Революция и судьба культуры

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ширманова К. О., Федорова С. И. Революция и судьба культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3951–3955. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86829.htm.
Аннотация. в данной статье рассматривается проблема культуры и интеллигенции в период революций. В ней показано отношение интеллигенции к революции, судьбы наших соотечественников. Революции в России наложили огромный отпечаток на культуру страны. Культурные преобразования касались широких масс населения, особенно ярко это отразилось на судьбах интеллигенции и духовенства. В 1917 году в стране изменились политическая система, общечеловеческие ценности, которые отразились на положении интеллигенции, вынужденной эмигрировать в другие страны, испытывавшие в зарубежье ностальгию по своей стране
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Фёдорова Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, доцент кафедры философии и истории ФГБОУ ВО им. П.А. Столыпина, г.Ульяновск

Ширманова Кристина, студентка 3 курса 1 а группы ФВМ И Биотехнологии ФГБОУ ВО ГСХА им. П.А. Столыпина,г. Ульяновскshirmanova_kristina@mail

Революция и судьба культуры

Аннотация.В данной статье рассматривается проблема культуры и интеллигенции в период революций. В ней показано отношение интеллигенции к революции, судьбы наших соотечественников. Революции в России наложили огромный отпечаток на культуру страны. Культурные преобразования касались широких масс населения, особенно ярко это отразилось на судьбах интеллигенции и духовенства. В 1917 году в стране изменились политическая система, общечеловеческие ценности, которые отразились на положении интеллигенции, вынужденной эмигрировать в другие страны, испытывавшие в зарубежье ностальгию по своей стране.Ключевые слова: революция, культура, эмигранты, интеллигенция.

Российское зарубежье занимает особое место в системе международных связей и миграционных процессов по целому ряду позиций. В течение полутора столетий оно складывалось под воздействием событий и явлений, сыгравших существенную роль вотечественной и всемирной истории: революционного движения и социальноэкономических реформ в России второй половиныXIX–началаXX в., русских революций 19051907 гг., локальных и мировых войн и пр. событий. Российская интеллигенция оказалась практическибеспомощной перед новым политическим строем[1,3]. Революция 19051907 годов внесла в общественное сознание гигантскую просветительскую струю, во многом способствовала политическому, и культурному просвещению народа. Революция не прошла бесследно для многих писателей, например, для Блока, Белова, Серова и многих других. В эти годы Д.С .Мережковский писал: "То, что я передумал, а главное пережил в революционные годы 19051906, имело для внутреннего хода моего развития значение решающее". Отношение писателя к Первый Русской Революции определялось событиями 9 января ; после расстрела шествия рабочих Мережковский, и его друг организовали студенческий «протест». Ещё более «полевели» его взгляды после поражения России в войне с Японией. В беседе с Гиппиус он заявил, что окончательно уверился в «антихристианской» сущности русского самодержавия. Наступившая в стране политическая реакция после поражения революции 19051907 годов способствовала распространению консервативноохранительных настроений и взглядов в обществе[2,10].Революция не прошла бесследно для многих писателей, например, для Блока, Белова, Серова и многих других. В эти годы Д.С.Мережковский писал: "То, что я передумал, а главное пережил в революционные годы 19051906, имело для внутреннего хода моего развития значение решающее". Отношение писателя к Первый Русской Революции определялось событиями 9 января ; после расстрела шествия рабочих Мережковский, и его друг организовали студенческий «протест». Ещё более «полевели» его взгляды после поражения России в войне с Японией. В беседе с Гиппиус он заявил, что окончательно уверился в «антихристианской» сущности русского самодержавия. Период 1917 года внёс ещё более значительные коррективы в духовную жизнь страны. Но, в культуре изменения проявились не сразу. Большинство интеллигенции с воодушевлением встретили начало революции. Они сравнивали её с очистительной бурей, которая должна была смести все прогнившее и омертвевшее в жизни, в искусстве и открыть путь созидательной работе. Вдохновленная идеей служения народу, интеллигенция готова была трудиться для его просвещения и блага. Революция 1917 года как переход к новому типу культуры. Октябрьская революция 1917 года выступила не только против прежней политической системы, но и против основных духовных ценностей прежнего общества. Ослабление самодержавного государства под влиянием длительной мировой войны, развернувшийся процесс демократизации России, выразившийся в пробуждении к активности и вступлении в общественнополитическую жизнь рабочего класса, крестьянства и близко примыкающих к нему слоев населения, способствовали революционной смене старой российской государственности[4,5].Являясь демократическим движением народных масс, русская революция руководствовалась смутным, политически не оформленным, по существу, скорее, психологическибытовым идеалом самочинности и самостоятельности. По объективному своему содержанию это был процесс проникновения низших слоев во все области государственнообщественной жизни и культуры и переход их из состояния пассивного объекта воздействия в состояние активного субъекта строительства жизни. Начался он не в 1917 году, а гораздо раньше. Демократизация средней и высшей школы, литературы, чиновничества, были характерными явлениями в жизни России, начиная со второй половины XIXвека. Шаг за шагом надвигалась повсюду крестьянская Россия, заставляя отступать дворянскую. В период революции 1917 года этот процесс демократизации из состояния постепенного просачивания перешел в состояние бурного наводнения. Таким образом 1917 годв истории России явился годом не только слома прежней системы общественных отношений, но и годом перехода к новому типу культуры, к новым отношениям.

Русские народные массы никогда не понимали объективных оснований господства над ними помещика, барина, хозяина, ненавидели его и чувствовали себя обделенными.Это вызывалось несколькими обстоятельствами, и прежде всего: экономическими причинами (экономическое принуждение рабочего, крестьянина; различная степень обладания собственностью и т.д.); культурнобытовыми причинами (для русского мужика или рабочего барин, хозяин всегда был не только эксплуататором, но и «чужаком» со своей культурой и жизненными навыками, вплоть до платья и внешнего обличья. Поэтому зависимость от него ощущалась всегда как бремя, которое приходится терпеть, но не принималась как осмысленный порядок жизни. Отсюда частые крестьянские бунты, наивная вера в «доброго царя» и т.д.).

Подлинным фундаментом русской государственности, таким образом, был не общественнополитический, сословный слой, и не господствовавшая бытовая культура, а ее политическая форма —монархия. В народном сознании считалась законной по существу только власть царя, все остальное: сословные отношения, местное самоуправление, суд, администрация, крупная промышленность, банки, вся утонченная культура образованных классов, литература и искусство, университеты, консерватории, академии, —все это в том или ином отношении держалось лишь косвенно, силой церковной власти и не имело непосредственных корней в народном сознании. Вся правовая, общественная, бытовая и духовная культура произрастала из могучего древа государства и держалась только им.

Отношение к приближавшейся революции и сама эпоха революций стали главным историческим содержанием в первые десятилетия ХХ века, а в культуре —основой поляризации идейнохудожественных сил. «Актом великого культурного значения» назвал революцию 19051907 годов М. Горький. Революционные события повлияли на творчество многих русских писателей, композиторов, художников России. Тема революции, впечатления, связанные с ее восприятием, присутствуют во многих художественных произведениях этих лет. Революционный взрыв в России вызвал у русской художественной интеллигенции различные оценки, но при всей противоречивости их нельзя не признать особого влияния революции на русскую художественную культуру.

Художественная культура рубежа веков —важная страница в культурном наследии России. В ней отразилась социальная и идейная острота эпохи, возросший интерес к личности, ее духовному миру, снижение интереса к проблеме социальности в искусстве.

Общественнополитическая обстановка в стране, идейнонравственная атмосфера оказывали несомненное влияние на художественную жизнь, творческие искания. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, период переосмысления

Российская эмиграция в конце XIX–началеXXвв., обладая в значительной степени общими системообразующими признаками, в то же время существенно различалась по своим социальным, политическим, национальным составляющим.

Период 1917 года внёс ещё более значительные коррективы в духовную жизнь страны. Большинство интеллигенции с воодушевлением встретили начало революции. Они сравнивали её с очистительной бурей, которая должна была смести все прогнившее и омертвевшее в жизни, в искусстве и открыть путь созидательной работе. Вдохновленная идеей служения народу, интеллигенция готова была трудиться для его просвещения и блага[10]. В результате революционных событий и последовавших военных действий российская культура понесла материальные, и духовные потери. Стихия народного бунта, разбуженная революцией, не щадила ни человеческих жизней, ни тем более ценностей культуры. Новая власть пыталась противостоять варварским проявлениям народного гнева. Чтобы спасти от разграбления книжные собрания, находившиеся в бывших помещичьих усадьбах, монастырях и буржуазных особняках, они были национализированы[5,6].

В этом она допустила ошибку, данная идея, несённаявластями, не принесла ничего хорошего своей стране и народу, интеллегенция оказалась разочерована в событиях революции и уже не признавала её мощности и важности. В результате революционных событий и последовавших военных действий российская культура понесла материальные, и духовные потери. Стихия народного бунта, разбуженная революцией, не щадила ни человеческих жизней, ни тем более ценностей культуры. Новая власть пыталась противостоять варварским проявлениям народного гнева. Чтобы спасти от разграбления книжные собрания, находившиеся в бывших помещичьих усадьбах, монастырях и буржуазных особняках, они были национализированы[5,6]. В начале 1920 года за границей оказалось около 2 мл бывших подданных Российской империи. В иммиграции оказалось около половины известных в дореволюционной России писателей, поэтов, публицистов. В русле традиций русской классической литературы работали И. А. Бунин, А. И. Куприн, Б. К. Зайцев, М. А. Осоргин. Сквозной мотив их произведений неутихающая боль о трагедии России. Скорбя о гибели русского мира, литература эмиграции стремилась сохранить живой образ России и русской культуры. В 1933 г. И. А. Бунин первым среди русских писателей получил Нобелевскую премию за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». В очень сложных условиях оказались поэты, чей круг читателей был ещё более узким, поэзию не переводили. В 1933 г. И. А. Бунин первым среди русских писателей получил Нобелевскую премию за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». В очень сложных условиях оказались поэты, чей круг читателей был ещё более узким, поэзию не переводили. За рубежом оказались поэты, чьё творчество было неразрывно связано с культурой. Серебряного века,Вяч. И.Иванов, К.Д.Бальмонт, И. Северянин и т.д[7,8]. Немногие смогли влится в европейское культурное общество, когда по происшествию первого десятилетия эмиграции стало укрепляться ощущение, что надежды на возвращение в Россию прозрачны. Известные литераторы бедствовали. К тяжёлому материальному положению добавлялись мучительные переживания, связанные с невозможностью творить в отрыве от Родины. Почти незамеченным осталось творчество «литературной молодёжи» (Г.И. Газманов, В.С. Варшавский и т.д.) тех, кто не успел создать литературную репутацию в России. Разрыв между поколениями литераторов русского рассеяния определял не возраст, а различие в опыте осмысления своих истоков и своего предназначения быть «свидетелями и хранителями» или искать пути выразить новое мироощущение жизни в отрыве от своих корней

За рубежом оказались поэты, чьё творчество было неразрывно связано с культурой Серебряного века,В. И. Иванов, К.Д. Бальмонт, И. Северянин и многие другие. Немногие смогли влиться в европейское культурное общество, когда по происшествию первого десятилетия эмиграции стало укрепляться ощущение, что надежды на возвращение в Россию прозрачны. Известные литераторы бедствовали. К тяжёлому материальному положению добавлялись мучительные переживания, связанные с невозможностью творить в отрыве от Родины. Почти незамеченным осталось творчество «литературной молодёжи» (Г.И. Газманов, В.С. Варшавский и т.д.) тех, кто не успел создать литературную репутацию в России. Разрыв между поколениями литераторов русского рассеяния определял не возраст, а различие в опыте осмысления своих истоков и своего предназначения быть «свидетелями и хранителями» или искать пути выразить новое мироощущение жизни в отрыве от своих корней[9]. Многие сценаристы за рубежом ставили спектакли, посвящённые своей Родине. Они одевали соответствующую одежду, в основном чёрное, это было символом, скорби по своей родине, и надежда на возвращение, хотя она уменьшалась с каждым годом. Получая известия о России, они всё больше старались сохранить её образ в произведениях, сценариях, в пьесах. Музой для многих писателей оставалась их Родина. Одними из деятелей искусства были : Аверченко Аркадий Тимофеевич прозаик, драматург, сатирик; Алданов Марк Александрович писатель, философ, химик. К октябрьской революции отнёсся отрицательно и в марте 1919 года уехал во Францию. Александр Александрович, шахматист, международный гроссмейстер, шахматный теоретик, литератор. Эмиграция 20х30х гг. явилась не просто многочисленной и разнообразной по составу и структуре диаспорой, оно создала основу параллельной линии российского исторического процесса[9].Российская эмиграция, сохранив свою культуру. И языковую идентичность, являлась при этом неотъемлемой частью истории и ведущих держав, и отдаленных уголков планеты. Она не только продемонстрировала способность к адаптации в различных общественнополитических, экономических и правовых условиях, но и добилась выдающихся достижений в области науки, культуры и искусства, которые стали международным достоянием. Та часть российских эмигрантов, которая ассимилировалась в различных странах мира, внесла немалый вклад в их экономику и культур

Ссылки на источники

1. Горький М. /Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре: книга/М. Горький.М.: 'Интерконтакт', 2000 с.192

2.История русской культуры IXXX вв Пособие для вузов —5е изд., стереотип./Шульгин, В.С. И [др].—М.: Дрофа, 2004. —480 с. 3.Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: книга/Т.В. Ильина. М. , Высшая школа, 2007. —300 с. 4.Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника/В.Н. Адександров. Минск: Харвест, 2004. —736 с 5.Культура: теории и проблемы./ Н.В.Шишова и [др]. «Логос», 2000 6.Семенко, И. С. Россия 20начала 21 века Культура и общество./И.С. Семенко.2011.496 c

7.История и культурология Учебное пособие/ Н.В.Шишова и [др].М.: Логос, 2000. 456 с.8. Пивовар Е.И. Российское зарубежье: социальноисторический феномен, роль и место в культурноисторическом наследии/ Е.И.ПивоварМ.: РГГУ, 2008. –545 с.9. Шмаглит, Р.Г. Русское зарубежье в 20 веке. 800 библиографий/ Р.Г. Шмаглит –М.: АСТ: Зебра Е, 2007 г. –254 с.10.Революция 1905 1907 года. [электронный ресурс:http://www.km.ru/referats/AE8E81EA54654EBEB42CFA5D762EB6D9].