Формы и виды внеклассной работы по техническому творчеству

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Закиева А. Н. Формы и виды внеклассной работы по техническому творчеству // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3461–3465. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86730.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития технических способностей детей во внеклассной работе. Автором выделены особенности организации педагогического процесса, направленные на развитие технических способностей детей. Особое внимание уделено опыту педагогов Республики Татарстан по развитию технических способностей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Закиева Алина Нафисовна,Студентка, Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабугаzakieva.alina2016@yandex.ru

Научный руководитель–Сергеева А.Б.,

старший преподаватель Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга.sergeewa.alb@yandex.ru

Формы и видывнеклассной работыпотехническому творчеству

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития технических способностей детейво внеклассной работе.Авторомвыделены особенности организации педагогического процесса, направленные на развитие технических способностей детей. Особое внимание уделено опыту педагогов Республики Татарстан поразвитиютехнических способностей.

Ключевые слова: технические способности, техническое творчество, дополнительное образование детей, внеклассная работа школьников.

В настоящее время преобладает тенденция всестороннего развития личности школьников в образовательном процессе. Понятно, что в рамках одних только школьных предметов эту задачу решить невозможно. Поэтому особая роль в развитии склонностей и способностей детей отводится внеклассной и внешкольной работе, которая в нашей стране представлена, в частности, сетью учреждений дополнительного образования. Деятельность школьников в таких учреждениях способствует развитию творческих способностей, вселяет в нихуверенность в собственных силах, порождает положительные эмоции, развивает способность мыслить и благотворно влияет на отношение человека к окружающей среде.Результаты исследований, проводимых в последнее время, указывают на то, что начинает возрождаться престиж инженерных профессий, повышается спрос на выпускников технических ВУЗов. В соответствии с данными мониторинга, наиболее востребованы на предприятиях выпускники профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, занимавшиеся в технических кружках по таким направлениям, как, металлообработка, робототехника, автоматизированные системы управления, черчение и 3D моделирование, радиотехника.Поэтому сейчас как в школах, так и в учреждениях дополнительного образования особое внимание уделяется техническому творчеству. Свыше 85% воспитанников учреждений дополнительного образования технической направленности поступают в вузы, причём большинство выбирает именно те направления в технике, которыми увлекались в школьные годы.Техническое творчество учащихся –это самостоятельная, педагогически направляемая, осуществляемая на уроках и внеклассных занятиях деятельность учащихся, направленная на решение творческих технических задач, создание объективно и субъективно новых общественно или индивидуально полезных технических объектов и эффективно способствующая формированию знаний, умений, навыков и качеств личности, присущих изобретателям1.Одним из условий успешной деятельности человека в той или иной области является наличие у него склонностей и способностей к этой деятельности. Если говорить о техническом творчестве, то в этом случае речь идето технических способностях. Под техническими способностями понимают способности, которые проявляются при работе с техникой, машинами и механизмами, различным оборудованием2.Структура технических способностей состоит из совокупности психических качеств, необходимых для успешного выполнения деятельности. Она представляет собой динамичную систему, которая изменяется в зависимости от содержания технической деятельности. Структура технических способностей включает:



техническую наблюдательность;

развитое техническое мышление;

развитое пространственное воображение;

способность к комбинированию;

личностные качества (интерес к технике, любознательность, активность);



умение учитывать свойства используемых материалов, деталей и форм2. Для развитиятехнических способностей необходимо организовать педагогический процесстак, чтобы он был направлен на развитие склонности к технике и техническому творчеству, технического мышления, пространственного воображения, технической наблюдательности, зрительной и моторной памяти, точности глазомера, ручной умелости (ловкости), технической активности. Для эффективного развития технических способностей Ю.В. Акулова выделяетследующие дидактические условия.1. Организация разнообразной творческой технической деятельности учащихся (решение творческих технических задач; выполнение лабораторных работ исследовательского характера; выполнение творческих заданий, требующих самостоятельного обоснования и доказательства рассматриваемых физических явлений и закономерностей и др.).2. Создание педагогомпроблемных ситуаций и приобщение учащихся к их решению.3. Осознание учащимися сущности творческой технической деятельности и ее основных этапов.4. Постановка перед учащимися ближайших и перспективных целей в их учебной и творческой деятельности.5. Постановка перед учащимися заданий, требующих:–обнаружения и формулировки технической проблемы;–анализа проблемной ситуации;–мысленного эксперимента;–прогнозирования, выдвижения и обоснования гипотезы;–установления причинноследственных связей и отношений;–рассмотрения одних и тех же физических фактов, явлений и закономерностей под различным углом зрения и др.6. Систематическая организация самостоятельной работы учащихся по овладению:–формальнологическими операциями и приемами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.);–основами методов научных исследований;–некоторыми методами решения творческих технических задач;–приемами планирования, самоконтроля, регулирования.7. Активизация познавательного интереса учащихся:–рассказы об истории великих открытий, рассмотрение деятельности ученых, занимающихся научной работой;–новый подход к рассмотрению ранее известных или уже изученных явлений, закономерностей;–ознакомление учащихся с современными достижениями науки и техники;–доказательства жизненнопрактической значимости рассматриваемой проблемы.8. Организация деятельности различных категорий учащихся (уровневая дифференциация).9. Поощрение творческой деятельности учащихся.10. Использование способов постановки задач, обеспечивающих высокую степень познавательной активности учащихся (например, видеозадачи, парадоксы, софизмы и др.).11. Дифференциация уровня сложности предлагаемых учащимся творческих технических задач (задание должно быть доступно учащимся, но при этом его выполнение должно требовать определенных усилий).12. Организация в процессе творческой деятельности учащихся ситуаций соревнования, конкурса (защита выдвинутых гипотез, «проектов», приборов, моделей; обоснование «открытий» и «изобретений» с элементами дискуссии и обсуждения) 1.Как отмечают В.Ю. Шурыгин и А.В. Дерягинразвитые технические способности необходимы всем учащимся, в том числе и тем, которые не собираются связывать свою профессиональную деятельность с техникой и технологиями, поскольку наличие данных способностей позволяет решать таким учащимся задачи, возникающие при использовании современной техники в повседневной жизни. Дети же, имеющие ярко выраженные технические наклонности, требуют дифференцированных учебных программ и индивидуальной поддержки, что выходит за рамки обычного школьного обучения3. Таким образом, в работе с технически одаренными детьми на первый план выступает внеклассная и внешкольная работа.

На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается порядка 18 тыс. образовательных учреждений дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности. В том числе: 8,6 тыс. учреждений системы образования; 5,8 тыс. культуры; 1,8 тыс. спорта; 1, 8 тыс. общественных организаций. Дополнительное образование детей реализуется по различнымнаправлениям: 1) художественное; 2) научнотехническое; 3) экологобиологическое; 4) физкультурноспортивное; 5) туристскокраеведческое; 6)военнопатриотическое, 7) социальнопедагогическое, 8) социальноэкономическое, 9) естественнонаучное.Установленными основными направлениями научнотехнической деятельности учащихся являются2:

конструирование, моделирование изделий (авиа, судомоделирование: конструирование малогабаритной техники, столиков, машин и механизмов);

рационализация техники и технологии производства;

разработка и изготовление технических средств, наглядных пособий, приборов, направленных на усовершенствование учебного процесса;

разработка и изготовление изделий всоответствии с профилями трудовой подготовки в школах и учебнопроизводственных центрах;

участие в научноисследовательском поиске в ученических организациях (научнотехнических обществах, конструкторских бюро, клубах по интересам и т.д.).К учреждениямдополнительного образования детей технической направленности относятся: а) центры детского (юношеского) технического творчества (научнотехнического); 6) дома детского (юношеского) технического творчества (юных техников); в) клубы детского (юношеского)технического творчества (юных техников, космонавтов, авиаторов); г) станции детского (юношеского) технического творчества (научно технического творчества,юных техников); д) специализированные школы (по различным областям науки и техники; спортивнотехнические). В этих учреждениях школьникам предлагаются образовательныепрограммыпо следующим направлениям: 1) начальное техническое моделирование; 2) научноисследовательская деятельность и экспериментальное моделирование; 3) техническое конструированиеи макетирование (проектирование и изготовление); 4) технические виды спорта (мотоспорт, радиоспорт, картинг, автоспорт, парашютный спорт, дельтапланеризм); 5) аэрокосмическое образование; 6) прикладные виды творчества; 7) рационализаторство и изобретательство; 8) радиоэлектроника (проектирование, конструирование и функциональное моделирование); 9) технический дизайн; 10) кино, фото, видеосъёмка; 11) электронновычислительная техника, информационные технологии и информатика2.Еще одной эффективной формой развития технических способностейявляются олимпиады и конкурсы. Участие школьников в конкурсах, олимпиадах, фестивалях различного уровня является основным направлением педагогической деятельности по выявлению иподдержке одаренных детей и подростков. В ходе проведения олимпиад выявляется качество технических и технологических знаний учащихся и умение их применятьна практике. В России ежегодно проводится порядка 60 всероссийских массовых мероприятий с детьми. Прежде всего, это соревнования по техническим видам спорта (авиа, ракето, авто, судомоделизм, картинг, радиоспорт).Помимо всероссийских конкурсов технически одаренные школьники участвуют в соревнованиях и конкурсах различных уровней: республиканских, областных, региональных, городских и др.В Республике Татарстан проводится большая работа, направленная на развитие и популяризацию научноисследовательской и изобретательской деятельности учащихся.В объединениях технической и спортивнотехнической направленности учреждений дополнительного образования детей и школьных объединениях занимается 7,7% от общего количества учащихся4. Приоритетными и любимыми среди школьников являются спортивнотехнические объединения, соединяющие в себе науку, технику и спорт:картинг, авиамоделизм, судомоделизм, автомоделизм, ракетомоделизм, водомоторный спорт, багги.

В рамках этой работы ежегодно в республике проводятся следующие мероприятия:

Республиканский фестиваль научноисследовательских работ учащихся «Паруса науки»,который проводится на базе Городского Дворца творчества детей и молодежи №1 г. Набережные Челны с 1999 года; в фестивале принимают участие до 500 школьников;

Республиканская юношеская научноисследовательская конференция «Я –Исследователь». Проводится с 2005 года на базе Центра дополнительного образования детей по работе с одаренными детьми г. Нижнекамска; охват участников ежегодно превышает 400 человек;

Открытая конференция исследовательских работ школьников «Мое Я в большой науке». Проводится с 2007года на базе Центра внешкольной работы Кукморского муниципального района РТ. Объединяет до 300 школьников из Татарстана, Кировской области, Удмуртии и Башкирии;

Республиканская олимпиада школьников «Кулибины ХХI века». Проводится ежегодно с 2008 года совместно с Обществом изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан;

Республиканский конкурс «Юный изобретатель и рационализатор РТ». Проводится с 2008 года на базе Центра детского технического творчества №5 г. Набережные Челны. Согласно программеразвития образования и науки Республики Татарстан на 20142020 годы планируются организация ежегодной выставки технического творчества детей и молодежи и создание каталога оригинальных экспонатов по номинациям:1. «Техническое моделирование» –авиа, ракето, судо, автомодели, моделикопии и действующие устройства спортивной, транспортной, военной, промышленной, сельскохозяйственной техники, архитектуры.2. «Энергетика и электротехника» –действующие устройства, конструкции, оборудование для получения и преобразования энергии; электротехническое оборудование для внедрения в промышленность, сельское хозяйство.3. «Информатика, вычислительная техника и мультимедийные технологии» –компьютерные программные продукты, в том числе 3D: компьютерное моделирование узлов, механизмов и технический дизайн; обучающие и справочные WEBсайты с элементами мультимедиа, компьютерной анимации и презентаций общественно значимой тематики.4. «Научные исследования в области энергосберегающих технологий» –оригинальные технические решения, устройства, приборы в области энергосберегающих технологий.5. «Автоматика, телемеханика, робототехника и интеллектуальные системы» –технические средства передачи и приема информации с целью управления и контроля на расстоянии, исключающие участие человека при выполнении операций конкретного процесса; автоматизированные технические системы (роботы), комплексы, программные и логикоматематические средства для поддержки деятельности человека в режиме продвинутого диалога «человек –машина».6. «Радиотехника и радиоэлектроника» –технические решения в области радиопередачи и радиоприема.Большаяработапо развитию детского творчества проводится в Казанском федеральном университете. Например, коллективом инженернотехнологического факультета Елабужского института Казанского федерального университета проводятся межрегиональные конкурсы по технологии среди учащихся 511 классов.Конкурс «Созидательный труд школьников» традиционно проводятся осенью, а «Конкурс проектов по техническому труду» –весной, как итог творческой работы школьников за полугодие. Участники конкурсов соревнуются между собой в теоретических, практических и творческих турах. Им предоставляется возможность проявить себя в тестировании как знатока различных технологий, показать свои умения в обработке различных видов материалов (металла, древесины, пластикаи др.), а также продемонстрировать свои творческие способности в оформлении и презентации изделий. Для участия в этих конкурсах учителя отбирают учащихся, проявляющих свои творческие способности в области техники и технологии, то есть одаренных детей и подростков 5].Еще одной формой работы, способствующей развитию интереса к технике, является организация практических занятиях в малых группах школьников, проводимых в рамках проектов «Интеллето» и «Детский университет», реализующихся на базе Елабужского института КФУ. "Детский университет" и «Интеллето» это образовательные проекты Казанского (Приволжского) федерального университета. Тематика занятий в «Детском университете» и в лагере «Интеллето»охватывает широкий спектр дисциплин: история, право, математика, химия, физика, информатика, робототехникакраеведение,астрономия и ряд других.Помимо лекций, читаемых в занимательной форме, для детей организуются практические занятия в малых группах. На данных занятиях проводятся беседы и демонстрации различныхопытов,учащиеся знакомятся с законами окружающего мира. С 2012 г. в Республике Татарстан активно развивается такое направление технического творчества, как робототехника. Для педагогов дополнительного образования, работающих по данному направлению, проводятся обучающие семинары, мастерклассы. Ежегодно в Татарстане проводятся Республиканские открытые соревнования по робототехнике, в которых принимают участие ребята из различных регионов республики.В 2015 г. базе Елабужского института Казанского федерального университета был открыт Центр образовательной робототехники. Это совместный проект Елабужского института КФУ и Центра детского технического творчества г. Елабуги, созданный при поддержке Министерства образования и науки Республики Татарстан. Центр оснащен новейшим оборудованием фирмы LEGO, TETRIX, Амперко. Здесь созданы все условия для проведения занятий и семинаров, а также мастерклассов и курсов повышения квалификации учителей ипедагогов дополнительного образования 6].В 2015 году нами был проведен опрос среди учащихся 69 классов, участников конкурса «Созидательный труд школьников». В опросе приняло участие45 мальчиков, соревнующихся в номинации «Технический труд». Согласно опросу, 60% респондентов занимаются техническим творчеством. Наиболее популярными направлениями, указанными школьниками, явились следующие: автомоделирование, аваимоделирование, робототехника, художественная резьба по дереву. В ходе изучения проблемы организации внеклассной и внешкольной работы школьников по техническому творчеству, можно сделать вывод о том, что в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей создаются необходимые условия для развития технического творчества, внедряются новые виды детского технического творчества.Ссылки на источники1.Акулова Ю.В. Развитие технического творчества учащихся при обучении физике // Философия образования. 2010. №2. С. 86932.Матяш Н.В., Мезенцева И.А., Матюхина П.В. Развитие технических способностей учащихся в системе дополнительного образования детей: Учебнометодический комплект для курсов повышения квалификации руководящих и педагогических работников организаций дополнительного образования детей. Брянск: БИПКРО, 2014. 148 с.3.Шурыгин В.Ю., Дерягин А.В. Развитие технических способностей одаренных детей во внеклассной работе // Современные проблемы науки и образования. 2013. №2. С. 273276.4.Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан об утверждении государственной программы «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 20142020 годы» от 22 февраля 2014 г. № 110 Электронный ресурс. URL: http://kitaphane.tatarstan.ru/file/образован.doc

Дата обращения 20.02.2016]5.Шатунова О.В., Сергеева А.Б. Конкурсы и олимпиады по технологии среди школьников как средство диагностики и развития их одаренности // Образование и наука. 2014. №9. С. 143154.6.Первый центр образовательной робототехники в Прикамском регионе открылся в Елабуге Электронный ресурс. URL: http://kpfu.ru/elabuga/pervyjcentrobrazovatelnojrobototehnikiv124302.html

Дата обращения 15.10.2015]