Теоретические аспекты исследования ценностей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Буякова Е. В. Теоретические аспекты исследования ценностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 231–235. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86947.htm.
Аннотация. В статье рассмотрен научный подход к ценностям, акцентируется внимание на толковании стандартов, образцов, эталонов, норм социального поведения как объектов мотивации и ориентации субъекта деятельности. Объектом исследования являются ценности. Предметом – теоретические аспекты исследования ценностей. Основная цель данной работы – теоретическое исследование ценностей через призму ряда научных исследований и собственных выводов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Буякова Елена Валерьевна,учитель математики первой категории высшего уровня, КГУ «ОШ №6 акимата г. Шахтинска» Карагандинская область РКbuyakova.745@mail.ru

Теоретические аспекты исследования ценностей

Аннотация.В статье рассмотрен научный подход к ценностям, акцентируется внимание на толковании стандартов, образцов, эталонов, норм социального поведения, как объектов мотивации и ориентации субъекта деятельности. Объектом исследования являются ценности. Предметом теоретические аспекты исследования ценностей. Основная цель данной работы – теоретическое исследование ценностей через призму ряда научных исследований и собственных выводов. Ключевые слова: ценности, теоретические исследования ценностей.

Современный период развития общества характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизнедеятельности человека, которые особенно сказываются на характере и структуре ценностей общества и отдельной личности. Проблема ценностей была и является предметом анализа философов, культурологов, социологов и других ученых. Не теряет она актуальность и в настоящее время, когда происходит переоценка системы ценностей, принципов нравственности, когда формируются новые идеалы. Что бы глубже понять теоретическую сущностьценностей возникает потребность в возврате к первоисточникам формирования ценностей, к их первичной трактовке.Научный подход к ценностям акцентирует внимание на толковании стандартов, образцов, эталонов, норм социального поведения, как объектов мотивациии ориентации субъекта деятельности. Объектом исследования являются ценности. Предметом теоретические аспекты исследования ценностей. Основная цель данной работы – теоретическое исследование ценностей через призму ряда научных исследований и собственных выводов. Переоценка традиционных ценностей и возникновение новых ценностных стратегий приводят к изменению характера взаимодействия общества с природой. Поэтому становится необходимым определение базовых аспектов формирования ценностей, опираясь на основные труды ученых в области исследования ценностей и ценностных ориентаций.Ценности это то, что не существует, однако имеет значительную силу, с помощью которой человек создает новый мир мир ценностей.В американской социальной психологии распространенным подходом к изучению ценностей является концепция М. Рокича, который предложил конкретное определение понятия ценностей. В его теории под ценностями понимают вид убеждений, центральное положение в индивидуальной системе убеждений. Ценности –это принципы жизни, которые определяют то, как необходимо ведет человеку.В начале XX века немецко американский психолог Г. Мюнстерберг написал труд " Философия ценностей " (1908), в которой исследовал ценности, которые являются порождением культуры. Ученый также параллельно пишет новую книгу и дает ей выразительный заголовок " Основные принципы мировоззрения ", где впервые в истории аксиологической мысли выстраивает таблицу, которая должна была продемонстрировать закономерности строения мировоззрения человека и его ценностного мира1.С типологии ценностей Г. Мюнстерберга понятно, что ценности условно делятся на две большие группы: ценности бытия (вещи, гармония, рост, счастье, прогресс, любовь, откровения и др.) и ценности культуры (природа, вселенная, искусство музыка, история, право, разум, человечество и т.д.), которые воплощены как в жизни, так и в культуре.Обобщая определения ценностей многих западных теоретиков, Ш.Шварц и У. Билски выделяют следующие характеристики:1) Ценности это убеждение. Это не холодные мысли, когда ценности активизируются, они смешиваются с чувствами.2) Ценности это желаемые человеком цели и образ поведения, способствует достижению этих целей.3) Ценности не ограничены определенными действиями и ситуациями.4) Ценности выступают какстандарты, которые управляют выбором или оценкой поступков, людей, событий, ситуаций и т.д..5) Ценности упорядочены по важности относительно друг друга. Упорядоченный набор ценностей формирует систему ценностных приоритетов 2.Как результат, каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Данная система состоит в процессе деятельностного предметного восприятия индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры.Чтобы научно обосновать ценность М. Вебер сосредоточил свое внимание на том, что Г. Риккерт назвал ценности средним царством. Иными словами, М. Вебер анализировал царство имманентного смысла (бытие ценности) смысла переживаний и действий людей, т.е. смысла, что субъективно подразумеваемый. Апеллируя к этому понятию, Вебер фиксировал самое главное и самое существенное, что, по его мнению, делает человеческое поведение именно действием: такой она проявляется только в том случае, когда действующий индивид связывает с ней субъективный смысл3. Вебер в своей научной теории исходил из неокантианской предпосылки, согласно которой осмысленным каждый человеческий акт становится лишь в соотнесении с ценностями, в свете которых артикулируются нормы поведения людей и их индивидуальные цели. Эта связь М. Вебер подробно отслеживал в социологии религии. Именно религию он и рассматривал в качестве источника сенсоутворюючих ценностей.

В философии, есть специальный раздел, занимающийся проблемой ценностей, аксиология сфера, рассматривает объективную действительность и отношение к ней человека. В социологии это проблема общесоциальных регулятивных механизмов, где ценности общества рассматриваются как составляющие общественного сознания и культуры, выполняющие по отношению к личности нормативные функции; в социальной психологии это сфера исследования 1Каган М.С. Философская теория ценностей. Лекции / М.С. Каган. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997. 205 с.2Особенности ценностей студенческой молодежи [ Электронный ресурс ]. Режим доступа:http://ref.rushkolnik/ru\v473443Вебер М. Основные социологические понятия / / Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / Сост., Общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 205 с.

социализации индивида, его адаптации к групповым нормам и требованиям, а в общей психологии изучение высших мотивационных структур жизнедеятельности; в педагогике это целое направление (аксиологический подход), в котором исследуется взаимосвязь процесса формирования ценностных ориентаций и педагогического процесса.Ценности в эстетике рассматриваются как понятия, соотносят с понятием "оценка": они характеризуют с разных сторон систему объектно субъектных ценностных отношений. Своеобразие эстетической ценности определяется специфическим характером эстетического отношения человека к действительности: непосредственным, чувственно духовным, бескорыстным восприятием, ориентированным на познание и оценку содержательной формы, структуры, степени организованности и упорядоченности реальных объектов4. В культурологии ценности следует рассматривать как структурные элементы культуры.Соответственно, эстетическую ценность могут иметь: предметы и явления природы, доступные чувственному созерцанию; сам человек ( его вид, действия, поступки, поведение);кстати, построенные людьми, которые образуют " вторую природу "; продукты духовной деятельности ( научной, публицистической и др.); произведения искусства во всем многообразии его видов. Наличие определенной эстетической ценности во всех этих объектов зависит от того, к какой конкретной системы социально исторических отношений они включены, какие идеалы служат критерием оценки этих объектов. Поэтому, хотя носителем эстетической ценности может быть и природный объект, ее содержание всегда является социально историческим и воплощает диалектическая связь классового и общечеловеческого, национального и интернационального, исторически устойчивого и изменчивого, группового и индивидуального.В применении к познавательному процессу понятие ценность также оказалось неоднозначным, многоаспектным, фиксирующим разное аксиологический смысл. Это, вопервых, отношение эмоционально окрашенное, содержащее интересы, предпочтения, установки, сформировавшееся в ученого под влиянием моральных, эстетических, религиозных социокультурных факторов в целом. Вовторых, это ценностные ориентации внутри самого познания, в том числе и мировоззренчески окрашенные, на основе которых оцениваются и выбираются формы и способы описания и объяснения, доказательства, организации знания,например, критерии научности, идеалы и нормы исследования. Втретьих, ценности в познании это объективно истинное предметное знание (факт, закон, гипотеза, теория) и эффективное рациональное знание (научные методы, регулятивные принципы), которые благодаря истинности, правильности, информативности находят значимость и ценность для общества.Культурология считает близкими категории ценность и культуру, где определяет ценность как понятие, имеющее два характерологических аспекты:1) дезаксиологичний (позациннисний, объективистский), по которому в культуру входит все, созданное человеком: средства создания и уничтожения; литературный язык и уголовный жаргон;2) аксиологический (ценностный), когда факты культуры соотносятся с принятой системой ценностей и делятся на положительные и отрицательные, светлые и темные. Стоящее, преимущественное, желательно, благородное все это указывает на чтото позитивное для человека и для человеческой жизни. Иногда 4Аникина Т.А. Регионализация как приоритетное направление модернизации современной художественной образования / Т.О.Аникина. Вестник ЛНУ им. Т. Шевченко. № 8 ( 219). Ч. 1. 2011. 188 с.

утверждают, что природа это действительность вне ценностей, а культура действительность с позиции ценностей5.В повседневном обиходе ценностями считаются вещи с очень полезными для человека свойствами. В определениипонятия ценность, стало предметом широких теоретических исследований, особенно в 60 70 х годах, многих наук; нет единого мнения. Каждая из наук, касаясь ценностей, рассматривает их из своей точки зрения. Каждая из точек зрения является правомерной и заслуживает внимания и существования.По разному трактуют понятие ценность и исследователи, занимающиеся данной проблематикой. Например, В.А. Ядов рассматривает ценности как высшие диспозиционные уровне сознания личности, и вместе с этим, ценностные ориентации это вершина иерархии всех диспозиций и подразделяются на ценности цели как отдаленные, так и относительно близкие и ближайшие, а также ценности средства, которые соотносятся с нормами поведения, которые индивид рассматривает в качестве эталона.Типичным определением ценности как некоторого объекта можно считать определение, которое было дано ученым А.А. Ручкой. Ценность является материальным или идеальным предметом, который имеет определенную жизненную значимость для данного социального субъекта,т.е. способность удовлетворять его потребности и интересы6. Такой же точки зрения придерживаются В. Оссовский, Л. Юлдашев и др.. Как отмечает В. Кремень, ценность это не то, что можно потратить на чтото, что переходное, узкое значение, а то, ради чегопроживается всю жизнь. То, чего люди хотят ради него самого, а не чегото другого7.

В современной социально философской и культурологической литературе существуют различные точки зрения на природу ценностей и их понимание. В частности, ценности рассматриваются как вещь, которая имеет определенную пользу и способна удовлетворять ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чегото для человека, социальной группы или сообщества и т.д.. Но все эти понимания отражают определенную, реальную сторону ценности, поэтому их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимопроникающие.Можно также определить понятие ценностей в самом общем виде и таким образом: ценности являются теми явлениями природы и общества, которые полезны, нужны людям того или иного общества или групп, сообществ, как действительность, цели или идеалы. Ценности это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности. Именно поэтому при рассмотрении культуры ее определяют как систему ценностей, которые составляют ее основу8.Таким образом, ценности являются обобщающим понятием для таких явлений духовной жизни, как идея или идеал, моральная норма, художественное произведение. Они связаны с интересами людей различными способами: через систему разделения труда; через личностные связи, которые возникают между теми, 5Гиптерс З.В. Культурологический словарьсправочник / З.В. Гиптерс. К.: ВД "Профессионал", 2006. 328 с.6Ручка А.А. Ценностный поход в системе социологического знания / А.А.Ручка. К.: Наукова думка, 1987. С.132.7Кремень В.Г. Философия человекоцентризма в образовательном пространстве / В. Кремень [ 2е изд ]. М.: Тво "Знание", 2010. 282 с.8Лукашевич М.П. Социология. Общий курс. Учебник / М.П. Лукашевич, М.В. Туленков. К.: Каравелла, 2011. 408 с.

кто создает духовные ценности, и окружающей средой; через признание или непризнание того или иного ценности со стороны публики, аудитории, идеологии или культуры; через рычаги финансового, идейного, социально психологического воздействия на внутренний мир создателя ценностей и на средства его деятельности9.Понятие "ценность" является предметом широких теоретических исследований различных научных направлений и не теряет свою актуальность. На современном этапе развития обществаоживились исследования ценностей и ценностных ориентаций общества, особенно молодежи. Повышенный интерес ученых к проблеме ценностей и ценностных ориентаций эторезультат более углубленного понимания природы человеческого познания, которое в процессе трансформации приобретает новые признаки и помогает личности приспособиться к качественно новым социально культурных условий жизни.Поэтому, изменение смысложизненных ценностей является ведущей тенденцией современного общества происходит переход от «ценностей долга и приемлемости», а соответственно и социальной желательности к ценностям «саморазвития». Такой ценностный сдвиг приводит к появлению альтернативных стилей жизни, которые характеризуются отказом от материальных благ и перспективы их увеличения, социального статуса, общественного одобрения и т.п., ради «жизни для себя», своей семьи, саморазвития и удовольствие своим стилем жизни. А переход к новым стилежизненным практикам, в свою очередь, реализуется через осуществление добровольной мобильности.

Ссылки на источники1.Аникина Т.А. Регионализация как приоритетное направление модернизации современной художественной образования / Т.О.Аникина. Вестник ЛНУ им. Т. Шевченко. № 8 ( 219). Ч. 1. 2011. 188 с.2.Бауман З. Глобализация: последствия для человека и общества [ Текст] / С. Бауман. М., 2004. С. 112.3.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество [ Текст] / Д. Белл. М.: Академия, 1999. С. 390.4.Болтанский Л. Социология критической способности [Текст] / Л. Болтанскы, Л. Товено / / Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т.11. № 3. С. 7576.5.Бурдье П. Социология политики [Текст] / П. Бурдье. М.: Socio Logos, 1993. С. 109.6.Буслинський В.А. Философия: учеб. пособие / В.А Буслинський, В.Ю. Алексеев, П.И. Скрипка, Л.М. Кусок. К.: КСУ, 2002 287с.7.Вебер М. Основные социологические понятия //Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / Сост., Общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 205 с.8.Гиптерс З.В. Культурологический словарьсправочник / З.В. Гиптерс. К.: ВД "Профессионал", 2006. 328 с.9.Гуманизация учебно воспитательного процесса. Спецвыпуск 4. Ч. 2. Славянск, 2010. 78 с.10.Инглехарт Р. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития [Текст] / Р.Инглехарт, К. Вельцель. М.: Новое изд во, 2011. С. 10.11.Каган М.С. Философская теория ценностей. Лекции / М.С. Каган. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997. 205 с.12.Кремень В.Г. Философия человекоцентризма в образовательном пространстве / В. Кремень [ 2е изд ]. М.: Тво "Знание", 2010. 282 с.13.Лукашевич М.П. Социология. Общий курс. Учебник / М.П. Лукашевич, М.В. Туленков. К.: Каравелла, 2011. 408 с.14.Особенности ценностей студенческой молодежи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ref.rushkolnik/ru \v4734415.Ручка А.А. Ценности и смыслы как компоненты социокультурной реальности [Текст] / А.А. Ручка / / Смысловая морфология социума / Под ред. Н.Костенко. М.: Институт социологии НАН Украины, 2012. С. 92 ¬ 93.16.Томас В. Методологические заметки / / Американская социологическая мысль / В. Томас, Ф. Знанецкий. М.: Изд во Московского унта, 1994. 380 с. 9Буслинський В.А. Философия: учеб. пособие / В.А Буслинський, В.Ю. Алексеев, П.И. Скрипка, Л.М. Кусок. К.: КСУ, 2002 287с.

17.Хархордин А.В. Прагматический поворот: социология Л. Болтанскы и Л. Тевено [ Текст] / А.В. Хархордин / / Социс. 2007. № 1. С. 3518.Юлдашев Л.Г. Теории ценностей в социологии: вчера и сегодня / / Социологические исследования / Л.Г. Юлдашев. 2001. № 8. 238 с.19.Rokeach M. The role of values in public opinion research [ Text ] / M.Rokeach / / The Public Opinion Quarterly. 1969. Vol. 32. No. 4. P. 547559.20.Urry J. Sociology beyond Societies. Mobilities for the twenty first century [ Text ] / J. Urry. London and New York: Routledge, 2000. Р. 1, 59.