Формирование чувства эмпатии у младших школьников на основе сказочного материала

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Торопова М. С. Формирование чувства эмпатии у младших школьников на основе сказочного материала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 4051–4055. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86849.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования чувства эмпатии у учащихся младшего школьного возраста на основе сказочного материала. Рассмотрены приемы, направленные на формирование чувства эмпатии у учащихся посредством сказок.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Торопова Мария Сергеевна,студенткаинститута педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировmahha.toropova@mail.ru

Формирование чувства эмпатииу младших школьников на основе сказочного материала

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования чувства эмпатии у учащихся младшего школьного возраста на основе сказочного материала. Рассмотреныприемы, направленные на формирование чувства эмпатииу учащихся посредством сказок.Ключевые слова: эмпатия, сказочный материал, приемы.

В основе нравственных чувств, как считают многие ученые (Е.Н.Васильева, Л.П.Выговский, О.И.Цветкова и др.)лежат эмпатические переживания человека, эмпатия. Л.Стрелковахарактеризует эмпатию как способность эмоционально откликаться на эмоциональное состояние( горе, радость и т.п.) другого человека или одушевляемого нами предмета или явления. В конечном счете это способность быть добрым и чутким к чужим бедам и радостям [4].Эмпатия справедливо считается одни из важнейших качеств человека и в этом плане как считает немецкий философ Артур Шопенгауэр: «Сострадание

основа всей морали».

Н.Н. Обозов определяет эмпатию как отклик одной личности на переживания другой и считает, что без сопереживания, без оказания взаимной поддержки невозможно не только коллективное, но и индивидуальное бытие. Онобозначает три формы эмпатии: когнитивную, эмоциональную и действенную. Эти формы эмпатии явились составляющими компонентами иерархической структурнодинамической модели эмпатии, которая включает объект (источник) и субъект эмпатии. Когнитивный компонент представляет собой простейшую формуэмпатии в виде понимания состояний другого без изменения своего состояния.Эмоциональный компонент ‬это не только понимание состояниядругого, но сопереживания и сочувствия, причем в основе сопереживания лежит потребность в стремлении помочь , а в основе сочувствия ‬потребность в благополучии другого. Действенный компонент является высшей формой и заключительной фазой эмпатического акта. Он выражается в действии, активной поддержке личностью партнера по общению. Этот компонент является сложнейшим феноменом психофизиологической и социальнопсихологической деятельности человека.

По мнению К.Роджерса, эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней: вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома», постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого, сообщение своих впечатлений о внутреннем мире другого, обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Быть эмпатичным, означает быть ответственным,активным, сильными в то же время тонким и чутким[1].Эмпатические переживания зависят от сложного сочетания воздействия воспитания, социальной среды, разнообразных потребностей, интересов, желаний, настроений, многих свойств личности[3].Возможность возникновения эмпатии при контакте между людьми зависит от того, какой оценочнопознавательный итог будет для каждого в этом взаимодействии.В связи с бедностью нравственного опыта детей младшего школьного возраста, ограниченностью получаемой информации, слабым развитием критичности мышления, высоким и непререкаемым авторитетом родителей усовременных детей слабо развита способность к альтруизму и гуманизму, к эмпатии [5].Поэтому важно уделить внимание формированию эмпатии в младшем школьном возрасте, которая в дальнейшемможет стать источником нравственного развитияребенка.В младшем школьном возрасте одним из способов формирования эмпатии является художественная литература, в том числе чтение русских народных и литературных сказок.А.Н.Толстой подчеркивал: «Сказка ‬великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».Сказка это один из важнейших элементов культуры, ее эстетического слагаемого, которая базируется на народноэтнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственнопедагогическим потенциалом. Она направлена не только на улучшение речевых навыков, но и на культурное и личностное развитие. Сказка для ребенка ‬это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств, эмоций такого прекрасного, таинственного, а иногда и страшного и неуправляемого. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Только в сказочной форме младшие школьники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, коварство и т.д. Форма изображения этих явлений доступна пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Слушая сказки,дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро гаснут, так как нет условий для их реализации[2].Условиями реализации тех или иных эмоций ребенка могут быть специально организованные приемы работы, проводимые на основе прочитанных сказок.Так, первоначальномуформированиючувства эмпатии при работе со сказкой способствует прием «прочтенияпроизведения с разной интонацией». Детям предлагается прочитать отрывокиз сказки: «Пришла девочка, глядь братца нету! Ахнула, кинулась тудасюда нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, братец не откликнулся!Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гусилебеди и пропали за темным лесом».Учитель дает установку напоследовательное прочтение отрывка с тремя разными чувствами: с переживанием, отчаянием, безразличием. После прочтения учитель спрашивает детей, какую интонацию не стоит использовать в данном отрывке и почему. Дети обычно отмечают, что данный фрагмент не стоит читать с безразличием, потому что девочка с братом попали в беду. Им нужно посочувствовать и, если можно, оказать помощь.Далее важно поставить ребенка в такие ситуации, чтобы он учился понимать внутренний мир того или иного героя. Для этого можно использовать прием «Поставь себя на место героя». Ондает возможность каждому ребенку глубже понять внутреннее состояние того или иного сказочного героя, проанализировать испытываемые им чувства, выразить их с помощью речевых высказываний. Так, при прочтении сказки «Гуси ‬Лебеди» детям предлагается поставить себя на место девочки в разных ситуациях, например,когдаона оказалась в избушке бабыЯги. Возможный вариант высказывания: «Если бы я была на месте девочки у БабыЯги, то сначала бы я испугалась, мне было бы страшно, что нас могутсъесть, но потом,как и девочка постаралась бы убежать с братиком».

Чувство эмпатии можно формировать во время характеристики образа сказочного героя, то есть описания его внешнего вида, поступков, отношениям к другим сказочным героям.Зная, что в сказке «ГусиЛебеди» нет описания девочки, учитель может предложить учащимся составить характеристику так, чтобы девочка понравиласьслушателями чтобы она вызывала сочувствие. Например: « Девочка небольшого роста, с большими карими глазами, в алом платьице. С левой стороны подол платья был разорван, видимо она за чтото зацепилась,на щеке была маленькая ссадина. Она выглядела очень взволнованной и напуганной».При использовании данного приема дети не только углубляют знания о прочитанном произведении, но и знакомятся с новыми эмоциями, обогащают словарный запас.Умение понять состояние сказочного героя помогает прием «Я тебя понимаю».Для этого учитель показывает изображения того или иного действующего лица (например, Дюймовочки из сказки Г.Х.Андерсена) вспоминают ситуации,в которых побывала Дюймовочка: побег от жаб, встреча с майским жуком, жизнь в лесу, наступление зимы, жизнь в норке у мышки, сватовство крота. Далее детям предлагается составить рассказ, в котором бы сообщалось, что вызвало сочувствие к Дюймовочке и почему. Результат должен начинаться илизаканчиваться предложением «Я тебя понимаю…». Например:«Я тебя понимаю, почему ты убежала от жабы. Он был отвратительный, он не спросил твоего согласия, а украл тебя. Я очень переживала за тебя, когда ты убегала, ведь жабы могли тебе догнать. Тебе было страшно».«Я тебя понимаю, почему ты стала помогать ласточке. Ты добрая, отзывчивая. Ты не могла допустить, чтобы ласточка погибла.Я тоже как и ты стала бы ей помогать».При изучении сказки «Аленький цветочек» для развития эмпатии у детей можно использовать прием «Интервью с героями сказки».Ученик

выполняет роль журналиста. Он задает заранее подготовленные вопросы разным героям: Настеньке, чудищу, отцу, сестрам. Например: «Настенька, почему, когда чудище отпустило тебя повидаться с отцом, ты не осталась дома, а вернулась всетаки в замок? Чудище, скажи, почему ты отпустил Настеньку домой? Отец, расскажите, как Вы себя чувствовали, когда узнали, что Вам придется отвезти Настеньку в замок к чудищу? Сестры, скажите, почему вы так поступили с Настенькой и перевели стрелки? Неужели вам не жаль свою сестру?»Учащиеся класса, выполняя роль этих героев отвечают на поставленные вопросы. Возможные ответы детей: «Я вернуласьв замок к чудищу,потому что дала обещание и было бы не честно, если бы я его нарушила. Без меня чудище бы погибло, а я не могла этого допустить. Чудище несчастное и мне хотелось ему помочь»; «Я отпустил Настеньку домой, потому что понимал, что она мучается вдали от дома, скучает и переживает за своего отца. Она сделала мне добро, и я решил ответить ей тем же»; «Когда я узнал, что Настеньку придется отвезти в замок к чудищу, я был в отчаянии. Я не знал что делать, ведь Настеньку я очень люблю, а отдать ее к чудищу это значит попрощаться с ней навсегда»; «Мы перевели часы, потому что не хотели, чтобы сестра успела воротиться в замок.Мы позавидовали сестре, ведь она привезла с собой такие подарки». При изучении сказки «Курочка Ряба» можно использовать прием написания утешительных писемгероям, вызвавших у детей сочувствие, сопереживание, сострадание». Учитель предлагает детям написать утешительное письмо бабушке и дедушке, в котором они не только выразят свое сопереживание, но и помогут отвлечься от горя, предложат пути решения проблемы. Например:«Дорогие бабушка и дедушка! Мне очень жаль, что золотое яичко разбилось. Оно было необычное, красивое, подарок курочки, но слезами горю не помочь. Мне бы хотелось, чтобы вы радовались, веселились, а не плакали, ведь ваши слезы меня расстраивают тоже. Поэтому я предлагаю вам забыть про эту беду, тем более, что курочка пообещала снести другое яичко, навестить внуков, заняться огородом, ведь пока вы горевали все ваши грядки заросли. Не впадайте в отчаяние, все будет хорошо!»Таким образом, формирование эмпатии является неотъемлемой частью воспитания детей, которая в последующем поможет детям избавиться от подозрительности,мнительности, агрессивности, проявлять сочувствие к тем, кто попал в беду.Использование сказочного материала как одного из средств формирования эмпатии помогает детям легче усваивать жизненную информацию, решать моральные проблемы.

Ссылки на источники1Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия М.2014.2Пропп В.Я. Сказка. Эпос. Песня., 2001.3Рувинский Л.И. «Психологопедагогические проблемы нравственного воспитания школьников».4Стрелкова Л. «Войди в тридесятое царство» М.1995. 5Яковлев В.Я. «Научные основы нравственного воспитания школьников» Тамбов 1975.