Проблемы противодействия незаконному проникновению наркотических и психотропных средств в Уральский федеральный округ
Выпуск:
ART 86933
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рудаков
Б.
В.,
Абдулаев
М.
А. Проблемы противодействия незаконному проникновению наркотических и психотропных средств в Уральский федеральный округ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
166–170. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86933.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам противодействия наркотрафику в Уральском регионе, обусловленным его географическим и экономическим положением. Рассматриваются ряд проблем, связанных с современными интеграционными процессами создания Евразийского союза, оказывающим существенное влияние как на геополитическую и экономическую ситуацию в регионе, так и на структуру преступности. Очерчиваются некоторые пути решения этих проблем, не оказывающие негативного воздействия на интеграционные процессы.
Ключевые слова:
противодействие наркотрафику, наркопреступность, уральский федеральный округ, сканирующие рентгеновские комплексы, пограничный контроль, международное взаимодействие в сфере оперативно-разыскной деятельности
Текст статьи
Абдулаев Магомед Ахмедович,курсант факультета подготовки сотрудников полиции. ВГКОУ ВО «Уральский Юридический институт МВД России», г. Екатеринбург.
Рудаков Борис Викторович,к.х.н, доцент кафедры оперативноразыскной деятельности органов внутренних дел.ВГКОУ ВО «Уральский Юридический институт МВД России», г. Екатеринбургrudakov64@rambler.ru
Проблемы противодействия незаконному проникновению наркотических и психотропных средств в Уральский федеральный округ
Аннотация. Статья посвящена проблемам противодействия наркотрафику в Уральском регионе, обусловленными его географическим и экономическим положением. Рассматриваются ряд проблем, связанных с современными интеграционными процессами создания Евразийского союза, оказывающим существенное влияние как нагеополитическую и экономическую ситуацию в регионе, так и на структуру преступности. Очерчиваются некоторые пути решения этих проблем, не оказывающих негативного воздействия на интеграционные процессы.Ключевые слова: противодействие наркотрафику, наркопреступность, Уральский федеральный округ,сканирующие рентгеновские комплексы, пограничный контроль, международное взаимодействие в сфере оперативноразыскной деятельности.
Уральский регион с древних времен по настоящее время традиционно является узлом, через который походят пути, связывающие регионы Центральной Азии с Россией и западной Европы. Мощные экономические потоки с одной стороны и потоки миграционные обуславливает для сотен тысяч иностранцев из стран центральной Азии его привлекательность. Вслед за миграционными и грузовыми потоками в регион начинает проникать и разрастаться наркопреступность, использующая все возрастающий грузооборот и большое количество пересекающее границу людей для нелегальной транспортировки наркотиков из Афганистана. Уровень употребления наркотиков в Уральском регионе в следствие этого на 28 процентов превышает средний по России. По официальным данным на территории Уральского федерального округа от отравления наркотиками погибает более тысячичеловек ежегодно. Доля преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств составляет по региону около 7 процентов.Под наркотрафиком, или каналом незаконной транспортировки наркотических средств, принято понимать совокупность маршрута перемещения, используемых транспортныхсредств, способов сокрытия наркотиков, в том числе при пересечении государственных и таможенных границ, а также лиц, принимающих непосредственное участие в незаконной транспортировке и причастных к обеспечению ее безопасности.О масштабах проблемы свидетельствует то, что на международной конференции по вопросам сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, проходившейв Екатеринбургев августе 2012 года,было констатированоо том, что правоохранительные органы испытывают все большие проблемы вборьбес афганским наркотрафиком, объемы которого продолжают расти[1]. В связи с этим проблемы противодействия наркотрафику в Уральском федеральном округе являются актуальными.Основная цель исследования проанализировать ситуацию поставок наркотических средств в регионы Уральского федерального округа (УРФО), меры борьбы с ней и их эффективность.Задачи исследования, подчинены цели и состоят в следующем:
выявить особенности географического и геополитическогоположения УрФО применительно к каналамраспространения наркотиков на территории России
установить конкретные источники поступления наркотиков в каждомотдельном регионе (субъекте) УрФО
проанализировать меры борьбы с наркотрафиком в УрФО (на примере Челябинской области)
продумать возможности для повышения эффективности противодействия наркотрафику на территории УрФО.Одним из ключевых рубежей для наркотрафика является граница Казахстана с Россией.Интенсивность товарооборота и перемещения граждан через Российско‑Казахстанскую границу, практически отсутствующая техническая укрепленность, а так же равнинная местность(за исключением Республики Алтай, граница которой с Казахстаном проходит по горной местности при отсутствии используемых для регулярного сообщения дорог), пронизанная большим количеством дорог, оставшимся со времен Советского Союза дает возможность незаконного ввоза наркотиков практически на всем ее протяжении[2].Специалисты выделяют несколько главных маршрутов переправки наркотиков из Казахстана, ориентированных на подпольные оптовые рынки сбыта существующие в Российской Федерации:Направление на Нижнее Поволжье. Проходит из Западного Казахстана в Нижнее Поволжье с дальнейшими ответвлениями на Украину и в страны западной Европы, в центральные и поволжские регионы РФ, на СеверныйКавказ. Пересечение РоссийскоКазахстанской границы осуществляется, в первую очередь, на ее участке между Атырауской областью Казахстана и Астраханскуой областью Российской федерации.Направление Северо‑западное. Проходит из Западно‑Казахстанской, Актюбинской, Кустанайской, Карагандинской и Северо‑Казахстанской областей Казахстана через участки Саратовской, Самарской, Оренбургской, Челябинской и Курганской областей и далее в не граничащие с Казахстаном регионы Уральского федерального округа (Свердловскую область, Ханты‑Мансийский и Ямало‑Ненецкий автономные округа), Поволжье и центральные районы РФ, главным образом –в Москву и Санкт‑Петербург, из которых часть партий переправляется далее –в страны Восточной Европы.Направление Северо‑восточное. Проходит из Северо‑Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской и Восточно‑Казахстанской областей через Курганскую, Омскую, Тюменскую, Новосибирскую области и Алтайский край в нефтегазодобывающие регионы Сибири(Ханты‑Мансийский и Ямало‑Ненецкий автономные округа)[3].По даннымДепартамента борьбы с наркотиками МВД Республики Казахстан,основнымиперевалочными пунктами транспортировки героина в Казахстане являются: в случае использования железнодорожного транспорта станцииБейнеу и Атырау (на западном направлении), Тараз, Алматы и Астана с дальнейшей переправкойчерезЕкатеринбург (на северном и восточномнаправлении); при использовании автомобильного транспорта –города Чимкент, Караганда и Астана.Значительная протяженность границ Уральского федерального округа с Казахстаном во многом определяет негативное развитие наркоситуации которую обуславливают следующие факторы.Вопервых, большой и с каждым годом нарастающий объем производства опия в Афганистане. Продажа опия и продуктов его трансформации наращивается с каждым годом радикальными группировками, контролирующими значительные территории Афганистана. Торговля наркотиками является практически единственным источником дохода таких группировок, приносит большиеприбылиорганизаторам. Поскольку наркотические средства вдальнейшем предполагается транспортировать в другие, исповедующие отличные от экстремистских религиозных норм ценности, производство и экспорт наркотиков выгодно экстремистам с политических позиций, так как в странах, куда они будут направлены, наркоманиябудет поражать и ослаблять активное население. Присутствие и влияние сил НАТО в этом регионе никак не сказывается на сокращении производства и поставок наркотиков из этого региона. Скорее наоборот, существующая ситуация с перевалкой наркотических средств в Россию на руку западным политикам, поскольку рост употребления наркотических средств в конечном итоге разрушает экономику нашей страны и ослабляет ее как потенциального конкурента на международной арене.Вовторых, режим перехода через бывшую советскую границу с Афганистаном стал практически свободным. Так же в определенной степени, стала достаточно «прозрачна» и РоссийскоКазахстанская граница.В соответствии с двусторонним межправительственным соглашением от 3 октября 2006 г. жители приграничных территорий могут пересекать границу в 104 двусторонних пунктах пропуска, примерно треть из которых (28 пунктов) расположены в пределах УрФО.В соответствии с данным соглашением жители приграничных территорий могут перемещать через границу принадлежащие им транспортные средства: легковые автомобили, мотоциклы и мопеды. При этом документально регистрируется лишь пересечение границы автомобильным транспортом. Регистрация физических лиц не осуществляется. Досмотр ручной клади и багажа производится только при наличии оперативной информации[3].Втретьих, падение уровня жизни населения как в странах, где производится наркотическое средство, так и странахтранзитерах позволяет организаторам наркотрафика легко вербовать курьеров для его доставки до пунктов назначения.Вчетвертых, проведенная либерализация блока законодательства, охватывающего ситуацию с незаконным оборотом наркотических средствв частности, так и закрепление более жесткого контроля за оперативноразыскной деятельностью в известной степени осложняет оперативную работу по противодействию наркотрафику.В пятых, относительно развитая и недостаточно жестко контролируемая сет дорог. Территорию субъектов Федерации Уральского федерального округа со стороны Республики Казахстан пересекают 4 железнодорожные и 9 крупных автомобильных дорог, в том числе 2 федерального значения.По данным ГТК, начиная с 1998 года на российскоказахстанской границе задерживается около 90% героина, 70% опия, 60% марихуаны от общего количества наркотиков, изъятых правоохранительными органами страны.Большинство наркотиков поступают из Афганистана, Таджикистана, Узбекистана через границу с Казахстаном. Далее они транспортируются через территорию Курганской области в Свердловскую, Челябинскую и Тюменскую области и другие регионы страны. Как правило, крупные партии наркотиков проходят транзитом и в дальнейшем разбиваются на более мелкие[4].Таким образом, Уральский регион, обладая удобным географическим расположением, большими экономическими и людскими ресурсами рассматривается организаторами наркотрафикапрактически по тем же причинами как более удобную для транзита и реализации наркотических средствтерриторию.Говоря о Афганистане, как наиболее близком и вносящим основной вклад в наркотрафик регионе, не следует забывать, что им дело вовсе не ограничивается. Наркотики опиатной группы поступают и из Пакистана, гашиш и марихуанаиз Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и Казахстана.Целиком синтетические наркотические и психотропные средства амфетаминового ряда и другие подобные веществаиз стран западной Европы и Прибалтики. Производство амфетаминов, в основном, сконцентрировано в Голландии. Однако,отмечается тенденция перемещения незаконного производства наркотиков в страны, которые недавно стали членами Европейского Союза, например,Польшу.Тем не менее для Уральского региона Афганское направление является наиболее актуальным и проблемным.В настоящее время территория Казахстана используется организованной наркопреступностью как крупнейшая перевалочная база для транзита афганских опиатов иявляется местом складирования значительных партий героина в непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации. Неконтролируемому транспортному сообщению способствуют также равнинный лесостепной ландшафт, большое количество проселочных дорог и низкая плотность населения на приграничных территориях. Близость к границе, ее протяженность, постоянно растущее производство наркотиков, прежде всего афганских, обусловили низкую цену (следовательно, и большую доступность) на героин цена 1800 рублей за грамм в 2 раза ниже, чем в среднем по России.Наиболее крупные партии наркотиков часто маскируются под грузом сезонной сельскохозяйственной продукции, ввозимой на территорию страны из сопредельного Казахстана.Таким образом, на южных границах Уральского федерального округа создаются благоприятные геополитические предпосылки для роста незаконного транзита и распространения наркотических средств.Транспортировка наркотических средств осуществляется по определенным, как правило проверенным, удобным для скрытной доставки маршрутамтак называемым каналам. Для такого большего в географическом плане региона как Урал, будет организовываться несколько каналов, контролируемого различными криминальными группировками.Каналы поставки наркотических средств в регионы, составляющие Уральский федеральный округ вследствие их различного географического положения имеют свою специфику.В Хантымансийский автономный округ(Югру)наркотики доставляются авиационным, железнодорожным и автомобильнымтранспортомчерез Тюмень и Екатеринбург. В основном в Хантымансийский автономный округпоступают наркотики из Средней Азии (Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан).
Транспортировка наркотических средств на территорию округа, осуществляется преимущественно железнодорожным и автомобильным транспортом. Центрами поставок наркотических средств в Югру являются города: Москва, Санкт ПетербургНовосибирск, Челябинск, Екатеринбург, Курган, Тюмень, Омск[5].Основными пунктами поступления крупных партийнаркотиков стали,что вполне естественно, самые крупные населенные пункты региона: ПытьЯх, Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск, Мегион. Особенности наркотрафика вЯмальскомрегионе.Половинатерритории округанаходится за Полярным кругом. Численность населения–около 520 тысяч человек,при этом основная масса жителей сосредоточена в нескольких городах. Самые крупные из нихНоябрьск и Новый Уренгой.
Железнодорожные магистрали подходят к региону с югозападного и южного направлений и охватывают южную часть региона. Этим обстоятельств формируетдваосновных потоковпоступления наркотиков на Ямал:Южное направление имеетустойчивое круглогодичное сообщение автомобильным и железнодорожным транспортом с внутрироссийскими регионами. Именно через него крупнейшие партии наркотических средств изСредней Азии через Курганскую, Тюменскую и Свердловскую области поступают в конечные точки–Новый Уренгой и Надым. Западное направление завершаетсяжелезнодорожной станцией Лабытнанги, откуда снабжаются прилегающие к ней районы.Пути доставки наркотических средств в Тюменскую область. Героинв этот регион Уральского федерального округа попадаетв основном из Афганистана и Пакистана. ВТюменскую область этот трафик пролегает чаще через Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Казахстан. Иногда он привозитсяв Тюменскую область со стороны прилегающей к ней Свердловской и близкой Челябинской областей. Условия для создания наркотрафика с южного направления создает участок практически прозрачной границы с Казахстаном наюге Тюменской областипротяженностью 186 километров. С этого направления поступает основной поток героина и марихуаны.Синтетические наркотические средства (амфетамины, ЛСД, «экстази»и др.)–производится в западной Европе ипоступают в Россию через Прибалтику и СанктПетербург. Кроме пограничного расположения, способствует наркотрафику и относительно высокий уровень доходов жителей Тюменской области, обеспечиваемое заработками в полярных регионах. ПосколькуКурганская область граничит с Казахстаном, основные поставки наркотиковв нееидут с этого направления. Несмотря на проблему проницаемости границы, удается задерживать значительные партии наркотических средств.В ноябре 2005 года через пункт пропуска «Неверовский»Макушинского района Курганской области на КамАЗе, следовавшем из Казахстана, наркодельцы пытались переправить в Россию более 885 килограммов марихуаны. Пограничник Александр Лопарев ответственно подошел к исполнению своих служебных обязанностей, проявив при этом внимательность и находчивость. Он попросил водителей сделать так называемый технологический колодец, то есть полностью откидать груз от переднего борта кузова до самого пола. При осмотре внутренностей фуры, в передней ее части, Лопарев обнаружил дополнительную нишу, в которой и оказалось 46 мешков с наркотической травой. При транспортировке используется железнодорожный и автомобильный транспорт. Летомобъёмы поставки увеличиваются, так как можно проехать по многим сельским, неприметным автотрассам, а так же в связи с тем, что наращивается поставка сельхозпродукции, используемойтрадиционно для маскировки груза наркотических средств. В Челябинскаяобластинаркотики доставляют в область железнодорожным и автомобильным транспортом. Значительно увеличилось число попыток контрабанды марихуаны из соседнего Казахстана. Упрощенный режим охраны и пересечения государственной границы РоссийскойФедерации,еенедостаточнаятехническаяукрепленностьиобустроенностьоказывают серьезное влияние на развитие наркоситуации в Челябинской области.Организованными преступными группами к созданию «коротких» каналовконтрабанды наркотиков активно привлекаются жители приграничныхрайонов.Продолжаетсяпрактикатранзитнойпереброскинебольшихпартийгероинаимарихуаныпотранспортныммагистралям Челябинской области в крупные города с целью дальнейшегосбыта.Кроме стандартных для всех регионов России структур, в функции которых входит противодействие незаконному обороту наркотических средстви его негативным последствиям, в Челябинской области действует Межведомственная антинаркотическая комиссия Челябинской области создана 4 февраля 2008 г. в соответствии с Указом Президента России. Антинаркотическая комиссия Челябинской области является межведомственным координационным органом, обеспечивающим взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Челябинской области и органов местного самоуправления Челябинской области по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также осуществляющим мониторинг и оценку развития наркоситуации в Челябинской области[4].На участке обслуживания ЮжноУральского УВД на транспорте создано 3 отдельных контрольнопропускных пункта «Троицк», «Курган», «Оренбург»открытых для международного сообщения через Государственную границу Российской Федерации. Сотрудниками МВД России, Федеральной таможенной службыи пограничной службой организован досмотр пассажиров и багажа, взяты под контроль миграционные потоки иностранных граждан и лиц без гражданства, выявляются и пресекаются преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, наркотиков, а также с контрабандой товаров и материальных ценностей. В пунктах пропуска организованатехнологическая остановка всех международных пассажирских поездов для проверки пассажиров. Однако российские пассажирские поезда, следующие транзитом и пересекающие границу с Казахстаном, имеют стоянку до 5 минут, что явно недостаточно для их досмотра и отработки. Кроме того, всвязи с отсутствием на приграничных станциях технологических остановок грузового подвижного состава, осуществление работ по досмотру и проверке грузового подвижного состава в полном объеме не представляется возможным[6]. Особое внимание уделяется организации взаимодействия правоохранительных органов Челябинской области с органами внутренних дел Республики Казахстан. Так, например, на постоянной основе проводятся рабочие встречи руководителей ЮжноУральского управления внутренних делна транспорте(УВДТ), Центрального и Западного УВДТ МВД Республики Казахстан. На основе достигнутых международных соглашений с руководителями оперативных аппаратов транспортной милиции Республики Казахстан осуществляется обмен оперативной информацией с целью установления всей цепочки лиц, причастных к контрабанде наркотических средств.Однако во взаимодействии с правоохранительными органами Казахстана существуют определенные сложности. Проводимые совместные мероприятия проходят в основном только в рамках целевых операций, планируемых МВД России и Республики Казахстан,тогда как изобличение лиц, занимающихся транспортировкой наркотических средств требует оперативного вмешательстваи взаимодействия на уровне субъектов этих стран. Существенную проблему межгосударственного взаимодействия по противодействию преступности представляет собой взаимодействие в сфере оперативноразыскной деятельности, что обусловлено закрытой спецификой данного направления, приводящего к ограничению доступа к результатоам, полученных в ходе проведения оперативноразыскных мероприятий и на законодательном уровне большинства стран относимых к различным категориям тайны[7]. На основании вышеизложенного можно предложить следующие меры для повышения эффективности борьбы с наркотрафиком в Уральском федеральномокруге.Вопервых, международное направление.Реализм отношения к проблеме заключается в том, что без кардинальных изменений ситуации в Афганистане избавить нашу страну от героиновых потоков практически невозможно. К тому же наркомафияпод эгидой военизированных экстремистских движений, организующая против нас агрессию, имеет ярко выраженную транснациональную природу и характер.Действия в рамках этого направления носят длительный характер в основу которого можно положить только традиционное для России и Афганистана мирное сотрудничество, развитие образования, науки и культуры, постепенное повышение уровня жизни граждан этой страны. В то же время необходимо предпринимать неотложные меры по искоренению совместно с правительством Афганистана различных формирований экстремистского толка, поскольку если экстремисты смогут длительно воздействовать на молодежь, если молодое поколение жителей этой страны повзрослеет под воздействием экстремистской пропаганды, придется потратить в разы больше усилий и времени, чтобы они смогли отказаться от своих радикальных взглядов.В русле более простых и достижимых мер можно предложить упрощение взаимодействия между службами пограничных стран, противодействующих незаконному обороту наркотиков при передаче информации оперативноразыскного содержания.Проблему представляет то, что запрос в МВД иностранного государства об оказании содействия в сфере оперативноразыскной деятельности (ОРД), а также ответ на запрос компетентного органа не должны содержать сведения, отнесенные в нашей стране к государственной тайне. Посколькус одно стороны, сведения содержащие результаты оперативноразыскной деятельности составляют государственную тайну[8], с другой стороны, именно они представляют в значительной целевой интерес для запрашивающей стороны. Законодательством Российской Федерации определяется, что решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям принимается Правительством Российской Федерации при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защитегосударственной тайны о возможности передачи этих сведений[8].Данный подход безусловно обоснован и оправдан при межгосударственном обмене чрезвычайно критичными для безопасности страны сведениями в военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и, несомненно, в определенных направлениях оперативноразыскной деятельности, и должен быть особенно выверен при передаче информации другому государству, но в случае оперативноразыскной информации ключевым является именно оперативность, которая практически будет утеряна в ходе в ходе длительной процедуры прохождения решения через Межведомственную комиссию и Правительство. Повидимому, было бы целесообразным законодательно упростить принятие решения о передаче правоохранительным ведомствам другого государства сведений, полученных в результате осуществления оперативноразыскной деятельности[9], существенно понизив как минимум до уровня Министерства внутренних дел России уровень государственной структуры, принимающей решение о передаче такого рода сведений. Тем более, что на внутригосударственном уровне в Российской федерации решение о передаче тех же результатов оперативноразыскных мероприятий для их использования в уголовном процессе, т.е. с целью прямого рассекречивания их в необходимом объеме для публичного представления, например, на суде[10]принимает руководитель органа (подразделения), осуществляющего ОРД (начальник или его заместитель), в то время как зарубежные правоохранительные органы, как правило, будут связаны договорными обязательствами по конфиденциальному использованию переданных им материалов.Парадоксально, но на межгосударственном уровне передача таких же сведений для конфиденциального использования зарубежными правоохранительными органами, как это может быть определено соответствующим договором, потребует принятия решений на высшем уровне[11].В русле международного взаимодействия повидимому было целесообразно рассмотреть возможность создания отдельной мобильной группировки вооруженных сил России, которая по согласованию с правительствами зарубежных стран и с необходимыми санкциями властей Российской федерации могла принимать участие в зарубежных операциях по пресечению незаконного производства наркотических средств, поскольку в настоящее время места сбора и переработки наркотиков зачастую прикрываются хорошее вооруженными тяжелым оружием группами экстремистов, как это происходит, например в Афганистане.Вовторых, организация действенных полноценных внешних границ,прежде всего южного направления. Без наведения порядка в режимах ввоза товаров и въезда в Россию мы будем продолжать создавать комфортные, каких нет больше нигде в мире, условия для организаторов наркотрафика.Тем не менеесовременные тенденции развитиямежгосударственных связей, торгового оборотане позволяет ограничить поток граждан и грузов, пересекающих границу Российской федерацией, поскольку это явится тормозом экономического развитиястранрегиона, образующих Евразийский экономический союз.Тем не менее для разрешения этой проблемы возможны технические решения.При пересечении границ достаточно давно используются рентгеновские досмотровые комплексы, предназначенные для проверки багажа и малогабаритных грузов. Поэтому в настоящее время организаторы наркотрафика достаточно редко прибегают к укрытию наркотических средств в багаже. Тайники организуются в транспортных средствах с большой массой груза, который затруднительно подвергнуть досмотру или с использовании так называемых «глотателей»людей, перевозящих наркотические средства в собственном желудке в капсулах небольшого размера, поскольку сплошная проверка большого людского потокапри помощи рентгеновских установок не представлялась возможным. Для досмотра транспортных средств в настоящее время разработаны и применяются специальныесканирующие рентгеновские комплексы, выпускаемые как в стационарном (с большей производительностью и надежностью) и мобильном вариантах (большая оперативность в выборе мест досмотра), например таких, как система HeimannCargoVisionMobileкомпании SmithsDetection[12]. Работа системы основана на сканировании транспортного средства вдоль его длины специальным рентгеновским комплексом, позволяющего получать на экране монитора рентгеновское изображение досматриваемого транспортного средства и его груза, даже и в контейнере не зависимо от плотности укладки груза без необходимости вскрытия контейнера (кузова транспортного средства). Производительность мобильного варианта системы обеспечивает детальный досмотр до 25 транспортных средств в час. Система обеспечивает оченьнизкий уровень дозы рентгеновского излучения даже для человека, случайно или намеренно оказавшегося в грузе автомобиля даже при многократном сканировании (присутствие человека в сканируемо объекте не приветствуется).
Для досмотра большего количества людей при безопасной дозе рентгеновского облучения могут быть так же применены сканирующие системы, например Сканирующий портал досмотра человекаRapiscan Secure 1000 Single Pose. При общей длительности досмотра820 секунд на человека, подобная система может быть настроена для досмотра до 250 человек в час, обеспечивает высокую пропускную способность, отличное качество построения изображения и надежный персональный досмотр[13].Подобное оборудование достаточно дорого, но именно оно позволит выявлять поставки партий наркотиков, которые не удастся контролировать при помощи оперативной работы вдоль канала поставки.Следует иметь ввиду, что при наличии такого достаточно сложного оборудования, необходимо уделить пристальное внимание подготовки специалистов, которые будут его эксплуатировать, обеспечить его непрерывное полноценное регламентное обслуживание в течение длительного времени, что бывает достаточно сложно предусмотреть в рамках ограниченного бюджета и конкурсных государственных закупок[14].Применение такого оборудования позволит не ограничивать в существенной степени поток транспортных средств и граждан через границу, но существенно увеличить эффективность противодействия наркотрафику.Втретьих, ужесточение наказаний по отношению к тем, кто реализует оптовые партии наркотиков, адекватных уровню особой социальной опасности для общества. В настоящее время законодательством никак не выделены и не урегулированы вопросы, связанные с оптовым сбытом наркотиков, когда партии составляют не граммы, а десятки и сотни килограммов. Оптовики, по сути, приравнены к мелким распространителям, и тем и другим предусмотрена одинаковая ответственность за сбыт что 5 г, что 700 кггероина [15]. Минимальная оптовая партия по методике ООН это 20 тысяч доз и за большие объемы наркотических средств должно предусматриваться особое наказание в связи с колоссальным негативным, который может быть нанесен обществу и гражданам при реализациитакого количества доз наркотических средств.Возможно, было бы целесообразно утвердить список основных видов наркотиков с определением весовой шкалы, с учетом которой должен исчисляться срок наказания.Уральский федеральный округ в силу своего геополитического положения находится на одном из передовых рубежей в борьбе наркопреступностью. Природноклиматические условия Уральского федерального округа не позволяют выращиватьв значительных количествах наркосодержащие культуры, поэтому практически все наркотические средства, распространяющиеся на указанной территории, имеют зарубежное происхождение, т.е. доставлены в регион по контрабандным каналам через таможенную границу РФ. Пресечение наркотрафика через границу Российской Федерации на первый взгляд могло бы быть пресечено ужесточением и сокращением транзита через нее грузов и людей, однако современные тенденции развития международных отношений и сотрудничества между странами, образующими стратегические союзы, делает такой подход невозможным. Тем не менее существует целый спектр путей решения проблемы наркотрафика, не требующих возведения стен между странами.
Ссылки на источники1. В Екатеринбурге признали тщетность борьбы с наркотрафиком из Афганистана // Российское информационное агентство «Новый Регион». http://www.nr2.ru/ural/401231.html.[Дата обращения 11.08.2015].2 Областная целевая программа противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Челябинской области на 20102012 го (утв. постановлением Правительства Челябинской области от 18.02.2010 г. № 33п)// СПС Консультант плюс.3. Александров Р.А. Взаимосвязь наркобизнеса и национальной безопасности России // Российский следователь. –2006. –№ 2.4. Горбатова, М.А.Противодействие наркопреступности: мировой и региональный опыт: специализированный учебный курс / Под ред. Р.А. Хашимова / Челябинский центр по исследованию проблем противодействия организованной преступности и коррупции / М.А. Горбатова. –Челябинск, 2008. –115 с.5. Егоров В.К. О приоритетных направлениях антинаркотической политики государства // Наркомания в России –угроза национальной безопасности страны. –М., Издание Совета Федерации, 2005. –С.46.6. Волков, А.Г. Выявление преступлений и пресечение контрабанды наркотиков на объектах железнодорожного и авиатранспорта // Проблемы выявления, раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств: материалы научнопрактического семинара (12 апреля 2007 г.). –Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2007. –С. 3334.7. Васильченко Д. А. Отдельные вопросы международного сотрудничества в сфере оперативноразыскной деятельности / Полиция новый институт современной государственной правоохранительной системы: материалы всероссийской научнопрактической. конференции. (1516 сентября 2011 г.) / Омск : Омская академия МВД России, 2012.с. 171173.8. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485I 9. Рудаков Б.В. Проблемы использования материалов видеои звукозаписи, полученных во внепроцессуальном порядке, для формирования доказательственной базы / Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. №3. С. 4852.10. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативнорозыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: Приказ МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИНРоссии, ФСКН России, СК России от 27.09.2013 №776/703/509/507/1820/42/535/398/68.11. Рудаков Б.В., Ходасевич О.Н., Суздалев Е.А. Некоторые проблемы международного сотрудничества в правоохранительной деятельности на современном этапе // Материалы IIй Международной научнопрактической конференции «Актуальные проблемы международного сотрудничества органов внутренних дел в борьбе с преступностью» 19 ноября 2015 г. Академия управления МВД России.Москва.2015.с. 239247.12. HCVMobile. Heimann Cargo VisionMobile. Smiths Detection Company. User Manual MOBRUSSE2012/ MEX/ 01.00/GB.13. Сканирующий портал досмотра человека «Rapiscan Secure 1000 Single Pose» //taskt.ru: Сайт Компании ООО «ТАСКТ» URL:http://taskt.ru/catalog/scanportals/802/.[Дата обращения 21.03.2015].14. Рудаков Б.В., Бражников Д.А., Щукин А.М. Основы специальной техники (общая часть): Учебное пособие.Тюмень: Тюменский институт повышенияквалификации сотрудников МВД России, 2013.354 с.15. Егоров В.К. О приоритетных направлениях антинаркотической политики государства // Наркомания в России –угроза национальной безопасности страны. –М., Издание Совета Федерации, 2005. –С.49.
Рудаков Борис Викторович,к.х.н, доцент кафедры оперативноразыскной деятельности органов внутренних дел.ВГКОУ ВО «Уральский Юридический институт МВД России», г. Екатеринбургrudakov64@rambler.ru
Проблемы противодействия незаконному проникновению наркотических и психотропных средств в Уральский федеральный округ
Аннотация. Статья посвящена проблемам противодействия наркотрафику в Уральском регионе, обусловленными его географическим и экономическим положением. Рассматриваются ряд проблем, связанных с современными интеграционными процессами создания Евразийского союза, оказывающим существенное влияние как нагеополитическую и экономическую ситуацию в регионе, так и на структуру преступности. Очерчиваются некоторые пути решения этих проблем, не оказывающих негативного воздействия на интеграционные процессы.Ключевые слова: противодействие наркотрафику, наркопреступность, Уральский федеральный округ,сканирующие рентгеновские комплексы, пограничный контроль, международное взаимодействие в сфере оперативноразыскной деятельности.
Уральский регион с древних времен по настоящее время традиционно является узлом, через который походят пути, связывающие регионы Центральной Азии с Россией и западной Европы. Мощные экономические потоки с одной стороны и потоки миграционные обуславливает для сотен тысяч иностранцев из стран центральной Азии его привлекательность. Вслед за миграционными и грузовыми потоками в регион начинает проникать и разрастаться наркопреступность, использующая все возрастающий грузооборот и большое количество пересекающее границу людей для нелегальной транспортировки наркотиков из Афганистана. Уровень употребления наркотиков в Уральском регионе в следствие этого на 28 процентов превышает средний по России. По официальным данным на территории Уральского федерального округа от отравления наркотиками погибает более тысячичеловек ежегодно. Доля преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств составляет по региону около 7 процентов.Под наркотрафиком, или каналом незаконной транспортировки наркотических средств, принято понимать совокупность маршрута перемещения, используемых транспортныхсредств, способов сокрытия наркотиков, в том числе при пересечении государственных и таможенных границ, а также лиц, принимающих непосредственное участие в незаконной транспортировке и причастных к обеспечению ее безопасности.О масштабах проблемы свидетельствует то, что на международной конференции по вопросам сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, проходившейв Екатеринбургев августе 2012 года,было констатированоо том, что правоохранительные органы испытывают все большие проблемы вборьбес афганским наркотрафиком, объемы которого продолжают расти[1]. В связи с этим проблемы противодействия наркотрафику в Уральском федеральном округе являются актуальными.Основная цель исследования проанализировать ситуацию поставок наркотических средств в регионы Уральского федерального округа (УРФО), меры борьбы с ней и их эффективность.Задачи исследования, подчинены цели и состоят в следующем:
выявить особенности географического и геополитическогоположения УрФО применительно к каналамраспространения наркотиков на территории России
установить конкретные источники поступления наркотиков в каждомотдельном регионе (субъекте) УрФО
проанализировать меры борьбы с наркотрафиком в УрФО (на примере Челябинской области)
продумать возможности для повышения эффективности противодействия наркотрафику на территории УрФО.Одним из ключевых рубежей для наркотрафика является граница Казахстана с Россией.Интенсивность товарооборота и перемещения граждан через Российско‑Казахстанскую границу, практически отсутствующая техническая укрепленность, а так же равнинная местность(за исключением Республики Алтай, граница которой с Казахстаном проходит по горной местности при отсутствии используемых для регулярного сообщения дорог), пронизанная большим количеством дорог, оставшимся со времен Советского Союза дает возможность незаконного ввоза наркотиков практически на всем ее протяжении[2].Специалисты выделяют несколько главных маршрутов переправки наркотиков из Казахстана, ориентированных на подпольные оптовые рынки сбыта существующие в Российской Федерации:Направление на Нижнее Поволжье. Проходит из Западного Казахстана в Нижнее Поволжье с дальнейшими ответвлениями на Украину и в страны западной Европы, в центральные и поволжские регионы РФ, на СеверныйКавказ. Пересечение РоссийскоКазахстанской границы осуществляется, в первую очередь, на ее участке между Атырауской областью Казахстана и Астраханскуой областью Российской федерации.Направление Северо‑западное. Проходит из Западно‑Казахстанской, Актюбинской, Кустанайской, Карагандинской и Северо‑Казахстанской областей Казахстана через участки Саратовской, Самарской, Оренбургской, Челябинской и Курганской областей и далее в не граничащие с Казахстаном регионы Уральского федерального округа (Свердловскую область, Ханты‑Мансийский и Ямало‑Ненецкий автономные округа), Поволжье и центральные районы РФ, главным образом –в Москву и Санкт‑Петербург, из которых часть партий переправляется далее –в страны Восточной Европы.Направление Северо‑восточное. Проходит из Северо‑Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской и Восточно‑Казахстанской областей через Курганскую, Омскую, Тюменскую, Новосибирскую области и Алтайский край в нефтегазодобывающие регионы Сибири(Ханты‑Мансийский и Ямало‑Ненецкий автономные округа)[3].По даннымДепартамента борьбы с наркотиками МВД Республики Казахстан,основнымиперевалочными пунктами транспортировки героина в Казахстане являются: в случае использования железнодорожного транспорта станцииБейнеу и Атырау (на западном направлении), Тараз, Алматы и Астана с дальнейшей переправкойчерезЕкатеринбург (на северном и восточномнаправлении); при использовании автомобильного транспорта –города Чимкент, Караганда и Астана.Значительная протяженность границ Уральского федерального округа с Казахстаном во многом определяет негативное развитие наркоситуации которую обуславливают следующие факторы.Вопервых, большой и с каждым годом нарастающий объем производства опия в Афганистане. Продажа опия и продуктов его трансформации наращивается с каждым годом радикальными группировками, контролирующими значительные территории Афганистана. Торговля наркотиками является практически единственным источником дохода таких группировок, приносит большиеприбылиорганизаторам. Поскольку наркотические средства вдальнейшем предполагается транспортировать в другие, исповедующие отличные от экстремистских религиозных норм ценности, производство и экспорт наркотиков выгодно экстремистам с политических позиций, так как в странах, куда они будут направлены, наркоманиябудет поражать и ослаблять активное население. Присутствие и влияние сил НАТО в этом регионе никак не сказывается на сокращении производства и поставок наркотиков из этого региона. Скорее наоборот, существующая ситуация с перевалкой наркотических средств в Россию на руку западным политикам, поскольку рост употребления наркотических средств в конечном итоге разрушает экономику нашей страны и ослабляет ее как потенциального конкурента на международной арене.Вовторых, режим перехода через бывшую советскую границу с Афганистаном стал практически свободным. Так же в определенной степени, стала достаточно «прозрачна» и РоссийскоКазахстанская граница.В соответствии с двусторонним межправительственным соглашением от 3 октября 2006 г. жители приграничных территорий могут пересекать границу в 104 двусторонних пунктах пропуска, примерно треть из которых (28 пунктов) расположены в пределах УрФО.В соответствии с данным соглашением жители приграничных территорий могут перемещать через границу принадлежащие им транспортные средства: легковые автомобили, мотоциклы и мопеды. При этом документально регистрируется лишь пересечение границы автомобильным транспортом. Регистрация физических лиц не осуществляется. Досмотр ручной клади и багажа производится только при наличии оперативной информации[3].Втретьих, падение уровня жизни населения как в странах, где производится наркотическое средство, так и странахтранзитерах позволяет организаторам наркотрафика легко вербовать курьеров для его доставки до пунктов назначения.Вчетвертых, проведенная либерализация блока законодательства, охватывающего ситуацию с незаконным оборотом наркотических средствв частности, так и закрепление более жесткого контроля за оперативноразыскной деятельностью в известной степени осложняет оперативную работу по противодействию наркотрафику.В пятых, относительно развитая и недостаточно жестко контролируемая сет дорог. Территорию субъектов Федерации Уральского федерального округа со стороны Республики Казахстан пересекают 4 железнодорожные и 9 крупных автомобильных дорог, в том числе 2 федерального значения.По данным ГТК, начиная с 1998 года на российскоказахстанской границе задерживается около 90% героина, 70% опия, 60% марихуаны от общего количества наркотиков, изъятых правоохранительными органами страны.Большинство наркотиков поступают из Афганистана, Таджикистана, Узбекистана через границу с Казахстаном. Далее они транспортируются через территорию Курганской области в Свердловскую, Челябинскую и Тюменскую области и другие регионы страны. Как правило, крупные партии наркотиков проходят транзитом и в дальнейшем разбиваются на более мелкие[4].Таким образом, Уральский регион, обладая удобным географическим расположением, большими экономическими и людскими ресурсами рассматривается организаторами наркотрафикапрактически по тем же причинами как более удобную для транзита и реализации наркотических средствтерриторию.Говоря о Афганистане, как наиболее близком и вносящим основной вклад в наркотрафик регионе, не следует забывать, что им дело вовсе не ограничивается. Наркотики опиатной группы поступают и из Пакистана, гашиш и марихуанаиз Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и Казахстана.Целиком синтетические наркотические и психотропные средства амфетаминового ряда и другие подобные веществаиз стран западной Европы и Прибалтики. Производство амфетаминов, в основном, сконцентрировано в Голландии. Однако,отмечается тенденция перемещения незаконного производства наркотиков в страны, которые недавно стали членами Европейского Союза, например,Польшу.Тем не менее для Уральского региона Афганское направление является наиболее актуальным и проблемным.В настоящее время территория Казахстана используется организованной наркопреступностью как крупнейшая перевалочная база для транзита афганских опиатов иявляется местом складирования значительных партий героина в непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации. Неконтролируемому транспортному сообщению способствуют также равнинный лесостепной ландшафт, большое количество проселочных дорог и низкая плотность населения на приграничных территориях. Близость к границе, ее протяженность, постоянно растущее производство наркотиков, прежде всего афганских, обусловили низкую цену (следовательно, и большую доступность) на героин цена 1800 рублей за грамм в 2 раза ниже, чем в среднем по России.Наиболее крупные партии наркотиков часто маскируются под грузом сезонной сельскохозяйственной продукции, ввозимой на территорию страны из сопредельного Казахстана.Таким образом, на южных границах Уральского федерального округа создаются благоприятные геополитические предпосылки для роста незаконного транзита и распространения наркотических средств.Транспортировка наркотических средств осуществляется по определенным, как правило проверенным, удобным для скрытной доставки маршрутамтак называемым каналам. Для такого большего в географическом плане региона как Урал, будет организовываться несколько каналов, контролируемого различными криминальными группировками.Каналы поставки наркотических средств в регионы, составляющие Уральский федеральный округ вследствие их различного географического положения имеют свою специфику.В Хантымансийский автономный округ(Югру)наркотики доставляются авиационным, железнодорожным и автомобильнымтранспортомчерез Тюмень и Екатеринбург. В основном в Хантымансийский автономный округпоступают наркотики из Средней Азии (Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан).
Транспортировка наркотических средств на территорию округа, осуществляется преимущественно железнодорожным и автомобильным транспортом. Центрами поставок наркотических средств в Югру являются города: Москва, Санкт ПетербургНовосибирск, Челябинск, Екатеринбург, Курган, Тюмень, Омск[5].Основными пунктами поступления крупных партийнаркотиков стали,что вполне естественно, самые крупные населенные пункты региона: ПытьЯх, Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск, Мегион. Особенности наркотрафика вЯмальскомрегионе.Половинатерритории округанаходится за Полярным кругом. Численность населения–около 520 тысяч человек,при этом основная масса жителей сосредоточена в нескольких городах. Самые крупные из нихНоябрьск и Новый Уренгой.
Железнодорожные магистрали подходят к региону с югозападного и южного направлений и охватывают южную часть региона. Этим обстоятельств формируетдваосновных потоковпоступления наркотиков на Ямал:Южное направление имеетустойчивое круглогодичное сообщение автомобильным и железнодорожным транспортом с внутрироссийскими регионами. Именно через него крупнейшие партии наркотических средств изСредней Азии через Курганскую, Тюменскую и Свердловскую области поступают в конечные точки–Новый Уренгой и Надым. Западное направление завершаетсяжелезнодорожной станцией Лабытнанги, откуда снабжаются прилегающие к ней районы.Пути доставки наркотических средств в Тюменскую область. Героинв этот регион Уральского федерального округа попадаетв основном из Афганистана и Пакистана. ВТюменскую область этот трафик пролегает чаще через Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Казахстан. Иногда он привозитсяв Тюменскую область со стороны прилегающей к ней Свердловской и близкой Челябинской областей. Условия для создания наркотрафика с южного направления создает участок практически прозрачной границы с Казахстаном наюге Тюменской областипротяженностью 186 километров. С этого направления поступает основной поток героина и марихуаны.Синтетические наркотические средства (амфетамины, ЛСД, «экстази»и др.)–производится в западной Европе ипоступают в Россию через Прибалтику и СанктПетербург. Кроме пограничного расположения, способствует наркотрафику и относительно высокий уровень доходов жителей Тюменской области, обеспечиваемое заработками в полярных регионах. ПосколькуКурганская область граничит с Казахстаном, основные поставки наркотиковв нееидут с этого направления. Несмотря на проблему проницаемости границы, удается задерживать значительные партии наркотических средств.В ноябре 2005 года через пункт пропуска «Неверовский»Макушинского района Курганской области на КамАЗе, следовавшем из Казахстана, наркодельцы пытались переправить в Россию более 885 килограммов марихуаны. Пограничник Александр Лопарев ответственно подошел к исполнению своих служебных обязанностей, проявив при этом внимательность и находчивость. Он попросил водителей сделать так называемый технологический колодец, то есть полностью откидать груз от переднего борта кузова до самого пола. При осмотре внутренностей фуры, в передней ее части, Лопарев обнаружил дополнительную нишу, в которой и оказалось 46 мешков с наркотической травой. При транспортировке используется железнодорожный и автомобильный транспорт. Летомобъёмы поставки увеличиваются, так как можно проехать по многим сельским, неприметным автотрассам, а так же в связи с тем, что наращивается поставка сельхозпродукции, используемойтрадиционно для маскировки груза наркотических средств. В Челябинскаяобластинаркотики доставляют в область железнодорожным и автомобильным транспортом. Значительно увеличилось число попыток контрабанды марихуаны из соседнего Казахстана. Упрощенный режим охраны и пересечения государственной границы РоссийскойФедерации,еенедостаточнаятехническаяукрепленностьиобустроенностьоказывают серьезное влияние на развитие наркоситуации в Челябинской области.Организованными преступными группами к созданию «коротких» каналовконтрабанды наркотиков активно привлекаются жители приграничныхрайонов.Продолжаетсяпрактикатранзитнойпереброскинебольшихпартийгероинаимарихуаныпотранспортныммагистралям Челябинской области в крупные города с целью дальнейшегосбыта.Кроме стандартных для всех регионов России структур, в функции которых входит противодействие незаконному обороту наркотических средстви его негативным последствиям, в Челябинской области действует Межведомственная антинаркотическая комиссия Челябинской области создана 4 февраля 2008 г. в соответствии с Указом Президента России. Антинаркотическая комиссия Челябинской области является межведомственным координационным органом, обеспечивающим взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Челябинской области и органов местного самоуправления Челябинской области по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также осуществляющим мониторинг и оценку развития наркоситуации в Челябинской области[4].На участке обслуживания ЮжноУральского УВД на транспорте создано 3 отдельных контрольнопропускных пункта «Троицк», «Курган», «Оренбург»открытых для международного сообщения через Государственную границу Российской Федерации. Сотрудниками МВД России, Федеральной таможенной службыи пограничной службой организован досмотр пассажиров и багажа, взяты под контроль миграционные потоки иностранных граждан и лиц без гражданства, выявляются и пресекаются преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, наркотиков, а также с контрабандой товаров и материальных ценностей. В пунктах пропуска организованатехнологическая остановка всех международных пассажирских поездов для проверки пассажиров. Однако российские пассажирские поезда, следующие транзитом и пересекающие границу с Казахстаном, имеют стоянку до 5 минут, что явно недостаточно для их досмотра и отработки. Кроме того, всвязи с отсутствием на приграничных станциях технологических остановок грузового подвижного состава, осуществление работ по досмотру и проверке грузового подвижного состава в полном объеме не представляется возможным[6]. Особое внимание уделяется организации взаимодействия правоохранительных органов Челябинской области с органами внутренних дел Республики Казахстан. Так, например, на постоянной основе проводятся рабочие встречи руководителей ЮжноУральского управления внутренних делна транспорте(УВДТ), Центрального и Западного УВДТ МВД Республики Казахстан. На основе достигнутых международных соглашений с руководителями оперативных аппаратов транспортной милиции Республики Казахстан осуществляется обмен оперативной информацией с целью установления всей цепочки лиц, причастных к контрабанде наркотических средств.Однако во взаимодействии с правоохранительными органами Казахстана существуют определенные сложности. Проводимые совместные мероприятия проходят в основном только в рамках целевых операций, планируемых МВД России и Республики Казахстан,тогда как изобличение лиц, занимающихся транспортировкой наркотических средств требует оперативного вмешательстваи взаимодействия на уровне субъектов этих стран. Существенную проблему межгосударственного взаимодействия по противодействию преступности представляет собой взаимодействие в сфере оперативноразыскной деятельности, что обусловлено закрытой спецификой данного направления, приводящего к ограничению доступа к результатоам, полученных в ходе проведения оперативноразыскных мероприятий и на законодательном уровне большинства стран относимых к различным категориям тайны[7]. На основании вышеизложенного можно предложить следующие меры для повышения эффективности борьбы с наркотрафиком в Уральском федеральномокруге.Вопервых, международное направление.Реализм отношения к проблеме заключается в том, что без кардинальных изменений ситуации в Афганистане избавить нашу страну от героиновых потоков практически невозможно. К тому же наркомафияпод эгидой военизированных экстремистских движений, организующая против нас агрессию, имеет ярко выраженную транснациональную природу и характер.Действия в рамках этого направления носят длительный характер в основу которого можно положить только традиционное для России и Афганистана мирное сотрудничество, развитие образования, науки и культуры, постепенное повышение уровня жизни граждан этой страны. В то же время необходимо предпринимать неотложные меры по искоренению совместно с правительством Афганистана различных формирований экстремистского толка, поскольку если экстремисты смогут длительно воздействовать на молодежь, если молодое поколение жителей этой страны повзрослеет под воздействием экстремистской пропаганды, придется потратить в разы больше усилий и времени, чтобы они смогли отказаться от своих радикальных взглядов.В русле более простых и достижимых мер можно предложить упрощение взаимодействия между службами пограничных стран, противодействующих незаконному обороту наркотиков при передаче информации оперативноразыскного содержания.Проблему представляет то, что запрос в МВД иностранного государства об оказании содействия в сфере оперативноразыскной деятельности (ОРД), а также ответ на запрос компетентного органа не должны содержать сведения, отнесенные в нашей стране к государственной тайне. Посколькус одно стороны, сведения содержащие результаты оперативноразыскной деятельности составляют государственную тайну[8], с другой стороны, именно они представляют в значительной целевой интерес для запрашивающей стороны. Законодательством Российской Федерации определяется, что решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям принимается Правительством Российской Федерации при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защитегосударственной тайны о возможности передачи этих сведений[8].Данный подход безусловно обоснован и оправдан при межгосударственном обмене чрезвычайно критичными для безопасности страны сведениями в военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и, несомненно, в определенных направлениях оперативноразыскной деятельности, и должен быть особенно выверен при передаче информации другому государству, но в случае оперативноразыскной информации ключевым является именно оперативность, которая практически будет утеряна в ходе в ходе длительной процедуры прохождения решения через Межведомственную комиссию и Правительство. Повидимому, было бы целесообразным законодательно упростить принятие решения о передаче правоохранительным ведомствам другого государства сведений, полученных в результате осуществления оперативноразыскной деятельности[9], существенно понизив как минимум до уровня Министерства внутренних дел России уровень государственной структуры, принимающей решение о передаче такого рода сведений. Тем более, что на внутригосударственном уровне в Российской федерации решение о передаче тех же результатов оперативноразыскных мероприятий для их использования в уголовном процессе, т.е. с целью прямого рассекречивания их в необходимом объеме для публичного представления, например, на суде[10]принимает руководитель органа (подразделения), осуществляющего ОРД (начальник или его заместитель), в то время как зарубежные правоохранительные органы, как правило, будут связаны договорными обязательствами по конфиденциальному использованию переданных им материалов.Парадоксально, но на межгосударственном уровне передача таких же сведений для конфиденциального использования зарубежными правоохранительными органами, как это может быть определено соответствующим договором, потребует принятия решений на высшем уровне[11].В русле международного взаимодействия повидимому было целесообразно рассмотреть возможность создания отдельной мобильной группировки вооруженных сил России, которая по согласованию с правительствами зарубежных стран и с необходимыми санкциями властей Российской федерации могла принимать участие в зарубежных операциях по пресечению незаконного производства наркотических средств, поскольку в настоящее время места сбора и переработки наркотиков зачастую прикрываются хорошее вооруженными тяжелым оружием группами экстремистов, как это происходит, например в Афганистане.Вовторых, организация действенных полноценных внешних границ,прежде всего южного направления. Без наведения порядка в режимах ввоза товаров и въезда в Россию мы будем продолжать создавать комфортные, каких нет больше нигде в мире, условия для организаторов наркотрафика.Тем не менеесовременные тенденции развитиямежгосударственных связей, торгового оборотане позволяет ограничить поток граждан и грузов, пересекающих границу Российской федерацией, поскольку это явится тормозом экономического развитиястранрегиона, образующих Евразийский экономический союз.Тем не менее для разрешения этой проблемы возможны технические решения.При пересечении границ достаточно давно используются рентгеновские досмотровые комплексы, предназначенные для проверки багажа и малогабаритных грузов. Поэтому в настоящее время организаторы наркотрафика достаточно редко прибегают к укрытию наркотических средств в багаже. Тайники организуются в транспортных средствах с большой массой груза, который затруднительно подвергнуть досмотру или с использовании так называемых «глотателей»людей, перевозящих наркотические средства в собственном желудке в капсулах небольшого размера, поскольку сплошная проверка большого людского потокапри помощи рентгеновских установок не представлялась возможным. Для досмотра транспортных средств в настоящее время разработаны и применяются специальныесканирующие рентгеновские комплексы, выпускаемые как в стационарном (с большей производительностью и надежностью) и мобильном вариантах (большая оперативность в выборе мест досмотра), например таких, как система HeimannCargoVisionMobileкомпании SmithsDetection[12]. Работа системы основана на сканировании транспортного средства вдоль его длины специальным рентгеновским комплексом, позволяющего получать на экране монитора рентгеновское изображение досматриваемого транспортного средства и его груза, даже и в контейнере не зависимо от плотности укладки груза без необходимости вскрытия контейнера (кузова транспортного средства). Производительность мобильного варианта системы обеспечивает детальный досмотр до 25 транспортных средств в час. Система обеспечивает оченьнизкий уровень дозы рентгеновского излучения даже для человека, случайно или намеренно оказавшегося в грузе автомобиля даже при многократном сканировании (присутствие человека в сканируемо объекте не приветствуется).
Для досмотра большего количества людей при безопасной дозе рентгеновского облучения могут быть так же применены сканирующие системы, например Сканирующий портал досмотра человекаRapiscan Secure 1000 Single Pose. При общей длительности досмотра820 секунд на человека, подобная система может быть настроена для досмотра до 250 человек в час, обеспечивает высокую пропускную способность, отличное качество построения изображения и надежный персональный досмотр[13].Подобное оборудование достаточно дорого, но именно оно позволит выявлять поставки партий наркотиков, которые не удастся контролировать при помощи оперативной работы вдоль канала поставки.Следует иметь ввиду, что при наличии такого достаточно сложного оборудования, необходимо уделить пристальное внимание подготовки специалистов, которые будут его эксплуатировать, обеспечить его непрерывное полноценное регламентное обслуживание в течение длительного времени, что бывает достаточно сложно предусмотреть в рамках ограниченного бюджета и конкурсных государственных закупок[14].Применение такого оборудования позволит не ограничивать в существенной степени поток транспортных средств и граждан через границу, но существенно увеличить эффективность противодействия наркотрафику.Втретьих, ужесточение наказаний по отношению к тем, кто реализует оптовые партии наркотиков, адекватных уровню особой социальной опасности для общества. В настоящее время законодательством никак не выделены и не урегулированы вопросы, связанные с оптовым сбытом наркотиков, когда партии составляют не граммы, а десятки и сотни килограммов. Оптовики, по сути, приравнены к мелким распространителям, и тем и другим предусмотрена одинаковая ответственность за сбыт что 5 г, что 700 кггероина [15]. Минимальная оптовая партия по методике ООН это 20 тысяч доз и за большие объемы наркотических средств должно предусматриваться особое наказание в связи с колоссальным негативным, который может быть нанесен обществу и гражданам при реализациитакого количества доз наркотических средств.Возможно, было бы целесообразно утвердить список основных видов наркотиков с определением весовой шкалы, с учетом которой должен исчисляться срок наказания.Уральский федеральный округ в силу своего геополитического положения находится на одном из передовых рубежей в борьбе наркопреступностью. Природноклиматические условия Уральского федерального округа не позволяют выращиватьв значительных количествах наркосодержащие культуры, поэтому практически все наркотические средства, распространяющиеся на указанной территории, имеют зарубежное происхождение, т.е. доставлены в регион по контрабандным каналам через таможенную границу РФ. Пресечение наркотрафика через границу Российской Федерации на первый взгляд могло бы быть пресечено ужесточением и сокращением транзита через нее грузов и людей, однако современные тенденции развития международных отношений и сотрудничества между странами, образующими стратегические союзы, делает такой подход невозможным. Тем не менее существует целый спектр путей решения проблемы наркотрафика, не требующих возведения стен между странами.
Ссылки на источники1. В Екатеринбурге признали тщетность борьбы с наркотрафиком из Афганистана // Российское информационное агентство «Новый Регион». http://www.nr2.ru/ural/401231.html.[Дата обращения 11.08.2015].2 Областная целевая программа противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Челябинской области на 20102012 го (утв. постановлением Правительства Челябинской области от 18.02.2010 г. № 33п)// СПС Консультант плюс.3. Александров Р.А. Взаимосвязь наркобизнеса и национальной безопасности России // Российский следователь. –2006. –№ 2.4. Горбатова, М.А.Противодействие наркопреступности: мировой и региональный опыт: специализированный учебный курс / Под ред. Р.А. Хашимова / Челябинский центр по исследованию проблем противодействия организованной преступности и коррупции / М.А. Горбатова. –Челябинск, 2008. –115 с.5. Егоров В.К. О приоритетных направлениях антинаркотической политики государства // Наркомания в России –угроза национальной безопасности страны. –М., Издание Совета Федерации, 2005. –С.46.6. Волков, А.Г. Выявление преступлений и пресечение контрабанды наркотиков на объектах железнодорожного и авиатранспорта // Проблемы выявления, раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств: материалы научнопрактического семинара (12 апреля 2007 г.). –Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2007. –С. 3334.7. Васильченко Д. А. Отдельные вопросы международного сотрудничества в сфере оперативноразыскной деятельности / Полиция новый институт современной государственной правоохранительной системы: материалы всероссийской научнопрактической. конференции. (1516 сентября 2011 г.) / Омск : Омская академия МВД России, 2012.с. 171173.8. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485I 9. Рудаков Б.В. Проблемы использования материалов видеои звукозаписи, полученных во внепроцессуальном порядке, для формирования доказательственной базы / Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. №3. С. 4852.10. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативнорозыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: Приказ МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИНРоссии, ФСКН России, СК России от 27.09.2013 №776/703/509/507/1820/42/535/398/68.11. Рудаков Б.В., Ходасевич О.Н., Суздалев Е.А. Некоторые проблемы международного сотрудничества в правоохранительной деятельности на современном этапе // Материалы IIй Международной научнопрактической конференции «Актуальные проблемы международного сотрудничества органов внутренних дел в борьбе с преступностью» 19 ноября 2015 г. Академия управления МВД России.Москва.2015.с. 239247.12. HCVMobile. Heimann Cargo VisionMobile. Smiths Detection Company. User Manual MOBRUSSE2012/ MEX/ 01.00/GB.13. Сканирующий портал досмотра человека «Rapiscan Secure 1000 Single Pose» //taskt.ru: Сайт Компании ООО «ТАСКТ» URL:http://taskt.ru/catalog/scanportals/802/.[Дата обращения 21.03.2015].14. Рудаков Б.В., Бражников Д.А., Щукин А.М. Основы специальной техники (общая часть): Учебное пособие.Тюмень: Тюменский институт повышенияквалификации сотрудников МВД России, 2013.354 с.15. Егоров В.К. О приоритетных направлениях антинаркотической политики государства // Наркомания в России –угроза национальной безопасности страны. –М., Издание Совета Федерации, 2005. –С.49.