Формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста как фактора успешной социализации
Выпуск:
ART 86741
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шилова
А.
А. Формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста как фактора успешной социализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
3516–3520. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86741.htm.
Аннотация. В статье рассматривается специфика самооценки у детей младшего школьного возраста. Изучаются факторы, влияющие на формирование самооценки младших школьников. Основные выводы: дети с адекватной самооценкой более успешно социализируются в обществе; на формирование самооценки у детей младшего школьного возраста влияют оценочные воздействия учителя, родителей и близких.
Ключевые слова:
самооценка, социализация, младший школьный возраст, самоутверждение, адекватная самооценка
Текст статьи
Шилова Анна Александровна,студентка Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовыхania.schilowa@yandex.ru
Формированиеадекватнойсамооценки у детей младшего школьного возраста как фактора успешной социализации.
Аннотация. Встатье рассматривается специфика самооценки у детей младшегошкольного возраста. Изучаются факторы, влияющие на формирование самооценки младших школьников. Основные выводы:дети с адекватнойсамооценкойболееуспешно социализируются в обществе;на формирование самооценки у детей младшего школьного возраста влияют оценочные воздействия учителя, родителей и близких.
Ключевые слова:самооценка, адекватная самооценка, социализация, самоутверждение, младший школьный возраст.
Запоследниегодыпсихологами и педагогами было проведено множествоисследованийразличного масштаба, призванных изучитьпроблему формирования адекватной самооценкиу детей младшего школьного возраста. Данные исследования помогли ученым выявить ряд основных факторов, которые влияют на становление самооценки младшего школьника.
Для более глубокого рассмотрения темы необходимоопределить ключевые термины данной проблемы.
Доктор психологических наук А.И.Липкина обозначает «самооценку»как «отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику»[1, c. 34].В психологическом словарепод редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряковасамооценка трактуется, как ценность,которая приписывается индивидомсебеили отдельным своим качествам.Д. Куперсмит, Э.Бернс, А.Г. Спиркин даюттермину «самооценка» следующее определение: самооценка это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и наряду с «познанием себя» входит в самосознание, личностное суждение о собственной ценности, позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый Я[3, c. 14].В данной статье мы будем использовать понятие «социализация», предложенноеотечественным психолом Л.С. Выготским. Данный термин он определяет, как процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе[1, c. 51]. Как известно, младшийшкольныйвозрастначинается впериод жизни ребенка от 6–7 до 910 лет, когда он проходит обучение в начальных классахАнализ научных работ показывает, что проблемы изучения самооценки у детей младшего школьного возраста активно рассматривались в психологопедагогическом направлении как отечественными, так и зарубежными учеными (Я.Л. Коломинский, Д.Б. Эльконин, М.Е. Шмуракова, М.В. СалтыковаВолкович, Е.В., Ф. Райс, К. Роджерс).На сегодняшний день выявлен ряд факторов, которыевлияютна формированиесамооценки детей младшего школьного возраста. Основными факторамиявляются оценочные воздействия учителя, родителей и отношение к учебной деятельности.
Для выявления уровня самооценки среди младших школьниковМОУ «Мстёрской СОШ» нами было проведено исследование среди учащихся 2 «В» класса вколичестве26 человек. Тестирование обнаружило, что у 56% детей заниженный уровень самооценки.Такие дети не умеют оценивать свои сильные и слабые стороны, они не уверенны в себе, видят в себе только отрицательное, проявляют повышенную самокритичность. У27% тестируемых ярко выражены симптомы завышенной самооценки, что также пагубно влияет на развитие личности, так как ребенок слишком уверен в собственных силах, для него не существует противоположного мнения, в общение со сверстниками он считает, что последнее слово должно оставаться за ним, и неважно какое оно будет, если ребенок сталкивается с неудачами, то в этом виноват ктото из его окружения, но никак ни он сам.Лишь 17%учениковвторого класса адекватно оценивают себя и свои способности. (рис.1).
Рис.1. «Уровень самооценки учащихся 2 «В» класса»
Опробированнаявсистеме учебновоспитательной работы программа, состоящая из 12 занятийпо формированию адекватного уровня самооценки у детей младшего школьного возраста показала, что процент детей, имеющих заниженнуюи завышенную самооценку снизился с 83%до 46%. По завершениюработы удетей были сформированы доверительные отношения друг к другу, был понижен общий уровень тревожности, налажены коммуникативные способности, атакже повышена активность иуверенность детей всвоих силах.Положительный эффект был достигнут врезультате использования учебновоспитательных приёмов:Беседа.(На первых занятиях дети с заниженной самооценкой стремились к уединению, они были скованы и нерешительны, с трудом шли на контакт. Дети с завышенном уровнем самооценки, наоборот, стремилисьобратить на себя внимание, проявляли любознательность).
Проективные рисунки.(Рисунки детей с заниженной самооценкой были мелкие, изображение находится в нижней части листа, линии прерывистые, а нажим слабый. Такие дети редко стремятся к разноцветию красок. Гамма цветов сближенная, холодного спектра (синий, зеленый), часто использовались черный и Уровень самооценки учащихся 2 "В" класса Завышенная самооценкаЗаниженная самооценкаАдекватная самооценкакоричневый цвета. Были рисунки выполнены только в одном цвете.
Совсем иначе выглядят рисунки детей с завышенной самооценкой. Изображение часто очень крупное, все может даже и не поместиться на листе. Множество деталей, привлекающих внимание, атрибуты власти (корона, оружие). Линии уверенные, много вертикальных. Цвета яркие, насыщенные. Преимущество отдается желтому и красному цветам).
Игры.(Дети с завышенной самооценкой легко вступали в контакт, стремились проявлять инициативу и быть первыми во всем, дети с заниженной самооценкой были скованны в движениях, стеснительны, необщительны).Упражнения.(Дети с завышенной самооценкой проявляли активность, энергичность, начинали новые дела и не доводили их до конца. Дети с заниженной самооценкой ставили себе ограничения: «Я этого не умею», «У меня никогда так не получится!». Такие дети были нерешительны, малообщительны, недоверчивы, неуверенны в себе, скованны в движениях).Все перечисленные методы былинаправленына снижение уровня эмоционального напряжения, повышение уровня уверенности всебе исвои силы, развитие способности видеть всебе «хорошее», формирование коммуникативных навыков. Благодаря, упорству педагоговпсихологов дети с заниженным уровнем самооценки начали активно вступать в контакты со сверстниками, стали жизнерадостными, любознательными, научились договариваться и раскрыли в себе новые таланты. Дети с завышенным уровнем самооценки стали адекватно оценивать свои способности, прислушиваться к мнению окружающих, новое дело доводили до конца.
Таким образом, нужно отметить, что для успешной социализации и развития младших школьниковнеобходимо формировать уних адекватную самооценку ксебе и окружающим. Основная роль формирования адекватной самооценки принадлежит семье и школе, так как стильсемейноговоспитания,ценности,принятыевсемьеи учебная деятельностьявляются одними из важнейших факторов, которые оказывают влияние на формирование самооценки, а это, в свою очередь, влияет на социализацию ребенка, то есть вхождение ребенка в общество.
Ссылки на источники1.Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2012.2.Зинько, Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. / Психологический журнал. Том27 №3 «Наука».2011 год.3.Молчанова, О.Н.Самооценка: Теоретические проблемы иэмпирические исследования: Учебное пособие / МолчановаО.Н.—М.: Издво: «Флинта, Наука», 2010.—392с.4.Целуйко, В.М.Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов иродителей / В.М.Целуйко.—М.: Издво ВЛАДОСПРЕСС,2014.—272 с. ISBN 5–305–00089–0.
5.Формирование смысложизненных ориентаций личности—фактор профилактики социальных отклонений молодёжи/ Под общ. Ред. В.А.Попова.—Владимир: ВГПУ, 2008.—260 с. ISBN 978–587846–612–7
Формированиеадекватнойсамооценки у детей младшего школьного возраста как фактора успешной социализации.
Аннотация. Встатье рассматривается специфика самооценки у детей младшегошкольного возраста. Изучаются факторы, влияющие на формирование самооценки младших школьников. Основные выводы:дети с адекватнойсамооценкойболееуспешно социализируются в обществе;на формирование самооценки у детей младшего школьного возраста влияют оценочные воздействия учителя, родителей и близких.
Ключевые слова:самооценка, адекватная самооценка, социализация, самоутверждение, младший школьный возраст.
Запоследниегодыпсихологами и педагогами было проведено множествоисследованийразличного масштаба, призванных изучитьпроблему формирования адекватной самооценкиу детей младшего школьного возраста. Данные исследования помогли ученым выявить ряд основных факторов, которые влияют на становление самооценки младшего школьника.
Для более глубокого рассмотрения темы необходимоопределить ключевые термины данной проблемы.
Доктор психологических наук А.И.Липкина обозначает «самооценку»как «отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику»[1, c. 34].В психологическом словарепод редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряковасамооценка трактуется, как ценность,которая приписывается индивидомсебеили отдельным своим качествам.Д. Куперсмит, Э.Бернс, А.Г. Спиркин даюттермину «самооценка» следующее определение: самооценка это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и наряду с «познанием себя» входит в самосознание, личностное суждение о собственной ценности, позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый Я[3, c. 14].В данной статье мы будем использовать понятие «социализация», предложенноеотечественным психолом Л.С. Выготским. Данный термин он определяет, как процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе[1, c. 51]. Как известно, младшийшкольныйвозрастначинается впериод жизни ребенка от 6–7 до 910 лет, когда он проходит обучение в начальных классахАнализ научных работ показывает, что проблемы изучения самооценки у детей младшего школьного возраста активно рассматривались в психологопедагогическом направлении как отечественными, так и зарубежными учеными (Я.Л. Коломинский, Д.Б. Эльконин, М.Е. Шмуракова, М.В. СалтыковаВолкович, Е.В., Ф. Райс, К. Роджерс).На сегодняшний день выявлен ряд факторов, которыевлияютна формированиесамооценки детей младшего школьного возраста. Основными факторамиявляются оценочные воздействия учителя, родителей и отношение к учебной деятельности.
Для выявления уровня самооценки среди младших школьниковМОУ «Мстёрской СОШ» нами было проведено исследование среди учащихся 2 «В» класса вколичестве26 человек. Тестирование обнаружило, что у 56% детей заниженный уровень самооценки.Такие дети не умеют оценивать свои сильные и слабые стороны, они не уверенны в себе, видят в себе только отрицательное, проявляют повышенную самокритичность. У27% тестируемых ярко выражены симптомы завышенной самооценки, что также пагубно влияет на развитие личности, так как ребенок слишком уверен в собственных силах, для него не существует противоположного мнения, в общение со сверстниками он считает, что последнее слово должно оставаться за ним, и неважно какое оно будет, если ребенок сталкивается с неудачами, то в этом виноват ктото из его окружения, но никак ни он сам.Лишь 17%учениковвторого класса адекватно оценивают себя и свои способности. (рис.1).
Рис.1. «Уровень самооценки учащихся 2 «В» класса»
Опробированнаявсистеме учебновоспитательной работы программа, состоящая из 12 занятийпо формированию адекватного уровня самооценки у детей младшего школьного возраста показала, что процент детей, имеющих заниженнуюи завышенную самооценку снизился с 83%до 46%. По завершениюработы удетей были сформированы доверительные отношения друг к другу, был понижен общий уровень тревожности, налажены коммуникативные способности, атакже повышена активность иуверенность детей всвоих силах.Положительный эффект был достигнут врезультате использования учебновоспитательных приёмов:Беседа.(На первых занятиях дети с заниженной самооценкой стремились к уединению, они были скованы и нерешительны, с трудом шли на контакт. Дети с завышенном уровнем самооценки, наоборот, стремилисьобратить на себя внимание, проявляли любознательность).
Проективные рисунки.(Рисунки детей с заниженной самооценкой были мелкие, изображение находится в нижней части листа, линии прерывистые, а нажим слабый. Такие дети редко стремятся к разноцветию красок. Гамма цветов сближенная, холодного спектра (синий, зеленый), часто использовались черный и Уровень самооценки учащихся 2 "В" класса Завышенная самооценкаЗаниженная самооценкаАдекватная самооценкакоричневый цвета. Были рисунки выполнены только в одном цвете.
Совсем иначе выглядят рисунки детей с завышенной самооценкой. Изображение часто очень крупное, все может даже и не поместиться на листе. Множество деталей, привлекающих внимание, атрибуты власти (корона, оружие). Линии уверенные, много вертикальных. Цвета яркие, насыщенные. Преимущество отдается желтому и красному цветам).
Игры.(Дети с завышенной самооценкой легко вступали в контакт, стремились проявлять инициативу и быть первыми во всем, дети с заниженной самооценкой были скованны в движениях, стеснительны, необщительны).Упражнения.(Дети с завышенной самооценкой проявляли активность, энергичность, начинали новые дела и не доводили их до конца. Дети с заниженной самооценкой ставили себе ограничения: «Я этого не умею», «У меня никогда так не получится!». Такие дети были нерешительны, малообщительны, недоверчивы, неуверенны в себе, скованны в движениях).Все перечисленные методы былинаправленына снижение уровня эмоционального напряжения, повышение уровня уверенности всебе исвои силы, развитие способности видеть всебе «хорошее», формирование коммуникативных навыков. Благодаря, упорству педагоговпсихологов дети с заниженным уровнем самооценки начали активно вступать в контакты со сверстниками, стали жизнерадостными, любознательными, научились договариваться и раскрыли в себе новые таланты. Дети с завышенным уровнем самооценки стали адекватно оценивать свои способности, прислушиваться к мнению окружающих, новое дело доводили до конца.
Таким образом, нужно отметить, что для успешной социализации и развития младших школьниковнеобходимо формировать уних адекватную самооценку ксебе и окружающим. Основная роль формирования адекватной самооценки принадлежит семье и школе, так как стильсемейноговоспитания,ценности,принятыевсемьеи учебная деятельностьявляются одними из важнейших факторов, которые оказывают влияние на формирование самооценки, а это, в свою очередь, влияет на социализацию ребенка, то есть вхождение ребенка в общество.
Ссылки на источники1.Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2012.2.Зинько, Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. / Психологический журнал. Том27 №3 «Наука».2011 год.3.Молчанова, О.Н.Самооценка: Теоретические проблемы иэмпирические исследования: Учебное пособие / МолчановаО.Н.—М.: Издво: «Флинта, Наука», 2010.—392с.4.Целуйко, В.М.Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов иродителей / В.М.Целуйко.—М.: Издво ВЛАДОСПРЕСС,2014.—272 с. ISBN 5–305–00089–0.
5.Формирование смысложизненных ориентаций личности—фактор профилактики социальных отклонений молодёжи/ Под общ. Ред. В.А.Попова.—Владимир: ВГПУ, 2008.—260 с. ISBN 978–587846–612–7