Стартапы: сущность и основные составляющие развития

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Назаренко В. А., Бочкова Е. В. Стартапы: сущность и основные составляющие развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3946–3950. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86828.htm.
Аннотация. В предложенной статье рассмотрены сущность и основные характеристики стартапа. Выделены стадии его жизненного цикла; приведена статистика по источникам финансирования; представлены перспективные отрасли РФ для разработки стартап-проектов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Назаренко Виктория Александровна,Студент 2 курса направления «Экономика» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодарstargirl03051996@mail.ru

Бочкова Елена Владимировна,кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры теоретической экономики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодарelennel@mail.ru

Стартапы:сущность и основные составляющие развития

Аннотация. В предложенной статье рассмотрена сущность и основные характеристики стартапа. Выделены стадии его жизненного цикла; приведена статистика по источникам финансирования; представлены перспективные отрасли РФ для разработки стартаппроектов.Ключевые слова:стартап, стартаппроект, стартапер, стартаптехнология, бизнесангелы, венчурный фонд, стартапкомпания.

В современной экономике быструю популярность набирает такое явление, как «стартап».Но лишь единицы могут достаточно полно определить его сущность. Впереводес английскогостартапом считается фирмаилиинтернетпроект, характеризующийсяамбициознойи инновационной идеей илиперспективным продуктом.В основном под стартапом подразумевают молодые компаниии мобильные фирмы,ресурсы которых ограничены, созданные совсемнедавно либо находящиеся на этапеоснования и развития. Понятие «стартап»сегодня применяетсяво всех сферах деятельности (или оффлайн), однако больше он распространен в сети Интернети ITиндустрии.Изначально данное понятие появилось в 1939 г. в Силиконовой долине и связано с именами двух выпускников Стенфордского университета, которые явились авторамисоздателями стартапкомпании–HewlettPackard, впоследствии ставшейпервопроходцем в информационных технологияхи решениях. Сейчас слово «стартап»знакомо практически каждому интернетпредпринимателю, решившему реализовать свой грандиозный бизнеспроект. В связи с этим необходимо определить основныецели, характеристики и проблемы стартаппроектов.Определяющей причинойсоздания, успешного развития и последующегофункционирования стартапов, как правило, называют предсказуемость действий и медлительность крупных корпорацийгигантов, успешно использующихуже существующие товары (услуги), в то время, какразработкой и созданием новых они практически не занимаются. Вследствие чего, стартапы, благодаря мобильности с точки зрения воплощения новых идей, и входят в основное число конкурентов крупных предприятий.Базисом создания нового стартаппроектаявляется хорошая новаторская идея,поэтому «свежие» и необычные идеи и решения –объект пристального внимания со стороны многихпредпринимателей. При этом, средств на их приобретения, как правило, не жалеют.Зачастую лишь замысел, не имеющийматериального воплощения, а существующийтолько на бумаге или на словах(план стартапа), может стоить очень дорого.Создателькакоголибо товара или услуги –первопроходецв своей области, иначе он не станет успешным стартапером илине сможетзаметно модифицировать уже существующий продукт.Следующим фактором успеха либо провала идеи считается ее востребованность, то есть насколько она необходима в данный момент времени потенциальному потребителю. Бывают случаи, когдаидея необычнаи нова, но пользыабсолютно не приносит и не вызывает интереса у покупателя.В качестве примеровданного подхода к ведению предпринимательской деятельностиможно назвать следующие бренды: социальные сети Linkedin и Facebook;видеохостингиYouTube и Vimeo. Именно новое и полезное всегда захватывает, а высокая стоимость –не помеха[1].Успешное развитиестартапов напрямую связано с возрастом стартаперов. По данным статистики, средний возраст предпринимателейноваторов –двадцать пять лет.Они гипертрофированно увлечены своейидеей и деломи, безусловно, их отличает упорный труд, иначе все усилия и попытки будут тщетны.Хорошая подобранная команда –также залог будущего успеха стартаппроекта. Важна взаимосвязь деловых партнеров по проекту, их взаимодополняемость. Идеальнымсчитается партнерство, в рамках которого один занимается планированием, авторойналаживает связи;один разрабатывает продукт, а другойего реализует и др.Существенное значение в развитии и становлении стартапапридается финансированию(основные источники представлены на рис.1). Поиск источника финансирования –первостепенная задачана этапе создания, поскольку от наличия

материальной поддержки напрямую зависит дальнейшая разработка проекта. В настоящее время для поиска потенциальных инвесторов молодые стартаперы используют систему«Networking». Под даннымпонятием подразумевается профилирующие конференции и мероприятия, направленные на изучение перспективных проектов. Участие может принять любая компания, которая видит потенциал в своем стартаппроекте[3].В таких отраслевых мероприятиях и форумах,помимо стартаперов, участвуют инвесторы, носящие название бизнесангелов, и венчурныефонды.

Рис. 1. Основные источники финансирования стартапов

Бизнесангелами, как правило,называют частных лиц, инвестирующихв бизнес,на первоначальном этапе становления идеи. В этомзаключается их главное предназначение. Их особо не интересуют дела компании,и они не требуют срочноговозвратавложенных в проект ресурсов. Их цель –получение прибылив долгосрочной перспективе, посколькувложение средств в стартапкомпании–не главныйисточник их доходов.Венчурные фонды осуществляют инвестирование стартаповза счет средствсвоих вкладчиков, а именно денежных средствпенсионных фондов, страховых компаний и частных лици финансируют среднеи высокорисковые проекты, отличающиеся хорошим потенциалом доходности.Они внимательно анализируют презентационные материалы, предлагаемые участниками, высказывают свое мнение о преимуществахи недостатках проекта, а также заключают сделки с будущими партнерами.Нередки случаи, когда стартаперы находятпотенциальныхинвесторов посредством публикации проекта на различных вебресурсах. Помимо этого, в Сети существуют биржи стартапкомпаний, а также целый ряд организаций, осуществляющих финансированиеподобных проектов.По мнению международных специалистовв области стартаптехнологий, в развитии стартапа можно выделить пять ключевых стадий:–стадия посева –seedstage–прогнозы;–стадия запуска –startupstage–трата ресурсов;–стадия роста –growthstage–получение прибыли;–стадия расширения –expansionstage;–стадия выхода –exitage–выход на глобальный рынок.Первый –этап зарождения, или «посева». Определяющее значение имеют идеи будущего предпринимателя, а также еще и патенты или единичные образцы продукции. Проект инициирован, но управленческая составляющая и бизнеспроцессы фирмы еще не сформированы и не запущены.Следующий этап –стадия запуска, характеризующаяся отлаженным выпуском товаров (услуг), но не приносящая устойчивую прибыль, а, по сути, являющаяся убыточной. Это обусловлено не до конца разработанной системой бизнеспроцессов и слабостью управленческого звена, которое еще не успело полностью сформироваться. Цель на данном этапе –приведение в соответствие финансовойи юридической документациикомпании.Третий этап –стадия раннего роста;периодусиленного роста компании. Фирма стремится занять и занимает на рынке определенную нишу, теряя статусубыточного предприятия, и начиная приносить первую незначительную прибыль. За стадией раннего роста следует этап расширения бизнеса –стартап увеличивает объемы операций и получает стабильную прибыль. На этом этапепозиция фирмы на рынке устойчива, ее бизнеспроцессы работают как отлаженный механизм, и возможен их перенос на новые рынки или проекты.И заключительная стадия –стадия выхода. Под выходомпонимаютлибо частичный, либо полный выход из бизнеса как бизнесангелов, таки венчурных инвесторов, ранее участвовавших в финансировании стартапа. Процесс выходаосуществляется: 1) посредством продажи компании стратегическим инвесторам;2) посредствомразмещенияакций компаниина бирже (выход на IPO); 3) посредством частного размещения(продажа акций компаниифондам прямых инвестиций). Венчурные фонды инвестируют в потенциально перспективные стартапына начальном этапероста, которые отличаются стремительнымростом, а к стадии выхода темпы ростастартапа замедляются, хотя в целомбизнес становится более стабильным. Еще одним вариантом«выхода» и стартаперов,и инвесторов –прекращение бизнеса либо банкротство предприятия[2].Все стадии жизненного цикластратапа представлены на рис. 2.По данным исследований агентства BusinessAll, самыми перспективнымиотраслямив России для создания стартаппроектов в ближайшие пять лет будут «зеленые технологии», услуги по здравоохранению и новые медиа / социальные сети (см. рис. 3).

Рис. 2. Основные этапы жизненного цикла стартапа

Рис. 3. Перспективные отрасли по созданию стартаппроектов в России [4]

По статистике, к сожалению, около 70% стартапов сворачивают свою деятельность на первом году работы.Среди оставшихся 30 % около сорока не доживают до третьего года. Основные причины систематизированы нами в виде таблицы 1.



Таблица 1Основные причины «провала» стартаппроектов

Главная причинаПроцентпровалаСубпричиныНекомпетентность51

отсутствие знанийпо ценообразованию;

неуплата налогов;

недостаток планирования;

незнание экономики;

отсутствие опыта в ведении учетаНеустойчивый опыт или отсутствие управленческого опыта35

отсутствие опыта в работе с кредитами;

слишком быстрое расширение;

неправильный выбор «опыта для заимствования»Недостаток опыта в линии товаров и услуг11

неправильное проведение инвентаризации;

незнание поставщиков;

пустая трата рекламного бюджетаМошенничество, катастрофы и прочее3_

Таким образом, подводяитоги, можно сказать, что для создания стартаппроекта определяющим является генерация принципиально новых идей, отвечающих потребностям общества в данный момент времени. Поэтому, мы считаем, что креативность и нестандартный взгляд на многие обыденные вещи –вот ключ к успеху вашего будущего предприятия.

Ссылки на источники1. Бизнес идеи, новые технологии, инвестиции, онлайн бизнес. СТАРТАПЫ. РУ. – URL: http://startapy.ru/.2. Конструктор успеха. –URL: http://constructorus.ru/finansy/startap.html.

3.Финансирование стартапов. Независимый российский кредитнофинансовый портал. –URL: http://bankexplorer.ru/finansy/svojbiznes/finansirovaniestartapov.html.4. Live Stream Video. Meerkat. –URL: http://meerkatapp.co/.