Деликтологическая характеристика личности водителя-нарушителя, управляющего служебно-оперативным транспортным средством МВД

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бакулин Н. П. Деликтологическая характеристика личности водителя-нарушителя, управляющего служебно-оперативным транспортным средством МВД // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 161–165. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86932.htm.
Аннотация. В статье рассматривается характеристика личности водителя-нарушителя, управляющего оперативно-служебным транспортным средством и владеющего личным транспортным средством. Личность водителя рассматривается в общности многофункциональной системы «дорожное движение». Акцентируется внимание на взаимосвязи юридического статуса водителя оперативно-служебного транспортного средства и нормативного поведения. Рассматриваются вопросы формирования личности водителя оперативно-служебного транспортного средства в процессе переподготовки как участника дорожного движения в нормальных условиях социализации и действий правовых запретов, которые становятся для сотрудника привычными рамками поведения при управлении транспортным средством.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бакулин Николай Петрович, преподаватель кафедры огневой, тактико специальной подготовки и оперативного планирования (кафедра ОТСПиОП) Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. (ТИПК МВД России),bakullin@mail.ru

Деликтологическаяхарактеристикаличности водителянарушителя, управляющего служебнооперативным транспортным средством МВД

Аннотация.В статье рассматриваютсяхарактеристика личности водителя нарушителя, управляющего оперативно служебным транспортным средством и владеющего личным транспортным средством.Личность водителя рассматривается в общности многофункциональной системы «дорожное движение». Акцентируется внимание на взаимосвязь юридического статуса водителя оперативнослужебного транспортного средства и нормативного поведения. Рассматриваются вопросы формирования личности водителя оперативно служебного транспортного средства в процессе переподготовкекак участника дорожного движения в нормальных условиях социализации и действий правовых запретов, которые становятся для сотрудникапривычными рамками поведения при управлении транспортным средством.

Ключевые слова:Личность водителядорожное движение.сознательные процессы.формирование личности участника дорожного движения.мотивы и интересы деятельности сотрудника водителя, нарушения Правил дорожного движения.

Поступая на службу в министерство внутренних дел, 99% профессиональных водителей и офицеров дорожнопатрульной службы имеют водительское удостоверение на право управления транспортными средствами различных категорий. В принципе на службу приходит уже готовый водитель с сформировавшимися привычками вождения. Увы, не всегда эти привычки правильные. Агрессивное вождение, нарушение скоростного режима и прочие атипичные элементы водительской культуры не исчезают одномоментно послепрохождения первоначальной подготовки закрепления такого сотрудника за мощным оперативнослужебным транспортным средством, оборудованным устройствами для подачи специальныхсветовых и звуковых сигналов. Проблема человека, человеческой личности, в том числе и правонарушителяводителя, его поведения, является одной из актуальных проблем науки.

Весьма образно этот момент представлен Т. И. Ойзерманом: «Пока существует человечество, проблема человека будет сохранять свою актуальность и любое ее решение останется таким же незавершенным, как и история человечества. Даже дефиниция человека как существа, отличного от других существ, всегда будет оставаться проблемой, так как именно человек дает эти дефиниции самому себе и он, повидимому, всегда будет так поступать» [1]

Личностьводителя ‬это человек как носитель сознания, деятель общественного развития, исполняющий определенные социальные и социальнопсихологические функции, отличающиеся индивидуальнопсихологическими чертами (особенностями) [2]как субъект социальных отношений, система социально значимых качеств человека, продукт социализации [3]совокупность индивидуально выраженных моральнонравственных, психических и физических, врожденных и приобретенных свойств человека [4].

Социальный облик каждого человека, нуждается в конкретной характеристике Поскольку личность является сложным и многогранным социальным феноменом, исследованием её различных аспектов занимается ряд наук, в числе которых философия, социология, психология, педагогика и юридические науки (криминология, уголовное право, криминалистика, судебная психология и др.). Дорожнотранспортное происшествие ‬это проявление слабой личности участника дорожного движения, а безопасность, то есть предотвращение происшествия ‬это проявление сильной личности участника дорожного движения. Любой участник дорожного движения (водительоператор транспортного средства, пешеход, пассажир) должны рассматриваться не в отрыве от совершенного им происшествия, а во взаимосвязи с ним. Анализ литературы[5]позволил личность участника дорожного движения рассматривать как сложную многофункциональную систему. Система личности является компонентом более общей системы ‬общества. Общественная система как общая по отношению к личности обуславливает, задает системе личности определенные функции. Источником развития самой общественной системы являются общественные отношения между людьми. Система личности, таким образом, будучи подчиненной, может быть жизненной лишь при условии, если она осваивает и воспроизводит в своей деятельности формы отношений, заданные общественной системой. Главные признаки системы личности участника дорожного движения, это ее место в структуре общественных отношений в сфере безопасности дорожного движения, социальная и личная активность, наличие сознания и правосознания и др. Всякая сложная система может быть изучена всесторонне, если она будет рассмотрена вначале в статике, в ее «предметном бытии», чтобы можно было установить ее состав и строение, а затем, поскольку любой участник дорожного движения представляет собой разумную биологическую подвижную систему, она может быть рассмотрена и в динамике. Это позволяет определить внутреннеефункционирование, взаимодействие элементов системы и внешнее функционирование, взаимодействие системы со средой. Отметим, что рассмотрение всякой сложной социальной системы, а личность является именно таковой, в предметной, функциональной и исторической плоскостях служит гарантией всестороннего ее исследования.[6]Личностьводителя служебнооперативного транспорта силовых структурможет быть законопослушной, сообразовывать свое поведение с правовыми требованиями в связи с осознанием его исторической необходимости и общесоциальной ценности. Большинство участников дорожного движения такжеявляются законопослушными. Однако уважение к закону как внутренняя установка личности, рациональноэмоциональное отношение к его духу и букве формируются на основе признания ценности закона для личности. Юридический статус участника дорожного движения, его права и свободы коренятся в совокупности общественных отношений сформировавшихся в условиях постоянного функционирования сложной развивающейся антропотехнической системы «дорожное движение». Нормативное поведение участника дорожного движения характеризуется рядом психологических особенностей и закономерностей. Оно развертывается в социальной проблемной ситуации, включает процессы выработки и принятия нормативных решений, ему присущи сложные сочетания сознательных и несознательных компонентов и уровней психической деятельности и оно включает сложные психические операции и действия нормами как условиями нормативной задачи иповедения. Особое влияние на нормативное поведение (понимание Правил дорожного движения всеми участниками дорожного движения, других законодательных актов по безопасности дорожного движения) и процесс выработки нормативного решения (соблюдение их) оказывает фактор общения и взаимодействия в процессе дорожного движения. Личность участника дорожного движения в общем случае характеризуется устойчивым типом нормативного поведения и нормативноценностными позициями антропотехнической системы«дорожное движение».

При формировании личности водителя оперативно служебного транспортного средства как участника дорожного движения в нормальных условиях социализации правовые запреты принимаются к сведению и становятся привычными рамками поведения; постепенно складывается социальный стереотип поведения соответствующей личности. В основе этого стереотипа лежит индивидуальное правосознание, базирующееся на общественном правосознании. Узаконопослушного участника дорожного движения формируется механизм социального саморегулирования, то есть привычная готовность действовать определенным образом в условиях дорожного движения при этом действенный характер его сознания вытекает из принципа единства сознания и деятельности. И именнодеятельность участниковдорожного движения (водительоператор безаварийно управляет транспортным средством, пешеход переходит улицу в установленном месте, пассажир культурно проезжает в транспортном средстве) обуславливает формирование его сознания, психических процессов и свойств, которые, в свою очередь, регулируют эту деятельность и являются условиями ее адекватного выполнения. Напомним, что хотя дорожнотранспортная ситуация предполагает неадекватные сознательные действия участников дорожного движения, однако деятельность большинства соблюдается в соответствии с существующим правопорядком в пределах требований закона.Сознание или сознательные процессы, как и все психологические процессы, выполняют функции регуляции человеческойдеятельности и в качестве ее регуляторов включены в процесс жизни и деятельности человека, его взаимодействия с миром[7]при этом, общественное самосознание, то есть, понимание общественной значимости своих поступков ‬важнейший элемент личности, без которого невозможно говорить о социальной сущности человека Сознание улучшает приспособленность участника дорожного движения к условиям безопасности дорожного движения и формирует внутренний план деятельности ее программу. Как отмечает А.Н.Леонтьев, «деятельность…система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие» [8]

Сознательная деятельность людей определяется, в конечном счете, всей системой общественных отношений. Именно в сознании синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых участник дорожного движения ориентируется в окружающей физической и социальной среде, в условиях дорожного движения и определяет предварительную мысленную модель действий, предвидя их последствия: контроль и управление поведением участника дорожного движения, его способности отдавать отчет в том, что происходит в нем самом и в условиях дорожного движения. Осознанная, целесообразная и произвольная регуляция поведения участника дорожного движения возможна благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель функционирования антропотехнической системы «дорожное движение». В рамках этой модели осуществляется мысленное манипулирование, оно позволяет сопоставлять текущее состояние с прошлым и не только намечать цели будущего поведения, но и отчетливо их представлять. Так реализуется предусмотрительность прогнозирование последствий поступков до их совершения ‬и осуществляется поэтапный контроль цели путем минимизации различия между реальным (безаварийным управлением транспортным средством, переходом улицы в отведенном месте и др.) и желаемым положением вещей (быстрее доставить груз, пассажиров; сократить время, перейдя улицу в опасном месте и др.). Усвоение участником дорожного движения социальных норм и включение их в систему внутренних регуляторов личности протекают в ходе общения и взаимодействия людей в нормативной ситуации и выработке коллективных нормативных решений, в ходе совместной групповой деятельности. Для того чтобы личность овладела системами социальных норм, которые действуют в обществе, необходимо непосредственное, активное включение участника дорожного движения в сложные социальные процессы взаимодействия подсистем антропотехнической системы «дорожное движение». Именно активность психики участника дорожного движения определяется знаменитым девизом, произнесенным древнегреческим философом Сократом (около 470 ‬399 г. до нашей эры): «Познай самого себя». Результатом успешного усвоения норм поведениясотрудником МВД,функциональными обязанностями которого предусмотреноуправление оперативно служебным транспортным средством оборудованным устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов является «этический» контроль, когда сорудник настолько глубоко усвоил нормы морали, поведения, Правила дорожного движения, что, не задумываясь, поступает так, как этого требуют условия безопасности дорожного движения. Фактически, такой сотрудник, как участник дорожного движения программирует свою психику на правомерное поведение в течение длительного периода времени, а возможно и на всю жизнь. Нормально социализированный участник дорожного движения при совершении им проступка, который не соответствует его внутренним критериям, испытывает недовольство собой. Всякое поведение конкретного нарушителя Правил дорожного движения, то есть деятельность при исполнении роли участника дорожного движения, не может быть совершена без проявления при этом свойств личности. Поэтому изучение личностных свойств правонарушителя, проявляемых при реализации его прав и обязанностей в период административного разбирательства, то есть, в некоторой степени специфической сфере, должна быть дополнена изучением и в других сферах деятельности. На повестку дня, таким образом, выдвигается задача определения сфер деятельности, в которых проявляются основные стороны личности, ибо свойство личности выражается в деятельности, а закон требует всестороннего изучения личности правонарушителя. Содержанием личности правонарушителя водителя будут являться конкретные свойства, то есть структура личности. Система личности участника дорожного движения тесным образом связана с структурой личности, так какструктура вне системы немыслима. Структура личности является формой, которая объединяет различные компоненты духовного содержания личности в единый и относительно самостоятельный комплекс, специфической системой, развивается под воздействием ее содержания.Однако не все так приемлемо для некоторых участников дорожного движения и в частности для нарушителей правопорядка.Личностное отношение к правам и обязанностям ‬это проявление степени усвоения социального, выражаемого в характере принимаемых нужныхрешений, мотивов, способах и средствах реализации юридических нормативов. Права и обязанности входят в структуру личности не механически, а в преобразованном виде в форме психологических феноменов. Необходимо отметить, что любой участник дорожного движения не рождается с готовыми психическими свойствами и качествами действовать в различных дорожных ситуациях. Они развиваются в процессе его жизни ипрофессиональной деятельности. Водитель оперативно служебного транспортного средства среди прочих участников дорожного движения занимает особое место в антропотехнической системе «дорожное движение». Ему одному присущи подчас противоречивые свойства, имеющие непосредственное отношение к обеспечению, какбезопасности системы, так и ее надежности, поскольку движение каждого транспортного средства в потоке происходит в условиях непрерывного влияния на него разнообразных дорожных, метеорологических и др. факторов, образующих в своей совокупности различную по сложности дорожнотранспортную ситуацию. В результате субъективной оценки этой ситуации офицеру ДПС как водителю приходится принимать грамотное, единственно правильное, безаварийное решение по управлению транспортным средствомв сложной дорожной и оперативной обстановке. Исследованиями установлено,что в условиях интенсивного движения в течение рабочей смены (7 8) ч водители выполняют около 5,5 тыс. операций по управлению транспортным средством. [9]При этом около 20 % этих действий являются ошибочными вследствие недостатка времени для приема и переработки информации. Водитель сотрудник как правило заступает на службу на 24 часа. То есть, он в процессе своего рабочего дня совершает более 15 тысяч операций поуправлению оперативно служебным транспортным средством. При этом все сутки он находится в условиях постоянного дефицита времени. Процесс приема и переработки информации сжат, краток, волнообразен и непредсказуем.Анализ дорожнотранспортных происшествийна территории Тюменскойобласти в 200914 гг. по возрастным группам и по стажу водителей показал, что наибольшее количество дорожнотранспортных происшествий (22,6 %) совершено по вине водителей со стажем управления транспортным средством один год и менее. Более высокая тяжесть последствий так же отмечена в дорожнотранспортных происшествиях по вине водителейоператоров со стажем управления транспортным средством до 1 года (18чел. погибших на 100 пострадавших) и от 5 до 10 лет(9 человек погибших на 100 пострадавших). Менее тяжкие последствия (6 человек погибших на 100 пострадавших) были в происшествиях по вине водителей со стажем от 10до 15 лет. Статистика отмечает, что 77 % происшествий в Тюменской области, совершенных по вине физических лиц, допущено водителями легкового автотранспорта, причем их доля возрастает из года в год. В тоже самое время случаи ДТП с личным составом на оперативно служебном транспортном средствах по ГИБДД Тюменской области носят единичные случаи. Отчасти это говорит о хорошем уровне водительского мастерства, отчасти о хорошем опыте личного состава и знании их дорожнооперативной обстановки. Но, случаи нарушения Правил дорожного движения среди водителей сотрудников и лиц, обязанных управлять оперативнослужебным транспортом, на личном автотранспорте имеется. На протяжении трех последних лет в Тюменской области наблюдается тенденция снижения показателей аварийности по вине транспорта министерства внутренних дел.Важнейшее значение в формировании личности любого участника дорожного движения в сложной дорожной обстановке, имеют мировоззренческие и нравственные черты, которые мобилизуют его личные качества и направляют их для достижения поставленной разумной цели. Американские психологи Мосли и Макфарлянд на основании исследований пришли к выводу о том, что человек управляет автомобилем так, как он живет.[10]Образ жизни человека, его отношение к труду, к другим людям, к самому себя в значительной степени определяется его моральнонравственными качествами, то есть разумным поведением. Приоритет разума в жизни человека отстаивал Платон (427 ‬347 гг. до нашей эры) в своеобразной философской системе объективного идеализма. Регуляция поведения человека должна осуществляться этическими принципами. Водители и другие участники дорожного движения, ведущие аморальный образ жизни, отличаются эгоизмом, думают только о своем благополучии, не считаясь с другими участниками дорожного движения. Проведенные Е.А. Милеряном социологические исследования дорожнотранспортных происшествий показали, что наименьшее число происшествий допускают водители, которые имеют семьи и ведут нормальный образ жизни. В сравнении с ними неженатые водители, нередко ведущие беспорядочный образ жизни (с точки зрения права), в 1,7 раза чаще являются участниками дорожнотранспортных происшествий.[11] Снижение количества нарушений по этому показателю лежит в сфере воспитания социальнонравственных качеств и свойств личности.Немецкие ученые отмечают, что по определенным группам биографических данных участников дорожного движения обнаруживаются отчетливо выраженные взаимосвязи с психологическими критериями безопасного дорожного поведения.[12] При этом отмечаются следующие критические признаки: в семье (конфликтная домашняя среда, неполная семья, негармоничная жизнь в семье); воспитание в школе (незавершенное школьное образование, недостаточные способности, неуравновешенное отношение кучителям и соученикам); профессиональное становление (отсутствие преемственности, частая смена места работы, конфликты с начальством, сотрудниками и коллегами); собственная семья (негармоничный брак или семья, финансовые затруднения); здоровье (небрежное отношение к своему здоровью, вредная длительная привычка курения, сильные волнения на службе, в быту и др.). Отметим, что законопослушный участник дорожного движения имеет высокие нравственные качества. Настоящая нравственность, есть стремление к нравственности, писал П. П. Блонский.[13]Значение индивидуальных форм проявления различных факторов на поведение участника дорожного движения понимается, как социальный уровень культуры личности. Известный русский психолог А. Ф. Лазурский указывает, что извращенное развитие человеческой личности связано не с отсутствием или недостаточностью тех или иных психических качеств (ум, воля, эмоции), а большей частью с несоответствиями, в которых происходит развитие человека. При этом может получиться так, что «основные потребности и задатки человека, заглушенные и подавленные неблагоприятными обстоятельствами, продолжают, тем не менее, развиваться, принимая, однако, в своем развитии самые уродливые и противоестественные формы…». Сказанное подтверждается на практике. Водители, ведущие аморальный образ жизни, в числе которых оказалось много холостяков, разведенных и лиц, злоупотребляющих алкоголем, совершали дорожнотранспортные происшествия в три раза чаще, чем водители ведущие нормальный образ жизни. При этом было установлено, что первые систематически нарушают Правила дорожного движения, более агрессивны, враждебны, склонны к необоснованному риску. Исследованиями установлена прямая зависимость между моральнонравственным обликом личности водителя транспортного средства и количеством совершаемых дорожнотранспортных происшествий. Как отмечает А. Н. Леонтьев: «В отличие от собственно деятельности действия не имеют самостоятельного мотива, а подчиняются мотиву той деятельности, содержание которой они образуют». Поскольку конечная цель действий любого водителя ‬это доставка в короткие сроки в сохранности груза, пассажиров и др., то большую роль играют мотивы и интересы деятельности. Отметим, что мотив поведения представляет внутреннее побуждение к действию, желание, определяемое потребностями, интересами, чувствами, возникшими и обострившимися под влиянием внешней среды и конкретной дорожнотранспортной ситуации. Однако, проблема ограничения скоростного режима движения механических оперативно служебных транспортных средств существует и за рубежом. Превышение скорости во Франции среди полицейских стало массовым явлением, которое преобладает среди других нарушений Правил дорожного движения и составляет около 5000случаев ежегодно[14].В государствах ‬членах ЕЭС пределы скорости в черте города варьируются от 48 до 60 км/ч, на сельских дорогах от 80 до 110 км/ч. Мотивы нарушения Правил дорожного движения среди состава водителей, служащих в МВД могут быть различными. Наиболее часто эти мотивы выражаются в стремлении сократить время в пути,стремлении доставитьпассажиров(членов семьи)или не опоздать в назначенное время на определенные мероприятия(развод, утреннее, вечернее совещание), выполнение сложной оперативной задачи в условиях реального дефицита времени. Исследования[15] выявили следующие психологические качества, негативно сказывающиеся на результатах труда водителяоператора транспортного средства: неуважение к нормам, правилам, стремление к неоправданной свободе поведения; повышенная тревожность и неуверенность, нерешительность; несдержанность, склонность к конфликтам; высокая напряженность, взвинченность; плохие способности к планированию, прогнозированию, самоконтролю и непрактичность; безразличие к общественному мнению; чрезмерная уверенность в себе и неуважение к окружающим, беспечность, плохие способности к абстракциям, установлению связи между событиями; низкая помехоустойчивость.

Вывод.Существует прямая зависимость между моральнонравственным обликом личности водителяоперативнослужебного транспортного средства и количеством нарушений правил дорожного движения, ведущих к совершениюдорожнотранспортных происшествий. Поскольку конечная цель действий любого сотрудника водителя ‬это использование автомашины для выполнения оперативных задачв короткие сроки , то большую роль играют мотивы и интересы деятельности.

Ссылки на источники1.Проблемы историкофилософской науки. ‬М., 1969, с. 220.2.Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительнотрудовая психология. ‬М., 1974, с.67.3.Криминология. Уч. пособие. Под общ. ред. В.Е. Эминова. ‬М., 1997, с. 66.4.Мишурин В.М., Романов А.Н. Надежность водителя и безопасность движения. ‬М., 1990, с. 75.5.Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. ‬М., 1977; Васильев В.Л. Юридическая психология. ‬СПб, 1998; Майерс Дэвид. Социальная психология. Пер. с англ. СПб, 1997; Милсум Дж. Анализ биологических систем управления. Пер. с англ. ‬М., 1968; Ротенберг Р.В. Указ. соч. ‬М., 1983; Ставничий Ю.А. Дорожнотранспортная сеть и безопасность движения пешеходов. ‬М, 1983; Мишурин В.М., Романов А.Н. Указ. соч. ‬М., 1990; Хьелл Л., Зиглер. Д. Теории личности. Пер. с англ. ‬СПб., 1998. 6.Каган М. С. Человеческая деятельность. ‬М., 1974, с. 22 ‬29, 40 ‬41.7.Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. ‬М., 1959, с. 254.8.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. ‬М., 1975, с. 82.9.Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. ‬М., 1989, с. 41.10.Милерьян Е.А. Эмоциональноволевые компоненты надежности оператора // Очерки психологии труда. ‬М., 1974, с. 64.11.Милерьян Е.А. Указ соч. ‬М., 1974, с. 5 ‬82.12.Schneider W., Schubert G. Die Begutachtung der Fahreignung . In: U. Undeutsch (Hrsg) Handbuch der Psuchologie Band 11. Gottingen: Hogrefe, 1967; Schubert G., Spoerer E. Untersuchungsverfahren zur Begutachtung von Kraftfahrern Vervielfaltigter Forschungsbericht. Koln. 1968. 13.БлонскийП. П. Избранные педагогические произведения. ‬М., 1961, с. 618.14.Route Actualite. ‬2014. № 30, р. 9.15.Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. ‬ М., 1996, с. 44 ‬60; Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. ‬М., 1990, с. 15 ‬16; Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. ‬М., 1976.

Литература1.Кряжев П.Е. Общество и личность. ‬М., 1969.2.Обеспечение безопасности дорожного движения на территории Тюменской области в 2014 году. ‬Т., 2014.3.Undeutsch U. Ergebnisse psuchologischer Untersuchungen am Unfallort. Forschungsbericht des Landes NordrheinWestfalen Nr. 1087. Koln, Opladen: westdeutscher Verlag. 1962.4.Лазурский А.Ф. Классификация личности. ‬М., 1924.5.Леонтьев А. Н. Автоматизация и человек // Психологические исследования. ‬М, 1970, Вып. 2, с. 6.6.Новые подходы к повышению безопасности дорожного движения // ВОЗ. ‬Женева, 2009, с. 38.7.Бершадский В.Ф., Дудко Н.И., Дудко В.И.Основы управления механическими транспортными средствами и безопасность движения: Учебник для среднего профессионального образования. Изд. 2е Издательство: Амалфея. 2007 г., 458 с.