посмотрев на безработицу с экономической стороны, тогда она будет влиять на предприятия, города, регионы и в конечном счете навсю страну. Учитывая это, безработицу можно рассмотреть по целому ряду критериев, социальных и экономических.К основным причинам безработицы относятся экономический спад и уменьшение государственного сектора, природные факторы, структурные изменения, несовершенство информации на рынке труда (фрикционная).В России статус безработного определен более жестко: согласно Закону «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имели работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней; кроме того, законом определено, что безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, и пенсионеры по возрасту.Основными факторами, влияющими на развитие безработицы, являются демографические, техникоэкономические и экономические факторы, т. к. от них в первую очередь зависит на спрос на рабочую силу. Именно количеством, точнее недостатком, рабочих мест и уровня занятости определяется наличие и величина безработицы.

Было проведено исследование безработицы в Пермском крае за 20102014 гг.и были сделаны соответствующие выводы. Возникновение безработицы в Пермском крае связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве основной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике.Анализ статистических показателей распределения безработных по полу показал, что, несмотря на индустриальный характер экономики Пермского края, мужчины так же подвержены риску безработицы, как и женщины в условиях стабильного функционирования экономики.Состояние рынка труда Пермского края в 2014 году характеризуется сочетанием противоречивых тенденций.Уровень общей безработицы в Пермском крае снизился до исторического минимума за весь период проведения органами государственной статистики обследований населения по проблемам занятости (с 1992 года) и составил 6,4 % к численности экономически активного населения, а уровень регистрируемой безработицы сократился до предкризисного значения 1,7 %.

На 2014 г. уровень общей и регистрируемой безработицы в Пермском крае оказался выше среднероссийского и среднего по Приволжскому федеральному округу (1,4% и 1,1% соответственно). Однако показатели деятельности СЗН по трудоустройству безработных в исследуемом периоде являются приемлемыми, отражающими реальную обстановку на рынке труда. Таблица 1

Уровень безработицы по Российской Федерации и регионамПриволжского федерального округа на 1 января 2014г [11].



РегионыРегистрируемая безработицаОбщая безработица (по МОТ)Факт на 1.01.2014, % к ЭАНФакт на 1.01.2015, % к ЭАНФакт(IVкв. 2014), % к ЭАНРанг (место среди регионов РФ от min) Российская Федерация1,41,25,5

Приволжский фед.округ1,10,94,9

в том числе:



Нижегородская область0,60,54,412Республика Башкортостан1,31,26,130Республика Марий Эл1,00,85,220Республика Мордовия1,00,84,311Республика Татарстан1,10,84,210Удмуртская республика1,21,06,231Чувашская республика0,80,74,917Кировская область1,31,25,220Оренбургская область0,91,25,119Пензенская область1,01,04,816Пермский край1,51,56,632Самарская область1,00,92,72Саратовская область1,00,95,119Ульяновская область0,60,55,119Регионы–конкуренты из УрФО:





РегионыРегистрируемая безработицаОбщая безработица (по МОТ)Факт на 1.01.2014, % к ЭАНФакт на 1.01.2015, % к ЭАНФакт(IVкв. 2014), % к ЭАНРанг (место среди регионов РФ от min) Свердловская область1,31,26,130Челябинская область1,51,46,029

Исходя из приведенного анализа, можно сделать вывод, что в 2014 году в Пермском крае прослеживается тенденция ухудшения показателей общей безработицы (по методологии МОТ): по данным Росстата, в IV квартале 2014 года уровень общей безработицы составил по России 5,5%, а в крае 6,6% (IV квартал 2013 г. 4,9%) [8, c. 422].В целом, следует сказать, что правительство Пермского края уделяет недостаточно внимания проблемам молодежной и женской безработицы. Предлагаемые меры зачастую носят временный и поверхностный характер, что явно недостаточно для изменения ситуации на рынке труда по данным параметрам.Формирование рынка труда должно включать следующие направления:1)создание эффективной рабочей инфраструктуры (информационных бирж труда, автоматизированных систем сбора и обработки информации о спросе и предложении рабочих мест);2)социальноэкономическая ориентация на те сферы труда и экономических отношений, которые наиболее подвержены изменениям;3)создание региональной системы стимулирования труда;4)ориентациясоздаваемых бирж труда на социальную защиту работников (применение контрактной системы найма) [12, c. 42].Для обеспечения занятости трудоспособного населения необходимо достичь равновесие между численностью экономически активного населения и количеством необходимых для него рабочих мест. Для этого необходимо прогнозирование занятости населения. С этой целью используют статистический учет потребности в трудовых резервах. При этом важно учитывать особенности применения рабочей силы как социального фактора.

Принципы трудовой занятостизапрещение принудительного труда и право каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род занятий и профессию;

занятость как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая им трудовой доход;

полная занятость, связанная с осуществление права на труд и права на защиту от безработицы.

Рисунок 1 –Принципы трудовой занятости

Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социальноэкономического развития территорий.Решение проблем трудоустройства на региональном уровне возможно следующим образом:1) развитие системы подготовки ипереподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);2) совершенствование информационного обеспечения;3) обеспечение приспособленными помещениями иподготовленными кадрами центров занятости;4) целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;5)повышение эффективности регистрации, трудоустройства исоциальной поддержки безработных;6)

поддержка на рынке труда беженцев ивынужденных переселенцев, граждан сограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи иподростков идругих социально незащищенных групп населения;7) организация общественных ивременных работ.В соответствии сКонцепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. №1662р, Указом Президента Российской Федерации от 7мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», основными задачами государственной политики всфере реализации подпрограммы являются:1)расширение практики стажировок ворганизациях молодых специалистов сцелью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;2) стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей идетейинвалидов;3) создание условий для интеграции втрудовую деятельность лиц сограниченными физическими возможностями, вчастности путем создания специальных рабочих мест для инвалидов;4) развитие системы профессиональной ориентации ипсихологической поддержки населения, втом числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации ктрудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;5) повышение качества предоставления услуг вобласти содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения ичастных агентств занятости, их взаимодействия;6) осуществление комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам ичленам их семей, переселяющимся для работы вдругую местность, включая субсидирование затрат на переезд иобустройство;7) реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан сцелью стимулирования их кактивному поиску работы;8) предоставление на добровольной основе дополнительных мер защиты от безработицы на страховых принципах.В рамках программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермском края, нацеленной на реализацию приоритетных задач социальной политики имодернизации экономики вчасти создания эффективного ицивилизованного рынка труда предусмотрена муниципальная политика всфере регулированию трудовых отношений. Таким образом, государство выделит средства из федерального бюджета на помощь по содействию самозанятости безработных граждан, тем самым появятся новые рабочие места. Было проведено Социальноэкономическое обоснование предложенных рекомендацийЭкономический эффект должен показать следующие результаты:1) снижение числа безработных граждан;2) увеличение налоговых отчислений вкраевой бюджет;3)улучшение качества обслуживания, работ иуслуг благодаряповышению конкуренции идр [8, c. 420].В таблице 2приведен примерный расчет экономической эффективности мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан на базе муниципальных бизнесинкубаторов.Расчет показывает, что если Правительство Пермского края примет решение овыделении из краевого бюджета финансовых средств для субсидирования 1500 начинающих предпринимателей из числа безработных вразмере 151,8 млн. рублей (1 субсидия вразмере годового максимального пособия по безработице составит 100 тыс. рублей), экономический эффект данного мероприятия ввиде заработной платы бывших безработных иотчислений снее всоциальные фонды составит 141,26 млн. рублей, аего окупаемость составит 1,93 рубль на 1рубль затрат.При этом государство должно обеспечить защиту местного производителя от внешнеэкономической конкуренции, совершенствование нормативноправовой базы, направленной на стимулирование развития рабочих мест, усиление роли иответственности участников социальнотрудовых отношений всфере занятости населения, стимулирование работодателя красширению социальных гарантий для своих подчиненных, совершенствование налогового законодательства, введение налоговых льгот для инновационных проектов, льготное кредитование, государственный заказ, что приведет кэкономическому росту страны вцелом.Таблица 2Расчет экономического эффекта от создания бизнесинкубатора по содействию самозанятости безработных граждан

Аналогичный расчёт можно провести по таким проблемным категориям безработных как граждане сограниченными возможностями иженщины. Эти расчёты приведены втаблицах 3 и 4соответственно.Данный расчет показывает, что если Правительство Пермского края примет решение овыделении из краевого бюджета финансовых средств для усиления трудоустройства 1000 инвалидов из числа безработных вразмере 31,2 млн. рублей (1 субсидия вразмере годового максимального пособия по безработице составит 30 тыс. рублей), экономический эффект данного мероприятия ввиде заработной платы №ПоказательЕдиница измеренияПоказатель12341Численность безработных, создавших собственное делочеловек1 5002Средняя продолжительность периода работы вотчетный годмесяцев73Среднемесячная заработная плата начинающего предпринимателятыс. рублей21,474Годовой ФОТ участников мероприятиятыс. рублей293 065,55Затраты краевого бюджета на выдачу субсидий начинающим предпринимателямтыс. рублей151 800,006Экономический эффект мероприятиятыс. рублей141 265,57Окупаемость (экономическая эффективность на 1руб. затрат)рублей1,93бывших безработных иотчислений снее всоциальные фонды составит 66,17 млн. рублей, аего окупаемость составит 3,12 рубль на 1рубль затрат.Таблица 3 Расчет экономического эффекта по содействию занятости безработных граждан сограниченными способностями [8, c. 422].

№ПоказательЕдиница измеренияПоказатель

12341Численность безработных, устроенных на работучеловек1 0002Средняя продолжительность периода работы вотчетный годмесяцев712343Среднемесячная заработная плата работника сограниченными возможностями (50% средней по краю)тыс. рублей10,74Годовой ФОТ участников мероприятиятыс. рублей97 370,05Затраты краевого бюджета на выдачу пособий безработнымтыс. рублей31 200,06Экономический эффект мероприятиятыс. рублей66 170,07Окупаемость (экономическая эффективность на 1руб. затрат)рублей3,12

Таблица 4 Расчет экономического эффекта по переобучению исодействию занятости безработных женщин [8, c. 422].

№ПоказательЕдиница измеренияПоказатель1Численность безработных, устроенных на работучеловек10002Средняя продолжительность периода работы вотчетный годмесяцев73Среднемесячная заработная плататыс. рублей21,474Годовой ФОТ участников мероприятиятыс. рублей195 377,05Затраты краевого бюджета на выдачу пособий безработнымтыс. рублей31 2006Экономический эффект мероприятиятыс. рублей164 177,07Окупаемость (экономическая эффективность на 1руб. затрат)рублей6,26

Данный расчет показывает, что если Правительство Пермского края примет решение овыделении из краевого бюджета финансовых средств для усиления трудоустройства 1000 женщин из числа безработных вразмере 31,2 млн. рублей (1 субсидия вразмере годового максимального пособия по безработице составит 30 тыс. рублей), экономический эффект данного мероприятия ввиде заработной платы бывших безработных иотчислений снее всоциальные фонды составит 164,17 млн. рублей, аего окупаемость составит 6,26 рубль на 1рубль затрат.Были разработаны следующие мероприятия, направленные на снижение уровня безработицы в Пермском крае:

сформировать рынок труда со следующими направлениями: создание эффективной рабочей инфраструктуры; социальноэкономическая ориентация на те сферы труда и экономических отношений, которые наиболее подвержены изменениям; создание региональной системы стимулирования труда; ориентация создаваемых бирж труда на социальную защиту работников;

решить проблемы трудоустройства на региональном уровне следующим образом: развитие системы подготовки и переподготовки населения; усовершенствовать информационное обеспечение; обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости; целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих; повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных; поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, организация общественных и временных работ.

Ссылки на источники1Закон РФ от 19.04.1991 N 10321 (ред. от 02.07.2013, с изм. От05.05.2014) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // Собрание законодательства РФ. –№ 17. –1996. –Ст. 1915.2 Борисова Е.К. Безработица и ее динамика в России / Е.К. Борисова // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 4. С. 15.3 Безработица в Пермском крае. Итоги 2012 г. Информационный бюллетень № 1 Агентствапо занятости населения Пермского края, январь 2013 г.4 Безработица в Пермском крае. Итоги 2013 г. Информационный бюллетень № 1 Агентства по занятости населения Пермского края, январь 2014 г.5 Безработица в Пермском крае. Итоги 2014 г. Информационный бюллетень № 1 Агентства по занятости населения Пермского края, январь 2015 г.6 Гоффе Н. Влияние кризиса на занятость и безработицу// МЭ и МО. –2012. № 8. –С. 2749.7 Кохно П., Молева С. Современная ситуация на рынке труда России. // [Текст]: Общество и экономика. 2010. № 5. –С.2526.8 Надеева Н.А. Анализ ситуации на рынке труда Пермского края [Текст] / Н. А. Надеева, А. Б. Надеева // Молодой ученый. —2013. —№11. —С. 417422.9 Одегов Ю.Г., Рудненко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда) [Текст]. –М.: АльфаПресс, 2007. –900 с.10 Полевой И., Шуняев А. Демография и миграция –важнейшие факторы формирования трудовых ресурсов в современной России // Человек и труд. –2012. № 11. –С. 5561 Рахлин Э. Основы экономической теории [Текст]: Безработица и инфляция. –М.: Наука, 2011. –368 с.

11 Безработица в Пермском крае. Итоги 2014 г. Информационный бюллетень № 1 Агентства по занятости населения Пермского края, январь 2015 г.12 Тарасевич Л.С. Микроэкономика [Текст]: учебник / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. –5е изд. –М. : Юрайт, 2011. –213 с.