Системный взгляд на взаимодействие участников российского рынка товаров народного потребления
Выпуск:
ART 86771
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рожкова
О.
В. Системный взгляд на взаимодействие участников российского рынка товаров народного потребления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
3666–3670. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86771.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации межфирменного взаимодействия для предприятия на рынке товаров народного потребления. Предлагаются некоторые рекомендации по основным аспектам формирования и участию в подобных структурах в целях повышения результативности как собственной деятельности, так и оздоровления всей бизнес-среды.
Ключевые слова:
конкурентоспособность, стратегическое управление, товары народного потребления, межфирменное взаимодействие, создание ценности
Текст статьи
РожковаОльгаВладимировна,аспирантка кафедры экономики ГБОУ ВО «Международного университета природы, общества и человека «Дубна», г.Дубнаolga_r2006@mail.ru
ПахомоваЕленаАнатольевна,научный руководитель, д.э.н., доцент кафедры экономики ГБОУ ВО «Международного университета природы, общества и человека «Дубна», г.Дубна
Системный взгляд навзаимодействиеучастниковроссийского рынка товаров народного потребления
Аннотация.Статья посвящена вопросам организации межфирменного взаимодействия для предприятия на рынке товаров народного потребления. Предлагаютсянекоторые рекомендации по основным аспектам формирования и участия в подобных структурах в целях повышения результативности как собственной деятельности,так и оздоровления всейбизнессреды.Ключевые слова: товары народного потребления, межфирменное взаимодействие, конкурентоспособность, создание ценности, стратегическое управление.
Для рынка товаров народного потребления (ТНП, или FMCG –FastMovingConsumerGoods), отличающегосябыстро изменяющейсяконкурентной средой, динамический тип объединений (по определению, предложенному в основополагающей классификации Майлза–Сноу, 1986г.)является наиболее распространённым. Сутьданной формы межфирменного взаимодействиясостоит в том, чтоголовная компанияобладает ключевым навыком иобъединяетдругих участников для относительно краткосрочных проектов по разработке и выводу продуктов на рынок.Эффект от сотрудничества проявляется в увеличении денежных потоков, максимизации прибыли и повышении рыночной стоимости фирмучастников, включая стоимость нематериальных активов.Таким образом, из множества субъектов образуются и развиваются гибкие и «живые» сообщества, придающие новое содержание процессам взаимодействия ивсей бизнессреде.Такие сообщества формируют многоуровневые иерархические [1]структуры, проходящие вертикально и горизонтально через все уровни экономики. Практическиучастие каждогоактивногоэкономическогосубъектавтомили иномили даже нескольких сообществахлежит в основе современного бизнеса.В рамках сообщества участники могут образовыватьболее мелкие объединения и группы, иногда, однако,достигающиеразмеровцелой отраслиили выходящиеза её пределы.Вцелом, следует отметить, что структурными элементами в подобных объединенияхв зависимости от характера, функций, масштаба, продолжительности существования, степени взаимного влиянияи других факторов (включая даже стадию жизненного цикла) могут выступать:коммерческие партнёрские программы, производство товаров по лицензии,система совместныхисследованийи разработок, система совместныхзакупок, инвестиционные проекты,предприятия, союзы иобъединения, кластеры[2], рынки, отрасли, регионы и т.д., причём, состав участникови их роли(и соответственно, стратегии)постоянно меняются, что понижает важность обозначения жёстких границ для таких сообществ на длительный период, выводя на первый план задачи:
выбораи анализа окружения, с которымнаиболее теснобудетсвязанодостижение стратегических целей предприятием;
определениевзаимосвязей;
контроль«точек контакта», возникающих в процессах взаимодействия.В этой связи представляется целесообразным рассмотреть отдельные аспекты, перспективы, «системные» факторы, мотивы поведения участников сообществ, инструментарий и прочие компоненты, которые могут влиять на управление результативностью деятельности и способствовать совершенствованиюсреды для интеграции возможностей и ресурсов отдельных элементовв целях роста конкурентоспособности фирм, отраслей, регионов и экономики России в целом.Текущее состояние рынка ТНП характеризуется: избыточным предложением; сходным ассортиментом; высоким уровнем спроса при его изменчивости; относительно устойчивыми моделями потребления; высокой частотой покупок и, соответственно, оборачиваемостью товаров; различной, в зависимости от товара, степенью вовлечённости потребителей в процесс покупки; активным изменением состава участников; «ценовыми войнами»; сравнительно невысоким уровнем чистой прибыли; агрессивной маркетинговой политикой.В последнее время традиционнаядля многихучастников рынкацепочка«поставщикдистрибьютор» стала включатьтакже:
производителей и поставщиков оборудования, сырья и материалов;
разработчиковнеобходимых технологий;
производителейсопутствующих товаров;
компанииаутсорсеры, которым передаётсячасть функций, в том числе заграницу;
акционеров;
инвесторов;
конкурентов;
клиентов (звенья сбытовой сети, например, дилерови конечные точки продаж, торговые сети);
финансовокредитные организации;
логистические операторы и транспортные компании;
государственные учреждения;
научныеи исследовательские, проектные, общественные организациии СМИ.Взаимодействие обеспечивается с помощью инфраструктуры, которая включает коммуникационную, транспортную, контрактную системы, систему бизнеспроцессов, систему управления качеством, систему документооборота и др.В основу формирования среды должны бытьзаложены следующие принципы:
Принцип взаимовыгодной основы;
Принцип баланса краткосрочных и долгосрочных интересов;
Принцип разностороннего партнёрства;
Принцип прозрачности;
Принцип широтыинформационных потоков;
Принцип надёжности;
Принцип согласованностицелей.Следующие характеристики среды организациям необходимо принимать во внимание для построения эффективного сотрудничества:1)Продуктивность, выражающаяся в способности трансформировать идеи –в инициативы, инициативы –в проекты, проекты –в инновациив микрои макросреде;2)Устойчивость к негативным факторам, обеспечивающая сопротивление потрясениям, адаптацию;3)Обновляемость, заключающуюся в способности создавать новые функции, «ниши», продукты, масштабироваться;
4)Открытость;5)Неоднородность, обусловленнуюобъединением самых разных участников.Понимание огромноговлияниявзаимозависимости приводит к корректировке стратегий: от ориентации исключительно на собственные силыи благоприятные факторы внешней среды –к возможности опоры на сторонние ресурсы и активы, находящиесявне сферы непосредственного контроля.А это, в свою очередь, меняет корпоративное управление не только в части процессов создания ценности, в частности, разработкии развития продуктов, но и ставит новые задачи: объектом управления становятся сами сообщества, т.е. процессы их создания, поддержания, реформирования, ликвидации.Выражаясь схематично, стратегическоеуправление выходит за рамки одного предприятия на новый, более высокий, виток,осуществляетсяпо «спирали»,переходя с уровня на уровень и вовлекая всё большее количество объектов управления.Процесспоказан на рис.1(тонкой стрелкой обозначен процесс управления: сплошной –до формирования сообщества, пунктиром после).Рисунок1Схема формирования сообщества
Целевоесостояние
Таким образом, получение конкурентных преимуществ достигается за счёт управления всеми имеющимися благодаря сообществу ресурсами, а не только находящимися в собственностиотдельного участника. А возможность использования и управления данными ресурсами обеспечивается определённостью взаимоотношений ихарактером объединения, достаточного для устойчивого функционирования в процессе достижения поставленных целей.Необходимость стабильного развития каждого участника сообщества и всей системы в целом поднимает вопрос об организационнойструктуре взаимодействия, долевом участии каждой организациии инструментах анализа эффективности таких объединений.Согласованность оценки результатов может быть обеспечена благодаря единой методологии, учитывающей:
сокращениекритериев выбора альтернативыдо минимальновозможного количества;
требования к результатам;
затраты, связанные с таким анализом;
вероятность достижения прогнозируемыхпоказателей.Степень взаимной поддержки и получаемых участниками сообщества выгод можно оценить посредством кластерного анализа. Преимуществоданного метода состоит в том, что разбиение объектов может осуществляться по комплексу выделенныхпризнаков и не содержит ограничений по их видуи природе. Анализ
Средафункционирования компанииОжиданиязаинтересованных сторонСуществующая бизнесмодельУчастники рынкаЦелиПроцессыСистемыРесурсы
проводится на основе различных подходов и методов, которые позволяют исследовать данные, отличающиеся по объёму, в горизонтальных и вертикальных взаимосвязях и выявить выпадающие из общего рядаобъекты.Для принятия решений необходимо создание экономикоматематической модели, отражающей ключевыекритерии (для их расчёта национальные, экономические, политические, технологические, научные, социальные, юридические, организационные факторы отбираются с помощью формальных и неформальных методов, включая экспертную оценку), условия сотрудничестваи показателизаинтересованности участниковв совместной деятельности. По результатаминтегральной оценки делается вывод оцелесообразности иустойчивости объединения.Также следует учитывать, что позитивное или негативное влияние на сообщество оказывает каждый шагего участников, а произведённый эффект возвращается преумноженным.Развитие взаимодействия требует внесения изменений в традиционную парадигму, перехода отпрежних установок к новым форматамв следующих аспектах:
Многомерность и разнородность состава участников;
Превалирование ценности партнёрства и кооперации над конкуренцией;
Баланс целей и мотивов участников;
Учёт существующих во всёмсообществе возможностей, ресурсов и сильных сторон;
Расширение функций управления;
Создание целостного продукта, переходящего в его комплексность («непосредственно продукт+различные дополнительные характеристики иуслуги, повышающие его ценность дляпотребителя+платформа для последующего развитияпродукта»);
Системность экономики продукта, включающая совокупность всех затрат потребителя (в том числевременных и эмоциональных) на его приобретение и использование;
Маркетинг взаимоотношений;
Формирование единого бизнеспространства с партнёрами;
Ориентация целей на успех всего сообщества;
Социальная ответственность бизнеса;
Минимизация возникновения риска «миграции ценности», вызванного неадекватностью бизнесмодели требованиям рынкаобществагосударства.Следует подчеркнуть, что эффективная бизнесмодель способна обеспечить результативность бизнеспроцессов, минимизацию издержек и, в конечном итоге, оказать положительное влияние на взаимодействие компании с её окружением, адаптацию к изменениям и получение прибыли –чего в длительной перспективе не могут сохранить продуктовые и технологические новинки.Однако эффективное участие в сообществе может потребовать от предприятияпроизводителя не только обновлённой стратегии, но изначительнойпереоценки имеющейся бизнесмодели, что не может быть реализовано посредством небольших измененийи смены ролей.Принятие предприятиемпроизводителем ТНПрешения обобъединении должно быть направлено на достижение следующих целей верхнего уровня:
укрепление стратегических позиций на рынке;
рост нематериальных активов (повышение лояльности к бренду и т.п.);
освоение новых рынков;
сокращение расходов;
организация эффективной системы управления цепями поставок;
снижение рисков (снижение возможного влияния негативных факторов на деятельность предприятия);
эффективное ценообразование.Рекомендации, намеченные в данной работе, уже прошли практическую проверку на предприятии г.Москва.Экономический эффект только за счёт более взвешенного подхода к выборуконтрагентов составилоколо 500тыс.рублей.Такие сообщества, при реализации всего потенциала, могут выступить мощным средством созданияи внедренияинновацийи платформой для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности.Дальнейшее исследование основныхтипов систем, процессов взаимодействия, факторов различной природы позволит создать модель, ориентированную на реалии отечественного рынка потребительских товаров, включающую конкретные процессы создания и вывода на рынок конкурентоспособных продуктов, привлечь внимание к тем сферам деятельности, которыеранее не рассматривались, в то время какстепень их влияния а достижение стратегическихцелей весьма существенна.Посредством влияния на различные элементыможно добиться необходимого оптимального состояния бизнеспроцессов, приводящих к получению результатазаданного уровня качества и в требуемые сроки и его последующего развития.Управление возможностями, которые предоставляет взаимодействие,имеет важное значение не только для удовлетворения потребностей клиентов: знание того, какие процессы и процедуры достаточнопросто держать на должном уровне, высвобождает средства для более важныхи реализуют именно те перспективы и возможности для получения прибыли, для освоения которых ранее не обладалидостаточнойорганизацией.Понимания значения потребительской ценности больше уже не достаточно: для наиболее конкурентоспособных предприятий характерно взаимное положительное влияние между ними и их окружением, поэтому в целях повышения конкурентоспособности необходимо внедрить в их деятельность новые формы для внутрии межфирменного взаимодействия и на основе интересов уже всех сторон (государствообществобизнес) строить свою бизнесмодель. В качестве инструмента можно использовать любую методику, принимающую во внимание функциональные области и процессы, связывающие организацию с её окружением.
Ссылки на источники1.КлейнерГ.Б.Какая мезоэкономика нужна России? Региональный разрез в свете системной экономической теории(2014г.).–Вестник Финансового университета, №4.2.ПахомоваЕ.А.Методологические основы оценки влияния вуза на эффективность регионального развития(2010г.).–М.: Изд. ООО «МЭЙЛЕР».
ПахомоваЕленаАнатольевна,научный руководитель, д.э.н., доцент кафедры экономики ГБОУ ВО «Международного университета природы, общества и человека «Дубна», г.Дубна
Системный взгляд навзаимодействиеучастниковроссийского рынка товаров народного потребления
Аннотация.Статья посвящена вопросам организации межфирменного взаимодействия для предприятия на рынке товаров народного потребления. Предлагаютсянекоторые рекомендации по основным аспектам формирования и участия в подобных структурах в целях повышения результативности как собственной деятельности,так и оздоровления всейбизнессреды.Ключевые слова: товары народного потребления, межфирменное взаимодействие, конкурентоспособность, создание ценности, стратегическое управление.
Для рынка товаров народного потребления (ТНП, или FMCG –FastMovingConsumerGoods), отличающегосябыстро изменяющейсяконкурентной средой, динамический тип объединений (по определению, предложенному в основополагающей классификации Майлза–Сноу, 1986г.)является наиболее распространённым. Сутьданной формы межфирменного взаимодействиясостоит в том, чтоголовная компанияобладает ключевым навыком иобъединяетдругих участников для относительно краткосрочных проектов по разработке и выводу продуктов на рынок.Эффект от сотрудничества проявляется в увеличении денежных потоков, максимизации прибыли и повышении рыночной стоимости фирмучастников, включая стоимость нематериальных активов.Таким образом, из множества субъектов образуются и развиваются гибкие и «живые» сообщества, придающие новое содержание процессам взаимодействия ивсей бизнессреде.Такие сообщества формируют многоуровневые иерархические [1]структуры, проходящие вертикально и горизонтально через все уровни экономики. Практическиучастие каждогоактивногоэкономическогосубъектавтомили иномили даже нескольких сообществахлежит в основе современного бизнеса.В рамках сообщества участники могут образовыватьболее мелкие объединения и группы, иногда, однако,достигающиеразмеровцелой отраслиили выходящиеза её пределы.Вцелом, следует отметить, что структурными элементами в подобных объединенияхв зависимости от характера, функций, масштаба, продолжительности существования, степени взаимного влиянияи других факторов (включая даже стадию жизненного цикла) могут выступать:коммерческие партнёрские программы, производство товаров по лицензии,система совместныхисследованийи разработок, система совместныхзакупок, инвестиционные проекты,предприятия, союзы иобъединения, кластеры[2], рынки, отрасли, регионы и т.д., причём, состав участникови их роли(и соответственно, стратегии)постоянно меняются, что понижает важность обозначения жёстких границ для таких сообществ на длительный период, выводя на первый план задачи:
выбораи анализа окружения, с которымнаиболее теснобудетсвязанодостижение стратегических целей предприятием;
определениевзаимосвязей;
контроль«точек контакта», возникающих в процессах взаимодействия.В этой связи представляется целесообразным рассмотреть отдельные аспекты, перспективы, «системные» факторы, мотивы поведения участников сообществ, инструментарий и прочие компоненты, которые могут влиять на управление результативностью деятельности и способствовать совершенствованиюсреды для интеграции возможностей и ресурсов отдельных элементовв целях роста конкурентоспособности фирм, отраслей, регионов и экономики России в целом.Текущее состояние рынка ТНП характеризуется: избыточным предложением; сходным ассортиментом; высоким уровнем спроса при его изменчивости; относительно устойчивыми моделями потребления; высокой частотой покупок и, соответственно, оборачиваемостью товаров; различной, в зависимости от товара, степенью вовлечённости потребителей в процесс покупки; активным изменением состава участников; «ценовыми войнами»; сравнительно невысоким уровнем чистой прибыли; агрессивной маркетинговой политикой.В последнее время традиционнаядля многихучастников рынкацепочка«поставщикдистрибьютор» стала включатьтакже:
производителей и поставщиков оборудования, сырья и материалов;
разработчиковнеобходимых технологий;
производителейсопутствующих товаров;
компанииаутсорсеры, которым передаётсячасть функций, в том числе заграницу;
акционеров;
инвесторов;
конкурентов;
клиентов (звенья сбытовой сети, например, дилерови конечные точки продаж, торговые сети);
финансовокредитные организации;
логистические операторы и транспортные компании;
государственные учреждения;
научныеи исследовательские, проектные, общественные организациии СМИ.Взаимодействие обеспечивается с помощью инфраструктуры, которая включает коммуникационную, транспортную, контрактную системы, систему бизнеспроцессов, систему управления качеством, систему документооборота и др.В основу формирования среды должны бытьзаложены следующие принципы:
Принцип взаимовыгодной основы;
Принцип баланса краткосрочных и долгосрочных интересов;
Принцип разностороннего партнёрства;
Принцип прозрачности;
Принцип широтыинформационных потоков;
Принцип надёжности;
Принцип согласованностицелей.Следующие характеристики среды организациям необходимо принимать во внимание для построения эффективного сотрудничества:1)Продуктивность, выражающаяся в способности трансформировать идеи –в инициативы, инициативы –в проекты, проекты –в инновациив микрои макросреде;2)Устойчивость к негативным факторам, обеспечивающая сопротивление потрясениям, адаптацию;3)Обновляемость, заключающуюся в способности создавать новые функции, «ниши», продукты, масштабироваться;
4)Открытость;5)Неоднородность, обусловленнуюобъединением самых разных участников.Понимание огромноговлияниявзаимозависимости приводит к корректировке стратегий: от ориентации исключительно на собственные силыи благоприятные факторы внешней среды –к возможности опоры на сторонние ресурсы и активы, находящиесявне сферы непосредственного контроля.А это, в свою очередь, меняет корпоративное управление не только в части процессов создания ценности, в частности, разработкии развития продуктов, но и ставит новые задачи: объектом управления становятся сами сообщества, т.е. процессы их создания, поддержания, реформирования, ликвидации.Выражаясь схематично, стратегическоеуправление выходит за рамки одного предприятия на новый, более высокий, виток,осуществляетсяпо «спирали»,переходя с уровня на уровень и вовлекая всё большее количество объектов управления.Процесспоказан на рис.1(тонкой стрелкой обозначен процесс управления: сплошной –до формирования сообщества, пунктиром после).Рисунок1Схема формирования сообщества
Целевоесостояние
Таким образом, получение конкурентных преимуществ достигается за счёт управления всеми имеющимися благодаря сообществу ресурсами, а не только находящимися в собственностиотдельного участника. А возможность использования и управления данными ресурсами обеспечивается определённостью взаимоотношений ихарактером объединения, достаточного для устойчивого функционирования в процессе достижения поставленных целей.Необходимость стабильного развития каждого участника сообщества и всей системы в целом поднимает вопрос об организационнойструктуре взаимодействия, долевом участии каждой организациии инструментах анализа эффективности таких объединений.Согласованность оценки результатов может быть обеспечена благодаря единой методологии, учитывающей:
сокращениекритериев выбора альтернативыдо минимальновозможного количества;
требования к результатам;
затраты, связанные с таким анализом;
вероятность достижения прогнозируемыхпоказателей.Степень взаимной поддержки и получаемых участниками сообщества выгод можно оценить посредством кластерного анализа. Преимуществоданного метода состоит в том, что разбиение объектов может осуществляться по комплексу выделенныхпризнаков и не содержит ограничений по их видуи природе. Анализ
Средафункционирования компанииОжиданиязаинтересованных сторонСуществующая бизнесмодельУчастники рынкаЦелиПроцессыСистемыРесурсы
проводится на основе различных подходов и методов, которые позволяют исследовать данные, отличающиеся по объёму, в горизонтальных и вертикальных взаимосвязях и выявить выпадающие из общего рядаобъекты.Для принятия решений необходимо создание экономикоматематической модели, отражающей ключевыекритерии (для их расчёта национальные, экономические, политические, технологические, научные, социальные, юридические, организационные факторы отбираются с помощью формальных и неформальных методов, включая экспертную оценку), условия сотрудничестваи показателизаинтересованности участниковв совместной деятельности. По результатаминтегральной оценки делается вывод оцелесообразности иустойчивости объединения.Также следует учитывать, что позитивное или негативное влияние на сообщество оказывает каждый шагего участников, а произведённый эффект возвращается преумноженным.Развитие взаимодействия требует внесения изменений в традиционную парадигму, перехода отпрежних установок к новым форматамв следующих аспектах:
Многомерность и разнородность состава участников;
Превалирование ценности партнёрства и кооперации над конкуренцией;
Баланс целей и мотивов участников;
Учёт существующих во всёмсообществе возможностей, ресурсов и сильных сторон;
Расширение функций управления;
Создание целостного продукта, переходящего в его комплексность («непосредственно продукт+различные дополнительные характеристики иуслуги, повышающие его ценность дляпотребителя+платформа для последующего развитияпродукта»);
Системность экономики продукта, включающая совокупность всех затрат потребителя (в том числевременных и эмоциональных) на его приобретение и использование;
Маркетинг взаимоотношений;
Формирование единого бизнеспространства с партнёрами;
Ориентация целей на успех всего сообщества;
Социальная ответственность бизнеса;
Минимизация возникновения риска «миграции ценности», вызванного неадекватностью бизнесмодели требованиям рынкаобществагосударства.Следует подчеркнуть, что эффективная бизнесмодель способна обеспечить результативность бизнеспроцессов, минимизацию издержек и, в конечном итоге, оказать положительное влияние на взаимодействие компании с её окружением, адаптацию к изменениям и получение прибыли –чего в длительной перспективе не могут сохранить продуктовые и технологические новинки.Однако эффективное участие в сообществе может потребовать от предприятияпроизводителя не только обновлённой стратегии, но изначительнойпереоценки имеющейся бизнесмодели, что не может быть реализовано посредством небольших измененийи смены ролей.Принятие предприятиемпроизводителем ТНПрешения обобъединении должно быть направлено на достижение следующих целей верхнего уровня:
укрепление стратегических позиций на рынке;
рост нематериальных активов (повышение лояльности к бренду и т.п.);
освоение новых рынков;
сокращение расходов;
организация эффективной системы управления цепями поставок;
снижение рисков (снижение возможного влияния негативных факторов на деятельность предприятия);
эффективное ценообразование.Рекомендации, намеченные в данной работе, уже прошли практическую проверку на предприятии г.Москва.Экономический эффект только за счёт более взвешенного подхода к выборуконтрагентов составилоколо 500тыс.рублей.Такие сообщества, при реализации всего потенциала, могут выступить мощным средством созданияи внедренияинновацийи платформой для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности.Дальнейшее исследование основныхтипов систем, процессов взаимодействия, факторов различной природы позволит создать модель, ориентированную на реалии отечественного рынка потребительских товаров, включающую конкретные процессы создания и вывода на рынок конкурентоспособных продуктов, привлечь внимание к тем сферам деятельности, которыеранее не рассматривались, в то время какстепень их влияния а достижение стратегическихцелей весьма существенна.Посредством влияния на различные элементыможно добиться необходимого оптимального состояния бизнеспроцессов, приводящих к получению результатазаданного уровня качества и в требуемые сроки и его последующего развития.Управление возможностями, которые предоставляет взаимодействие,имеет важное значение не только для удовлетворения потребностей клиентов: знание того, какие процессы и процедуры достаточнопросто держать на должном уровне, высвобождает средства для более важныхи реализуют именно те перспективы и возможности для получения прибыли, для освоения которых ранее не обладалидостаточнойорганизацией.Понимания значения потребительской ценности больше уже не достаточно: для наиболее конкурентоспособных предприятий характерно взаимное положительное влияние между ними и их окружением, поэтому в целях повышения конкурентоспособности необходимо внедрить в их деятельность новые формы для внутрии межфирменного взаимодействия и на основе интересов уже всех сторон (государствообществобизнес) строить свою бизнесмодель. В качестве инструмента можно использовать любую методику, принимающую во внимание функциональные области и процессы, связывающие организацию с её окружением.
Ссылки на источники1.КлейнерГ.Б.Какая мезоэкономика нужна России? Региональный разрез в свете системной экономической теории(2014г.).–Вестник Финансового университета, №4.2.ПахомоваЕ.А.Методологические основы оценки влияния вуза на эффективность регионального развития(2010г.).–М.: Изд. ООО «МЭЙЛЕР».