Противодействие преступности несовершеннолетних в Российской Федерации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Филиппова Е. О. Противодействие преступности несовершеннолетних в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 226–230. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86946.htm.
Аннотация. В настоящее время все большую актуальность приобретает тема преступности несовершеннолетних. Данное положение дел, несомненно, вызвано желанием снизить рост подростковой преступности, а также необходимостью разработки комплексных мер, направленных на искоренение ее причин. Стоит отметить, что политика государства направлена на совершенствование и разработку норм права по данной тематике, тем самым достигаются высокие результаты.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Филиппова Елена Олеговна,Оренбургский государственный университет, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права, г. ОренбургElena5675@mail.ru

Противодействие преступности несовершеннолетнихв Российской Федерации

Аннотация. В настоящее время все большую актуальность приобретает тема преступности несовершеннолетних. Данное положение дел несомненно вызвано желанием снизить рост подростковой преступности, а также необходимостью разработки комплексных мер направленных на искоренение их причин. Стоит отметить, что политика государства применяя опыт зарубежных коллег совершенствует и разрабатывает нормы права по данной тематике, тем самым достигая высоких результатов.Ключевые слова:преступность, несовершеннолетние, борьба с преступностью, меры по предупреждению преступности несовершеннолетних.

Благодаря накоплению, изучению, системному анализу причин и условий несовершеннолетней преступности, государство разрабатывает и совершенствует уже существующие меры противодействия (борьбы) с ней. Если рассматривать вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних, то необходимо говорить о том, что это проблема не только внутри одного государства, это проблема носит международный, глобальный характер. В связи с чем, отечественная правоприменительная практика в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних стала обращаться к зарубежному опыту.Борьба с преступностью несовершеннолетних является одним из стратегических направлений в деле противодействия преступности в целом, в рамках которого необходимо обеспечить комплексное воздействие на причины и условия преступности, а также на все формы ее проявления с целью предотвращения самодетерминации. Борьба с преступностью это целенаправленная системная деятельность общества и государства, представляющая собой единство следующих подсистем: 1) общей организации борьбы с преступностью; 2) предупреждения преступности (общего, специального, индивидуального); 3) правоохранительнойдеятельности (карающей и правовосстановительной) [7].Меры, проводимые по предупреждению преступности несовершеннолетних, могут быть разделены на пять групп. Первые две направлены на профилактику первичной преступности, а последние три рецидивной.Итак,первая группа мер это меры по устранению неблагоприятных условий семейного воспитания детей. Эти меры предусматривают воздействие только на родителей или лиц, их заменяющих. Эта мера может быть и воспитательной и принудительной (например: лишение родительских прав). Данная группа мер применяется на этапе ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, когда появляется лишь отдельная угроза нравственному здоровью человека.Мы считаем, что в процессе противодействия борьбы с преступностью несовершеннолетних прежде всего необходимо делать акцент именно на ранней профилактике. Это связано с тем, что преступление лучше предотвратить, чем дожидаться, когда оно совершится и нанесет непоправимый вред и потерпевшему и несовершеннолетнему преступнику. В раннейпрофилактике образовательные учреждения играют важную роль, они закладывают в подростка определенные знания, что создает основу его будущей жизни. В школьном образовании в РФ отсутствуют предметы, которые помогают подросткам получить базовые правовые знания, хотя во многих зарубежных странах, такие предметы входят в обязательный перечень программ, например, США. Вобязательную школьную программу должен быть введен предмет «Основы права в РФ», а в качестве преподавателей должны выступать сотрудники правоохранительных органов, с образованием не только юриста, но и педагога или детского психолога. Особого изучения права и неблагоприятных последствий нарушения законов должны изучаться и преподаваться детям, находящимся в зоне риска, в частности, тем, которые состоят на попечении в государственных учреждениях. Кроме основ права, данной категории детей необходимо более детально преподносить уголовное право, а для учащихся более старшего возраста еще и жилищные, трудовые права, а также право на образование, так какпри выходе из данного учебного заведения нарушаются их права на жилище и при трудоустройстве, а про льготы при поступлении в ВУЗы некоторые и не знают. Данное предложение должно финансироваться как на федеральном, так и региональном уровне. Для детей, находящихся на попечении государства роль педагогов могли бы осуществлять юристы, входящие в «Ассоциацию юристов России» на добровольной, безвозмездной основе, по крайней мере в тех субъектах где есть ее представительство.Стоит отметить, что несовершеннолетние преступники идут на противоправные деяния и подвергнуты отрицательному влиянию еще и в силу того, что у подростков зачастую не организован досуг. За последние годы возможность посещать спортивные и иные кружки у многих людей отсутствует в силу приобретения коммерческого характера. Ведь для того, чтобы начать заниматься в той или иной секции придется заплатить немалую стоимость, а родители где матьодиночка или неблагополучная семья не могут обеспечить этим ребенка. Считаем, что для несовершеннолетних детей, у которых отсутствует возможность оплачивать посещение тех или иных мероприятий, финансировать должно государство. Так, Комиссия, совместно с муниципалитетами подготовила и представила в январе 1983 г. в Совет Министров Французской Республики более 70предложений по обеспечению безопасности и общественного порядка. Среди них можно выделить операции под названием «Лето–молодежь» и «Каникулы» по организации в летнее время досуга молодежи, не выезжающей на каникулы из города. С этой целью в существующих ивновь созданных молодежных лагерях инструкторами работают специально отобранные и прошедшие соответствующую психологическую и педагогическую подготовку у профессиональных педагогов сотрудники СRS–корпуса республиканской безопасности мобильных сил французской полиции (наш аналог ОМОНа). Начиная с 1982 г., систематическое проведение подобных операций позволило существенно снизить уровень правонарушений среди молодежи, особенно относимых к категории«мелкой преступности».В Оренбургскойобласти реализуются некоторые программы, которые затрагивают вопросы профилактики преступности несовершеннолетних, например с 2012 г. действует молодежный проект Общественного совета при следственном управлении Следственного комитета «Скажемпреступности нет!». Члены указанного совета пропагандируют здоровый образ жизни, привлечение подрастающего поколения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, выступают в образовательных учреждениях на правовые темы. Считаем необходимым принять опыт США и на региональном уровне разработать ряд программ, предусматривающих правовое просвещение с возможностью посещения ряда исправительных учреждений, участковых пунктов, для наглядного восприятия отрицательного воздействия антиобщественного образа жизни.

Первостепенной задачей при реализации политики направленной на раннюю профилактику преступности несовершеннолетних, является принятие тех или иных нормативноправовых актов, причем не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов федерации. Представляется актуальным внести изменения в Закон РФ «Об образовании»: его следует дополнить нормой, предусматривающей обязанность федерального органа исполнительной власти в области образования разрабатывать и устанавливать наряду с образовательными государственными стандартами еще и воспитательные государственные стандарты.; кроме того следует принять в форме федерального закона Государственные стандарты дошкольного и школьного воспитания, которые бы устанавливали минимум воспитательных услуг (в том числе в сфере профилактики правонарушений и иных социальных отклонений среди несовершеннолетних), которые должны оказывать дошкольные и школьные образовательные учреждения. На уровне Оренбургской области представляется необходимым принять закон «О гарантиях прав ребенка» конкретизирующей и уточняющий положения Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 №124ФЗ[8].В ряде зарубежных стран ввели комендантский час, Россия не стала исключением в федеральном законе «Об основных гарантиях правребенка», ограничивается посещение без сопровождения взрослого определенных мест в определенное время. На уровне Оренбургской области также принят Закон № 3279/760 IV –ОЗ «О мерах по предупреждению причинения вреда физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей на территории Оренбургской области», согласно которому несовершеннолетнему ограничивается право посещать заведения предназначенные для реализации алкогольной продукции, продукции сексуального характера; а в ночное время (период с 22.00 до 06.00 часов местного времени с 1 ноября по 31 марта, с 23.00 до 06.00 часов местного времени с 1 апреля по 31 октября) без сопровождения взрослого общественные места указанные в данном нормативном акте.Также хотелось бы привести положительный опыт и возможность его применения в РФ, Англии и Уэльса, где Закон 1998 г. «О преступлениях и нарушениях общественного порядка», предусматривает обязанность по задержанию школьников, прогуливающих занятия, полицейским констеблем и доставления их домой или в школу[6].Вторая группа мер это меры по оказанию помощи подросткам, оказавшихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, начавших совершать поступки, свидетельствующие о высокой степени вероятности становления их на преступный путь (уход из дома и бродяжничество, мелкие кражи и др.).В данном случае важную роль играют уполномоченные органы, которые проведя воспитательную работу либо поспособствуют исправлению несовершеннолетнего либо спровоцирует в нем агрессию и тем самым усугубит ситуацию.Стоит отметить, что в Оренбургской области сделан вывод о недостаточной индивидуальнопрофилактической работе уполномоченных органов с семьями социального риска, которых в области насчитывается более 2,5 тысяч.К примеру, как выяснили прокуроры, в Бугурусланском районе из общего количества преступлений несовершеннолетних половина совершены 17летним юношей, состоящим на профилактическом учете в полиции с июня 2013 года. Подросток воспитывается в многодетной семье, где родители злоупотребляют спиртным, мать не работает, у детей отсутствуют условия для развития и обучения. Пользуясь отсутствием контроля со стороны взрослых, парень в вечернее и ночное время совершал кражи велосипедов, мобильных телефонов и имущества из автомобилей. Профилактическая работа полицейских с ним и его семьей, отнесенной к категории семей социального риска, велась лишь на бумаге. Во многих территориях органы образования отстранились от реального решения профилактических задач. Их сотрудники зачастую не владеют полной информацией о «трудных» подростках и их семьях, о совершенных ими общественно опасных деяниях. В итоге должный контроль за потенциальными преступниками по месту их обучения не ведется. .Не дорабатывают в данной области и органы здравоохранения и социальной защиты. В практике встречаются случаи, когда отсутствие внимания и должной реакции со стороны этих органов приводит к печальным последствиям. Так, в 2015 году в семье наркоманов от голода скончался 1,5месячный ребенок. Медики, обязанные осуществлять патронаж за малышом и не имевшие возможности попасть в квартиру, не информировали об этом все заинтересованные службы. В итоге беспомощный младенец остался наедине со своими проблемами.Всего за 8 месяцев 2015 года преступные деяния совершили 570 подростков. Из них 62% составляют учащиеся образовательных организаций области. Треть несовершеннолетних преступников на момент совершения уголовно наказуемых деяний нигде не учились и не работали. Каждый седьмой несовершеннолетний совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения.

Эффективное применение этих двух мер во многом предопределяет успех всей работы по предупреждению преступности несовершеннолетних.Третья группа мер это меры по установлению подростков, совершивших преступления, привлечения их к ответственности, судебное рассмотрение соответствующих уголовных дел, исправление и перевоспитание тех из них, кто не осужден к лишению свободы.В случае если подросток перешел границу возможного поведения, нарушил закон, то в соответствии с УК РФ, он несет наказание. Вопросыназначения наказания в криминологии также является весьма интересным. Выше уже указывалось, что в России была предпринята попытка по созданию судов для несовершеннолетних, но просуществовали такие сравнительно не долго. В настоящее время все чаще обращаясь к опыту зарубежных государств, политка России направлена на внедрение ювенальной юстиции, и это уже принесло свои положительные плоды.Многие субъекты РФ (например первый суд в послереволюционной России открыт в2004 г. в г. Таганрог Ростовской области)пошли по пути создания таких судов, исключением не является и Оренбургская область.В Оренбургской области работа по созданию ювенальных судов началась в мае 2007 г., на базе Промышленного районного суда, после издания совместного приказа председателя областного суда Емельянова В.А. и начальника управления Судебного департамента Купчика В. К., и последующего за ним решения Совета судей области от 25 мая 2007 г. «О мерах по созданию ювенального суда в Промышленном районном суде г. Оренбурга». В суде был оборудован специальный зал для рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних. В нем нет традиционной клетки, в которой подсудимый обычно находится все время судебного процесса, участники процесса –прокурор, адвокат, подсудимый, его законные представители, психологи, социальные работники располагаются за одним круглым столом, что, в определенной степени, говорит об общности их действий, направленных не на карательное, а на восстановительное правосудие. Кроме того, была оборудована «комната для конфиденциальных встреч», т. е. Комната примирения, в которой до начала судебного процесса, в перерывах могут встретиться стороны прокурор,адвокат, подсудимые, папы и мамы детей, потерпевшие, истцы и ответчики, при посредничестве или участии, если потребуется, ведущего социальных программ, психолога, педагога. Судебный департамент при Верховном Суде РФ в Орен6урruкой области выделил две штатные должности помощников судей с функциями социального работника, один из них имеет диплом педагога, другой социальногоработника.В Канаде, где уже сто лет действует ювенальное судопроизводство, рецидив среди несовершеннолетних составляет 12%. По меркам нашего государства это очень малое количество рецидивистов, так как в некоторых областях России рецидивная преступностьсреди несовершеннолетних доходит до 25%. В Промышленном районном суде г. Оренбурга такая преступность составляет обычнодо 10%, а за год работы в режиме ювенального судопроизводства снизилась до 5%. После того как уголовное дело в отношении несовершеннолетнего поступает в суд, им начинает заниматься уполномоченный помощник, который приглашает несовершеннолетнего и его родителей для установления контакта с подростком и его семьей, идет в школу, в колледж, в университет, на работу, в инспекцию по делам несовершеннолетних и т.д. Выясняет все сведения о нем, начиная с пеленок и по настоящее время, на основании которых составляет социальную карту подсудимого, которая передается судье. Привлекаются педагоги, психологи, психиатры. Действующим законодательством это практически не урегулировано и при обычном рассмотрении дел, без применения элементов ювенальной юстиции, не осуществляется. Вот в чем еще одна разница. В итоге, рассмотрев дело, судья имеет полное представление о подсудимом, о его окружении, положении в семье, в обществе, об его увлечениях, наклонностях, мотивах и причинах, побудивших его совершить преступление, и прочих важных обстоятельствах, анализ которых позволяет сделать вывод опасен ли он для общества и насколько, либо не опасен, заслуживает ли он наказания и какого, либо его можно совсем освободить от наказания, какой контроль за ним необходим[2].За 2008 г. осуждено 89 человек (86,4% от несовершеннолетних), из них к лишению свободы 23 (25,8% от осужденных несовершеннолетних), к лишению свободы условно 42 (47,1% от осужденных несовершеннолетних), к штрафу 3 (3,4%), к обязательным и исправительным работам 16 (17,9%).За 1 полугодие 2015 года Промышленным районным судом г. Оренбурга рассмотрено с вынесением приговора 231 уголовное дело, по которым осуждено 268 лиц. К наказанию в виде реального лишения свободы за 1 полугодие 2015 года осуждено 182 лица, что составляет67,91 % от общего числа осуждённых.Кроме того, следует согласиться с мнением о том, что необходима специализация не только суда, но и правоохранительных органов, уголовноисполнительных инспекций по работе с несовершеннолетними. Однако, законодательством специализация по делам несовершеннолетних, например, для уголовноисполнительных инспекций, не предусмотрена[3].Четвертая группа мер воспитательные и карательные меры к подросткам, отбывающим наказание в воспитательнотрудовых колониях, в целях предотвращения рецидива с их стороны.При профилактике противоправного поведения ранее судимых необходимо выявлять таких лиц, вести их учет, изучать, а при определенных условиях осуществлять в отношении них административный надзор. Профилактика рецидива базируется на нравственновоспитательном воздействии, не исключающим применение гласного и негласного контроля за их поведением.Стоит отметить, что ювенальная система ограничивается не только ювенальными судами, сюда входят также следующие элемента: а) особый круг лиц, на которых распространяется действие данной системы (несовершеннолетние); б) специальные меры уголовноправового воздействия на них; в) особые процедурные нормы, регламентирующие процесс расследования и судебного разбирательства уголовных дел в отношении несовершеннолетних; г) специализированные органы судебной власти иучреждения, предназначенные для рассмотрения уголовных дел данной категории; д) органы и учреждения, предназначенные для исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних».В литературе обсуждается вопрос о необходимости создания в России службы пробации. Это обусловлено целым рядом причин. Основная из них состоит в том, что отбывание наказания без изоляции от общества позволяет, с одной стороны, сохранить имеющиеся у осужденного социально полезные связи, с другой –оградить его от негативного влияния со стороны наиболее криминально зараженной части преступников, находящихся в местах лишения свободы. Социальная значимость института пробации определяется также его возможностями в развитии у осужденных навыков социально приемлемого и ответственного поведения. Термин «пробация» (от лат. probatio –испытание) употребляется чаще всего как институт, сопровождающий условное лишение свободы или отсрочку вынесенного приговора, а также в связи с деятельностью по исполнению наказаний, альтернативныхлишениюсвободы. Суть пробации состоит в принудительном надзоре со стороны специальных органов за поведением осужденного и выполнением обязанностей, возложенных на него судом, коррекции его поведения, содействии в социальной адаптации и предупреждении совершения им повторных преступлений. Ее цель сокращение рецидивной преступности и стимулирование правопослушного поведения, содействие включению правонарушителя в жизнь общества. Пробация предполагает осуществление надзора за осужденным, а также применение мер по коррекции его социального поведения и оказания ему помощи в социальной адаптации.Виды принудительных мер воспитательного воздействия помещены в ст. 90 УК РФ. В литературе предлагается данный перечень расширить, Е.А. Стабровская говорит о целесообразности введения такой меры как официальное предостережение несовершеннолетних правонарушителей, суть которой состоит в «письменном предостережении несовершеннолетнего лица, проявившем умысел на совершение преступления, уполномоченными на это представителями правоохранительных органов.В качестве еще одной меры воспитательного воздействия предлагается ввести официальное извинение потерпевшему[7].Пятая группа мер это меры по приобщению к нормальной жизни, включению в трудовые и учебные коллективы несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы[5].После освобождения и возвращения в прежнее социальное окружение у бывших осужденных возникает проблема адаптации к нормальным условиям жизни. Изменяется и личность бывшего осужденного, причем далеко не всегда в лучшую сторону. У большинства несовершеннолетних правонарушителей до осуждения не существовало нормальных социально полезных связей. Они ограничивались только связями внутри девиантных групп и общностей, начиная от родителейпреступников или алкоголиков и заканчивая криминогенным районом. Для детей, выросших в таких условиях процесс социализации проходил в рамках девиантной субкультуры, а значит, они не имеют понятия об общечеловеческих ценностях и нормах. Здесь о процессе восстановления прежних социальных связей не может быть и речи. В данном случае речь идет о ресоциализации, т.е. о процессе повторного вживания (бывшего преступника) в систему представлений о ценностях, существующих в обществе. Создание нормальных условий для социальной работы –важнейшая задача государственных органов и общественности, основное направление предупреждения рецидивной преступности.Кроме того, меры по предупреждению преступности несовершеннолетних делят на:

воспитательные, т.е. направленные на перестройку нравственного сознания личности, ее взглядов, потребностей, ориентаций. Многие из форм воспитательной работы регламентированы законом и иными нормативными актами. Воспитательное воздействие реализуется в ходе бесед, повседневных контактов с подростком, путем вовлечения в работу или учебу, подачи ему положительных примеров, приобщения к художественной литературе, искусству, спорту и др.;

принудительные, т.е. уголовноправовые, административные, дисциплинарные, исправительнотрудовые. Все они регламентированы правом и применяются в основном правоохранительными органами.Однако и общественные организации участвуют в ихреализации;

организационные специальные меры по улучшению выявления и учета неблагополучных семей и совершающих правонарушения подростков, оказывающихся в трудных условиях и т.д. Планирование работы сними, контроль, координацию действий различных организаций (в отношении несовершеннолетних это наиболее актуально в силу отмеченного выше значительного числа субъектов предупредительн0ой работы);

различные виды помощи подросткам, оказывавшимся в сложныхжизненных ситуациях: устройство на работу или учебу, разрешение семейных конфликтов в учебных или производственных коллективах [4].

В данном случае опыт США где реализуется программа, согласно которой учащиеся до 16 лет совмещают учебу с работой, а с 1718 лет переходят на производство, посещая вечернюю школу[1].Данная практика должна применяться и в России. Согласно трудовому законодательству РФ, допускается заключение трудовых договоров с лицом, достигшим возраста 16ти лет, в некоторых случаях и ранее указанного возраста. Однако на практике работодатель не всегда стремиться взять на работу несовершеннолетнего, в основе его доводов лежит не способность несовершеннолетнего работника осознавать степень ответственности за выполняемую работу, кроме того, работодатель не стремится к обучению молодого поколения, выбирая людей старшего возраста и обладающего опытом работы. С учетом уровня развития коммерческих структур, несовершеннолетним лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, в свободное от учебы время может быть предложена подработка, например, в местах общественного питания, в которых не продается алкоголь, магазинах, а также по договору сезонного найма по благоустройству города.Итак, противодействие преступности несовершеннолетних, представляет собой меры борьбы с причинами совершения преступлений и условиями им способствующими. Все меры условно можно поделить на: воспитательные, организационные, принудительные, различные виды помощи подросткам, оказывавшимся в сложных жизненных ситуациях: устройство на работу или учебу, разрешение семейных конфликтов в учебных или производственных коллективах. Противодействие преступности несовершеннолетних должно акцентировать свое внимание на ранней профилактике, так как в данном случае есть реальный шанс предотвратить преступление в будущем, а также поспособствовать правовому и нравственному воспитанию, просвещению личности.

Ссылки на источники1.Блясова, И.Ю. Состояние профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних в советский период / И. Ю. Блясова // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 1. С. 55.2.Бурсакова, М.С. Вопросы профилактики преступности несовершеннолетних в Оренбургской области / М.С. Бурсакова // Извести Оренбургского государственного аграрного университета.

2014. № 2. С. 267. ISSN0103 –51.3.Волошин, В.М. Уголовноправовая политика России в отношении несовершеннолетних правонарушителей и роль ответственности в ее реализации / В.М. Волошин // Правоведение. 2008. №2 С. 22. ISSN08694486.4.Гурдинин, Н.С. Грязнова Д.В. Преступность молодежи в современной России: причины, тенденции, пути противодействия // NAUKARASTUDENT.RU(ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ) {Электронный ресурс} —Режим доступа: http://naukarastudent.ru/16/2522/. 18.11.2015.5.Жадан, В.Н. К вопросу о подходах выделения причин и условий преступности несовершеннолетних. Сборник научных трудов / Ставрополь: Логос. 2014. С. 88. ISВN5983630016.6.Савина, Т.А. Уголовная ответственность несовершеннолетних в Российском законодательстве 1719 веков / Т.А. Савина // Вектор науки. 2012. № 3. С.10. ISSN08690101.7.Саркисян, М.В. Особенности развития российского законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних в период с XVIIпо начало XXв. / М. В. Саркисян /// Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 4. С. 30. ISSN08696969.8.Сольская, К.В., Кузнецов И.А. Меры противодействия и профилактики преступности несовершеннолетних / К.В. Сольская // Вестник БИСТ. 2014. № 2(23). С. 35. ISSN01316761.