Психолого-криминалистическая характеристика поведения подростка-правонарушителя

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ларева А. Э. Психолого-криминалистическая характеристика поведения подростка-правонарушителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3721–3725. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86782.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается психолого-криминалистическая характеристика поведения подростка-правонарушителя. Отмечены особенности преступности несовершеннолетних. Рассматриваются причины преступности подростков, связанных с особенностями психического развития. Предлагаются пути преодоления подростковой преступности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ларева Анна Эдуардовна,Студентка Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университетаРеспублики Башкортостан, города СибайLarevaAnna@mail.ru

Научный руководитель –Поминов А.В.,к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии, судебный эксперт в области психологии и психофизиологии человека

Психологокриминалистическая характеристика

поведения подросткаправонарушителя

Аннотация. Вданной статье рассматривается психологокриминалистическая характеристика поведения подросткаправонарушителя. Отмечены особенности преступности несовершеннолетних. Рассматриваются причины преступности подростков, связанных с особенностями психического развития. Предлагаются пути преодоления подростковой преступности.Ключевые слова:подростковый возраст, личность правонарушителя, подросткиправонарушители, преступление, преступность, преступность несовершеннолетних.

В каждом возрасте есть свои особенности и сложности. Подростковый возраст является тем периодом, который больше, чем все другие возрастные стадии, детерминирован социальным изменениям. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее становление.Подростковый возраст —определенный этап, стадия онтогенетического развития личности, для которой характерныкачественныеизменения, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.Подростковый возраст—период интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, принципов. В это время резко возрастает ценность для подростка коллектива сверстников, развивается устойчивая потребность в общении с ними.Важной характеристикой этого периода является формирующееся у младших подростков чувство взрослости как субъективное переживание готовности стать самостоятельным. Отчасти переоцениваемая готовность приводит к частым конфликтам.Среди негативных компонентов подросткового возраста отмечается увеличение конфликтности поведения, стремление к полной эмансипации от близких взрослых, снижение успешности учебных занятий. Эмоциональная неустойчивость, резкие изменения в поведении, колебания самооценки, так же как и социальная неопределенность этого периода могут приводить и к маргинализации подростков, поискам собственной культуры, стиля поведения и общения, отличающихся как от детских норм, так и от норм и правил взрослых. Возможно и развитие защитной агрессии, как реакции на давление взрослых. При неблагоприятных условиях в этот период могут развиваться так называемоеотклоняющееся (девиантное) поведение, различные невротические комплексы (психологический словарь)Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями [5].За последние годы наблюдается значительный рост правонарушений несовершеннолетними, что вызывает обоснованную тревогу в обществе. Всем известно, что подростковая преступность –одна из острейших проблем сегодняшнего дня. Уверенно идет процесс омоложения правонарушителей. Увеличивается количество тяжких преступлений.В силу характера преступности несовершеннолетних на первое место при изучении данного явления выдвигается проблема личности правонарушителя.По мнению Ю.М. Антонян личность правонарушителя –это совокупность социальнодемографических, социальнопсихологических, правовых и нравственных свойств, признаков, связей, которые характеризуют лица, совершившее преступление и влияющих на его преступное поведение[1, С.45].Признаки делинквентного поведения проявляются уже в детском возрасте. Затем в подростковом возрасте они целенаправленно и последовательно формируются и закрепляются в противоправное поведение.Личность подросткаправонарушителя характеризуется крайним индивидуализмом, стремлением исполнять свои желания вопреки требованиям окружающих, общества.

В большинстве случаев несовершеннолетний правонарушитель—это лицо, которое обладает склонностями, привычками иустойчивыми стереотипами антиобщественного поведения [9, С. 94].Причины к совершению преступлений лежат в психологических особенностях подростка, который желает чувствовать свою значимость и ценность. И если он не успешен в спорте, учебе или общественной жизни, или растет в неблагоприятной семье, подросток знакомится с уличной жизнью, где находит общение с такими же «отверженными». Там властвует своя, особенная психология, которая и толкает к подростковой преступности. Среди них существуют свои законы, согласно которым выживает сильнейший, а противостояние враждебному обществу является стилем жизни.Преступность –явление, существующее в обществе и органически связанное с ним. Разные ее виды и элементы взаимосвязаны между собой уже хотя бы через общество как единый, общий детерминант преступности.

Преступление –это предусмотренное уголовным законом конкретное общественно опасное деяние, посягающее на общественное или государственное устройство РФ, ее политическую и экономическую систему, государственную, общественную и частную собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное виновно совершенное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.Если преступление понятие единичное, то преступность –понятие массовое. Преступность можно определить, как исторически изменчивое социально правовое явление, представляющее собой систему преступлений, совершенных в соответствующем государстве (регионе) за тот или иной период времени[2, С.258].В настоящее время несовершеннолетние –одна из наиболее криминально пораженных категорий населения.Преступность несовершеннолетних традиционно привлекает внимание ученых и практических работников правоохранительных органов по многим причинам. Главное –это то, что лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.Уголовный кодекс РФ закрепил особенности уголовной ответственности и наказания лиц данного контингента, установил возрастные критерии выделения его в особую демографическую группу. Преступность несовершеннолетних –совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет. По существующему закону (ч. 1 ст. 20 УК) уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 –летнего, а за совершение перечисленных в законе 20 преступлений (ч. 2 ст.20 УК) –достигшее 14 –летнего возраста.В некоторых странах (Великобритания, США, ряд государств Азии, Африки и Латинской Америки) возраст наступления уголовной ответственности за отдельные преступления значительно ниже 14 лет[6, С. 481].По действующему уголовному законодательству несовершеннолетние несут ответственность за совершение более 130 видов преступлений. Реально ими совершается не более 25. Четырнадцать из них составляет основной статистический массив, доля которого равна почти 95%, а доля трех преступлений –кража, грабеж и хулиганство –свыше 75% генеральной совокупности [10, С.267].В криминологической характеристике преступности несовершеннолетних важно отметить следующие особенности:

многие преступления носят спонтанный, импульсивный характер, свойственный детскому «озорству»;

повышенная латентность;

для несовершеннолетних в большей степени, нежели для взрослых, характерны мотивы самоутверждения, лжетоварищества, псевдоромантизма;

большенство преступлений совершается в группе;

высоки уровень «внутренних» и «бытовых» преступлений (потерпевшими являются членысемьи несовершеннолетних и лица принадлежавшие к его бытовой микросреде).Преступность несовершеннолетних состоит около 1015% преступлений в целом. Последние 10 лет преступность несовершеннолетних росла в 6 раз быстрее, чем общее число несовершеннолетних среди населения.Основная часть преступлений 7075% совершаются подростками в группе, что объясняется, прежде всего, их возрастными особенностями, психологической неустойчивостью и небольшим жизненным опытом, в том числе преступным.Преступное поведение возникает в результате сложного взаимодействия объективных и субъективных факторов, общих и частных причин, предпосылок и условий.Психологический анализ формирования преступного поведения предполагает раскрытие происхождения преступного поведения, формирование составляющих его сторон. Здесь на передний план выдвигаются вопросы: почему совершается преступление, что привело человека к преступлению, каково,то внутреннее психологическое содержание, которое внешне проявилось в преступном поведении?При юридическом анализе структуры преступного поведения, как известно выделяют четыре составные части: 1) объект; 2) объективные стороны состава преступления; 3) субъективные стороны состава преступления; 4) субъект преступления.Каждые преступления –явление крайне индивидуальное и многофакторное.Причины преступности –явление комплексное, и они требуют системного анализа[4, С.323].Преступность несовершеннолетних, имеет свои причины. Причины –это негативные социальнопсихологические детерминанты, включающие элементы экономической, политической, правовой, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания, порождающие преступность как следствие [7, С. 44].В.В. Кухарук придерживается иного мнения: «Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они прежде всего зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, сущности и способов решения основных противоречий» [8, С. 89].Можно выделить характерные особенности подростков –правонарушителей

физиологические и психологическиеособенностей подросткового возраста;

особенности темперамента и характера подростка;

аномальные психологические особенности а) состояния, граничащие с легкой степенью умственной отсталости; б) неврозы; в) легкие степени психопатии);

особенности воспитательных и внутрисемейных отношений (жестокое обращение, мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, асоциальный образ жизни близких родственников);

социальноэкономическое положение семьи;

дефекты школьного воспитания (педагогическая запущенность);

недостаточная социализация, резкая смена условий существования и жизненных стереотипов (при миграции или вынужденной социальной изоляции), разрывом значимых межличностных отношений (утрата близких и т.п.

межличностносоциальная сфера подростка;

эмоциональноволевая сфера личности ребенка;

саморегуляция и потребностно –мотивационная сфера личности;

особенности морально –нравственных взаимоотношений современного общества.Рассмотренные выше причины преступности несовершеннолетних –это не полный перечень тех явлений, которые влекут за собой совершение подростками преступлений.Таким образом, причины преступности несовершеннолетних могут быть разными, однако общее между ними то, что в большинстве случаев подростки совершают преступления, находясь вне контроля. Важно отметить, что преступления совершаются не только подростками из неблагополучных семей или сиротами, но и несовершеннолетними, которые имеют благополучные семьи.Необходимо всестороннее профилактическое воздействие на все эти сферы, основанное на признании и реальной действенной защите прав несовершеннолетних, которое даст положительный результат при предупреждении подростковой преступности.Профилактика преступлений

в подростковой среде представляет собой “организованный процесс, в котором есть четко сформулированная цель не допустить конфликта молодого человека с законом, определить задачи, найти свое выражение во всей совокупности общественных проблем, связанных с сознательным формированием личности и стимулированием поиска путей их решения,

наметить конкретные пути и средства воздействия на человека [3.С. 20].Профилактика преступности несовершеннолетних должна строится на принципах охраны и защиты прав и интересов личности, её должны заниматься разноведомственные учреждения по оказанию социальноправовой, психологической, медицинской и педагогической помощи детям и

семьям.В связи с деформацией эмоционального, волевого и интеллектуального мира подростка, необходимо подробно изучать все отрицательные свойства личности несовершеннолетнего, которые в определенных условиях могут детерминировать преступное поведение. Наиболее оптимальный и экономичный путь решения данной проблемы –создание психологопедагогических центров, что позволит, с одной стороны, обеспечить психологопедагогическую диагностику личности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, а с другой стороны, даст конкретные рекомендации по проведению профилактической работы с такими подростками.

Ссылки на источники1.Антонян Ю.М., Еникеев М. И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. –М.: Юрист, 1966 –336 с.

2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –М.: Просвещение, 2008. –464 с.

3.Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980.4.Еникеев М.И. основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. –М.: Юристь, 1996. –631 с.

5.Кондрашенко, В.Т., Чернявская, А.Г. По лабиринтам души подростка. / В.Т. Кондрашенко, А.Г. Чернявская. Минск, 20106.Криминология: Учебник / Под.ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. –2е изд., перераб. И доп. –М.:Юристь, 2000. –678с.

7.Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М.: МГУ, 1984.

8.Кухарук В.В. Криминология. М.: НОРМАМ,2010. 144 с.

9.Тигунцева Г. Н., Третьякова Л. М. Подростокправонарушитель: социальные и психологопедагогические аспекты. Иркутск, 2002. —288 с.

10.Хохряков Г.Ф. Криминалогия: Учебник / Отв.ред. В.Н. Кудрявцев. –М.: Юристь, 2000. –511с.