Контроль параметров функционирования образовательного учреждения
Выпуск:
ART 86822
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Аббасова
С.
Д. Контроль параметров функционирования образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
3916–3920. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86822.htm.
Аннотация. В условиях формирующегося информационного общества происходит стремительный процесс обновления образования России, переставшего удовлетворять вызовам времени и запросам социума. Основная цель происходящих в образовании изменений – повышение его качества и обеспечение равного доступа к обучению за счет эффективного использования ресурсов.
Ключевые слова:
контроль
Текст статьи
Аббасова Сона Джамал кызы,учитель математики МБОУ “СОШ №27 ”город Череповецabbsonya@yandex.ru
Контроль параметров функционирования образовательного учреждения
Аннотация.В условиях формирующегося информационного общества происходит стремительный процесс обновления образования России, переставшего удовлетворять вызовам времени и запросам социума. Основная цель происходящих в образовании изменений –повышение его качества и обеспечение равного доступа к обучению за счет эффективного использования ресурсов.Ключевые слова:контроль.
Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие участников педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования, а также ряда других, реализация которых осуществляется на основе объективного, углубленного и детального педагогического анализа, характеризующего научный подход к всестороннему рассмотрению жизнедеятельности образовательного учреждения.Рассмотрим организацию и роль функции контроля в управлении образовательным учреждением с позиции различных авторов.Внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания: по утверждению Ю.А. Конаржевского данные без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать1.Как отмечаетВ.Ю. Кричевский: «Современное представление о внутришкольномконтроле базируется на диагностическом подходе, то есть на таком подходе, при котором осуществляется выявление состояния системы или процесса в его целостном виде путем изучения частей, элементов, сторон и всей системы в целом»2.
Авторы М.Н. Гоглова, Т.Г. Новикова, Е.В. Чернобай отмечают, что поскольку современное учреждение образование –это сложное, многофункциональное учреждение, то для решения поставленных задач контроль должен отвечать следующим требованиям3:
многоцелевая направленность –то есть, направлен на проверку различных вопросов (учебновоспитательная, методическая, экспериментальная и инновационная деятельность, совершенствование учебноматериальной базы школы, выполнение санитарногигиенических требований, соблюдение техники безопасности и др.);
многосторонность –означает применение различных форм и методов контроля к одному и тому же объекту (фронтальный, тематический, персональный контроль деятельности учителя и т.д.); 1Конаржевский, Ю.А. Внутришкольный менеджмент/Ю.А.Конаржеский –М.: Новая школа, 1992. –135 с.2Кричевский, В.Ю. Управление школьным коллективом/ В.Ю. Кричевский –СПб.: Речь, 2005. –С.49.3Гоглова, М.Н. Многофункциональные образовательные организации Москвы: проблемы становления и развития: методические рекомендации. В 2 ч. Ч.1/ М.Н. Гоглова, Т.Г. Новикова, Е.В. Чернобай. М.: НИИСО ГБОУ ВПО МГПУ, 2013. –С.99.
многоступенчатость –контроль одного и того же объекта различными уровнями органов управления (работу учителя в ходе образовательного процесса контролируют директор, заместители директора, председатели методических объединений, представители Управления образования округа и т.д.).Представляется, что сущность иназначение внутришкольного контроля состоят в следующем:
оказание методической помощи педагогам в целях совершенствования и развития профессионального мастерства;
взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса;
система взаимоотношений, целей, принципов, мер, средств и форм в их взаимосвязи;
вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования иразвития системы учебновоспитательной работы на диагностической основе общегосударственным требованиям.Отдельно стоит обратить внимание на структуру управленческой функции контроля в современном образовательном учреждении.По мнению В. С. Лазарева, структура внутришкольного контроля образовательным процессом в школе состоит из следующих элементов4:1) Наличие общих требований к организации контроля в современном образовательном учреждении (плановость, многосторонность, дифференциованность, интенсивность, организованность, объективность, результативность, компетентность).2) Соблюдение принципа эффективности внутришкольного контроля.Реализация эффективного контроля предполагает соблюдение как общих принципов менеджмента, так и принципа управления, определенного Российским законодательством.
Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», ст. 26, п.2.
Принцип приоритетной ориентации на стратегический подход к управлению ресурсами образовательной организации. Ориентация на стратегический подход в свою очередь формирует ряд правил (принципов), способствующих реализации модели эффективного управления: нацеленность на результат (а не процесс), нацеленность на развитие, нацеленность в будущее, совместная творческая деятельность.
Принцип корпоративного единства. В условиях формирования современной образовательной организации данный принцип приобретает двойное значение в связи с тем, что управленческую команду формируемого образовательногокомплекса представляют административные коллективы с разными и, как правило, установившимися традициями, с собственным пониманием миссии образовательной организации, приоритетов, цели и задач, с разным стилем и привычными методами управления. Соблюдение данного принципа позволит с одной стороны сформировать команду единомышленниковуправленцев, принимающих такие миссию, цели, направления развития организации, которые бы удовлетворяли весь коллектив, с другой, создать условия для усиления и повышения конкурентоспособности управляемой многофункциональной организации. При этом однозначно подразумевается не «приведение к единому знаменателю», а создание своего рода договоренностей, исключающих рассогласование и конфликты в осуществлении единого управления. 4Лазарев, В.С. ФГОС общего образования: блеск декларацийи перспективы реализации / В. С. Лазарев// Педагогика. –2015. –№4. –С.1019.
Принцип объективности и полноты управленческой информации. Одним из принципов управления образовательными системами, регулирующих протекание всех его функций на протяжении всего управленческого цикла и вытекающих из закономерностей управления, по определениюВ.А. Сластенина, является объективность и полнота информации в управлении образовательными системами5. Следовательно, важная роль в осуществлении процесса управления отводится способам и средствам упорядочения информации, к наиболее эффективным из которыхзакономерно относятся автоматизированные системы сбора, обработки, хранения информации, необходимой для оптимального функционирования управляемой подсистемы.3) Наличие целевой установки контроля.4) Четко сформулированных задач контроля.5) Определенность функций внутришкольного контроля.6) Грамотность организации внутришкольного контроля.В практике организации контроля необходимо решить ряд вопросов: определить участников контроля, провести для них инструктаж, наметить программу контроля, изучить предварительно необходимую документацию, связанную с объектов проверки, распределить рабочее время, оптимально использовать наблюдения за выделенными в плане объектами контроля, спланировать соединение внутришкольного контроля и методической работы.В исследовании И.Д. Чечельа, Т.В. Потемкиной выделяются два основных вида контроля: тематический и фронтальный6.Тематический контроль направлен на углубленное изучение какоголибо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих этот вид контроля целесообразно использовать не более двухтрех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя изучаются все направления его работы –учебное, воспитательное, общественнопедагогическое, управленческое. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансовохозяйственная деятельность.С учетом того, что контроль осуществляется за деятельностью отдельного учителя, группы учителей, всего педагогического коллектива или какойлибо административной службы, выделяются несколько форм контроля: персональный, класснообобщающий, предметнообобщающий, тематическиобобщающий, комплекснообобщающий. Использование разнообразных форм контроля позволяет охватить значительно большее число преподавателей и педагогических 5Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. –М.: Издательский центр «Академия», 2002. –С.66.6Потемкина, Т.В. Формы и методы профессионального становления и развития директора общеобразовательной организации/И.Д. Чечель, Т.В. Потемкина //Управление образованием: теория и практика. 2014. –№3. –с.97107.коллективов, различные направления работы школы, рационально использовать фактор времени, избежать возможных перегрузок руководителей школы и учителей.Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работыего отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, стимулирующего фактора в его профессиональном становлении.Класснообобщающая форма контроля применима при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения.Предметнообобщающая форма контроля используется в тех случаях, когда изучаются состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекается как администрация, так и представители методических объединений школы.Тематическиобобщающая форма контроля имеет своей главной целью изучение работы разных учителей и разных классов, но по отдельным направлениям учебновоспитательного процесса.Комплекснообобщающая форма контроля нужна при осуществлении контроля за организацией изучения нескольких учебных предметов рядом учителей в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.В названии форм контроля повторяется термин «обобщающий». Это подчеркивает назначение контроля как функции управления педагогическим процессом, обеспечивающей его достоверной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.Все перечисленные формы контроля находят свое практическое применение через методы контроля.По определению группы авторов М.Е.Бершадского, В.В. Гузеева, А.А. Нестеренко, метод контроля –это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели7. Методы взаимно дополняют друг друга, для объективного знания реального положения дел. По возможности необходимо использовать различные методы контроля.При проведении контроля возможно использование метода изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебновоспитательного процесса. Факт изобилия школьной документации говорит о многообразии и богатстве информации, получаемой в процессе ее использования. Школьная документация содержит информацию за несколько лет, при необходимости можно обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности.В школьной практике наиболее часто применяется устный и письменный контроль. При всей доступности этих методов контроля ограничиться только их 7Российская эффективная школа: образовательная среда, организация и управление /Бершадский М.Е., Гузеев В.В., Нестеренко А.А.; Под общей ред. В.В. Гузеева. –М.: НИИ школьных технологий, 2012. –С.44.использованием нельзя, поэтому применяется группа социологических методов сбора информации.Применение во внутришкольном контроле социологических методов –анкетирования, опроса, интервьюирования, беседы, метода экспериментальных оценок –позволяет проверяющему быстро получить интересующую его информацию.Метод хронометрирования используется при изучении режима работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, для выявления причин перегрузки учащихся и учителей, определения объема домашних заданий, скорости чтения.Еженедельное объемное наполнение рабочего времени руководителя многофункциональной образовательной организации, в чьем подчинении находятся несколько организаций, рассредоточенных на достаточно большой территории, координация деятельности нескольких коллективов требует особенно тщательной регламентации и синхронизации его управленческих действий, распределяемых в его недельной циклограмме фактически по часам. Как показывает избирательный контентанализ официальных сайтов школ различных российских регионов, во многих образовательных организациях устанавливаются специальные дни недели и часы проведения совещаний, собраний, заседаний методического, управляющего советов, методических и творческих объединений, отчетных докладов, семинаров. Помимо вышеназванных внутренних управленческих коммуникаций недельная циклограмма руководителя должна включать мероприятия, организуемые учредителем.Становится безусловно важным умение руководителя минимизировать временные затраты на осуществление взаимодействия со своими заместителями, с участниками образовательных отношений, с органамиучредителями через использование информационнокоммуникационных технических и программных средств. Достаточный уровень ИКТкомпетентности позволяет тщательно выстроить и постоянно использовать циклограмму, подготовленную с применением инструментов таймменеджмента офисных компьютерных программ. Оперативное планирование управленческой деятельности подчеркивает также необходимость использования руководителем информационнокоммуникационных средств и инструментов мобильных устройств с возможностью автоматизированного оповещения о предстоящих событиях. Изучение передового педагогического опыта, методы диагностирования дополняют внутришкольную информацию об особенностях определенных учителей, их педагогических системах, способах проявления педагогического творчества.Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование разнообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования направлений и этапов осуществления контроля и включения в его проведение представителей администрации, учителей.Успешной реализации внутришкольного контроля в школе способствует создание стимулов к активной творческой деятельности путем совместного поиска оптимальных вариантов организации образовательного процесса и предоставление учителю возможности апробировать их на практике,а также распространение передового опыта и творческих находок, изюминок учителей.Таким образом, функция контроля связана с принятием решений о том, что, когда и как контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как анализировать полученную информацию, а также решения по осуществлению корректирующих действий. Поэтому необходимо выяснить какое влияние оказывает внутришкольный контроль на процесс управления образовательным учреждением.Ссылки на источники1.Конаржевский, Ю.А. Внутришкольный менеджмент/Ю.А. Конаржеский –М.: Новая школа, 1992. –135 с.2.Кричевский, В.Ю. Управление школьным коллективом/ В.Ю. Кричевский –СПб.: Речь, 2005. –С.49.3.Гоглова, М.Н. Многофункциональные образовательные организации Москвы: проблемы становления и развития: методические рекомендации. 4.В 2 ч. Ч.1/ М.Н. Гоглова, Т.Г. Новикова, Е.В. Чернобай. М.:НИИСО ГБОУ ВПО МГПУ, 2013. –С.99.5.Лазарев, В.С. ФГОС общего образования: блеск деклараций и перспективы реализации / В. С. Лазарев// Педагогика. –2015. –№4. –С.1019.6.Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. 7.В.А. Сластенина. –М.: Издательский центр «Академия», 2002. –С.66.8.Потемкина, Т.В. Формы и методы профессионального становления и развития директора общеобразовательной организации/И.Д. Чечель, Т.В. Потемкина //Управление образованием: теория и практика. 2014. –№3. –с.97107.9.Российская эффективная школа: образовательная среда, организация и управление /Бершадский М.Е., Гузеев В.В., Нестеренко А.А.; Под общей ред. В.В. Гузеева. –М.: НИИ школьных технологий, 2012. –С.44.
Контроль параметров функционирования образовательного учреждения
Аннотация.В условиях формирующегося информационного общества происходит стремительный процесс обновления образования России, переставшего удовлетворять вызовам времени и запросам социума. Основная цель происходящих в образовании изменений –повышение его качества и обеспечение равного доступа к обучению за счет эффективного использования ресурсов.Ключевые слова:контроль.
Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие участников педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования, а также ряда других, реализация которых осуществляется на основе объективного, углубленного и детального педагогического анализа, характеризующего научный подход к всестороннему рассмотрению жизнедеятельности образовательного учреждения.Рассмотрим организацию и роль функции контроля в управлении образовательным учреждением с позиции различных авторов.Внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания: по утверждению Ю.А. Конаржевского данные без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать1.Как отмечаетВ.Ю. Кричевский: «Современное представление о внутришкольномконтроле базируется на диагностическом подходе, то есть на таком подходе, при котором осуществляется выявление состояния системы или процесса в его целостном виде путем изучения частей, элементов, сторон и всей системы в целом»2.
Авторы М.Н. Гоглова, Т.Г. Новикова, Е.В. Чернобай отмечают, что поскольку современное учреждение образование –это сложное, многофункциональное учреждение, то для решения поставленных задач контроль должен отвечать следующим требованиям3:
многоцелевая направленность –то есть, направлен на проверку различных вопросов (учебновоспитательная, методическая, экспериментальная и инновационная деятельность, совершенствование учебноматериальной базы школы, выполнение санитарногигиенических требований, соблюдение техники безопасности и др.);
многосторонность –означает применение различных форм и методов контроля к одному и тому же объекту (фронтальный, тематический, персональный контроль деятельности учителя и т.д.); 1Конаржевский, Ю.А. Внутришкольный менеджмент/Ю.А.Конаржеский –М.: Новая школа, 1992. –135 с.2Кричевский, В.Ю. Управление школьным коллективом/ В.Ю. Кричевский –СПб.: Речь, 2005. –С.49.3Гоглова, М.Н. Многофункциональные образовательные организации Москвы: проблемы становления и развития: методические рекомендации. В 2 ч. Ч.1/ М.Н. Гоглова, Т.Г. Новикова, Е.В. Чернобай. М.: НИИСО ГБОУ ВПО МГПУ, 2013. –С.99.
многоступенчатость –контроль одного и того же объекта различными уровнями органов управления (работу учителя в ходе образовательного процесса контролируют директор, заместители директора, председатели методических объединений, представители Управления образования округа и т.д.).Представляется, что сущность иназначение внутришкольного контроля состоят в следующем:
оказание методической помощи педагогам в целях совершенствования и развития профессионального мастерства;
взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса;
система взаимоотношений, целей, принципов, мер, средств и форм в их взаимосвязи;
вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования иразвития системы учебновоспитательной работы на диагностической основе общегосударственным требованиям.Отдельно стоит обратить внимание на структуру управленческой функции контроля в современном образовательном учреждении.По мнению В. С. Лазарева, структура внутришкольного контроля образовательным процессом в школе состоит из следующих элементов4:1) Наличие общих требований к организации контроля в современном образовательном учреждении (плановость, многосторонность, дифференциованность, интенсивность, организованность, объективность, результативность, компетентность).2) Соблюдение принципа эффективности внутришкольного контроля.Реализация эффективного контроля предполагает соблюдение как общих принципов менеджмента, так и принципа управления, определенного Российским законодательством.
Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», ст. 26, п.2.
Принцип приоритетной ориентации на стратегический подход к управлению ресурсами образовательной организации. Ориентация на стратегический подход в свою очередь формирует ряд правил (принципов), способствующих реализации модели эффективного управления: нацеленность на результат (а не процесс), нацеленность на развитие, нацеленность в будущее, совместная творческая деятельность.
Принцип корпоративного единства. В условиях формирования современной образовательной организации данный принцип приобретает двойное значение в связи с тем, что управленческую команду формируемого образовательногокомплекса представляют административные коллективы с разными и, как правило, установившимися традициями, с собственным пониманием миссии образовательной организации, приоритетов, цели и задач, с разным стилем и привычными методами управления. Соблюдение данного принципа позволит с одной стороны сформировать команду единомышленниковуправленцев, принимающих такие миссию, цели, направления развития организации, которые бы удовлетворяли весь коллектив, с другой, создать условия для усиления и повышения конкурентоспособности управляемой многофункциональной организации. При этом однозначно подразумевается не «приведение к единому знаменателю», а создание своего рода договоренностей, исключающих рассогласование и конфликты в осуществлении единого управления. 4Лазарев, В.С. ФГОС общего образования: блеск декларацийи перспективы реализации / В. С. Лазарев// Педагогика. –2015. –№4. –С.1019.
Принцип объективности и полноты управленческой информации. Одним из принципов управления образовательными системами, регулирующих протекание всех его функций на протяжении всего управленческого цикла и вытекающих из закономерностей управления, по определениюВ.А. Сластенина, является объективность и полнота информации в управлении образовательными системами5. Следовательно, важная роль в осуществлении процесса управления отводится способам и средствам упорядочения информации, к наиболее эффективным из которыхзакономерно относятся автоматизированные системы сбора, обработки, хранения информации, необходимой для оптимального функционирования управляемой подсистемы.3) Наличие целевой установки контроля.4) Четко сформулированных задач контроля.5) Определенность функций внутришкольного контроля.6) Грамотность организации внутришкольного контроля.В практике организации контроля необходимо решить ряд вопросов: определить участников контроля, провести для них инструктаж, наметить программу контроля, изучить предварительно необходимую документацию, связанную с объектов проверки, распределить рабочее время, оптимально использовать наблюдения за выделенными в плане объектами контроля, спланировать соединение внутришкольного контроля и методической работы.В исследовании И.Д. Чечельа, Т.В. Потемкиной выделяются два основных вида контроля: тематический и фронтальный6.Тематический контроль направлен на углубленное изучение какоголибо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих этот вид контроля целесообразно использовать не более двухтрех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя изучаются все направления его работы –учебное, воспитательное, общественнопедагогическое, управленческое. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансовохозяйственная деятельность.С учетом того, что контроль осуществляется за деятельностью отдельного учителя, группы учителей, всего педагогического коллектива или какойлибо административной службы, выделяются несколько форм контроля: персональный, класснообобщающий, предметнообобщающий, тематическиобобщающий, комплекснообобщающий. Использование разнообразных форм контроля позволяет охватить значительно большее число преподавателей и педагогических 5Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. –М.: Издательский центр «Академия», 2002. –С.66.6Потемкина, Т.В. Формы и методы профессионального становления и развития директора общеобразовательной организации/И.Д. Чечель, Т.В. Потемкина //Управление образованием: теория и практика. 2014. –№3. –с.97107.коллективов, различные направления работы школы, рационально использовать фактор времени, избежать возможных перегрузок руководителей школы и учителей.Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работыего отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, стимулирующего фактора в его профессиональном становлении.Класснообобщающая форма контроля применима при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения.Предметнообобщающая форма контроля используется в тех случаях, когда изучаются состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекается как администрация, так и представители методических объединений школы.Тематическиобобщающая форма контроля имеет своей главной целью изучение работы разных учителей и разных классов, но по отдельным направлениям учебновоспитательного процесса.Комплекснообобщающая форма контроля нужна при осуществлении контроля за организацией изучения нескольких учебных предметов рядом учителей в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.В названии форм контроля повторяется термин «обобщающий». Это подчеркивает назначение контроля как функции управления педагогическим процессом, обеспечивающей его достоверной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.Все перечисленные формы контроля находят свое практическое применение через методы контроля.По определению группы авторов М.Е.Бершадского, В.В. Гузеева, А.А. Нестеренко, метод контроля –это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели7. Методы взаимно дополняют друг друга, для объективного знания реального положения дел. По возможности необходимо использовать различные методы контроля.При проведении контроля возможно использование метода изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебновоспитательного процесса. Факт изобилия школьной документации говорит о многообразии и богатстве информации, получаемой в процессе ее использования. Школьная документация содержит информацию за несколько лет, при необходимости можно обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности.В школьной практике наиболее часто применяется устный и письменный контроль. При всей доступности этих методов контроля ограничиться только их 7Российская эффективная школа: образовательная среда, организация и управление /Бершадский М.Е., Гузеев В.В., Нестеренко А.А.; Под общей ред. В.В. Гузеева. –М.: НИИ школьных технологий, 2012. –С.44.использованием нельзя, поэтому применяется группа социологических методов сбора информации.Применение во внутришкольном контроле социологических методов –анкетирования, опроса, интервьюирования, беседы, метода экспериментальных оценок –позволяет проверяющему быстро получить интересующую его информацию.Метод хронометрирования используется при изучении режима работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, для выявления причин перегрузки учащихся и учителей, определения объема домашних заданий, скорости чтения.Еженедельное объемное наполнение рабочего времени руководителя многофункциональной образовательной организации, в чьем подчинении находятся несколько организаций, рассредоточенных на достаточно большой территории, координация деятельности нескольких коллективов требует особенно тщательной регламентации и синхронизации его управленческих действий, распределяемых в его недельной циклограмме фактически по часам. Как показывает избирательный контентанализ официальных сайтов школ различных российских регионов, во многих образовательных организациях устанавливаются специальные дни недели и часы проведения совещаний, собраний, заседаний методического, управляющего советов, методических и творческих объединений, отчетных докладов, семинаров. Помимо вышеназванных внутренних управленческих коммуникаций недельная циклограмма руководителя должна включать мероприятия, организуемые учредителем.Становится безусловно важным умение руководителя минимизировать временные затраты на осуществление взаимодействия со своими заместителями, с участниками образовательных отношений, с органамиучредителями через использование информационнокоммуникационных технических и программных средств. Достаточный уровень ИКТкомпетентности позволяет тщательно выстроить и постоянно использовать циклограмму, подготовленную с применением инструментов таймменеджмента офисных компьютерных программ. Оперативное планирование управленческой деятельности подчеркивает также необходимость использования руководителем информационнокоммуникационных средств и инструментов мобильных устройств с возможностью автоматизированного оповещения о предстоящих событиях. Изучение передового педагогического опыта, методы диагностирования дополняют внутришкольную информацию об особенностях определенных учителей, их педагогических системах, способах проявления педагогического творчества.Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование разнообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования направлений и этапов осуществления контроля и включения в его проведение представителей администрации, учителей.Успешной реализации внутришкольного контроля в школе способствует создание стимулов к активной творческой деятельности путем совместного поиска оптимальных вариантов организации образовательного процесса и предоставление учителю возможности апробировать их на практике,а также распространение передового опыта и творческих находок, изюминок учителей.Таким образом, функция контроля связана с принятием решений о том, что, когда и как контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как анализировать полученную информацию, а также решения по осуществлению корректирующих действий. Поэтому необходимо выяснить какое влияние оказывает внутришкольный контроль на процесс управления образовательным учреждением.Ссылки на источники1.Конаржевский, Ю.А. Внутришкольный менеджмент/Ю.А. Конаржеский –М.: Новая школа, 1992. –135 с.2.Кричевский, В.Ю. Управление школьным коллективом/ В.Ю. Кричевский –СПб.: Речь, 2005. –С.49.3.Гоглова, М.Н. Многофункциональные образовательные организации Москвы: проблемы становления и развития: методические рекомендации. 4.В 2 ч. Ч.1/ М.Н. Гоглова, Т.Г. Новикова, Е.В. Чернобай. М.:НИИСО ГБОУ ВПО МГПУ, 2013. –С.99.5.Лазарев, В.С. ФГОС общего образования: блеск деклараций и перспективы реализации / В. С. Лазарев// Педагогика. –2015. –№4. –С.1019.6.Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. 7.В.А. Сластенина. –М.: Издательский центр «Академия», 2002. –С.66.8.Потемкина, Т.В. Формы и методы профессионального становления и развития директора общеобразовательной организации/И.Д. Чечель, Т.В. Потемкина //Управление образованием: теория и практика. 2014. –№3. –с.97107.9.Российская эффективная школа: образовательная среда, организация и управление /Бершадский М.Е., Гузеев В.В., Нестеренко А.А.; Под общей ред. В.В. Гузеева. –М.: НИИ школьных технологий, 2012. –С.44.