Роль текста-образца в обучении созданию эссе на уроках русского языка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Солдатова Н. Г. Роль текста-образца в обучении созданию эссе на уроках русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3876–3880. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86813.htm.
Аннотация. Цель автора статьи заключается в рассмотрении роли текста-образца в обучении созданию эссе на уроках русского языка. Применение в качестве примера исходного текста позволяет развивать языковое чутье учащихся, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Солдатова Наталья Геннадьевна,учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей № 7» г. Саранска, аспирант кафедры русского языка и методики преподавания русского языка ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г.Саранск, Россия natashaborovkova@mail.ru

Роль текстаобразца в обучении созданию эссе на уроках русского языка

Аннотация. Цель автора статьи заключается в рассмотрении роли текстаобразца в обучении созданию эссе на уроках русского языка. Применение в качестве примера исходного текста позволяетразвивать языковое чутье учащихся, значительно углубляет стилистикосемантическое восприятие произведений художественной литературы, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок.Ключевые слова:текст, текстобразец, эссе, обучение.

Сочинениеэссе один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности школьников.В процессе работы над ним учащиеся практически овладевают различными способами выражения причинноследственных отношений в связной речи и знакомятся с разновидностью публицистического стиля.В основе обучения данному виду сочинения лежит текстобразец и разные виды его анализа. Такая работа позволяет развиватьязыковое чутье учащихся, значительно углубляет стилистикосемантическое восприятие произведений художественной литературы, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок.

Вметодике обучения русскому языкуне раз ставился вопрос о значении текстаобразца как одного из приемов подготовки к сочинению. По мнению одних, образец сковывает, вызывает подражание, лишает детей самостоятельности: они повторяют чужие мысли и слова. Другие утверждают, что образец необходим: он способен наглядно показать, что и как может быть написано на ту или иную тему, и это для обучающихсяпонятнее, чем любые объяснения: ученики, подражая образцу, взятому у писателя, смогут избежать многих недостатков в построении собственного речевого высказывания.Мы придерживаемся второй точки зрения, считаем, чтокак каждая работа, связанная с анализом исходноготекста, позволяет понять учащимся, что необходимым оказывается нетолько объем знаний, важно и умение применять его при анализе конкретного материала, проявлять творческий подход при восприятии художественного произведениякак явления искусства, опираясь на «чувство языка», непосредственное читательское восприятие. Требуется и наличие особых навыков работы с текстом: умение слушатьи интерпретировать, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, аргументировать. Учащиеся не всегда способны взглянуть на текст как на единое целое, увидеть взаимосвязи стиля и лексики, тематики текста и его синтаксиса, увидеть проблему и отношение к ней автора. Особенно трудным бывает анализ языковых средств, использованных писателем для придания тексту большей выразительности. При работе с текстомобразцом обучение проходит «не только на основе подражания образцам, происходит и «самонаучение», что постепенно приводит к формированию языковой личности, обладающей индивидуальноавторским стилем, личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове…» [2, с.5],

Текст, объединяющий в себе все языковые уровни, является средством, позволяющим научить детей мыслить не формально, не отстраненно (как это происходит при анализе разрозненных слов и предложений), а системно, исходя из содержания, из контекста.Использование текстаобразца в обучении созданию сочиненияэссе на уроках русского языка имеет свою специфику. В частности, при формулировкезадания кисходномутекстунеобходимо придерживатьсяопределенной последовательности. В начале даются задания для его осмысления, школьники учатся понимать текст, определять тему, основную мысль, авторскую позицию, находить аргументы, подтверждающие позицию автора. Анализ, направленный на выявление уровня понимания учениками текста,может осуществляться по следующему плану:1. Определить тему (о чем текст?) и основную мысль текста (в чем пытается убедить читателя автор?).2. Выписать ключевые слова.3. Озаглавить текст.4. Определить количество микротем. Составить план текста.5. Определить стиль текста и доказать свое мнение.6. Определить тип речи и доказать свое мнение.Вопросы и задания, направленные на осмысление содержания и связанные с непосредственным читательским восприятием текста как единого целого имеют первостепенное значение. На первый план выходит проблематикатекста. Важнонаучить детейне путать родовые и видовые понятия, видетьпроблему шире того конкретного случая, который описан в том или ином тексте. Неверный посыл в проблематике приводит к неадекватному комментарию и выбору примеров при написании оригинального текста. Поэтому слабоуспевающим ребятам на начальном этапе подготовкиимеет смысл предоставить список возможной проблематики, из которого они выбирают одну проблему, наиболее, по их мнению, подходящую. Кроме того, необходимоучить школьниковотстаивать свою точкузрения, не соглашаться слепо с мнением автора, учителяи одноклассников, а пытатьсяаргументировать свою позицию, свое видение. Учащиеся должны понять, что в тексте могут бытьпредставлены несколькопроблем, но все они взаимосвязаны.Следующим этапом работы становится языковой анализ текста. Эта часть включает в себя различные виды анализа слов и предложений (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический и синтаксический) и характеристику средств речевой выразительности. Следует отметить, что грамматический разбор является важнейшей составляющей урока русского языка, поскольку позволяет осуществить в системе повторение теоретических сведений из различных разделов о языке, способствует развитию орфографической и пунктуационной зоркости, а также выполнению тестовых заданий ОГЭ и ЕГЭ, поэтому такие задания ‬обязательный элемент работы стекстом.Важную роль играют задания, направленные на формирование лексической осведомлённости. Например, словарная работа, связанная с заменой заимствованных слов словами собственно русскими, слов, эмоционально окрашенных, словами с нейтральной окраской, подбором синонимов, антонимов, потому что работа со словом, с его словарным и контекстуальнымзначениями ‬это основа развития речи.Завершает работу над текстом его орфографический и пунктуационный разбор.При этом на втором и третьем этапе анализа даются задания, связанные с нахождением ответа в тексте, выполнение которых способствует формированию навыка выполнения заданий такого рода, развитию орфографической и пунктуационной зоркости, что является, в том числе, и залогом успешного выполнения тестовой части ОГЭ и ЕГЭ. Рассмотрим специфику данной работы на примере текста «Герои среди нас» талантливого публициста Леонида Жуховицкого.Познакомившись с текстом, учащимся предстоит ответить на следующие вопросы:

Каковатема текста и его идея? Какими словами она выражена? Приведите доказательства.Тема национальных конфликтов и межнациональных отношений.В своем тексте автор подчеркивает несколько проблем: это и неравноправие российских граждан, и равнодушие по отношению к чужому горю, чужой беде, это и жестокость. Но наиболее остро акцентирует наше внимание на проблеме национальной вражды, национальной непримиримости.Для слабоуспевающих ребят, как уже было обозначено выше, возможно определение проблематики текста, посредством выбора из предложенных вариантов: а)Автор поставил перед нами проблему наглости сержантовмилиционеров;б)Проблема нерусских имён и фамилий всегда вызывала настороженность у охранников порядка;в) Главной проблемой текста стала обида несчастного избитого человека;г) Несмотря на величину России, автор поднимает проблему тесноты встране;д) Автор наиболее остро акцентирует наше внимание на проблеме национальной вражды, национальной непримиримости;е) Проблема «понаехавших» в наше время весьма актуальна. К какой категории можно отнести эту проблему?Данная проблема относится к категории нравственных проблем, моральноэтических. Почему вы выбрали именно эти определения?Потому что в последнее время она является одной из центральных проблем нашей жизни. Все чаще дает о себе знать не только таким случаем, описанным Жуховицким, но и кровавыми столкновениями, убийствами. Что приводит к подобным страшным событиям?Национализм ‬отвратительное проявление мнимого превосходства одной нации над другой, вера в превосходство одной единственной расы над всеми остальными. На что автор обращает наше внимание?Жуховицкий обращает внимание на то, что наличия разных языков, вероисповеданий, традиций и культур достаточно для того, чтобы разжечь кровавый пожар, подогреваемый слепой, беспричинной ненавистью людей, ненавистью, которая заставляет их не толькопроявлять так называемую «мирную» агрессию, но и взяться за оружие. Отчего автору особенно горько от возникшей проблемы?Автор поражентем, что раздуть инцидент журналистам позволило не чудовищное поведение сотрудников правоохранительных органов, а то,что курьез получился Героя России обидели. Жуховицкий резонно задается вопросом: «А если бы потерпевшим вдруг оказался не знаменитый человек? Что тогда?»

Докажите, что, по мнению Жуховицкого,для России эта проблема особенно актуальна?Россия ‬многонациональная страна. И сила ее в единстве народа. Но как раз ‬таки этого единства у нас нет. Его разъедают постоянные межэтнические столкновения.

В чем сомневается автор? Что не дает ему покоя? Подтвердите цитатами из текста.Автор ставит под сомнение тот факт, что данное происшествие получило бы такую огласку не будь потерпевший Героем России.

Почему автор говорит о том, что «потерпевший действительно был виноват, и даже дважды»? Что он хотел этим сказать?Большинство людей оправдало бы действие боевиков. Ибо «понаехали тут всякие».

Является ли данная проблема традиционной для нашего государства и находит ли отклик у других писателейпублицистов?Проблема традиционна, хотя и возникла в последние десятилетия,когда распался Советский союз. Многие националисты видят причины экономических, социальных проблем именно в том, что «понаехало» слишком много людей из бывших союзных республик.Д.Лихачев, А.Солженицынтакже обращались к данной проблеме. Их, как и Жуховицкого, возмущали проявления национализма, выказывалитревогу за судьбу страны и желание объяснить читателям последствия, к которым они могут привести.

Как Жуховицкий заостряет внимание читателя на этой проблеме?Автор заостряет внимание на этой проблеме, рассказывая историю о наглом нарушении прав человека так называемой «кавказской национальности». Эта история не может не вызвать чувств стыда и возмущения за подобные безобразные поступки, унизительные для любого человека.

Согласны ли вы с мнением автора? Приведите примеры?Позиция автора предельно ясна и с ней трудно не согласиться. Межнациональные войны это позор человечества, эта худшая из зол, когдалибо существующих на свете. Их не должно быть, хотя бы ради жизни будущих поколений, просто ради сохранения жизни на земле.Примерами межнациональных распрей могут являться: вооружённые столкновения в Нагорном Карабахе, Абхазская война, Грузиноосетинский и Осетиноингушский конфликты. В последнее время довольно часто СМИ повествуют о позорных фактахварварского надругательства вандалов националистов над национальными и религиозными святынями.

Выпишите из текста слова, значение которых вам не знакомо. Найдите их определения в словаре.Захолустье ‬глушь, глухое место, глухая провинция; монолитная ‬1. связанный, соотносящийся по значению с существительным монолит; свойственный монолиту. 2. являющийся монолитом, сделанный из монолита. 3. перен. представляющий собой единство, цельный, сплочённый;швырнуть ‬резко и с силою бросить, кинуть; потерпевший‬человек, права и интересы которого нарушенысовершением в отношении него правонарушения или преступления.

Создайте собственный текст на основе исходного. Выскажите свою точку зрения по данному вопросу. Согласны ли вы с мнением автора? Почему? Особое внимание стоит уделить и коррекционной работе, которая состоит из выявления затруднений учащихся, особенно в построениисобственноготекста. Очевидно, чтов качестве текстаобразца в данном случаеактуально использование ученического сочинения, на материале которого показываются не столько достоинства работы, сколько типичные недочеты этого вида работы. Таким образом, обучение на основе исходного текста основывается не только на положительных, но и на отрицательных примерах: как надо и как не надо писать.Коррекционной работа может проводитьсяпараллельно с языковыми темами уроков русского языка. Организуется онас учетом индивидуальных особенностей и направлена на коррекцию знаний у слабых учащихся. Примерные задания:

преобразуйте текст, включив второстепенные члены предложения и вставные конструкции;

найдите речевую ошибку в тексте. Запишите в исправленномвиде;

поставьте глаголы, данные в скобках, в нужной форме;

из слов и сочетаний слов составьте предложения, чтобы они соответствовали контексту;

сравните два предложения. Какое из них уместно в качестве зачина абзаца, какое ‬в качестве концовки? Почему?

прочитайте отрывок из сочинения учащегося. Найдите ошибку, связанную с порядком слов. Запишите в исправленном виде.Таким образом, обучение сочинениям ‬очень сложный и длительный процесс, во время которого необходимо постепенно и систематически доводить до сознания учащихся весь комплекс требований, которые предъявляются к данным работам. Поэтому здесь особенно важен текстобразец, который вызовет желание описать явления так же полно и ярко, как это сделал писатель, но идти от своих наблюдений. Ученик осознанно повторит, где это уместно, слова писателя, стремясь в то же время найти и свои средства выражения мысли.

Ссылки на источники1.Никитина Е. И. Уроки развития речи к учебнику «Русская речь. Развитие речи». 7 кл. / Е.И. Никитина. ‬М. : Дрофа, 2004. ‬192 с. 2.Пахнова Т. М., Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей среды // Русский язык в школе.2000. № 4. С. 311.3.Пленкин Н. А. Уроки развития речи 59 классы : книга для учителя / Н. А. Пленкин. ‬2е изд. ‬М. : Просвещение, 1996. ‬224 с.