Конкурентоспособность рынка автозаправочных станций в г. о. Сызрань

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Порохненко К. А., Машина А. А. Конкурентоспособность рынка автозаправочных станций в г. о. Сызрань // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3856–3860. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86809.htm.
Аннотация. В статье рассматривается рынок автозаправочных станций г. о. Сызрань. Представлено маркетинговое исследование предпочтений потребителей при выборе автозаправочной станций и оценка АЗС г. о. Сызрань с учетом этого исследования, а также произведен обзор состояния рынка автозаправочных станций.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Порохненко Ксения Александровна,студент 4 курса, электротехнического университета филиала ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», Самарская обл., г. Сызраньksenyawww@mail.ru

МашинаАнастасия Анатольевна,

преподаватель, филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», Самарская обл., г.Сызрань mashianastasiya@yanex.ru

Конкурентоспособностьрынка автозаправочныхстанций в г.о. Сызрань

Аннотация.В статье рассматривается рынок автозаправочных станций г.о. Сызрань. Представлено маркетинговое исследованиепредпочтений потребителей при выборе автозаправочной станций и оценка АЗС г.о.Сызрани с учетом этого исследования, а также произведен обзор состояния рынка автозаправочных станций.Ключевые слова:автозаправочные станции (АЗС), рынок автозаправочных станций, потребитель, маркетинговое исследование, горючесмазочный материал (ГСМ).

За последние годы количество автомобилей в России увеличилось в десятки раз, что привело к строительству новых дорог и реконструкции старых. Возросли и объемы перевозок, совершаемые автомобильным транспортом. При всех этих условиях возникает необходимость строительства новых автозаправочных станций (АЗС).В настоящее время рынок автозаправочных станций (АЗС) в России стремительно развивается. Большая территория страны предполагает строительство новых станций, как в городах, так и за их пределами. [8]В связи с этим, цельюданной работы является исследование предпочтений потребителей при выборе автозаправочной станции, а также произвести оценку АЗС г.о.Сызрани с учетом этого исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:изучить согласно тематике работы соответствующую литературу и проанализировать Интернетисточники;провести обзор состояния рынка автозаправочных станций в г. о. Сызрань Самарской области;проанализировать предпочтения потребителей автозаправочных станций г. о. Сызрань Самарской области;произвести оценкуАЗС г.о.Сызрани с учетом этого исследования.Объектом исследованияв работе является рынок автозаправочных станций в г. Сызрани Самарской области. Предметомв работе выступает выявление предпочтений потребителей при выборе автозаправочной станции с использованием маркетингового исследования.

Практическая значимость данной работы объясняется возможностью использования полученных результатов при исследовании специфики потребления продукции АЗС в г. Сызрань Самарской области.Современный человек не может существовать без потребления большого количества энергии. Исторический прогресс мирового сообщества был предопределен в первую очередь тем, что человечество сумело использовать в практических целях ископаемые энергоносители: нефть и природный газ [1].

В 60е годы позапрошлого столетия примерно три четверти мирового потребления топлива покрывалось дровами и растительными суррогатами, почти четверть –углем. На долю нефти и газа приходилось около 1%. Прогресс в переработке нефти изобретение в конце ХIХ в. способа сжигания мазута и двигателей внутреннего сгорания вызвало бурное развитие нефтедобывающей промышленности.Нефть и нефтепродукты обладают высокой теплотворной способностью. При сжигании 1 кг нефти выделяется столько же тепла, сколько при горении 3,1 кг бурого угля [2].Таким образом, на сегодняшний день нефть и продукты ее переработки, особенно бензин, стали неотъемлемой частью функционирования любой сферы экономики.На территории Самарской области существует большое количество АЗС. КоличествоАЗС,расположенных в черте городовСамарской области[5],приведенов таблице 1.Таблица 1.ГородКоличество АЗС по городам Самарской областиАЗС в Жигулевске7АЗС в Кинеле9АЗС в Нефтегорске3АЗС в Новокуйбышевске13АЗС в Отрадном3АЗС в Похвистневе4АЗС в Самаре131АЗС в Сызрани19АЗС в Тольятти136АЗС в Чапаевске11

Из приведенных данных видно, что в исследуемом г. Сызрань на данный момент существует 19 функционирующих АЗС, а основными топливными операторами в г. Сызрань являются АЗС «Роснефть», «Газпром», АГЗС, «Магистраль» и другие [6].Таким образом, на рынке автозаправочных станций в г. Сызрани имеется несколько крупных компаний, конкуренция между которыми высока. В связи с этим необходимо изучить предпочтения потребителей автозаправочных станций с помощью маркетингового исследования.Маркетинговое исследование является одним из элементов грамотного ведения эффективной рыночной деятельности. Одна из особенностей исследования, которая отличает его от простого сбора и анализа информации –это целенаправленность на решения одной или нескольких проблем маркетинга [8].По расположению различают дорожные и городские АЗС. К городским АЗС предъявляют более строгие требования по безопасности, в частности допускаемые расстояния до жилых домов, школ, больниц, общественных зданий строго регламентированы [7].Наряду с другими развитыми странами в России автозаправочный бизнес предполагает создание многофункционального комплекса, включающего в себя перечень дополнительных услуг. Это и магазин, кафе, автосервис, банкомат и многое другое. На многих АЗС действует система скидок или бонусные накопительные карты. Однако и качество предлагаемого продукта и обслуживания играют не последнюю роль [8].На психологическом уровне предпочтение отдается сетевым станциям крупных и известных розничных торговцев. Предполагается, что качество топлива у них должно быть выше. Отсюда «брэндовая» составляющая приносит большую рыночную стоимость [3]. Поэтому основной тип конкуренциибазируется на качестве облуживания и качестве предлагаемого продукта, однако ценовой фактор играет не последнюю роль в формировании взгляда потребителя на ту или иную АЗС.Маркетинговое исследование на выявление предпочтений потребителейгорючесмазочных материалови автозаправочных станций в г.о. Сызрань Самарской области проводилось в период с февраля2015по ноябрь2015года, в местах скопления автомобилистов –в торговых центрах, на рынках, возле гипермаркетов, на автостоянках. На автозаправочных станциях городаопрос намеренно не производился.Входе реализации этапаопроса было проведено в общем 300интервью.В ходе обработки данных полученных входе анкетированиябыло выявлено следующее.По половой принадлежности основными потребителями АЗС в г. Сызрань являютсямужчины (74%).По возрастным показателям респондентов можно разделить на три группы: «молодежь» –респонденты в возрасте до 30 лет, «средний возраст» –от 30 до 50 лет, «старший возраст» –свыше 51 года. Процентное соотношение потребителей АЗС по возрастным группам приведено на рисунке1.

Рисунок 1. Процентное соотношение потребителей АЗС по возрастным группамТакже было выявлено, что наибольшее число респондентов имеет средне –специальное образование. Процентное соотношение потребителей АЗС по уровню образования приведено на рисунке 2.

Рисунок 2. Уровень образования респондентовУровень образования в целом соответствует занятости респондентов, которая представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Род деятельности респондентовОдним из важных показателей является уровень дохода на одного члена семьи в месяц, который представлен на рисунке 4.Значительное большинство опрошенных отметили уровень месячного дохода на одного члена семьи до 8тыс. рублей.

Рисунок 4. Уровень дохода респондентов

Распределение респондентов по предпочтениям автомобилей определилось следующим образом, что большинство участников опроса имеют отечественный автомобиль(см. Рисунок 5).Рисунок 5.Предпочтения по маркам автомобиляАнализ видов используемого топлива показывает, что значительное количество респондентов в качестве топлива используют бензин(см. Рисунок 6).

Рисунок 6. Предпочтения по видам топливаВ свою очередь, бензин марки АИ92пользуется наибольшим спросом у респондентов.Такая структура потребления связана с тем фактором, что среди опрошенных были владельцы частных легковых автомобилей. Распределение по предпочтениям марок бензина представлено на рисунке 7.

Рисунок 7. Предпочтения по маркам бензина

Далеереспондентам предстояло выставить оценку от 1 до 10 тому или иному критерию, по которым они выбираютАЗС (оценок от1 до 5 не было). Причины предпочтения АЗС представлены на рисунке 8.Рисунок 8. Причины выбора АЗСОпрос показал, что самым главнымкритериемпредпочтения является «качество топлива», не менее важным оказался критерий «приемлемая цена».Анализ частоты потребления горючесмазочного материала (ГСМ) представлен на рисунке 9.

Рисунок 9. Частота потребления ГСМДалее был произведен анализобъемов потребления ГСМ. Как показали результаты исследования, убольших,чем половины опрошенных респондентов объем потребления ГСМ меняется в зависимости от сезона. В таблице 2показано, как изменяется потребление ГСМ в зависимости от сезона.Таблица 2.Теплый сезонДоля респондентов,%Холодный сезонДоля респондентов,%5 литров25 литров010 литров2110 литров1715 литров3715 литров3120 литров1920 литров3425 литров1425 литров1130 литров630 литров635 литров135 литров140 литров040 литров0более 45 литров0более 45 литров0

Такимобразом, по итогам исследования потребителем АЗС в г. Сызраньявляется мужчина среднего возраста, имеющий средне –специальное образование, владеющий отечественным автомобилем, заправляющийся 92 бензином 12 раза в неделю. Доход потребителя составляет в месяц на одного члена семьи меньше 8 т.р., ив большинстве случаев при выборе АЗС для него главным фактором является качествопредоставляемой продукции.Насколько точно соответствуют станциипредставлениям потребителей, приведено в таблице 3, гдепредставлена основная информация по нескольким АЗС г.о. Сызрань. Исходя из данных представленных в таблице, можно сделать вывод, что «топливные» станции города стараются стать многофункциональными комплексами, которые помимо заправки топливом предлагают перечень других услуг, например, наличие магазина, санитарного узла, ведется прием платежей, имеется заправщики возможность подкачкишин, производить оплату возможно дажебанковской картой. Стоит отметить, что практически на всех рассматриваемых АЗС существуют пункты заправки газом (пропаном) для автомобилей, оснащенных двигателями, работающими на газу.Таблица 3Наименование АЗСВид топливаПеречень дополнительных услуг«Роснефть»92, 92+, 95, ДТ, пропанмагазин, санитарный узел, прием платежей, заправщик, подкачкашин, оплата банковской картой«Газпром»92, 95, ДТоплата банковской картой"Самарская Топливная Компания"92, 95, ДТ, пропаннет"Магистраль"80, 92, 95, ДТ, пропаннетАГЗСпропаннет"СМКАЗС №1"92, 95, ДТоплата банковской картой

В связи с этим современнымавтозаправочным станциям необходимо превращаться в многофункциональные комплексы, включающие в себя расширенный перечень услуг для удобства водителей и пассажиров, помимо заправки топливом, чтобы сохранить конкурентоспособность на рынкеАЗС.

Ссылки на источники1.Вагапова Г.А. Из года в год. Экономический потенциал Татарстана: итоги и прогнозы // Татарстан. 2007. №1. –с.2425.2.Липин К.Н. Влияние нефтехимического комплекса на развитие экономики региона: реф. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук/ К.Н. Липин. Ижевск, 2007 15 с. 3.Чернова, С. Н. Российский АЗС и перспективные технологии [Электронный ресурс] / С. Н. Чернова –режим доступа: // http: //www.krai, свободный.4.Шавалиев, А. Х. Союз бензина и магазина / [Электронный ресурс] / А. Х. Шавалиев. –режим доступа: // http: //www.almshavh, свободный.5.http://www.benzinprice.ru/zapravka.php?region_id=63[Дата обращения 19.02.2016].6.http://www.benzinprice.ru/zapravka.php?region_id=63&city=68&search=1[Дата обращения 19.02.2016].7.https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E2%F2%EE%EC%EE%E1%E8%EB%FC%ED%E0%FF_%E7%E0%EF%F0%E0%E2%EE%F7%ED%E0%FF_%F1%F2%E0%ED%F6%E8%FF#.D0.9A.D0.BE.D0.BB.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE_.D0.B7.D0.B0.D0.BF.D1.80.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.BD.D1.86.D0.B8.D0.B9_.D0.B2_.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B5[Дата обращения 19.02.2016].8.Порохненко К.А., Развитие инвестиционной привлекательности в г.о. Сызрань; всборнике:ПРОРЫВНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ДВИГАТЕЛЬ НАУКИСборник статей Международной научнопрактической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа:, 2015. с. 177180.