Проблема Нагорного Карабаха в международном праве
Выпуск:
ART 86732
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Камкин
А.
А. Проблема Нагорного Карабаха в международном праве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
3471–3475. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86732.htm.
Аннотация. В статье освещается статус Нагорного Карабаха и ситуация в регионе в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, а также приводятся варианты разрешения конфликта, исходя из принципов международного права.
Ключевые слова:
международное право, карабах
Текст статьи
Камин Андрей Алексеевич,Студент, РГПУ им.А.И.Герцена
Проблема Нагорного Карабаха в международном праве
Аннотация. 1) Статус Нагорного Карабаха и ситуация в регионе в связи с армяноазербайджанским конфликтом. 2) Варианты разрешения конфликта, исходя изпринципов международного праваКлючевые слова: международное право, карабах
ВступлениеАктуальность темы отображается в том, что на данный момент в Нагорном Карабахе происходит этнополитический и территориальный конфликт. С одной стороны, каждый народ имеет право на самоопределение, что подтверждается соответствующим принципом в международном праве, с другой стороны существует так же и принцип территориальной неприкосновенности государства. В данном случае возникла правовая коллизия, когда столкнулись два принципа, и различные юристы, политологи и политики трактуют данную ситуацию посвоему и предлагают иАрмении, и Азербайджану совершенно разные способы выхода из возникшей ситуации. Объектомисследования в статье –принципы международного права и правовая коллизия в связи с возникновением непризнанной республики. Поскольку в данном вопросе возникла коллизия, статус напряжения в отношениях между Арменией и Азербайджаном только усиливаются, и необходимо рассмотреть так же возможности урегулирования конфликта.Предметом исследования выступает статус Нагорного Карабаха, его легитимность с точки зрения позициимеждународного права и международного сообщества, а так же армяноазербайджанский конфликт, возникший изза территориального спора, переросшего в военное столкновение.Цель работы –исследовать проблемуНагорного Карабаха, атак же рассмотреть позицию международного сообщества в данном вопросе и ссылаясь на исследованные позиции предложить методы решения проблемы.
Статус Нагорного Карабаха и ситуация в регионе в связи с армяноазербайджанским конфликтомНе смотря на развитость международного права и достаточную урегулированность международных отношений, коих в истории до возникновения ООН еще не было, на политической карте мира мы видим множество примеров, где до сих порсуществуютнеурегулированные территориальные и этнические конфликты. Яркий пример –Нагорный Карабах, непризнанное государство, за территории которого уже долгое время ведется конфликтмежду двумя постсоветскими государствами это Азербайджан и Армения. Исторически притязания на Нагорный Карабах обоснованы и со стороны Армении, и со стороны Азербайджана, так как и армяне, и тюрки в равной мере влияли на историческое, культурное и экономическое развитие региона. Не одно десятилетие различные правительства, которые распространяли свой государственный суверенитет на земли современных Армении и Азербайджана, в попытках урегулировать конфликт передавали эти земли то одной стороне, то другой, однако с 1921 года Нагорный Карабах находился в составе Азербайджанской ССР, какавтономное образование. Однако, со временем конфликт только назревал, и с 1987 года началось довольно жесткое противостояние обоих сторон. С одной стороны армянское большинство обвиняло Азербайджан в дискриминации своих прав, с другой стороны азербайджанское меньшинство обвиняло армянское большинство в дискриминации своих прав. В итоге в 1991 году был проведен референдум о выходе Нагорного Карабаха из состава Азербайджана, а до 1994 года между Арменией и Азербайджаном проходили боевые действия за право владеть территорией. С 1994 года сохраняется статускво в виде непризнанного государства дефакто, которое защищается вооруженными силами Армении. Азербайджан начал блокаду НагорноКарабахской республики (далее –НКР), однако в то же время с 1994 года ведутся переговоры по урегулированию конфликта между Арменией, Азербайджаном и международным сообществом. Азербайджан настаивает на принципе территориальной неприкосновенности, в свою очередь Армения настаивает на принципе права определения народов на самоопределение. В свою очередь, Армении можно инкриминировать нарушение принципа неприменения силы, поскольку НКР возникла в ходе военного конфликта. Международная практика чаще всего показывает, что страны, возникшие в ХХIвеке посредством сепаратизма или агрессией одного государства против другого, как правило, не допускается. Международное сообщество часто ссылается на такое понятие, как “Народ Карабаха”, однако следует понимать, что никакого народа Карабаха не существует, есть армянская и азербайджанская общины, которые находятся в напряженном состоянии.Говоря о признании НКР, фактически НКР не признала даже Армения. Признание НКР государствами, которые сами не признанные международным сообществом, ни что иное, как фикция, поскольку ситуация для НКР не изменилась. Республика все так же является серым пятном, по поводу которой уже не первый год ведутся переговоры. Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 62243, принятой 14 марта 2008 года, НКР признается оккупированной территорией Азербайджана, и Азербайджанв свою очередь требует полного вывода всех армянских войск и восстановления статусакво до референдума и войны. За проголосовали 39 государств, против –7 (в том числе США и РФ), 100 государств воздержались от голосования. Помимо того Советом Безопасности ООН были приняты резолюции 822, 853, 874, 884, предусматривающие незамедлительный и безоговорочный вывод армянских вооруженных формирований с территории Азербайджана и возвращение беженцев и перемещенных лиц в места постоянного проживания. Иными словами,тенденции складываются не в пользу Армении. Армяне называют эти земли –Арцах, однако что интересно, ни одно в мире СМИ не назовет Нагорный Карабах Арцахом, что в свою очередь есть так же хоть и небольшой, но победой Азербайджана. Эксперт АмериканоАзербайджанского Фонда Содействия Прогрессу Алексей Синицын указывает, что для международного сообщества конфликт вокруг Нагорного Карабаха –конфликт между Азербайджаном и армянской общиной Карабаха, то есть это внутренние проблемы Азербайджана, Армения же в данном случае выступает в роли агрессора. Исходя из изложенной информации, для международного сообщества НКР является непризнанным государством, не имея международного признания, международное сообщество скорее склоняется в пользу компромиссного разрешения, более выгодного Азербайджану. Международное сообщество требует от Армении вывести войска с территории Нагорного Карабаха, однако, местное армянское большинство, как и правительство Армении считают, что в данном случае происходит нарушение принципа национального самоопределения, а Нагорный Карабах, вернее, Арцах, должны остаться за армянской стороной. Учитывая радикализм обоих позиций, урегулирование конфликта затянется еще на долгое время, так как ни Азербайджан, ни Армения не собираются уступать территорию. В свою очередь, в международном сообществе возникают тенденции к симпатиям к НКР. Некоторые штаты США уже неоднократно отправляли петиции в Вашингтон с требованием законодательно признать НКР. Во Франции, в Швейцарии и в Литве существуют парламентскиегруппы, которые лоббируют интересы проармянской позиции в процессе разрешения армяноазербайджанского конфликта. Помимо того состоялась парламентская делегация Уругвая в НКР. Многие политологи пока не оценивают серьезно данные настроения, однако, начало признания НКР другими странами может существенно изменить диалог между Арменией и Азербайджаном при посредниках, и Азербайджан будет вынужден пойти на куда большие уступки, чем просто предоставление армянской автономии Карабаху.
Международное посредничество по урегулированию конфликта существует в рамках Минского процесса ОБСЕ, который является единственным форумом по выработке всеобъемлющей модели урегулирования армяноазербайджанского конфликта. Собственно, благодаря посредничеству других стран возможнокомпромиссное урегулирование конфликта. Варианты решения конфликта мы рассмотрим в следующей главе.
Варианты разрешения конфликта, исходя из принципов международного праваТеперь следует изложить возможное будущее Нагорного Карабаха.Прежде всего, следует рассмотреть армянскую и азербайджанскую позиции по данному вопросу. Армяне считают эту землю по праву своей, а борьбу против Азербайджана –национальноосвободительной. Ссылаются они на то, что НКР –этническая армянская земля, на которой проживает армянское большинство. Помимо того, они ссылаются на результаты референдума, проведенного в 1991 году. Помимо того, президент Армении считает, что НКР должна быть признанной международным сообществом, так как республике Арцах удалось построить демократическое государство. Позиция Азербайджана кардинально другая. Азербайджан настаивает на решении конфликта, ссылаясь на принцип неприкосновенности границ. Азербайджан требует вывести все армянские войска с Нагорного Карабаха, в котором в дальнейшем азербайджанская и армянская общины будут сосуществовать вместе. Помимо того есть более старые проекты. Первым таким вариантом стал "План Вилли", который был предложен в 1919 году. Согласно этому плануНагорный Карабах превращался в особую зону, которая бы входила в состав Азербайджана. Другим планом решения этой проблемы сталаАландскаямодельполитолога Чикагского университета Д. Лейтина.Он считал, что Карабах должен находиться в составе Азербайджана, но деюре быть независимым.Однако попытка осуществить эту модель закончилась неудачей.П. Гобл предлагает выход из конфликтапутем обменатерриторий: часть Карабаха отходит Армении, а часть территорииАрмении, соединяющая Нахичевани «основной»Азербайджан отходит Азербайджану.Как уже ранее говорилось, резолюция ООН 62/243 в целом стает на сторону Азербайджана, утверждая, что территории НКР находятся под армянской оккупацией, следовательно, Армении следует немедленно вывести свои войска и возвратить статускво до референдума 1991 года и военного столкновения, которое закончилось в 1994 году, то есть фактически резолюция ООН удовлетворяет требование Азербайджана о восстановлении государственного суверенитета в Нагорном Карабахе. Помимо того, 10 июля 2009 года были опубликованы Мадридскиепринципы, в согласии с которыми необходимо вернуть НКР под контроль Азербайджана, предоставить Нагорному Карабаху промежуточный статус, обеспечить коридор, связывающий Армению и Нагорный Карабах, вернуть беженцев в место прежнего проживания. Фактически, опять же международное сообщество встает на сторону Азербайджана, отвергая требование НКР о признании независимости. В свою очередь, НКР считает Мадридские принципы неприемлемыми, а Армения не спешит подписывать мирный договор с Азербайджаном на основе международной позиции в данном вопросе. Исходя из заключения азербайджанского политолога Ровшана Ибрагимова, Армения и НКР немного отдалены от реальности, надеясь, что международное сообщество неожиданно изменит позицию и встанет на их сторону, в свою очередь он указывает на разумные опасения со стороны Еревана, поскольку Баку не дает гарантий предоставления автономии армянскому населению Нагорного Карабаха, изза чего споры между Арменией и Азербайджаном продолжаются. Старовойтова Г.В. так же считает, что наиболее оптимальным решением армяноазербайджанского конфликта будет предоставление НКР всесторонней автономии в границах Азербайджана при условии, что международное сообщество эту автономию будет гарантировать. Подведя итоги раздела, можно сказать, что международное сообщество выработало концепцию о решении конфликта между Арменией и Азербайджаном, которая состоит из таких пунктов, как отказ НКР и Армении от идеи республики Арцах и передачи Нагорного Карабаха в состав Азербайджана, в свою очередь Азербайджан должен гарантировать всестороннюю автономию Нагорного Карабаха. Для обеих сторон это уступка, так как Армения не сможет расшириться за счет Нагорного Карабаха, НКР будет упразднена, в свою очередь Нагорный Карабах, возвращенный в состав Азербайджана, будет управляться армянской общиной. Собственно потому обе стороны настаивают на продолжении переговоров, надеясь выторговать для себя более лучшие условия, изза чего очевидное решение конфликта только затягивается.ВыводыНа примере статьи мы проиллюстрировали, что на данный момент для международного сообщества принцип территориальной неприкосновенности все же является важнее, чем принцип национального самоопределения. Хотя, тут нужно учитывать и иные факторыразвития ситуации. Международное сообщество допускает формирование новых государств, если те возникли демократическим путем посредством референдума без применения военной агрессии, подобные процессы сейчас происходят в Великобритании по отношению к Шотландии, а так же в Испании по отношениюк Каталонии. Однако, в Нагорном Карабахе совершенно иная ситуация. Этнический конфликт, который временно был заморожен СССР и снова возник на кануне распада СССР, заострился в 1991, что переросло в военный конфликт между двумя государствами, получившими суверенитет. НКР была образована в ходе военного конфликта, что с точки зрения международного права недопустимо, потому любые попытки Армении и НКР допиться признания республики Арцах заканчиваются провалом, а международное сообщество все чаще предлагает в принципе один и тот же вариант решения конфликта. Безусловно, есть проекты разделения Нагорного Карабаха между сторонами и проекты создания государства внутри государства, или же территории с совместным управлением, однако все эти проекты не состоялись, имеждународное сообщество требует от Армении и Азербайджана пойти на следующие уступки: Армения и НКР отказываются от республики Арцах, в свою очередь Азербайджан обязан предоставить армянскому населению полную автономию в границах Нагорного Карабаха. Обе стороны не спешат выполнять требования международного сообщества изза взаимного недоверия, отсутствия гарантий соблюдения условий нового мира обеими сторонами, а так же обе стороны надеются добиться для себя более выгодных условий.Обе стороны ссылаются на разные международные принципы, Азербайджан ссылается к принципу территориальной неприкосновенности, Армения ссылается к принципу права народов на самоопределение. Это ярчайшим образом иллюстрирует, как принципы международного права создают коллизию, которую может решить только успешная практика международного сообщества. Успешное завершение конфликта откроет двери для разрешения многих других проблем, связанных с коллизией этих принципов.
Проблема Нагорного Карабаха в международном праве
Аннотация. 1) Статус Нагорного Карабаха и ситуация в регионе в связи с армяноазербайджанским конфликтом. 2) Варианты разрешения конфликта, исходя изпринципов международного праваКлючевые слова: международное право, карабах
ВступлениеАктуальность темы отображается в том, что на данный момент в Нагорном Карабахе происходит этнополитический и территориальный конфликт. С одной стороны, каждый народ имеет право на самоопределение, что подтверждается соответствующим принципом в международном праве, с другой стороны существует так же и принцип территориальной неприкосновенности государства. В данном случае возникла правовая коллизия, когда столкнулись два принципа, и различные юристы, политологи и политики трактуют данную ситуацию посвоему и предлагают иАрмении, и Азербайджану совершенно разные способы выхода из возникшей ситуации. Объектомисследования в статье –принципы международного права и правовая коллизия в связи с возникновением непризнанной республики. Поскольку в данном вопросе возникла коллизия, статус напряжения в отношениях между Арменией и Азербайджаном только усиливаются, и необходимо рассмотреть так же возможности урегулирования конфликта.Предметом исследования выступает статус Нагорного Карабаха, его легитимность с точки зрения позициимеждународного права и международного сообщества, а так же армяноазербайджанский конфликт, возникший изза территориального спора, переросшего в военное столкновение.Цель работы –исследовать проблемуНагорного Карабаха, атак же рассмотреть позицию международного сообщества в данном вопросе и ссылаясь на исследованные позиции предложить методы решения проблемы.
Статус Нагорного Карабаха и ситуация в регионе в связи с армяноазербайджанским конфликтомНе смотря на развитость международного права и достаточную урегулированность международных отношений, коих в истории до возникновения ООН еще не было, на политической карте мира мы видим множество примеров, где до сих порсуществуютнеурегулированные территориальные и этнические конфликты. Яркий пример –Нагорный Карабах, непризнанное государство, за территории которого уже долгое время ведется конфликтмежду двумя постсоветскими государствами это Азербайджан и Армения. Исторически притязания на Нагорный Карабах обоснованы и со стороны Армении, и со стороны Азербайджана, так как и армяне, и тюрки в равной мере влияли на историческое, культурное и экономическое развитие региона. Не одно десятилетие различные правительства, которые распространяли свой государственный суверенитет на земли современных Армении и Азербайджана, в попытках урегулировать конфликт передавали эти земли то одной стороне, то другой, однако с 1921 года Нагорный Карабах находился в составе Азербайджанской ССР, какавтономное образование. Однако, со временем конфликт только назревал, и с 1987 года началось довольно жесткое противостояние обоих сторон. С одной стороны армянское большинство обвиняло Азербайджан в дискриминации своих прав, с другой стороны азербайджанское меньшинство обвиняло армянское большинство в дискриминации своих прав. В итоге в 1991 году был проведен референдум о выходе Нагорного Карабаха из состава Азербайджана, а до 1994 года между Арменией и Азербайджаном проходили боевые действия за право владеть территорией. С 1994 года сохраняется статускво в виде непризнанного государства дефакто, которое защищается вооруженными силами Армении. Азербайджан начал блокаду НагорноКарабахской республики (далее –НКР), однако в то же время с 1994 года ведутся переговоры по урегулированию конфликта между Арменией, Азербайджаном и международным сообществом. Азербайджан настаивает на принципе территориальной неприкосновенности, в свою очередь Армения настаивает на принципе права определения народов на самоопределение. В свою очередь, Армении можно инкриминировать нарушение принципа неприменения силы, поскольку НКР возникла в ходе военного конфликта. Международная практика чаще всего показывает, что страны, возникшие в ХХIвеке посредством сепаратизма или агрессией одного государства против другого, как правило, не допускается. Международное сообщество часто ссылается на такое понятие, как “Народ Карабаха”, однако следует понимать, что никакого народа Карабаха не существует, есть армянская и азербайджанская общины, которые находятся в напряженном состоянии.Говоря о признании НКР, фактически НКР не признала даже Армения. Признание НКР государствами, которые сами не признанные международным сообществом, ни что иное, как фикция, поскольку ситуация для НКР не изменилась. Республика все так же является серым пятном, по поводу которой уже не первый год ведутся переговоры. Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 62243, принятой 14 марта 2008 года, НКР признается оккупированной территорией Азербайджана, и Азербайджанв свою очередь требует полного вывода всех армянских войск и восстановления статусакво до референдума и войны. За проголосовали 39 государств, против –7 (в том числе США и РФ), 100 государств воздержались от голосования. Помимо того Советом Безопасности ООН были приняты резолюции 822, 853, 874, 884, предусматривающие незамедлительный и безоговорочный вывод армянских вооруженных формирований с территории Азербайджана и возвращение беженцев и перемещенных лиц в места постоянного проживания. Иными словами,тенденции складываются не в пользу Армении. Армяне называют эти земли –Арцах, однако что интересно, ни одно в мире СМИ не назовет Нагорный Карабах Арцахом, что в свою очередь есть так же хоть и небольшой, но победой Азербайджана. Эксперт АмериканоАзербайджанского Фонда Содействия Прогрессу Алексей Синицын указывает, что для международного сообщества конфликт вокруг Нагорного Карабаха –конфликт между Азербайджаном и армянской общиной Карабаха, то есть это внутренние проблемы Азербайджана, Армения же в данном случае выступает в роли агрессора. Исходя из изложенной информации, для международного сообщества НКР является непризнанным государством, не имея международного признания, международное сообщество скорее склоняется в пользу компромиссного разрешения, более выгодного Азербайджану. Международное сообщество требует от Армении вывести войска с территории Нагорного Карабаха, однако, местное армянское большинство, как и правительство Армении считают, что в данном случае происходит нарушение принципа национального самоопределения, а Нагорный Карабах, вернее, Арцах, должны остаться за армянской стороной. Учитывая радикализм обоих позиций, урегулирование конфликта затянется еще на долгое время, так как ни Азербайджан, ни Армения не собираются уступать территорию. В свою очередь, в международном сообществе возникают тенденции к симпатиям к НКР. Некоторые штаты США уже неоднократно отправляли петиции в Вашингтон с требованием законодательно признать НКР. Во Франции, в Швейцарии и в Литве существуют парламентскиегруппы, которые лоббируют интересы проармянской позиции в процессе разрешения армяноазербайджанского конфликта. Помимо того состоялась парламентская делегация Уругвая в НКР. Многие политологи пока не оценивают серьезно данные настроения, однако, начало признания НКР другими странами может существенно изменить диалог между Арменией и Азербайджаном при посредниках, и Азербайджан будет вынужден пойти на куда большие уступки, чем просто предоставление армянской автономии Карабаху.
Международное посредничество по урегулированию конфликта существует в рамках Минского процесса ОБСЕ, который является единственным форумом по выработке всеобъемлющей модели урегулирования армяноазербайджанского конфликта. Собственно, благодаря посредничеству других стран возможнокомпромиссное урегулирование конфликта. Варианты решения конфликта мы рассмотрим в следующей главе.
Варианты разрешения конфликта, исходя из принципов международного праваТеперь следует изложить возможное будущее Нагорного Карабаха.Прежде всего, следует рассмотреть армянскую и азербайджанскую позиции по данному вопросу. Армяне считают эту землю по праву своей, а борьбу против Азербайджана –национальноосвободительной. Ссылаются они на то, что НКР –этническая армянская земля, на которой проживает армянское большинство. Помимо того, они ссылаются на результаты референдума, проведенного в 1991 году. Помимо того, президент Армении считает, что НКР должна быть признанной международным сообществом, так как республике Арцах удалось построить демократическое государство. Позиция Азербайджана кардинально другая. Азербайджан настаивает на решении конфликта, ссылаясь на принцип неприкосновенности границ. Азербайджан требует вывести все армянские войска с Нагорного Карабаха, в котором в дальнейшем азербайджанская и армянская общины будут сосуществовать вместе. Помимо того есть более старые проекты. Первым таким вариантом стал "План Вилли", который был предложен в 1919 году. Согласно этому плануНагорный Карабах превращался в особую зону, которая бы входила в состав Азербайджана. Другим планом решения этой проблемы сталаАландскаямодельполитолога Чикагского университета Д. Лейтина.Он считал, что Карабах должен находиться в составе Азербайджана, но деюре быть независимым.Однако попытка осуществить эту модель закончилась неудачей.П. Гобл предлагает выход из конфликтапутем обменатерриторий: часть Карабаха отходит Армении, а часть территорииАрмении, соединяющая Нахичевани «основной»Азербайджан отходит Азербайджану.Как уже ранее говорилось, резолюция ООН 62/243 в целом стает на сторону Азербайджана, утверждая, что территории НКР находятся под армянской оккупацией, следовательно, Армении следует немедленно вывести свои войска и возвратить статускво до референдума 1991 года и военного столкновения, которое закончилось в 1994 году, то есть фактически резолюция ООН удовлетворяет требование Азербайджана о восстановлении государственного суверенитета в Нагорном Карабахе. Помимо того, 10 июля 2009 года были опубликованы Мадридскиепринципы, в согласии с которыми необходимо вернуть НКР под контроль Азербайджана, предоставить Нагорному Карабаху промежуточный статус, обеспечить коридор, связывающий Армению и Нагорный Карабах, вернуть беженцев в место прежнего проживания. Фактически, опять же международное сообщество встает на сторону Азербайджана, отвергая требование НКР о признании независимости. В свою очередь, НКР считает Мадридские принципы неприемлемыми, а Армения не спешит подписывать мирный договор с Азербайджаном на основе международной позиции в данном вопросе. Исходя из заключения азербайджанского политолога Ровшана Ибрагимова, Армения и НКР немного отдалены от реальности, надеясь, что международное сообщество неожиданно изменит позицию и встанет на их сторону, в свою очередь он указывает на разумные опасения со стороны Еревана, поскольку Баку не дает гарантий предоставления автономии армянскому населению Нагорного Карабаха, изза чего споры между Арменией и Азербайджаном продолжаются. Старовойтова Г.В. так же считает, что наиболее оптимальным решением армяноазербайджанского конфликта будет предоставление НКР всесторонней автономии в границах Азербайджана при условии, что международное сообщество эту автономию будет гарантировать. Подведя итоги раздела, можно сказать, что международное сообщество выработало концепцию о решении конфликта между Арменией и Азербайджаном, которая состоит из таких пунктов, как отказ НКР и Армении от идеи республики Арцах и передачи Нагорного Карабаха в состав Азербайджана, в свою очередь Азербайджан должен гарантировать всестороннюю автономию Нагорного Карабаха. Для обеих сторон это уступка, так как Армения не сможет расшириться за счет Нагорного Карабаха, НКР будет упразднена, в свою очередь Нагорный Карабах, возвращенный в состав Азербайджана, будет управляться армянской общиной. Собственно потому обе стороны настаивают на продолжении переговоров, надеясь выторговать для себя более лучшие условия, изза чего очевидное решение конфликта только затягивается.ВыводыНа примере статьи мы проиллюстрировали, что на данный момент для международного сообщества принцип территориальной неприкосновенности все же является важнее, чем принцип национального самоопределения. Хотя, тут нужно учитывать и иные факторыразвития ситуации. Международное сообщество допускает формирование новых государств, если те возникли демократическим путем посредством референдума без применения военной агрессии, подобные процессы сейчас происходят в Великобритании по отношению к Шотландии, а так же в Испании по отношениюк Каталонии. Однако, в Нагорном Карабахе совершенно иная ситуация. Этнический конфликт, который временно был заморожен СССР и снова возник на кануне распада СССР, заострился в 1991, что переросло в военный конфликт между двумя государствами, получившими суверенитет. НКР была образована в ходе военного конфликта, что с точки зрения международного права недопустимо, потому любые попытки Армении и НКР допиться признания республики Арцах заканчиваются провалом, а международное сообщество все чаще предлагает в принципе один и тот же вариант решения конфликта. Безусловно, есть проекты разделения Нагорного Карабаха между сторонами и проекты создания государства внутри государства, или же территории с совместным управлением, однако все эти проекты не состоялись, имеждународное сообщество требует от Армении и Азербайджана пойти на следующие уступки: Армения и НКР отказываются от республики Арцах, в свою очередь Азербайджан обязан предоставить армянскому населению полную автономию в границах Нагорного Карабаха. Обе стороны не спешат выполнять требования международного сообщества изза взаимного недоверия, отсутствия гарантий соблюдения условий нового мира обеими сторонами, а так же обе стороны надеются добиться для себя более выгодных условий.Обе стороны ссылаются на разные международные принципы, Азербайджан ссылается к принципу территориальной неприкосновенности, Армения ссылается к принципу права народов на самоопределение. Это ярчайшим образом иллюстрирует, как принципы международного права создают коллизию, которую может решить только успешная практика международного сообщества. Успешное завершение конфликта откроет двери для разрешения многих других проблем, связанных с коллизией этих принципов.