Сохранение семьи как важная проблема современного российского общества: путь ее решения
Выпуск:
ART 86848
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саратовцева
Н.
В.,
Пивоварова
Е.
Ю. Сохранение семьи как важная проблема современного российского общества: путь ее решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
4046–4050. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86848.htm.
Аннотация. В современных условиях российского общества сохранение и укрепление семьи является важной проблемой, требующей незамедлительного и неукоснительного решения. В статье раскрыты непреходящие ценности православия как основы и залога крепости семьи и семейного счастья, требующие сегодня непременного возрождения. Авторами подчеркнута важность работы с молодежью, направленной на поддержку брака и семьи, намечены некоторые ее направления.
Ключевые слова:
семья, брак, супруги, возрождение, семейные ценности, семейное счастье, православные традиции
Похожие статьи
Текст статьи
Саратовцева Надежда Валентиновна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии,Пензенский государственный технологический университет, г. ПензаSaratovtseva.NV@mail.ru
Пивоварова Елена Юрьевна,студентка 3 курса факультета информационных и образовательных технологий, Пензенский государственный технологический университет, г. Пензаelena19.11@mail.ru
Сохранение семьи как важная проблема современного российского общества: путь ее решения
Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол,
наделив их семьей и родиной.Уго Фосколо
Аннотация.В современных условиях российского общества сохранение и укрепление семьи является важной проблемой, требующей незамедлительногои неукоснительного решения. В статье раскрыты непреходящие ценности православия как основы и залога крепости семьи и семейного счастья, требующие сегодня непременного возрождения. Авторами подчеркнута важность работы с молодежью, направленной на поддержку брака и семьи, намечены некоторые еенаправления.Ключевые слова: семья, брак, супруги, семейное счастье, семейные ценности, православные традиции, возрождение.
Семья есть первооснова общества, его фундамент. В семье зарождаются традиции, она воспитывает ответственность человека перед ближними.«Все науки из родного дома», –так писал епископ Сидоний (Vв.н.э.), подчеркивая важность воспитательной роли семьи [1, С.47].В идеале семейные отношения строятся на любви и добродетели. В Евангелие говорится о том, что Бог есть любовь. Семья –это малая церковь!Этафраза, возникшая в первые века христианства,значима и сегодня. Святитель Иоанн Златоуст говорил:«Брак есть таинственное изображение Церкви» [2].Еще 8 ноября 2011 г., выступая на круглом столе «Кризис семьи в XXIвеке»,священнослужительРусской православной церкви, протоиерей Димитрий Смирнов высказал мысль о том, что основной причиной деградации семейных ценностей является утрата христианской веры.Церковь состоит из семей, из домашних Церквей, где должно воспитываться новое поколение христиан. А сейчас многие люди,называющие себя верующими, обращаются кБогу только в трудных жизненных ситуациях, да и то порой тогда, когда другие методы не помогают. Слова «семья» и «семя»имеют общий корень. Семена –это люди, а в первую очередь, дети. Чтобы выраститьиз семян хороший урожай, нужно создать для детей атмосферу тепла и любви, воцерковить их, уничтожать вредные «сорняки», мешающие ребенку нормально развиваться. Сорняки повсюду, а главный их рассадник –СМИ[3].Жизнь известных политических деятелей, артистов, ученых находится в поле зрения населениявсего Земного шара, которое часторавняется наних, а они отнюдь не всегда показывающих пример «семейного долголетия» и благополучия. Мир с замиранием сердца следит за подробностями личной жизни знаменитостей и ждет, когда же та или иная известная персона вступит в очередной брак. «Дедушки» женятся на «внучках», а «внуки» –на «бабушках». А бывает, что происходят и еще более парадоксальные события.В Библии браком называет вечный союз между мужчиной и женщиной, в котором они достигают единства и становятся единым целым. А в последней четверти XX в.разразилась эпидемия борьбы за гражданские права однополых семей. В 2001 г.в Нидерландах впервые были узаконены однополые браки. В США среди школьников пропагандируются идеи о преемственности традиционного супружества и однополых семей. К концу 2015 г.уже более чем в 20 странах мира заключение подобных браков являлось легальным, и в нескольких странах статусихрегистрации являлся спорным[4]. В ряде государств начали активно обсуждаться законопроекты о легитимизации брачных союзов человека и животных, а также человека и неодушевленных предметов. По сообщению «Интерфакс»,Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает появление однополых браков предвестниками конца света: «Это опасныйапокалиптический симптом, и мы должны делать все для того, чтобы на пространствах Святой Руси грех никогда не утверждался законом государства, потому что это означает, что народ вступает на путь самоуничтожения»[5].ВДревней Руси догматы семейной жизни коренным образом отличались от основ семейной жизни в XXI в. Безусловно, были моменты, которые не приемлют современные нормы. Но по многим показателям отношение к семье в древности может превзойти отношение наших современников к фундаменту общества. Основной функцией семьи считалось воспроизводство рода, а сейчас семьи с тремя и более детьми –это большая редкость, а некоторые супружескиепары, которые, к счастью, в меньшинстве,и вовсе не считают необходимымрождение хотя бы одного ребенка.
Не существовало такого понятия как «развод». Создать семью для молодоженов –означало прожить в браке всю жизнь.Сегодня же разводы стали практически нормой.А так происходит потому, что люди перестали осознавать полную меру своей ответственностиза создание новой ячейки общества. Мало кто задумывается над тем, чтобы прожить со своим избранником доконца своих дней, разделяя все тяготы совместной жизни. Молодые люди, которыеедва достигли совершеннолетия, недавно покинувшиетеплоеродительское«гнездышко», не успевшиене то, чтобы разобраться друг в друге,а даже найти собственное место под солнцем,спешат зарегистрировать свой союз. Затем они сталкиваются с бытовыми проблемами, влюбленность проходит, и браки распадаются. А бываети так, что люди в молодости тратят все силы на получениехорошего образования, достижениевысоких успехов в карьере, иуже в зрелом возрасте создают семьи для того, чтобы в старости был ктото, кто «подастстакан воды», но, как правило,такие бракитоже не оказываются крепкими. Трудно говорить об оптимальном возрасте длявступления вбрак. Важнейшим условием, пожалуй, является духовнаязрелость.В повести протоиерея Александра Торика «Флавиан. Жизнь продолжается» отец Флавиан, общаясь со своими духовными детьми, научает нас, читателей, что «строить семью без Бога, это все равно, что строить дом из кирпича без раствора, как дети из кубиков. Можно очень даже симпатичный теремок сгородить, красивый, нарядный. Только прочным он не будет, чутьтолкни его –он и рассыпается»[6, С. 194].И действительно, верующие и неверующие семьипринципиально различаются. В верующей семье жена и муж знают, что даны они друг другу Богом и обязаны жертвенно служить и любить друг друга.Вспоминаютсямудрейшие слова Федора Михайловича Достоевского: «Созидается же семья неустанным трудом любви» [7, С. 25].«Нет ничего драгоценнее того, –пишет СвятительИоанн Златоуст о христианском браке, –как быть любиму женою и любить ее. Когда муж и жена между собой согласны –это полагается в числе блаженств». «Брак подобен союзу Христа и Церкви», –говорится в проекте документа Русской Православной Церкви «О церковном браке». Целью супружества «является взращивание в любви полученного в таинстве брака дара благодати», рождение и воспитание детей [8,С. 7].Напротив, неверующие супруги вступают в брак для того, чтобы не жертвовать собой, поддерживая супруга, а для того, чтобы жить в свое удовольствие, которое обязан доставлять другой супруг. Если же этого не происходит(в силу разных причин: «приелось», «характерами не сошлись», и др.), то очень часто семьи распадаются, тем более, что вокруг сейчас «все так делают». В настоящее время молодежь и не хочет вступать в брак, будь то церковный или официальный гражданский, регистрируемый в ЗАГСе. Почему? Так проще –нет никаких обязательств, можно делать что хочешь, а, кроме того, не будет имущественных проблем в случае расставания. Сейчас «модно» и «принято», узаконено современной общественной моралью житьв греховном сожительстве, для приличия называемом «гражданским браком». Наше государствовходит в мировую четверку лидеров среди стран, отличающихся высоким процентом разводов на каждую тысячу заключенных браков. Коэффициент разводов в Российской Федерации превышает 0,5. Наивысший показатель в 2015 г.был отмечен в Магаданской и Ленинградской областях (752развода на 1000 браков). Самый низкий показатель зафиксирован в Чечне, гдеприходитсявсего 142 развода на каждую тысячу браков. В Ингушетии –182 развода, Дагестане –251, а в Севастополе –252.В Пензенской области из 1000 семей распадаются 655[9].Среди основных причин разводов работники Пензенских органов ЗАГС выделяют вредные привычки одного из супругов (такие как игромания, алкоголизм, наркотическая зависимость), невозможность супругов иметь совместных детей, несходство характеров[10]. В древности мужчинаявлялся добытчиком,обязаннымзаботиться о благосостоянии дома, обучатьсыновей. Авторитет мужа и отца был непоколебим. В обязанности жены входили занятиерукоделием, работа по дому, воспитаниеи обучениедочерей.Канула в лету характерная для древности патриархальная семья. В современном мире главенствующую роль в большинстве семей выполняет женщина. Она наравне с мужем считается добытчицейсредств к существованию, строит карьеру, и воспитание детей, как не печально,часто является сугубо женской обязанностью[11].Преподобный Серафим Саровский давал заветы христианским супругам, родителям и детям. Он говорил: «Брачная жизнь благословенна самим Богом. В ней нужно только с обеих сторон соблюдать супружескую верность, любовь и мир. Жена слабее мужа и должна относиться к нему с покорностью и уважением. Муж обязан заботиться о жене, помогать ей, поддерживать и защищать ее. Следует особое внимание уделить укреплению и развитию не только физических и умственных сил ребенка, но на первое место выдвигать его духовную жизнь. Духовным воспитанием детей нужно заниматьсясо дня возрождения их в крещении. Необходимо приучать детей к труду, к исполнению заповедей Божиих, оберегая от дурного влияния из вне. Родителям должно удерживаться от ропота на многочадие. Господь, давший родителям много детей, даст и средства к содержанию и устроению их благосостояния, если только родители обратятся к Нему за помощью и заступлением. Дети должны почитать родителей, потому что через родителей Бог награждает детей жизнью. Почтение к родителям означает почтение к Всевышнему»[12]. Брак заключается на всю жизнь и он нерасторжим–«посемуоставитчеловекотцаиматьи прилепитсякженесвоей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф. 19, 6).Супруги –одно целое. Это славянское слово дословнопереводится на современный русский язык как «упряжка». С2007г.в сотрудничестве с Управлением ЗАГС Пензенской области, администрациями районов, Православной епархией в нашем регионе началась реализация проекта «Школа счастливой семьи», помогающего молодым супругам построить крепкие счастливые отношения, подготовить их к будущему родительству, разъяснить региональные и федеральные программы, направленные на поддержку молодых семей. С 2012 г.филиалы «Школы» открылись в г.Кузнецке, г. Н.Ломове, г. Никольске, г. Заречный, г.Каменке, р.п. Бессоновка, р.п. Городище[13]. Секрет семейного счастья, по словам нашего земляка, родившегося и закончившегошколу в г. Пенза, российскогоактератеатра и кино АнтонаМакарскогозаключается в том, чтобы супруги жили по совести. «Ачто это такое «соВесть?»,–задает себе вопрос Макарский и сам на него отвечает, –это «сосуществование с вестью. С какой вестью? С Благой –Евангелие!» [14]. В этом известный артист находит ответы на все, без исключения, вопросы. А. Макарский напоминает нам слова одного святого: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем»[14]. Совершенно очевидно, что никакие материальные блага не сделают человека понастоящему счастливым. Счастье, если говорить об этимологии слова, происходит не от слова «сейчас», а от слова «с частью». С частью Бога, считая себя причастным к Богу.Тот же секреткрепкой и счастливой семейной жизни, но иными словамимы находим и в упоминаемой нами повести протоиерея Александра Торика «Флавиан. Жизнь продолжается». Вот он: «Полнота семейного счастья возможна только, если вместе с супругами всегда будет жить еще один «Член семьи –Христос!»[6, С. 212].Уверены в необходимости ведения работы, направленнойна поддержкусемейственности в молодежной среде, в частности, среди студенческой молодежи. В образовательных учреждениях считаем целесообразным организацию следующих мероприятий:
активизация работы, направленной на поддержку семьи в России, обмен информацией и опытомсреди педагогов и воспитателей образовательного учреждения;
показ студентам видеофильмов, ориентирующих на формирование должного отношения кинституту семьи и рождению детей;
организация встреч с многодетными родителями, со студентами, имеющими семьи и детей, с «ветеранами» семейной жизни, прожившими в браке длительное время;
помощь семьям мужчинодиночеки женщинодиночек, подъем престижа полных и благополучных семей,;
распространение информации о деятельности Русской Православной Церкви и ее поддержки института семьи;
организация встреч и беседс педагогами, психологами, представителями духовенствао ценности семьи, важности моментов рождения и воспитания детей;
проведение факультативных занятий, бесед и часов наставников, нацеленных на формированиеи укреплениеценностного отношения к институту семьи и брака;
Опорана многовековой христианский опыт и возрождение его непреходящих ценностей –вот тот путь, ведущий к решению важной проблемы современного российского общества –сохранение семьи. Русский народ всегда считался несокрушимым, славился силой своего духа, питаемого идеями православия. Поэтому хочется верить, что нашему народу вскоре удастся победить нравственные недуги XXIв.и воскресить христианский идеал супружества–союз святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромскихчудотворцев, пример вечной бескорыстной любви и верности. Ссылки на источники1.Волков С. Н., Саратовцева Н. В. История педагогики и философия образования. –Пенза: Издво ПензГТУ, 2014. –268 с.2.Семья –это малая церковь [Электронный ресурс]URL: // http://lavra.com/literaturadrugixizdatelstv/172semyamalayacerkov.html?pop=0[дата обращения: 11.11.2015].3.Кризис семьи в XXIвеке: есть ли у нас еще 20 лет?[Электронный ресурс] URL: http://www.pravmir.ru/krizissemiv21vekeestliunaseshhe20letvideo/ [дата обращения: 28.01.2016].4.2015 г. Страны, где разрешены однополые браки [Электронный ресурс] URL: http://proau.info/2013gstranygderazreshenyodnopolyebraki/ [дата обращения: 27.01.2016].5.Патриарх Кирилл назвал признание однополых браков предвестием конца света [Электронный ресурс] URL: http://m.forbes.ru/article.php?id=242452 [дата обращения: 28.01.2016].6.Протоиерей Александр Торик. Флавиан. Жизнь продолжается. Повесть. –М. Издво Сибирская Благозвонница. 2008. –352 с.7.Светлый отрок. Сборник воспоминаний о святом царственном мученике Цесаревиче Алексии. –М. 2001. –128 с.8.Дубровская В. Да не развенчают вас // Наш город Заречный. 26 августа 2015 г. –№35 (345). –С. 7.9.Статистика бракоразводных процессов в России в 2016 году [Электронный ресурс] URL: http://molodsemja.ru/soveti/statistikabrakorazvodnyxprocessovvrossii.html[дата обращения: 29.01.2016].10.Жениться –надо голову включить! [Электронный ресурс] URL: http://www.penzainform.ru/press/belovedpaper/2013/10/21/zhenitsyanado_golovu_vklyuchit.html[дата обращения: 29.01.2016].11.Семья –как основа славянского язычества [Электронный ресурс] URL: http://slaviy.ru/slavyanskayasemya/semya%E2%80%93kakosnovaslavyanskogoyazychestva/ [дата обращения: 27.01.2016].12.Завет преподобного Серафима христианским супругам, родителям и детям [Электронный ресурс] URL: http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovskij/zavetprepodobnogoserafimakhristianskimsuprugamroditeljamidetjam/#0_2 [дата обращения: 27.01.2016].13.Школа счастливой семьи [Электронный ресурс] URL: http://www.womanpenza.ru/projects/list.php?ELEMENT_ID=38 [дата обращения: 29.01.2016].14.Антон Макарский: «Ребенок –это зеркало семьи» [Электронный ресурс] URL: https://deti.mail.ru/family/antonmakarskijrebenoketozerkalosemi/[дата обращения: 09.01.2015].
Пивоварова Елена Юрьевна,студентка 3 курса факультета информационных и образовательных технологий, Пензенский государственный технологический университет, г. Пензаelena19.11@mail.ru
Сохранение семьи как важная проблема современного российского общества: путь ее решения
Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол,
наделив их семьей и родиной.Уго Фосколо
Аннотация.В современных условиях российского общества сохранение и укрепление семьи является важной проблемой, требующей незамедлительногои неукоснительного решения. В статье раскрыты непреходящие ценности православия как основы и залога крепости семьи и семейного счастья, требующие сегодня непременного возрождения. Авторами подчеркнута важность работы с молодежью, направленной на поддержку брака и семьи, намечены некоторые еенаправления.Ключевые слова: семья, брак, супруги, семейное счастье, семейные ценности, православные традиции, возрождение.
Семья есть первооснова общества, его фундамент. В семье зарождаются традиции, она воспитывает ответственность человека перед ближними.«Все науки из родного дома», –так писал епископ Сидоний (Vв.н.э.), подчеркивая важность воспитательной роли семьи [1, С.47].В идеале семейные отношения строятся на любви и добродетели. В Евангелие говорится о том, что Бог есть любовь. Семья –это малая церковь!Этафраза, возникшая в первые века христианства,значима и сегодня. Святитель Иоанн Златоуст говорил:«Брак есть таинственное изображение Церкви» [2].Еще 8 ноября 2011 г., выступая на круглом столе «Кризис семьи в XXIвеке»,священнослужительРусской православной церкви, протоиерей Димитрий Смирнов высказал мысль о том, что основной причиной деградации семейных ценностей является утрата христианской веры.Церковь состоит из семей, из домашних Церквей, где должно воспитываться новое поколение христиан. А сейчас многие люди,называющие себя верующими, обращаются кБогу только в трудных жизненных ситуациях, да и то порой тогда, когда другие методы не помогают. Слова «семья» и «семя»имеют общий корень. Семена –это люди, а в первую очередь, дети. Чтобы выраститьиз семян хороший урожай, нужно создать для детей атмосферу тепла и любви, воцерковить их, уничтожать вредные «сорняки», мешающие ребенку нормально развиваться. Сорняки повсюду, а главный их рассадник –СМИ[3].Жизнь известных политических деятелей, артистов, ученых находится в поле зрения населениявсего Земного шара, которое часторавняется наних, а они отнюдь не всегда показывающих пример «семейного долголетия» и благополучия. Мир с замиранием сердца следит за подробностями личной жизни знаменитостей и ждет, когда же та или иная известная персона вступит в очередной брак. «Дедушки» женятся на «внучках», а «внуки» –на «бабушках». А бывает, что происходят и еще более парадоксальные события.В Библии браком называет вечный союз между мужчиной и женщиной, в котором они достигают единства и становятся единым целым. А в последней четверти XX в.разразилась эпидемия борьбы за гражданские права однополых семей. В 2001 г.в Нидерландах впервые были узаконены однополые браки. В США среди школьников пропагандируются идеи о преемственности традиционного супружества и однополых семей. К концу 2015 г.уже более чем в 20 странах мира заключение подобных браков являлось легальным, и в нескольких странах статусихрегистрации являлся спорным[4]. В ряде государств начали активно обсуждаться законопроекты о легитимизации брачных союзов человека и животных, а также человека и неодушевленных предметов. По сообщению «Интерфакс»,Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает появление однополых браков предвестниками конца света: «Это опасныйапокалиптический симптом, и мы должны делать все для того, чтобы на пространствах Святой Руси грех никогда не утверждался законом государства, потому что это означает, что народ вступает на путь самоуничтожения»[5].ВДревней Руси догматы семейной жизни коренным образом отличались от основ семейной жизни в XXI в. Безусловно, были моменты, которые не приемлют современные нормы. Но по многим показателям отношение к семье в древности может превзойти отношение наших современников к фундаменту общества. Основной функцией семьи считалось воспроизводство рода, а сейчас семьи с тремя и более детьми –это большая редкость, а некоторые супружескиепары, которые, к счастью, в меньшинстве,и вовсе не считают необходимымрождение хотя бы одного ребенка.
Не существовало такого понятия как «развод». Создать семью для молодоженов –означало прожить в браке всю жизнь.Сегодня же разводы стали практически нормой.А так происходит потому, что люди перестали осознавать полную меру своей ответственностиза создание новой ячейки общества. Мало кто задумывается над тем, чтобы прожить со своим избранником доконца своих дней, разделяя все тяготы совместной жизни. Молодые люди, которыеедва достигли совершеннолетия, недавно покинувшиетеплоеродительское«гнездышко», не успевшиене то, чтобы разобраться друг в друге,а даже найти собственное место под солнцем,спешат зарегистрировать свой союз. Затем они сталкиваются с бытовыми проблемами, влюбленность проходит, и браки распадаются. А бываети так, что люди в молодости тратят все силы на получениехорошего образования, достижениевысоких успехов в карьере, иуже в зрелом возрасте создают семьи для того, чтобы в старости был ктото, кто «подастстакан воды», но, как правило,такие бракитоже не оказываются крепкими. Трудно говорить об оптимальном возрасте длявступления вбрак. Важнейшим условием, пожалуй, является духовнаязрелость.В повести протоиерея Александра Торика «Флавиан. Жизнь продолжается» отец Флавиан, общаясь со своими духовными детьми, научает нас, читателей, что «строить семью без Бога, это все равно, что строить дом из кирпича без раствора, как дети из кубиков. Можно очень даже симпатичный теремок сгородить, красивый, нарядный. Только прочным он не будет, чутьтолкни его –он и рассыпается»[6, С. 194].И действительно, верующие и неверующие семьипринципиально различаются. В верующей семье жена и муж знают, что даны они друг другу Богом и обязаны жертвенно служить и любить друг друга.Вспоминаютсямудрейшие слова Федора Михайловича Достоевского: «Созидается же семья неустанным трудом любви» [7, С. 25].«Нет ничего драгоценнее того, –пишет СвятительИоанн Златоуст о христианском браке, –как быть любиму женою и любить ее. Когда муж и жена между собой согласны –это полагается в числе блаженств». «Брак подобен союзу Христа и Церкви», –говорится в проекте документа Русской Православной Церкви «О церковном браке». Целью супружества «является взращивание в любви полученного в таинстве брака дара благодати», рождение и воспитание детей [8,С. 7].Напротив, неверующие супруги вступают в брак для того, чтобы не жертвовать собой, поддерживая супруга, а для того, чтобы жить в свое удовольствие, которое обязан доставлять другой супруг. Если же этого не происходит(в силу разных причин: «приелось», «характерами не сошлись», и др.), то очень часто семьи распадаются, тем более, что вокруг сейчас «все так делают». В настоящее время молодежь и не хочет вступать в брак, будь то церковный или официальный гражданский, регистрируемый в ЗАГСе. Почему? Так проще –нет никаких обязательств, можно делать что хочешь, а, кроме того, не будет имущественных проблем в случае расставания. Сейчас «модно» и «принято», узаконено современной общественной моралью житьв греховном сожительстве, для приличия называемом «гражданским браком». Наше государствовходит в мировую четверку лидеров среди стран, отличающихся высоким процентом разводов на каждую тысячу заключенных браков. Коэффициент разводов в Российской Федерации превышает 0,5. Наивысший показатель в 2015 г.был отмечен в Магаданской и Ленинградской областях (752развода на 1000 браков). Самый низкий показатель зафиксирован в Чечне, гдеприходитсявсего 142 развода на каждую тысячу браков. В Ингушетии –182 развода, Дагестане –251, а в Севастополе –252.В Пензенской области из 1000 семей распадаются 655[9].Среди основных причин разводов работники Пензенских органов ЗАГС выделяют вредные привычки одного из супругов (такие как игромания, алкоголизм, наркотическая зависимость), невозможность супругов иметь совместных детей, несходство характеров[10]. В древности мужчинаявлялся добытчиком,обязаннымзаботиться о благосостоянии дома, обучатьсыновей. Авторитет мужа и отца был непоколебим. В обязанности жены входили занятиерукоделием, работа по дому, воспитаниеи обучениедочерей.Канула в лету характерная для древности патриархальная семья. В современном мире главенствующую роль в большинстве семей выполняет женщина. Она наравне с мужем считается добытчицейсредств к существованию, строит карьеру, и воспитание детей, как не печально,часто является сугубо женской обязанностью[11].Преподобный Серафим Саровский давал заветы христианским супругам, родителям и детям. Он говорил: «Брачная жизнь благословенна самим Богом. В ней нужно только с обеих сторон соблюдать супружескую верность, любовь и мир. Жена слабее мужа и должна относиться к нему с покорностью и уважением. Муж обязан заботиться о жене, помогать ей, поддерживать и защищать ее. Следует особое внимание уделить укреплению и развитию не только физических и умственных сил ребенка, но на первое место выдвигать его духовную жизнь. Духовным воспитанием детей нужно заниматьсясо дня возрождения их в крещении. Необходимо приучать детей к труду, к исполнению заповедей Божиих, оберегая от дурного влияния из вне. Родителям должно удерживаться от ропота на многочадие. Господь, давший родителям много детей, даст и средства к содержанию и устроению их благосостояния, если только родители обратятся к Нему за помощью и заступлением. Дети должны почитать родителей, потому что через родителей Бог награждает детей жизнью. Почтение к родителям означает почтение к Всевышнему»[12]. Брак заключается на всю жизнь и он нерасторжим–«посемуоставитчеловекотцаиматьи прилепитсякженесвоей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф. 19, 6).Супруги –одно целое. Это славянское слово дословнопереводится на современный русский язык как «упряжка». С2007г.в сотрудничестве с Управлением ЗАГС Пензенской области, администрациями районов, Православной епархией в нашем регионе началась реализация проекта «Школа счастливой семьи», помогающего молодым супругам построить крепкие счастливые отношения, подготовить их к будущему родительству, разъяснить региональные и федеральные программы, направленные на поддержку молодых семей. С 2012 г.филиалы «Школы» открылись в г.Кузнецке, г. Н.Ломове, г. Никольске, г. Заречный, г.Каменке, р.п. Бессоновка, р.п. Городище[13]. Секрет семейного счастья, по словам нашего земляка, родившегося и закончившегошколу в г. Пенза, российскогоактератеатра и кино АнтонаМакарскогозаключается в том, чтобы супруги жили по совести. «Ачто это такое «соВесть?»,–задает себе вопрос Макарский и сам на него отвечает, –это «сосуществование с вестью. С какой вестью? С Благой –Евангелие!» [14]. В этом известный артист находит ответы на все, без исключения, вопросы. А. Макарский напоминает нам слова одного святого: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем»[14]. Совершенно очевидно, что никакие материальные блага не сделают человека понастоящему счастливым. Счастье, если говорить об этимологии слова, происходит не от слова «сейчас», а от слова «с частью». С частью Бога, считая себя причастным к Богу.Тот же секреткрепкой и счастливой семейной жизни, но иными словамимы находим и в упоминаемой нами повести протоиерея Александра Торика «Флавиан. Жизнь продолжается». Вот он: «Полнота семейного счастья возможна только, если вместе с супругами всегда будет жить еще один «Член семьи –Христос!»[6, С. 212].Уверены в необходимости ведения работы, направленнойна поддержкусемейственности в молодежной среде, в частности, среди студенческой молодежи. В образовательных учреждениях считаем целесообразным организацию следующих мероприятий:
активизация работы, направленной на поддержку семьи в России, обмен информацией и опытомсреди педагогов и воспитателей образовательного учреждения;
показ студентам видеофильмов, ориентирующих на формирование должного отношения кинституту семьи и рождению детей;
организация встреч с многодетными родителями, со студентами, имеющими семьи и детей, с «ветеранами» семейной жизни, прожившими в браке длительное время;
помощь семьям мужчинодиночеки женщинодиночек, подъем престижа полных и благополучных семей,;
распространение информации о деятельности Русской Православной Церкви и ее поддержки института семьи;
организация встреч и беседс педагогами, психологами, представителями духовенствао ценности семьи, важности моментов рождения и воспитания детей;
проведение факультативных занятий, бесед и часов наставников, нацеленных на формированиеи укреплениеценностного отношения к институту семьи и брака;
Опорана многовековой христианский опыт и возрождение его непреходящих ценностей –вот тот путь, ведущий к решению важной проблемы современного российского общества –сохранение семьи. Русский народ всегда считался несокрушимым, славился силой своего духа, питаемого идеями православия. Поэтому хочется верить, что нашему народу вскоре удастся победить нравственные недуги XXIв.и воскресить христианский идеал супружества–союз святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромскихчудотворцев, пример вечной бескорыстной любви и верности. Ссылки на источники1.Волков С. Н., Саратовцева Н. В. История педагогики и философия образования. –Пенза: Издво ПензГТУ, 2014. –268 с.2.Семья –это малая церковь [Электронный ресурс]URL: // http://lavra.com/literaturadrugixizdatelstv/172semyamalayacerkov.html?pop=0[дата обращения: 11.11.2015].3.Кризис семьи в XXIвеке: есть ли у нас еще 20 лет?[Электронный ресурс] URL: http://www.pravmir.ru/krizissemiv21vekeestliunaseshhe20letvideo/ [дата обращения: 28.01.2016].4.2015 г. Страны, где разрешены однополые браки [Электронный ресурс] URL: http://proau.info/2013gstranygderazreshenyodnopolyebraki/ [дата обращения: 27.01.2016].5.Патриарх Кирилл назвал признание однополых браков предвестием конца света [Электронный ресурс] URL: http://m.forbes.ru/article.php?id=242452 [дата обращения: 28.01.2016].6.Протоиерей Александр Торик. Флавиан. Жизнь продолжается. Повесть. –М. Издво Сибирская Благозвонница. 2008. –352 с.7.Светлый отрок. Сборник воспоминаний о святом царственном мученике Цесаревиче Алексии. –М. 2001. –128 с.8.Дубровская В. Да не развенчают вас // Наш город Заречный. 26 августа 2015 г. –№35 (345). –С. 7.9.Статистика бракоразводных процессов в России в 2016 году [Электронный ресурс] URL: http://molodsemja.ru/soveti/statistikabrakorazvodnyxprocessovvrossii.html[дата обращения: 29.01.2016].10.Жениться –надо голову включить! [Электронный ресурс] URL: http://www.penzainform.ru/press/belovedpaper/2013/10/21/zhenitsyanado_golovu_vklyuchit.html[дата обращения: 29.01.2016].11.Семья –как основа славянского язычества [Электронный ресурс] URL: http://slaviy.ru/slavyanskayasemya/semya%E2%80%93kakosnovaslavyanskogoyazychestva/ [дата обращения: 27.01.2016].12.Завет преподобного Серафима христианским супругам, родителям и детям [Электронный ресурс] URL: http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovskij/zavetprepodobnogoserafimakhristianskimsuprugamroditeljamidetjam/#0_2 [дата обращения: 27.01.2016].13.Школа счастливой семьи [Электронный ресурс] URL: http://www.womanpenza.ru/projects/list.php?ELEMENT_ID=38 [дата обращения: 29.01.2016].14.Антон Макарский: «Ребенок –это зеркало семьи» [Электронный ресурс] URL: https://deti.mail.ru/family/antonmakarskijrebenoketozerkalosemi/[дата обращения: 09.01.2015].