Маркетинговое исследование операторов регионального рынка рекламно-сувенирной продукции

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванченко О. В., Хмелевской В. Г. Маркетинговое исследование операторов регионального рынка рекламно-сувенирной продукции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3941–3945. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86827.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты маркетингового исследования региональных рекламных агентств, реализующих рекламно-сувенирную продукцию, выявлены лидеры рынка, а также определены основные проблемы рынка сувенирной продукции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Иванченко Олеся Валерьевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры Маркетинга и реклама, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г.РостовнаДонуiovkmr@mail.ru

Хмелевской Владислав Геннадьевич,студент гр.ТОР212, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г.РостовнаДонуiovkmr@mail.ru

Маркетинговое исследование операторов регионального рынка рекламносувенирной продукции

Аннотация. В статье представлены результаты маркетингового исследования региональных рекламных агентств, реализующих рекламносувенирную продукцию, выявлены лидеры рынка, а также определен основные проблемы рынка сувенирной продукции.Ключевые слова:маркетинговое исследование, рекламное агентство, сувенирная продукция.

Современный экономический кризис РФ характеризуется ухудшением экономической обстановки в России, резким спадом мировых цен на энергоресурсы, введением в действие экономических санкций по отношению к России. Как следствие действий всех этих факторов произошло снижение курса рубля, рост инфляции, уменьшение реальных доходов населения и значительное ухудшение состояние отраслей в Российской экономике, что в значительной степени затронуло и региональные рекламныерыноки.Эксперты считают, что рынок рекламы в 2015 году снизился на 15% в рублевом выражении, отношение рекламных затрат к ВВП опустилось до уровня 2001 года. По отдельным медиа каналам в 2016 году ожидается сокращение рынка на 2030% [1].В 2016 году около 60% рекламодателей планируют сократить рекламный бюджет, 35% оставят бюджет без изменений, но планируют гораздо более активно отслеживать эффективность рекламных каналов и их влияние на продажи. Оставшиеся 5% компаний никаких изменений в свой бюджет и планы вносить не планируют [1].Рынок рекламных услуг Ростова переживает сложный период, как и многие регионы РФ, период неопределенности.Региональный рынокдостаточно мобилен и состав его участников постоянно меняется.Но, так как конкуренция на данном рынке очень высока, многие из них уходят с рынка едва появившись. При этом, вновь созданное рекламное агентство не всегда использует правдивую информацию для своего продвижения, поэтому у большинства компаний, пользующихся услугами рекламных агентств, при заказе рекламной продукции возникает проблема выбора надежного поставщика. Сложившаяся ситуация стала поводом для проведения исследования, целью которого является выявление рейтинга рекламных агентств, специализирующихся на производстве рекламносувенирной продукции для определения конкурирующих преимуществ Рекламной студии.Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

определить и классифицировать участников рекламного рынка г. РостованаДону;

выявить поставщиков и производителей рекламных сувениров;

определить основные параметры оценки данных рекламных агентств;

построить рейтинг поставщиков и производителей рекламносувенирной продукции г. РостованаДону.При проведении исследования, основными методами сбора данных являлись наблюдение и кабинетные исследования.Источниками для сбора вторичной информации являлисьсправочные службы г. РостованаДону, такие как «065065», «366366», справочник «Почем РекламанаДону?, специализированный Интернетпортал «segment.ru», а такжепоисковые Интернетслужбы «Яндекс», «Google», «Rambler».На основе полученной информации, можно классифицировать представителей рекламного рынка по сфере деятельности: агентства, предоставляющие полный цикл рекламных услуг, агентства широкого профиля деятельности и узкоспециализированные (рисунок 1).

Рис. 1 Распределение рекламных агентств по масштабу деятельности,% к объему выборки

Большое количество специализированных агентств объясняется тем, что при выборе конкретной специализации можно занять свою рыночную нишу, уйти от основной конкуренции, а также понизить расходы на аренду, персонал, производство и другие затраты.В РостовенаДону рекламных агентств, специализирующихся на производстве сувенирной продукции насчитывается около 80. Для наблюдения из них выбраны 31 наиболее часто встречающихся в указанных справочных источниках, и находящихся на верхних позициях поиска.В выборку попали следующие компании г.РостованаДону, предлагающие на рынок сувенирную продукцию: «МартРостов», «Victoriannam.ru», «MagStream», «Красный квадрат», «Адамарк», «Сималенд», «АртСервис», «Рекламное пространство», «АУФ», «Бал цветов», «Флорекс», «Идеал»,«Удиви», «Синяя птица Гифтс», «Бизнес Принт», «ФениксПрезент», «ПолиграфКом», «ПромоЭкспресс», «Сувениров», «Жираф».Основные параметры для построения рейтинга представлены в таблице1. Все показатели оценивались по 10тибалльной шкале, каждый из них имеет свои параметры оценки (1минимальное значение фактора, 10максимальное значение фактора). Для построения рейтинга рекламных агентств параметрам присвоен весовой коэффициент: работа менеджера0,6, продвижение компании0,2, сайт0,2.Таблица 1Основные параметры для построения рейтинга

Интегрированный показательОсновные параметрыКритерии оценкиСайтДизайнналичие фирменной цветографии, логотипа, шрифтов, единство стиля сайта, оформление сайтаИнформативностьналичие информации о компании, услугах, клиентах, наличие прайсов, каталогов продукции, портфолио, контактов, сотрудниках и прочей информации, например: новостей компании

УдобствоЧастота обновленийскорость загрузки сайта, удобство расположения и содержания разделов, удобство работы с кнопками, наличие понятного шрифта

Работа менеджера отдела продажПрофессионализмумение отвечать на вопросы, владение профессиональной терминологией, способность рассказать о способах нанесенияАктивностьзадает ли менеджер уточняющие вопросы, предлагает ли различные варианты, перезванивает, уточняет, интересуется ли проблемой клиентаУмение расположить к себе клиентаобаяние, голос и дикция, участие в проблеме, стрессоустойчивость, вежливость, навязчивостьПолнота предоставляемой информациипредоставление различных вариантов, видов нанесения, расчет сметГрамотностьГрамотная устная письменная речь Продвижение компанииНаличие ссылки на компанию и ее сайт в поисковых системах Яндекс, Google, Rambler Наличие информации в сети Интернет о данной компанииНаличие информации о компании в справочных службах г.РостованаДону «065», «366», специализированных Интернетпорталах , в справочнике «Почем РекламанаДону?’Цены на товары и услугиинтегрированный показатель, складывающийся из ответов на запросы товаров, имеющих самый высокий спрос. Наивысшую оценку получили агентства с самыми низкими ценами. Данный параметр является относительным, так как услуги и ассортимент товаров компаний очень разнообразны, и сравнить их в полном объеме не представляется возможным

Параметры "продвижение компании" и "сайт", можно сравнить между собой, в связи с тем, что они имеют одинаковый весовой коэффициент, тогда как работа менеджера в большинстве случаев имеет решающее значение при принятии решения клиентов о размещении заказа и будет рассмотрена позже. Распределение рекламных агентств по вышеуказанным признакам представлено на рисунке 2.

Рис. 2 Распределение рекламных агентств по параметрам: "продвижение компании" и "сайт"

В ходе исследования было выявлено, что у таких рекламных агентств как «Бизнес принт», «Рекламное пространство», «Полиграфком», «ПромоЭкспресс», «Артсервис» сайт отсутствует или не работает, это может отрицательно отражаться на работе компании.Лидирующие позиции по данным параметрам занимают «МАРТРостов», «Victoriannam.ru», «MagStream», «Идеал», «Сувениров» и «Синяя птица Гифтс». Данных представителей рынка с легкостью могут найти потенциальные клиенты, при этом максимальную оценку не получило ни одно агентство. Данную ситуацию можно объяснить новизной рынка, отсутствием маркетингового подхода к деятельности предприятия, экономией на рекламных расходах, отсутствием мотивации к поиску новых клиентов, а также рыночной стратегией агентств.Полученные данные также позволяют сравнить представителей рынка по параметрам "работа менеджера" и "цена", так как для многих потребителей товаров и услуг они являются ключевыми при выборе рекламного агентства (рисунок.3).

Рис. 3 Распределение рекламных агентств по параметрам: "профессионализм менеджера" и "цена"

По полученным данным можно сделать вывод, что лишь небольшое количество представителей сувенирной отрасли оказывают услуги высокого качества и при этом имеют невысокие цены. Среди таких агентств можно выделить: «МАРТРостов», «Victoriannam.ru», «MagStream», «ПолиграфКом», «Сувениров», «Удиви», «Синяя птица Гифтс», «АУФ». Остальные компании по данным параметрам являются менее конкурентоспособными.Причинами низких оценок работы персонала данных компаний могут являться недостаточная мотивация отдела продаж, низкий уровень квалификации, небольшой опыт работы, личные качества.Высокие цены некоторых компаний могут объясняться высокой нормой прибыли, ограниченным количеством поставщиков, ценовымистратегиями агентств, высокими расходами на производство и реализацию, отсутствием собственного производства по нанесению логотипов и изображений на сувенирную продукцию, отсутствием эффекта масштаба.При совместной оценке вышеперечисленных факторов и корректировке на весовые коэффициенты, можно построить рейтинг компаний представителей сувенирной отрасли. Данный рейтинг представлен в таблице 2.Таблица 2Рейтинг рекламных агентств производителей и поставщиков рекламносувенирной продукции г. РостованаДону

№ п/пКомпанияБаллы1«МартРостов»8,772«Victoriannam.ru»8,693«MagStream»8,604«Сувениров»7,715«Удиви»6,806«Синяя птица Гифтс»6,627«Адамарк»6,308«Феникспрезент»6,299«Полиграф»6,2910«Бал цветов»5,2711«АРТсервис»5,7512«Идеал»5,7513«Сималенд»5,6514«Красный Квадрат»5,4515«БизнесПрезент»4,8516«Рекламное пространство»4,4717«АУФ»4,4018«Флорекс»4,2619«Жираф»4,0120«ПромоЭкспресс»2,57

Данный рейтинг составлен по совокупности показателей и может максимально объективно отражать картину операторов данного рынка. Наиболее конкурентными с неценовой позиции являются агентства «МартРостов», «Victoriannam.ru», «MagStream», «Сувениров», «Удиви». Остальные компании отстают ненамного в основном по причине низкого уровня обслуживания.Таким образом, можно сделать следующие выводы. Основными проблемами операторов Ростовского рынка рекламносувенирной продукции являются кадровые вопросы, связанные с подбором квалифицированного персонала и отсутствие маркетингового подхода к деятельности (недостаточное внимание к разработке ценовой стратегии, отсутствие позиционирования, слабая коммуникативная политика). Это можно объяснить быстрыми темпами роста рекламного рынка и выходом на рынок непрофессионалов, что приводит повышению уровня как ценовой, так и неценовой конкуренции.Сейчас все больше компаний стараются занять определенную нишу. Происходит специализация. Не многие компании поддерживают широкий ассортимент по всем направлениям сувенирной отрасли, а стараются выйти на определенный сегмент рынка. Так, например, четко можно отследить тех, кто занимается USBподарками, кожгалантереей, ежедневниками, текстильной продукцией и т.д. Компании г.РостованаДону и Ростовской области концентрируют деятельность в одном определенном сегменте, и не пытаются объять необъятное т.к. не позволяют производственные мощности.В настоящее время перед малыми предприятиями рекламного рынка стоит важная проблема по удержанию своих конкурентных позиций в условиях кризисной ситуации в экономике. Особенно это важно для малых предприятий, ставящих перед собой задачу расширения деятельности на рынке[2]. Поэтому большое значение для деятельности рекламного агентства приобретает выделение методов и приемов маркетинга, обеспечивающих решение поставленных задач повышения конкурентоспособности и дальнейшего развития.Исходя из этого, продвижение рекламных услуг необходимо ориентировать таким образом, чтобы не отстраиваться от многочисленных конкурентов, а достичь высоких показателей деятельности за счет четкого позиционирования и усиления рекламной активности для того, чтобы в результате увеличить узнаваемость на рынке.

Ссылки на источники1. Ким А.В.,Кетова Н.П.Деятельность рекламных агентств в условиях современного экономического кризиса: тенденции, инструменты, эффективность//Материалы первой научной сессии факультета управления: сборник докладов; Южный федеральный университет. –РостовнаДону: Издательство «МедиаПолис», 2015. –304 с.2. Иванченко О.В.Маркетингпартнерских отношений в сфере малого бизнеса // Сибирская финансовая школа. 2015.№1(108). С. 5558.