Становление и развитие детского движения как субъекта воспитательного пространства в социально-исторических условиях России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Панина А. С. Становление и развитие детского движения как субъекта воспитательного пространства в социально-исторических условиях России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3521–3525. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86742.htm.
Аннотация. В статье проанализировано развитие детских общественных организаций, раскрыт процесс формирования детского движения. Автором рассмотрены этапы становления детского движения на территории СССР.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Панина Анна Сергеевна,студент Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург nutasuper731@mail.ru

Становлениеи развитиедетского движения как субъекта воспитательногопространствавсоциальноисторических условиях России

Аннотация: В статье проанализировано развитие детских общественных организаций, раскрыт процесс формирования детского движения. Автором рассмотрены этапы становления детского движения на территории СССР.Ключевые слова: детское движение, ребята, молодежное движение, пионерские организации, скаутинг.

Будущее нашей страны во многом зависит от Вас, молодого поколения России. Очень важно, чтобы Вы стали не только образованными людьми и грамотными профессионалами. Главное, чтобы Вы выросли гражданами, ответственными за судьбу своей Родины, настоящими патриотами.(Из приветствия Президента Российской Федерации В.В.Путина лидерам детских организаций, ВДЦ «Орленок»)

Детское движение в Российской Федерации имеет практически вековую историю. Это явление демократическое, помогает самореализации, самораскрытию личности детей в среде, в которой он более удобно себе ощущает. Находиться в среде своих единомышленников (по учебным, творческим и спортивным интересам), быть понятым и ощущать, то что твое суждение комуто может быть интересным –все это без исключения делает клубную работа весьма интересной. Детское движение –процесс многоярусный и отрытый. Уровень развития детского движения это показатель формирования демократизации социальной жизни в стране.Цель детского движения можно рассмотреть с 2 сторон. Вопервых, это цель, какую определяют перед собой ребята и которую возможно определить равно как перспективу увлекательной,интересной жизни. Вовторых, это –воспитательная цель, установленная для себя взрослыми, создавшими детский коллектив. Она заключается в этом, чтобы, применяя реальные отношения ребенка самим с собой , в семье, со старшими, с иными группами сообщества, государством, представленным, в первую очередь школой, с природой, создать у ребенка конкретный общественный опыт и готовность его обогащать. В самом центре ребяческой деятельности находится игра[1].Цель формирования детского движения –«вовлечь» детей в реальное, общественно важное творческое дело, помогая, тем самым, ему подобным способом вступить в зрелую жизнь и приобщиться к общечеловеческим ценностям. Путь к этому лежит посредством реализации разных детских проектов.Детское движение –одно из начал развития демократической культуры сообщества. В данном значении оно предполагает собою общественную концепцию, главными составляющими которой считается общество, их взаимоотношения и взаимосвязи, организации.В момент распада СССР пропали из средних учебных заведений пионерские организации, и достаточно долгое время дети существовали сами по себе. Порой ребенка и молодых людей 90х г.г. именуют «потерянным поколением» и только лишь в 2ой половине 90х годов стало возобновляться детское движение, уже в новейшем качестве, так как жизнь диктовала развитие новых ценностей.Вопрос распространения детских движений в Оренбургской области все больше накапливает собственную значимость. Настолько большой интерес к проблемам организации детских движений не случаен. На сегодняшний день всё явнее становится потребность формирования обстоятельств, содействующих общественному становлению детей и молодёжи, равно как ответственных граждан РФ, развитию у них духовных и моральных ценностей, высококлассных умений и качеств, помощь их индивидуальному развитию, увеличению уровня культуры и образования[4].Значимым условием развития детей и в особенности молодежи считается общество ровесников. Ребеноксогласно своей природе существо социальное в высоком значении данного слова. В общении с ровесниками ребенок приобретает дополнительные знания, обогащает житейский навык, усваивает общественные общепризнанных нормы и ценностные ориентации, формирует критерии оценки, обретает навык взаимоотношений с ровесниками, испытывает ощущения дружбы и товарищества, обретает способности самореализации и самоутверждения, чувствует эмоциональноположительное состояние единения с ровесниками.В конце XIX –в десятые годыXX в. период развития детского движения равно как новейшей общественной действительности в обществе и в РФ. Новейшее общественное явление направило интерес страны на детей равно как на реальную силу, способную оказать взрослым конкретную помощь в решении определенных вопросов, к примеру, в реформировании системе образования, охране муниципальных устоев, ценностей; в подготовке защитников государства и т. д. Подтверждение выше сказанному может служить появление и активное формирование в Англии (потом и вовсем мире) скаутского детскомолодежного движения, целью которого является верное служение Отечеству. В формировании первых подразделений скаутов (19071908 гг.) заметно стремление объединить муниципальные интересы с естественными детскими нуждами –стремление к героизму, действию и тяга к романтике [2].В формировании молодежного движения в РФ выделяют 5 стадий. Первая стадия принадлежит к дореволюционному этапу и характеризуется равно как скаутская. Динамичность детей первоначального этапа воплотилась в многочисленном организованном опыте детского движения, который выразился равно как социальный фактор, определявший разные воззрения ребенка в мире. Достоинство скаутинга заключается в этом, то, что она сильно поспособствовала индивидуальному росту детей имолодых людей. Подробно разработанная концепция роста и система условных поощрений увеличивали и собственный интерес детей. К деятельностным формам скаутской концепции принадлежали «Зарница», игры типа КВН и лесные игры т.д. Обширную популярность приобрела преподавательская деятельность педагоговноваторов П.П. Блонского, С.Т.Шацкого, авторов так называемой социальноролевой игры разработавшими учреждения самоуправления СД (совет дела).Вторая стадия выпала в период между гражданской и второй мировой войнами. Сформирована на базе самоуправления пионерия. Почти все формы работы были взяты у скаутов, однако работа пионеров была ориентирована на общественнополезные дела, и их подразделения приняли не имена животных, а революционных и многознаменательных героев (Баумана, Спартака и т.д.). Первыми делами пионеров стали сбор товаров в поддержку голодающим Поволжья, сбор макулатуры и металлолома и т.п. Вершиной работы пионеров стал проект ликвидации безграмотности в деревнях.В тридцатые годы, когда завершилась борьба с контрреволюцией, работа пионеров свелась к учебе. Выделились независимые направления: коммуны Макаренко, тимуровцы и так называемые производственники. Тимуровское движение возвысилось сразу уже после выхода книги А.Гайдара. Это были подразделения, состоявшие в основном из дворовых детей. Основным направлением их работы были общеественнополезные дела. Основной заслугой А.С. Макаренко считается формирование ребячьих коммун из общественно дезадаптированных детей. Стиль его деятельности был крайне демократичным, почти все без исключения решали советы детей, а непосредственно Макаренко публично исполнял только лишь координирующую функцию. В коммунах кроме того в первый было проверено детское производство. Созданное комсомольское движение действительно включалось в строительство социальной, производственной, политической и сельскохозяйственной деятельности СССР.В годывойны комсомольцы и пионеры на равных условиях со старшими принимали участие в постройке защитных рубежей, работали на фабриках и завдах, принимали участие в военных действиях, осуществляли диверсии в тылу противника, были незаменимыми разведчиками в партизанских подразделениях. Значительная доля молодого поколения была убита в период войны. Уже после войны наберали мощь комсомольские стройки и осваивание целины. Государство возрождалось из пепла, набирала финансовую, военную, финансовую и политическуюсамостоятельность.С середины пятидесятых годов принимается набирать развитие третья стадия молодежного движения. К тенденциям данного этапа,возможно,причислить подобные типы деятельности, равно как Клуб самодеятельной песни (КСП), поисковое движение, коммунарство и перемещение агитбригад и интербригад. В основе своего существования поисковые отряды работали только на поиске железа. Позже поисковые отряды начали со временем переходить на отбор захоронений и пропавших безвести. Поисковиками кроме того считались почти все члены Клуба самодеятельной песни, вводившие в песенное общество культуры, переименованной затем Бардовской Песней.Основоположником коммунарства был питерский преподаватель Иванов, основавший в Ленинграде известную Фрунзенскую Коммуну. Основным характерным показателем коммунарства считается культ самоуправления. Члены коммун сами планировали, проводили и обсуждали дело. При этом рефлексия в коммунарской методике постоянно занимала существенную роль. Ещё одной заслугой коммунарства стали 1ые шаги в сфере теоретизации формирования коллектива, группы и т.д. Отбор постоянно сопряжен с туризмом и, равно как итог, начинают появляться детские и молодежные турклубы, для которых туризм становится ключевым профилем.Ярким стало движение фэнов. Главной их идеей стало стремление к чтению хорошей литературы, которой в Советском союзе зачастую не давали официального хода, большую часть которой являлась фантастика. Стремительный рост обозначился в фэндоме с возникновением одаренных фантастов в нашей стране (Ефремов, Крапивин, Стругацкие, Казанцев). В семидесятых годах появляются тенденции к формированию неформального молодежного движения, обладающие негативной направленностью. Это панки и хиппи. Главной их мыслью было исследование и пропаганда западного образа жизни. В основах панккультуры зародился особенный музыкальный стиль андерграунд, посредством которого часть молодого поколения также старалась выражать свой протест. В начале восьмидесятых появляются кроме того молодежные организации с красочной общественнополитической окрашенностью, к примеру, общество «Память», нацисты и др.Четвертая стадия завершился перестройкой и падением Советского Союза. Данный период знаменуется ослаблением движений КСП, фэнов, панков и некоторых других, так как пропадает единственный значительный признак этих движений полулегальность. Из числа новейших направлений молодежного неофициального движения, необходимо отметить скаутинг. При этом, необходимо расценивать его в Российской Федерации непосредственно как появление нового движения, а никак не восстановление старого скаутинга, потому что в скаутинг перешли многие известные лидеры, работавшие прежде в иных направлениях и в значительном степени сохранившие прежние устои. Другимтечением, объединившем в себе многочисленных прежних лидеров иных направлений, стало движение ролевых игр. Главные источники современных ролевиков –это хиппи,различные педагогические круги и фендом. В рамках этого движения делают акцент на ряд поднаправлений. Наиболее общераспространенное являлись толкиенисты.На сегодняшний день обозначилась тенденция к росту числа молодежных движений в Российской Федерации. Современные молодежные движения многообразны по ориентированности своей работы, механизмам и формам осуществления проектов и программ[5].При этом, значительная доля подобных движений сконцентрирована в больших финансовых центрах, столицах республик, входящих в структуру Российской Федерации.Таким способом, в Российской Федерации с 1920 по 1993 год были сформированы и активно развивалиськомсомольская и пионерская организации[4]. Подобная модель детского молодежного движения действительно обладала огромным весом в социуме, стремительно включала юное поколение в концепцию советского высоконравственного воспитания, сформировывала основные принципы патриотизма и демократической инициативности юного поколения. Образцами могут служить поступки детей и молодого поколения совершенные в годы Великой Отечественной войны, в годы становления советского общества. Всевозможные детские молодежные направления: скинхеды, хиппи, байкеры, фэны, панки и друге.

Ссылки на источники1.Горшков, М.К.Молодежь России: социологический портрет/ М.К. Горшков, А.Э. Шеренга. – М.: Издательство ЦСПиМ. –

2010. –

592 с.2.Кочемасова, Л.А. Организации научноисследовательской деятельности обучающихся в детских общественных организациях: становление и перспективы развития / Л.А. Кочемасова, А.С. Панина // Современные проблемы науки и образования. —2015. —№ 5; URL:http://www.scienceeducation.ru/12822201(дата обращения: 16.10.2015).

3.Панина,А.С. Деятельность волонтерского движения в условиях регионального социума / А. С. Панина, Л. А. Кочемасова // Школа XXI века: тенденции и перспективы : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. –Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. –С. 73–75. 4.Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации от 18.12.2011г.5.Федеральный закон «Об общественных объединениях» № 82ФЗ от 19.05.1995г. в ред. ФЗ № 19ФЗ от 02.02.2006г