Проблемы и перспективы экономического образования в Оренбургской области
Выпуск:
ART 86944
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Юртаева
Т.
Б. Проблемы и перспективы экономического образования в Оренбургской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
216–220. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86944.htm.
Аннотация. В статье приведен обзор современного состояния и перспектив развития экономического образования в Оренбуржье. Автором проанализированы и сопоставлены данные по России и Оренбургской области за последние пять лет, выявлены противоречия в сфере подготовки экономиста и требований рынка труда.
Текст статьи
Юртаева Татьяна Борисовнакандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Экономика и менеджмент» НОУ ВО «Московский технологический институт» (филиал в г.Оренбурге), г. Оренбург
ptb_85@bk.ru
Проблемы и перспективы экономическогообразования вОренбургской области
Аннотация.В статье приведенобзор современного состояния и перспектив развития экономического образования в Оренбуржье. Автором проанализированы и сопоставлены данные по России и Оренбургской области за последние пять лет, выявлены противоречия в сфере подготовки экономиста и требованиями рынка труда.Ключевые слова: экономическое образование,Оренбургская область,статистика образования.
Экономическое образование в России сегодня –это более 200 лет исторического развития и развитая сеть образовательных учреждений по всей стране. Оно дает актуальное знание и перспективную профессию, поскольку обладает мобильностью и позволяет найти применение труду экономиста во всех без исключения сферах хозяйственной деятельности. Рынок труда предъявляет повышенные требования к специалистам в экономической сфере. Так, на заработную плату от 30 тыс. руб. в Оренбургской области могут рассчитывать не многиеспециалисты: необходим опыт работы от 5 лет в соответствующей отрасли, специфические навыки (работы с программным обеспечением, владения иностранным языком и др.), управленческий опыт. Среди наиболее высокооплачиваемых специалистов –экономистымеждународники, экономисты в сфере информационных технологий, и экономистыаналитики, которых оренбургские вузы области пока не готовят. К сожалению, и в рейтинг лучших вузов России они пока не попали. Оренбургская область –одна из крупнейших в стране. Оренбургская область –активный участник модернизации образовательных процессов, что позволяет образованию области выйти на качественно новый уровень оказания услуг. В расчете на 100 чел. жителей, 30% имеют среднее профессиональное образование, 18% высшее. В экономической сфере трудятся 11,5 тыс. чел., большинство из которых имеют высшее образование (70,1%). Профессиональное образование области представлено 90 учреждениями, 117 тыс. студентов, 9 тыс. педагогических работников (таблица 1): Таблица 1Распределение занятых в финансовой сфере экономики Оренбургской области по уровню образования
Уровень образованияТыс. чел.В % к итогуВсего, в т.ч.:1579100
высшее110770,1
среднее профессиональное по программам подготовки специалистов среднего звена30919,5
среднее профессиональное по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих603,7
среднее общее966,1
основное общее60,6
не имеют основного общего образования0,00,0Исходя из приведенных данныммы видим, что в области наиболее востребованы работники финансовой сферы с высшим образованием. Сеть учебных заведений области представлена следующими показателями (таблица 2) [5, c. 20]: Таблица 2
Статистика образования Оренбургской области за 2014/2015 уч. гг.
Сеть образовательных учреждений:
дошкольные образовательные учреждения 778общеобразовательные учреждения989вечерние (сменные) общеобразовательные школы16специальные (коррекционные) школы и школыинтернаты, детские дома (в том числе 1 муниципальный детский дом)28учебновоспитательное учреждение для детей с девиантным поведением1учреждения дополнительного образования детей116учреждения начального профессионального образования34учреждения среднего профессионального образования (в том числе структурные подразделения вузов)58учреждения высшего профессионального образования (в том числе филиалы)32Итого:2052Охват населения образовательными услугами, тыс. чел. :дошкольные образовательные учреждения и учреждения, реализующие программу дошкольного образования92,5
общеобразовательные учреждения200,3 вечерние (сменные) общеобразовательные школы2,6 специальные (коррекционные) школы и школыинтернаты, детские дома2,9 учреждения дополнительного образования детей253,7 учреждения начального профессионального образования10,2 учреждения среднего профессионального образования (в том числе структурные подразделения вузов)42,5 учреждения высшего профессионального образования (в том числе филиалы)74,3 Итого:425,3 Педагогические работники, тыс. чел.:дошкольные образовательные учреждения8,1общеобразовательные учреждения18,9вечерние (сменные) общеобразовательные школы1,3специальные (коррекционные) школы и школыинтернаты, детские дома1,1учреждения дополнительного образования детей10,8учреждения начального профессионального образования1,1учреждения среднего профессионального образования (в том числе структурные подразделения вузов)2,1учреждения высшего профессионального образования (в том числе филиалы)7,7Итого:47,4
Согласно отчету по образованию Оренбургской области, в 2014 г. отмечается повышение профессионализма педагогических работников отрасли. Из приведенных данных по ссузам, почти 75% преподавателей имеют высшую квалификационную категорию, что на 0,5% выше по сравнению с 2013/2014 учебным годом. В настоящее время, согласно законодательству РФ, среднее профессиональное образование может быть получено в техникумахи колледжах. В целом, по ссузам мы видим следующую картину(рис. 1, 2).По данным Министерства образования и науки, общее число учреждений СПО в России в период с 2000 по 2013 гг. не изменилось. Однако мы можем видеть «всплеск» их количества в этот промежуток времени. Так, в 2011 г. велась подготовка по более чем 240 специальностям. 1287 учебных заведений осуществляло подготовку по экономическим направлениям, что составляло 45% от общего их числа. Численность обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования на 2010/2011 учебный год составила 2125,7 тыс. чел., изних было выпущено 143,7 тыс. специалистов по группе специальностей «Экономика и управление».
(1) (2)Рис. 1
данные о численности учреждений СПО в России (1) и Оренбургской области (2) за 20002013 гг.
(1) (2)Рис. 2 данные о численности студентов, обучающихся по программам СПО в России (1) и Оренбургской области (2) за 2000/20012013/2014 уч. гг. (тыс. чел., на конец года)
В 2013/2014 учебном году картина выглядела несколько иначе: мы видим нисходящую линию тренда по численности обучающихся в ссузах студентов. Так, в Оренбургской области студентов ссузов обучалось на 25% меньше по сравнению с 2000 годом. В том числе динамика численности студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования по экономическим специальностям в России представлена на рисунке3 (тыс. чел.). Рис.3 численность студентов, обучающихся по программам СПО на экономических специальностях в России2703290528502925298127032500260027002800290030003100200020052010201120122013454141350102030405020002005201220132360,82590,72125,72081,72087,11982,105001000150020002500300020002005201020112012201346,948,138,935,101020304050602000200520122013588,9576407,7332,3230,9219,3141,784,2207,9203,1148,1135,401002003004005006007002004/20052005/20062010/20112011/2012всего приемвыпуск Таким образом, в 2703 учреждений СПО в России и 1982,1 тыс. студентов, 332,3 тыс. студентов обучаются по экономическим специальностям, что составляет 16,7% от общего их числа. В Оренбуржье 2013/2014 учебный год –это: подготовка по 58 профессиям, 113 специальностям, 48,9 тыс. студентов.Подготовка по направлению «Экономика и управление» осуществляется в образовательных учреждениях СПО по специальностям, представленным в таблице (табл. 3).Таблица 3Данные о количестве учреждений СПО, осуществляющих подготовку по направлению «Экономика и управление» в 2014/2015 учебном году(в т.ч. филиалы) *По данным Федерального портала «Российское образование»
№ п/пНазвание специальностиВсего по РоссииПо Оренбургской области1.Банковское дело (на базе основного общего образования)11122.Банковское дело (на базе полного общего образования)12023.Государственное и муниципальное управление (на базе основного общего образования)60
4.Государственное и муниципальное управление(на базе полного общего образования)61
5Земельноимущественные отношения(на базе основного общего образования)
16116.Земельноимущественные отношения(на базе полного общего образования)19217.Коммерция (по отраслям) (на базе основного общего образования)
9538.Коммерция (по отраслям) (на базе полного общего образования)12639.Маркетинг (по отраслям) (на базе основного общего образования)
43
10.Маркетинг (по отраслям) (на базе полного общего образования)39
11.Менеджмент (по отраслям) (на базе полного общего обр.)371512.Налоги и налогообложение (на базе основного общего обр.)
53213.Налоги и налогообложение (на базе полного общего обр.)55214.Прикладная информатика (по отраслям)(на базе основного общего образования)
102115.Прикладная информатика (по отраслям)(на базе полного общего образования)69116.Статистика (на базе основного общего образования)
3117.Статистика (на базе полного общего образования)6118. Страховое дело (по отраслям) (на базе основного общего образования)
41
19.Страховое дело (по отраслям)(на базе полного общего обр.)46
20.Товароведение (по группам однородных товаров) (на базе основного общего образования)
86
21.Товароведение (по группам однородных товаров) (на базе полного общего образования)116
22.Финансы (по отраслям) (на базе основного общего образования)
99423.Финансы (по отраслям) (на базе полногообщего образования)101424.Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (на базе основного общего образования)
8041625.Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) ((на базе полного общего образования)93718
Из таблицы мы видим, что среди учреждений СПО, осуществляющих подготовку по экономическим специальностям, наибольшее количество приходится на специальность «Экономика и бухгалтерский учет» (937). Данные по Оренбургской области соотносятся с общероссийскойстатистикой: среди 35 учреждений СПО, экономическое направление представлено в 18 (51,4%).Не представлены в области такие направления подготовки как «Государственное и муниципальное управление», «Маркетинг», «Страховое дело», «Товароведение». В 2015 году контрольные цифры приема в профессиональные образовательные организации, подведомственные министерству образования Оренбургской области, составляют 8 915 человек, из них по программам подготовки специалистов среднего звена –5 715 человек. В 2015 г. поколичеству выпускников 2014 г., приступивших к работе, лидируют:
специальности: «Образование и педагогические науки» (78%); «Экономика и управление» (71%); «Сервис и туризм» (61%).
профессии: «Технология легкой промышленности» (91%); «Экономика и управление» (74%); «Сервис и туризм» (68%).То есть выпускники ссузов с экономическим образованием всётаки востребованы на рынке труда, хотя в приведенных цифрах не указано в каких сферах деятельности они нашли применение своему труду. В целом система среднего профессионального образования области развивается в русле общих тенденций модернизации образования. В соответствии с возрастанием потребности в специалистах среднего звена Концепция модернизации российского образования на период до 2025 года предусматривает опережающее развитие среднего профессионального образования. Необходимо иметь в виду, что это означает не наращивание масштабов подготовки специалистов (и даже наоборот, уменьшение), но коренное изменение качества образования. Что касается подготовки по программам высшего профессионального образования, ее вправе осуществлять образовательные организации высшего образования следующих типов:университет, академия,институт.Численность студентов вузов в России и Оренбургской области представлен на рис. Мы видим, что в Оренбургской области обучается 1,2% от общего количества студентов в Росси. Рис. 4 численность студентов вузов в России на начало учебного года, тыс. чел.
Общая тенденция такова, что по сравнению с 2000 г. как численность вузов, так и студентов возросла. Однако с 2005г. мы видим постепенное снижение обоих показателей. Как отмечают аналитики, это связано с последствиями демографического спада и уменьшением численности выпускников школ. Основные показатели деятельности вузов представлены на рисунках 5,6. 4741,47064,67049,864906075,45646,702000400060008000200020052010201120122013всегоприемвыпуск
Рис.5численность студентов вузов в Оренбургской области на начало учебного года, тыс. чел.
(1) (2)Рис.6число вузов в России (1) и Оренбургской области (2), на начало учебного года
Отметим, что в Оренбургской области функционирует большое количество филиалов как государственных и муниципальных, так и частных вузов. По данным на 2014/2015 учебный год их общее число составляет 24, в т.ч. 6 государственных, 11 филиалов государственных вузов, 7 филиалов негосударственных вузов. Численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры) по направлениям экономики и управления,в период с 2004 по 2014 гг. в целом по России видим на рисунке. Снижение количества студентов данной группы специальностей за 10 лет произошло на 64%, однако составляет 13% от общего числа студентов на 2013/2014 учебный год.
Рис. 8 численность студентов вузов, обучающихся по группе специальностей «Экономика и управление», тыс. чел.
850900950100010501100115020002005201020112012201302468101220002005201220132075,62288,72359,71781,41230748,3524,8560,4407,410,56,49,5332,2369,7527,6518,9487,9431,4050010001500200025002004/20052005/20062010/20112011/20122012/20132013/2014всего приемвыпуск 55,982,574,36862,314,619,51513,712,95,813,315,214,202040608010020002005201220132014всегоприемвыпуск Общая тенденция за 20042013/2014 гг. отражается также на численность принятых на обучение по специальности. Так, на 2013/2014 учебный год принято 2% от численности студентов, принятых в 2004/2005 гг. Это связано, в первую очередь, с уменьшением числа бюджетных мест на экономических факультетах. Например, по данным о зачислении в 2015 г. в Оренбургский государственный аграрный университет, бюджетных мест по образовательным программам «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Экономика предприятий» и другие программы по экономическим специальностям, не выделено вообще. Заметим, что тенденция по снижению числа бюджетных мест на экономические специальности практически не затрагивает ведущие экономические вузы страны. Большинство вузов отмечают повышение интереса к обучению в магистратуре. Связано это с тем, что практически завершилось обучение по образовательным стандартам второго поколения, где значительное место занимали программы специалитета. Сейчас, с переходом на ФГОС третьего поколения,на первом уровне ведется обучение по программам бакалавриата, на втором по программам магистратуры и специалитета (таблица 4).
Таблица 4Распределение численности студентов по образовательным программам высшего образования, тыс. чел.
Программа 2011/2012 уч. год, всего
2012/2013 уч. год2013/2014 уч. годВсего Прием Выпуск Всего Прием Выпуск Бакалавриат444,9716,0331,841,6939,8300,139,7Специалитет 1781,412305,3487,9748,39,5431,4Магистратура 35,444,923,510,951,424,814,2Далее рассмотрим результаты мониторинга эффективности деятельности вузов Оренбургской области в 2015г. (таблица 5).Таблица 5Данные по мониторингу эффективности деятельности вузов Оренбуржья в 2015г.
Организации ВПОВсегоЭффективныеНеэффективныеВ стадии реорганизацииГосударственные 65
1Филиалы государственных 11911Негосударственные Находятся в стадии реорганизацииФилиалы негосударственных73
4
Среди критериев оценки эффективности деятельности вузов значатся: образовательная деятельность, научноисследовательская деятельность, международная деятельность, финансовоэкономическая деятельность, заработная плата, трудоустройство выпускников, дополнительный показатель для вузов без специфики (докторов наук) в расчете на 100 студентов, приведенный контингент студентов (для филиалов). В 2015г. вступили в силу изменения в оценке вузов. Одним из главных изменений является критерий «Трудоустройство выпускника». Данные в специальную комиссию будут поступать непосредственно из Пенсионного фонда, а не с биржи труда, как было ранее.
Из двадцати семи направлений подготовки по экономическим специальностям высшего профессионального образования, в Оренбургской области представлены 14 направлений, которые реализуются в 9вузах (таблица 6). Отметим, что специальность «Экономист» есть почти во всех вузах даже в тех, которые к экономике не имеют никакого отношения.
Таблица 6Данные о количестве высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по экономическим специальностям в 2014/2015 уч. гг.
№ п/пНаименование специальностиВсего вузов по РоссииПо Оренбургской области1Коммерция(Бакалавр)6132Коммерция (торговое дело)(Специалист)19733Математические методы в экономике(Специалист)10814Мировая экономика(Специалист)23625Национальная экономика(Специалист)11716Прикладная информатика (по областям)(Специалист)49527Таможенное дело(Специалист)7718Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)(Специалист)14529Экономика(Бакалавр)1085710Экономика(Магистр)195111Экономическая теория(Специалист)42112Статистика(Специалист)42113Статистика (Бакалавр) 22114Экономика труда (специалист)751
Несомненным лидером в области по количеству специальностей обучения экономистов и управленцев, является Оренбургский государственный университет, который реализует 12 программ подготовки. По целевому приему в 2015 г. подано 4% заявок на специальности группы «Экономика». Лидирующее положение по числу специалистов (бакалавров), выпущенных на рынок труда в 2015г., составляют экономисты и управленцы. В абсолютных показателях это 2416 чел., что составляет 28% от общего выпуска. Итак, в Оренбургской области функционируют 24 высших образовательных учреждения (в т.ч. филиалы), в которых обучаются свыше 62 тыс. чел. Однако нашу область нельзя назвать крупным образовательным центром России –здесь обучаются лишь 1,2% от общего числа студентов страны. Что касается послевузовской подготовки, в Оренбургской области 8 вузов осуществляют подготовку аспирантов. По экономическим специальностям численность аспирантов в целом по России и Оренбургской области за 20002013 гг. выглядит следующим образом (таблица 7).
Таблица 7Данные о численности аспирантов по экономическим специальностям в России и Оренбургской области за 20002013 гг.
Число аспирантов200020052010201120122013Численность, всего, чел., в т.ч.:по России204042610027309259392293219159по Оренбургской области142128111967767
прием в аспирантурупо России816086329179782066955674по Оренбургской области734430263014
выпуск из аспирантуры по России380766095887550758005479по Оренбургской области355635263419
с защитой диссертации, чел. по России138220751754167616901490по Оренбургской области8181814169
с защитой диссертации, в % от общего выпускапо России36,334,529,830,429,423,2по Оренбургской области22,832,1451,453,847,047,3
Можем констатировать повышение качества подготовки аспирантовэкономистов. Несмотря на снижение общего их числа, процент выпущенных с защитой диссертации вырос более чем в два раза.Вузы, осуществляющие подготовку аспирантов по экономическим специальностям, представлены двумя крупными организациями: Оренбургский государственный аграрный университет (08.00.05
Экономика и управление народным хозяйством, 08.00.12
Бухгалтерский учет, статистика, 08.00.13
Математические и инструментальные методы экономики); Оренбургский государственный университет (08.00.01
Экономическая теория,08.00.05
Экономика и управление народным хозяйством, 08.00.10
Финансы, денежное обращение и кредит,08.00.13
Математические и инструментальные методы экономики).Подготовка докторантов по экономическим специальностям научных работников в России представлена в таблице 8. В Оренбургской области ни одно учебное заведение не предоставляет возможности обучения в докторантуре по экономическим направлениям подготовки.
Таблица 8Данные о численности докторантов по экономическим специальностям за 20072013гг.
Число докторантов20072010201120122013Всего, чел., в т.ч.: 463512536512531Прием в докторантуру193186201186215Выпуск из докторантуры152154163169160
с защитой диссертации, чел. 6448666551
с защитой диссертации, в % от общего выпуска 52,131,240,538,531,9
По итогам проведенного исследования состояния развития экономического образования в Оренбуржье, выявлен ряд противоречий между:
объективной потребностью современного общества в высококвалифицированном работнике финансовоэкономической сферы, и потерей качества его подготовки, работой образования в основном на количество;
стремлением работодателей принять на работу компетентного специалиста, и нереализованностью этого мотива в связи с тем, что выпускник, по сути, не готов приступить к труду по окончании учебного заведения;
потребности рынка труда в большом количестве специалистов других специальностей, и стремлением абитуриента выбрать профессию экономиста и управленца в связи с доступностью этого образования и желанием многих иметь «какойнибудь диплом». Все приведенные данные говорят о сложности и многомерности проблемы в сфере подготовки экономистов не только в Оренбургской области, но и в России в целом. Проблема требует качественной проработки и организации взаимодействия студентов, преподавателей, руководителей образовательных учреждений и соответствующих министерств и ведомств; разработки в теории методике преподавания экономических дисциплин; организации профориентационной работы, и самое главное, на наш взгляд, повышения престижности экономического образования в регионах.
Ссылки на источники1. Трубецкой, Е. Н.Труды по философии права [Текст]
/ Е. Н. Трубецкой. СПб. : Издво Рус. Христианского гуманит. инта, 2001. 543 с.2. Автономов, В. С. Совершенствование экономического образования [Текст]: аналит. доклад / В. С. Автономов, М. Е. Дорошенко, О. О. Замков. М. : Логос, 2005. 108 с.3. Юртаева, Т.Б. К проблеме соотношения экономики и права в процессе подготовки будущего экономиста / Т.Б. Юртаева // Университетский комплекс как региональный центр развития образования, науки и культуры: материалы Всерос. научнометод. конференции. Оренбург, 2012. –С. 13181321.4. Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник . –М.: Нац.исслед. инстт «Высшая школа экономики», 204 –464 с. 5. Образование в Оренбуржье в цифрах и фактах: информационноаналитический сборник / Министерство образования Оренбургской области, Оренбург: 2015. –52 с.
ptb_85@bk.ru
Проблемы и перспективы экономическогообразования вОренбургской области
Аннотация.В статье приведенобзор современного состояния и перспектив развития экономического образования в Оренбуржье. Автором проанализированы и сопоставлены данные по России и Оренбургской области за последние пять лет, выявлены противоречия в сфере подготовки экономиста и требованиями рынка труда.Ключевые слова: экономическое образование,Оренбургская область,статистика образования.
Экономическое образование в России сегодня –это более 200 лет исторического развития и развитая сеть образовательных учреждений по всей стране. Оно дает актуальное знание и перспективную профессию, поскольку обладает мобильностью и позволяет найти применение труду экономиста во всех без исключения сферах хозяйственной деятельности. Рынок труда предъявляет повышенные требования к специалистам в экономической сфере. Так, на заработную плату от 30 тыс. руб. в Оренбургской области могут рассчитывать не многиеспециалисты: необходим опыт работы от 5 лет в соответствующей отрасли, специфические навыки (работы с программным обеспечением, владения иностранным языком и др.), управленческий опыт. Среди наиболее высокооплачиваемых специалистов –экономистымеждународники, экономисты в сфере информационных технологий, и экономистыаналитики, которых оренбургские вузы области пока не готовят. К сожалению, и в рейтинг лучших вузов России они пока не попали. Оренбургская область –одна из крупнейших в стране. Оренбургская область –активный участник модернизации образовательных процессов, что позволяет образованию области выйти на качественно новый уровень оказания услуг. В расчете на 100 чел. жителей, 30% имеют среднее профессиональное образование, 18% высшее. В экономической сфере трудятся 11,5 тыс. чел., большинство из которых имеют высшее образование (70,1%). Профессиональное образование области представлено 90 учреждениями, 117 тыс. студентов, 9 тыс. педагогических работников (таблица 1): Таблица 1Распределение занятых в финансовой сфере экономики Оренбургской области по уровню образования
Уровень образованияТыс. чел.В % к итогуВсего, в т.ч.:1579100
высшее110770,1
среднее профессиональное по программам подготовки специалистов среднего звена30919,5
среднее профессиональное по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих603,7
среднее общее966,1
основное общее60,6
не имеют основного общего образования0,00,0Исходя из приведенных данныммы видим, что в области наиболее востребованы работники финансовой сферы с высшим образованием. Сеть учебных заведений области представлена следующими показателями (таблица 2) [5, c. 20]: Таблица 2
Статистика образования Оренбургской области за 2014/2015 уч. гг.
Сеть образовательных учреждений:
дошкольные образовательные учреждения 778общеобразовательные учреждения989вечерние (сменные) общеобразовательные школы16специальные (коррекционные) школы и школыинтернаты, детские дома (в том числе 1 муниципальный детский дом)28учебновоспитательное учреждение для детей с девиантным поведением1учреждения дополнительного образования детей116учреждения начального профессионального образования34учреждения среднего профессионального образования (в том числе структурные подразделения вузов)58учреждения высшего профессионального образования (в том числе филиалы)32Итого:2052Охват населения образовательными услугами, тыс. чел. :дошкольные образовательные учреждения и учреждения, реализующие программу дошкольного образования92,5
общеобразовательные учреждения200,3 вечерние (сменные) общеобразовательные школы2,6 специальные (коррекционные) школы и школыинтернаты, детские дома2,9 учреждения дополнительного образования детей253,7 учреждения начального профессионального образования10,2 учреждения среднего профессионального образования (в том числе структурные подразделения вузов)42,5 учреждения высшего профессионального образования (в том числе филиалы)74,3 Итого:425,3 Педагогические работники, тыс. чел.:дошкольные образовательные учреждения8,1общеобразовательные учреждения18,9вечерние (сменные) общеобразовательные школы1,3специальные (коррекционные) школы и школыинтернаты, детские дома1,1учреждения дополнительного образования детей10,8учреждения начального профессионального образования1,1учреждения среднего профессионального образования (в том числе структурные подразделения вузов)2,1учреждения высшего профессионального образования (в том числе филиалы)7,7Итого:47,4
Согласно отчету по образованию Оренбургской области, в 2014 г. отмечается повышение профессионализма педагогических работников отрасли. Из приведенных данных по ссузам, почти 75% преподавателей имеют высшую квалификационную категорию, что на 0,5% выше по сравнению с 2013/2014 учебным годом. В настоящее время, согласно законодательству РФ, среднее профессиональное образование может быть получено в техникумахи колледжах. В целом, по ссузам мы видим следующую картину(рис. 1, 2).По данным Министерства образования и науки, общее число учреждений СПО в России в период с 2000 по 2013 гг. не изменилось. Однако мы можем видеть «всплеск» их количества в этот промежуток времени. Так, в 2011 г. велась подготовка по более чем 240 специальностям. 1287 учебных заведений осуществляло подготовку по экономическим направлениям, что составляло 45% от общего их числа. Численность обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования на 2010/2011 учебный год составила 2125,7 тыс. чел., изних было выпущено 143,7 тыс. специалистов по группе специальностей «Экономика и управление».
(1) (2)Рис. 1
данные о численности учреждений СПО в России (1) и Оренбургской области (2) за 20002013 гг.
(1) (2)Рис. 2 данные о численности студентов, обучающихся по программам СПО в России (1) и Оренбургской области (2) за 2000/20012013/2014 уч. гг. (тыс. чел., на конец года)
В 2013/2014 учебном году картина выглядела несколько иначе: мы видим нисходящую линию тренда по численности обучающихся в ссузах студентов. Так, в Оренбургской области студентов ссузов обучалось на 25% меньше по сравнению с 2000 годом. В том числе динамика численности студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования по экономическим специальностям в России представлена на рисунке3 (тыс. чел.). Рис.3 численность студентов, обучающихся по программам СПО на экономических специальностях в России2703290528502925298127032500260027002800290030003100200020052010201120122013454141350102030405020002005201220132360,82590,72125,72081,72087,11982,105001000150020002500300020002005201020112012201346,948,138,935,101020304050602000200520122013588,9576407,7332,3230,9219,3141,784,2207,9203,1148,1135,401002003004005006007002004/20052005/20062010/20112011/2012всего приемвыпуск Таким образом, в 2703 учреждений СПО в России и 1982,1 тыс. студентов, 332,3 тыс. студентов обучаются по экономическим специальностям, что составляет 16,7% от общего их числа. В Оренбуржье 2013/2014 учебный год –это: подготовка по 58 профессиям, 113 специальностям, 48,9 тыс. студентов.Подготовка по направлению «Экономика и управление» осуществляется в образовательных учреждениях СПО по специальностям, представленным в таблице (табл. 3).Таблица 3Данные о количестве учреждений СПО, осуществляющих подготовку по направлению «Экономика и управление» в 2014/2015 учебном году(в т.ч. филиалы) *По данным Федерального портала «Российское образование»
№ п/пНазвание специальностиВсего по РоссииПо Оренбургской области1.Банковское дело (на базе основного общего образования)11122.Банковское дело (на базе полного общего образования)12023.Государственное и муниципальное управление (на базе основного общего образования)60
4.Государственное и муниципальное управление(на базе полного общего образования)61
5Земельноимущественные отношения(на базе основного общего образования)
16116.Земельноимущественные отношения(на базе полного общего образования)19217.Коммерция (по отраслям) (на базе основного общего образования)
9538.Коммерция (по отраслям) (на базе полного общего образования)12639.Маркетинг (по отраслям) (на базе основного общего образования)
43
10.Маркетинг (по отраслям) (на базе полного общего образования)39
11.Менеджмент (по отраслям) (на базе полного общего обр.)371512.Налоги и налогообложение (на базе основного общего обр.)
53213.Налоги и налогообложение (на базе полного общего обр.)55214.Прикладная информатика (по отраслям)(на базе основного общего образования)
102115.Прикладная информатика (по отраслям)(на базе полного общего образования)69116.Статистика (на базе основного общего образования)
3117.Статистика (на базе полного общего образования)6118. Страховое дело (по отраслям) (на базе основного общего образования)
41
19.Страховое дело (по отраслям)(на базе полного общего обр.)46
20.Товароведение (по группам однородных товаров) (на базе основного общего образования)
86
21.Товароведение (по группам однородных товаров) (на базе полного общего образования)116
22.Финансы (по отраслям) (на базе основного общего образования)
99423.Финансы (по отраслям) (на базе полногообщего образования)101424.Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (на базе основного общего образования)
8041625.Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) ((на базе полного общего образования)93718
Из таблицы мы видим, что среди учреждений СПО, осуществляющих подготовку по экономическим специальностям, наибольшее количество приходится на специальность «Экономика и бухгалтерский учет» (937). Данные по Оренбургской области соотносятся с общероссийскойстатистикой: среди 35 учреждений СПО, экономическое направление представлено в 18 (51,4%).Не представлены в области такие направления подготовки как «Государственное и муниципальное управление», «Маркетинг», «Страховое дело», «Товароведение». В 2015 году контрольные цифры приема в профессиональные образовательные организации, подведомственные министерству образования Оренбургской области, составляют 8 915 человек, из них по программам подготовки специалистов среднего звена –5 715 человек. В 2015 г. поколичеству выпускников 2014 г., приступивших к работе, лидируют:
специальности: «Образование и педагогические науки» (78%); «Экономика и управление» (71%); «Сервис и туризм» (61%).
профессии: «Технология легкой промышленности» (91%); «Экономика и управление» (74%); «Сервис и туризм» (68%).То есть выпускники ссузов с экономическим образованием всётаки востребованы на рынке труда, хотя в приведенных цифрах не указано в каких сферах деятельности они нашли применение своему труду. В целом система среднего профессионального образования области развивается в русле общих тенденций модернизации образования. В соответствии с возрастанием потребности в специалистах среднего звена Концепция модернизации российского образования на период до 2025 года предусматривает опережающее развитие среднего профессионального образования. Необходимо иметь в виду, что это означает не наращивание масштабов подготовки специалистов (и даже наоборот, уменьшение), но коренное изменение качества образования. Что касается подготовки по программам высшего профессионального образования, ее вправе осуществлять образовательные организации высшего образования следующих типов:университет, академия,институт.Численность студентов вузов в России и Оренбургской области представлен на рис. Мы видим, что в Оренбургской области обучается 1,2% от общего количества студентов в Росси. Рис. 4 численность студентов вузов в России на начало учебного года, тыс. чел.
Общая тенденция такова, что по сравнению с 2000 г. как численность вузов, так и студентов возросла. Однако с 2005г. мы видим постепенное снижение обоих показателей. Как отмечают аналитики, это связано с последствиями демографического спада и уменьшением численности выпускников школ. Основные показатели деятельности вузов представлены на рисунках 5,6. 4741,47064,67049,864906075,45646,702000400060008000200020052010201120122013всегоприемвыпуск
Рис.5численность студентов вузов в Оренбургской области на начало учебного года, тыс. чел.
(1) (2)Рис.6число вузов в России (1) и Оренбургской области (2), на начало учебного года
Отметим, что в Оренбургской области функционирует большое количество филиалов как государственных и муниципальных, так и частных вузов. По данным на 2014/2015 учебный год их общее число составляет 24, в т.ч. 6 государственных, 11 филиалов государственных вузов, 7 филиалов негосударственных вузов. Численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры) по направлениям экономики и управления,в период с 2004 по 2014 гг. в целом по России видим на рисунке. Снижение количества студентов данной группы специальностей за 10 лет произошло на 64%, однако составляет 13% от общего числа студентов на 2013/2014 учебный год.
Рис. 8 численность студентов вузов, обучающихся по группе специальностей «Экономика и управление», тыс. чел.
850900950100010501100115020002005201020112012201302468101220002005201220132075,62288,72359,71781,41230748,3524,8560,4407,410,56,49,5332,2369,7527,6518,9487,9431,4050010001500200025002004/20052005/20062010/20112011/20122012/20132013/2014всего приемвыпуск 55,982,574,36862,314,619,51513,712,95,813,315,214,202040608010020002005201220132014всегоприемвыпуск Общая тенденция за 20042013/2014 гг. отражается также на численность принятых на обучение по специальности. Так, на 2013/2014 учебный год принято 2% от численности студентов, принятых в 2004/2005 гг. Это связано, в первую очередь, с уменьшением числа бюджетных мест на экономических факультетах. Например, по данным о зачислении в 2015 г. в Оренбургский государственный аграрный университет, бюджетных мест по образовательным программам «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Экономика предприятий» и другие программы по экономическим специальностям, не выделено вообще. Заметим, что тенденция по снижению числа бюджетных мест на экономические специальности практически не затрагивает ведущие экономические вузы страны. Большинство вузов отмечают повышение интереса к обучению в магистратуре. Связано это с тем, что практически завершилось обучение по образовательным стандартам второго поколения, где значительное место занимали программы специалитета. Сейчас, с переходом на ФГОС третьего поколения,на первом уровне ведется обучение по программам бакалавриата, на втором по программам магистратуры и специалитета (таблица 4).
Таблица 4Распределение численности студентов по образовательным программам высшего образования, тыс. чел.
Программа 2011/2012 уч. год, всего
2012/2013 уч. год2013/2014 уч. годВсего Прием Выпуск Всего Прием Выпуск Бакалавриат444,9716,0331,841,6939,8300,139,7Специалитет 1781,412305,3487,9748,39,5431,4Магистратура 35,444,923,510,951,424,814,2Далее рассмотрим результаты мониторинга эффективности деятельности вузов Оренбургской области в 2015г. (таблица 5).Таблица 5Данные по мониторингу эффективности деятельности вузов Оренбуржья в 2015г.
Организации ВПОВсегоЭффективныеНеэффективныеВ стадии реорганизацииГосударственные 65
1Филиалы государственных 11911Негосударственные Находятся в стадии реорганизацииФилиалы негосударственных73
4
Среди критериев оценки эффективности деятельности вузов значатся: образовательная деятельность, научноисследовательская деятельность, международная деятельность, финансовоэкономическая деятельность, заработная плата, трудоустройство выпускников, дополнительный показатель для вузов без специфики (докторов наук) в расчете на 100 студентов, приведенный контингент студентов (для филиалов). В 2015г. вступили в силу изменения в оценке вузов. Одним из главных изменений является критерий «Трудоустройство выпускника». Данные в специальную комиссию будут поступать непосредственно из Пенсионного фонда, а не с биржи труда, как было ранее.
Из двадцати семи направлений подготовки по экономическим специальностям высшего профессионального образования, в Оренбургской области представлены 14 направлений, которые реализуются в 9вузах (таблица 6). Отметим, что специальность «Экономист» есть почти во всех вузах даже в тех, которые к экономике не имеют никакого отношения.
Таблица 6Данные о количестве высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по экономическим специальностям в 2014/2015 уч. гг.
№ п/пНаименование специальностиВсего вузов по РоссииПо Оренбургской области1Коммерция(Бакалавр)6132Коммерция (торговое дело)(Специалист)19733Математические методы в экономике(Специалист)10814Мировая экономика(Специалист)23625Национальная экономика(Специалист)11716Прикладная информатика (по областям)(Специалист)49527Таможенное дело(Специалист)7718Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)(Специалист)14529Экономика(Бакалавр)1085710Экономика(Магистр)195111Экономическая теория(Специалист)42112Статистика(Специалист)42113Статистика (Бакалавр) 22114Экономика труда (специалист)751
Несомненным лидером в области по количеству специальностей обучения экономистов и управленцев, является Оренбургский государственный университет, который реализует 12 программ подготовки. По целевому приему в 2015 г. подано 4% заявок на специальности группы «Экономика». Лидирующее положение по числу специалистов (бакалавров), выпущенных на рынок труда в 2015г., составляют экономисты и управленцы. В абсолютных показателях это 2416 чел., что составляет 28% от общего выпуска. Итак, в Оренбургской области функционируют 24 высших образовательных учреждения (в т.ч. филиалы), в которых обучаются свыше 62 тыс. чел. Однако нашу область нельзя назвать крупным образовательным центром России –здесь обучаются лишь 1,2% от общего числа студентов страны. Что касается послевузовской подготовки, в Оренбургской области 8 вузов осуществляют подготовку аспирантов. По экономическим специальностям численность аспирантов в целом по России и Оренбургской области за 20002013 гг. выглядит следующим образом (таблица 7).
Таблица 7Данные о численности аспирантов по экономическим специальностям в России и Оренбургской области за 20002013 гг.
Число аспирантов200020052010201120122013Численность, всего, чел., в т.ч.:по России204042610027309259392293219159по Оренбургской области142128111967767
прием в аспирантурупо России816086329179782066955674по Оренбургской области734430263014
выпуск из аспирантуры по России380766095887550758005479по Оренбургской области355635263419
с защитой диссертации, чел. по России138220751754167616901490по Оренбургской области8181814169
с защитой диссертации, в % от общего выпускапо России36,334,529,830,429,423,2по Оренбургской области22,832,1451,453,847,047,3
Можем констатировать повышение качества подготовки аспирантовэкономистов. Несмотря на снижение общего их числа, процент выпущенных с защитой диссертации вырос более чем в два раза.Вузы, осуществляющие подготовку аспирантов по экономическим специальностям, представлены двумя крупными организациями: Оренбургский государственный аграрный университет (08.00.05
Экономика и управление народным хозяйством, 08.00.12
Бухгалтерский учет, статистика, 08.00.13
Математические и инструментальные методы экономики); Оренбургский государственный университет (08.00.01
Экономическая теория,08.00.05
Экономика и управление народным хозяйством, 08.00.10
Финансы, денежное обращение и кредит,08.00.13
Математические и инструментальные методы экономики).Подготовка докторантов по экономическим специальностям научных работников в России представлена в таблице 8. В Оренбургской области ни одно учебное заведение не предоставляет возможности обучения в докторантуре по экономическим направлениям подготовки.
Таблица 8Данные о численности докторантов по экономическим специальностям за 20072013гг.
Число докторантов20072010201120122013Всего, чел., в т.ч.: 463512536512531Прием в докторантуру193186201186215Выпуск из докторантуры152154163169160
с защитой диссертации, чел. 6448666551
с защитой диссертации, в % от общего выпуска 52,131,240,538,531,9
По итогам проведенного исследования состояния развития экономического образования в Оренбуржье, выявлен ряд противоречий между:
объективной потребностью современного общества в высококвалифицированном работнике финансовоэкономической сферы, и потерей качества его подготовки, работой образования в основном на количество;
стремлением работодателей принять на работу компетентного специалиста, и нереализованностью этого мотива в связи с тем, что выпускник, по сути, не готов приступить к труду по окончании учебного заведения;
потребности рынка труда в большом количестве специалистов других специальностей, и стремлением абитуриента выбрать профессию экономиста и управленца в связи с доступностью этого образования и желанием многих иметь «какойнибудь диплом». Все приведенные данные говорят о сложности и многомерности проблемы в сфере подготовки экономистов не только в Оренбургской области, но и в России в целом. Проблема требует качественной проработки и организации взаимодействия студентов, преподавателей, руководителей образовательных учреждений и соответствующих министерств и ведомств; разработки в теории методике преподавания экономических дисциплин; организации профориентационной работы, и самое главное, на наш взгляд, повышения престижности экономического образования в регионах.
Ссылки на источники1. Трубецкой, Е. Н.Труды по философии права [Текст]
/ Е. Н. Трубецкой. СПб. : Издво Рус. Христианского гуманит. инта, 2001. 543 с.2. Автономов, В. С. Совершенствование экономического образования [Текст]: аналит. доклад / В. С. Автономов, М. Е. Дорошенко, О. О. Замков. М. : Логос, 2005. 108 с.3. Юртаева, Т.Б. К проблеме соотношения экономики и права в процессе подготовки будущего экономиста / Т.Б. Юртаева // Университетский комплекс как региональный центр развития образования, науки и культуры: материалы Всерос. научнометод. конференции. Оренбург, 2012. –С. 13181321.4. Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник . –М.: Нац.исслед. инстт «Высшая школа экономики», 204 –464 с. 5. Образование в Оренбуржье в цифрах и фактах: информационноаналитический сборник / Министерство образования Оренбургской области, Оренбург: 2015. –52 с.