Развитие воспитательного потенциала семьи посредством изучения образовательных потребностей родителей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чиркова М. В. Развитие воспитательного потенциала семьи посредством изучения образовательных потребностей родителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3621–3625. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86762.htm.
Аннотация. В статье рассматривается диагностический аспект развития воспитательного потенциала семьи в системе взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями. Представлены результаты эмпирического исследования образовательных потребностей родителей дошкольников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чиркова Мария Владимировна,магистрант направления подготовки 44.04.01Педагогическое образование ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г.Череповецmari.lvova.90@mail.ru

Научный руководитель –Першина Татьяна Валентиновна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецpershina69@list.ru

Развитие воспитательного потенциала семьи

посредством изучения образовательных потребностей родителей

Аннотация.В статье рассматривается диагностический аспект развитиявоспитательного потенциаласемьи в системе взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями. Представлены результаты эмпирического исследованияобразовательных потребностей родителейдошкольников.Ключевые слова:взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников, воспитательный потенциал семьи, развитие воспитательного потенциала семьи, образовательные потребности родителей.

В современных общественных условиях неизбежно возрастают требования к воспитанию подрастающего поколения. Множество острых проблем встает сегодня перед педагогической наукой. Одной из важнейших среди них выступает проблема повышения воспитательного потенциала семьи, определения условийположительного влияния семейной среды на ребенка, преодоления негативных явлений, присущих воспитательной системе современной семьи. Несмотря на многочисленные исследования, посвященные этой проблеме, воспитательный потенциал семьи, пути его повышения, роль в этом процессе дошкольной образовательной организацииещё окончательно не исследованы. Решение проблемы повышения воспитательного потенциала семьи, как показывает практика, может быть обеспечено лишь в процессе педагогически целесообразного взаимодействия семьи и детского сада. В рамках данной статьи воспитательный потенциал семьи рассматривается как совокупность имеющихся средств ивозможностей для формирования личности ребенка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями как сознательно, так и интуитивно [1]. Обращаясь к понятию «воспитательный потенциал семьи», мы исходим из того, что это наиболее продуктивное понятие, позволяющее достаточно полно и целостно рассмотреть не только реальные возможности семейного воспитания, но и увидеть их потенциальные стремления с опорой на индивидуальные особенности конкретной семьи. Несмотря на значительное количество социологических, философских, психологопедагогических исследований, проблема развития воспитательного потенциала семьи не может считаться решенной. Воспитательный потенциал семьи, по мнению ученых (Г.М.Миньковский, К.Е.Игошев, А.Г.Харчев, И.В.Гребенников, Э.К.Васильева, С.А.Расчетина, А.С.Роботова), определяется возможностями и условиями реализациикаждой конкретной семьей своей воспитательной функцией, характером возможной системы воспитательных отношений. Сущность воспитательного потенциала семьи раскрывается в содержании его основных факторов и компонентов. Воспитательный потенциал зависит от многих обстоятельств: социокультурного статуса семьи; принятияродителяминовых социальных ролей; условиями и образом жизни семьи; составомсемьи; стилем отношений в семье; отношения к ребенку; общей духовной атмосферой; ценностных ориентации родителей; ценностей семьи.Данные факторы жизнедеятельности семьи являются слагаемыми успешности семейного воспитания. Воспитательный потенциал, как комплекс возможностей семейного воспитания, обусловленных факторами жизнедеятельности конкретной семьи, состоит из совокупности компонентов. На основе анализа современных психологопедагогических исследований, касающихся проблем поддержки семейного воспитания, можно определить компонентный состав воспитательного потенциала семьи, включив в негоаксиологический,компетентностный,деятельностныйиэмоциональныйкомпоненты[3].Одним из наиболее значимых компонентов являетсяаксиологическийкомпонент, характеризующийсянравственнойнаправленностьюсемьи,ееценностнымиориентациями.Направленность семейного воспитания определяется теми ценностями, которые приняты семьей. Ведущими ценностями выступают гуманизм, нравственность, духовность. Формирование личности ребенка в семье, так или иначе, ориентировано на усвоение этих ценностей.Компетентностныйкомпонентвоспитательного потенциала семьи характеризуется,вопервых,педагогическойкомпетентностьюродителей,а вовторых,компетентностьюдетей, в бытовой сфере, включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и т.д.Эмоциональныйкомпонентвоспитательного потенциала семьи определяетсяхарактеромвнутрисемейныхотношений(супружеских,детских, детскородительских) и стилем семейного воспитания.Деятельностныйкомпонентвоспитательного потенциала семьи характеризуется уровнемсоциальнопедагогическойсамоорганизациисемьи, что позволяет рассматривать семью в качестве активного субъекта воспитания и образования.Важно отметить, что ни один из компонентов сам по себе не может гарантировать результативность семейного воспитания, их следует рассматривать только в совокупности.

Каждаясемьяимеет свой воспитательный потенциал, который благоприятноили не очень влияет на формирование личности [2]. От этого и зaвисит результaт семейного воспитaния.Интегральным критерием воспитательного потенциала является качество удовлетворения семьей актуальных потребностей ребенка.В зависимости от степени выраженности данного критерия воспитательный потенциал семьи может варьироваться от низкого уровня к высокому уровню.Всемьяхс высоким уровнем воспитательного потенциала полностью удовлетворяются социальнопсихологические потребности каждого её члена, создан домашний очаг. Во внутрисемейных отношениях доминируют взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, господствует положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг. У родителей достаточно высокий уровень педагогической культуры, они владеют системой педагогических знаний, умеют применять их в практике семейного воспитания. В случае критических ситуаций способны обратиться за помощью к различным социальным институтам, в том числе к детскому саду.Средний (критический) уровеньвоспитательного потенциалаотмечается в семьях, где родители стремятся удовлетворить социальнопсихологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда, и в случае сложных жизненных ситуаций получит поддержку иодобрение. Внутрисемейные отношения характеризуются взаимопониманием между родителями, в отношении ребенка часто применяется авторитарный стиль общения. Родители имеют достаточный уровень общей культуры, но не всегда способны трансформировать свой опыт и знания в практику семейного воспитания. В случае критической ситуации семья старается разрешить свои проблемы самостоятельно.При низкомуровне воспитательного потенциала всемье почти не удовлетворяются социальнопсихологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку. В таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует постоянная конфликтность, нервозность в отношениях. Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры.Таким образом, воспитательный потенциал семьи это особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могутв большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка. Каждая семья обладает свойственным только ей воспитательным потенциалом, который определяется сочетанием компонентов и различных факторов, определяющих жизнедеятельность семьи. Воспитательный потенциал семьи, определяя её педагогические возможности,не является данностью,его можно и нужно развивать. Вцелях повышения воспитательного потенциала семьи педагогам дошкольных образовательных организацийнеобходимо анализировать все многообразие факторов, определяющих состояние семейной микросреды: состав семьи, ее материальные возможности, характер внутрисемейных отношений, уровень образовательных потребностей, а также педагогическую подготовленность родителей.

Кроме того, активизация воспитательных ресурсов семьи невозможна без учета их образовательных возможностей и потребностей [4].Для повышения воспитательного потенциала семьи необходимо знать и учитывать образовательные потребности родителей. Поэтому мы провели исследование с целью изучения актуальных на сегодняшний день образовательных потребностей родителей, дети которых посещают один из детских садов г.Череповца. Родителям (всего 146 человек) был предложен опросник, состоящий из вопросов, которые содержательно были сгруппированы в три блока.Первый блок вопросов был направлен на выявление общей удовлетворенности родителей как потребителей образовательных услуг ДОУ. На вопрос «Устраивает ли Вас детский сад, который посещает Ваш ребенок?» большинство опрошенных (52%) ответили «полностью устраивает»; 32 % –«в основном», и 16 % респондентов ответили, что детский сад их не устраивает.На вопрос «Что Вас больше всего привлекает в детском саду?» наиболее популярными вариантами ответа оказались такие формулировки: «хорошие отношения ребенка с воспитателем» (68%), «хорошее состояние территории для прогулок» (56%), «хорошая организация режима дня» (44 %) и «детский сад находится недалеко от дома» (32%). Меньше всего респонденты уделили внимания таким вариантам ответа, как, «возможность участвовать в жизни детского сада» (24%), «высокий профессиональный уровень сотрудников» (16%), «интересная организация игровой деятельности детей» (16%). На наш взгляд, такое распределение ответов говорит о том, что родители не осознают себя субъектами образовательного процесса, т.к. недостаточно включены в образовательную деятельность детского сада.Второй блок вопросов был направлен на изучение мнения родителей о педагогическом просвещении в ДОУ. На вопрос «Какую информацию Вы получаете от детского сада?» 60% респондентов ответили, что детский сад информирует родителей о режиме дня и питании детей; и только 20% опрошенных ответили, что получают от воспитателей информацию о целях и задачах детского сада в области обучения и воспитания ребенка. Основным источником информации родители считают личные беседы с воспитателем и информационные стенды в группе. В ходе опроса установлено, что меньше всего родители нуждаются в информировании (28%). Мы считаем это вполне закономерным в условиях информационного общества. Современные родители имеют возможность получать информацию о воспитании и развитии детей из самых разных источников. К тому же педагоги сами зачастую решают, что для родителей важно, что им интересно, что им будет полезно, не учитывая при этом образовательных запросов родителей. Наибольший интерес родители проявляют к таким формам взаимодействия с детским садом, в основе которых лежит индивидуальный подход. Потребность в индивидуальных беседах и консультациях заявили 76% опрошенных родителей. Большая часть родителей (65%) удовлетворены тем, что воспитатели обсуждают с ними различные вопросы, касающиеся жизни ребенка в детском саду (дисциплина, питание, гигиенические процедуры и т.п.). Вопросы воспитания, обучения и развития ребенка редко становятся предметом обсуждения. При этом на вопрос «Какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей?» ответы распределились следующим образом: 64% хотели бы знать об организации жизни ребенка в семье; 56% о психофизиологических особенностях ребенка; 32% об организации семейного досуга.Таким образом, выявлено расхождение между актуальными потребностями родителей и содержанием информационнопросветительской деятельности ДОУ.

Третий блок вопросов позволил выяснить степень вовлеченности родителей в жизненное и событийное пространство дошкольной образовательной организации. По мнению 40% родителей, они активно участвуют в жизни детского сада (помощь в организации утренников, праздничных мероприятий, оформление группы и т.п.).Чуть больше половины опрошенных (52%) посещают мероприятия детского сада, а 24% респондентов признались, что вообще не участвуют в жизни детского сада. Закономерно, что отрицательный ответ на вопрос об участии в жизни детского сада дали папы воспитанников, что свидетельствует о том, что жизнью своих детей в детском саду больше интересуются мамы, чем папы.На вопрос «В какой роли Вы могли бы выступить, принимая участие в организации педагогического процесса в детском саду?» 68% родителей ответили, что могли бы дать совет воспитателю в определении интересов, увлечений ребенка. Полученный ответ свидетельствует о том, что потенциал родителей педагоги ДОУ не используют в полной мере. Обобщая результаты анкетирования родителей, можно сделать следующие выводы:большинство родителей удовлетворены образовательными услугами дошкольной образовательной организации, которую посещает их ребенок; родителей привлекают доброжелательные отношения с педагогом, организация режима дня и жизнедеятельности ребенка в детскомсаду;воспитатели обсуждают с родителями в основном вопросы дисциплины, питания, гигиенических процедур, что явно ограничивает пространство взаимодействия детского сада и семьи;большинство родителей интересуются вопросами воспитания и развития ребенка, но им предоставляется мало возможностей для участия в образовательной деятельности ДОУ.Таким образом, проведенное исследование позволило выявить одну из проблемв организации взаимодействия ДОУ и семьи в направлении развития воспитательного потенциала родителей. Зона риска состоит в том, что воспитательные и образовательные потребности семьи при организации взаимодействия с ДОУ используются недостаточно полно. Задача педагогов и специалистов ДОУ создать такие условия, которые позволили бы актуализироватьимеющийся в семье позитивный воспитательный потенциал,при котором родители не только могли бы самостоятельно и эффективно решать текущие проблемы, связанные с воспитанием ребенка в семье, но и были бы полноценными участниками образовательной деятельности детского сада.

Ссылки на источники1.Ким Т.К. Воспитательный потенциал семьи // Педагогика, психология и медикобиологические проблемы физического воспитания и спорта. 2008. –№ 11. –С. 95982. Ламзина С.А. Диагностика семейного воспитания // Школьные технологии. –1997. №4. –С. 92953. Коробкова В.В. Структура и содержание воспитательного потенциала семьи // Педагогическое образование и наука. 2010.№ 9.C. 8792

4. Чиркова М.В., ПершинаТ.В.Образовательное пространство развития ребенка как объект педагогического анализа// Современные концепции развития науки: Сборник статей Международной научнопрактической конференции (30 апреля 2015 г., г. Уфа). Ч.2.Уфа: Аэтерна, 2015. С. 166 168