Анализ подходов к проблеме социальной защиты семьи и детства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кагарманова А. А. Анализ подходов к проблеме социальной защиты семьи и детства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 221–225. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86945.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос защиты семьи и детства. Анализируются основные подходы к проблеме социальной защиты семьи и детства с позиции исследователей в области социальной педагогики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кагарманова Александра Александровна,воспитатель, ГБУ Республиканский центр социальной помощи семье и детям, г.Уфаaleksandra.kosnikova@mail.ru

Анализ подходовк проблеме социальной защиты семьи и детства

Аннотация. Встатье рассматривается вопрос защиты семьи и детства. Анализируются основные подходы к проблемесоциальной защиты семьи и детства с позиции исследователей в области социальной педагогики.Ключевые слова: социальная защита семьи и детства, социальнопедагогический подход, личностнодеятельностный подход, региональный подход.

В наши дни проблема социальной защиты семьи и детства приобрела особую актуальность. Детство рассматривается как результат социогенеза взаимоотношений детей и взрослых. Поэтому, если общество дорожит детьми как своим наиболее ценным достоянием, то оно обеспечивает заботу о детстве.

Право на получение социальной защиты стало одним из важнейших элементов правового статуса гражданина и в таком качестве закреплено в международноправовых документах большинства стран.

В преамбуле «Декларации прав ребенка», принятой и провозглашённой Генеральной ассамблеей ООН в 1959 г., ребенок определен как человек «физически и умственно незрелый» и таким образом, ему должно быть уделено особое внимание социума на любом уровне[1].

В Конвенции ООН о правах ребенка, принятойв 1989 г. и ратифицированнойРоссией в 1990 г, подчеркивается, что дети имеют право на жизнь, здоровое развитие, защиту[2].

В Семейном кодексе РФ в главах «Права несовершеннолетних детей и «Права обязанности родителей» раскрыты некоторые права детей по тем или иным позициям. В статье 57 говорится, что ребенок в возрасте с 10 лет имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы [3].

В современной педагогической литературе имеются различные точки зрения по определению понятия «социальная защита семьи и детства».

И.Ф. Дементьева, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга определяют понятие «социальная защита семьи и детства» как, помощь, оказываемая профессионально подготовленными людьми детям и семье, находящимся в трудной жизненной ситуации, в выявлении, определении и разрешении проблем, возникающих при нарушении их базовых прав[4].

По мнению Т.Н. Поддубной и А.О. Поддубного, социальная защита семьи и детства это организационные, правовые, финансовоэкономические, медицинские, социальнопсихологопедагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспеченияи гармоничного развития ребенка в семье, осуществляемые обществом и его официальными структурами[5].

В исследованиях Т.А. Бойцова, Н.Ю. Конасова, В.С. Кошкиной социальная защита семьи и детства трактуется как, система деятельности, организованная на основе межведомственного взаимодействия и направленная на создание условий реализации прав особых категории детей (оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с проблемами социального взаимодействия, здоровья, одаренных детей). Авторы считают, что социальная защита решает задачи реализации прав ребенка на полноценное развитие, образование, досуг, охрану здоровья, участие в культурной и творческой жизни, на поддержку и помощь взрослого[6].

Следовательно, социальнаязащита семьи и детства –это система, опирающаяся на сформированную нормативноправовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей и лицами, взаимодействующими с детьми.

В настоящее время существует несколько основных подходов к исследованию вопроса социальной защиты семьи и детства. Рассмотрим, чем характеризуется каждый подход относительно данной проблемы.

Социальнопедагогический подход раскрывается в работах В.Г. Бочаровой,Г.А. Ворониной, О.С. Газмана, Р.А. Литвак, Т.В. Лодкиной, И.В. Матвиенко, Л.Я Олиференко.

Впервые проблема защиты детства была озвучена в работах О.С. Газмана. Авторвыделил основные принципы обеспечения социальнопедагогической поддержки семьи:

согласие ребенка на помощь и поддержку;

опора на личные силы и потенциальные возможности личности;

совместимость, сотрудничество, содействие;

конфиденциальность (анонимность);

доброжелательность;

безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

реализация принципа «Не навреди»[7].

В исследованиях Т.В. Лодкиной выделяются следующие направления социальнопедагогической защиты семьи:

содержание образования как способ социализации личности ребенка;

система воспитательной работы с привлечением семьи и семейного социального педагога;

социальнопедагогическая служба.

Так же автор утверждает, что основными составляющими процесса социальнопедагогической защиты семьи являются –диагностикаи коррекция педагогической запущенности детей, изучение семейного уклада и психологопедагогическая культура родителей, дифференцированный подход, консультирование [8].

Таким образом, с точки зрения социальнопедагогического подхода социальная защита семьи и детства представляет собой процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему нормально функционировать в обществе, сохранять свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Личностнодеятельностный подходв системе социальной защиты семьи и детства нашел отражение в работах А.Г. Бермус, Е.В. Бондаревской, О.В. Гукаленко,Н.Н. Михайловой,П.П. Пивненко, С.И. Юсфин, И.С. Якиманской.

Видный отечественный педагог Е.В. Бондаревская определила следующие ведущие положения концепции детства:

новый образ ребенка основан на понимании его как субъекта развития и признания за ним права на свободное саморазвитие;

признание самоценности детства;

признание первостепенного значения его для общего развития ребенка;

утверждение качественного своеобразия периода детства;

выявления способностей и интересов личности в раннем возрасте;

бережноохранительное отношение к душевной жизни ребенка и поддержка его детской индивидуальности;

целостность жизнедеятельности личности в детстве и наполненность его культурными смыслами.

По мнению Е.В. Бондаревской, достижению целей социальной защиты семьи и детства будет способствовать работа, направленная на овладение педагогами технологиями ненасильственного воспитания, пропаганду этих идей среди родителей и населения региона, создание служб социальной помощи, разработка и осуществление городских и школьных программ «Здоровьедетей», «Одаренные дети», «Семья и семейное воспитание», развитие деятельности социальных работников и социальных педагогов [9].

С.И. Юсфин считает, что социальная поддержка детства –это процесс совместного с ребенком определения его интересов и путей, преодоления проблем, мешающих сохранить ему человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных областях жизнедеятельности [10].

Н.Н. Михайлова утверждает, что социальная поддержка представляет собой механизм автономизации личности, состоящий в присвоении ребенком права на уникальность, выстраивание собственной жизненной траектории; сопровождение ребенка педагогом в процессе жизнедеятельности[11].

Исходя изданных определений авторов, с позиции социальной защиты детства социальная поддержка –это совокупность различных форм социальнопедагогической деятельности, направленных на активизацию жизненных сил человека в тот или иной период его жизни, удовлетворение потребностей человека в социальной помощи, моральной поддержке, воспитании и образовании.

Итак, личностнодеятельностный подходпозволяет рассмотреть социальную защиту, как деятельность педагога по созданию необходимых условий (социальных, психологических, педагогических) для саморазвития и адаптации ребенка в образовательном пространстве.

Возможности реабилитационного подходав социальной защите детства рассматривали Н.В. Вострокнутов, Н.К. Харитонова, Л.О. Перегожин, Р.В. Овчарова, А.А. Романов, М.Г. Хоменко, Л.М. Шипицына.

Данные исследователи выделяют три направления в реабилитации, проводимой с детьми и их родителями по определенной системе:

диагностическая работа;

организация реабилитационных мероприятий;

постреабилитационная защита ребенка.

Н.В. Вострокнутов, Н.К. Харитонова, Л.О. Перегожинсчитают, что эффективность реабилитационной работы во многом достигается за счет использования основополагающих принципов, которые должны обязательно учитываться в процессе социальной защиты семьи и детства. Рассмотрим данные принципы:

принцип гуманизма –подчеркивает ценность ребенка как личности и направлен на поиск положительного в нем, актуализацию потенциальных возможностей ребенка;

принцип единства диагностики и реабилитации заключается в том, что задачи реабилитационной работы могут быть сформулированы только на основе результатов диагностического изучения;

принцип комплексности предполагает единый комплекс медикопсихологопедагогических воздействий при реабилитации;

принцип индивидуальности предполагает учет индивидуальных и личностных особенностей в процессе реабилитации;

принцип поэтапности в проведении реабилитационных мероприятий;

принцип реалистичности –ориентирует на постановку реально достижимых целей реабилитации, исходя из реабилитационного потенциала ребенка[12].

Из вышесказанного следует, что относительно данного подхода социальная защита семьи и детства представляет собой систему мер комплексной реабилитации, направленную на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Таким образом, вышеперечисленные подходы к проблеме социальной защиты семьи и детства направлены на благополучие мира детства, предоставление каждому ребенку защищенного пространства как в учреждениях социальнопедагогической направленности, так и в семье.

Социальная защита семьи и детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансовоэкономических, социальнопсихологопедагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов.

В настоящее время социальная защита семьи и детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности: в сфере семейных отношений, в сфере образования, в среде обитания ребенка. Вопервых, должен быть защищен определенный уровень жизни (основные потребности, физическое и психическое здоровье), вовторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая и социальная), втретьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей.

Ссылкинаисточники1.Декларация прав ребенка–URL: http://www.school444.ru/images/declaration.doc.2.Конвенция о правах ребенка. –М.: РИОР, 2009. –24с.3. Семейный кодекс РФ –URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_Law_8982.4. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социальнопедагогическая поддержка детей группы риска. –3у изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2008. –256 с.5. Социальная защита семьи и детства в Российской Федерации: справочник социального педагога и социального работника / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. –Ростов н/Д: Феникс, 2015. –510 с. 6. Конасова Н.Ю., Бойцова А.Т., Кошкина В.С. Права детей на дополнительное образование и социальнопедагогическую поддержку// Под ред. О.Е. Лебедева. –Спб: Издво КАРО. 2005г. –221 с.7. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная неувязка// Новейшие ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. –58 с.8. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Лодкина. –4е изд., стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2009. –208 с.9. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. –Ростов н/Д: Учитель, 1999. –560 с.10. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебнометодическое пособие. –М.: МИРОС, 2001. –208 с.11. Там же.12. Вострокнутов Н.В., Харитонова Н.К., Перегожин Л.О. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье. –Москва, 2005. –256 с.