Оценка эффективности аутсорсинга в сфере бухгалтерского учета для малого предприятия через анализ трансакционных издержек

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рогулева Ю. В. Оценка эффективности аутсорсинга в сфере бухгалтерского учета для малого предприятия через анализ трансакционных издержек // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3976–3980. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86834.htm.
Аннотация. В статье произведена оценка эффективности аутсорсинга в сфере бухгалтерского учета для малого предприятия через анализ и расчет трансакционных издержек. На конкретном примере выявлена экономия денежных средств и доказано, что аутсорсинг является эффективным способом снижения трансакционных издержек, средством повышения эффективности работы малого предприятия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Рогулева Юлия Владимировна,магистрант 1 курса, Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации», г. ПензаООО «ГлавУчет», бухгалтерконсультантyroguleva@mail.ru

Научный руководитель –Медушевская Инна Евгеньевна,кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов Пензенского филиала

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации», г. Пензаiem1616@mail.ru

Оценка эффективности аутсорсинга в сфере бухгалтерского учета для малого предприятиячерез анализ трансакционных издержек

Аннотация. В статье произведена оценка эффективности аутсорсинга в сфере бухгалтерского учета для малого предприятия через анализ и расчет трансакционных издержек.На конкретном примере выявлена экономия денежных средств и доказано, что аутсорсинг является эффективным способом снижения трансакционных издержек, средством повышения эффективности работы малого предприятия.Ключевые слова: трансакционные издержки, аутсорсинг, малое предприятие, сравнительный анализ, оценкаэффективности.

В международной бизнеспрактике аутсорсингопределяет последовательность организационных решений, суть которых состоит в передаче ранее самостоятельно реализуемых организацией функций или видов деятельности внешней организации («третьей стороне»). Аутсорсинг часто называют «феноменом XXв.», а также «величайшим открытием бизнеса последних десятилетий», так как лишь с конца 80х гг. XXв. в хозяйственную практику и получило действительно широкое распространениев экономиках развитых стран[1, с.7].В России практика аутсорсинга еще не так широко внедрена, однако в условиях кризиса и необходимости минимизации издержек заслуживает внимания, требует всестороннего научного анализа и оценке эффективности.Цель исследования –оценить эффективность аутсорсинга в сфере бухгалтерского учета для малого предприятия через анализ и расчет трансакционных издержек, которые возникают в начальной фазе формирования малого бизнеса,и руководителю приходится принимать управленческое решение: нанять фирмуаутсорсерав сфере бухгалтерского учетаили нанять в штат бухгалтера.Для достижения поставленной цели необходимо выявить трансакционные затраты в двух сравниваемыхвариантах и оценить эффективность через экономию денежных средств.Трансакционные издержки –это издержкисверх основных затрат на производство, связанные с организацией бизнеса, подготовкой, заключением контрактов, реализацией сделок, т.е. издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов [2]. Данные издержки стали принимать во внимание сравнительно недавно. Понятие трансакционных издержек впервые было упомянуто в 30е годы прошлого века Р. Коузом в его статье «Природа фирмы», где он доказал,что существуют издержки рыночного обмена. Современные исследования показывают, что вразвитых странах на покрытие трансакционных издержек приходится до 50 % стоимости производимой продукции, в РФ до 60 % ВВП [3].Благодаря аутсорсингу в области бухгалтерского учета, консультационных и информационных услугмалое предприятиеможет сконцентрироваться на специфике своей основной деятельности, быстро адаптироваться к изменениям внешней среды, улучшить качество выпускаемой продукции.Особенно актуальны подобные исследования для малых предприятий на первоначальном этапе формирования бизнеса и в условиях нарастающего кризиса, требующего оптимизации затрат.В российской учебной литературе можно встретить подробную классификацию трансакционных издержек, их структурные компоненты [4; 5; 6, с. 8385].Классической является типология, состоящая из пяти типов трансакционных издержек, предложенная Р. Капелюшниковым, –это издержки поиска информации, издержки ведения переговоров, издержки измерения, издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки оппортунистического поведения. Это самый скрытый и с точки зрения экономической теории самый интересный элемент трансакционных издержек, учитывающий две формы оппортунистического поведения: моральный риск и вымогательство (отлынивание). Хотя, на наш взгляд, таких форм значительно больше, а представленные выше описывают лишь внутренние издержки оппортунистического поведения.Примеры оппортунистического поведения при использовании малым предприятием специального режима налогообложения представлены в следующих публикациях [7; 8].Трансакционные издержки включают также затраты на анализ состояния рынка, оплату консультантов и другие расходы, связанные с поиском информации; рекламу (хотя этот вид затрат спорный и, на наш взгляд, относится к производственным); на ведение переговоров и составление контрактов; контроль за соблюдением контрактов, принуждение к их исполнению, включая судебные разбирательства; контроль за персоналом,внутрифирменные расходы и др. [9].Измерение трансакционных издержек затруднено. Анализ методик по оценке трансакционных издержек в работах Д. Норта, Дж. Уоллиса, А. Н. Багаутдинова, О. А. Клещевой, М.О. Искоскова, В. В. Воробьевой, А. Мищенко, А. В. Сарайкина, Г. М. Самошиловой и др.показал, что оценить трансакционные издержки в корпорации, разработав универсальную систему измерения невозможно, т.к. существует множествослучаев, которые зависят от контрагентов,окружающей среды, видоизменения самих издержек, а, следовательно, способ их оценки будет варьироваться в зависимости от конкретного случая. Для того, чтобы провести анализ трансакционных издержек фирмы по применению услуг аутсорсинга или при найме в штат малого предприятия бухгалтераи выявить экономический эффект применимметод сравнения. Очевидна реальная экономия затрат для малого предприятия на услуге аутсорсинга в области бухгалтерского учета. Анализ цен на подобные услуги в Пензенском регионе показал, чтов среднем фиксированная плата составляет около 10000 рублей в месяц, в год 120000 рублей. Затраты на содержание бухгалтера для малого предприятия–26820 рублей в месяц при окладе бухгалтера в 20000 рублей. Таким образом, годовые затраты составят321840 рублей. Следовательно, аутсорсинг бухгалтерских услуг экономичнее почти в 3 раза. При этом также экономятся денежные средства на оплату отпускных,больничныхи др.Очевидная годовая экономия от применения данного вида аутсорсинговых услуг составит: 321840120000=201840 (рублей).

К тому же необходимо осуществить первоначальные затраты на оборудование рабочего места для бухгалтера: покупка компьютерного стола, офисного кресла, оргтехники (компьютера, принтера и др.) ипрежде чем осуществить данные торговые транзакции, необходимо провести мониторинг цен на данные товары, собрать и обработать экономическую информацию, осуществить потребительский выбор, доставить товар, подключить технику и т.п. Все действия требуют времени и денежных средств. Нами установлено, что явные затраты составят 31408 руб., а неявные могут достичь еще 10 %. Ежемесячно возникнут дополнительные расходы на обслуживание техники (заправка картриджа, вызов мастера в случае поломки компьютера, покупка расходных материалов, канцтоваров и др.)Привлечение организацииаутсорсера для малого предприятия

положительно отразится на егоосновной деятельности. Ранее задействованные ресурсы организации будут перераспределены и инвестированы в дальнейшее развитие бизнеса, его модернизацию. Функции, которые передадут специализированной бухгалтерской фирме будут выполняться более качественно,а гарантия надежности предоставляемых услуг аутсорсером за счет сочетания специализации и опыта сократит возможные риски малого предприятия.Трансакционные издержки мы будем определять по аналогии с экономическими, которые могут быть как явными, так и неявными. Под явными трансакционными издержками понимаем издержки взаимодействия, имеющие определенную рыночную цену, представленныев денежном выражении, как правило подтвержденныебухгалтерскими документами. Так, например, стоимость юридических услуг, оплата транспортных услуг, телефонных звонков, интернета и т.п. Под неявными трансакционными издержками понимает затраты на взаимодействие, не выраженные в денежной форме и не представленные в бухгалтерских документах, например, потеря времени при длительности и частоте телефонных звонков, встреч, переговоров; проведенное время в судах; психологические издержки; затраты времени на поиск экономической информации о контрагенте, его репутации; анализ информационных, статистических данных, правовой информации;упущенная выгода и др. Такие издержки сложно учесть, выразить в денежных единицах, однако они существуют, их величина с каждым годом увеличивается, о чем свидетельствуют статистические данные и проведенные исследования [10].Более того, их уровеньвлияет на эффективность деятельности компании, отминая время, силы и средства, не дав сконцентрироваться на профильном производстве, основных видах деятельности.Произведем сравнительную оценкутрансакционныхиздержек припокупкеуслуг аутсорсинга и привлечениив штатбухгалтерана примере малогопредприятияв Пензенском регионе.

Сначала выявимтрансакционные издержки при найме бухгалтера в штат малого предприятия(таблица 1).Таблица 1

Трансакционные издержкималого предприятия при найме в штат бухгалтера

Статья затратСумма,в рубляхв месяцРасходы на размещения объявления в интернете, в газете0 (даже при бесплатномразмещении возникают неявные трансакционные издержки, выраженные в потери времени на поиск сайтов, набор текста объявления, контроль за выходом объявления, ответы на звонки или электронные письма и др.) Поиск по объявлениям в интернете0 (вслучае,если организация осуществляет поиск самостоятельно, при этомтакже возникаютиздержки,не имеющие денежную форму)Оплата кадровым агентствамза поиск претендента на вакансию бухгалтера5000Затраты на обучение сотрудника специальным бухгалтерским программам («специфический актив»), повышение его квалификации, оплата различных семинаров и др.2088 (рассчитаем затраты в месяц при условии, что стоимостьодного семинара в среднем в месяц 6000 рублей, стоимость пакета базы консультант плюс 9000 рублей в год, стоимость электронной подписки журнала Главбух –4056 рублей)Услуги связи (стационарная, мобильная, Интернет, каналы связи)1700Расходы на канцтовары и приобретение вспомогательных материалов (МБП)340 (трансакционные издержки связанные с покупкой канцтоваров)Оформление трудового договора700Расходы на защиту прав собственности в судебном порядке2000 Расходы на налоги, штрафы, связанные с содержанием контролирующих органов167 (сумма в зависимости от нарушения, например, пени за неправильный сданный отчет )Размеры штрафов, предусмотренные в трудовом договоре0 (сумма в зависимости от преодоления нечестности сотрудника, новые показатели измерения эффективности услуги)Расходы на оборудование рабочего места (стол, кресло, стационарный телефон, принтер, компьютер)31408Расходы на заработную плату26820 Итого 70223

На основании данных одной из фирмв сфере аутсорсинга были определены трансакционныеиздержки при покупкебухгалтерских услуг у сторонней организации (таблица 2).Таблица 2

Фактические ежемесячные трансакционные издержкималого предприятия на содержание бухгалтерского обслуживание

Статья затратСумма, в рубляхв месяцРасходы на маркетинговое агентство: поиск наиболее подходящее по ценам предоставление бухгалтерских услуг, поиск в интернете, объявления4000 (в случае, если организовансамостоятельный поиск в интернете, через знакомых и т.д. то возникают неявные издержки)Юридическое оформление и заключение договоров сделки0 (договороферта предоставляется со стороны службы аутсорсинга)Расходы на оплату услуг аутсорсинга10000Услуги связи (стационарная, мобильная, Интернет, каналы связи)1700Нарушение прав и привлечение судебных исполнителей2000Размеры штрафов, пени и т.п., а также процент, предусмотренные в договорах за невыполнение условий контрактаЭти расходы перекладываются на аутсорсера –0 (вовремя предоставленные документы и информация);1500 (за корректировку отчета);100 (за каждый не предоставленный вовремя документ);Расходы на дополнительную услугувне заключенного контракта375

Итого:18075

На основаниипредставленных выше данныхпроведем сравнение трансакционных издержек фирмы при найме в штатодного бухгалтера и при покупке услуг аутсорсингабез учета затрат на оборудование рабочего места бухгалтера(таблица3).

Таблица 3

Сравнительная таблица трансакционных издержек при найме одного бухгалтера в штат и при покупке услуг аутсорсинга

№ п/пСтатья затратВ месяц, в рублях1Трансакционные издержки на содержание одного бухгалтера в штате малого предприятия,руб.38815 2Трансакционные издержки на содержание аутсорсинга,руб.18075Экономический эффект (экономия), руб.20 750

Таким образом, из таблицы 3 видно, чтотрансакционные издержки при покупке услуг аутсорсера нижев 2,2раза. Нанять аутсорсинговую фирму в сфере бухгалтерского учетамалому предприятиюцелесообразнее и экономичней. Взаимодействие осуществляется непосредственно с фирмойаутсорсером, число трансзакций значительно сокращается, уменьшается число агентов, с которыми малому предприятию приходится взаимодействовать, величина трансакционных издержек также уменьшается.Преимущества аутсорсинга в области бухгалтерского учета и консультационных услуг очевидны: минимизация штата бухгалтерии и сокращение расходов на оплату труда и социальные отчисления; независимость и объективность внешней бухгалтерии; сокращение расходов на оборудование рабочих мест (на приобретение компьютеров, программного обеспечения, справочноправовых систем, бухгалтерских программ, периодических изданий и т.п.); компанияаутсорсер осуществляет профессиональную обработку документации профильными специалистами, что минимизирует риск штрафных санкций со стороны налоговых и других контролирующих органов.Как показывает хозяйственная практика, аутсорсинг более эффективен и приемлем в начальной фазе функционирования малого предприятия, а затем необходим болеетщательный анализ и оценкатрансакционных издержек, т.к. в ходе исследования были выявлены и отрицательные стороны аутсорсинга, связанные с различными экономическимирисками: –управленческий риск: частичная потеря контроля над выполнением поставленных задач и отсутствие прямого подчинения специалистов аутсорсинга штатным сотрудникам компании;–производственный риск: возможность раскрытия внештатными специалистами производственной и коммерческой тайны малого предприятия, снижение производительности труда, ответственности за исполнение услуг;–предпринимательский риск: потеря доверия клиентов, репутациии/или убытки изза низкого качества представления услугаутсорсера, что несет за собой рост трансакционных издержекмалого предприятия.Итак, в ходе исследования установлено, что аутсорсинг является эффективным способом оптимизациитрансакционныхиздержекмалого предприятия, а не просто разновидностью выгодного партнерского взаимодействия. Аутсорсинг помогает малым предприятиям выжить в условиях кризиса, оптимизируя их издержки.Применяя аутсорсинг, компаниязаказчик получает возможность сконцентрироваться на своих специфическихбизнеспроцессах, не отвлекая время и финансовые ресурсы в сферубухгалтерского учета.

Аутсорсинг является эффективным способомснижения трансакционных издержек, средством повышенияэффективности работы малогопредприятия. Ссылки на источники1.Аникин,Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учебное пособие/ Б. А. Аникин. –М.: ИНФРА –М, 2014. 2.Медушевская, И. Е. История экономических учений. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие / И. Е. Медушевская, В. А. Скворцова. –Электрон. текстовые данные. –Саратов: Вузовское образование, 2014. –313 с. –URL: http// www.iprbookshop.ru/19287. –ЭБС «IPRbooks».3.Медушевская, И. Е. Трансакционные издержки современной коммерческой организации / И. Е. Медушевская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. –2016. –№ 1.4.Васильцова, В.М. Институциональная экономика: учеб. пособие / В.М. Васильцова, С.А. Тертышный. –СПб.: Питер, 2014.5.Олейник,А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие/ А. Н. Олейник.–М.: ИНФРАМ, 2014.6.Скворцова, В. А. Микроэкономика : учебное пособие / В. А. Скворцова, И. Е. Медушевская, А. О. Скворцов : под ред. проф. В. А. Скворцовой. –Пенза : Издво ПГУ, 2014.7.Медушевская, И. Е. Специальный режим налогообложения в виде ЕНВД: преимущества и примеры оппортунистического поведения / И. Е. Медушевская, Д. В. Родионова// Налогижурнал. –2015. –№ 1.–С. 4548.8.Медушевская,И. Е. Оценка эффективности специального режима налогообложения в виде ЕНВД: региональная практика/ И. Е. Медушевская, Д. В. Родионова// Концепт. –2015. –Т.13. –С. 146150.9.Скворцова, В. А. Микроэкономика : учебное пособие / В. А. Скворцова, И. Е. Медушевская, А. О. Скворцов : под ред. проф. В. А. Скворцовой. –Пенза : Издво ПГУ, 2015.10.Воробьева,В. В. Трансакционные издержки государственных закупок для нужд высшей школы / В. В. Воробьева, И. Е. Медушевская // Концепт. –2014. –№ 11 (ноябрь). –ART 14316. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14316.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X. [Дата обращения: 25.01.2016].