Деятельность органов государственной власти по реализации государственной молодежной политики в Орловской области: проблемы и перспективы
Выпуск:
ART 86754
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Комарова
М.
С. Деятельность органов государственной власти по реализации государственной молодежной политики в Орловской области: проблемы и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
3581–3585. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86754.htm.
Аннотация. В статье автор обращает внимание на актуальные проблемы молодежной политики в Орловской области. Структурированы основные составляющие механизма формирования и реализации молодежной политики в современной РФ. Приводятся объективные данные развития регионального уровня правового регулирования государственной молодежной политики.
Выявлены интегративные факторы, способствующие развитию потенциала молодежи как полноправного участника формирования и реализации государственной молодежной политики в субъектах РФ. Определены приоритетные направления реализации государственной молодежной политики в Орловской области.
Текст статьи
Комарова Марина Сергеевна,аспирант кафедры политологии и государственной политики, РАНХИГС, Орловский филиал, г.Орел komarovamarina87@mail.ru
Научный руководитель –Меркулов П.А., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор исторических наук, доцент, директор Орловского филиала, г. Орел
Деятельность органов государственной власти
по реализации государственной молодежной политики в Орловской области: проблемы и перспективы
Аннотация. В статье автор обращает внимание на актуальные проблемы молодежной политики в Орловской области. Структурированы основные составляющие механизма формирования и реализации молодежной политики в современной РФ.Приводятся объективные данные развития регионального уровня правового регулирования государственной молодежной политики. Выявлены интегративные факторы, способствующие развитию потенциала молодежи как полноправного участника формирования и реализации государственной молодежной политики в субъектах РФ.Определены приоритетные направления реализации государственной молодежной политики в Орловской области. Ключевые слова: молодежь, государственнаямолодёжная политика, региональная политика, регион.
Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органичную часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры.Государственная молодежная политика направление деятельности органов государственного управления, представляющее собой систему мер нормативноправового, финансовоэкономического, организационноуправленческого, информационноаналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданскопатриотическое и духовнонравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социальноэкономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене.Первостепенной задачей в сфере молодежной политики становится ее институциональное обеспечение в широком смысле на федеральном и региональном уровне и создание для этой цели необходимых структур межведомственного и межсекторного взаимодействия. «Перед государством и институтами гражданского общества всегда будут стоять задачи по организации эффективной передачи опыта молодому поколению, оптимальному включению молодежи в социальные и политические процессы, созданию наиболее благоприятных условий для самореализации молодой личности». [2, с.70].
Органы государственной власти стремятся модернизировать систему управления молодежной политикой, усилив межведомственную координацию и ликвидировав разрыв в полномочиях органов власти федерального, регионального и муниципального уровней, а также пытаются привести нормативную правовую базу в соответствие с обновляемой системой управления. Фактически каждый субъект Российской Федерации располагает нормативными правовыми документами различного уровня, определяющими содержание работы с молодежью, систему мероприятий по реализации государственной молодежной политики. «Современная российская действительность показывает, что региональный уровень правового регулирования государственной молодежной политики становится доминирующим и по некоторым позициям в данной области во многом опережает федеральный» [4, с.77]. Необходимость комплексного подхода к развитию молодежной политики на территории Орловской области обусловлена тем, что проблема носит системный характер и проявляется в снижении экономической активности молодежи, росте ее социальной апатии, в невысокой оценке самой молодежью возможностей самореализации. Нельзя забывать, что недостаточная интеграция молодого поколения в процесс социальных и политических действий, способствует размыванию самоидентификации российской молодежи. В данной связи, ключевымипроблемамигосударственной молодежной политики на современном этапе развития российского общества, во многом сдерживающими развитие молодежного потенциалана региональном уровне, выступают:
несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям страны;
отсутствие комплексной системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи;
отсутствие у молодежи интереса к участию в общественнополитической жизни общества;
социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отсутствие возможностей для полноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность;
отсутствие национальной и социокультурной самоидентификации молодежи;
отсутствие знаний о других народах, культурах и религиях, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов;
несоответствие кадрового состава и материальнотехнической базы работающих с молодежью организаций современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей. Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, снижения экономической активности, криминализации молодежной среды, роста в ее среде нетерпимости, этнического и религиознополитического экстремизма[1, с.27].Поэтомуреализации государственной молодежной политики на территории Орловской области должно оказываться пристальное внимание. Учитывая территориальную специфику субъектов Российской Федерации, в том числе орловского региона, среди направлений совершенствования механизмов реализации государственной молодежной политики на уровне регионов, мы считаем целесообразным выделитьтакие аспекты интегрирования как:1.долгосрочность, охватывающую период до 2025 г.; 2.
комплексность, охватывающую все факторы, обеспечивающие развитие (или, по крайней мере, сохранение) человеческого капитала молодежи;
3.межведомственность, в нее включаются все министерства и ведомства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, деятельность которых воздействует в той или иной степени на социальнополитический и экономический потенциал молодежи; 4.
межрегиональность, поскольку развитие потенциала молодежи пространственно ориентировано и распределено по территории Российской Федерации; 5.многосубъектность, т. е., учитывающая интересы многих субъектов, связанных с реализацией молодежной политики;6.межпоколенческие связи, учитывающая интересы разных поколений населения Российской Федерации. Значительную роль в реализации программноцелевого механизма государственной молодежной политики в Орловской области играют общественные молодежные и детские организации как активные субъекты данного процесса. В Орловской области действует 156 молодежных и детских общественных объединений, 42 из которых имеют региональную регистрацию. Наиболее активно привлекают молодежь и подростков к социальнополезной деятельности следующие организации: Орловская региональная общественная организация «Региональное молодежное движение «Патриоты Орловщины», Детская общественная организация Орловской области «Областная пионерская организация «Орлята», Общественный молодежный парламент при Орловском областном Совете народных депутатов, Орловское региональное отделение общероссийского общественного движения «Молодая гвардия», молодежная общественная организация «Открытый мир», Орловское региональное молодежное демократическое антифашистское движение «Наши», Орловская областная общественная организация «Орловский союз молодежи XXI век», молодежное патриотическое движение «Сталь», Орловский клуб волонтеров, Ассоциация профсоюзных организаций студентов Орловской области, Орловский клуб футбольных фанатов «Русичи», молодежная организация «Православная молодежь», ассоциации военноисторических, военнопатриотических клубов Орловской области «Отечество», Орловская общественная организация «Молодежный бизнесклуб», Региональное объединение старшеклассников Орловского края «РОСТОК», Орловская региональная общественная организация «Красный мост», молодежный спортивный военнопатриотический центр «Десантник», Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), Общественная организация «Центр поисковых отрядов «Самолет», Областная ассоциация студенческих педагогических отрядов и т. д. Совместно с молодёжными общественными организациями реализовывается большое количество мероприятий, направленных на развитие потенциала молодых людей, поддержку их инициатив. Расширение актива и вовлечение его в общественные, экономические и политические процессы –жизненная необходимость развития Орловской области. Следует отметить, что активным субъектом по реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики в Орловской области является Молодежное правительство, члены которого, как дублеры руководителей Правительства Орловской области, являются непосредственными авторами и исполнителями социальноэкономических проектов в регионе: Проект«Инфопано»;ПроектАртфестиваль «Культурная среда»;Проект «Без Ям Орловщина»; Проект «Благомаг»; Проект «Игры разума»; Проект «Инфобар»; Проект «Финансовая грамотность».
Современная российскаягосударственная молодежная политика всех уровней нуждается в кардинальных изменениях и переходе к инновационной системе управления, на основе глубокого анализа и прогнозирования,а также демократических принципов[5, с.47]. Эти задачи должны решаться, прежде всего, через организацию взаимодействия государственных и муниципальных структур с молодежными общественными объединениями и системную поддержку их инициатив. Сегодня в Россиисуществует крайняя необходимость выявления и внедрения мотиваций во все возрастные и социальные группы молодежи в целях повышения интереса к деятельности общественных объединений и желания молодых граждан в них вступить.В современных российских условиях важно внедрять модернизационные формы и инновационные основы развития региональной молодежной политики в регионах, вчастности в Орловской области через систему вузовского образования и воспитания, развития политической и гражданской культуры студенчества. Именно студенчество выступает наиболее активной и динамичной группой молодежной когорты. «Идущий в настоящее время во всем мире процесс взаимопроникновения политических, социальных и культурных достижений и проблем затрагивает, естественно, и систему высшего образования[3, c.59]. Именно через актив в учреждениях высшего и среднего профессионального образования налажено тесное взаимодействие с органами исполнительной государственной власти области.Учитывая вышесказанной, мы приходим в заключению, что среди направлений совершенствования механизмов реализации молодежной политики на региональном уровне, в том числе в Орловской области следует выделить такие аспекты как:1.Создание Института Уполномоченного по правам молодежи при Президенте Российской Федерации в субъектах РФ; 2.
Проведение всероссийских социологических исследованийи мониторинга о положении молодежи в обществе;3.
Формирование молодежных советов в муниципальных образованиях;4.
Развитие системы молодежного представительства в органах государственной и муниципальной власти;5.
Конструктивное взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества и молодежных СМИ;6.Физкультурнооздоровительное воспитание молодежи;7.Развитие системы трудоустройства и занятости молодежи.Базовой в России должна стать именно региональная модель молодежной политики, согласно которой, молодежь является неотъемлемым субъектом. Совершенствование механизмов реализации региональной молодежной политики повышает её эффективность, что в значительной степени определяет успешность реализации интересов собственно молодежной когорты, используя технологии участия в легальных институтах власти, полноценное использование ее активистских возможностей на благо общества и государства.Государственная молодежная политика –необходимое условие социального прогресса, развития общества. Стратегическим приоритетом государственной молодежной политики является создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям
Ссылки на источники1.Глуховa М.Ф. Инфраструктура региональной молодежной политики: основные признаки и типологии. // Регионология. 2011. Т. 75. № 2. С. 2231. 2.Малик Е.Н., Мельников А.В. Становление политической субъектности российской молодежи в условиях современности// Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 2 (38). С. 7075.3.Малик Е.Н., Санькова О.А. Институционализация профессионального обучения в области социальной работы в условиях модернизации российского образования // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 1. С. 5963.4.Меркулов П.А., Малик Е.Н., Елисеев А.Л. Консервативная модернизация государственной молодежной политики как фактор устойчивого развития современной России// Власть. 2015. № 8. С. 7481.5.Скробов А.П. О некоторых новых подходах к молодежной политике в условиях реформ.// Социальнополитический журнал (социальногуманитарные знания). 2008. № 3.С. 4648.
Научный руководитель –Меркулов П.А., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор исторических наук, доцент, директор Орловского филиала, г. Орел
Деятельность органов государственной власти
по реализации государственной молодежной политики в Орловской области: проблемы и перспективы
Аннотация. В статье автор обращает внимание на актуальные проблемы молодежной политики в Орловской области. Структурированы основные составляющие механизма формирования и реализации молодежной политики в современной РФ.Приводятся объективные данные развития регионального уровня правового регулирования государственной молодежной политики. Выявлены интегративные факторы, способствующие развитию потенциала молодежи как полноправного участника формирования и реализации государственной молодежной политики в субъектах РФ.Определены приоритетные направления реализации государственной молодежной политики в Орловской области. Ключевые слова: молодежь, государственнаямолодёжная политика, региональная политика, регион.
Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органичную часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры.Государственная молодежная политика направление деятельности органов государственного управления, представляющее собой систему мер нормативноправового, финансовоэкономического, организационноуправленческого, информационноаналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданскопатриотическое и духовнонравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социальноэкономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене.Первостепенной задачей в сфере молодежной политики становится ее институциональное обеспечение в широком смысле на федеральном и региональном уровне и создание для этой цели необходимых структур межведомственного и межсекторного взаимодействия. «Перед государством и институтами гражданского общества всегда будут стоять задачи по организации эффективной передачи опыта молодому поколению, оптимальному включению молодежи в социальные и политические процессы, созданию наиболее благоприятных условий для самореализации молодой личности». [2, с.70].
Органы государственной власти стремятся модернизировать систему управления молодежной политикой, усилив межведомственную координацию и ликвидировав разрыв в полномочиях органов власти федерального, регионального и муниципального уровней, а также пытаются привести нормативную правовую базу в соответствие с обновляемой системой управления. Фактически каждый субъект Российской Федерации располагает нормативными правовыми документами различного уровня, определяющими содержание работы с молодежью, систему мероприятий по реализации государственной молодежной политики. «Современная российская действительность показывает, что региональный уровень правового регулирования государственной молодежной политики становится доминирующим и по некоторым позициям в данной области во многом опережает федеральный» [4, с.77]. Необходимость комплексного подхода к развитию молодежной политики на территории Орловской области обусловлена тем, что проблема носит системный характер и проявляется в снижении экономической активности молодежи, росте ее социальной апатии, в невысокой оценке самой молодежью возможностей самореализации. Нельзя забывать, что недостаточная интеграция молодого поколения в процесс социальных и политических действий, способствует размыванию самоидентификации российской молодежи. В данной связи, ключевымипроблемамигосударственной молодежной политики на современном этапе развития российского общества, во многом сдерживающими развитие молодежного потенциалана региональном уровне, выступают:
несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям страны;
отсутствие комплексной системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи;
отсутствие у молодежи интереса к участию в общественнополитической жизни общества;
социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отсутствие возможностей для полноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность;
отсутствие национальной и социокультурной самоидентификации молодежи;
отсутствие знаний о других народах, культурах и религиях, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов;
несоответствие кадрового состава и материальнотехнической базы работающих с молодежью организаций современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей. Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, снижения экономической активности, криминализации молодежной среды, роста в ее среде нетерпимости, этнического и религиознополитического экстремизма[1, с.27].Поэтомуреализации государственной молодежной политики на территории Орловской области должно оказываться пристальное внимание. Учитывая территориальную специфику субъектов Российской Федерации, в том числе орловского региона, среди направлений совершенствования механизмов реализации государственной молодежной политики на уровне регионов, мы считаем целесообразным выделитьтакие аспекты интегрирования как:1.долгосрочность, охватывающую период до 2025 г.; 2.
комплексность, охватывающую все факторы, обеспечивающие развитие (или, по крайней мере, сохранение) человеческого капитала молодежи;
3.межведомственность, в нее включаются все министерства и ведомства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, деятельность которых воздействует в той или иной степени на социальнополитический и экономический потенциал молодежи; 4.
межрегиональность, поскольку развитие потенциала молодежи пространственно ориентировано и распределено по территории Российской Федерации; 5.многосубъектность, т. е., учитывающая интересы многих субъектов, связанных с реализацией молодежной политики;6.межпоколенческие связи, учитывающая интересы разных поколений населения Российской Федерации. Значительную роль в реализации программноцелевого механизма государственной молодежной политики в Орловской области играют общественные молодежные и детские организации как активные субъекты данного процесса. В Орловской области действует 156 молодежных и детских общественных объединений, 42 из которых имеют региональную регистрацию. Наиболее активно привлекают молодежь и подростков к социальнополезной деятельности следующие организации: Орловская региональная общественная организация «Региональное молодежное движение «Патриоты Орловщины», Детская общественная организация Орловской области «Областная пионерская организация «Орлята», Общественный молодежный парламент при Орловском областном Совете народных депутатов, Орловское региональное отделение общероссийского общественного движения «Молодая гвардия», молодежная общественная организация «Открытый мир», Орловское региональное молодежное демократическое антифашистское движение «Наши», Орловская областная общественная организация «Орловский союз молодежи XXI век», молодежное патриотическое движение «Сталь», Орловский клуб волонтеров, Ассоциация профсоюзных организаций студентов Орловской области, Орловский клуб футбольных фанатов «Русичи», молодежная организация «Православная молодежь», ассоциации военноисторических, военнопатриотических клубов Орловской области «Отечество», Орловская общественная организация «Молодежный бизнесклуб», Региональное объединение старшеклассников Орловского края «РОСТОК», Орловская региональная общественная организация «Красный мост», молодежный спортивный военнопатриотический центр «Десантник», Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), Общественная организация «Центр поисковых отрядов «Самолет», Областная ассоциация студенческих педагогических отрядов и т. д. Совместно с молодёжными общественными организациями реализовывается большое количество мероприятий, направленных на развитие потенциала молодых людей, поддержку их инициатив. Расширение актива и вовлечение его в общественные, экономические и политические процессы –жизненная необходимость развития Орловской области. Следует отметить, что активным субъектом по реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики в Орловской области является Молодежное правительство, члены которого, как дублеры руководителей Правительства Орловской области, являются непосредственными авторами и исполнителями социальноэкономических проектов в регионе: Проект«Инфопано»;ПроектАртфестиваль «Культурная среда»;Проект «Без Ям Орловщина»; Проект «Благомаг»; Проект «Игры разума»; Проект «Инфобар»; Проект «Финансовая грамотность».
Современная российскаягосударственная молодежная политика всех уровней нуждается в кардинальных изменениях и переходе к инновационной системе управления, на основе глубокого анализа и прогнозирования,а также демократических принципов[5, с.47]. Эти задачи должны решаться, прежде всего, через организацию взаимодействия государственных и муниципальных структур с молодежными общественными объединениями и системную поддержку их инициатив. Сегодня в Россиисуществует крайняя необходимость выявления и внедрения мотиваций во все возрастные и социальные группы молодежи в целях повышения интереса к деятельности общественных объединений и желания молодых граждан в них вступить.В современных российских условиях важно внедрять модернизационные формы и инновационные основы развития региональной молодежной политики в регионах, вчастности в Орловской области через систему вузовского образования и воспитания, развития политической и гражданской культуры студенчества. Именно студенчество выступает наиболее активной и динамичной группой молодежной когорты. «Идущий в настоящее время во всем мире процесс взаимопроникновения политических, социальных и культурных достижений и проблем затрагивает, естественно, и систему высшего образования[3, c.59]. Именно через актив в учреждениях высшего и среднего профессионального образования налажено тесное взаимодействие с органами исполнительной государственной власти области.Учитывая вышесказанной, мы приходим в заключению, что среди направлений совершенствования механизмов реализации молодежной политики на региональном уровне, в том числе в Орловской области следует выделить такие аспекты как:1.Создание Института Уполномоченного по правам молодежи при Президенте Российской Федерации в субъектах РФ; 2.
Проведение всероссийских социологических исследованийи мониторинга о положении молодежи в обществе;3.
Формирование молодежных советов в муниципальных образованиях;4.
Развитие системы молодежного представительства в органах государственной и муниципальной власти;5.
Конструктивное взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества и молодежных СМИ;6.Физкультурнооздоровительное воспитание молодежи;7.Развитие системы трудоустройства и занятости молодежи.Базовой в России должна стать именно региональная модель молодежной политики, согласно которой, молодежь является неотъемлемым субъектом. Совершенствование механизмов реализации региональной молодежной политики повышает её эффективность, что в значительной степени определяет успешность реализации интересов собственно молодежной когорты, используя технологии участия в легальных институтах власти, полноценное использование ее активистских возможностей на благо общества и государства.Государственная молодежная политика –необходимое условие социального прогресса, развития общества. Стратегическим приоритетом государственной молодежной политики является создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям
Ссылки на источники1.Глуховa М.Ф. Инфраструктура региональной молодежной политики: основные признаки и типологии. // Регионология. 2011. Т. 75. № 2. С. 2231. 2.Малик Е.Н., Мельников А.В. Становление политической субъектности российской молодежи в условиях современности// Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 2 (38). С. 7075.3.Малик Е.Н., Санькова О.А. Институционализация профессионального обучения в области социальной работы в условиях модернизации российского образования // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 1. С. 5963.4.Меркулов П.А., Малик Е.Н., Елисеев А.Л. Консервативная модернизация государственной молодежной политики как фактор устойчивого развития современной России// Власть. 2015. № 8. С. 7481.5.Скробов А.П. О некоторых новых подходах к молодежной политике в условиях реформ.// Социальнополитический журнал (социальногуманитарные знания). 2008. № 3.С. 4648.