«Устаревшее качество души»: порядочность по данным языка
Международная
публикация
Выпуск:
ART 86920
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Воркачев
С.
Г. «Устаревшее качество души»: порядочность по данным языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
101–105. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86920.htm.
Аннотация. На материале лексикографии и интернет-коммуникации исследуется семантическое наполнение лексических единиц «порядочность» и «порядочный человек». Устанавливается, что порядочность – интегральное свойство личности, а снижение частотности речевого употребления её показателей находит свое объяснение во фрагментации и корпоративизации обыденной морали.
Текст статьи
Воркачев Сергей Григорьевич,доктор филологических наук, профессор кафедры научнотехнического перевода ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодар
svork@mail.ru
«Устаревшее качество души»: порядочность по данным языка
Аннотация. На материале лексикографии и Интернеткоммуникации исследуется семантическое наполнение лексических единиц «порядочность» и «порядочный человек». Устанавливается, что порядочность интегральное свойство личности, а снижение частотности речевого употребления её показателей находит свое объяснение во фрагментации и корпоративизации обыденной морали. Ключевые слова:порядочность, порядочный человек, этическая норма, факторы порядочности.
Судя по текстам «Национального корпуса русского языка», порядочность причисляется к пережиткам, получает эпитет «реликтовой», объявляется «старомодным понятием» и «устаревшим качеством души». Это, очевидно, дает основания утверждать,чтона сегодняшний день слово «порядочность» ужес полным правом можно включать в синодик поминальный список личных имен живых и усопших, оглашаемый в ходе церковной службы священником (см.: [1]). Конечно, это художественное преувеличение оно отнюдь не забыто и из лексической системы русскогоязыка никуда не ушло, в то же самое время, несомненно, частотность его речевого употребления заметно снизилась.Снижение частоты использования слова«порядочность» не проходит мимо внимания публицистовРунета: «Из ста вопросов о том, что такое порядочность, едва ли наберется десяток правильных ответов относительно него. О чем говорит этот факт? Прежде всего, о том, что это слово редко на слуху, а еще реже в практическом употреблении» (*Каменев); «Действительно, сегодня мы почемуто очень редко произносим хорошее старое слово порядочность. А ведь именно оно, на мой взгляд, является основополагающим качеством человеческой личности» (*ЛавриковаМоряков).Выпадение из речевого обихода какоголибо слова, как правило, указывает на утрату общественной значимоститой реалии, к которой оно отправляет, о чемсвидетельствуют тексты Интернеткоммуникации1: «Думаю порядочным быть это 1Использовались следующие тексты Интернеткоммуникации: Википедия//Порядочность.URL: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Порядочность&oldid=70771178. [Дата обращения 11.09.2015]; Грабарская Е. Что такое порядочный человек. URL: http://fb.ru/article/156348/poryadochnyiychelovek--etototktojivetposovesti. [Дата обращения 11.09.2015]; Какого человека можно назвать порядочным. URL: www.kakprosto.ru/kak872625kakogochelivekamozhnonazvatporyadochnym. [Дата обращения 11.09.2015]; Каменев А. И. Порядочность дар драгоценный. URL: http://artofwar.ru/k/kamenev_anatolij_iwanowich/poriadochnostxdardragocennyj.shtml. [Дата обращения 11.09.2015]; Козлов Н. И. Порядочность www.psychologos.ru/articles/view/poryadochnost. [Дата обращения 11.09.2015]; Лаврикова А., Моряков Е. и др. Что значит порядочный человек? URL: http://smena.ru/article/112233. [Дата обращения 11.09.2015]; Это плохо Порядочность это плохо? URL: www.suslov.com.ua/life/1137. [Дата обращения 11.09.2015]; Что из себя представляет порядочный человек. URL: www.kakprosto.ru/kak892718chtoizsebyapredstavlyaetporyadochnyychelovek. [Дата обращения 11.09.2015]; Большой вопрос Что такое порядочность? URL: редкость в наше время!»(*Это плохо);«В наше время осталось немного людей, у которых имеются духовные ценности, нравственность, та же порядочность» (*Это плохо).Порядочность как совокупность специфических нормрегулирования социального поведения категория обыденного сознания, точнее, обыденной, «наивной» этики, включающейлингвокультурные концепты «понятия жизненной философии», «обыденные аналоги мировоззренческих терминов» (см.: [2]), закрепленные в лексике естественных языков и обеспечивающие стабильность и преемственность духовной культуры этноса. В религиозном дискурсе порядочности, очевидно,соответствуют праведность как результат безгрешности воздержания от запретных действий (см.: [3]) и результат последней блаженство как состояние высшей духовной удовлетворенности и непрекращающейся радости (см.: [4]).Слово «порядочность» отсутствует в этимологических словарях и это понятно: его «внутренняя форма» вполне прозрачна и его происхождение не требует какихлибо изысканий. В то же самое время, как представляется, нуждается в объяснении семантический переход от порядка как «правильного, налаженного состояния, расположения чеголибо» [5]к «неспособности к низкимпоступкам» [6]. Как представляется,недостающее семантическое звено присутствует в толковом словаре Владимира Даля это ряд значений прилагательного «порядочный»: «порядочный, идущий порядком, по порядку, сряду… Порядочный человек, любитель порядка, или ведущий, держащий себя изрядно, прилично, как должно» [7], где наглядно представлен перенос упорядоченности «вещного» мира на мир духовный, мир нравственных ценностей и поведенческих норм. Порядочность это не отдельноеморальное свойство личности, такое как доброта, честность, скромность и пр., но её интегральное, обобщенное свойство:склонность поступать в межличностном общении в соответствии с полным набором этических норм и поведенческих правил.В отличие от норм права нормы порядочности опираются не на закон, а на обыденное моральное сознание, носят «светский», а не религиозный характер, т.е не предполагают веры в Закон Божий.В то же самое время этические нормы, составляющие кодекс порядочности, не столь ригористичны, как нормы философской этики, и при определенных обстоятельствах допускают исключения.Порядочность это свойство характера порядочного человека, о производности этогоимени свидетельствует, в частности, отсутствие в некоторых словарях прямого толкования слова «порядочность»: оно представлено как производное от соответствующего прилагательного («свойство порядочного» [8]; «свойство по прил. порядочный» [9]).Наблюдения над лексикографическим представлением порядочности показывают, что её толкование осуществляется, главным образом, путем negatioduplexдвойного семантического отрицания: порядочность «неспособность к низкимантиморальным, антиобщественным поступкам» [10; 11]; «неспособность к низким поступкам» [12]. Тем самым, в её семантизации присутствует некая «страдательность», пассивность. В то же самое время в толкованииантонима порядочности непорядочности через соответствующее прилагательное участвует лишь одно лексическое отрицание: «непорядочный способный на бесчестные, низкиепоступки» [13], что, как представляется, свидетельствует о психологический первичности для сознания как раз непорядочности, проявления которой наводят человека на мысль о необходимости некого идеального кодекса поведенческих норм, как это http://www.bolshoyvopros.ru/questions/12997chtotakoeporjadochnost.html. [Дата обращения 11.09.2015];Характер.netЧто такое порядочность.www.характер.net/virtues/russian/decency/desc.php.[Дата обращения 11.09.2015].
происходит, например, спарой «справедливостьнесправедливость», где «ведущей» выступает именно несправедливость (см.: [14]) Для объяснения эволюции речевого употребления лексических единиц «порядочность» и «порядочный человек», как представляется, стоит обратить внимание на фиксацию толковыми словарями преимущественно советской эпохи «классового» лексикосамантического варианта прилагательного «порядочный»: «обладающий свойствами, присущими буржуазнодворянским слоям общества, благородный (устар., теперь ирон.)»[15; 16]; «принадлежавший к дворянским слоям общества» [17]; «принадлежащий к дворянским слоям общества; по рождению благородный» [18].По данным лексикографии синонимический ряд, в который включено прилагательное «порядочный» в этическом значении («честный, приличный, соответствующий принятым правилам поведения» [19]; «честный и благородный, ведущий себя в соответствии с принятыми в обществе нормами поведения; не способный на низкие поступки» [20]; «честный, заслуживающий уважения, не способный на низкие поступки» [21]; «нравственно достойный, заслуживающий уважения» [22]), состоит из аксиологически разнородныхлексическихединиц: общеоценочных(доблестный, возвышенный, высокий, достойный, безукоризненный), общеэтических(нравственный, высоконравственный, моральный, благонравный, добронравный, целомудренный, совестливый, беспорочный) и отправляющихк конкретным моральным качествам человека (честный, чистосердечный, правдивый, прямой, прямодушный, приличный, благоприличный, пристойный, благопристойный, благообразный, благочинный, бонтонный, комильфотный, корректный, вежливый, скромный, неподкупный).Как представляется, эта семантическая разнородность указывает как на «холичность» этической оценки в семантике этого прилагательного как общей суммы оценок поведенческих и моральных качеств человека, так и на её многофакторность.Порядочность, безусловно, это некий специфический свод этических норм, предписаний и запретов, регулирующий отношения в социуме, сложившийся первоначально, очевидно в лоне религии, где мораль и право еще не разделялись. В христианской культуре подобный «моральный кодекс» представлен ветхозаветным «Декалогом» «Десятью заповедями», открытыми Моисею на горе Синай в записи на двух скрижалях.Если номинации добродетелей и грехов рассматривать как именные перифразы предписаний и запретов(см.: [23]), то перечисление таких норм можно встретить и в новозаветных апостольских посланиях. В относительно недавние советские времена подобный свод этических норм был представлен в так называемом «Кодексе строителя коммунизма». Нужно отметить,чтоэти собрания этических норм включают в достаточной мере разнородные семантические образования. Это, прежде всего, идеологические положения требования единоверия и единомыслия, преданности вере либо доктрине,здесь представлены также личные моральные качества, особенноне затрагивающие интересы других людейи«коллективисткие» моральные качества. И, наконец, здесь представлены моральные качества, определяющие успешность межличностного общения(«почитай отца твоего и мать твою»; «ни воры, ни лихоимцы, ни хищники Царства Божия не наследуют»; «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»; «честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни»), вычленение которых в отдельный кодекс и определяет содержание порядочности. Как представляется, всамом общем виде требования порядочности исходят из «принципа альтруизма»по ВладимируСоловьеву, состоящего из двух правил: отрицательногоправила справедливости («не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других»), и положительного правила милосердия («делай другому все то, чего сам хотел бы от других»)[24].По большому счету, первый сугубо светский и деидеологизированный свод этических норм, которыми обязан руководствоваться порядочный человек (здесь онназывается«воспитанным»), составил в достаточно шутливой форме А.П.Чехов в своем письме брату Николаю в марте 1886 года(см.: [25]). Этот «моральный кодекс современного русского человека» включает«простые, всемпонятные и всем доступные для исполнения моральные принципы» [26].Как уже отмечалось, в настоящее время концепт порядочности принадлежит «обыденной, наивной» этике и в специальных этических исследованиях, в отличие от справедливости и ответственности, например, не представлен. В то же самое время соответствующие кодексы в полном или фрагментированном виде регулярно появляются в публицистике и на форумах и в блогах Рунета(см.: [*Грабарская; *Чтоиз себя; *Какого человека]).Список добродетелей порядочногочеловека, пополняется существенными (честность, обязательность, ответственность, справедливость, отзывчивость, скромность и пр.), и несущественными (здоровый образ жизни, оптимизм) чертами, но, в любом виде, его основу составляют «энкратии» [27]воздержания от нарушения запретов: порядочные люди не лгут, не рисуются, не пускают пыльв глаза, не болтливы,не лезут с откровенностями, не уничижают себя, не суетны, неспособнык аморальным и низким поступкам, не льстят,не выдают коллег перед начальством, не являютсяжаднымии корыстными, не опаздывают, не пренебрегают обязательствами, не выдают тайнуи пр.«Воздержательность» кодекса порядочности, как представляется, свидетельствует о преобладании в нем требований «слабой этики», нормы которой не имеют положительного определения (см.: [28]). В лингвистической литературе отмечается, что «выражение нравственный законв современной русской жизни почти не употребляется» [29]и однословного наименования для этого концепта тем более нет. Однако, как представляется,такое имя пока еще существует, и это имя «порядочность» как «светский» аналог праведности. Его антоним отнюдь не «подлость» и «низость», семантически противостоящие отдельным «факторам» порядочности «честности» и «благородству», а «понятия» как кодексспецифической корпоративной морали, морали для «своих», позволяющей любые действия по отношению к «чужим» (см.: [30]). Семантический анализ толкований порядочности в различных «моральных кодексах», в публицистике и в Интернеткоммуникации, преждевсего, подтверждает принадлежность порядочности к категориям «наивной этики»: «Порядочность как моральное качествоявляется категорией этики и входит в более широкое этическое понятие Добра» (*Википедия); «Порядочность моральное качествочеловека» (*Характерnet); «Порядочность во все времена связывалась с высокими моральными принципамичеловека» (*Какого человека)»; «Порядочность следование моральным нормамреферентной группы, этичностьк соперникам в трудной для них ситуации» (*Козлов)Также регулярно отмечается её диспозициональный характер порядочность это всегда способность/неспособность, склонность, готовность, привычка, умение: «Порядочность как качество личности способностьследовать моральным нормам Божественных заповедей, требованиям законов Мироздания; неспособностьна низкие поступки, на неэтичность к соперникам в трудной для них ситуации» (*Каменев); «Порядочность …неспособностьк сознательному, намеренному совершению поступков, противоречащих нормам общественной морали» (*Характерnet); «Качество порядочности присуще людям неспособнымсовершить чтото, что осуждается в обществе» (*Большой вопрос); «Порядочность это готовностьотстаивать справедливость. Порядочность это готовностьчеловека, оказавшегося перед выбором как поступить, всегдапоступать по совести» (*Характерnet); «Порядочность это привычкане отвечать злом на добро, и, вообще, отсутствие стремления творить зло, особенно исподтишка. Также в понятие порядочности я вкладываю привычкудержать свое слово во что бы то ни стало» (*Большой вопрос); «Порядочность это умениеотноситься к ближнему, как к самому себе» (*Характерnet). Отмечается и многофакторный характер этой категории, представляющей собой «холический» результат оценки личности по сумме признаков: «Порядочность это букетдобродетелей»(*Характерnet); «Оценка человека порядочный он или нет может быть объективной только тогда, когда учитывается вся совокупностьего черт, качеств и поступков»(*ЛавриковаМоряков); «Мы призываем людей быть честными, отзывчивыми, принципиальными, трудолюбивыми, совершенно забывая о том, что все эти качества составляют емкое понятие “порядочный”» (*ЛавриковаМоряков); «Порядочный человек обладает наборомдобродетельных качеств» (*Что из себя).Из числа «добродетелей»факторов порядочностиотмечаются следующие.Прежде всего, доброта или, по меньшей мере, беззлобность: «Порядочный человек это тот, кто творит добро» (*Грабарская); «Порядочность моральное качество человека, который… не наносит умышленного вреда окружающим» (*Википедия); «Порядочность осознает кратковременность жизни и спешит делать добро» (*Каменев); «Порядочность это привычка не отвечать злом на добро, и, вообще, отсутствие стремления творить зло, особенно исподтишка» (*Большой вопрос); «Быть порядочным это значит не делать зла окружающим» (*Большой вопрос); «Сейчас современный мир настолько перевернулся, что слово порядочность можно применить к человеку, которыйне просто делает добрые и хорошие дела (таких стало мало, к сожалению), но и просто к людям, которыене лезут к другим людям, и на этом им спасибо» (*Большой вопрос).Совестливость: «Порядочность это готовность человека, оказавшегося перед выбором как поступить, всегда поступать по совести» (*Характерnet); «Если такому индивиду приходится врать или совершать некрасивый поступок, его мучают угрызения совести» (*Грабарская); «Порядочность …неспособность к сознательному, намеренному совершению поступков, противоречащих нормам общественной морали, нравственности и воспитания, а в случае случайного или вынужденного нарушения им этих норм способность испытывать чувство стыда и вины» (*Характерnet).Уважительное отношение к чужой личности: «Уважительность к людямвизитная карточка порядочности» (*Каменев); «Они (порядочные люди С. В.) уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы» [31].Чувство собственного достоинства: «Порядочность это букет добродетелей, таких, как честность, доброта, благородство, великодушие ичувство собственного достоинства» (*Характерnet); «Они (порядочные люди С. В.) не уничижают себяс тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие» [32].Честность, нетерпимость ко лжи, открытость, искренность: «Они (порядочные люди С. В.) чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках»[33]; «Одно из главных качеств порядочного человека это честность. Именно нежелание врать себе и людямхарактеризует его с положительной стороны» (*Что из себя); «Порядочный человек непременно открытый, интриги не совместимы с его характером. Емупроще честно сказать другому о неприязни, чем строить козни и пытаться организовать ловушку» (*Какого человека).Обостренное чувство справедливости: «Порядочность это готовность отстаиватьсправедливость, даже в случае, если она не совпадает с личными интересами» (*Характерnet); «Пропитанная чувством справедливости, она (порядочность С. В.) дружна с совестливостью, честью и нравственностью» (*Каменев); «Порядочный человек, как правило, обладает чувством справедливости» (*Что из себя). Милосердие, сострадательность, отзывчивость, великодушие, благородство, щедрость, отсутствие корыстолюбия: «Они (порядочные люди С.В.) сострадательны»[34]; «Она (порядочность С.В.) с пониманием и состраданием относится к другим людям, проявляя при этом доброжелательность и отзывчивость»(*Каменев); «Порядочность даёт свободу от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты»(*Характерnet); «Порядочный человек не пойдет на низость ради своей выгоды, он не изменяет принципам»(*Какого человека); «Порядочный человек всегда будет поступать благороднои по отношению к другим людям, даже совершенно ему не знакомым»(*Грабарская); «Ключевое качество порядочного человека это великодушие. Такой индивид никогда не будет жадным и корыстным. Великодушие делает обеспеченных людей благотворителями, оно же позволяет каждому человеку проникнуться чьейто нелегкой долей и прийти на помощь» (*Что из себя); «Благородствооснова порядочности. Она наделяет человека чистотой помыслов и светлыми порывами»(*Что из себя).Ответственность и обязательность, надежность и верность: «Порядочность моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания» (*Википедия); «Ответственность и долгсоставные элементы порядочности, потому что именно сознание ответственности и долгаобязывает человека серьезно и вдумчиво относиться к своим действиям и поступкам»(*ЛавриковаМоряков); «Он (порядочный человек С. В.) не опаздывает, не пренебрегает обязательствами. Если порядочный человек пообещал, то он все сделает, чтобы только сдержать обещание»(*Какого человека); «Надежностьчерта характера, которая может присутствовать только у порядочного человека. Она может проявляться в чем угодно, но на такого человека можно положиться, ему можно доверять: он не выдаст тайну»(*Какого человека); «Порядочный человек обязателен и уважителенк другим людям. Ему и в голову не придет давать обещания, заранее зная, что он их не выполнит. Он свято относится к своим обязательствам и договоренностям»(*Каменев); «Он честен, верен своему слову, именнопоэтому всегда сдерживает обещания, надежен, искренен и толерантен к людям. Его ценят друзья и коллеги, так как он никогда их не предаст» (*Грабарская);«Порядочный человек… не предаст» (*Большой вопрос).Уважение к собственности: «Они (порядочные люди С. В.) уважают чужую собственность, а потому иплатят долги» [35]; «Порядочный человек … не украдет ваши материальные ценности»(*Большой вопрос).Законопослушность и уважение традиций: «Порядочный человек следует тем нормам, которые приняты уважаемыми людьми в его окружении: соблюдает закон, чтит традиции, выполняет договоренности» (*Козлов).Скромность, отсутствие тщеславия: «Скромностьнеотъемлемая черта порядочного человека. Несмотря на то, что он обладает положительными характеристиками и пользуется одобрением среди людей, никогда такой индивид не будет хвастаться своими заслугами» (*Что из себя); «Они (порядочные люди С. В.) не рисуются, пускают пылив глаза меньшей братии» [36]; Они (порядочные люди С.В.) не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями» [37].Лояльность к отсутствующим порядочные люди не злословят: «Порядочность не злословит, то есть она говорит об отсутствующем человеке так, как будто он сидит напротив» (*Каменев); «Одно из важнейших проявлений порядочности это лояльность к отсутствующим. Защищая тех, кто отсутствует, вы приобретаете доверие тех, кто присутствует» (*Каменев).Порядочные люди стремятся и находят в себе силы побороть свои пороки: «Порядочность это еще и умение справитьсяс самим собой, побороть дурные наклонности. Порядочный человек это тот, кто умеет победить сам себя, свои порочные желания и лень» (*Какого человека).Порядочный человек не терпит лести («Человек, предпочитающий в общении правдивую критику соглашательству и неискренним похвалампроявляет порядочность» *Характерnet), он не изменяет своим принципам («Порядочный человек не пойдет на низость ради своей выгоды, он не изменяет принципам» *Какого человека), порядочность не завидует, носорадуется («Она никогда никому не завидует. Наоборот старается радоваться чужим успехам» *Каменев).Оценка порядочности, как и многих других положительных свойств личности совести, честности, справедливости, отнюдь не однозначна. Теоретически, inabstracto, как общественно значимая ценность порядочность оценивается положительно: «Истинная порядочность служит человеку своеобразным “компасом”в его повседневном поведении»(*ЛавриковаМоряков); «Сила быть порядочным минимальное требование к духовности» (*Каменев); «Порядочность даёт свободу от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты» (*Характерnet); «Порядочный человек следует принципу: что посеешь то и пожнешь, а потому никогда не страдает от собственной глупости» (*Что из себя); «Просто порядочных хороших людей мало. Живите и гордитесь, тем, что порядочны» (*Это плохо).
В то же самое время отмечается, что в настоящее время в практической жизни порядочность человеку жить скорее мешает, чем помогает: «Оказывается, у меня есть одна очень плохая черта характера я порядочный! А потому не позволяю себе идти по головам и делать так, как нужно или выгодно мне, решая все вопросы честно, порядочно и почеловечески!»(*Это плохо); «Для порядочного человека его порядочность обернется для него на “плохо”, а другим конечно на“хорошо”»! (*Это плохо); «Порядочность это качество настоящего человека! Однако порядочному человеку труднее живется» (*Это плохо); «Мне моя порядочностьочень и очень мешает жить… Чтобы получить чтото желаемое, нужно понаглеть, перегнуть палку. А не могу воспитан иначе» (*Это плохо); «В бизнесе, говорят, так вообще нужно быть напористым, что мало с порядочностью согласуется» [Это плохо]; «Порядочность хорошадля окружающих, а вот для самого человека это “проблема”… По профессии я бухгалтер и уже неоднократно сталкиваюсь с ситуацией, что порядочных бухгалтеров нашей стране не нужно» (*Это плохо). В силу этого рекомендуется с порядочностью особенно не усердствовать: «Неизлишние честность и порядочность мне лично сильно в жизни помогает. Местами, конечно, эту опцию просто необходимо отключать, но не навсегда»(*Это плохо);«Мы вот с порядочностью моей, так же,как и с совестью, живём дружно: иногда я им снотворного подсыпаю... просто необходимо»(*Это плохо).Также нет определенности относительно онтологического статуса порядочности является ли она благоприобретенным или же врожденным свойством личности: «Порядочность можно в себе воспитывать» (*Козлов); «Порядочный человек это тот, которого с детства учат поступать согласно нормам морали. Ему рассказывают о том, что хорошо, а что плохо. Его воспитанием тщательно занимаются. Немного позже его идеалы формируют книги, а также достойные друзья. Однако вышеперечисленные факторы не будут играть роли, если в маленьком человечке с самого начала нет росточков доброты» (*Грабарская).В число семантических признаков порядочности попадают и довольно случайные, не связанныенапрямую с этикой характеристикиличности, такие как, например, эстетический вкус и вежливость, упорядоченный образ жизни и оптимизм, уважение к собственному таланту: «Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки»[38]; «Порядочный человек…уступит бабушке место в общественном транспорте» (*Большой вопрос); «Порядочный человек обычно ведет упорядоченный, достаточно здоровый образ жизни» (*Козлов); «Порядочные люди обладают оптимизмом. Они стараются жить по совести, потому что знают любое зло возвращается бумерангом» (*Что из себя); «Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой» [39].Отмечается наличие в этике принципа «презумпции порядочности», в соответствии с которым «каждого человека нужно считать порядочным до тех пор, пока он не докажет обратного» (*Характерnet), а также случай расхождения норм порядочности с нормами права: «Порядочность иногда может перечить правилам, законам. Например, порядочный человек может и ударить хама, хулигана, чем нарушит закон, но в глазах общественности поступит по правде, порядочно. То же можно отнести к самосуду»(*Большой вопрос).Отмечается также релятивизм норм порядочности, которые ориентированы на соответствующую «референтную группу» на «своих»: «Порядочность следование моральным нормам референтной группы» (*Козлов).Превращение порядочного человека в исчезающий вид как говорил Паниковский, герой романа Ильфа и Петрова, «таких людей уже нет, а скоро совсем не будет», и выпадение из речевого обихода слова «порядочность», как представляется, имеют свои исторические и социокультурные причины.Этот прискорбный факт объясняется в первую очередь фрагментацией и корпоративизацией общей морали, сужением референтной группы, на которую ориентируются носители этических норм, и прогрессирующей заменой национального этического кодекса «понятиями», когда порядочного человека начинают называть «лохом». При этом продолжается примитивизация и криминализация массового сознания,проявляющаяся «в снятии моральных запретов, в отождествлении официальной и криминальной власти, в пассивном принятии большинством населения своей жертвенной участи, в презрении к официальному закону, в распространении криминальной эмблематики в поведении и речи, в понижении эмоционального переживания по поводу насилия» [40]. В этом сознании начинает доминировать свод «этических» норм криминалитета «понятия»[см.: 41; 42].Итак.Наблюдения над толкованием слов «порядочность» и «порядочный человек» в языковом сознании и над их речевым употреблением позволяют прийти к следующим заключениям.Порядочность это не отдельное моральное свойство личности, но её интегральное, обобщенное свойство как склонность поступать в межличностном общении в соответствии с полным набором этических норм и поведенческих правил. В отличие от норм права нормы порядочности опираются не на закон, а на обыденное моральное сознание, носят «светский» характер. В то же самое время этические нормы, составляющие кодекс порядочности, не столь ригористичны, как нормы философской этики, и при определенных обстоятельствах допускают исключения.Порядочность это некий специфический свод этических норм, предписаний и запретов, регулирующий отношения в социуме, сложившийся первоначально, очевидно в лоне религии, мораль и право еще не разделялись. Эти собрания этических норм включают в достаточной мере разнородные семантические образования: идеологические положения, личные моральные качества, «коллективистские» моральные качества и требования обычая, а также моральные качества, определяющие успешность межличностного общения, вычленение которых в отдельный кодекс и определяет содержание порядочности. Первый сугубо светский и деидеологизированный свод этических норм, которыми обязан руководствоваться порядочный человек, составил А.П.Чехов, подобные кодексы в полном или фрагментированном виде регулярно появляются на форумах и в блогах Рунета.Семантический анализ толкований порядочности в различных «моральных кодексах» и в Интернеткоммуникации подтверждает принадлежность порядочности к категориям «наивной этики», её диспозициональный характер и её многофакторность, в число которых входят доброта, совестливость, уважительное отношение к личности, чувство собственного достоинства, честность, нетерпимость ко лжи, открытость, искренность, чувство справедливости, милосердие, сострадательность, отзывчивость, великодушие, благородство, щедрость, отсутствие корыстолюбия, ответственность и обязательность, надежность и верность, уважение к собственности, законопослушность, уважение традиций, скромность, отсутствие тщеславия, лояльность к отсутствующим, нетерпимость к лести.Оценка порядочности, как и многих других положительных свойств личности совести, честности, справедливости неоднозначна. Теоретически как общественно значимая ценность порядочность оценивается положительно, в то же самое время отмечается, что в настоящее время в практической жизни порядочность человеку жить скорее мешает. Также нет определенности относительно онтологического статуса порядочности является ли она благоприобретенным или же врожденным свойством личности.Превращение порядочного человека в исчезающий вид и выпадение из речевого обихода слова «порядочность» имеют свои исторические и социокультурные причины: фрагментацию и корпоративизацию общей морали, сужение референтной группы, на которую ориентируются носители норм обыденной морали, и прогрессирующуюй заменунационального этического кодекса «понятиями».
Ссылки на источники1.Пьецух В. Забытые слова (синодик) // Низкий жанр. М.: ЗебраЕ, 2006. С. 499521. 2.Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с. С. 617631. 3.Верещагин Е. М. Об относительности мирской этической нормы // Логический анализ языка: языки этики. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 235245. С. 244245. 4.Воркачев С. Г. «Блаженство» или «счастье»: макаризмы в русских переводах Евангелия // Язык, коммуникация и социальная среда. Вып. 10. Воронеж: НАУКАЮНИПРЕСС, 2012. С. 3445. С.37. 5.Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Госиздат иностранных и национальных словарей,1953. 848 с. С. 515. 6.Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: в 4 т. М.: АстрельАСТ, 2000. Т. 3. С.619.7.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. СПб,: Диамант, 1998.Т. 3. С. 327.8.Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. М.Л.: АН СССР, 19511965. Т. 10. С. 1422.9.Словарь русского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 19811984. Т. 3. С. 311.10.Ожегов С. И. Указ. соч., с. 515.11.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1998. 944 с. С. 566. 12.Ушаков Д. Н. Указ. соч., т. 3, с. 619.13.Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 1998. 1536 с. С. 633.14.Воркачев С. Г. Правды ищи: идея справедливости в русской лингвокультуре. Волгоград: Парадигма, 2009. 190 с. С. 27.15.Ушаков Д. Н. Указ. соч., т. 3, с. 619.16.Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный: в 2 т. М.: Русский язык, 2001. Т. 2. С. 236.17.Словарь русского языка: в 4 т. Т. 3, с. 311.18.Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. Т. 10, с. 1422.19.Ожегов С. И. Указ. соч., с. 515.20.КузнецовС. А. Указ. соч., с. 930.21.Ушаков Д. Н. Указ. соч., т. 3, с. 619.22.Словарь языка Пушкина: в 4х т. М.: Госиздат иностранных и национальных словарей, 1956. Т. 3. С. 564.23.Верещагин Е. М. Указ. соч., с.241.24.Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 167168.25.Чехов А. П. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 11. М.: Художественная литература, 1956. Т. 11. С. 8385.26.Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997. 824 с. С. 647.27.Верещагин Е. М. Указ. соч., с. 242, 245.28.Арутюнова Н. Д. Указ. соч., с. 591.29.Степанов Ю. С. Указ. соч., с. 635.30.Воркачев С. Г. Корпоративная справедливость порусски: «понятия» и «беспредел» как лексические инновации // Филологические науки. 2011. № 4. С.8596.31.Чехов А. П. Указ. соч., т. 11, с. 83.32.Чехов А. П. Указ. соч., т. 11, с. 83.33.Чехов А. П. Указ. соч., т. 11, с. 83.34.Чехов А. П. Указ. соч., т. 11, с. 83.35.Чехов А. П. Указ. соч., т. 11, с. 83.36.Чехов А. П. Указ. соч., т. 11, с. 83.37.Чехов А. П. Указ. соч., т. 11, с. 83.38.Чехов А. П. Указ. соч., т. 11, с. 83.39.Чехов А. П. Указ. соч., т. 11, с. 83.40.Карасик В. И. Криминализация сознания как предмет лингвистического изучения //Когнитивные исследования языка. Вып. XXII. М.ТамбовСПб., 2015. С. 7076. С. 76.41.Воркачев С. Г. Указ. соч., с.8687.42.Воркачев С. Г. Родина, правда, смысл жизни: опыт русской лингвоидеологии. Saarbrücken: LambertAcademicPublishing, 2011. 575 с. С. 319320.
svork@mail.ru
«Устаревшее качество души»: порядочность по данным языка
Аннотация. На материале лексикографии и Интернеткоммуникации исследуется семантическое наполнение лексических единиц «порядочность» и «порядочный человек». Устанавливается, что порядочность интегральное свойство личности, а снижение частотности речевого употребления её показателей находит свое объяснение во фрагментации и корпоративизации обыденной морали. Ключевые слова:порядочность, порядочный человек, этическая норма, факторы порядочности.
Судя по текстам «Национального корпуса русского языка», порядочность причисляется к пережиткам, получает эпитет «реликтовой», объявляется «старомодным понятием» и «устаревшим качеством души». Это, очевидно, дает основания утверждать,чтона сегодняшний день слово «порядочность» ужес полным правом можно включать в синодик поминальный список личных имен живых и усопших, оглашаемый в ходе церковной службы священником (см.: [1]). Конечно, это художественное преувеличение оно отнюдь не забыто и из лексической системы русскогоязыка никуда не ушло, в то же самое время, несомненно, частотность его речевого употребления заметно снизилась.Снижение частоты использования слова«порядочность» не проходит мимо внимания публицистовРунета: «Из ста вопросов о том, что такое порядочность, едва ли наберется десяток правильных ответов относительно него. О чем говорит этот факт? Прежде всего, о том, что это слово редко на слуху, а еще реже в практическом употреблении» (*Каменев); «Действительно, сегодня мы почемуто очень редко произносим хорошее старое слово порядочность. А ведь именно оно, на мой взгляд, является основополагающим качеством человеческой личности» (*ЛавриковаМоряков).Выпадение из речевого обихода какоголибо слова, как правило, указывает на утрату общественной значимоститой реалии, к которой оно отправляет, о чемсвидетельствуют тексты Интернеткоммуникации1: «Думаю порядочным быть это 1Использовались следующие тексты Интернеткоммуникации: Википедия//Порядочность.URL: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Порядочность&oldid=70771178. [Дата обращения 11.09.2015]; Грабарская Е. Что такое порядочный человек. URL: http://fb.ru/article/156348/poryadochnyiychelovek--etototktojivetposovesti. [Дата обращения 11.09.2015]; Какого человека можно назвать порядочным. URL: www.kakprosto.ru/kak872625kakogochelivekamozhnonazvatporyadochnym. [Дата обращения 11.09.2015]; Каменев А. И. Порядочность дар драгоценный. URL: http://artofwar.ru/k/kamenev_anatolij_iwanowich/poriadochnostxdardragocennyj.shtml. [Дата обращения 11.09.2015]; Козлов Н. И. Порядочность www.psychologos.ru/articles/view/poryadochnost. [Дата обращения 11.09.2015]; Лаврикова А., Моряков Е. и др. Что значит порядочный человек? URL: http://smena.ru/article/112233. [Дата обращения 11.09.2015]; Это плохо Порядочность это плохо? URL: www.suslov.com.ua/life/1137. [Дата обращения 11.09.2015]; Что из себя представляет порядочный человек. URL: www.kakprosto.ru/kak892718chtoizsebyapredstavlyaetporyadochnyychelovek. [Дата обращения 11.09.2015]; Большой вопрос Что такое порядочность? URL: редкость в наше время!»(*Это плохо);«В наше время осталось немного людей, у которых имеются духовные ценности, нравственность, та же порядочность» (*Это плохо).Порядочность как совокупность специфических нормрегулирования социального поведения категория обыденного сознания, точнее, обыденной, «наивной» этики, включающейлингвокультурные концепты «понятия жизненной философии», «обыденные аналоги мировоззренческих терминов» (см.: [2]), закрепленные в лексике естественных языков и обеспечивающие стабильность и преемственность духовной культуры этноса. В религиозном дискурсе порядочности, очевидно,соответствуют праведность как результат безгрешности воздержания от запретных действий (см.: [3]) и результат последней блаженство как состояние высшей духовной удовлетворенности и непрекращающейся радости (см.: [4]).Слово «порядочность» отсутствует в этимологических словарях и это понятно: его «внутренняя форма» вполне прозрачна и его происхождение не требует какихлибо изысканий. В то же самое время, как представляется, нуждается в объяснении семантический переход от порядка как «правильного, налаженного состояния, расположения чеголибо» [5]к «неспособности к низкимпоступкам» [6]. Как представляется,недостающее семантическое звено присутствует в толковом словаре Владимира Даля это ряд значений прилагательного «порядочный»: «порядочный, идущий порядком, по порядку, сряду… Порядочный человек, любитель порядка, или ведущий, держащий себя изрядно, прилично, как должно» [7], где наглядно представлен перенос упорядоченности «вещного» мира на мир духовный, мир нравственных ценностей и поведенческих норм. Порядочность это не отдельноеморальное свойство личности, такое как доброта, честность, скромность и пр., но её интегральное, обобщенное свойство:склонность поступать в межличностном общении в соответствии с полным набором этических норм и поведенческих правил.В отличие от норм права нормы порядочности опираются не на закон, а на обыденное моральное сознание, носят «светский», а не религиозный характер, т.е не предполагают веры в Закон Божий.В то же самое время этические нормы, составляющие кодекс порядочности, не столь ригористичны, как нормы философской этики, и при определенных обстоятельствах допускают исключения.Порядочность это свойство характера порядочного человека, о производности этогоимени свидетельствует, в частности, отсутствие в некоторых словарях прямого толкования слова «порядочность»: оно представлено как производное от соответствующего прилагательного («свойство порядочного» [8]; «свойство по прил. порядочный» [9]).Наблюдения над лексикографическим представлением порядочности показывают, что её толкование осуществляется, главным образом, путем negatioduplexдвойного семантического отрицания: порядочность «неспособность к низкимантиморальным, антиобщественным поступкам» [10; 11]; «неспособность к низким поступкам» [12]. Тем самым, в её семантизации присутствует некая «страдательность», пассивность. В то же самое время в толкованииантонима порядочности непорядочности через соответствующее прилагательное участвует лишь одно лексическое отрицание: «непорядочный способный на бесчестные, низкиепоступки» [13], что, как представляется, свидетельствует о психологический первичности для сознания как раз непорядочности, проявления которой наводят человека на мысль о необходимости некого идеального кодекса поведенческих норм, как это http://www.bolshoyvopros.ru/questions/12997chtotakoeporjadochnost.html. [Дата обращения 11.09.2015];Характер.netЧто такое порядочность.www.характер.net/virtues/russian/decency/desc.php.[Дата обращения 11.09.2015].
происходит, например, спарой «справедливостьнесправедливость», где «ведущей» выступает именно несправедливость (см.: [14]) Для объяснения эволюции речевого употребления лексических единиц «порядочность» и «порядочный человек», как представляется, стоит обратить внимание на фиксацию толковыми словарями преимущественно советской эпохи «классового» лексикосамантического варианта прилагательного «порядочный»: «обладающий свойствами, присущими буржуазнодворянским слоям общества, благородный (устар., теперь ирон.)»[15; 16]; «принадлежавший к дворянским слоям общества» [17]; «принадлежащий к дворянским слоям общества; по рождению благородный» [18].По данным лексикографии синонимический ряд, в который включено прилагательное «порядочный» в этическом значении («честный, приличный, соответствующий принятым правилам поведения» [19]; «честный и благородный, ведущий себя в соответствии с принятыми в обществе нормами поведения; не способный на низкие поступки» [20]; «честный, заслуживающий уважения, не способный на низкие поступки» [21]; «нравственно достойный, заслуживающий уважения» [22]), состоит из аксиологически разнородныхлексическихединиц: общеоценочных(доблестный, возвышенный, высокий, достойный, безукоризненный), общеэтических(нравственный, высоконравственный, моральный, благонравный, добронравный, целомудренный, совестливый, беспорочный) и отправляющихк конкретным моральным качествам человека (честный, чистосердечный, правдивый, прямой, прямодушный, приличный, благоприличный, пристойный, благопристойный, благообразный, благочинный, бонтонный, комильфотный, корректный, вежливый, скромный, неподкупный).Как представляется, эта семантическая разнородность указывает как на «холичность» этической оценки в семантике этого прилагательного как общей суммы оценок поведенческих и моральных качеств человека, так и на её многофакторность.Порядочность, безусловно, это некий специфический свод этических норм, предписаний и запретов, регулирующий отношения в социуме, сложившийся первоначально, очевидно в лоне религии, где мораль и право еще не разделялись. В христианской культуре подобный «моральный кодекс» представлен ветхозаветным «Декалогом» «Десятью заповедями», открытыми Моисею на горе Синай в записи на двух скрижалях.Если номинации добродетелей и грехов рассматривать как именные перифразы предписаний и запретов(см.: [23]), то перечисление таких норм можно встретить и в новозаветных апостольских посланиях. В относительно недавние советские времена подобный свод этических норм был представлен в так называемом «Кодексе строителя коммунизма». Нужно отметить,чтоэти собрания этических норм включают в достаточной мере разнородные семантические образования. Это, прежде всего, идеологические положения требования единоверия и единомыслия, преданности вере либо доктрине,здесь представлены также личные моральные качества, особенноне затрагивающие интересы других людейи«коллективисткие» моральные качества. И, наконец, здесь представлены моральные качества, определяющие успешность межличностного общения(«почитай отца твоего и мать твою»; «ни воры, ни лихоимцы, ни хищники Царства Божия не наследуют»; «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»; «честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни»), вычленение которых в отдельный кодекс и определяет содержание порядочности. Как представляется, всамом общем виде требования порядочности исходят из «принципа альтруизма»по ВладимируСоловьеву, состоящего из двух правил: отрицательногоправила справедливости («не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других»), и положительного правила милосердия («делай другому все то, чего сам хотел бы от других»)[24].По большому счету, первый сугубо светский и деидеологизированный свод этических норм, которыми обязан руководствоваться порядочный человек (здесь онназывается«воспитанным»), составил в достаточно шутливой форме А.П.Чехов в своем письме брату Николаю в марте 1886 года(см.: [25]). Этот «моральный кодекс современного русского человека» включает«простые, всемпонятные и всем доступные для исполнения моральные принципы» [26].Как уже отмечалось, в настоящее время концепт порядочности принадлежит «обыденной, наивной» этике и в специальных этических исследованиях, в отличие от справедливости и ответственности, например, не представлен. В то же самое время соответствующие кодексы в полном или фрагментированном виде регулярно появляются в публицистике и на форумах и в блогах Рунета(см.: [*Грабарская; *Чтоиз себя; *Какого человека]).Список добродетелей порядочногочеловека, пополняется существенными (честность, обязательность, ответственность, справедливость, отзывчивость, скромность и пр.), и несущественными (здоровый образ жизни, оптимизм) чертами, но, в любом виде, его основу составляют «энкратии» [27]воздержания от нарушения запретов: порядочные люди не лгут, не рисуются, не пускают пыльв глаза, не болтливы,не лезут с откровенностями, не уничижают себя, не суетны, неспособнык аморальным и низким поступкам, не льстят,не выдают коллег перед начальством, не являютсяжаднымии корыстными, не опаздывают, не пренебрегают обязательствами, не выдают тайнуи пр.«Воздержательность» кодекса порядочности, как представляется, свидетельствует о преобладании в нем требований «слабой этики», нормы которой не имеют положительного определения (см.: [28]). В лингвистической литературе отмечается, что «выражение нравственный законв современной русской жизни почти не употребляется» [29]и однословного наименования для этого концепта тем более нет. Однако, как представляется,такое имя пока еще существует, и это имя «порядочность» как «светский» аналог праведности. Его антоним отнюдь не «подлость» и «низость», семантически противостоящие отдельным «факторам» порядочности «честности» и «благородству», а «понятия» как кодексспецифической корпоративной морали, морали для «своих», позволяющей любые действия по отношению к «чужим» (см.: [30]). Семантический анализ толкований порядочности в различных «моральных кодексах», в публицистике и в Интернеткоммуникации, преждевсего, подтверждает принадлежность порядочности к категориям «наивной этики»: «Порядочность как моральное качествоявляется категорией этики и входит в более широкое этическое понятие Добра» (*Википедия); «Порядочность моральное качествочеловека» (*Характерnet); «Порядочность во все времена связывалась с высокими моральными принципамичеловека» (*Какого человека)»; «Порядочность следование моральным нормамреферентной группы, этичностьк соперникам в трудной для них ситуации» (*Козлов)Также регулярно отмечается её диспозициональный характер порядочность это всегда способность/неспособность, склонность, готовность, привычка, умение: «Порядочность как качество личности способностьследовать моральным нормам Божественных заповедей, требованиям законов Мироздания; неспособностьна низкие поступки, на неэтичность к соперникам в трудной для них ситуации» (*Каменев); «Порядочность …неспособностьк сознательному, намеренному совершению поступков, противоречащих нормам общественной морали» (*Характерnet); «Качество порядочности присуще людям неспособнымсовершить чтото, что осуждается в обществе» (*Большой вопрос); «Порядочность это готовностьотстаивать справедливость. Порядочность это готовностьчеловека, оказавшегося перед выбором как поступить, всегдапоступать по совести» (*Характерnet); «Порядочность это привычкане отвечать злом на добро, и, вообще, отсутствие стремления творить зло, особенно исподтишка. Также в понятие порядочности я вкладываю привычкудержать свое слово во что бы то ни стало» (*Большой вопрос); «Порядочность это умениеотноситься к ближнему, как к самому себе» (*Характерnet). Отмечается и многофакторный характер этой категории, представляющей собой «холический» результат оценки личности по сумме признаков: «Порядочность это букетдобродетелей»(*Характерnet); «Оценка человека порядочный он или нет может быть объективной только тогда, когда учитывается вся совокупностьего черт, качеств и поступков»(*ЛавриковаМоряков); «Мы призываем людей быть честными, отзывчивыми, принципиальными, трудолюбивыми, совершенно забывая о том, что все эти качества составляют емкое понятие “порядочный”» (*ЛавриковаМоряков); «Порядочный человек обладает наборомдобродетельных качеств» (*Что из себя).Из числа «добродетелей»факторов порядочностиотмечаются следующие.Прежде всего, доброта или, по меньшей мере, беззлобность: «Порядочный человек это тот, кто творит добро» (*Грабарская); «Порядочность моральное качество человека, который… не наносит умышленного вреда окружающим» (*Википедия); «Порядочность осознает кратковременность жизни и спешит делать добро» (*Каменев); «Порядочность это привычка не отвечать злом на добро, и, вообще, отсутствие стремления творить зло, особенно исподтишка» (*Большой вопрос); «Быть порядочным это значит не делать зла окружающим» (*Большой вопрос); «Сейчас современный мир настолько перевернулся, что слово порядочность можно применить к человеку, которыйне просто делает добрые и хорошие дела (таких стало мало, к сожалению), но и просто к людям, которыене лезут к другим людям, и на этом им спасибо» (*Большой вопрос).Совестливость: «Порядочность это готовность человека, оказавшегося перед выбором как поступить, всегда поступать по совести» (*Характерnet); «Если такому индивиду приходится врать или совершать некрасивый поступок, его мучают угрызения совести» (*Грабарская); «Порядочность …неспособность к сознательному, намеренному совершению поступков, противоречащих нормам общественной морали, нравственности и воспитания, а в случае случайного или вынужденного нарушения им этих норм способность испытывать чувство стыда и вины» (*Характерnet).Уважительное отношение к чужой личности: «Уважительность к людямвизитная карточка порядочности» (*Каменев); «Они (порядочные люди С. В.) уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы» [31].Чувство собственного достоинства: «Порядочность это букет добродетелей, таких, как честность, доброта, благородство, великодушие ичувство собственного достоинства» (*Характерnet); «Они (порядочные люди С. В.) не уничижают себяс тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие» [32].Честность, нетерпимость ко лжи, открытость, искренность: «Они (порядочные люди С. В.) чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках»[33]; «Одно из главных качеств порядочного человека это честность. Именно нежелание врать себе и людямхарактеризует его с положительной стороны» (*Что из себя); «Порядочный человек непременно открытый, интриги не совместимы с его характером. Емупроще честно сказать другому о неприязни, чем строить козни и пытаться организовать ловушку» (*Какого человека).Обостренное чувство справедливости: «Порядочность это готовность отстаиватьсправедливость, даже в случае, если она не совпадает с личными интересами» (*Характерnet); «Пропитанная чувством справедливости, она (порядочность С. В.) дружна с совестливостью, честью и нравственностью» (*Каменев); «Порядочный человек, как правило, обладает чувством справедливости» (*Что из себя). Милосердие, сострадательность, отзывчивость, великодушие, благородство, щедрость, отсутствие корыстолюбия: «Они (порядочные люди С.В.) сострадательны»[34]; «Она (порядочность С.В.) с пониманием и состраданием относится к другим людям, проявляя при этом доброжелательность и отзывчивость»(*Каменев); «Порядочность даёт свободу от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты»(*Характерnet); «Порядочный человек не пойдет на низость ради своей выгоды, он не изменяет принципам»(*Какого человека); «Порядочный человек всегда будет поступать благороднои по отношению к другим людям, даже совершенно ему не знакомым»(*Грабарская); «Ключевое качество порядочного человека это великодушие. Такой индивид никогда не будет жадным и корыстным. Великодушие делает обеспеченных людей благотворителями, оно же позволяет каждому человеку проникнуться чьейто нелегкой долей и прийти на помощь» (*Что из себя); «Благородствооснова порядочности. Она наделяет человека чистотой помыслов и светлыми порывами»(*Что из себя).Ответственность и обязательность, надежность и верность: «Порядочность моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания» (*Википедия); «Ответственность и долгсоставные элементы порядочности, потому что именно сознание ответственности и долгаобязывает человека серьезно и вдумчиво относиться к своим действиям и поступкам»(*ЛавриковаМоряков); «Он (порядочный человек С. В.) не опаздывает, не пренебрегает обязательствами. Если порядочный человек пообещал, то он все сделает, чтобы только сдержать обещание»(*Какого человека); «Надежностьчерта характера, которая может присутствовать только у порядочного человека. Она может проявляться в чем угодно, но на такого человека можно положиться, ему можно доверять: он не выдаст тайну»(*Какого человека); «Порядочный человек обязателен и уважителенк другим людям. Ему и в голову не придет давать обещания, заранее зная, что он их не выполнит. Он свято относится к своим обязательствам и договоренностям»(*Каменев); «Он честен, верен своему слову, именнопоэтому всегда сдерживает обещания, надежен, искренен и толерантен к людям. Его ценят друзья и коллеги, так как он никогда их не предаст» (*Грабарская);«Порядочный человек… не предаст» (*Большой вопрос).Уважение к собственности: «Они (порядочные люди С. В.) уважают чужую собственность, а потому иплатят долги» [35]; «Порядочный человек … не украдет ваши материальные ценности»(*Большой вопрос).Законопослушность и уважение традиций: «Порядочный человек следует тем нормам, которые приняты уважаемыми людьми в его окружении: соблюдает закон, чтит традиции, выполняет договоренности» (*Козлов).Скромность, отсутствие тщеславия: «Скромностьнеотъемлемая черта порядочного человека. Несмотря на то, что он обладает положительными характеристиками и пользуется одобрением среди людей, никогда такой индивид не будет хвастаться своими заслугами» (*Что из себя); «Они (порядочные люди С. В.) не рисуются, пускают пылив глаза меньшей братии» [36]; Они (порядочные люди С.В.) не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями» [37].Лояльность к отсутствующим порядочные люди не злословят: «Порядочность не злословит, то есть она говорит об отсутствующем человеке так, как будто он сидит напротив» (*Каменев); «Одно из важнейших проявлений порядочности это лояльность к отсутствующим. Защищая тех, кто отсутствует, вы приобретаете доверие тех, кто присутствует» (*Каменев).Порядочные люди стремятся и находят в себе силы побороть свои пороки: «Порядочность это еще и умение справитьсяс самим собой, побороть дурные наклонности. Порядочный человек это тот, кто умеет победить сам себя, свои порочные желания и лень» (*Какого человека).Порядочный человек не терпит лести («Человек, предпочитающий в общении правдивую критику соглашательству и неискренним похвалампроявляет порядочность» *Характерnet), он не изменяет своим принципам («Порядочный человек не пойдет на низость ради своей выгоды, он не изменяет принципам» *Какого человека), порядочность не завидует, носорадуется («Она никогда никому не завидует. Наоборот старается радоваться чужим успехам» *Каменев).Оценка порядочности, как и многих других положительных свойств личности совести, честности, справедливости, отнюдь не однозначна. Теоретически, inabstracto, как общественно значимая ценность порядочность оценивается положительно: «Истинная порядочность служит человеку своеобразным “компасом”в его повседневном поведении»(*ЛавриковаМоряков); «Сила быть порядочным минимальное требование к духовности» (*Каменев); «Порядочность даёт свободу от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты» (*Характерnet); «Порядочный человек следует принципу: что посеешь то и пожнешь, а потому никогда не страдает от собственной глупости» (*Что из себя); «Просто порядочных хороших людей мало. Живите и гордитесь, тем, что порядочны» (*Это плохо).
В то же самое время отмечается, что в настоящее время в практической жизни порядочность человеку жить скорее мешает, чем помогает: «Оказывается, у меня есть одна очень плохая черта характера я порядочный! А потому не позволяю себе идти по головам и делать так, как нужно или выгодно мне, решая все вопросы честно, порядочно и почеловечески!»(*Это плохо); «Для порядочного человека его порядочность обернется для него на “плохо”, а другим конечно на“хорошо”»! (*Это плохо); «Порядочность это качество настоящего человека! Однако порядочному человеку труднее живется» (*Это плохо); «Мне моя порядочностьочень и очень мешает жить… Чтобы получить чтото желаемое, нужно понаглеть, перегнуть палку. А не могу воспитан иначе» (*Это плохо); «В бизнесе, говорят, так вообще нужно быть напористым, что мало с порядочностью согласуется» [Это плохо]; «Порядочность хорошадля окружающих, а вот для самого человека это “проблема”… По профессии я бухгалтер и уже неоднократно сталкиваюсь с ситуацией, что порядочных бухгалтеров нашей стране не нужно» (*Это плохо). В силу этого рекомендуется с порядочностью особенно не усердствовать: «Неизлишние честность и порядочность мне лично сильно в жизни помогает. Местами, конечно, эту опцию просто необходимо отключать, но не навсегда»(*Это плохо);«Мы вот с порядочностью моей, так же,как и с совестью, живём дружно: иногда я им снотворного подсыпаю... просто необходимо»(*Это плохо).Также нет определенности относительно онтологического статуса порядочности является ли она благоприобретенным или же врожденным свойством личности: «Порядочность можно в себе воспитывать» (*Козлов); «Порядочный человек это тот, которого с детства учат поступать согласно нормам морали. Ему рассказывают о том, что хорошо, а что плохо. Его воспитанием тщательно занимаются. Немного позже его идеалы формируют книги, а также достойные друзья. Однако вышеперечисленные факторы не будут играть роли, если в маленьком человечке с самого начала нет росточков доброты» (*Грабарская).В число семантических признаков порядочности попадают и довольно случайные, не связанныенапрямую с этикой характеристикиличности, такие как, например, эстетический вкус и вежливость, упорядоченный образ жизни и оптимизм, уважение к собственному таланту: «Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки»[38]; «Порядочный человек…уступит бабушке место в общественном транспорте» (*Большой вопрос); «Порядочный человек обычно ведет упорядоченный, достаточно здоровый образ жизни» (*Козлов); «Порядочные люди обладают оптимизмом. Они стараются жить по совести, потому что знают любое зло возвращается бумерангом» (*Что из себя); «Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой» [39].Отмечается наличие в этике принципа «презумпции порядочности», в соответствии с которым «каждого человека нужно считать порядочным до тех пор, пока он не докажет обратного» (*Характерnet), а также случай расхождения норм порядочности с нормами права: «Порядочность иногда может перечить правилам, законам. Например, порядочный человек может и ударить хама, хулигана, чем нарушит закон, но в глазах общественности поступит по правде, порядочно. То же можно отнести к самосуду»(*Большой вопрос).Отмечается также релятивизм норм порядочности, которые ориентированы на соответствующую «референтную группу» на «своих»: «Порядочность следование моральным нормам референтной группы» (*Козлов).Превращение порядочного человека в исчезающий вид как говорил Паниковский, герой романа Ильфа и Петрова, «таких людей уже нет, а скоро совсем не будет», и выпадение из речевого обихода слова «порядочность», как представляется, имеют свои исторические и социокультурные причины.Этот прискорбный факт объясняется в первую очередь фрагментацией и корпоративизацией общей морали, сужением референтной группы, на которую ориентируются носители этических норм, и прогрессирующей заменой национального этического кодекса «понятиями», когда порядочного человека начинают называть «лохом». При этом продолжается примитивизация и криминализация массового сознания,проявляющаяся «в снятии моральных запретов, в отождествлении официальной и криминальной власти, в пассивном принятии большинством населения своей жертвенной участи, в презрении к официальному закону, в распространении криминальной эмблематики в поведении и речи, в понижении эмоционального переживания по поводу насилия» [40]. В этом сознании начинает доминировать свод «этических» норм криминалитета «понятия»[см.: 41; 42].Итак.Наблюдения над толкованием слов «порядочность» и «порядочный человек» в языковом сознании и над их речевым употреблением позволяют прийти к следующим заключениям.Порядочность это не отдельное моральное свойство личности, но её интегральное, обобщенное свойство как склонность поступать в межличностном общении в соответствии с полным набором этических норм и поведенческих правил. В отличие от норм права нормы порядочности опираются не на закон, а на обыденное моральное сознание, носят «светский» характер. В то же самое время этические нормы, составляющие кодекс порядочности, не столь ригористичны, как нормы философской этики, и при определенных обстоятельствах допускают исключения.Порядочность это некий специфический свод этических норм, предписаний и запретов, регулирующий отношения в социуме, сложившийся первоначально, очевидно в лоне религии, мораль и право еще не разделялись. Эти собрания этических норм включают в достаточной мере разнородные семантические образования: идеологические положения, личные моральные качества, «коллективистские» моральные качества и требования обычая, а также моральные качества, определяющие успешность межличностного общения, вычленение которых в отдельный кодекс и определяет содержание порядочности. Первый сугубо светский и деидеологизированный свод этических норм, которыми обязан руководствоваться порядочный человек, составил А.П.Чехов, подобные кодексы в полном или фрагментированном виде регулярно появляются на форумах и в блогах Рунета.Семантический анализ толкований порядочности в различных «моральных кодексах» и в Интернеткоммуникации подтверждает принадлежность порядочности к категориям «наивной этики», её диспозициональный характер и её многофакторность, в число которых входят доброта, совестливость, уважительное отношение к личности, чувство собственного достоинства, честность, нетерпимость ко лжи, открытость, искренность, чувство справедливости, милосердие, сострадательность, отзывчивость, великодушие, благородство, щедрость, отсутствие корыстолюбия, ответственность и обязательность, надежность и верность, уважение к собственности, законопослушность, уважение традиций, скромность, отсутствие тщеславия, лояльность к отсутствующим, нетерпимость к лести.Оценка порядочности, как и многих других положительных свойств личности совести, честности, справедливости неоднозначна. Теоретически как общественно значимая ценность порядочность оценивается положительно, в то же самое время отмечается, что в настоящее время в практической жизни порядочность человеку жить скорее мешает. Также нет определенности относительно онтологического статуса порядочности является ли она благоприобретенным или же врожденным свойством личности.Превращение порядочного человека в исчезающий вид и выпадение из речевого обихода слова «порядочность» имеют свои исторические и социокультурные причины: фрагментацию и корпоративизацию общей морали, сужение референтной группы, на которую ориентируются носители норм обыденной морали, и прогрессирующуюй заменунационального этического кодекса «понятиями».
Ссылки на источники1.Пьецух В. Забытые слова (синодик) // Низкий жанр. М.: ЗебраЕ, 2006. С. 499521. 2.Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с. С. 617631. 3.Верещагин Е. М. Об относительности мирской этической нормы // Логический анализ языка: языки этики. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 235245. С. 244245. 4.Воркачев С. Г. «Блаженство» или «счастье»: макаризмы в русских переводах Евангелия // Язык, коммуникация и социальная среда. Вып. 10. Воронеж: НАУКАЮНИПРЕСС, 2012. С. 3445. С.37. 5.Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Госиздат иностранных и национальных словарей,1953. 848 с. С. 515. 6.Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: в 4 т. М.: АстрельАСТ, 2000. Т. 3. С.619.7.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. СПб,: Диамант, 1998.Т. 3. С. 327.8.Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. М.Л.: АН СССР, 19511965. Т. 10. С. 1422.9.Словарь русского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 19811984. Т. 3. С. 311.10.Ожегов С. И. Указ. соч., с. 515.11.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1998. 944 с. С. 566. 12.Ушаков Д. Н. Указ. соч., т. 3, с. 619.13.Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 1998. 1536 с. С. 633.14.Воркачев С. Г. Правды ищи: идея справедливости в русской лингвокультуре. Волгоград: Парадигма, 2009. 190 с. С. 27.15.Ушаков Д. Н. Указ. соч., т. 3, с. 619.16.Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный: в 2 т. М.: Русский язык, 2001. Т. 2. С. 236.17.Словарь русского языка: в 4 т. Т. 3, с. 311.18.Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. Т. 10, с. 1422.19.Ожегов С. И. Указ. соч., с. 515.20.КузнецовС. А. Указ. соч., с. 930.21.Ушаков Д. Н. Указ. соч., т. 3, с. 619.22.Словарь языка Пушкина: в 4х т. М.: Госиздат иностранных и национальных словарей, 1956. Т. 3. С. 564.23.Верещагин Е. М. Указ. соч., с.241.24.Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 167168.25.Чехов А. П. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 11. М.: Художественная литература, 1956. Т. 11. С. 8385.26.Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997. 824 с. С. 647.27.Верещагин Е. М. Указ. соч., с. 242, 245.28.Арутюнова Н. Д. Указ. соч., с. 591.29.Степанов Ю. С. Указ. соч., с. 635.30.Воркачев С. Г. Корпоративная справедливость порусски: «понятия» и «беспредел» как лексические инновации // Филологические науки. 2011. № 4. С.8596.31.Чехов А. П. Указ. соч., т. 11, с. 83.32.Чехов А. П. Указ. соч., т. 11, с. 83.33.Чехов А. П. Указ. соч., т. 11, с. 83.34.Чехов А. П. Указ. соч., т. 11, с. 83.35.Чехов А. П. Указ. соч., т. 11, с. 83.36.Чехов А. П. Указ. соч., т. 11, с. 83.37.Чехов А. П. Указ. соч., т. 11, с. 83.38.Чехов А. П. Указ. соч., т. 11, с. 83.39.Чехов А. П. Указ. соч., т. 11, с. 83.40.Карасик В. И. Криминализация сознания как предмет лингвистического изучения //Когнитивные исследования языка. Вып. XXII. М.ТамбовСПб., 2015. С. 7076. С. 76.41.Воркачев С. Г. Указ. соч., с.8687.42.Воркачев С. Г. Родина, правда, смысл жизни: опыт русской лингвоидеологии. Saarbrücken: LambertAcademicPublishing, 2011. 575 с. С. 319320.