Молодежь как субъект экономической активности на рынке труда
Выпуск:
ART 86748
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Залян
Е.
Г.,
Павленко
И.
Г. Молодежь как субъект экономической активности на рынке труда // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
3551–3555. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86748.htm.
Аннотация. В данной статье уточнена социально-экономическая сущность понятия «молодежь» в контексте проблематики сегментирования рынка труда. Систематизированы и дополнены классификационные признаки молодежи как субъекта рынка труда с учетом отечественного и европейского опыта.
Текст статьи
Павленко Ирина Геннадьевна,к.э.н., доцент, доцент кафедры менеджмента предпринимательской деятельности, Институт экономики и управления, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь11irin@rambler.ru
Залян Евгения Гагиковна,студентка 4 курса Института экономики и управления, направление подготовки «менеджмент организаций», Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферопольzalyan95@mail.ru
Молодежь как субъект экономической активности на рынке труда
Аннотация.В данной статье уточнена социальноэкономическая сущность понятия «молодежь» в контексте проблематики сегментирования рынка труда. Систематизировано и дополнены классификационные признаки молодежи как субъекта рынка труда с учетом отечественного и европейского опыта.Ключевые слова:молодежь, занятость, возраст молодежи, молодежный рынок труда.
Инновационные изменения во многих странах мира принципиально меняют содержание и структуру занятости, повышают требования рынка труда к качеству рабочей силы. Там, где на рынке труда формируется и преобладает сегмент представителей инновационного труда, страна получает возможности ускоренного движения к экономике знаний, конкурентные преимущества в экономическом и социальном развитии, благосостоянии населения. Именно молодежный сегмент рынка труда имеет самый большой инновационный потенциал, однако через ряд проблем требует особого внимания.Во все времена и у всех народов молодые люди составляли значительную часть населения. Сегодня в мире молодежь (по классификации Организации Объединенных Наций (ООН), к молодежи относятся лица, чей возраст составляет от 15 до 24 лет) —это 1,2 млрд. человек, или почти 18 % населения. 87 % из них проживают в развивающихся странах и страдают от ограниченного доступа к жизненным ресурсам, услугам здравоохранения, образования, профессиональной подготовки, трудоустройства, а также от ограниченных экономических возможностей. Государства —члены ООН признают, что молодое поколение во всех странах является главным человеческим ресурсом для развития, положительных социальных перемен и технологических инноваций. Идеалы, энергичность и широта взглядов молодежи играют центральную роль в процессе поступательного развития человеческих сообществ[1].Трансформационные изменения в экономике России, с одной стороны, раскрывают новые перспективы молодежи относительно свободного выбора профессии, места проживания, характера и сферы приложения труда, а с другой ставят перед ней проблемы, связанные с вхождением в рыночнуюсоциальноэкономическуюсреду.Современная ситуация в сфере труда и занятости является очень сложной и противоречивой для российской молодежи. Много молодых людей получили новые возможности по самореализации, повышения своего жизненного уровня. Приспосабливаясь к новым условиям жизни, они начинают заниматься бизнесом, коммерцией. Однако изза ослабления государственного контроля за трудоустройством молодежи, сокращение рабочих мест, несовершенство механизмов социальной защиты обострилась незащищенность молодежи на рынке труда, появились новые проблемы относительно ее трудоустройства, реальностью современного мира труда стала молодежная безработица.Остаются не выясненными многочисленные объективные и субъективные факторы, под действием которых проходит процесс становления молодежи, набирая порой стихийного, неопределенного характера. Следовательно, остаются вне поля зрения исследователей определение глубинных факторов, которые предопределяют проблемы в молодежной среде, предоставляя многим исследованиям описательнуюокраску. Несмотря на большое количество научных исследований по проблемам становления молодежи, до сих пор отсутствует единый подход к установлению возрастных границ молодежи. Это существенно затрудняет научные исследования сопоставление тенденций в сфере занятости, безработицы и других показателей различных стран в условиях глобализации мира. В исследовании А.В. Медведевауказано, что возрастные границы молодежи в российскомзаконодательстве научно не обосновывались[6]. Само понятие «молодежь» весьма разнообразно трактуется в многих направлениях науки —философии, социологии, психологии, политологии и тому подобное. Термин нуждается в уточнении с учетом междисциплинарного характера объекта исследования.Исследования проблем сущности молодежи, ее становления как субъекта экономической активности на рынке труда с учетом четких возрастных границ согласно мирового опыта имеет большое как теоретическое, так и прикладное значение. Во многом это связано с повышением роли молодежи в становлении современного информационного общества, с ускорением и глобализацией экономических и социальных процессов, последующими трансформационными преобразованиями в России. Способность молодежи к быстрой адаптации выдвигает новые требования к пониманию ее роли в обществе и создание условий для саморазвития, а также продуктивной и эффективной занятости молодого поколения с целью полноценного включения его во все социальноэкономические процессы.Исследование проблемы выхода молодежи на рынок труда сегодня,как никогда, обусловлены вызовом современности, ведь Россия является достаточно динамичным государством, в котором молодые люди (как и представители других социальных групп) получили важнейшее право —право выбора собственного жизненного пути. Этот выбор теперь стал еще более сложным и не прогнозирующим, ведь в стране появилось много проблем внешнего и внутреннего характера, которые ранее не существовали: глобализационные процессы современности, огромные масштабы миграции населения, высокий уровень девиации среди молодежи и внешняя военная агрессия [2].Построение развитого гражданского общества в большой степени зависит от того, насколько молодежь сможет стать не только активным субъектом общественных отношений, но и субъектом собственного развития. Развитие молодого поколения, создание условий для его участия в деятельности социальных институтов, становления патриотического и социально ориентированного гражданина являются однимиз самых актуальных потребностей современной России.В Большом энциклопедическом словаре определено молодежь как отдельную социальнодемографическую группу, которая выделяется по совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных им социальнопсихологических качеств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитанием в условиях определенного общества [3].В ООН с целью согласования статистических данных между регионами используется универсальное определение понятия «молодежь» (определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)): «ООН определяет «молодежь» как лицав возрасте от 15 до 24 лет без ограничения права другого определения государствамичленами. Вся статистическая информация ООН о молодежи основывается на этом определении, о чем свидетельствуют ежегодные статистические доклады и отчеты, опубликованы в системе ООН по вопросам демографии, образования, занятости и здравоохранения» [1].Понятие «молодость» определяет переход от зависимого детства к независимой взрослой жизни, от устойчивого развития под опекой взрослых к ситуации постоянного выбора и разнообразных рисков. Определенным ориентиром может быть возраст, до которого осуществляются выплаты пособия на ребенка, возраст завершения обязательного образования, возраст, начиная с которого гражданин получает право голоса и выдвижения на выборные должности в государственные органы управления[5].Предельный возраст, до которого выплачивается пособие на ребенка, в странах Европейского союза колеблется от 15 (Чехия и Латвия) до 18 лет. Как правило, он продлевается, если молодежь продолжает свое обучение. В Россиипособие на ребенка может осуществляться не дольше чем достижения им 23 лет при условии обучениянадневной форме.После завершения обязательного образования молодежь принимает решение относительно своей будущей профессии и карьеры. Этот возраст составляет от 14 до 18 лет, но может быть и выше при обучении неполное время (Бельгия, Германия, Нидерланды, Польша)[1].Избирательное право граждане всех стран ЕС получают при достижении 18 лет, кроме Австрии, в которой его получают в 16 лет. В Италии в Палату депутатов выбирают начиная с 18 лет, а в Сенат —только с 25. Возраст, с которого граждане получают право быть избранными на выборные должности, колеблется от 18 до 26 лет в зависимости от типа выборов. В Российской Федерации на пост Президента могут избираться граждане, достигшие 35 лет[5].Кроме этого, немалое значение имеет возраст, когда молодое поколение становится самодостаточным в финансовом отношении, и создает собственную семью. Удлинение срока обучения, трудности с получением работы и низкая доступность жилья продлевают переходный период от молодости к взрослой независимости. Возрастные границы 1423 в российскомзаконодательстве определяются двояко, в одних документах это дети, в других —это молодежь. Поэтому и нет общего определения возрастных границ молодости.
Рис.1. Возрастные границы начала взрослой жизни в странах ЕвропыИсточник: [1]
Тем не менее,возраст —это самый простой способ определить эту группу, в частности в области образования и занятости. Поэтому «молодой человек» часто определяется как лицо в возрасте, котороезаканчиваетобязательное образование и находит первое рабочее место. В последнее время эти возрастные рамки расширились изза высокогоуровнябезработицы молодежи и высокую стоимость создания независимых бытовых условий, что ставит многих молодых людей в условиях длительного периода зависимости[2].Отсутствие единой точки зрения относительно возрастных границ молодежи способствует возникновению трудностей при проведении исследований и расчетов. Это связано с тем, что согласно отечественному законодательству молодежью считается группа лиц в возрасте от 14 до 25 лет, что определено статьей 3 Федерального закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» [9].Государственная служба занятости и Государственная служба статистики Российской Федерациив своей деятельности используют для учета незанятой и 051015202530БельгияБолгарияЧехияДанияГерманияЭстонияИрланидияГрецияИспанияФраницияИталияКипрЛатвияЛитваЛюксембургВенгрияМальтаНидерландыАвстрияПольшаПортугалияРумынияСловенияСловакияФинляндияШвецияВеликобританияТурцияИсландияЛихтенштейнНорвегияРоссияВозраст, с которого гражданин приобретают право выдвигаться на выборные должностиВозраст, с которого получают избирательное правоВозраст, когда завершают обязательное образованиеВозраст, до которого осуществляются выплаты пособия на ребенкабезработной молодежи показатель до 35 лет, однако выборочные обследования проводятся таким образом, что численность лиц в возрасте 35 лет попадает в состав группы 3539летних граждан. Определенная информация подается только для лиц в возрасте до 29 лет[4].В Стратегии развития государственной молодежной политики на период до 2025 года были внесены рекомендации не менять возрастные границымолодежи. То есть и в дальнейшем в законодательстве молодежь —это граждане в возрасте от 14 до 30 лет[8].Осложненияс единственным определениемпонятия «молодежь» возникают изза того, что она является объектом исследования многих социальногуманитарных наук, и каждая наука изучает молодежь в собственном аспекте, определив для себя предмет исследования в рамках каждой науки.В экономической сфере молодежный возраст определяется как период профессионального самоопределения, получения специальности, овладение профессиональной деятельностью на определенном уровне квалификации. Причем для разных социальнопрофессиональных групп верхняя граница этого периода будет разной. Самый низкий он у рабочих специальностей. Для специалистов с высшим образованием она определяется не только получением диплома, но и определенным периодом становления полноценного специалиста высшей квалификации. В сфере науки граница молодежного возраста достигает весьма высокого уровня, поскольку в Россиидо 35 лет научный сотрудник считается молодым ученым[7].В современном мире отсутствие какоголибо профессионального образования свидетельствует о крайней маргинализации молодого лица. Структуру молодежи с точки зрения экономической активности и занятости можно представить двумя группами —экономически активной и экономически неактивной, также содержат свои группы. К экономически активной молодежи относятмолодежь, занятую в формальной экономике, безработных и занятых в теневой экономике. Экономически неактивная молодежь состоит из шести отдельных групп: лиц, обучающихся в учебных заведениях; военнослужащие срочной службы; заняты воспитанием детей; занятыев домашнем хозяйстве; лица, которые не имеют необходимости в трудоустройстве; маргинальные группы (лица, которые потеряли надежду найти работу, осужденные, бездомные).На сегодня молодежь остается среди тех, кого кризис рабочих мест поразил больше всего. На учете в органах Государственной службы занятости на конец января 2015 года находилось 1 007 600 лиц в возрасте до 25 лет (22,9 % от общей численности зарегистрированных). Из них —молодежь, которая закончила или прекратила обучение в общеобразовательныхучебных заведениях —12 091 человек (трудоустроено —5 тыс. лиц), в высших и профессиональнотехнических заведениях —226 710 человек (трудоустроено—48 тыс. лиц) [4].Несмотря на наличие механизма трудоустройства выпускников учебных заведений, фактическое состояние дел в этой сфере свидетельствует о необходимости основательного пересмотра соответствующих нормативноправовых актов.Выводы.Учитывая неблагоприятные тенденции в вопросе занятости молодежи возрастает необходимость повышения защиты права молодежи на труд. Значительные изменения характера и условий труда, связанные с воздействием социальноэкономических условий, требующих введения новых и пересмотра действующих норм об условиях труда и предоставления дополнительных гарантий трудовых прав молодежи.Игнорирование проблем занятости молодежи сказывается на ее уровне жизни, росте объемов неформальной занятости, вследствие чего обостряется криминогенная ситуация и усиливается миграция за границу.С целью уточнения состояния и места молодежи можем констатировать, что молодежь —это часть населения, находящаяся в переходном физиологическом возрасте и направляет свои умственные и физические способности на становление экономической независимости. Целесообразным является также внесение изменений статистических наблюдений с учетом предельного возраста молодежи 35 лет. Это позволит углубить и детализировать дальнейшие научные исследования по молодежной проблематике. При этом необходимо рассмотреть направления и уровень государственной поддержки молодежи в различных странах, гендерные, культурные, правовые проблемы молодежи, ее политическую и общественную активность, уровень жизни (жилищные условия, здравоохранение и тому подобное). Исходя из указанного, в современных социальноэкономических условиях Россиимолодежью считают граждан в возрасте 1435 лет, что находятся в состоянии становления экономической независимости.Перспективы дальнейших научных исследований должны способствовать закреплению экономически обоснованного формулирования возрастных границ молодежикак субъекта экономической активности на рынке труда с целью разработки системы государственных мер в отношении механизма привлечения молодежи к труду.
Ссылки на источники1.YouthinEurope. Eurostat. Astatisticalportrait. –Электрон. текстовые дан. –Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/web/lucas/data/primarydata/2015. –[Дата обращения 17.02.2016].
2.Медведев А. В. Социальная защита молодежи в российском законодательстве / А.В. Медведев. Электрон. текстовые дан. –Режим доступа:https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.ruzh.org%2Frlj%2F2009%2F2009_2%2FDJVU%2F1836.pdf&name=1836.pdf&lang=ru&c=56c8c00215e3–[Дата обращения 17.02.2016].3.Абашина А. В. Обоснование наиболее целесообразных возрастных границ молодежи как субъекта рынка труда / А.В.Абашина.–Электрон. текстовые дан. –Режим доступа:http://intkonf.org/kandekonnaukabashinaovobgruntuvannyanaybilshdotsilnihvikovihmezhmolodiyaksubektarinkupratsi. –[Дата обращения 17.02.2016].4.Большой энциклопедический словарь. –Электрон. текстовые дан. –Режим доступа: http://www.vedu.ru/bigencdic/39665/–[Дата обращения 17.02.2016].5.Корниенко Т.А. Современная российская молодёжь: проблемы реализации экономического и социальнополитического потенциала / Т.А. Корниенко, С.Г. Косенко. –Электрон. текстовые дан. –Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=16134. –[Дата обращения 17.02.2016]. 6.Федеральный закон «О государственной молодежной политике в Российской Федерации». –Электрон. текстовые дан. –Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/policy/act/project.php–[Дата обращения 17.02.2016].7.Занятость и безработица в Российской Федерации в феврале 2015 года. –Электрон. текстовые дан. –Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/54.htm–[Дата обращения 17.02.2016].
8.Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. –Электрон. текстовые дан. –Режим доступа: https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/98/ae/98aeadb577714e5ba8ee6e732c5d5e84.pdf. –[Дата обращения 17.02.2016].9.Молодежь современной России –ключевой ресурс модернизации. –Электрон. текстовые дан. –Режим доступа: http://bookz.ru/authors/kollektivavtorov/molodej__184/1molodej__184.html. –[Дата обращения 17.02.2016].
Залян Евгения Гагиковна,студентка 4 курса Института экономики и управления, направление подготовки «менеджмент организаций», Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферопольzalyan95@mail.ru
Молодежь как субъект экономической активности на рынке труда
Аннотация.В данной статье уточнена социальноэкономическая сущность понятия «молодежь» в контексте проблематики сегментирования рынка труда. Систематизировано и дополнены классификационные признаки молодежи как субъекта рынка труда с учетом отечественного и европейского опыта.Ключевые слова:молодежь, занятость, возраст молодежи, молодежный рынок труда.
Инновационные изменения во многих странах мира принципиально меняют содержание и структуру занятости, повышают требования рынка труда к качеству рабочей силы. Там, где на рынке труда формируется и преобладает сегмент представителей инновационного труда, страна получает возможности ускоренного движения к экономике знаний, конкурентные преимущества в экономическом и социальном развитии, благосостоянии населения. Именно молодежный сегмент рынка труда имеет самый большой инновационный потенциал, однако через ряд проблем требует особого внимания.Во все времена и у всех народов молодые люди составляли значительную часть населения. Сегодня в мире молодежь (по классификации Организации Объединенных Наций (ООН), к молодежи относятся лица, чей возраст составляет от 15 до 24 лет) —это 1,2 млрд. человек, или почти 18 % населения. 87 % из них проживают в развивающихся странах и страдают от ограниченного доступа к жизненным ресурсам, услугам здравоохранения, образования, профессиональной подготовки, трудоустройства, а также от ограниченных экономических возможностей. Государства —члены ООН признают, что молодое поколение во всех странах является главным человеческим ресурсом для развития, положительных социальных перемен и технологических инноваций. Идеалы, энергичность и широта взглядов молодежи играют центральную роль в процессе поступательного развития человеческих сообществ[1].Трансформационные изменения в экономике России, с одной стороны, раскрывают новые перспективы молодежи относительно свободного выбора профессии, места проживания, характера и сферы приложения труда, а с другой ставят перед ней проблемы, связанные с вхождением в рыночнуюсоциальноэкономическуюсреду.Современная ситуация в сфере труда и занятости является очень сложной и противоречивой для российской молодежи. Много молодых людей получили новые возможности по самореализации, повышения своего жизненного уровня. Приспосабливаясь к новым условиям жизни, они начинают заниматься бизнесом, коммерцией. Однако изза ослабления государственного контроля за трудоустройством молодежи, сокращение рабочих мест, несовершенство механизмов социальной защиты обострилась незащищенность молодежи на рынке труда, появились новые проблемы относительно ее трудоустройства, реальностью современного мира труда стала молодежная безработица.Остаются не выясненными многочисленные объективные и субъективные факторы, под действием которых проходит процесс становления молодежи, набирая порой стихийного, неопределенного характера. Следовательно, остаются вне поля зрения исследователей определение глубинных факторов, которые предопределяют проблемы в молодежной среде, предоставляя многим исследованиям описательнуюокраску. Несмотря на большое количество научных исследований по проблемам становления молодежи, до сих пор отсутствует единый подход к установлению возрастных границ молодежи. Это существенно затрудняет научные исследования сопоставление тенденций в сфере занятости, безработицы и других показателей различных стран в условиях глобализации мира. В исследовании А.В. Медведевауказано, что возрастные границы молодежи в российскомзаконодательстве научно не обосновывались[6]. Само понятие «молодежь» весьма разнообразно трактуется в многих направлениях науки —философии, социологии, психологии, политологии и тому подобное. Термин нуждается в уточнении с учетом междисциплинарного характера объекта исследования.Исследования проблем сущности молодежи, ее становления как субъекта экономической активности на рынке труда с учетом четких возрастных границ согласно мирового опыта имеет большое как теоретическое, так и прикладное значение. Во многом это связано с повышением роли молодежи в становлении современного информационного общества, с ускорением и глобализацией экономических и социальных процессов, последующими трансформационными преобразованиями в России. Способность молодежи к быстрой адаптации выдвигает новые требования к пониманию ее роли в обществе и создание условий для саморазвития, а также продуктивной и эффективной занятости молодого поколения с целью полноценного включения его во все социальноэкономические процессы.Исследование проблемы выхода молодежи на рынок труда сегодня,как никогда, обусловлены вызовом современности, ведь Россия является достаточно динамичным государством, в котором молодые люди (как и представители других социальных групп) получили важнейшее право —право выбора собственного жизненного пути. Этот выбор теперь стал еще более сложным и не прогнозирующим, ведь в стране появилось много проблем внешнего и внутреннего характера, которые ранее не существовали: глобализационные процессы современности, огромные масштабы миграции населения, высокий уровень девиации среди молодежи и внешняя военная агрессия [2].Построение развитого гражданского общества в большой степени зависит от того, насколько молодежь сможет стать не только активным субъектом общественных отношений, но и субъектом собственного развития. Развитие молодого поколения, создание условий для его участия в деятельности социальных институтов, становления патриотического и социально ориентированного гражданина являются однимиз самых актуальных потребностей современной России.В Большом энциклопедическом словаре определено молодежь как отдельную социальнодемографическую группу, которая выделяется по совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных им социальнопсихологических качеств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитанием в условиях определенного общества [3].В ООН с целью согласования статистических данных между регионами используется универсальное определение понятия «молодежь» (определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)): «ООН определяет «молодежь» как лицав возрасте от 15 до 24 лет без ограничения права другого определения государствамичленами. Вся статистическая информация ООН о молодежи основывается на этом определении, о чем свидетельствуют ежегодные статистические доклады и отчеты, опубликованы в системе ООН по вопросам демографии, образования, занятости и здравоохранения» [1].Понятие «молодость» определяет переход от зависимого детства к независимой взрослой жизни, от устойчивого развития под опекой взрослых к ситуации постоянного выбора и разнообразных рисков. Определенным ориентиром может быть возраст, до которого осуществляются выплаты пособия на ребенка, возраст завершения обязательного образования, возраст, начиная с которого гражданин получает право голоса и выдвижения на выборные должности в государственные органы управления[5].Предельный возраст, до которого выплачивается пособие на ребенка, в странах Европейского союза колеблется от 15 (Чехия и Латвия) до 18 лет. Как правило, он продлевается, если молодежь продолжает свое обучение. В Россиипособие на ребенка может осуществляться не дольше чем достижения им 23 лет при условии обучениянадневной форме.После завершения обязательного образования молодежь принимает решение относительно своей будущей профессии и карьеры. Этот возраст составляет от 14 до 18 лет, но может быть и выше при обучении неполное время (Бельгия, Германия, Нидерланды, Польша)[1].Избирательное право граждане всех стран ЕС получают при достижении 18 лет, кроме Австрии, в которой его получают в 16 лет. В Италии в Палату депутатов выбирают начиная с 18 лет, а в Сенат —только с 25. Возраст, с которого граждане получают право быть избранными на выборные должности, колеблется от 18 до 26 лет в зависимости от типа выборов. В Российской Федерации на пост Президента могут избираться граждане, достигшие 35 лет[5].Кроме этого, немалое значение имеет возраст, когда молодое поколение становится самодостаточным в финансовом отношении, и создает собственную семью. Удлинение срока обучения, трудности с получением работы и низкая доступность жилья продлевают переходный период от молодости к взрослой независимости. Возрастные границы 1423 в российскомзаконодательстве определяются двояко, в одних документах это дети, в других —это молодежь. Поэтому и нет общего определения возрастных границ молодости.
Рис.1. Возрастные границы начала взрослой жизни в странах ЕвропыИсточник: [1]
Тем не менее,возраст —это самый простой способ определить эту группу, в частности в области образования и занятости. Поэтому «молодой человек» часто определяется как лицо в возрасте, котороезаканчиваетобязательное образование и находит первое рабочее место. В последнее время эти возрастные рамки расширились изза высокогоуровнябезработицы молодежи и высокую стоимость создания независимых бытовых условий, что ставит многих молодых людей в условиях длительного периода зависимости[2].Отсутствие единой точки зрения относительно возрастных границ молодежи способствует возникновению трудностей при проведении исследований и расчетов. Это связано с тем, что согласно отечественному законодательству молодежью считается группа лиц в возрасте от 14 до 25 лет, что определено статьей 3 Федерального закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» [9].Государственная служба занятости и Государственная служба статистики Российской Федерациив своей деятельности используют для учета незанятой и 051015202530БельгияБолгарияЧехияДанияГерманияЭстонияИрланидияГрецияИспанияФраницияИталияКипрЛатвияЛитваЛюксембургВенгрияМальтаНидерландыАвстрияПольшаПортугалияРумынияСловенияСловакияФинляндияШвецияВеликобританияТурцияИсландияЛихтенштейнНорвегияРоссияВозраст, с которого гражданин приобретают право выдвигаться на выборные должностиВозраст, с которого получают избирательное правоВозраст, когда завершают обязательное образованиеВозраст, до которого осуществляются выплаты пособия на ребенкабезработной молодежи показатель до 35 лет, однако выборочные обследования проводятся таким образом, что численность лиц в возрасте 35 лет попадает в состав группы 3539летних граждан. Определенная информация подается только для лиц в возрасте до 29 лет[4].В Стратегии развития государственной молодежной политики на период до 2025 года были внесены рекомендации не менять возрастные границымолодежи. То есть и в дальнейшем в законодательстве молодежь —это граждане в возрасте от 14 до 30 лет[8].Осложненияс единственным определениемпонятия «молодежь» возникают изза того, что она является объектом исследования многих социальногуманитарных наук, и каждая наука изучает молодежь в собственном аспекте, определив для себя предмет исследования в рамках каждой науки.В экономической сфере молодежный возраст определяется как период профессионального самоопределения, получения специальности, овладение профессиональной деятельностью на определенном уровне квалификации. Причем для разных социальнопрофессиональных групп верхняя граница этого периода будет разной. Самый низкий он у рабочих специальностей. Для специалистов с высшим образованием она определяется не только получением диплома, но и определенным периодом становления полноценного специалиста высшей квалификации. В сфере науки граница молодежного возраста достигает весьма высокого уровня, поскольку в Россиидо 35 лет научный сотрудник считается молодым ученым[7].В современном мире отсутствие какоголибо профессионального образования свидетельствует о крайней маргинализации молодого лица. Структуру молодежи с точки зрения экономической активности и занятости можно представить двумя группами —экономически активной и экономически неактивной, также содержат свои группы. К экономически активной молодежи относятмолодежь, занятую в формальной экономике, безработных и занятых в теневой экономике. Экономически неактивная молодежь состоит из шести отдельных групп: лиц, обучающихся в учебных заведениях; военнослужащие срочной службы; заняты воспитанием детей; занятыев домашнем хозяйстве; лица, которые не имеют необходимости в трудоустройстве; маргинальные группы (лица, которые потеряли надежду найти работу, осужденные, бездомные).На сегодня молодежь остается среди тех, кого кризис рабочих мест поразил больше всего. На учете в органах Государственной службы занятости на конец января 2015 года находилось 1 007 600 лиц в возрасте до 25 лет (22,9 % от общей численности зарегистрированных). Из них —молодежь, которая закончила или прекратила обучение в общеобразовательныхучебных заведениях —12 091 человек (трудоустроено —5 тыс. лиц), в высших и профессиональнотехнических заведениях —226 710 человек (трудоустроено—48 тыс. лиц) [4].Несмотря на наличие механизма трудоустройства выпускников учебных заведений, фактическое состояние дел в этой сфере свидетельствует о необходимости основательного пересмотра соответствующих нормативноправовых актов.Выводы.Учитывая неблагоприятные тенденции в вопросе занятости молодежи возрастает необходимость повышения защиты права молодежи на труд. Значительные изменения характера и условий труда, связанные с воздействием социальноэкономических условий, требующих введения новых и пересмотра действующих норм об условиях труда и предоставления дополнительных гарантий трудовых прав молодежи.Игнорирование проблем занятости молодежи сказывается на ее уровне жизни, росте объемов неформальной занятости, вследствие чего обостряется криминогенная ситуация и усиливается миграция за границу.С целью уточнения состояния и места молодежи можем констатировать, что молодежь —это часть населения, находящаяся в переходном физиологическом возрасте и направляет свои умственные и физические способности на становление экономической независимости. Целесообразным является также внесение изменений статистических наблюдений с учетом предельного возраста молодежи 35 лет. Это позволит углубить и детализировать дальнейшие научные исследования по молодежной проблематике. При этом необходимо рассмотреть направления и уровень государственной поддержки молодежи в различных странах, гендерные, культурные, правовые проблемы молодежи, ее политическую и общественную активность, уровень жизни (жилищные условия, здравоохранение и тому подобное). Исходя из указанного, в современных социальноэкономических условиях Россиимолодежью считают граждан в возрасте 1435 лет, что находятся в состоянии становления экономической независимости.Перспективы дальнейших научных исследований должны способствовать закреплению экономически обоснованного формулирования возрастных границ молодежикак субъекта экономической активности на рынке труда с целью разработки системы государственных мер в отношении механизма привлечения молодежи к труду.
Ссылки на источники1.YouthinEurope. Eurostat. Astatisticalportrait. –Электрон. текстовые дан. –Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/web/lucas/data/primarydata/2015. –[Дата обращения 17.02.2016].
2.Медведев А. В. Социальная защита молодежи в российском законодательстве / А.В. Медведев. Электрон. текстовые дан. –Режим доступа:https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.ruzh.org%2Frlj%2F2009%2F2009_2%2FDJVU%2F1836.pdf&name=1836.pdf&lang=ru&c=56c8c00215e3–[Дата обращения 17.02.2016].3.Абашина А. В. Обоснование наиболее целесообразных возрастных границ молодежи как субъекта рынка труда / А.В.Абашина.–Электрон. текстовые дан. –Режим доступа:http://intkonf.org/kandekonnaukabashinaovobgruntuvannyanaybilshdotsilnihvikovihmezhmolodiyaksubektarinkupratsi. –[Дата обращения 17.02.2016].4.Большой энциклопедический словарь. –Электрон. текстовые дан. –Режим доступа: http://www.vedu.ru/bigencdic/39665/–[Дата обращения 17.02.2016].5.Корниенко Т.А. Современная российская молодёжь: проблемы реализации экономического и социальнополитического потенциала / Т.А. Корниенко, С.Г. Косенко. –Электрон. текстовые дан. –Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=16134. –[Дата обращения 17.02.2016]. 6.Федеральный закон «О государственной молодежной политике в Российской Федерации». –Электрон. текстовые дан. –Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/policy/act/project.php–[Дата обращения 17.02.2016].7.Занятость и безработица в Российской Федерации в феврале 2015 года. –Электрон. текстовые дан. –Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/54.htm–[Дата обращения 17.02.2016].
8.Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. –Электрон. текстовые дан. –Режим доступа: https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/98/ae/98aeadb577714e5ba8ee6e732c5d5e84.pdf. –[Дата обращения 17.02.2016].9.Молодежь современной России –ключевой ресурс модернизации. –Электрон. текстовые дан. –Режим доступа: http://bookz.ru/authors/kollektivavtorov/molodej__184/1molodej__184.html. –[Дата обращения 17.02.2016].